Советы логопеда

Советы логопеда

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем родителям хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но готовы ли к новой деятельности психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память? Достаточно ли развита его речь? В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи. Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль. Для контроля развития речи могут быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции. Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем задать по нему вопросы. Вот примерное задание: «После того как Таня сделала домашнее задание, она пошла гулять с подругами» — «Что сделала Таня раньше: пошла гулять с подругами или выполнила домашнее задание?» Можно также попросить ребенка выполнить какие-либо словесные поручения, а затем подробно рассказать, что он сделал. Развитие речи — это процесс сложный и длительный, речь в своем развитии проходит три этапа.

1. Довербальный .Приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами. 

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В речи ребенка  все точнее отражаются его намерения, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач. 
Так, на  2–3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко второму году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6–7 годам — из 3000–4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь — развернутая и грамматически оформленная.

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи — как устной, так и письменной.

Если ребенок в 2–2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.

Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередко, малыш в 3–4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи — они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять!»

Конечно, на ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормой» для детей не старше 2,5–3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей постарше, и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание — не связаны ли они с каким-то расстройством.

В мае 2005-го года  за консультацией обратилась мама Алины М. и попросила посмотреть ее дочь перед поступлением в гимназию. Девочка была подвижная, веселая и общительная. Мы сразу приступили к беседе. Алина ходила в хороший детский садик и 2 раза в неделю посещала подготовительные занятия. Было видно, что речь у ребенка развивается по возрасту. Мы беседовали с Алиной около часа, я давала ей разные задания, но она постоянно отвлекалась и переспрашивала. Это меня насторожило. В конце беседы я посоветовала маме обратиться за дополнительной консультацией к психологу, чтобы он посмотрел готовность психических процессов к восприятию и усвоению учебного материала. Мама обратилась к психологу, и все лето они занимались, чтобы скорректировать внимание Алины к школе.

Этот пример показывает, что ребенок может быть хорошо подготовлен к школе, но если ему трудно воспринимать информацию или запоминать инструкции учителя, у него могут появиться трудности в обучении. Речь ребенка тоже имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Ведь именно от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 5 годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки речи, словарный запас (те слова, которые ребенок понимает и, которыми он пользуется в речи) должен быть обширен и богат. К сожалению, большой процент детей имеет отставание в речевом развитии, и нуждаются в занятиях с логопедом. Многие родители задаются вопросом: когда обращаться к логопеду?

Родился ребенок, сделал первый шаг, сказал первое слово, переполняя сердце родителей радостью и счастьем. Начинает говорить, его детская речь так умиляет!

Но вот малышу  2 — 3 года, а он не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».
Или к  3 — 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур — сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.

Иногда ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

 
Малыш растет. Ему уже 4, 5, 6 лет и Вы с огорчением замечаете, что на фоне своих сверстников он говорит хуже, не так чисто. Ваши огорчения не ошибочны! Не успокаивайте себя тем, что он еще мал, вот исполнится ему пять лет, и он будет говорить хорошо.

 
Многие родители почему-то магически ждут этих пяти лет и только тогда обращаются к логопеду, мотивируя тем, что к логопеду приходят только в пять лет, или после пяти. Это ошибка! Каждый компонент речи развивается в свое определенное время.И именно в это время нарушения речи можно быстрее исправить и не допустить других нарушение речи. Поэтому к логопеду на консультацию приходите как можно раньше: в два, три, четыре года.

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком — по-прежнему актуален. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение — это тоже повод обратиться к логопеду.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 — и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право — лево», вчера — сегодня. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

Представьте себе какую-нибудь картину. Мы воспринимаем целиком и, лишь потом, вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным.

И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В.А. Чистякова, полезно делать и малышам — для профилактики логопедических проблем.
Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус — все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма — фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т.д.

Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж — разогревание своих ладошек.

Вот примеры заданий, которые помогут развить речь ребенка:
1.Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку — пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую — фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.

2. Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону?

3.Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома -… (крыша) и т.д.

4.Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.

5.В пространственных значениях: право — лево, верх — низ и т.д. — шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера — завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

Не бойтесь и не стесняйтесь обратиться к специалисту, когда ребенок маленький и только начинает осваивать речь.В возрасте  четыре с половиной, пять, шесть лет и далее логопед уже исправляет неправильно сформированные звуки речи. Так что же лучше: сразу учиться говорить правильно или исправлять ошибки? Выбор за вами.

«…Если родители не умеют разговаривать – логопед ребенку не поможет.»

Посмотреть расписание
Посмотреть прайс лист

Тэги: речь, речевые нарушения, родители, ребенок, отношения родителей и ребенка, логопед

Речь. Такой, на первый взгляд, простой и понятный критерий развития обычного ребенка.

Любопытные взгляды соседских мам на детской площадке, волнения ближайших родственников, вопросы «ну, как, ваш то говорит уже?» переносятся спокойно родителями до тех пор, пока ребенок маленький. А точнее, пока ему не исполнилось 2 – 3 года.

Обычно, если в 2 года речевые ожидания не оправдались, а попросту — малыш не заговорил, родительские тревога и беспокойство начинают зашкаливать…

Именно на этот возраст выпадает пик обращений за помощью к логопеду.

И абсолютно правильно, потому что впереди еще 4 года до школы и вполне можно успеть получить квалифицированную помощь.

Придя на первый прием к специалисту, основной вопрос встречи заключается в слове «ПОЧЕМУ». И это очень понятно. Каждому родителю хочется знать, отчего же молчит его малыш.

В медицинской литературе мы можем найти массу разных причин, которые мешают речи ребенка развиваться. И об этом, конечно же, говорим с родителями на наших встречах.

Но часто происходит так, что причины вроде бы найдены, рекомендации выполнены, а ребенок, по – прежнему, молчит.

Значит нужно исследовать проблему еще глубже.

Именно поэтому, обсудив медицинские подробности такой еще маленькой жизни малыша, необходимо не только обращать внимание на непосредственно речь ребенка, а задумываться над особенностями жизни семьи, в которой растет этот ребенок.

И в ходе беседы возникают вопросы, которые часто с удивлением и в то же время с огромным интересом воспринимают родители.

Какие? Вопросы тонкостей ОТНОШЕНИЙ.

ОТНОШЕНИЙ родителей и ребенка. ОТНОШЕНИЙ родителей между собой. ОТНОШЕНИЙ родителей и с их родителями.

«…Для чего? Какая здесь связь? Зачем это? Мы пришли ребенка показать…», — частые реплики родителей на логопедическом приеме.

Мы приглашаем вас задуматься, что ответы на эти вопросы — это тоже есть причины возникновения задержек речевого развития детей.

Вот несколько случаев из нашей каждодневной практики:

«На приеме у логопеда семейная пара. 12 лет ждали появления малыша. И вот, наконец – то, сын. Радости нет предела! Ребенок очень долгожданный – родители в нем «души не чают» и все делают для того, чтобы малыш ни в чем не нуждался. Интересы ребенка – превыше всего. Вся жизнь семьи подчинена теперь малышу. Ребенок – главный. Очень понятная ситуация. И все бы ничего, если бы не задержка речи…мальчик не говорит.»

Давайте вместе порассуждаем. Ребёнок в этой семье – главный. А главный – это ответственность. Сложно быть ответственным в 2 года и отвечать за семью. Непосильно пока ребенку нести такую ношу. И сказать то из этой роли малышу пока нечего. Вот и молчит.

Малыш в этой семье заговорил после того, как мама с папой снова вернули себе главную позицию. С помощью специалиста вспомнили о своих интересах, и желаниях, а ребенок смог начать жить своей, детской жизнью, в которой с удовольствием заговорил.

Другой случай.

…Мама и папа на приеме с девочкой 2,5 года. У семьи есть еще старший сын 19 лет. Малышку кормят детскими пюре, водят в памперсах, пьет девочка из бутылочки…Ребенок здоров, семья счастлива. И все бы ничего, если бы не задержка речи…девочка молчит.

Ребенок заговорил после того, как вместе с мамой и папой выяснили «зачем вам нужно быть родителями постоянно маленького ребёнка?».

При способности пережевывать уже взрослую пищу и усваивать ее, полном рте зубов – кушает ребенок пюре. При умении проситься в туалет – носит памперсы, при отличном умении пить из чашки – утоляет жажду из бутылочки. Эти описание ребенка до года. А маленький ребенок пока не умеет разговаривать. Вот и дочка молчит, хотя должна разговаривать предложениями.

Еще один случай:

На приеме мама с сыном 2 лет. Папа мальчика в постоянных командировках, дома бывает редко. Женщина в усталости и раздражении. Сына показывали всем специалистам. Ребенок здоров.

Все хорошо, но молчит.

В беседе мама говорит, что не может найти общего языка с мужем, не понимает, как сделать так, чтобы муж был чаще дома, не знает, как поговорить с ним о своем волнении и усталости, чтобы не расстраивать…

«Как говорить?» — ключевой вопрос наших встреч.

Речь мальчика стала развиваться после того, как семья, при поддержке специалиста, все же нашла возможность поговорить и обсудить волнующие друг друга темы.

Послесловие.

Разговаривать на тему сложностей развития детей непросто. Волнение, тревога, вина, стыд… Поднимается очень много разных переживаний. Во время разговора вы можете разволноваться, растеряться, забыть сказать то, что хотели…

Но, когда вы говорите о том, что вас на самом деле волнует, у другого человека, будь то ребенок или муж (жена) появляется возможность вообще это узнать и ответить вам, поддержать вас, найти выход.

И напряжение, копившееся долгое время, спадает. Появляется возможность развития. А речевого развития особенно!

Решения найдутся для любой ситуации, но для этого, конечно, сначала нужно ЗАГОВОРИТЬ!

Тэги:
речь  
речевые нарушения  
родители  
ребенок  
отношения родителей и ребенка  
логопед  

Возврат к списку

Задержки развития у детей в возрасте от 3 до 5 лет

Автор Энни Стюарт

Отзыв Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 22 июля 2021 г.

В этой статье

  • Что такое задержки развития?
  • Речевые и речевые задержки
  • Речевые и речевые навыки: нормальное состояние
  • Задержки двигательных навыков
  • Двигательные навыки: нормальное состояние
  • Социальные и эмоциональные задержки
  • 0011

  • Задержки, связанные с мышлением
  • Когнитивные навыки: что является нормальным

Каждый ребенок растет и учится в своем собственном темпе, и диапазон нормальных значений довольно широк. Однако полезно знать признаки того, что ваш ребенок может не обладать навыками, которыми обладает большинство других детей в его возрасте. Врачи называют эти проблемы задержкой развития.

Многие задержки не являются серьезными, и большинство детей могут наверстать упущенное, особенно если они получают раннее лечение. Главное — оказать ребенку помощь, в которой он нуждается, как только вы почувствуете, что возникла проблема. Если вам интересно, не отстает ли ваш малыш в эмоциональном, умственном или физическом развитии, не ждите, чтобы узнать. Немедленно поговорите с их врачом.

Что такое задержки развития?

Существует множество различных типов. У детей могут быть проблемы с:

  • Языком или речью
  • Движением или двигательными навыками
  • Эмоциональными и социальными навыками
  • Навыками мышления

Задержкой языка и речи

Эти проблемы являются наиболее распространенным типом задержки развития. Они звучат похоже, но это разные типы проблем. Под речью понимаются звуки, исходящие изо рта человека. Дети с задержкой речи могут заикаться или с трудом произносить слова правильно.

Язык относится к значениям звуков и жестов. У детей с языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с самовыражением или пониманием других.

Возможные причины. Задержка в этих навыках может произойти по многим причинам, в том числе:

  • Проблемы с языком или нёбом у ребенка, из-за которых трудно произносить звуки и слова
  • Потеря слуха. У детей, у которых было много ушных инфекций, могут быть проблемы со слухом.
  • Неспособность к обучению
  • Нарушение развития, такое как церебральный паралич или расстройство аутистического спектра

Что вы можете сделать. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью или языком, немедленно сообщите об этом врачу. Врач должен будет проверить их слух. Они, вероятно, также порекомендуют вашему ребенку обратиться к специалисту, который может диагностировать и лечить эти задержки, например, к логопеду или логопеду. Этот специалист изучит, как ваш ребенок выражает себя, в том числе:

  • Что они понимают
  • Что они могут сказать
  • Другие способы, которыми они пытаются донести свои мысли, такие как жесты или кивки

Если у вашего ребенка задержка, ему может потребоваться логопед. Терапевт может работать с ними над тем, как произносить слова и звуки, и укреплять мышцы лица и рта. Вы также можете работать со своим ребенком над речью и языком:

  • Разговаривайте с ним в течение дня. Укажите на предметы или звуки дома, в продуктовом магазине, в машине или в любом месте, куда бы вы ни пошли. Задавайте им вопросы и отвечайте на их ответы.
  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Получите лечение от ушных инфекций или любого другого состояния, которое может повлиять на их слух.

Речь и язык: норма

У ребенка нет срока, когда он может начать говорить или использовать полные предложения. Но большинство детей достигают речевых и языковых вех к определенному возрасту. Сообщите врачу вашего ребенка, если он не может выполнить некоторые из следующих действий. Кроме того, обратите внимание, если ваш ребенок теряет навыки, которые он уже изучил.

К 3 годам дети обычно:

  • Говорит короткими предложениями, может определять части тела и составлять слова во множественном числе

К 4 годам дети обычно:

  • детские стишки
  • Использовать предложения примерно из пяти слов
  • Правильно использовать «я» и «ты»

К 5 годам дети обычно:

  • Могут понимать команды, состоящие из двух частей, с предлогами («под» или « на»)
  • Может назвать свое имя и фамилию
  • Может правильно использовать множественное число или прошедшее время
  • Задавать вопросы типа «Почему?» или «Кто?»
  • Расскажите о том, что они делали в тот день

Задержки двигательных навыков

У некоторых детей могут возникнуть проблемы с движениями, в которых задействовано много мышц, например, игра в мяч, или с более мелкими движениями, такими как раскрашивание. Иногда проблема не в их силе, а в их координации. Вы можете заметить, что ваш ребенок кажется более неуклюжим, чем другие дети его возраста.

Возможные причины. В большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину или диагноз задержки двигательных навыков или координации, но у некоторых детей есть проблемы со здоровьем, которые вызывают их или усугубляют. К ним относятся:

  • Проблемы со зрением
  • Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией
  • Нарушение координации и планирования движений мозга, называемое диспраксией
  • Заболевания мышц
  • Детский церебральный паралич
  • 003

    Что вы можете сделать. При задержке моторики врач вашего ребенка может предложить вам поощрять вашего малыша двигаться и быть активным дома. Им также могут понадобиться:

    • Физиотерапия, чтобы помочь им с движениями, которые задействуют много групп мышц
    • Трудотерапия для улучшения мелких двигательных навыков или проблем с координацией
    • Медикаментозное или другое лечение мышечного заболевания

    Двигательные навыки: Что нормально

    Обычно по мере взросления дети становятся сильнее и лучше координируют свои действия. Сообщите врачу, если ваш ребенок не достигает некоторых из следующих этапов или, кажется, теряет какие-либо двигательные навыки, которые он уже изучил.

    К 3 годам дети обычно могут:

    • Удерживать равновесие и подниматься и спускаться по лестнице
    • Работать с мелкими предметами
    • Складывать более одного блока
    • Использовать обе стороны тела
    • Стоять на одном ногу более чем на несколько секунд

    К 4 годам дети обычно могут:

    • Подбрасывать мяч над головой или ловить большой мяч
    • Прыгать на месте или подпрыгивать на одной ноге
    • Кататься на трехколесном велосипеде
    • Возьмите карандаш между большим и указательным пальцами и начните рисовать
    • Сложите четыре блока в стопку

    К 5 годам дети обычно могут:

    • Построить башню из шести-восьми блоков
    • 0

    • Галопом1 90 удобные для детей ножницы
    • Удобно держать мелок
    • Легко снимать одежду
    • Постоять на одной ноге 10 секунд
    • Подняться или спуститься по лестнице, чередуя шаги, не используя перила
    • Чистить зубы
    • Вымыть и высушить руки

    Социальные и эмоциональные задержки

    Эти проблемы могут означать, что детям трудно ладить со взрослыми или другими детьми. В большинстве случаев проблемы проявляются до того, как дети пойдут в школу.

    Одна из распространенных причин социальных и эмоциональных задержек называется расстройством аутистического спектра или РАС. Это может повлиять на то, как ребенок выражает себя, взаимодействует, ведет себя и учится.

    Что вы можете сделать. Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и того, насколько сильно она влияет на жизнь вашего ребенка. Вероятно, вы будете тесно сотрудничать с лечащим врачом вашего ребенка и другими специалистами, чтобы найти то, что поможет им больше всего.

    Лекарства или специальные виды поведенческой терапии могут помочь, если у вашего ребенка проблемы с поведением из-за задержки. Вы также можете поработать с терапевтом, чтобы узнать, как поощрять хорошие социальные и эмоциональные навыки дома. Чем раньше вы начнете решать эти проблемы, тем больше вероятность того, что ваш ребенок сможет догнать других детей своего возраста.

    Социальные или эмоциональные навыки: что является нормальным

    К 3 годам дети обычно:

    • Проявляют интерес к другим детям
    • Чувствуют себя более комфортно, находясь вдали от родителей или опекунов К 4 годам дети обычно:

      • Реже цепляются или плачут, когда родители уходят
      • Обращают внимание на других детей
      • Отвечают людям вне семьи

      К 5 годам дети обычно:

      • Проявляют широкий спектр эмоций
      • Легко разлучаются с родителями
      • Желают играть с другими детьми

      Задержки, связанные с мышлением

      900 причины, по которым у ребенка могут быть проблемы со способностью думать, учиться и запоминать, называемые когнитивными навыками. Причины могут включать в себя дефектные гены, физические проблемы, факторы окружающей среды, преждевременные роды или другие проблемы до их рождения и даже несчастные случаи. Но в большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину когнитивной задержки.

      Что вы можете сделать. Если вы считаете, что что-то не так, самое главное сообщить врачу вашего ребенка. Если врач согласится, он порекомендует специалиста, который сможет разобраться, в чем проблема. В зависимости от диагноза вашего ребенка ему могут помочь:

      • Игровая терапия или трудотерапия
      • Специальное образование
      • Иногда лекарства могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут сопровождаться задержкой когнитивных функций, например перепадами настроения или недостатком внимания.

      Когнитивные навыки: что нормально с игрушками

    К 4 годам дети обычно:

    • Участвуют в интерактивных играх
    • Участвуют в фантазийных играх
    • Умеют копировать круг

    К 5 годам дети обычно: 9 лет0055

    • Не так легко отвлекается
    • Может концентрироваться на одном занятии более 5 минут

    Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Не бойтесь сообщить врачу, как только почувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какая у них задержка развития, ранняя диагностика и лечение — лучший способ исправить ситуацию.

    Синдром Эйнштейна: характеристики, диагностика и лечение

    Понятно, что родители нервничают, когда их ребенок не достигает ключевых этапов развития в то же время, что и его сверстники. В частности, есть одна веха, которая заставляет нервничать многих родителей: научиться говорить.

    Большинство экспертов рекомендуют использовать сроки разработки в качестве общего руководства, а не конкретных доказательств задержки развития. Тем не менее, как родитель, трудно не беспокоиться, если вы считаете, что ваш ребенок не говорит, как другие дети его возраста.

    Если у вашего ребенка проблемы с речью, это может считаться задержкой речи. В зависимости от серьезности задержка речи может варьироваться от полного отсутствия речи до затрудненного произношения слов или даже проблем с построением предложений.

    Большинство людей предполагают, что задержка развития речи или расстройство речи будут иметь долгосрочное влияние на способность ребенка преуспевать в школе и за ее пределами. Но менее известное состояние, называемое синдромом Эйнштейна, доказывает, что это не всегда так.

    Синдром Эйнштейна — это состояние, при котором ребенок поздно начинает говорить или поздно начинает говорить, но демонстрирует одаренность в других областях аналитического мышления. Ребенок с синдромом Эйнштейна в конечном итоге говорит без проблем, но остается на шаг впереди в других областях.

    Как вы могли догадаться, синдром Эйнштейна назван в честь Альберта Эйнштейна, признанного гения и, по мнению некоторых биографов, поздно заговорившего, который не произносил полных предложений до пятилетнего возраста. Рассмотрим влияние Эйнштейна на научному миру: если он поздно заговорил, то это уж точно не было для него камнем преткновения.

    Концепция синдрома Эйнштейна была предложена американским экономистом Томасом Соуэллом и позже поддержана доктором Стивеном Камаратой — уважаемым практикующим врачом и профессором кафедры слуха и речи Медицинской школы Университета Вандербильта.

    Соуэлл отметил, что, хотя поздний разговор может быть признаком аутизма или других отклонений в развитии, есть значительный процент детей, которые поздно начинают говорить, но позже процветают, доказывая, что они продуктивны и обладают высоким аналитическим мышлением.

    Правда в том, что исследований синдрома Эйнштейна недостаточно. Это описательный термин без согласованного медицинского определения или критериев, что затрудняет его исследование. На самом деле мы не знаем, насколько широко распространено это состояние, является ли оно генетическим или экологическим, или проявляется ли оно при других состояниях, таких как аутизм, вызывающих задержку речи и речи.

    Считается, что часть детей, у которых диагностировано позднее начало речи, перерастают эту задержку в развитии и проявляют себя как одаренные и исключительно сообразительные. Эти дети могли бы квалифицироваться как кандидаты на то, чтобы иметь синдром Эйнштейна.

    В интервью MIT Press Камарата заявил, что поздняя речь слишком часто принимается в качестве убедительного доказательства при диагностике аутизма. На самом деле существует множество причин, по которым ребенок может говорить позже, начиная от прохождения стадии развития в своем собственном темпе и заканчивая физическими проблемами, такими как потеря слуха.

    Популяционные исследования показали, что лишь небольшой процент детей, поздно заговоривших, страдают расстройством аутистического спектра (РАС). Исследование Камараты предполагает, что 1 из 9 или 10 детей в общей популяции поздно начинает говорить, тогда как у 1 из 50 или 60 детей проявляются симптомы РАС.

    Камарата предупреждает, что врачи, пытающиеся диагностировать поздно заговорившего ребенка, часто ищут симптомы аутизма, а не пытаются его исключить.

    Он считает, что эта практика проблематична, поскольку многие признаки нормального развития у малышей могут быть ошибочно приняты за симптомы аутизма. Он называет это «подтверждающим» диагнозом, а не дифференциальным диагнозом.

    Камарата предлагает, если у вашего поздно заговорившего ребенка диагностирован РАС, вы должны спросить своего врача, что еще, помимо задержки речи, повлияло на этот диагноз.

    Для поздно заговорившего ребенка, у которого нет других сопутствующих заболеваний, диагноз РАС будет неточным, и любые рекомендуемые методы лечения не будут продуктивными.

    Гиперлексия — это когда ребенок начинает читать намного раньше, чем его сверстники, но не понимает большую часть того, что он читает. Синдром Эйнштейна и гиперлексия являются состояниями, которые могут привести к ошибочному диагнозу РАС у детей.

    Ребенок с синдромом Эйнштейна в конечном итоге говорит без проблем. У ребенка с гиперлексией не обязательно может быть диагностирован РАС, но исследования показывают, что существует сильная корреляция. Около 84 процентов детей с гиперлексией позже диагностируют РАС.

    При изучении связи между РАС, гиперлексией и синдромом Эйнштейна полезно мыслить шире. Речевая задержка очень распространена у детей с РАС, но это не единственный маркер для диагностики.

    Так как же узнать, есть ли у вашего ребенка синдром Эйнштейна? Ну, первая подсказка в том, что они не разговаривают. Скорее всего, они задерживаются в достижении речевых вех в соответствии с рекомендациями для их возраста.

    Кроме того, в книге Томаса Соуэлла 1997 года «Поздно заговорившие дети» описаны общие характеристики, которые он описывает у детей с синдромом Эйнштейна:

    • выдающиеся и не по годам развитые аналитические или музыкальные способности избирательные интересы
    • отсроченное приучение к горшку
    • особые способности к чтению или использованию чисел или компьютера
    • близкие родственники с аналитическими или музыкальными карьерами
    • крайняя концентрация на любой задаче, занимающей их время

    Но опять же, синдром Эйнштейна не имеет четкого определения, и трудно сказать, насколько он распространен. Волевое поведение и избирательные интересы характерны для многих малышей — даже для тех, кто не поздно начинает говорить.

    Существует множество доказательств того, что поздний разговор не всегда явный признак умственной отсталости или снижения интеллекта. Также нет неопровержимых доказательств того, что каждый ребенок, у которого может быть синдром Эйнштейна, исключительно одаренный, с IQ выше 130.

    На самом деле, в тематических исследованиях, описанных в книге Соуэлла 1997 года как истории успеха тех, кто поздно заговорил, большинство детей имели средний IQ около 100, и очень немногие имели IQ выше 130.

    Самое важное, что нужно сделать, если вы Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок поздно начинает говорить, вам необходимо пройти обследование. Как упоминалось ранее, если вы уверены, что ваш ребенок сообразителен и вовлечен в окружающий мир, но просто поздно начинает говорить, вам необходимо убедиться, что ваш врач использует целостный подход для постановки диагноза.

    Если полагаться только на речь, можно поставить неверный диагноз. Ошибочный диагноз может привести к неправильному лечению и может непреднамеренно замедлить развитие речи вашего ребенка.

    В частности, вам понадобится врач, который внимательно следит за невербальными сигналами и видит, что ваш ребенок слушает и участвует в оценке.

    Не бойтесь сомневаться в диагнозе или даже запрашивать второе или третье мнение. Однако, если вы решите, чтобы вашего ребенка осмотрел другой врач, выберите кого-то, кто не принадлежит к тому же профессиональному кругу, что и ваш первоначальный врач, чтобы избежать дальнейшего смещения подтверждения.

    Стоит отметить, что неверный диагноз может быть двусторонним. Существует также риск того, что ребенку может быть поставлен ранний диагноз РАС, потому что считается, что он поздно начинает говорить. Вот почему так важен целостный подход к диагностике, который исследует другие факторы, помимо речи, такие как слух и невербальные сигналы.

    Кого вы должны увидеть?

    Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть задержка речи из-за того, что он поздно начинает говорить, вам следует обратиться к врачу вашего ребенка. Они могут провести тщательное медицинское обследование и при необходимости направить вас к логопеду и другим специалистам.

    Большинство экспертов рекомендуют раннее вмешательство. Итак, как только вы начинаете подозревать, что ваш ребенок не достигает речевых показателей, вам следует записаться на прием для оценки.

    При встрече с логопедом помните, что может пройти несколько сеансов, прежде чем он поставит диагноз и составит план терапии.

    Будет ли у моего ребенка диагностирован синдром Эйнштейна?

    Поскольку общепринятого медицинского определения синдрома Эйнштейна не существует и он не фигурирует в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), не ожидайте получения официального диагноза.

    Точно так же не бойтесь опровергнуть диагноз, который вы считаете неточным. Если вы знаете, что ваш ребенок реагирует на ваш разговор и вовлечен в окружающий мир, диагноз РАС может быть неточным.

    Другие меры, такие как проверка слуха вашего ребенка, также имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы физические нарушения не мешали вашему ребенку говорить.

    Независимо от того, есть ли у вашего ребенка синдром Эйнштейна или просто форма задержки речи, вам следует начать терапию для улучшения состояния. В дополнение к терапевтическим занятиям с лицензированным специалистом, есть также занятия, которые вы можете практиковать дома, чтобы помочь вашему поздно заговорившему ребенку освоить новые и новые слова.

    Рекомендуемая терапия будет адаптирована к задержке вашего ребенка в оценке. Например, у вашего ребенка может быть обнаружена задержка экспрессивной речи, когда он с трудом говорит, но понимает, что ему говорят, и реагирует. В этом случае вы можете получить список рекомендуемых занятий дома вместе с формальной логопедией.

    Задержки экспрессивной и рецептивной речи (трудности говорить и понимать сказанное) могут потребовать дальнейшего обследования и более интенсивной терапии.

    Синдром Эйнштейна — убедительная идея, которая может объяснить, почему многие поздно заговорившие дети добиваются заметных успехов и живут счастливой, нормальной жизнью.

    Это не формальный диагноз логопедов. Но теория, лежащая в основе Эйнштейна, показывает важность полной оценки, прежде чем диагностировать у поздно заговорившего ребенка РАС.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *