Ребенок плохо говорит в 3-4 года. Причины, норма и рекомендации. | Методическая разработка по логопедии (младшая группа):

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет

 «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Логопед Митина В.С.

26.10.2020г.

Содержание:

  1. Основные причины нарушения речи у детей.
  2. Развитие речи в онтогенезе.
  3. Советы логопеда.
  1. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

    Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе.

    Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
  • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
  • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
  • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
  • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

2.Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

       

       2.Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

       За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

       Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

       К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

      Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

       Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

       К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

       В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

       Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

       В нашем детском саду работают два логопеда. Мы обследуем всех детей четырёхлетнего возраста. Если ребёнок к пяти годам говорит неправильно, то его представляют на ПМПК, которая решает, будет ли ребёнок посещать логопедическую группу. В логопедическую группу принимаются дети, которым на 1 октября исполнилось пять лет и у них сохранен интеллект, но если ребёнок не говорит или говорит совсем мало и непонятно, то его можно представить на ПМПК и раньше.

       Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

       Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

       Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Советы логопеда

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  • Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый человек личность, каждый ценен индивидуален.

Что делать? – The MonteRabbi

Я получил электронное письмо с этой темой. Оно было от беспокойной матери, которая хотела знать, когда их мальчик должен говорить теперь, когда им уже было 4 года, и они не показывали вербальной экспрессивной речи. Родитель хотел знать, была ли это физическая проблема или проблема нервного развития.

И поэтому я придумал эту статью, потому что одна вещь, связанная с тем, что ребенок не говорит, заключается в том, что он должен пройти физический осмотр у педиатра, прежде чем он сможет сделать какое-либо окончательное суждение. Это может быть что угодно, от расстройства аутистического спектра, позднего разговора, проблем со слухом или заячьей губы. Давайте рассмотрим каждый подробно.

Что может вызвать задержку языка и речи у 4-летнего ребенка?

Речевые расстройства и нарушения речи

У некоторых детей возникают проблемы с пониманием того, что говорят другие люди, у них могут возникнуть проблемы с произношением речи или они могут быть не в состоянии повторить то, что говорят другие люди. Это вызвано тем, что мозг ребенка работает по-другому. Обычно это самые ранние причины языковых и речевых задержек.

Проблемы со слухом

Дети с нарушениями слуха могут иметь проблемы с имитацией, произношением или пониманием языка. Ушные инфекции, такие как хронические инфекции, могут вызвать проблемы со слухом, но пока одно из ушей не заражено, речь и язык будут улучшаться нормально.

Физические нарушения

Расщелина неба является одной из крайних причин нарушений речи. Еще одной проблемой является необычно короткая уздечка, складка, удерживающая язык в нижней части рта. Такие случаи педиатр выявляет еще до того, как ребенок начнет говорить, но в некоторые моменты они могут быть и упущены, пока вы не начнете посещать стоматолога.

Аутизм

Речевые, языковые или коммуникативные проблемы являются ранними признаками аутизма. Общие симптомы аутизма включают отсутствие зрительного контакта, проблемы с адаптацией к изменениям в распорядке дня, невозможность смотреть на предметы, когда на них указывает другой человек, и т. д.

Речевая апраксия 

последовательность и выполнение речевых движений. Распространенное объяснение ребенка с детской апраксией речи состоит в том, что его трудно понять. Причина этого CAS заключается в том, что в мозгу есть что-то, что не позволяет сообщениям попасть в рот для правильного воспроизведения звука. Симптомы CAS включают позднее развитие первых слов ребенка, чрезмерные движения рта для звукопроизношения или ошибки звукопроизношения в словах.

Синдром Эйнштейна

Мы обнаружили, что некоторые поздно заговорившие имеют то, что называется синдромом Эйнштейна; назван так в честь знаменитого Альберта Эйнштейна, который поздно заговорил. Если у ребенка гиперлексия, хороший зрительный контакт, социальные игры и талант в определенной области, то это может быть синдром Эйнштейна, а не аутизм.

Мы также посмотрели на других известных и талантливых опоздавших.

Вы можете ознакомиться с нашей книгой по синдрому Эйнштейна в формате pdf, чтобы узнать больше.

Нарушение слуховой обработки

Указывает на проблемы с расшифровкой звуковой речи. У таких детей может улучшиться речевая и языковая терапия.

Доступ к речи и языку

Ребенок может подвергаться пренебрежению или жестокому обращению и не слышать, что говорят другие. Это может привести к тому, что ребенку будет трудно научиться говорить.

Неврологические проблемы

Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут нарушать работу мышц, необходимых для речи.

Выборочное отключение звука

Это когда ребенок говорит, когда ему кажется, что он злится или нервничает. Может быть, их повели в школу и не захотели, они могут провести целый день, ни с кем не разговаривая. Некоторые дети также боятся говорить из-за грамматических исправлений со стороны старших, которые лишают их уверенности в себе.

Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

Увидеть мир сквозь них

Несмотря на ваше разочарование, вы можете торопиться и раздражаться из-за неудачных попыток малыша произносить слова. Возможно, вам захочется настоять на том, чтобы они перестали показывать пальцем на предметы и хрюкать, а просто начали использовать слова, которые вы используете, когда они чего-то хотят.

Вместо этого подумайте о борьбе, через которую они проходят, когда они хотят, чтобы вы их поняли. Как тяжело им просить о простой помощи. Это действительно тяжело и мучительно.

Единственное решение этой проблемы состоит в том, что вы должны быть чуткими и терпимыми, что будет хорошо для вас, для них, для вашей связи и для их возможного языкового развития.

Используйте повседневные ситуации

Разговаривайте в течение дня, чтобы улучшить словесные и языковые навыки вашего ребенка. Объясните, что вы делаете, когда убираете в доме, моете посуду, готовите еду и называете ее, а также указываете на предметы, когда вы их называете. Держите вещи как можно проще, но избегайте детской болтовни.

Сосредоточьтесь на общении

Разговаривайте с малышом, пойте, а также подбадривайте его имитацией звуков, кивков и знаков. Читайте ребенку интересные и простые книги, те, в которых есть мультипликационные картинки, и заставляйте ребенка просматривать их, как вы называете картинки.

Обратитесь за помощью к логопеду

Логопеды обучены изучению человеческого общения, роста и нарушений.

Они используют различные стратегии, включая:

  • Вмешательство в языковую деятельность

Они взаимодействуют с ребенком, играя или разговаривая с помощью книг, картинок или текущих событий, чтобы улучшить языковое развитие ребенка. Терапевт также может использовать повторение для развития языковых навыков.

  • Логопедия

В этом занятии терапевт правильно произносит звуки и слоги в словах или предложениях для ребенка, особенно во время игры. Уровень игры связан с конкретными потребностями ребенка. Терапевт показывает ребенку, как издавать звуки и как двигать языком, чтобы издавать определенные звуки.

  Разрешение на притворные игры с другими детьми

  Притворные игры улучшают словарный запас и понимание дошкольников. Дети учатся этому, слушая друг друга во время игры. Они также учатся договариваться и обмениваться словами и действиями. Воображаемая игра повышает успеваемость ребенка в предварительном чтении, речи и письме. Вы можете проверить нашу публикацию о притворных играх здесь

 Игрушки, которые поощряют разговор

Инвестируйте в игрушки, которые поощряют социальное взаимодействие, превращают разговор, например, в игры с мячом, а также те, которые заставляют ребенка двигаться.

Читайте дальше: Когда ребенок должен произносить свое имя

Ваш ребенок просто застенчив или это избирательный мутизм? – Клиника Кливленда

Сообщал ли учитель, что ваш ребенок не говорит регулярно или с готовностью в школе? Ваш обычно разговорчивый, игривый ребенок внезапно замолкает, когда вы вместе приходите на большое семейное собрание или когда вы отвозите его на урок танцев?

Если ваш ребенок дома ведет себя совершенно иначе, чем в других социальных условиях, возможно, у него избирательный мутизм. Селективный мутизм часто неправильно понимают и могут неправильно диагностировать, но раннее выявление и лечение имеют решающее значение для улучшения результатов в будущем.

Детский психолог Кристен Истман, PsyD, говорит, что в прошлом дети, которых считали «просто застенчивыми» или «дерзкими» из-за того, что они не разговаривали, на самом деле могут соответствовать критериям избирательного мутизма.

Что такое селективный мутизм?

Селективный мутизм всегда считался редкостью, однако больше детей могут соответствовать критериям диагноза, чем считалось ранее, особенно во время пандемии COVID-19.

«Многие, казалось, думали, что ребенок вырастет из такого поведения, что не всегда так», — говорит доктор Истман.

«То, что может показаться застенчивостью, на самом деле имеет свои корни в беспокойстве, в частности, в подспудном страхе перед ожиданием разговора», – говорит она.

«Застенчивые дети могут не вызываться читать вслух в классе, но когда им нужно что-то сделать, они могут», — говорит доктор Истман. «Главное отличие состоит в том, что застенчивые дети все еще могут ориентироваться в повседневных задачах, тогда как дети с избирательным мутизмом не могут».

Правила рекламы

Как выглядит селективный мутизм?

Ребенок с селективным мутизмом может не общаться в определенных социальных условиях (часто в школе), но он может комфортно разговаривать по крайней мере в одном другом месте (обычно дома).

Могут быть затронуты как девочки, так и мальчики, хотя заболевание чаще поражает девочек, чем мальчиков. Средний возраст начала — до 5 лет, но часто это становится более очевидным, когда ребенок попадает в структурированную социальную среду (например, в дошкольное учреждение или детский сад).

Детей с селективным мутизмом одолевает тревога перед перспективой написать доклад, поздороваться с одноклассником или поговорить с тренером на футбольной тренировке. Таким образом, они оказываются замороженными и не могут инициировать и/или реагировать. Из-за этого их опыт в школе и в других социальных условиях может быть затруднен, учителя могут быть не в состоянии оценить их, и они могут испытывать трудности в обществе.

Избирательный мутизм может выглядеть по-разному в зависимости от ребенка:

  • Некоторые дети могут разговаривать только со своими ближайшими родственниками и ни с кем за пределами дома, даже с расширенными членами семьи.
  • Другие могут разговаривать с родственниками, которых видят чаще, а не с теми, кого они не знают.
  • Некоторые могут разговаривать с другими детьми, но не со взрослыми вне дома.
  • Другие могут разговаривать со своим учителем один на один, но замирают в обстановке большей группы, когда другие находятся в пределах слышимости.

Важно понимать, что его внешний вид сильно различается — изо дня в день, от человека к человеку и от обстановки к обстановке. Все это примеры избирательного мутизма.

Следите за этими признаками избирательного мутизма:

  • Застывший или невосприимчивый образ жизни.
  • Жесткая, «жесткая как доска» поза тела.
  • Невыразительное, плоское или «олень в свете фар» лицо.
  • Медленно реагирует в социальной ситуации.
  • Прилипчивость к родителям при входе в социальные сети.

Ранняя диагностика важна

Для родителей важно доверять своим инстинктам. Если вы чувствуете, что ваш ребенок ведет себя по-разному в определенных социальных условиях за пределами вашего дома и/или с определенными людьми, важно поговорить со своим врачом.

«Чем раньше вы сможете поставить диагноз и начать вмешательство, тем лучше будет долгосрочный прогноз», — говорит доктор Истман.

Политика в отношении рекламы

Полезные советы для вас и вашего ребенка с селективным мутизмом

Доктор Истман говорит, что когда она работает с детьми с селективным мутизмом, ее цель — «помочь ребенку как можно раньше начать ассоциировать социальные условия с меньшим беспокойством и повышенным комфортом».

Она предлагает следующие первоначальные стратегии:

  1. Уберите вербальные требования в социальных ситуациях, когда это возможно : Если вы снизите вербальные требования и ожидания, ваш ребенок постепенно научится ассоциировать социальные ситуации с комфортом и позитивными чувствами, а не с тревогой. Это означает, что не начинайте говорить или задавать вопросы ребенку, как только он придет на вечеринку по случаю дня рождения. Это также означает, что не стоит говорить о том, что ребенок все время молчит, потому что это может смутить его и усугубить ситуацию.
  2. Сосредоточьтесь на создании комфорта : Поймите, что ваш ребенок не будет вступать в социальные ситуации с таким рвением, как другие дети. Предоставление большего количества времени для облегчения ситуации, будь то раннее прибытие или предоставление времени для практики перед входом в большую группу, является обязательным. Уважайте более длительное время разминки и подумайте о том, как сделать так, чтобы вашему ребенку было удобнее. Используйте юмор, когда это возможно, помогите им начать работу и обеспечьте позитивное поощрение.
  3. Акцент на невербальное общение : Вместо того, чтобы задавать вопросы, требующие словесного ответа, вместо этого задайте ребенку вопрос, который позволяет кивнуть, поднять или опустить большой палец. Поговорите с учителями, тренерами и другими людьми, чтобы побудить их задавать вопросы, на которые ваш ребенок может ответить таким же образом.
  4. Работайте по шагам : Поставьте ребенка в ситуации, в которых ему комфортно и свободно разговаривайте, а затем постепенно знакомьте с новым человеком, переходите к новой обстановке или добавляйте новое требование. Не заставляйте ребенка делать все сразу.
  5. Начинайте постепенно и продолжайте ставить перед собой реалистичные цели. : Пока вы начинаете медленно и изначально сосредотачиваетесь на комфорте вашего ребенка, можно слегка подтолкнуть его, чтобы он мог прогрессировать. Постановка целей «слегка недостижимых» полезна, и когда это делается в подходящее время, это приводит к изменениям.

Не избегайте предъявлять ребенку требования или избегать социальных ситуаций из-за избирательного мутизма вашего ребенка. Важно понимать, что ребенок с селективным мутизмом не поправится, сидя дома со своими ближайшими родственниками, так как здесь им уже комфортно и они разговаривают.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *