Содержание

Заикание у детей: причины и лечение


От заикания сегодня страдает около 4 % детей и 2 % взрослых. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной. Нередко заикание провоцирует проблемы в общении, замедляет развитие ребенка, стимулирует комплексы. При этом некоторые люди живут с этим нарушением всю жизнь, стесняясь обратиться к специалистам.


На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Что такое заикание?


Заикание (логоневроз) – часто встречающееся нарушение речи. Оно проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов. В некоторых случаях больной не повторяет звуки, слоги или слова, а удлиняет их. Проявляться заикание может и частыми остановками речи, ее «нерешительностью». Человек испытывает трудности при внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров во время произнесения речи. Провоцируется проблема судорогами, возникающими как в мышцах, участвующих в образовании звуков, так и дыхательных. По этой причине многие пациенты страдают не только непосредственно от заикания, но и от нарушений дыхания. Больные жалуются на внезапное ощущение нехватки воздуха.


Как правило, заикаться пациент начинает на согласных, намного реже – гласных буквах и в середине речи.


Механизм патологии до сих пор точно не определен. При этом, как уже отмечалось, заикание успешно лечится.

Причины


Заикание может возникать по внешним и внутренним причинам.


К врожденным факторам развития дефекта относят:

  • Патологии при вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.)
  • Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др. )
  • Генетическую предрасположенность
  • Индивидуальные особенности личности (повышенная нервозность и возбудимость)


Приобретенное заикание провоцируется:

  • Психологическими травмами (утратой родителей, аварией, дефицитом внимания и др.)
  • Физиологическими процессами. Заикание у детей может пройти само, если нарушение речи связано с особым развитием полушарий мозга до 5-летнего возраста и их недостаточным созреванием
  • Перенесенными патологиями (менингитом, например)
  • Травмами (от небольших ушибов до тяжелых сотрясений)


У некоторых детей фиксируется «ложное заикание». Оно не является патологией, а заключается в простом копировании ребенком поведения взрослых. Если мама или папа заикаются, ребенок хочет быть похожим на них и перенимает особую «манеру речи».

Основные признаки заикания


К основным симптомам патологии относят:

  • Спазмы речевого аппарата при произнесении звуков
  • Длительные паузы между звуками
  • Слогово-звуковые повторы


Существуют и дополнительные признаки заикания.


К ним относят:

  • Агрессию
  • Нервозность
  • Слезливость
  • Замкнутость
  • Отказ от свободного общения


У некоторых детей на фоне заикания развиваются нервные тики и иные патологии нервной системы. Нередко малыши замыкаются, боясь стать объектом насмешек, отказываются посещать детский сад, выходить на игровые площадки.


В некоторых случаях при патологии дети страдают от:

  • Бессоницы
  • Нарушений аппетита
  • Проблем в работе желудочно-кишечного тракта


В запущенных ситуациях развивается социофобия, проявляется ночное недержание мочи. Родителям важно понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, и чем раньше вы обратитесь к врачу, тем менее серьезными и опасными будут последствия патологии.


Если дефект не устранить, он может стать причиной:

  • Затруднений в общении со сверстниками
  • Задержки развития
  • Проблем при устройстве на работу во взрослом возрасте
  • Формирования замкнутого характера и др.

Виды заикания


В зависимости от причины выделяют следующие виды дефекта:

  • Патологический. Такой дефект имеет врожденный характер и обычно связан с генетикой
  • Невротический. Заикание в этом случае провоцируется травмами, заболеваниями или сильным испугом


В зависимости от проявлений выделяют следующие формы патологии:

  • Тоническая. Такая патология характеризуется длительными паузами в словах и растягиванием гласных звуков
  • Клоническая. При таком заикании человек не может проговаривать отдельные буквы или целые слоги
  • Комбинированная. Эта патология является самой сложной, так как сочетает симптомы клонического и тонического видов


В зависимости от постоянства симптомов выделяют заикание:

  • Стабильное. Также его называют привычным. Патология проявляется постоянно
  • Нестабильное. Такое заикание возникает только при стрессах или повышенной эмоциональности
  • Циклическое. Данная патология характеризуется периодами «покоя», когда пациент говорит свободно

Тактика поведения родителей при заикании у ребенка


Определить, почему возникло заикание у детей (причины), и лечение провести должен врач! Но родители всегда играют важную роль в успехе устранения патологии.


Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от дефекта?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой


На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать врача.


Важно! Позитивное окружение следует поддерживать и тогда, когда основной курс терапии завершен. Только в этом случае можно добиться существенного сокращения рисков того, что ребенок вновь начнет заикаться в стрессовых ситуациях или постоянно.

Лечение заикания


Лечение патологии речи всегда проводится комплексно.


Основная коррекция дефекта


Лечением детей занимаются логопеды-дефектологи. Именно эти врачи составляют коррекционную программу. Она разрабатывается индивидуально с учетом истинных причин патологии, возраста ребенка, его социального окружения и иных факторов.


Современные коррекционные методики строятся на основе нормализации дыхания и контроля темпа речи. Занятия с детьми проводятся в приятной необременительной игровой форме. Обычно вместе с ребенком врач читает и заучивает стишки, поет песенки, тренирует речевой аппарат другими способами.


Дополнительные коррекционные методики


К ним относят:

  • Массаж, направленный на улучшение кровообращения и общее расслабление. Курс из 10-15 сеансов позволяет снять спазмы и добиться полной релаксации
  • Дыхательную гимнастику, которая нацелена на формирование правильного дыхания. Заниматься можно как в условиях клиники под руководством физиотерапевта, так и самостоятельно, дома, предварительно освоив все упражнения
  • Гипноз. Данная методика применяется для терапии заикания у детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет


Медикаментозное лечение


Такая терапия актуальна в случае, если заикание у малыша спровоцировано стрессовой ситуацией. Как правило, врачи назначают легкие седативные средства. При необходимости, в запущенных случаях дополнительно рекомендуют транквилизаторы и препараты, предотвращающие спазмы (в том числе судорожные).

Преимущества лечения в МЕДСИ

  • Возможности для комплексной диагностики и определения точных причин речевых дефектов. В наших клиниках имеется новейшее оборудование экспертного уровня
  • Опытные врачи с высоким уровнем квалификации. В МЕДСИ работают не только логопеды, но и психологи, неврологи, нейропсихологи, дефектологи и другие специалисты. Уровень квалификации они повышают в ведущих центрах России и за границей
  • Возможности для записи на прием в удобное время
  • Индивидуальный подход к маленькому пациенту. Для каждого разрабатывается специальная коррекционная программа


Записаться на прием в клинику МЕДСИ вы можете по телефону + 7 (495) 7-800-600.

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу сейчас:

  • Адаптация ребенка к школе
  • Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание — довольно распространенная проблема у детей. Но это исправимая ситуация, если к ней подойти правильно и вовремя начать работать. Как это сделать, рассказывает специалист по реабилитационной работе столичного семейного центра «Измайлово» Анна Ершова.

Заикание — нарушение плавности речи, которое может проявляться в запинках, повторении, растяжении слогов и звуков. Оно сопровождается мышечным напряжением (судорогой) органов артикуляции, дыхания, голоса. «Чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда идет быстрое развитие фразовой речи. Кстати, нужно отметить, что заиканием страдает примерно 5% детей. А у мальчиков этот диагноз отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек», — отмечает Анна Ершова.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, из-за психической травмы — испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (например, ребенок начал посещать детский сад, в семье родился младший ребенок) или нарастать постепенно.

Вероятность возникновения заикания увеличивается, если недугом страдает кто-то из близких родственников, при частых респираторных заболеваниях, даже при нарушении внимания. Ведь внимание и речь тесно связаны: если ребенок легко отвлекается, мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мысли теряет ритмичность.

«При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка. Избегайте всего, что чрезмерно возбуждает или расстраивает ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, просмотр телепрограмм, прием гостей. Уделите внимание здоровому сну, соблюдайте режим тишины. Старайтесь сами говорить медленнее. Больше гуляйте на свежем воздухе, рисуйте, лепите. Укрепляйте нервную систему через игры с песком, водой, также полезно много петь, двигаться под спокойную музыку», — отмечает специалист.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают это с временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются; другие больше заикаются к вечеру, устав от дневных дел). Есть дети, у которых ухудшение наступает после перенесенного заболевания. Можно сказать, что волнообразность характерна для течения заикания.

«Обязательно следует посетить невролога, логопеда, психолога. Невролог сможет определить причины, которые привели к нарушению речевой функции. Для этого специалисту необходимо будет провести ряд исследований головного мозга и центральной нервной системы, затем назначить медикаментозное лечение. Логопед поможет правильно дышать при говорении, научит расставлять паузы во время диалога, поставит звуки. Психолог научит заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, поможет ему выразить себя эмоционально, творчески — в музыке, живописи, игре на сцене», — рассказывает специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Заикание у малышей и дошкольников: что типично, а что нет?

По мере того, как малыши и дошкольники становятся все более разговорчивыми, они могут начать спотыкаться при произнесении слов, что вызывает опасения по поводу заикания. Как родитель, как вы узнаете, когда нарушения речи являются нормальной частью развития, а когда следует больше беспокоиться? Читать дальше.

Что такое типичные отклонения?

Маленькие дети нередко имеют нарушения речи (например, повторение слов или фраз). На самом деле, около 5% всех детей, вероятно, будут владеть речью в какой-то момент своего развития, обычно в возрасте от 2,5 до 5 лет. Для ребенка также очень характерно переходить от периодов беглой речи к периоду неразговорной речи. Иногда это может происходить без видимой причины, но чаще всего это происходит, когда ребенок взволнован, утомлен или торопится заговорить.

Изучение языковых правил:

В это время дети быстро расширяют свой словарный запас и изучают сложные языковые правила. Эти правила позволяют детям превращать простые сообщения («Мамина сок») в более длинные и сложные предложения, требующие большей координации движений для плавного произнесения («Мама налила сок в синюю чашку») . Вполне естественно, что в пути могут быть некоторые сбои.

Это действительно заикание?

У большинства детей ясельного возраста и дошкольников большинство нарушений речи исчезают сами по себе через короткий промежуток времени. В других случаях нарушения речи сохраняются и признаки заикания становятся более очевидными. Раннее обращение за профессиональной помощью дает наилучшие шансы уменьшить заикание. Но как родители могут определить разницу между типичной неразговорностью речи, которая исчезнет, ​​и ранними признаками нетипичной неразговорности речи, которые могут свидетельствовать о заикании?

Вот несколько способов отличить типичное нарушение речи от заикания:

 

Если ваш ребенок действительно заикается, он может протянуть первый звук в слове, говоря: б-б-б-детка!» Кроме того, у детей, которые заикаются, часто развиваются другие манеры, такие как моргание, напряженный рот, взгляд в сторону и избегание зрительного контакта.

Факторы риска заикания: 

Существуют и другие факторы риска, которые могут помочь предсказать, будут ли проблемы с беглостью продолжаться дольше нескольких месяцев.

  • Семейный анамнез является самым важным предиктором вероятности заикания у ребенка.

  • Пол . Мальчики в два раза чаще заикаются, чем девочки, а мальчики младшего школьного возраста заикаются в 3–4 раза чаще, чем девочки.

  • Возраст начала заболевания. Дети, которые начинают испытывать трудности в возрасте 4 лет, чаще страдают стойким заиканием, чем те, кто начинает заикаться в более раннем возрасте.

  • Сопутствующие речевые и/или языковые расстройства повышают вероятность заикания у ребенка.

Получение помощи:

Если вас беспокоит речь вашего ребенка, поговорите со своим педиатром о проведении оценки речи и языка. Полная оценка от сертифицированного логопеда может помочь вам лучше определить, сохраняется ли заикание.

Логопеды помогут родителям определить наилучший план действий (например, внимательно следить за беглостью речи ребенка, записаться на лечение и/или обучение родителей). Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха (ASHA) предлагает доступную для поиска базу данных этих специалистов. Кроме того, здесь можно найти список врачей, специализирующихся на лечении заикания.

Подходы к лечению заикания:

Раннее лечение заикания очень важно, так как оно с большей вероятностью будет устранено в раннем возрасте (до поступления в начальную школу). Существует два основных подхода к лечению заикания:

  • Косвенное лечение — это когда логопед помогает родителям ребенка изменить свой стиль общения. Косвенные подходы эффективны для уменьшения или даже устранения заикания у многих маленьких детей.

  • Прямое лечение предполагает, что логопед работает с самими детьми один на один или в небольших группах, давая им специальные речевые стратегии для смягчения слов и снижения напряжения во время заикания. Кроме того, прямое лечение может включать помощь ребенку в различении плавной (беглой) и неровной (заикания) речи.

После 7 лет маловероятно, что заикание полностью исчезнет. Тем не менее, после 7 лет лечение может быть очень эффективным, помогая ребенку эффективно справляться с заиканием, помогая развить навыки, необходимые для того, чтобы справляться с трудными ситуациями (например, поддразниванием и издевательствами) и полноценно участвовать в школе и мероприятиях. Для детей старшего возраста лечение речи по-прежнему полезно, поощряется и эффективно помогает уменьшить тяжесть и воздействие заикания.​

Что могут сделать родители? Существуют различные приемы, позволяющие меньше давить на ребенка в разговорной ситуации. Перефразирование вопросов в виде комментариев (использование «

Ты сегодня играл в школе на улице. Должно быть, было весело!» вместо «Что ты делал в школе?» ) является одним из эффективных подходов. Родители также могут сделать все возможное, чтобы уменьшить количество ситуаций, провоцирующих заикание у ребенка.

  • Расскажите об этом. Когда дети узнают о своем заикании, лучше всего открыто говорить об этом в позитивном ключе. Дайте им понять, что «неровная речь» — это нормально. Если кажется, что ребенок не знает о проблеме, нет необходимости поднимать ее до тех пор, пока вы не обратитесь к логопеду.

  • Будьте терпеливы. Дайте детям время закончить то, что они говорят. Не торопите и не прерывайте их. Не говорите им «притормози» или «подумай о том, что ты хочешь сказать». Такие фразы, как правило, бесполезны для заикающихся детей.

  • Моделируйте хорошие речевые привычки. Хотя учить ребенка, как говорить, как правило, бесполезно, родители могут моделировать речевые привычки, которые помогают при заикании, например, замедлять собственную скорость, когда они говорят, делать больше пауз между предложениями и говорить в расслабленной манере.

  • Обратитесь к профессионалу. Есть много способов найти логопеда. Детский педиатр может дать рекомендацию. Дети младше 3 лет могут пройти бесплатное обследование в рамках местной программы раннего вмешательства. Если ребенку больше 3 лет, родители могут обратиться в местную государственную школу для бесплатной оценки. Родители также имеют возможность обратиться к частному логопеду с ребенком любого возраста. Доступная для поиска база данных этих специалистов доступна здесь. Список специалистов по заиканию доступен здесь.

  • Следуйте своим инстинктам:

    Если вас по-прежнему беспокоит речь вашего ребенка, попросите провести повторное обследование или направьте на дополнительное формальное тестирование.

    Дополнительная информация и ресурсы:

    • Как выразить беспокойство по поводу развития речи и языка ребенка

    • Изучите жесты. Act Early (CDC.gov) — направлена ​​на улучшение раннего выявления детей с аутизмом и другими нарушениями развития, чтобы дети и семьи могли получать необходимые им услуги и поддержку.

    • Заикание (ASHA)

    • Национальные расстройства беглости детств
      Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

      Счастливые болтливые малыши, которые начинают заикаться

      Источник: Шон Чой через Flickr Creative Commons

      Ужасно тревожно, но вовсе не редкость, что дети, которые рано начинают говорить, испытывают период заикания где-то между 18 месяцами и 4 годами. возраста. Это может начаться сразу и обычно так же быстро заканчивается через несколько дней, недель или месяцев.

      Что происходит?

      У некоторых детей ясельного возраста заикание (также называемое заиканием) выражено слабо — несколько фальшивых фраз через каждые несколько предложений. У других это более серьезно, происходит в большинстве предложений, мешает эффективному общению и приводит к тому, что ребенок говорит реже.

      Некоторые малыши проявляют признаки беспокойства по поводу заикания, часто моргают глазами, повышают тон голоса или выглядят встревоженными. Усталость, возбуждение, беспокойство, злость или расстроенность обычно усугубляют заикание.

      У малышей с очень активным мозгом мысли и идеи могут опережать их физическую способность произносить слова. Или, как написала одна мама: «У умных детей мозг работает лучше, чем их рот».

      По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, заикание встречается у пяти-десяти процентов всех детей, большинство из которых перерастают его. Это может произойти, когда желание малыша говорить превышает его речевые и языковые способности. Когда это происходит, малыши могут начать заикаться до тех пор, пока их навыки разговорной речи не сравняются.

      И как написала логопед Патрисия МакАлир-Хамагути:

      «Когда ваш ребенок находится в разгаре резкого скачка в своих языковых навыках, вполне естественно, что у него должны возникнуть трудности с беглым построением предложений. Его мозг, как компьютер, отчаянно пытается подобрать нужные слова в правильном порядке. Пока компьютер ищет, его рот может перейти в режим паузы (в переводе: повтор)».

      Когда ребенок, который раньше хорошо говорил, начинает заикаться, многие родители винят себя или беспокоятся о других аспектах жизни ребенка. Если это вы, перестаньте искать кого-то или что-то виноватым. Заикание у малышей очень редко вызывается стрессорами окружающей среды. Наоборот, это обычно переходный этап в развитии языковых навыков. Ребенок, который раньше был отличным оратором, скорее всего, вскоре снова станет им.

      Что делать, если ваш малыш заикается

      1. Подождите и посмотрите. Поскольку многие дети проходят фазу заикания, когда учатся говорить, большинство экспертов рекомендуют подождать, пока вашему ребенку не исполнится три года, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
      2. Будьте терпеливы и слушайте. Когда ваш ребенок спотыкается при попытке заговорить, поддерживайте нормальный зрительный контакт и спокойно ждите, пока он закончит. Не вводите слова и не заканчивайте предложения. Если вы не можете поговорить, дайте им знать, когда у вас будет время, а затем доведите дело до конца.
      3. Не давать советов . Не предлагайте ребенку сделать глубокий вдох, замедлиться или начать утверждение сначала. Вы можете усугубить проблему, увеличив самосознание вашего малыша.
      4. Канал Мистер Роджерс . Говорите с ребенком мягким, медленным, понимающим и расслабленным тоном. Если вы будете говорить быстро, ребенок может поспешить за вами.
      5. Улыбнитесь в знак поддержки . Сохраняйте приятное, расслабленное выражение лица, когда ваш ребенок говорит.
      6. Повторите предложение. Когда ваш ребенок закончит, бегло повторите предложение, чтобы он знал, что вы понимаете, и чтобы он мог слышать бегло произнесенное предложение.
      7. Найдите время для полного индивидуального внимания. Каждый день выделяйте время для приятной, непринужденной беседы именно с этим ребенком.
      8. Задавайте по одному вопросу . Ваше общение должно быть коротким, простым и позитивным.
      9. Замедлите темп жизни вашего малыша. Обеспечьте максимально спокойную и неторопливую атмосферу.
      10. Обеспечьте неразговорную деятельность . Когда заикание особенно заметно, поищите что-нибудь, что ваш малыш может делать, не требуя разговора. Это может быть рисование, чтение, танцы, игры на свежем воздухе или другие виды невербальной игры.
      11. Поддержите проблему с добротой . Время от времени говорите что-то вроде: «У тебя так много важных вещей, которые ты хочешь сказать мне, что тебе может быть трудно сказать их все!», или «Иногда всем трудно говорить», или «Мне нравится, как ты продолжаешь говорить». работать, чтобы рассказать мне, даже когда это трудно», или «Твой старший брат (или мать, или кто-то еще) был неровным болтуном, когда он был маленьким, а теперь посмотри на него!»
      12. Вспомнить знакомые сказки, детские стишки и песенки .
         

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *