«Ребенок рисует черным цветом» — Ясли-сад №1 г.Пружаны

Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета — это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.

Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии.

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное — белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет — красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Причины

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

  • Кризис 3 лет.В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода.У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
  • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.

Темная одежда ребенка может отрицательно влиять на его здоровье и настроение

Когда начинать бить тревогу?

  • Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении.Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
  • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
  • Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты –война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
  • Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет, это может быть проявление послестрессового синдрома.

Рисунки малыша, несущие в себе негатив, могут говорить о перенесенном стрессе

 

 

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

В большинстве случаев ребенок рисует черным, потому что ему так нравится.

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней.  Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

 

Ужас? Почему ребенок рисует черным цветом?

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей. Родители любуются рисунками ребенка, украшают ими дом, показывают знакомым и дарят бабушкам.

Но иногда рисунки ребенка могут вызывать  тревогу и волнение у родителей. Чаще это происходит, когда, к примеру, ребенок рисует черным цветом и предпочитает его всем остальным. Или рисует монстров и другие настораживающие и пугающие сюжеты.

Спешу Вас успокоить! Не все так страшно. Зная несколько особенностей интерпретации детских рисунков, вы сможете разобраться и понять, что с вашим ребенком на самом деле все в порядке!

Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков. Давайте разберемся.

Миф 1.  Интерпретируя детский рисунок, можно со 100%  уверенностью сказать, что  на душе у ребенка.

Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.

Рисуночные тесты – это достаточно большой спектр методик, и  профессиональный специалист никогда не будет делать 100% выводов на основании только этого метода психологической диагностики. А сам по себе рисунок, без беседы по этому рисунку, вообще не имеет никакой диагностической ценности.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Мифы о детских рисунках…».

Хотите знать почему?

Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии?  Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!

А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.

И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.

Также нужно понимать, что ребенок, рисуя диагностическую методику, должен находиться  в контакте со специалистом, проводящим данный тест.

Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.

И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет,  и стараться для которого желания нет вовсе.

И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что  ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти  играть дальше.

Такой рисунок не будет нести никакой диагностической ценности!

Не стоит интерпретировать детские рисунки  на основании лишь того, что изображено на них.  Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.

Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.

Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат,  и он сейчас в командировке в другом городе.

 

1) По одному рисунку нельзя сделать на 100% точные  выводы о состоянии ребенка.

2) Если рисунок ребенка покажется вам странным, не пугайтесь раньше времени! Поговорите с ребенком: расспросите его о том, что он нарисовал. И сделайте это доброжелательно и позитивно!

1) По одному рисунку нельзя сделать на 100% точные  выводы о состоянии ребенка.

2) Если рисунок ребенка покажется вам странным, не пугайтесь раньше времени! Поговорите с ребенком: расспросите его о том, что он нарисовал. И сделайте это доброжелательно и позитивно!

Сюда же можно отнести опасения родителей, когда ребенок  чаще всего выбирает для своих рисунков темные цвета: темно- синий, коричневый), а также красный.

Давайте разберемся, почему ребенок рисует черным карандашом?

Давно доказано, что цветовые предпочтения детей  до 4 — 5 лет не имеют никакого значения  при интерпретации детского рисунка, так как до 5 лет у детей только формируется цветовосприятие в полной мере.

То есть, когда ребенок в год, два или три рисует черным – это вообще ни о чем не говорит. Это говорит лишь о том, что черный цвет очень хорошо контрастирует с белой бумагой. Его просто лучше видно.

Взрослея, дети постепенно знакомятся с новыми цветами и их оттенками, и цветовые предпочтения могут быстро меняться. Например, мой сын в 1,5 года  рисовал все желтым. А через какое-то время мы с ним изучили синий цвет и теперь у нас все рисунки синими красками))

Важно отметить, что интерпретировать детский рисунок по цвету можно только в ключе с ассоциациями ребенка.

Надо спросить: «Этот красный  как что?» , » А что еще бывает красным?»

Ответы могут вас удивить! Ребенок может ответить, что этот цвет как букет цветов, который он недавно видел и ему очень понравился. А не как кровь из фильма ужаса, за что вы так переживали.

На вопрос: «Этот черный цвет как что?»  Ассоциации также могут быть позитивными — как звездная ночь, как любимая черная машинка.

Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

Рассмотрим пример.

Ребенок недавно пошел в первый класс и теперь рисует преимущественно черными красками. И на вопрос «на что похож этот цвет?» ребенок отвечает – на темноту. А вы знаете, что он боится темноты. В данном случае это будет говорить о наличии дискомфорта во внутреннем мире ребенка, каких-то страхах и тревогах. На это следует обратить пристальное внимание.

 

Выбор цвета при рисовании до 5 лет не имеет значения. Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

Выбор цвета при рисовании до 5 лет не имеет значения. Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

Миф 3. Если ребенок рисует монстров – значит он агрессивен.

Многие взрослые пугаются, когда дети рисуют «войнушку» или маму с длинными когтями. Хотя все может быть гораздо проще и не следует делать поспешных выводов.

Расскажу случай из практики.

Девочка нарисовала маму с длинными черными когтями. Если брать только рисунок, без беседы по нему, то это говорит о том, что дочь воспринимает маму как агрессора.

Я спросила у нее: «Расскажи, что ты нарисовала?»

И девочка пояснила, что у мамы всегда красивые длинные ногти.

И, действительно, в тот день за ней пришла мама с маникюром, исполненным черным цветом и сохраняющим длину ногтей. Для дочки такие ногти – это знак красоты.

Если ребенок часто рисует монстров, кровь, кишки и тому подобное.

То здесь может быть два варианта.

  • Либо он пересмотрел телевизор/компьютер/планшет. Тогда следует убрать данные предметы на время из его жизни.
  • Либо, если это не связано с компьютерными играми и фильмами, то, скорее всего, таким образом ваш ребенок выплескивает свои негативные эмоции.

Обязательно смотрим на поведение ребенка.

Если он при этом не дерется, не ругается бранными словами, не истерит, то данный рисунок является для него средством выплеска негативных эмоций, накопившихся за день.

Пусть рисует! Ведь самый хороший и мирный способ справиться с негативными эмоциями  — творчество.

Уважаемые родители, будьте внимательны, не запрещайте детям рисовать монстров, войну и другие ужастики.

Если малышу запретить выплескивать агрессию физически (бить, топать ногами, кричать), запрещать игры в войнушки и стараться минимизировать агрессивные сюжеты  в его творчестве (рисунках, лепке), то тогда невыраженная агрессия (обиды, злость)  может уйти в психосоматику.

Если держать весь негатив  в себе, то ребенок может заболеть или это может перерасти в невроз. А рисуя он может облегчить свое эмоциональное состояние.

 

Если ребенок только рисует агрессивные сюжеты, а в жизни он не агрессивен, то и не надо приставать к ребенку) Пусть себе выплескивает негатив на бумаге.

Если ребенок только рисует агрессивные сюжеты, а в жизни он не агрессивен, то и не надо приставать к ребенку) Пусть себе выплескивает негатив на бумаге.

Миф 4. По рисунку человека можно говорить об интеллекте ребенка.

Есть такая, на мой взгляд, уже устаревшая методика, в которой  по тому, как ребенок рисует человека, берутся судить об интеллектуальных способностях ребенка.

Да, такая методика может быть полезна в некоторых ситуациях. Например, при выпуске из детского сада с ее помощью можно узнать о готовности поступления ребенка в школу.

И если ребенок нарисует человека как «палка, палка, огуречик», то для 6 лет это может говорить о незрелости. И непрофессиональный диагност вам может сказать, что ребенок плохо рисует для его возраста, а значит к школе не готов.

Но давайте вспомним еще раз, что только по одному рисунку никогда не делаются выводы.

  • Во-первых, это может говорить об отсутствии контакта со специалистом, проводившим данное исследование. «Мне не нравится эта тетя/дядя, нарисую побыстрее, лишь бы отстали».
  • Во-вторых, ребенок может быть просто не замотивирован. «Вот бы побыстрее досмотреть мультик, нарисую побыстрее и побегу дальше играть».
  • В-третьих, его могли просто не научить рисовать по-другому.

В данном случае, вы можете дома попросить его «Давай вместе порисуем?».

«Вот это наш человечек. Шейку давай нарисуем не одной палочкой, а двумя. Руки – не одной палочкой, а двумя, они ведь у нас толстые, а не как веточки».

И если вы увидите, что ребенок обучаем,  что он пробует рисовать и по-другому. Значит все хорошо!

А вот если помимо плохого рисунка есть другие неприятные «звоночки» (например, он плохо понимает инструкцию), то стоит пройти полную диагностику, которая уже будет включать в себя не только рисуночные тесты, но и множество других методик.

 

что это значит по мнению психолога

Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и рисует, это всегда вызывает у родителей умиление и восторг. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы трепетно ​​и нежно всю жизнь хранят. А вот рисунки крохи часто вызывают массу вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветовом» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир черным цветом и что это значит?

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером, представляет собой метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает субъект в качестве любимого, можно определить его уровень стрессоустойчивости, психическое состояние в данный момент жизни, активность, способность устанавливать контакты и даже предпочтения в профессиональной направленности. Люшер утверждал, что выбор цвета — это наше «бессознательное», а его метод диагностики «глубокий», то есть идущий из подсознания, а потому самый точный.

Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии.

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, несомненно, выдающийся психолог, и изобретенный им тест сегодня является одним из важнейших для профессиональной проверки военных, полицейских и т. д. Но применим ли он к детям? Насколько надежными будут результаты, если мы проанализируем детские рисунки по методу доктора Люшера?

Начнем с того, что дети видят мир немного по-другому. Новорожденный вообще не различает цвета, воспринимает только контрастные сочетания — черный — белый, например. С 6 недель до 2 месяцев малыш начинает видеть очертания предметов и его первый цвет красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш отлично различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании целенаправленно выбирает краску. Другими словами, ребенку все равно, каким цветом раскрасить дом, машинку или портрет матери, главное, чтобы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Верно! Черный!

Ваше отношение к выбору цвета малыша начинает меняться к 4 годам. Вот когда он сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым цветом.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них страх. А к детским рисункам тест Люшера практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветовое видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно к 8-10 годам.

Причины

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка только по картинке не возьмется даже один из самых гениальных психологов. Всем специалистам известно, что Сделать более-менее внятную картинку можно только комбинируя несколько методик: тест Люшера и разговор-описание, например. Одного детского рисунка черной краской мало, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

По каким причинам здоровый ребенок может рисовать черным цветом?

  • Кризис 3 года. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше замечал, что его творчество в черной краске не вызывает у мамы восторга, недоумения и даже пугает ее, он может решить для себя, что маме этот цвет не нравится. Тогда он намеренно закрасит рисунок черным цветом.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить с помощью слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает болеть, ему нездоровится, он, еще толком не понимая, что происходит, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он может просто изобразить все как есть — грязно, черное, хмурое. Ни в случае начинающегося заболевания, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия . Часто дети, рисуя, вдохновляют картину. Они искренне верят, что изображенный дом настоящий, или что-то может храниться в нарисованной шкатулке. Если малыш раскрашивает рисунок черной краской, вероятно, он пытается что-то спрятать в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить у него, что скрывается за черным? Для ребенка важен не цвет, а информативность его рисунка.
  • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые не пачкаются, реже изображают мир черным на своих рисунках. Почему так происходит? Да просто им нравится рисовать черным, потому что они привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичкой себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще, чем их ярко одетые сверстники. Рекомендация одна – смените ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков непременно станет ярче.

Темная одежда ребенка может негативно сказаться на его самочувствии и настроении.

Когда начинать бить тревогу?

  • Если, помимо черной краски, ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», при этом мало контактирует со сверстниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
  • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, Это может говорить о психологических расстройствах.
  • Если в картинках ребенка преобладают агрессивные сюжеты — война, убитые люди, перечеркнутые черные лица, многократное сочетание черного и красного.
  • Если ребенок всегда рисовал яркие картинки, после некоторых неприятных жизненных ситуаций стал использовать в работе только черный цвет , это может быть проявлением постстрессового синдрома.

Картинки малыша, несущего негатив, могут говорить о перенесенном стрессе

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникален и неповторим. «Причесать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что в мире нет хороших и плохих цветов. Это просто цвета. Важно сочетание факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем думает в момент создания рисунка, что чувствует.

Зачастую цветопробы пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Если бы я мог, я бы запретил подобные эксперименты на законодательном уровне. Потому что каждый, кто изучал возрастную психологию в вузе, знает, как тестировать дошкольников по той же методике Люшера — в два раза информативнее, в два и в два раза. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основании черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать, например, свою семью или самого себя. И вывод будет сделан строго ограниченный — умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита его рука для последующего письма. А нет у вас «черным рисует — значит маньяк!».

Если ребенок красит в черный цвет маму, себя, Ваську и соседку тетю Катю, и при этом остается веселым и позитивным ребенком, любит маму и кошку, не боится соседки, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Ему просто больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, а изображать черного он начинает именно с этого человека, то следует обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

В большинстве случаев ребенок рисует черным цветом, потому что ему это нравится

Как узнать, что имел в виду ребенок, создавая черную картинку? Да, очень просто. Подробно расспросите его о сюжете картины. Узнай, кто, зачем и зачем на ней изображен. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок мог более конкретно формулировать мысли. А если ребенок умеет рассказывать, переживать по поводу неосознанного выбора черной краски не стоит.

Однако, если малыш стал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его среди депрессивных, страдающих людей. Рисование для ребенка – способ высвободить внутреннюю энергию. Не исключено, что через несколько дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в работе затянулся, а у малыша есть физические признаки неблагополучия, проконсультируйтесь со специалистами. С помощью дополнительных приемов они смогут узнать, что произошло и как помочь юному художнику.

Посмотрите видео, в котором психолог высказал одно из мнений о том, почему ребенок может рисовать черным цветом:

Учимся расшифровывать детские рисунки

Узнайте, как расшифровывать детские рисунки и лучше узнать своего ребенка и его внутренний мир. Детские рисунки могут так много рассказать вам об их страхах, радостях, мечтах, надеждах и кошмарах, но они также дают вам ценное представление об их личностях .

Дети начинают рисовать с того момента, когда они становятся достаточно большими, чтобы держать мелок или карандаш и прикладывать их к бумаге. Для малышей рисование представляет собой естественную деятельность , обычно доставляющую большое удовольствие. Рисуют, чтобы выразить эмоции, потому что не умеют выражать словами разные чувства. Они выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и кошмары с помощью рисунков, а также рассказывают вам о своих отношениях с миром и другими вещами .

Рисование — это способ общения, а детские рисунки представляют взгляд на их личности . Детские рисунки уникальны и могут дать нам точную информацию о юных художниках.

Каждый родитель надеется найти смысл в рисунках своего ребенка . Иногда рисунки — это просто рисунки, и на странице не отображается ничего, кроме веселого игрового времени . Но иногда интерпретация детских рисунков означает, что вы обнаруживаете более глубокий слой того, что они думают и чувствуют.

Итак, не читайте слишком много в рисунке, а вместо этого позвольте ребенку рассказать вам, что этот рисунок значит для него . Задавая вопросы, например о том, что делают люди на рисунке, вы можете узнать у ребенка то, чего вы никогда не увидите сами.

Этапы рисования

Существуют три этапа детского рисунка : этапы каракулей, предварительная схема и этапы схемы.

  1. Писание   (2-4 года)

На данном этапе в картинках нет реалистичности, и в основном это просто пометки на странице. Казалось бы, ничего там нет, но иногда дети создают нечто, называемое «случайным реализмом». Это означает, что когда каракули будут готовы, вы сможете увидеть определенные фигуры, напоминающие машину или дом.

  1. Предварительная схема  (4–7 лет)

На этом этапе дети пытаются создавать предметы, которые видят своими глазами. Они могут рисовать самые простые вещи, такие как лица, фигурки, автомобили, грузовики, деревья и дома. В этих рисунках обычно нет реалистичных деталей. В конце этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые выделяют их идеи, например, цветы перед домом или одежду на фигурках из палочек.

  1. Схема  (7+ лет)

На этом этапе есть некоторые признаки схемы. Например, рисунок океана может включать чаек, морскую звезду, пляжный мяч, людей в купальных костюмах и т. д. Можно добавить слова и символы, чтобы дать дополнительные сообщения, объясняющие рисунок. Рисунки людей будут иметь больше деталей, возможно, включая веснушки. Здесь больше глубины и реализма, возможно использование новых точек зрения.

Половые и цветовые предпочтения

Неудивительно, есть некоторые различия между тем, как и чем рисуют девочки и мальчики . Девочки обычно рисуют округлые формы, в том числе цветы, сердечки, в то время как углы, прямоугольники и более прямые линии характерны для мальчиков, наряду с автомобилями, автобусами и т. д. собственный пол.

Кроме того, некоторые исследователи сообщают, что девочек, как правило, используют больше цветов на рисунке, чем мальчики, отдают предпочтение более теплым цветам (например, розовым), а мальчики предпочитают более холодные цвета (например, синий).

Очевидно, что выбор цвета может иметь большое значение:

  • Черный и фиолетовый предполагает доминирование, и ему может отдать предпочтение относительно требовательный ребенок. Синий нравится детям, которые заботливы и любят компанию.
  • Красный — цвет волнения, особенно его могут использовать дети, чтобы ничего не пропустить, и это один из самых популярных цветов для детей.
  • Розовый указывает на потребность в любви и признании и пользуется популярностью у девушек
  • .

  • Зеленый — цвет тех, кто любит быть разным, любит пространство, артистичен и интеллигентен.
  • Желтый также демонстрирует ум и солнечный характер.

Положение рисунка на странице

Когда дело доходит до позиционирования на странице, очевидно левая сторона страницы традиционно ассоциируется с прошлым и воспитанием . Это также связано с матерями.

Правая сторона связана с интересом к будущему и потребностью в общении . Эта сторона связана с отцами.

Ребенок, который размещает рисунок хорошего размера на видном месте на странице, считается уравновешенным и безопасным , в то время как маленькие фигуры, нарисованные у нижнего края бумаги или рядом с ним, или в угол , выражают чувство неполноценности или незащищенности.

Какие эмоции раскрывают их рисунки?

Многие эмоции могут быть раскрыты в рисунках вашего ребенка, но не слишком увлекайтесь вещами, которые они могут означать, пока ваш ребенок не успеет объяснить их вам . Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые моменты, которые могут отображать то, что на самом деле чувствует ребенок.

  • Детальные, тщательные рисунки могут выявить ребенка, который чувствует потребность очень стараться.
  • Смелые штрихи , особенно если они расположены близко друг к другу, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева , а более мягкие штрихи предполагают более мягкий характер.
  • Качество линии также может иметь значение – фигура, нарисованная светлыми, колеблющимися, прерывистыми линиями, показывает нерешительного, неуверенного в себе ребенка, который, кажется, думает на ходу. Напротив, смелая, непрерывная, свободно проведенная линия выражает уверенность в себе и чувство безопасности.

При рисовании фигур размер и относительный размер нарисованных фигур считаются значимыми , причем более важные или доминирующие фигуры рисуются крупнее.

Отсутствие рук иногда интерпретируется как указание на робость, признак неагрессивных детей, тогда как преувеличение размера рук рассматривается как символ агрессивных тенденций, если фигура является автопортретом. Точно так же крошечные ступни считаются признаком неуверенности — буквально неустойчивой опоры.

  • Импульсивный ребенок : Большие фигуры, отсутствие шеи и асимметрия конечностей.
  • Тревожный ребенок : Облака, дождь, летящие птицы, нет глаз на фигурках
  • Застенчивый ребенок : Низкие фигуры, без носа и рта, маленькие фигурки и руки близко к телу
  • Злой ребенок : Большие руки и зубы, длинные руки, косоглазие
  • Неуверенный в себе ребенок : Чудовищные фигуры, крошечные головы, отсутствие рук и наклонные фигуры

Как поощрять рисование ваших детей

Обучение интерпретации и расшифровке детских рисунков может быть очень полезным для вас как родителя. Однако старайтесь поощрять и эту творческую активность.

Художественный опыт помогает детям развивать независимость в определенных пределах и дает им возможность представлять свои идеи на бумаге или в других форматах . Самое главное, творческое самовыражение позволяет детям использовать волшебство собственного воображения, а это и есть то, что нужно ребенку.

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы побудить вашего ребенка больше рисовать:

  • Сделайте рисование постоянной частью игрового времени . Предложите им различные принадлежности для рисования, такие как мелки, толстые карандаши и смываемые маркеры. Разрежьте бумажные пакеты, чтобы на них можно было рисовать. Иногда маленьким детям помогает, если вы приклеиваете бумагу к столу, чтобы она не двигалась, когда они рисуют.
  • Инструкции не требуются.  Позвольте вашему ребенку экспериментировать, исследовать и выражать свои творческие способности по-своему.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *