Содержание

Развитие речи у ребёнка: что делать, чтобы малыш быстрее заговорил


Опубликовано 23 Июль 2019 в 12:11

Блог Дети в городе > 
Развитие >  Развитие речи у ребёнка: что делать, чтобы малыш быстрее заговорил



Двухлетний сын подруги уже рассказывает наизусть стишки, а ваш малыш говорит только «мама» и «папа»? Во-первых, перестаньте сравнивать своего ребёнка с другими, а во-вторых, мы знаем как «разговорить» вашего малыша и охотно поделимся секретами.

Каждая мама с нетерпением ждет первое слово своей крохи. Некоторые детки уже в полтора года радуют родителей первыми «мама» и «папа», другие же могут молчать и до трех лет. Каждый ребёнок развивается в собственном темпе, и не стоит сравнивать своего малыша с дитем подруги. Впрочем, есть методы, которые помогут родителям стимулировать развитие речи у их малыша.

Разговаривайте с малышом

Говорить с ребёнком нужно с самого рождения. Не стоит думать, что малыш ничего не понимает. Прежде всего, ребёнок слышит ваш голос и ваши приятные интонации. Впоследствии благодаря вашим монологам малыш будет увеличивать пассивный словарный запас — слова, значения которых ему понятно. Со временем ребёнок начнет их использовать.

Комментируйте все свои действия, описывайте ребёнку всё вокруг. Рассказывайте что и зачем делаете — «одеваемся, чтобы пойти гулять на улицу», «набираем тепленькую водичку, чтобы искупаться и быть чистеньким».

Ещё один плюс от таких разговоров в том, что малыш будет спокойно воспринимать новые события, ведь будет знать о них заранее.

Читайте сказки

Сказки развивают воображение, воспитывают, обучают новому и развивают речь.

Пользу от времени, проведенного с книгой в руках трудно переоценить. Если в вашей семье ещё нет традиции вечернего чтения сказки — самое время её начать.

С младшими детьми следует отдавать предпочтение рифмованным историям. Читайте любимые стихи малыша и иногда делайте паузы. Как правило, дети легко запоминают рифмованные сказки и с удовольствием помогают маме, если она случайно «запнулась».

Задавайте вопросы

Для развития речи одинаково важно, чтобы взрослые говорили с малышом и давали ему возможность говорить. Задавайте вопросы, и имейте терпение выслушать ответ. Возможно, малыши ещё не смогут вам ответить, но всё равно спрашивайте с соответствующей интонацией, делайте паузу и отвечайте вместо крохи.

Дайте детям возможность говорить за себя

Дети иногда стесняются говорить, а иногда им просто нужно больше времени на ответ, поэтому будьте терпеливы.

Дети растут быстро и иногда родители не понимают, что их малыш уже достаточно взрослый, чтобы говорить за себя. Особенно это касается ситуаций, когда ребёнку ставит вопрос другой взрослый. «— А как же тебя зовут? — Его зовут Матвейка.» А в это время трехлетний Матвей робко прячется за маминой ногой. Знакомая ситуация?

Да, детям свойственно стесняться и прятаться за родителями, однако рано или поздно говорить со взрослыми всё же придется. Поэтому дайте детям возможность говорить за себя.

Не переходите на детский язык

Сюсюкаться и говорить «детскими словами» точно не стоит. Да, двухлетки говорят на машину «би-би», «купи-купи» на купание и ещё кучу смешных детских слов, но это не значит, что вы должны их использовать. Ребёнок должен слышать правильное произношение и названия вещей, и стремиться повторить их, подражая вам.

Поощряйте малыша к общению и создавайте необходимые для этого условия.

Иногда малышам просто не хватает мотивации, ведь родители понимают и выполняют все желания малыша буквально с первого взгляда. И в этом нет ничего плохого, но со временем может возникнуть проблема — ребёнок всё понимает, а говорить ничего не хочет. Предлагаем вам несколько простых рекомендаций, которые подтолкнут малыша к вербальному общению.

Предупреждаем сразу — эти методы подойдут не каждому ребёнку и не каждому маме. Прочитайте их, проанализируйте, и решите для себя подходят ли они для вас и вашего ребёнка.

Ешьте любимые вкусности ребёнка в его присутствии, но не предлагайте попробовать

Да, звучит по-варварски, но согласитесь, для того, чтобы попробовать любимое печенье, малышу придется его попросить. Помогите ребёнку понять что нужно сказать «дай» и только потом получить лакомство.

Играйте игрушками малыша и не делитесь

Например, если дочь любит играть куклой, научите её говорить слова «кукла», «играть», «дай». И в следующий раз, когда вы возьмете её любимую куклу и начнете играть, она должна сказать что-то из этих слов, и только тогда вы поделитесь с ней игрушкой.

Кормите ребёнка маленькими порциями, чтобы он просил добавки

Если вы замечаете, что ребёнок хочет ещё, но не знает как сказать — учите его говорить «ещё», или «хочу ещё».

Ограничивайте доступ ребёнка к игрушкам, еде и прогулкам на улице

Помогайте ребёнку научиться озвучивать свои желания.

Ребёнок должен научиться озвучивать свои желания. Всячески помогайте в этом — повторяйте необходимые слова, воспроизводите подобные ситуации с другими членами семьи в присутствии ребёнка. Вам могут пригодиться ситуативные игры. Например, мишка будет просить печенье в зайчика, используя правильные слова.

Играйте с малышом в командные игры, в которых требуются хотя бы два участника

Бросайте друг другу мяч, или катайте машинку. Когда мяч будет в руках ребёнка говорите «мяч», «бросай» до тех пор, пока ребёнок не выполнит, а когда мяч будет в ваших руках, дождитесь этих слов от ребёнка.

Используйте эти маленькие хитрости, чтобы мотивировать ваше чадо больше говорить. Это убедит его в важности общения. Он быстро поймет, что для того, чтобы выйти на улицу, ему необходимо сказать «на улицу», а не плакать и капризничать. Важно быстро реагировать на просьбы ребёнка, чтобы он лучше усвоил их необходимость. Поэтому позаботьтесь заранее, чтобы печенье было под рукой на случай, если малыш попросит ещё одно.

Если он просто показывает рукой на то, что он хочет, или впадает в истерику — не обращайте на это внимания и объясните, что вы не понимаете его просьбу. Затем покажите на примере, как правильно выражать свою просьбу.

Конечно, всё это необходимо делать с терпением и любовью. Когда ребёнок увидит, что он научился говорить о своих просьбах и получать то, что хочет, это вдохновит его продолжать усваивать язык в дальнейшем.

ребенок не говорит в 3 года – что делать, не разговаривает в 2 года, в но все понимает

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

Воспитание вашего малыша (для родителей)

Есть ли родители, которые не испытывали полной и абсолютной любви к своему малышу и в то же время разочарования и гнева?

Наши любимые малыши проверяют наши нервы, потому что они проверяют границы вокруг себя. Каждый день, понемногу, они осваивают новые навыки и с нетерпением ждут их использования.

Иногда сложно поймать малыша, но можно. А установление правил и ограничений сейчас, когда ваш ребенок узнает, какое поведение приемлемо, поможет предотвратить более серьезные проблемы в будущем.

Вот несколько способов, которые помогут вам направить вашего ребенка на верный путь.

Будьте последовательны

Когда дело доходит до дисциплины, важно быть последовательным. У родителей, которые не придерживаются установленных ими правил и последствий, не бывает детей, которые их придерживаются. Например, если вы говорите своему малышу, что тайм-аут является следствием плохого поведения, обязательно применяйте его. Выдавайте предупреждения только за то, что вы можете выполнить. Пустые угрозы подрывают ваш авторитет.

И не забывайте, что дети учатся, наблюдая за взрослыми, особенно за своими родителями. Поэтому убедитесь, что ваше собственное поведение является образцом для подражания. Попросив ребенка собрать игрушки, вы произведете гораздо более сильное впечатление, если уберете свои вещи, а не разбросаете их по комнате.

Устранение искушения

К настоящему времени вы поняли, что ваш малыш хочет исследовать и исследовать мир. Малыши от природы любопытны, поэтому разумно по возможности избегать соблазнов. Это означает, что такие вещи, как телевизоры, телефоны и электроника, должны быть недоступны. Также остерегайтесь удушья, таких как украшения, пуговицы и мелкие предметы, которые дети могут положить в рот.

И всегда держите чистящие средства и лекарства в безопасном месте, где дети не смогут до них добраться.

Используйте отвлечение внимания

Если ваш бродячий малыш все же направится к неприемлемому или опасному игровому объекту, спокойно скажите «Нет» и либо уберите ребенка с этого места, либо отвлеките его или ее другим занятием.

Важно не шлепать, не бить и не шлепать вашего ребенка. В этом возрасте малыши вряд ли смогут провести связь между поведением и физическим наказанием. Сообщение, которое вы отправляете, когда шлепаете, состоит в том, что можно ударить кого-то, когда вы злитесь. Эксперты говорят, что шлепки не более эффективны, чем другие формы наказания, такие как тайм-ауты.

стр. 1

Тайм-аут для практики

Если вам нужно занять более жесткую позицию с вашим ребенком, тайм-ауты могут быть эффективной формой дисциплины. Например, двух- или трехлетнему ребенку, который бьет, кусает или бросает еду, следует объяснить, почему такое поведение неприемлемо, и отвести в специально отведенное место — кухонный стул или нижнюю лестницу — на минуту или два, чтобы успокоиться.

Как правило, примерно 1 минута на год является хорошим ориентиром для тайм-аутов. Более длительные тайм-ауты не имеют дополнительных преимуществ. И они могут свести на нет ваши усилия, если ваш ребенок встанет (и откажется возвращаться) до того, как вы просигнализируете об окончании тайм-аута.

Убедитесь, что зона тайм-аута находится вдали от отвлекающих факторов, таких как игрушки или телевизор, и что вы не уделяете ребенку никакого внимания (разговоры, зрительный контакт), пока они сидят во время тайм-аута.

Как избежать приступов гнева

Даже самый воспитанный малыш время от времени может впадать в истерику. Истерики распространены в детском возрасте, потому что дети могут понять больше, чем они могут выразить, и это часто приводит к разочарованию.

Малыши расстраиваются и по другим причинам, например, когда они не могут одеть куклу или не могут не отставать от старшего брата или сестры. Борьба за власть может начаться, когда ваш малыш слишком рано захочет большей независимости и автономии.

Лучший способ справиться с истериками — по возможности избегать их. Вот несколько советов, которые могут помочь:

  • Убедитесь, что ваш ребенок не капризничает, чтобы привлечь внимание. Выработайте привычку замечать, что ваш ребенок ведет себя хорошо («время в пути»), что означает вознаграждать вашего малыша вниманием за позитивное поведение.
  • Дайте малышу контроль над мелочами. Это может удовлетворить потребность в независимости и предотвратить истерики. Предлагайте незначительные варианты, с которыми вы можете смириться, например: «Хотели бы вы яблоко или банан на обед?»
  • Когда дети играют или пытаются справиться с новым заданием, предлагайте им игрушки и игры, соответствующие их возрасту. Кроме того, начните с чего-то легкого, прежде чем переходить к более сложным задачам. Это укрепит их уверенность и мотивацию, чтобы попробовать то, что может разочаровать.
  • Тщательно обдумайте просьбу, если ваш ребенок чего-то хочет. Это возмутительно? Если нет, постарайтесь быть гибким.
  • Знайте ограничения своего ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш устал, это не лучшее время для похода в магазин за продуктами или выполнения еще одного поручения.

При вспышке гнева

Если ваш ребенок закатывает истерику, сохраняйте спокойствие. Не усложняйте проблему собственным разочарованием. Дети могут чувствовать, когда родители выбиваются из сил, и это может только усугубить их разочарование. Постарайтесь понять, откуда ваш ребенок. Например, если ваш ребенок только что сильно разочаровался, возможно, вам нужно его утешить.

Дети ищут внимания родителей, и самый простой способ вызвать бурную реакцию — плохо себя вести. Один из лучших способов уменьшить поведение, требующее внимания, — это игнорировать его. Продолжайте свою деятельность, не обращая внимания на ребенка, но оставаясь в поле зрения.

Имейте в виду, что когда вы делаете это, поведение вашего ребенка может ухудшиться, прежде чем станет лучше. Это может расстраивать, но это означает, что игнорирование истерики работает. Ваш ребенок будет усерднее пытаться привлечь ваше внимание неподобающим поведением, потому что в прошлом это срабатывало. Когда ваш ребенок поймет, что плохое поведение не привлечет вашего внимания, его поведение начнет улучшаться.

Примечание. Детей, которые могут причинить вред себе или другим во время истерики, следует отвести в тихое и безопасное место, чтобы они успокоились. Игнорирование — неподходящий способ справиться с агрессивным или опасным поведением.

Некоторым детям трудно остановить истерику. В таких случаях попробуйте сказать: «Сейчас я помогу тебе остепениться». Но что бы вы ни делали, не вознаграждайте малыша уступчивостью. Это только докажет, что истерики — эффективный способ получить то, что он или она хочет. Вместо этого словесно похвалите ребенка за то, что он восстановил самоконтроль. Помните, вы хотите научить своего ребенка тому, что лучший способ получить то, что он или она хочет, — это хорошее поведение.

По мере того, как их языковые навыки улучшаются и они взрослеют, дети лучше справляются с разочарованием, и истерики становятся менее вероятными. Если вам трудно справляться с истериками или у вас есть какие-либо вопросы о дисциплине, обратитесь за советом к врачу вашего ребенка.

Что делать, если дети говорят обидные вещи

Мало что в мире может ранить родителей больше, чем слова ребенка: «Я тебя ненавижу». Слова режут, как нож. Ребенок, которого вы так любите и ради которого многим пожертвовали, теперь ненавидит вас.

«Я ненавижу тебя, мама! Я хочу, чтобы ты умер!»

«Ты самая худшая мама на свете!»

«Не могу дождаться, когда уберусь к черту из этого дома! Я ненавижу это здесь!»

Эти слова вызывают у родителей чувство боли, гнева и обиды. Родители, естественно, будут думать про себя:

«Разве ты не ценишь все, что я для тебя сделал? Как ты смеешь так со мной разговаривать!

Так легко воспринять это как личную атаку, потому что, когда мы так много жертвуем ради кого-то, мы почти всегда ожидаем от него чего-то хорошего взамен. Разве мой ребенок не понимает, на какие жертвы я пошел ради него и что я люблю его?

Вот правда: ваш ребенок, вероятно, не чувствует, что он вам чем-то обязан за всю ту огромную работу, которую вы проделали как родитель. Большинство детей этого не делают, отчасти потому, что они воспринимают мир совсем иначе, чем мы.

Что на самом деле означают обидные слова

Поясню: очень важно понимать, что эти обидные слова, которые использует ваш ребенок, вовсе не о вас. Принятие на свой счет часто вызывает у вас сильную эмоциональную реакцию, которая усиливает плохое поведение. Это говорит вашему ребенку, что он могущественен и имеет власть над вами, что помогает такому поведению продолжаться в будущем. В конце концов, кто не хочет чувствовать себя сильным хотя бы время от времени?

Дети часто произносят такие обидные слова, когда у них есть проблема, которую они не знают, как решить, будь то гнев, стресс или переживания по поводу чего-то плохого, что произошло в школе в тот день. Неспособность справиться со своими проблемами приводит к тому, что ваш ребенок испытывает чувство дискомфорта, а нажатие ваших кнопок и получение от вас сильной эмоциональной реакции помогает компенсировать это чувство дискомфорта.

Не поймите меня неправильно, в большинстве случаев ваш ребенок не осознает этого. Тем не менее, если вы расстроитесь, это поможет им компенсировать свою неспособность справиться с проблемой, с которой они столкнулись в данный момент. Некоторые дети также говорят обидные вещи, чтобы попытаться получить то, что они хотят. Если они могут навредить вам, вы можете почувствовать себя плохо или усомниться в себе и сдаться. Так что в некоторых случаях это способ достичь более осязаемой цели.

Я думаю, стоит также отметить, что дети часто используют ошибочное мышление, чтобы оправдать свое поведение. Другими словами, они думают, что если они считают кого-то подлым или считают что-то несправедливым, то причинять обиду обидчику нормально.

Что не делать, когда ваш ребенок говорит обидные вещи

Во-первых, нельзя. Реагировать на то, что говорит ваш ребенок, злиться или расстраиваться — это нормально — в конце концов, вы всего лишь человек. Хотя эмоциональная реакция — вполне естественная вещь, она часто приводит к неэффективному выбору. Вот список того, что , а не делать, когда ваш ребенок говорит вам гадости и обиды:

Не говори обидных слов в ответ

Ваша естественная реакция может состоять в том, чтобы сказать что-то вроде:

«Ну, я тоже тебя ненавижу!»

или

«Ну, лучше бы у меня никогда не было тебя! Что ты об этом думаешь?!»

Но если вы скажете что-то обидное в ответ, ваш ребенок получит сигнал о том, что вы не контролируете ситуацию. Это также моделирует неэффективное решение проблем для вашего ребенка. Другими словами, это показывает вашему ребенку, что способ справиться со словесными атаками — начать словесную контратаку.

Не ругайтесь и не ругайтесь. Две ошибки не делают правильно.

Не кричи и не кричи

Крик, вопли или даже повышение голоса приведут к такому же неэффективному результату, как и обидные слова. Вы покажете своему ребенку, что вы не контролируете свои эмоции, что вы его эмоциональный ровесник. И снова вы моделируете неэффективные способы решения проблем или конфликтов с другими. Не говоря уже о том, что вы, по сути, отдаете свою власть ребенку. Вы действительно хотите это сделать?

Похожие материалы: Устали кричать на ребенка? Прекратите кричать и начните эффективно воспитывать детей

Не говори «Ты не можешь…»

Многие родители в ответ своим детям говорят что-то вроде: «Ты не можешь так со мной разговаривать!» Что ж, правда в том, что они могут. Вы не можете контролировать, какие слова произносятся изо рта вашего ребенка — это то, над чем он всегда может полностью контролировать.

Когда вы говорите своему ребенку «Ты не можешь», это может спровоцировать борьбу за власть, поскольку ваш ребенок может подумать: «О да? Попробуй остановить меня!» и дальше и дальше они идут. Вместо этого попробуйте подобрать другие слова. (Сейчас я приведу вам несколько примеров более эффективных вербальных ответов.)

Не пытайтесь урезонить своего ребенка в запале

Часто родители читают лекции или пытаются урезонить своих детей, чтобы заставить их смотреть на вещи по-своему. Некоторые родители могут сказать: «Ну, когда-нибудь я умру, и что ты тогда будешь делать?»

Другие могут указать на все, что они делают для своего ребенка, чтобы убедить его быть более благодарным и уважительным. Эта огромная разница в восприятии между вами и вашим ребенком, о которой я упоминал ранее, означает, что очень велика вероятность того, что вы не сможете заставить их смотреть друг другу в глаза. Вы фактически просите их подняться на уровень, на котором они сейчас просто не находятся.

Как говорит Джеймс Леман: «Не задерживайте дыхание… Не ожидайте немедленного согласия, признательности, понимания, признания или похвалы в ответ на ваши родительские усилия». Это придет позже. Возможно, гораздо позже. И когда ребенок так расстроен, он все равно не сможет по-настоящему услышать, что вы говорите. Это пустая трата энергии, которую лучше потратить на контроль собственных эмоций.

Не наказывайте и не давайте больших последствий

Родителям очень легко прийти к такому выводу: «Хорошо, если ты не ценишь то, что я для тебя делаю, или то, что у тебя есть, тогда посмотрим, как ты будешь обходиться без этого!» Забрать все ценные вещи вашего ребенка, освободить его комнату или забрать вещи на недели или месяцы за один раз не будет эффективным.

Чрезмерные наказания не научат вашего ребенка навыкам, необходимым ему для более эффективного управления собой в будущем. Это не научит их не говорить обидные вещи другим. Суровые наказания только научат их «сидеть» и вызовут обиду на вас. Последствия не всегда говорят сами за себя. Вы должны взять на себя ответственность и стать тренером для своего ребенка.

Связанный контент: Посмотрите, как Джеймс Леман объясняет эффективные последствия

Что вы можете сделать, когда ваш ребенок говорит обидные вещи

Хорошо, мы знаем, чего не делать и чего избегать, когда наши дети говорят обидные вещи. Но можем ли мы что-нибудь сделать? Ниже приведены некоторые действия и эффективные ответы, когда эти ситуации неизбежно возникают:

Сохраняйте спокойствие

Сделайте глубокий вдох и подумайте, что вы будете говорить — и как вы это скажете — прежде чем выпустить слова из своего рта.

Следите за своим невербальным общением

Невербальные сигналы, такие как тон, громкость, выражение лица, положение тела и темп ваших слов, чрезвычайно эффективны в общении с другими. Невербальное общение или язык тела могут оказать огромное влияние на то, как ваше сообщение будет интерпретировано. Старайтесь, например, не скрещивать руки, не класть руки на бедра, не закатывать глаза и не говорить в быстром темпе.

Держите выражение лица максимально нейтральным. Это хорошая идея, чтобы провести психологическую проверку и спросить себя: «Как я сейчас реагирую на свой язык тела?» и внесите соответствующие коррективы.

Держите свой вербальный ответ прямым и кратким

Когда ваш ребенок оскорбляет вас, вы можете сказать:

«Мне жаль, что вы так себя чувствуете, но вы по-прежнему несете ответственность за вынос мусора».

«То, что ты так со мной разговариваешь, не отвлечет тебя от домашней работы».

Один из моих любимых —

.

«Возможно, ты ненавидишь здесь жить, но ты все равно должен быть дома вовремя».

То, что вы делаете, когда отвечаете таким образом, эффективно и мягко бросает вызов плохому поведению вашего ребенка и помогает ему понять, что это не решит его проблему, а затем вы перенаправляете его на стоящую задачу. Цель здесь состоит в том, чтобы быть напористым, а не агрессивным.

Если вы изо всех сил пытаетесь сохранять хладнокровие, уходите

Когда ваши эмоции берут над вами верх, займитесь чем-нибудь другим, что вас успокоит. Уход показывает, что вы контролируете ситуацию и обладаете властью над ситуацией. Если хотите, вы можете вернуться и обсудить проблему с ребенком позже, когда все успокоится, что будет гораздо эффективнее.

Когда ваш ребенок использует обидные слова, чтобы добиться своего

После того, как ваш ребенок использовал слова как оружие против вас, важно постараться как можно лучше следовать приведенным выше советам. С большинством детей достаточно сохранять спокойствие, мягко бросать им вызов и устанавливать четкие ограничения (уходить прочь), чтобы со временем постепенно уменьшить поведение.

Мы не рекомендуем назначать последствия за обидные заявления, потому что, когда происходит так много сложных вещей, каждый небольшой словесный взрыв может стать действительно подавляющим. Выбор ваших битв будет очень важен, так как вы не будете уступать своему ребенку и не давать ему то, что он хочет, когда он говорит с вами таким образом.

Если вы чувствуете, что должны сделать больше для решения этой проблемы в вашем доме, вы, безусловно, можете добавить несколько дискуссий по решению проблем, когда все уляжется, чтобы помочь вашему ребенку развить навыки для более эффективного решения своих проблем.

Дай ему время

Легко ли будет следовать этим советам? Нет. Будет ли это хорошо? Возможно нет. Это будет работать? Да, но вам и вашему ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы внести необходимые коррективы.

Кроме того, я знаю, что, следуя этим советам, вы можете почувствовать, что позволяете своему ребенку вести себя неуважительно. Но эти советы помогут вам держать себя в руках, продемонстрировать позитивные навыки самоконтроля и установить четкие ограничения в отношениях со своими детьми. Ваши действия покажут, что их поведение не в порядке.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *