Содержание
О чем пищат младенцы: ученые расшифровали язык новорожденных
С первых дней своей жизни ребенок начинает издавать звуки. И отнюдь не бессмысленные, считает австралийская исследовательница Присцилла Данстен. Ныне она стала известной на весь мир как женщина, понимающая язык младенцев. И автор словаря, с помощью которого его можно перевести на любой другой.
Присцилла начала с того, что прислушалась к своему собственному, только что родившемуся сынишке. Музыкальный слух помог ей уяснить, что звуки он издает разные — при определенной сноровке их можно отличить друг от друга. Далее женщина попробовала соотнести эти звуки с последующим поведением ребенка. И обнаружила, что связь есть. И далеко не случайная. Иными словами, каждому состоянию младенца соответствует вполне конкретный крик.
— Только криком ребенок может «доложить» о своих житейских проблемах, — говорит Присцилла, — другого способа у него нет.
У здорового в целом малыша проблем, как правило, немного — можно пересчитать по пальцам: хочет есть, устал — хочет спать, намеревается срыгнуть, испытывает дискомфорт, болит живот от газов. Итого — пять. Столько же и звуков.
Трудности перевода
Данстен занимается «переводами» с 1998 года. Ее-то сын уже подрос — выражается по-человечески. Но за 9 лет к исследованиям подключались другие ученые, которые к настоящему моменту провели сотни экспериментов — в них участвовали тысячи малышей 30 национальностей из 7 стран. Вывод однозначный: Присцилла правильно расшифровала язык младенцев. Он действительно интернациональный — то есть все новорожденные, хоть китайцы, хоть русские, кричат одно и то же по одинаковым поводам. И словаря из тех самых пяти звуков-«слов» вполне хватает, чтобы понять своего ребенка. И не совать ему бутылочку, думая, «есть, что ли, хочет?..», когда младенец на самом деле хочет спать.
«Переводчица» уже открыла собственную школу для обучения мам и пап искусству общения с новорожденными. И наиболее продвинутые ученики разбираются даже в комбинации звуков. Например, понимают, что ребенок голоден, но может срыгнуть. А еще и обмочился.
— Моя цель — помочь родителям получать удовольствие от воспитания детей и растить спокойных, здоровых малышей, которые больше спят и меньше орут, — говорит Присцилла. Но предупреждает, что ее словарем можно пользоваться до тех пор, пока ребенку не исполнится три-четыре месяца. Далее он начинает издавать звуки не рефлекторно, а для общения. Они пока не расшифрованы.
КСТАТИ
Если ребенок пускает пузыри
Специалисты из университета Ланкастера (Великобритания) советуют родителям не препятствовать младенцам пускать пузыри и высовывать язык. Ведь это свидетельствует о способности детей выполнять сложные движения — и языком, и мышцами рта. Такие «активные» малыши быстрее начинают говорить. Не стоит переживать и за то, что ребенок корчит рожицы. «Кривляки» обладают богатой фантазией. А значит, разговорные навыки у них будут богаче и разнообразнее.
МНЕНИЯ
Смысла нет
— Первые звуки известны как «предречь» или «лепет», — говорит эксперт по психолингвистике, профессор Саймон ГЭРРОД из университета Глазго. — Они служат для развития голосовых связок, а не для выражения мыслей. Звуки, которые издают малыши, возможно, универсальны, но искать в них какой-то смысл не стоит.
Есть смысл
Я, Владимир Лаговский — отец новорожденной девочки, — лично проверял словарь Данстен. И, как мне кажется, правильно «переводил» услышанное примерно в 80 процентах случаев. А два «слова» различаю абсолютно точно — «хочу спать» и «сейчас срыгну». Ни разу не ошибся.
ПОПРОБУЙТЕ
Поговорим еще?
Младенцев, достигших шестимесячного возраста, можно обучить языку жестов, уверяет американская исследовательница Этель Лейт. При этом необязательно знать азбуку глухонемых — каждый может разработать свою собственную систему общения. И придумать жесты, соответствующие тому или иному действию. Или понятию. В Калифорнии уже работают специальные курсы для родителей, сообщает агентство Reuters.
Среди учеников Этель — актриса Дебра Мессинг, снимавшаяся в сериале «Уилл и Грэйс». Ее маленький ребенок общался знаками с Робертом Де Ниро в голливудской комедии «Знакомство с Факерами».
Лейт не сомневается, что еще задолго до того, как малыш заговорит по-человечески, он способен научиться просить есть, пить, играть, начнет сам откликаться на жесты. А потом быстрее освоит «нормальный» язык. Особенно если родители будут сопровождать жесты словами.
ЧТО СКАЗАЛ МАЛЫШ
Толковый словарь
Присцилла советует прислушиваться очень тщательно, поскольку некоторые «слова» отличаются всего одной буквой. И ловить момент: звуки, несущие информацию, малыши издают перед тем, как переходят на непереводимый истерический крик.
«Ня» («не») — хочу есть!
Это «слово» «порождено» сосательным рефлексом и получается, когда ребенок прижимает язычок к небу.
«Э-э» («эи») — сейчас срыгну!
Источник — пузырь воздуха в пищеводе и попытки малыша его вытолкнуть.
«Ау» («оу», «оы») — устал, хочу спать!
Произнося это «слово», малыш складывает губки трубочкой, но на самом деле как бы зевает.
«Хе» — мне неудобно!
Нечто подобное произносят даже взрослые люди, когда, например, их стесняет одежда. Ребенок тоже ощущает дискомфорт сначала кожей — сильно вспотел, обмочился, замерз, что-то трет или давит, неудобно сидеть на руках и т.п., потом выражается по этому поводу.
«Иэо» («иэу») — живот болит, газы в нем!
Живот ребенка напрягается, сам малыш тужится. Не исключено, что в этот момент он бы сказал что-нибудь другое, но звук искажается, получается жалобный стон.
Как развивать речь малыша от рождения до года? — ГБУЗ РК «СДП №3»
Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.
Что же это такое, потребность в речевом общении?
Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности. Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.
Развитие речевого общения в 2-4 месяца.
Когда малышу исполнится 2 месяца, можно начинать занятия по стимуляции его голосовых реакций и речевой активности. Занятия проводятся по 1-1,5 минуте 3-5 раз в день. Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность. Можно потормошить малыша или ласково погладить его щечки.Если ребенок мало или совсем не гулит, то надо вызвать у него гуление. Его вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса. Научить его вслед за вами произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Поэтому важно, чтобы во время «занятия-общения» малыш смотрел на ваше лицо. Медленно произносите звуковые сочетания а, агы, гу и т.д., широко открывая рот, чтобы ребенок видел артикуляцию. Если же все-таки малыш до 3-4 месяцев не повторяет эти движения, то можно ему помочь пассивно выработать подражательную реакцию. Легко поглаживая губы крохи, в определенном ритме в момент произнесения вами звука открывайте рот ребенка. Этот прием надо повторять в течение дня 4-6 раз. В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого. На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая малыша тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.
Развитие речевого общения в 4-6 месяцев.
В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры–подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте «высказывания» малыша, кивайте и давайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет, и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные). При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д. Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама». Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию. При общении и «разговорах» с малышом поизносите слоги, которые он использует в лепете, с различными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т.д. К 5—6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т.п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха. Чтобы поддержать лепет малыша, подхватите произнесенные им звуки, и ребенок будет вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого. А это очень важно для накопления активного словаря в дальнейшем.
Развитие речевого общения в 6-12 месяцев.
С 6—7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривайте: «Дай ручки, маленький» и маните его к себе. Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?», и он отыскивает глазами маму, тянется к ней. «А где папа?» (бабушка, дедушка) — он отыскивает глазами отца. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте, словом свои действия: «Сейчас (имя ребенка) наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берете его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем носок. Где ножка?» Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т.е. понимания речи. Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами. Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.
Когда родитель должен беспокоиться о шумном дыхании ребенка?
| Венди Хили
Новорожденный, Педиатрия.
Родители любят смотреть, как спят их дети. Они находят радость в том, что их очаровательные малыши так мирно отдыхают. Но иногда дети шумно дышат, издавая звуки, которые могут заставить родителей задуматься, не случилось ли что-то не так.
Одна из основных причин шумного дыхания, или стридора, называется ларингомаляция — длинное название состояния, которое обычно безвредно и проходит само по себе. Ларингомаляция вызывается обвисшей тканью, спадающей на гортань (голосовой ящик) и частично блокирующей дыхательные пути при вдохе ребенка.
Звук при ларингомаляции часто представляет собой пронзительный писк, который часто усиливается, когда ребенок возбужден, кормит, плачет или спит на спине. Симптомы обычно начинаются в течение нескольких недель или месяцев после рождения.
Хотя ларингомаляция является наиболее распространенной причиной шумного дыхания у младенцев и детей ясельного возраста, она требует вмешательства лишь у небольшого числа детей, по словам Джоселин Кон, доктора медицинских наук, специалиста по уху, горлу и носу (ЛОР) Детской больницы Стэнфордского университета. Специализированные медицинские услуги в Уолнат-Крик. Доктор Кон также принимает пациентов в Ист-Бэй в рамках нашего партнерства с John Muir Health.
«Некоторые называют это состояние врожденным дефектом, но я предпочитаю думать о нем как о незрелости голосового аппарата, из которого вырастают 90% детей», — сказал доктор Кон.
В большинстве случаев дети перерастают ларингомаляцию к 2 годам, и гортань развивается, добавила она. «По мере того, как дети становятся больше и сильнее, их гортань тоже становится сильнее», — сказала она. Но в небольшом числе случаев потребуется операция, которая безопасна и эффективна.
Родители могут заметить у своего ребенка следующие симптомы:
- Чудоловое дыхание (стридор)
- Сложность кормления
- Не набирая вес
- Гастро -рефлюкс (плевки, рвота и регургитация)
- Удушение во время кормления
- APNATAT и грудь при каждом вдохе
Тяжесть может варьироваться. «Некоторые дети, которых я вижу, имеют легкие случаи, они просто пищат, в то время как другие могут быть более тяжелыми. Педиатры всегда советуют родителям спрашивать своего врача обо всем, что их беспокоит», — сказала она. «Это хороший совет. Но в случае ларингомаляции обычно ничего не требует лечения».
В худших случаях, когда дети плохо спят, плохо едят и не прибавляют в весе, лучше обратиться к врачу. «Это могут быть признаки того, что необходимо вмешательство отоларинголога», — сказал доктор Кон.
Когда дети с ларингомаляцией не могут набрать вес, обычно это происходит потому, что они тратят так много энергии только на то, чтобы дышать, что они истощены, сказала она. Затрудненное дыхание часто проявляется в виде вмятин на груди и шее ребенка, указывающих на то, что ему или ей не хватает воздуха.
В этих случаях специалисты проводят тщательный осмотр, вставляя камеру в горло, чтобы увидеть, что происходит в гортани. «Увидев что-то своими глазами, вы можете успокоить родителей или направить дальнейшее лечение», — сказал доктор Кон.
Если ларингомаляция усугубляется рефлюксом, доктор Кон будет лечить ее лекарствами. Младенцев также можно расположить так, чтобы уменьшить проблемы с дыханием. Наиболее шумное дыхание происходит, когда дети лежат на спине, что является правильным положением для сна. Младенцев, которые бодрствуют и за которыми наблюдают, можно положить на живот, чтобы облегчить проблему.
«Мы говорим родителям, чтобы гравитация была на их стороне. Держите ребенка в вертикальном положении во время кормления, часто кладите его на живот и кладите его на живот во время бодрствования — все это помогает», — посоветовал доктор Кон.
Очень тяжелые случаи, а также те, которые длятся последние два года, могут потребовать хирургического вмешательства, которое, по словам доктора Кона, эффективно у большинства детей. Она выполняет надгортанную пластику, которая корректирует надгортанную ткань над голосовыми связками. Хотя операция требует общей анестезии, она минимально инвазивна, с использованием эндоскопов и микроскопов, вводимых в горло. Избыток ткани удаляется, а плотные участки освобождаются.
«Младенцы обычно проводят одну ночь в больнице и быстро выздоравливают, при этом большинство испытывает легкий дискомфорт, который быстро проходит. Большинство детей могут снова начать есть сразу после операции», — сказал доктор Кон.
Существует множество причин шумного дыхания, включая кисты, гемангиомы и вдыхаемые предметы, помимо ларингомаляции. В случае чего-либо с внезапным началом или если ребенок положил что-то в рот и не может дышать, немедленно обратитесь за неотложной помощью.
Узнайте больше о ларингомаляции в подкасте HealthTalks от Stanford Medicine Children’s Health.
Авторы
Теги: новорожденный, отоларингология, педиатрия
Почему мой ребенок визжит? Узнайте о причинах и как это остановить!
Ваш ребенок визжит? Ты не одинок!
Давайте разберемся, почему младенцы визжат и что с этим делать. Вы также можете проверить раздел комментариев — многие дети, кажется, проходят через фазу визга и визга.
Вопрос мамы:
Почему мой ребенок кричит громко и очень громко? Ей 5 месяцев и она не перестает визжать, это очень раздражает. Даже собака прибегла к выходу на улицу, чтобы избежать шума.
Она не голодна, мокрая, холодная и т. д.
Пожалуйста, помогите.
Громкий детский визг – почему и что делать
Почему мой ребенок визжит..?
Учимся общаться
Некоторые дети ведут себя тихо и мало суетятся. Другие малыши кажутся активными с первого дня жизни и требуют много внимания. Ни одна крайность не означает, что с ребенком что-то не так.
Плач, крик и визг — первая форма общения ребенка . Ваша дочь узнала, что у нее есть голос, и она может выражать себя с помощью визжащих звуков. Мой сын делал то же самое, он визжал и кричал, а потом начинал смеяться. Иногда он делал это так часто, что начинал сильно кашлять.
Вскоре вы начнете слышать, как она произносит разные звуки и слоги, которые со временем превратятся в слова. Всякий раз, когда она начинает издавать разные звуки, она не будет так сильно визжать.
Фаза визга и визга часто начинается в возрасте от 4 до 6 месяцев, поэтому в 5 месяцев ваш ребенок совершенно нормален. На этом этапе развития ребенок учится использовать свой голос по-разному, чтобы привлечь ваше внимание. Они болтают, смеются, воркуют и… визжат! И у них вырабатываются разные крики и крики о нуждах, таких как голод, утешение, страх, боль и так далее.
Так что, как бы это ни было напряжно – визг чаще всего совершенно нормальный!
Дискомфорт
Конечно, визг может быть признаком дискомфорта или боли , но тогда, конечно, ваш ребенок будет показывать другим признаки того, что ему нездоровится.
Если ваш ребенок делает какие-либо странные движения во время визга или кажется, что ему плохо, конечно, обратитесь к врачу.
Почему визг вызывает стресс у родителей?
Можно подумать, что если это нормальный этап развития, то человеческий разум уже должен к этому привыкнуть и не так сильно заморачиваться…
На самом деле есть исследования, показывающие, что пронзительный детский крик вызывает сильный стресс у родителей, и они сделают все, что угодно, лишь бы он прекратился! Сердцебиение родителей даже подскакивает от визжащего звука.
Также было замечено, что этот конкретный звук был спусковым крючком для неуравновешенных родителей, которые фактически жестоко обращались со своими детьми.
Поскольку пронзительный крик может возникать, когда ребенок испытывает боль, болен или очень голоден, вполне логично, что мы, люди, запрограммированы реагировать на него (но, конечно, здоровой реакцией является попытка помочь ребенку). ваш ребенок и ничего больше)!
Проблема в том, что в некоторых случаях детский визг является частью нормального вербального развития, и нам просто нужно признать, что стресс, который мы можем испытывать, не имеет ничего общего с реальной ситуацией, в которой мы находимся.
Что делать? делать с визгом?
Позитивное отвлечение
Если звук кажется вам невыносимым, попробуйте поиграть с дочерью в игры, чтобы стимулировать другие звуки. Вы можете петь ей, рассказывать стишки или просто разговаривать с ней. Здесь вы найдете идеи игр, в которые можно играть с 5-месячным ребенком.
У младенцев невозможно «исправить» их поведение — используйте только положительное отвлечение и убедитесь, что нет скрытых проблем, вызывающих такое поведение.
Не обращайте слишком много внимания на визг
Также помните, что НЕ следует уделять слишком много внимания фактическому визгу — положительному или отрицательному, поскольку ваше внимание может усилить поведение. Я не имею в виду игнорировать или наказывать вашего ребенка, когда он визжит, а просто не реагировать резко на такое поведение, тем самым создавая ситуацию, в которой вы в конечном итоге заставите своего ребенка визжать больше, а не меньше.
Отвлечение для Вас
Так как этот визг, скорее всего, является нормальной фазой развития для Вашей дочери, и даже хорошей, поскольку это означает, что она практикуется в общении, Вы можете время от времени добавлять для ВАС некоторое позитивное отвлечение.
Включите приятную успокаивающую музыку, которая немного конкурирует с «пением» вашего ребенка, или послушайте, например, кастрюлю.