Такие разные и одновременно одинаковые родители, в вопросах развития своих малышей впадают порой в крайности. Некоторые из них буквально с первых дней рождения своего чада пытаются его чему-либо научить. Другие наоборот полагают, что не стоит своего малыша лишать счастливого детства, предоставляя ему полную свободу в развитии.
И то и другое не является правильным. Специалисты считают, что малышу необходимо уделять внимание и обучать его. Ведь повсюду его окружают незнакомые вещи, поэтому малыша нужно постепенно вводить в курс дела. В связи с этим, многие родители интересуются о том, как научить ребенка буквам и нужно ли это вообще делать. На этот вопрос можно однозначно ответить – да.
Знакомство с буквами, окружающими нас повсюду, должно быть ненавязчивым. Это поможет ребенку их легко, быстро и хорошо запомнить. Он научится по ним различать животных, предметы мебели и многое другое. Нередко малыши сами интересуются алфавитом, не давая своим родителям расслабиться. В результате буквы становятся неотъемлемой частью их жизни.
При обучении ребенка алфавиту родители должны ставить перед собой определенные задачи. Они нужны не для того, чтобы в кругу общения ребенок по уровню развития был на порядок выше своих сверстников. Но, знания ему нужны для того, чтобы он смог дальше развиваться и совершенствоваться. Рассмотрим, как правильно и быстро научить в домашних условиях своего малыша алфавиту.
Обучать ребенка ему нужно незаметно, в игровой форме. И для этого нет необходимости отдавать его в дошкольное учреждение. Процесс обучения можно организовать самостоятельно. Для этого специалисты советуют усвоить несколько эффективных приемов обучения.
Во время занятий родители должны придумать разные подходы к запоминанию букв. Опытные педагоги рекомендуют во время обучения использовать сенсорные каналы. То есть нужно знакомить ребенка с многоцветием, запахами, окружающей природой, музыкой, живописью.
1. Давайте детям слушать песни об алфавите. Можно скачать одну или несколько песен, которые легче помогут малышу запомнить буквы. Прослушав ее несколько раз, он сам станет ее напевать. Этот метод считается одним из самых действенных и наилучших.
Для самых маленьких деток авторы создали специальные песни, где сочетается ритм, приятная мелодия и рифма. Кроме того, можно скачать не просто песни, а красочные видеоролики, которые станут настоящими пособиями по обучению малыша.
2. Музыкальный букварь Железновых помог в обучении многим детям. Скачать его не составляет проблем. Поэтому можно включать его ребенку в путешествии на автомобиле, на отдыхе и просто в течение дня.
3. Видео об алфавите. В сети имеется множество видео, посвященных каждой букве русского алфавита. Например, видео под названием: «Учимся читать с котом Кузей и собачкой», «Краник Степа», «Шкатулка с буквами» и множество других видео.
4. Для определенного возраста ребенка в интернете имеется много презентаций по обучению. Например, «Презентация – буква А», или «Посмотри – буква В».
5. Видеоролики, презентации и мультфильмы не заменят во время обучения живого общения с ребенком. Для этих целей рекомендуется приобрести цветные кубики с буквами.
Они могут быть совершенно разными: с изображением букв, картинок в виде животных и различных предметов. Кубики дают уникальную возможность соединить игру с обучением. В процессе игры малышу можно давать задания: например, собрать конструкцию с определенными буквами.
Особой популярностью пользуются кубики Зайцева. Уже с двухлетнего возраста малыша можно обучать по этой методике. Занятия проходят в виде увлекательной игры. Кубики выполнены в разной цветовой гамме, они отличаются по объему, весу. И что интересно, при их встряхивании раздается разный звук, в зависимости от наполнения.
Кроме того они оснащены железками и деревяшками, которые помогают воздействовать на различные органы чувств ребенка. Кубики Зайцева передают информацию, связанную со звуком, цветом, запахом, весом, тактильными ощущениями.
6. Купите ребенку алфавит. Игры с алфавитом могут быть самыми разными. В этом родителям помогает промышленность, выпускающая самые разные вариации алфавита. Например, в продаже имеется игра, где ребенок, нажимая на кнопку, слышит, как произносится определенная буква.
Или можно купить сундучок, внутри которого находятся буквы с картинками любимых сказочных персонажей.
7. Магнитный алфавит также может стать хорошим помощником при обучении. В продаже имеются специальные доски с магнитными буквами. Процесс обучения превращается в увлекательную игру. В результате малыш начинает понимать очертания букв, и вскоре он начнет складывать слова. Также можно купить говорящую азбуку, привлекающую внимание детей. Позже можно из азбуки убрать батарейки, чтобы ребенок не путал название букв со звуками.
8. Прекрасный способ обучения буквами – это делать их своими руками. Для этого можно использовать пластилин или тесто. Также их можно рисовать, раскрашивать и вырезать. Эти творческие задания значительно усилят момент запоминания букв.
9. Хорошим пособием для изучения станет музыкальный плакат. Ребенок самостоятельно сможет нажимать на кнопку, и каждая буква будет озвучена.
10. Книжные пособия. В продаже их большой ассортимент: «Мой говорящий букварь», «Ожившие буквы», «Веселая азбука» и много других. Книги можно брать с собой на прогулки, в путешествия и изучать дома.
11. Педагоги советуют использовать при обучении метод Домана. Этот известный ученый пришел к выводу о том, что интеллектуальное развитие будет более интенсивным, если его мозг нагружать с самого рождения. Ни в какой мотивации для обучения ребенок не нуждается.
Поэтому очень важно правильно и грамотно организовать процесс обучения, тогда он будет выполнять все легко и с удовольствием. Методика основана на использовании карточек, на которых написаны слова крупным шрифтом. Продолжительность занятий всего 10-15 секунд. Но повторять их на протяжении дня нужно несколько раз. Заниматься с ребенком следует, когда у него хорошее настроение. Если он не хочет заниматься, процесс обучения нужно отложить.
Сегодня существуют много зарубежных и отечественных методик, согласно которым детей обучают буквам, начиная с полутора-двух лет. Уже научно доказано, что мозг малышей в это время интенсивно растет, у них хорошая память, и они легко осваивают буквы.
Но не все родители и педагоги к этому готовы, считая, что обучение следует начинать позже, например в 4 года. Процессы обучения в этом возрасте, равно, как и в 5 лет идентичны тем, которые были описаны выше. Главное – нужно всегда помнить, что не следует заставлять ребенка.
Обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно будет незаметным. Для детей этого возраста можно купить кубики и лото с буквами. Они всегда имеются в продаже, стоимость их вполне приемлема, а обучение будет проходить в игровой форме. Очень хорошо идет процесс обучения вместе со сверстниками.
В этом случае у детей появляется дух соперничества, большая заинтересованность, взаимовыручка. При этом можно придумывать самые разнообразные игры, включая то, что дети сами смогут изображать буквы, складывая из них в дальнейшем в слова.
forsmallbaby.ru
Над тем, чтобы заинтересовать своего ребенка начать учить буквы рано или поздно задумывается каждая мама. Ведь эти знания непременно понадобятсякаждому малышу в дальнейшем и от того, как он будет воспринимать информацию, будет зависеть уже его успеваемость в школе.
Но прежде чем начать обучение, следует учесть, что для того, чтобы у малыша все получилось, он должен быть к этому готов. Ведь порой бывает так, что современные молодые мамы уже чуть ли не с младенчества начинают знакомить своих детей с буквами. А другие напротив считают, что лучше с этим повременить и не лишать своего дитя детства.
Если ребенок сам начинает показывать свой интерес к буквам, то здесь уже не нужно ничего откладывать, а приступать к знакомству малыша с азбукой, даже если ему всего два-три года.
Обучение детей азбуке разного возраста подразумевает под собой и абсолютно разный подход. Ведь малыши, которым, к примеру, 2-3 года могут быть сосредоточены на одном объекте всего несколько минут, в то время как дети постарше уже могут концентрировать внимание в течение более длительного времени.
Многие родители сталкиваются с тем, что малыш в возрасте двух-трех лет очень быстро утрачивает интерес к обучению и быстро все забывает. Поэтому начинают закрадываться сомнения о целесообразности этой затеи. Но если с карапузом заниматься, к примеру, в игровой форме, то тогда буквы войдут в его мир естественно и не принужденно.
Перед тем как научить ребенка алфавиту в раннем возрасте стоит вспомнить, что это в первую очередь нужно не для того, чтобы хвастаться умениями своего карапуза перед друзьями, а для того, чтобы развить его природные способности. Многие малыши уже в полтора года могут выучить весь алфавит, а в два года начать соединять их в слоги. Так как потребности в чтении в таком возрасте еще не наблюдается, то такие занятия позволяют более увлекательно проводить время родителей вместе со своим карапузом.
В современном мире можно найти большое количество разнообразных способов, с помощью которых можно быстро и непринужденно обучить детей буквам в независимости от того, сколько им лет.
На самом деле различных способов изучения алфавита много и их можно даже выдумывать самостоятельно, учитывая лишь то, какой ваш малыш. Если он сильно активный и не может долгое время находиться на одном месте, то в таком случае можно применить на деле следующее. Попросить, к примеру, ребенка попрыгать по тем буквам, которые вы называете. Для этого заранее начертите на асфальте необходимые элементы. Также можно попросить карапуза, если он очень любит лепить, вылепить из пластилина необходимый элемент азбуки или же сделать букву из мозаики. Это будет одновременно развивать моторику рук, и тренировать его зрительную память.
Малыш в год уже способен воспринимать информацию, но концентрировать свое внимание долго он еще не может. Поэтому в качестве обучающего материала для таких детишек подойдут различные коврики-пазлы. Для детей постарше специально разработаны магнитные азбуки. Также можно использовать различную выпечку в форме букв, так как именно до двух лет у малышей в большей степени развито именно тактильное восприятие. Ведь красивое и яркое печенье обязательно привлечет к себе повышенное внимание и заставит попробовать себя на вкус.
Для детей этого возраста уже подойдут более сложные задания, так как их моторика развита лучше. Таким малышам можно предложить сложить буквы из палочек, конструктора, камешков. Также обучение буквам будет проходить проще, если в качестве игры будет использоваться лото с буквами.
Обучение буквам в этом возрасте происходит с помощью различных пособий, специальных книг, в ходе игры, так как дети часто просят поиграть с ними и в процессе приготовления пищи совместно с ребенком. Можно использовать любой метод, который только придет на ум и будет приносить исключительно положительные эмоции как карапузу, так и его родителям.
mamaipapa.org
Приходит время, когда рано или поздно перед современными мамами и папами встает вопрос о том, как научить ребенка алфавиту, ведь это нужно сделать так, чтобы не снизить у крохи интерес к обучению. Естественно малыш не сможет сразу запомнить весь алфавит. Для этого понадобится время, упорство и терпение. Данная статья расскажет о всех нюансах и современных методиках обучения алфавиту.
При обучении детей взрослые должны учитывать их физиологические особенности. Психика ребенка имеет существенные отличия от психики взрослого. В отличие от взрослых, дети не могут учиться осознанно. Учебный процесс у детей до семи лет должен проходить форме интересной игры, так как именно это занятие является основным способом изучения окружающего мира.
Еще одной физиологической особенностью ребятишек дошкольного возраста является, то что они осваивают окружающую среду через все органы чувств и каналы восприятия. Для успешного обучения ребенок должен не только видеть или слышать нужную информацию, но и трогать, пробовать на вкус или нюхать изучаемый объект. В процессе изучения алфавита нужно задействовать все органы чувств: можно совместно с малышом рассматривать буквы, пропевать их, трогать, рисовать и лепить и т.д.
Процесс развития у каждого ребенка проходит индивидуально. Одни начинают интересоваться буквами в возрасте 2-3 года, другие же первый интерес проявляют только к четырем годам. Специалисты в области раннего развития, педиатрии и педагогики сошлись в едином мнении, что оптимальный возраст для изучения ребенком алфавита наступает после достижения им трех лет. В этом возрасте у них развивается интерес, любознательность и способность к получению новых навыков. Однако родители должны понимать, что развитие у каждого индивидуальное, поэтому если в три года у крохи есть проблемы логопедического характера, то стоит выждать время.
Педагоги, которые работают с малышами, разработали следующие рекомендации для подготовки к изучению букв:
- кроха должен сам выбирать книгу для чтения и самостоятельно перелистывать странички;
- ребенок совместно со взрослым должен рассматривать и обсуждать картинки, составлять по ним краткий рассказ;
- после прочтения сказки или истории, пусть малыш попробуют рассказать то, что он запомнил.
Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций способствует привлечению и поддержке внимания малыша в процессе обучения. Помимо этого, данные советы помогут легко усвоить и запомнить полученную информацию. Важно, чтобы взрослый постоянно поддерживал и хвалил юного ученика. Доброжелательный тон и позитивный настрой играют важную роль в обучении ребенка. Занятия должны быть систематическими и проводиться в одно и то же время. Это выработает у крохи привычку.
Существует три правила, которые взрослый должен учитывать при обучении малыша. Соблюдая следующие правила процесс обучения будет легким и интересным.
Правило 1. Изучение букв должно происходить по принципу от простого к сложному. То есть сразу изучаются буквы, которые используются чаще всего, затем редко используемые.
Правило 2. Для крохи будет достаточно изучать одну букву в два-три дня. Карточки с буквами и предметами, название которых начинается на них, буквы, вырезанные из бумаги или слепленные из пластилина, помогут закрепить пройденный материал. Чтобы кроха вспомнил ранее изученные буквы, каждое занятие должно начинаться с повторения.
Правило 3. При изучении той или иной буквы, ребенок совместно со взрослым, должен вспомнить предметы, похожие на нее. Хорошо будет также вспомнить стихи и песни со словами на данную букву.
При изучении букв в трехлетнем возрасте главное заинтересовать ребенка. в большинстве случаев интерес к буквам возникает в процессе чтения. Поэтому главная задача родителей – поддержать заинтересованность крохи. Если родители читают малышу, то уже к трем годам у него появляются любимые стихи и сказки. У ребенка появляется желание читать самостоятельно, это и является главной мотивацией в трехлетнем возрасте. В три года можно научить ребенка выделять первую букву его имени, а также начальные буквы алфавита.
Чтобы выучить буквы с трехлетним крохой можно использовать следующие методики:
- проводить занятие с использованием кубиков Зайцева, магнитной азбукой, плакатами и наклейками, карточками с буквами;
- прорисовывать вместе с ребенком буквы на разных поверхностях (бумага, доска, асфальт и т.д.). Это ускорит процесс запоминания букв;
- можно складывать буквы из мелких подручных предметов (палочек, пуговиц и пр.). благодаря этому занятию можно не только выучить буквы, но и развить мелкую моторику.
Важно! Категорически запрещено заставлять ребенка и насильно принуждать к изучению алфавита. Это отбивает интерес к дальнейшему обучению, что усложняет процесс учебы.
В четырехлетнем возрасте буквы изучаются аналогичным способом, как и в трехлетнем. В основе занятий – игровые формы обучения. Можно продолжать использовать те же игры и к ним добавить парочку новых. Среди новых упражнений могут следующие игры:
- «Волшебный мешочек». В мешочек сложены вырезанные из картона буквы. Маленький ученик наугад выбирает в мешочке букву и пытается определить ее название. После этого он достает букву и проверяет верность своей догадки;
- «Найди картинки». Для этой игры понадобится набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый выкладывает несколько картинок (в начале не больше трех, в дальнейшем их количество постепенно увеличивается) и рядом кладет определенную букву. Задача крохи – найти картинки с изображением тех предметов, название которых начинается на заданную букву.
В пятилетнем возрасте интерес к чтению у ребенка выходит на осознанный уровень. Малыш уже понимает, что слова состоят из букв, а предложения – из слов. В возрасте пяти лет ребенок самостоятельно должен уметь складывать буквы из подручных средств или лепить их из пластилина.
В этом возрасте очень полезно использовать электронный букварь, который заинтересует малыша. Родители должны правильно выбрать электронную литературу. Такой букварь должен называть не название буквы, а звук, который она дает, например, не «эм», а «м», не «ка», а «к».
Рынок современной учебной литературы предлагает различные рабочие тетради для детей 4 и 5 лет. Одной из таких тетрадей является «Изучаем буквы». Малыши самостоятельно или вместе с родителями смогут выполнять задания из этой тетради и получать новые знания.
Важным аспектом пятилетнего возраста является правильное произношение слов и связная речь. Чтобы тренировать эти навыки, ребенок может пересказывать любимые сказки родителям или рассказывать, чем он занимался в течение дня.
Шестилетний возраст является лучшим периодом для запоминания букв и первых попыток читать. Родители не должны впадать в панику, если их кроха не проявлял ранее интерес к изучению букв. В возрасте шести лет дети способны гораздо быстрее выучить алфавит, чем трехлетние крохи.
Для изучения букв в этом возрастном периоде нужно использовать магнитную азбуку и буквари. В этом возрасте можно начинать заниматься в тетрадях с прописями. Современные образовательные ресурсы предлагают большое количество обучающих мультфильмов, среди которых есть серии, посвященные именно изучению алфавита. Одним из таких мультфильмов представлен ниже:
Также можно предложить ребенку множество полезных развивающих приложений на смартфоне, планшете или в интернете. Использование таких методов обучения позволит ребенку выучить алфавит в игровой форме.
Можно создать авторский семейный букварь. Для этого понадобится альбом, цветная бумага, цветные карандаши и клей. Все члены семьи могут вырезать буквы из цветной бумаги и вклеивать их на альбомные странички. Рядом со вклеенными буквами кроха может нарисовать предмет, название которого начинается на заданную букву. Такое семейное занятие придется по душе малышу, а изготовленный букварь можно хранить на память долгие годы.
Регулярные занятия с шестилетним ребенком помогут не только выучить алфавит, но и существенно ускоряет процесс обучения чтению. Важным аспектом изучения букв является добровольное желание ребенка. Родители ни в коем случае не должны заставлять малыша учиться. Наоборот, взрослые должны хвалить кроху и мотивировать его на дальнейшее обучение. Занятия нужно начинать в том возрасте, когда кроха начинает проявлять первый интерес к буквам, и они должны проходить в игровой форме. Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому. Очень важно закреплять пройденный материал. Для этого можно попросить ребенка называть буквы, на которые начинаются привычные для него предметы, или же рисовать предметы, напоминающие своим видом ту или иную букву.
Данная статья раскрыла все аспекты того, как научить ребенка буквам в домашних условиях. Родители должны помнить, что нельзя требовать от ребенка больше, чем он сможет запомнить. Даже если у крохи что-то не получается, то не нужно его ругать. Во время занятия нужно обращать внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если взрослые возьмут во внимание приведенные в статье советы.
Запишитесь на приём к врачу в вашем городе
Клиники вашего города
birth-info.ru
Справедливости ради нужно заметить, что с ребенком старшего дошкольного возраста алфавит и буквы можно выучить гораздо быстрее, чем с карапузом первых двух-трех лет жизни. Поэтому многие родители думают о том, что игра не стоит свеч. С другой стороны, при раннем обучении буквы входят в жизнь ребенка совершенно естественно, то есть он одновременно учит, «что эта птица называется утка, а эта буква – А». И если подходить к процессу обучения без фанатизма, стараясь все преподносить в игровой форме, то малышу станет интересно все, что связано с буквами и, в последующем, чтением.
Надо четко отдавать себе отчет, что раннее развитие
нужно не для того, чтобы иметь возможность похвастаться перед родственниками и друзьями тем, что кроха в 1,5 года знает все буквы, а в 3 — умеет читать. Также раннее знакомство с буквами не сделает из карапуза вундеркинда, оно лишь поможет развить его природные способности, а также станет увлекательным и полезным способом совместного времяпрепровождения.Если родители (чаще всего мама, но бывают варианты в виде папы или бабушки) хотят научить ребенка буквам как можно раньше, то следует руководствоваться девизом «начинать никогда не рано».
Для карапуза первого года жизни можно распечатать или нарисовать буквы на листе формата А4 (по одной букве на лист) и развесить по комнате, только не все сразу (достаточно 3-4 букв за раз). Во время бодрствования кроху можно время от времени подносить к этим картинкам и называть изображенные буквы. Экспозицию время от времени следует менять, то есть вместо одних букв вешать другие.
Когда ребенок немного подрастет, имеет смысл приобрести магнитную азбуку (только надо следить за тем, чтобы магнитики из букв не выпадали). Еще одним интересным вариантом может стать напольный коврик-паззл с буквами.
Только не нужно сразу же вываливать на малыша многочисленные пособия по обучению грамоте, пусть все идет постепенно. Сложили несколько букв на магнитную доску или холодильник, спели веселые песенки, немного поиграли на коврике, попутно вытаскивая из него ту или иную буковку и называя ее, и снова занялись важными малышовыми делами. Обучение не должно носить академический характер, в идеальном случае оно настолько плавно вливается в игру крохи, что тот попросту не замечает, что его чему-то хотят научить.
Родители могут изготавливать обучающий материал и самостоятельно. Это различные карточки с буквами, крупные буквы из картона, которые можно прятать (а потом весело искать), дарить друг дружке и даже ходить и прыгать по ним! Главное, сделать так, чтобы ребенку понравилось играть с этими непонятными значками, чтобы он сам просил продолжить увлекательную игру!
Кроме того, на сегодняшний день существует множество методик и пособий, помогающих научить ребенка буквам и звукам. Различные буквари, книжки с наклейками, раскраски, лото, домино, специальные детские презентации, детские компьютеры и компьютерные игры для изучения букв и звуков – родителям нужно лишь выбрать то, что подойдет именно их малышу с учетом его возраста, темперамента, усидчивости, интереса к процессу обучения и здоровья (например, деткам со слабыми глазками очень нежелательно проводить время за экраном монитора).
С азбуками и букварями с яркими и понятными картинками можно начинать знакомить карапуза уже с полуторагодовалого – двухлетнего возраста, в настольные и компьютерные игры можно пробовать играть ближе к трем годам. Безусловно, необходимо выбирать книги и игры, которые рассчитаны именно на «памперсную» аудиторию, чтобы чаду было интересно и не скучно заниматься.
Интересный метод обучения ребенка буквам – «спрятать» их в знакомых предметах (например, из буквы «Д» сделать домик, а из «Ж» — жука). Подобный прием использовали некоторые составители азбук и букварей, еще о нем можно почитать в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», в которой как раз даются рекомендации по обучению алфавиту при помощи забавных картинок. Для того, чтобы карапузу было интереснее, можно рисовать буквы с глазками-носиками-ротиками и ручками-ножками.
Существует мнение, что учить кроху нужно звукам, а не буквам (то есть не «бэ», а «б»), чтобы избежать возможных проблем при переходе к составлению слогов и чтению. В этом случае ребенок запоминает звучание каждой буквы, но не знает ее названия. В принципе, с названиями букв вполне можно немного подождать, дабы не запутывать юного ученика, но если родители хотят научить отпрыска правильно называть каждую букву, имеет смысл изначально знакомить его с ними немного по-другому. Например: это буква «бэ», она говорит «б», то есть точно так же как это «кошка», она говорит «мяу». Но в любом случае, при параллельном изучении букв и звуков путаницы избежать не удастся. Поэтому есть смысл действительно выучить все звуки, а к названиям букв вернуться уже в более осознанном возрасте (после 4-5 лет).
Как происходит процесс обучения? Поначалу ребенку просто время от времени показывают буквы (на картинках, магнитной доске, на экране монитора), позже можно начинать просить его найти и показать ту или иную буковку. Только не следует экзаменовать кроху и слишком расстраиваться, если он не может справиться с заданием. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться среди непонятных значков.
Параллельно с показыванием букв следует учить кроху называть их, при этом лучше всего начать с гласных, которые легко тянуть и петь. Не надо наседать на карапуза с требованием «скажи «а», лучше в игровой форме вместе с ним пропевать или проговаривать тот или иной звук. И постепенно малыш поймет, что от него требуется, и будет сам тыкать пальчиком в знакомую буковку и называть ее.
Для того чтобы научить ребенка алфавиту, есть один очень простой и одновременно эффективный прием – алфавит нужно петь! Можно поискать уже готовую песенку или же придумать свою (к примеру, использовать любимую мелодию малыша). И если периодически напевать алфавит, то уже в скором времени карапуз будет петь его вместе с мамой или папой. Также можно время от времени проговаривать азбуку, возможно, не всю сразу (а то ребенку надоест слушать), а частями.
Малыш выучил все буквы и уже уверенно показывает и называет их, причем не в одной-единственной азбуке, а везде: в книгах (на обложках), на вывесках, в телевизоре? Пришло время переходить к следующему этапу и начинать учить его связывать буквы в слоги. Но это уже другая история.
Алина Серик для сайта Активная мама
active-mama.com
Споры о том, когда нужно начинать учить чтению ребёнка, не утихают на протяжении нескольких десятилетий. Одни считают, что малыши обладают хорошей восприимчивостью и способны быстро усваивать новые знания. Другие не хотят лишать ребёнка детства и обучают чтению непосредственно перед школой. Но знакомить с буквами можно начинать с самого раннего возраста.
Бытует мнение, что уже годовалый ребёнок может запоминать буквы. Дети в этом возрасте впитывают информацию как губка, они с интересом изучают окружающий их мир. Для годовалого малыша достаточно разместить несколько букв на стенах детской комнаты и постоянно называть их. Буквы должны быть яркие и большие, чтобы они привлекали внимание ребёнка. Через некоторое время карточки с буквами нужно поменять. Конечно, рассчитывать на то, что малыш осознанно выучит буквы и через полгода начнёт читать, не стоит. Но начертания букв отложатся в его памяти.
Для детей в возрасте двух лет очень важно не только узнать название предмета, но и пощупать его. Эту особенность можно использовать для обучения. Малыши с удовольствием будут пытаться построить домик из кубиков и рассматривать картинки, изображённые на них. Если каждый раз акцентировать внимание не только на картинке, но и на букве, ребёнок сможет быстро освоить азбуку.
В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо говорят, они осознанно воспринимают информацию. Для обучения этих малышей, помимо кубиков и карточек с буквами, можно использовать магнитную азбуку. Трёхлетки с удовольствием будут слушать небольшие стихотворения, смотреть мультфильмы про буквы и заниматься по музыкальному букварю. С малышами можно вылепить буквы из пластилина, придумать сказку о буквах или сделать буквенный домик.
Чтобы научить буквам четырёхлетнего ребёнка, можно использовать те же методики, что и для трёхлетних детей. Для четырёхлеток можно усложнять задания. В этом возрасте ребёнок вполне способен найти в тексте знакомые буквы, самостоятельно слепить или раскрасить букву. Можно предложить игру, в которой нужно угадать букву наощупь. Для этого подойдут магнитная азбука или буквы, вылепленные из пластилина.
У четырёхлетних детей уже хорошо развита мелкая моторика. С ними можно выкладывать буквы из мозаики, мелких камушков, рисовать их на бумаге и песке.
В возрасте пяти лет ребёнок уже может проявлять осознанный интерес к чтению и понимает, что он сам сможет читать свои любимые сказки, если освоит азбуку. Пятилетние дети намного быстрее усваивают новую информацию, они легко могут справиться с электронным букварём.
Не стоит отчаиваться, если в шесть лет ребёнок не умеет читать и не знает буквы. В этом возрасте дети способны усвоить больший объём информации за небольшой промежуток времени. Они намного усидчивее, чем малыши. Если у трёхлетнего ребёнка на изучение букв может уйти несколько месяцев, то для шестилеток вполне реально выучить азбуку за три недели. Для обучения можно использовать все доступные методики. Красочный букварь и тетради с печатной основой, в которых есть интересные задания, обязательно увлекут ребёнка.
В возрасте шести лет многие дети мечтают о школе. Поэтому для занятий можно создать условия, приближенные к школьным: доска, парта и домашние задания.
Каждый ребёнок индивидуален, и родители сами должны определиться с методикой и временем начала занятий. Выполнение нескольких простых правил сделает процесс обучения эффективным.
nii-evrika.ru