Содержание
Как понять, что ребёнку нужен логопед
Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.
Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию.
Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?
Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р. Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.
Встреча с логопедом — до детсада или до школы?
Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.
Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?
В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.
Что нужно сделать для профилактики?
С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.
В дошкольном возрасте необходимо регулярно и качественно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, чтобы развить точные движения языка. Особое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.
Важно не забывать, что все упражнения нужно предлагать ребенку в игровой, увлекательной форме. Помочь в этом могут разные издания. Например, в альбоме «Логопедическая практика» есть интерактивный формат — по мере освоения определенных звуков ребенок закрашивает в альбоме фрагменты раскраски, отмечая тем самым свой прогресс. А иллюстрации помогают детям и родителям изучать и выполнять упражнения.
Иллюстрация: olga boat / Shutterstock
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нужен ли ребёнку логопед?
На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что за последние 10-15 лет дети очень изменились. Стало намного больше речевых нарушений, расстройств аутистичного спектра, а также детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. К сожалению, это происходит не только у нас, но и в странах СНГ зафиксирован рост речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Да и учителя обычных массовых школ бьют тревогу по по поводу участившихся случаев недостаточной сформированности фонематического восприятия (способности различать звуки) у младших школьников, что в свою очередь перерастает в ещё более серьёзные проблемы усвоения грамматики в старшей школе. Проблема нарастает, как снежный ком. Много детей не только не произносят правильно звуки, но и не слышат и не различают их при письме. Соответственно растёт количество дислексий и дисграфий (нарушений чтения и письма).
Сегодня хотелось бы поговорить о развитии речи ребёнка раннего возраста – от момента рождения до 3-х лет. Ведь этот возраст является очень важным периодом в жизни детей. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, активно изучает окружающий мир, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. Все, что мы успеваем вложить в ребенка до этого возраста, он потом развивает и использует. Поэтому в нашей стране общепринятым считается ежегодный осмотр логопеда с раннего дошкольного возраста и до момента поступления в школу.
Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?Эти вопросы часто задают родители. Ответы на них и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.
Первое, на что необходимо обращать внимание, когда малыш растет — это понимание ребенком того, о чём говорят другие люди. Если он не понимает, обращённую речь, его собственная речь будет формироваться с задержкой. Обязательно надо идти к логопеду, если к двум годам ребенок не говорит или в 2,6 говорит так, что его никто не понимает. Утверждение о том, что до 3-х лет нужно подождать и речь появиться сама, сегодня уже является мифом. Говорить ребёнок будет, только вопрос в том, что это будет за речь и какого качества. В настоящее время есть много детей с задержкой речевого развития вследствие нарушения контакта и взаимодействия с взрослыми. Этой категории требуются длительные коррекционные занятия с психологом и логопедом. И чем раньше они начнутся, тем эффективнее это будет для ребёнка.
Рассмотрим этапы развития детской речи:
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом, когда к нему обращаются. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
В 2 месяца малыш улыбается при общении. Начинает кричать, причём в крике появляются разные интонации, он становится более выразительным. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, капризным и требующим. В 2 месяца у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г» или «к».
3 месяца Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым. Вместо крика уже чаще слышны хныканье и плач. Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним. Когда малыш разговаривает можно услышать такие звуки как: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.
4 месяца Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на щекотание. При гулении появляются звукосочетания «а‑о‑у», «ю‑а‑а». Появляется длительное певучее гуление . После 3-х месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче.
5 месяцев Произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а‑ма» или «а‑ба», «а‑на», «а‑да» и др.
6 месяцев К этому времени у ребенка возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев Малыш использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. Лепет активный.
8 месяцев Возникает реакция на незнакомое лицо, ребёнок может заплакать. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. Некоторые мамы начинают рассказывать, что их ребёнок уже с 7-8 месяцев говорил слова.
9 месяцев Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».
10 месяцев На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было.
11 месяцев. В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «ба» (баба). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам‑ам» – еда, или «ав» или «в‑ав» – та же еда или собака, или «би‑би» – автомобиль, игрушечная машинка, или «кис‑кис», «бай» и т. д.
1 год К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-5 «лепетных слов. Однако смысл одного такого слова очень широкий. Например, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т. д. Лепетное слово «да‑да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!»
1 год 3 месяца Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. «Дай ручку. Где папа?» Знакомые слова показывает на картинке. Например: «Покажи, где машинка, кукла, мячик и т.д.».
1 год 6 месяцев Ребёнок показывает одну из частей тела, словарный запас около 20 слов.
1 год 9 месяцев Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»).
2 года На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), строит предложения из двух слов. Например: «Папа би-би», что означает «Папа уехал на машине».
2 года 6 месяцев Называет многие части тела.
Словарный запас настолько большой, что подсчитать количество произносимых ребенком слов практически невозможно.
Говорит о себе «я»: «Я пошел», «Я сам». Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» полностью или упрощенно.
Разговаривает со сверстниками во время игр. Фраза состоит из 3-4 слов.
Задаёт вопросы: «Что это?», «Кто это?»
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта. Ребёнок говорит простыми, грамматически оформленными фразами, состоящими из 3-4 слов. Речь понятна посторонним людям. Ребёнок вступает в речевые диалоги с другими детьми и взрослыми, кратко рассказывает о прошедших событиях, отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает знакомую сказку, появляется словотворчество, склонность к рифмовке. Может разучивать короткие стихи. Наступает возраст «почемучки», когда ребёнок стремится понять мир.
Если этого не происходит необходимо обратиться к логопеду.
Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!
Учитель-логопед районного центра раннего вмешательства -Лосицкая Т.Ф.
Нужна ли моему ребенку логопедическая и языковая терапия? Wee Talkers — Wee Talkers
Когда вы действительно останавливаетесь и думаете об этом, язык развивается очень быстро. К тому времени, когда наши дети пойдут в детский сад, они могут хорошо общаться на , поэтому . Особенно по сравнению с младенцами, которыми они были секунду назад — до того, как мы моргнули! Но когда вы беспокоитесь о речевом и языковом развитии вашего ребенка, может показаться, что он так же быстро отстает.
Если вы считаете, что вашему ребенку может понадобиться речевая и языковая терапия, мы хотим, чтобы вы знали, что вы не одиноки, вы не сделали ничего плохого и что помощь доступна. Этот пост поможет вам понять, на какие вехи обратить внимание, что делать дальше и когда обратиться к логопеду.
Понимание речи и языка
Во-первых, нам нужно поговорить о разнице между речью и языком, поскольку эти термины часто используются взаимозаменяемо. Речь и язык определенно взаимосвязаны, но мы все же оцениваем и анализируем их по отдельности.
Речь относится к тому, как мы произносим звуки и слова. Это сложный навык, который требует времени для развития. Когда они впервые начинают говорить, для малышей характерно не произносить все звуки правильно. Для других также характерно, что они не могут понять все, что они говорят.
Язык, с другой стороны, относится к словам, которые мы используем, и тому, как мы их используем, чтобы передать значение. Даже дети, которые еще не могут говорить, используют язык. Например, если вы попросите малыша указать на корову в его книге, и он сможет это сделать, он будет использовать языковые навыки. Когда наши малыши очень маленькие, очень важно сосредоточиться на их языковых навыках. Более совершенные речевые навыки начнут приходить со временем.
Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в логопедической и языковой терапии
Вашему ребенку потребуется речевая и языковая терапия, если у него появятся признаки задержки или расстройства речи и/или языка. Если вас беспокоит их развитие, начните с того, что обратите внимание на то, какие соответствующие возрасту речевые и языковые вехи ваш ребенок достигает, а какие нет (пока). Если вы считаете, что вашему ребенку нужна помощь логопеда, не стесняйтесь записаться на обследование!
№1 Ищите признаки языкового расстройства
По данным Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA), признаки того, что вашему ребенку может потребоваться речевая и языковая терапия из-за языкового расстройства, включают:
Не улыбается и не взаимодействует с другими
Не болтает (4-10 месяцев)
Издает лишь несколько звуков или жестов, например показывает пальцем (7-12 месяцев)
говорить всего несколько слов (12-18 месяцев)
плохо понимать слова (18 месяцев-2 года)
не составлять предложения (1,5-3) лет)
Трудно играть и разговаривать с другими детьми (2–3 года)
Проблемы с чтением и письмом в раннем возрасте (2,5–3 года)*
0 Не понимает, что делают другие говорить (7 месяцев-2 года)
* Вы можете спросить: «Что навыки раннего чтения?» К навыкам раннего чтения относятся:
Произнесение звуков или произнесение слов при просмотре картинок в книгах (1–2 года)
Указание или прикосновение к картинкам в книгах, когда вы их называете (1–2 года) 9(2-3 года)
Показывать и называть картинки в книгах (2-3 года)
#2 Ищите признаки расстройства речи
По данным ASHA, признаки того, что вашему ребенку может потребоваться речевая и языковая терапия из-за нарушения речи, включают: :
Неправильное произношение р, б, м, з и ш в словах (1-2 года)
Неправильное произношение к, г, ж, т, д, н в словах (2-3 года)
Непонятная речь даже для знакомых людей (2-3 года) у вашего ребенка отсутствуют вехи или проявляются какие-либо из этих признаков, мы рекомендуем обратиться за речевой и языковой оценкой. Им может понадобиться речевая и языковая терапия, чтобы помочь им общаться в меру своих способностей.
Знайте, что никогда не рано обратиться за оценкой речи и языка. Мы можем сказать вам по опыту, что родители никогда не жалеют, что ушли слишком рано. На самом деле все наоборот. Многие из семей, с которыми я работал более 10 лет в качестве логопеда, говорили мне, что они сожалели о том, что ждали столько времени, чтобы получить дополнительную поддержку. (Тем не менее, никогда не поздно пройти обследование.)
Когда вы это сделаете, логопед сможет более точно определить области речевого и языкового развития, в которых ваш ребенок нуждается в поддержке. Затем они разработают индивидуальный план, который поможет им приобрести необходимые навыки.
Связанный: 3 вещи, которые нужно знать перед тем, как ваш малыш начнет логопедическую терапию
Поддержка развития речи и языка дома
Основная причина, по которой мы начали Wee Talkers, заключалась в том, чтобы убедиться, что у вас будет доступ к качественным речевым и языковым ресурсам, верно? от начала. Чтобы расширить свои знания о том, как поддержать языковое развитие вашего ребенка дома до, во время или после логопедической терапии, посетите наш блог, нашу страницу в Instagram, наши курсы и/или сообщество TalkToddler.
Ваш первый шаг: контрольный список этапов развития речи и языка
Если вы считаете, что вашему ребенку может понадобиться логопедическая терапия, важно, чтобы вы знали, какие этапы мы ожидаем от него по мере взросления. Наш контрольный список вех в области свободы слова и языка — это простой способ отслеживать.
Признаки того, что вашему ребенку следует обратиться к логопеду
Дети вернулись в класс, и школа в самом разгаре. Это означает домашние задания, классные проекты и подготовку к тестам. По ходу учебного года некоторые родители могут начать замечать, что их ребенок испытывает трудности с выполнением заданий и общением.
«У ребенка могут возникнуть проблемы с тем, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами, и это может быть очень неприятно», — говорит Барбара Миллер, логопед из Медицинского центра Ривервью. Знание того, когда обратиться за помощью к логопеду (SLP), может означать разницу между удовлетворительным или разочаровывающим образовательным опытом.
Нужен ли моему ребенку логопед?
Важно помнить, что каждый ребенок учится со своей скоростью. Чтобы определить, находится ли ваш ребенок на правильном пути, обратитесь к этим таблицам, опубликованным Американской ассоциацией речи, языка и слуха, в которых указано, когда большинство детей должны достичь каждого этапа.
Признаки того, что вашему ребенку может понадобиться логопед, незаметны, но заметны. «Один ранний признак, который обычно является тревожным сигналом, — это ребенок, который может следовать всем вашим командам, но испытывает трудности с вербальным выражением соответствующих ответов», — говорит Миллер. Другие знаки включают:
12-15 месяцев:
- Издает только несколько звуков.
- Не использовать жесты, например, махать рукой или указывать пальцем.
- Не произнес первые слова.
18-24 месяца:
- Хмыкает и показывает пальцем, а не общается, когда чего-то хочет.
- Не часто используйте комбинации из двух слов.
- Уходя заканчивается такими словами, как «si-dow» вместо «сесть».
2-4 года:
- Не складывать комбинации из двух и трех слов.
- Говорит менее 50 слов.
- Преимущественно неразборчивая речь.
4-5 лет:
- Повторение первых звуков слов, например «б-б-б-шар» вместо «мяч»
- Невозможно следовать указаниям в классе, например «Нарисуйте на бумаге круг вокруг того, что вы едите».
- Большую часть времени повторяет звуки или слова.
Как работает логопед?
Педиатрическая логопедия помогает лечить детей с проблемами общения, как в том, как они говорят, так и в том, как они понимают общение. Логопедия также лечит проблемы с оральной моторикой, такие как жевание и глотание, а также артикуляцию, слуховую обработку и социальные навыки.
Первым шагом обычно является осмотр у логопеда, чтобы определить, с какими трудностями сталкивается ваш ребенок. SLP будут работать с вами и вашим ребенком, чтобы создать индивидуальный план, который поможет решить проблемы.
Сеансы обычно длятся около получаса, и на исправление разницы в речи может уйти до 15-20 часов. После вашего первоначального визита и диагностики команда будет работать с вами, чтобы составить график, который лучше всего подходит для вас и вашего ребенка.
Что такое расстройство речи?
Нарушения речи влияют на то, как человек создает звуки для образования слов. У человека с нарушением речи могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков речи, пропуском, соединением или искажением звуков, а также с процессами, используемыми для правильного воспроизведения речи.
Многие нарушения речи могут способствовать замедлению развития и затруднениям в обучении в школе. «Существует большая корреляция между проблемами речи и проблемами с успеваемостью в школе, потому что многие задания в классе начинаются с умения общаться», — отмечает Миллер.
Какие расстройства может лечить логопед?
- Апраксия
- Аутизм
- Нарушения артикуляции
- Расщелина неба
- Задержка развития
- Дислексия (терапия Ортона Джиллингема)
- Ранние задержки речи
- Исполнительное функционирование (внимание, организация)
- Нарушения экспрессивной и рецептивной речи
- Расстройства питания
- Нарушения беглости речи
- Проблемы с чтением/письмом
- Селективный мутизм
- Нарушения глотания
- Выталкивание языка
- Нарушения голоса
- Голосовые узелки
Как логопед помогает моему ребенку в чтении, письме и правописании?
Подход Ортона-Гиллингема — это мультисенсорный подход к обучению, который помогает различным учащимся, испытывающим трудности в обучении чтению, письму и/или правописанию.
Каждый урок разработан специально для вашего ребенка и использует три основных пути, чтобы помочь вашему ребенку учиться: зрение, звук и движение. Некоторые примеры того, как это используется в классе, включают:
- Карточки с фонограммами: Ребенка просят увидеть слово на карточке и произнести его
- Письмо на столе: Ребенок пишет слово на столе, сначала глядя на карточку, а затем не глядя. Они могут писать несколькими текстурами, такими как песок, глина для лепки и краска.
- Списки слов: Ребенок будет читать списки слов и игры, чтобы развить беглость чтения.
- Постукивание рукой или пальцем: Учащийся будет читать и составлять слово по буквам, постукивая рукой или пальцем.
«С практикой и решимостью большинство различий в речи ребенка можно устранить, — говорит Миллер. Родители играют решающую роль в успехе своего ребенка. Дети, которые быстро завершают программу и показывают наилучшие результаты, как правило, это те дети, чьи родители принимали участие в терапии. Спросите своего SLP о том, как вы можете помочь своему ребенку дома с упражнениями и занятиями, чтобы закрепить новые навыки.