Здравствуйте,уважаемый доктор,начну сначала,что бы было понятнее.вообщемс рождения дочка капризная,не спокойная,не слазила с рук,боялась чужих людей,врачей(нам педиатр говорил,что мы на участке самые не спокойные и плачем постоянно) в 4 месяца,пошли к неврологу с жалобами,тремор ручек.пульсировал родничек при плаче,на груди(как оказалось,в норме он и должен пулсировать).Попросила направление на УЗИ.По УЗИ-признаки незначительной внутричерепной гипертензии,(там межполушарная щель расширена на 6мм.но это же не признак ВЧГ,почему написали,не ясно до сих пор) невролог ставила- субкомпенсацию,внешних признаков не было.только по УЗИ..но лечение назначала диакарб,аспоркам,элькар-1 месяц,потом просто сказала,забыть и не лечить больше.в 8 месяцев делали контрольное УЗИ сердца я попросила что бы посмотрели на ВЧД,гипертензия так и осталась.Я не успокоилась и все же сходила к другому неврологу,мне хотелось понять почему ВЧД,пусть и незначительное есть,а лечить не нужно,почему вообще его поставили.в принципе доктор сказал все тоже самое,но только с обьяснениями и разьяснениями.диагноз-неврологически здорова.дочка с детства не спокойная,врач предположила,что это возможно в силу характера,что я не исключаю.Развивается по возрасту,с детками общается,но редко видимся,в сад не ходит,разговаривает.Но часто капризы,одна играть не любит.но в целом норм.ребенок.вообщем в год увидела,как дочь среагировала на впервые увиденную собаку в близи на улице,её всю затрясло,-похоже на тремор всего тела.вообщем эмоционально так у нее получилось,такое было раза 3 и всё.позже стала обращать внимание,при плаче на пару секунд буквально задерживает дыхание,похоже на АРП.но при этом не чего не где не синеет,так же в год часто просыпалась по ночам,не плакла,уложить даже грудью не могла,просто встовала-могла по играться,потом ложилась спать.пробовали менять режим дня,убирали памперсы,ложили со светом,без света.потом пробуждения прошли.но капризы,беспокойство осталось,не могу понять,характер или неврология,требует что-то нытьем.спокойно день проходит очень редко.а перед новым годом были у невролога,дочери было 1.5г.жалобы на все,что выше написала,выписала только пантогам курс 2 месяца 1ч.л.2-3р.в день,почему так на выбор-не понятно,ну я стала давать 2 раза в день.сказала что ребенок слегка возбудим,в карте не чего не писала,мы с ней в неофиц.обстановке разговаривали.к тому же и мне анвифен выписала,с учетом ГВ-кормлю грудью,3 р.по 1капсуле.тоже на 2месяца курс.дело в том,что у нас тяжелая ситуация в семье,развод.дочка часто болеет.(видимо и дочка не спокойная из-за обстановки в семье)вообщем дошла до нервного срыва.а уже в январе я стала замечать синеву над губой,не постоянная,проявляется в течении дня.снова пошли к неврологу чтобы сперва исключить неврологию,подумала,вдруг прогрессирует вчд,ну мало ли,а потом хотели к кардиологу,неврологсказала,все правильно,но сперва сделать экг.сказала,что по части неврологии,это когда больше в основном при плаче синеет носогубный треугольник,а не в спокойном состояние.экг,нормальное,кар диолог предположил или же синеву дают близко расположенные сосуды- вены,или это к неврологу,и невролог в свою очередь сказала,что явной неврологии нет,и точнее чказать не может,венки это или все таки по ее части...но написала-в карте- пэп,синдром гипервозбудимости.я спросила,у неё,у нас что,неврология?пэп -это же нарушение или поражение мозга.она ответила(,нет,но мне нужно же было,что-то написать в карте).и выписала ещё глицин по 1т.2раза в день,и 1/2т.3р.фенибут,-и это все к понтагаму,на оствшийся месяц.меня смутило,почему 2ноотропа вместе-пантогам и фенибут,и с учетом того,что и я пью анвифен,через грудь передаю свой препарат,вдруг передозировка будет..она сказала как показала практика,вместе их принимать можно.Но я что-то побаиваюсь,так и даю пантогам,начали глицин,фенибут пока не даю,хотела еще проконсультироваться у вас,нужно второе мнение.прошу не осуждать,за то что метаюсь от одного врвча к другому.но и невролог у нас взрослый,поэтоМу как-то сомневаюсь,другого нет.МОИ ВОПРОСЫ.1) Нужен ли фенибут в нашем случае? 2)правильное ли лечение выписал наш невролог? 3) Было ли у дочери ВЧГ или все же нет(по УЗИ только межполушарная щель расширена и все)? Дополню-на момент назначения неврологом всех этих препаратов дочери было 1.5г.все симптомы о которых я рассказывала докотру,были собраны,т.е.в 1 год-вот это,что похоже на тремор всего тела ,напомню,например при виде собаки,ее затресло(эмоционально среагтровала)АРП тоже было после года и дыхание задерживала буквально на пару секунду,не чего не где не синело,и такое было редко,когда сильно ударится к примеру,ну в месяц 2-3раза.На момент осмотра,в декабре,в 1.5г я уже не замечала такого АРП,ну подумала просто вдруг временное затишье,но неврологу я о них сказала и потом АРП уже не замечала,сейчас вроде тоже затишье.Но по ночам все равно просыпается,не плачет,просто меня зовет или грудь,засыпает.по этому поводу я читала-"Дети не должны спать до утра ни на ГВ, ни на ИВ. Существуют две определенные фазы сна, фаза глубокого сна и фаза поверхностного сна. Детский мозг устроен так, что фаза глубокого сна составляет примерно 10% до 5 лет, остальные 90% - поверхностный сон,Сразу же после засыпания мозг ребенка "уходит" в глубокий сон, в 1 год жизни малыша глубокий сон составляет примерно 10 минут, в это время мозг ребенка отдыхает, малышу не снятся сны. Потом начинается шевеление глазных яблок, а нередко и взмахи ручками, ножками. Мозг ребенка вступает в поверхностный сон, именно во сне идет развитие мозга. Это естественно. Это физиологично." 4) Так ли это про фазы сна?.Я поэтому и переживаю,что возможно эта секундная задержка дыхания уже прошла самостоятельно,"трясучка"эта вроде тоже,поэтому и боюсь давать так много препаратов,вдруг невролог меня не поняла,что все эти симптомы были в период с 1-до 1.5года примерно,или такое самостоятельно не проходит и у дочери просто временное затишье?2 месяца тишина.Заранее спасибо за помощь.Выложила- снизу вверх 3результата УЗИ(там только расширение межполушарной щели-ЭТО ЖЕ не признак ВЧГ.так ли это?и осмотр невролога из области.
detstrana.ru
Нервный ребёнок — это не диагноз, а характеристика малыша с психо–эмоциональным нарушением по типу невроза. Проявляться это может плаксивостью, обидчивостью, резкими перепадами настроения, плохим аппетитом, чутким сном, плохой концентрацией внимания. У маленьких детей беспокойство может сопровождаться плохим усвоением пищи, что часто проявляется срыгиваниями. В возрасте 1-4 лет проявления невроза у детей могут быть выражены в ковырянии пупка, в детском онанизме, в нервных почесываниях и т.д.
Чтобы уравновесить психическое состояние ребёнка, необходимо устранить причину такого нервозного поведения.
Некоторые дети уже рождаются «тревожными», тогда врачи говорят о врождённой невропатии. Такое происходит, если подобными чертами обладал в раннем детстве кто-то из родителей. Новорожденные обладают незрелой нервной системой, которая заканчивает своё основное развитие к году. В ряде случаев «дозревание» происходит без какой-либо помощи из вне, само собой. Однако в некоторых ситуациях, особенно в случаях осложнённой беременности (инфекции, гестозы, вредные привычки матери), развитие мозговых структур и нервной проводимости может затрудняться в связи с нанесённым во время беременности вредом нервной системе ребёнка. В этом случае существует риск возникновения нервных заболеваний у детей и требуется регулярное наблюдение у невролога и психиатра.
Если же обычно спокойный ребёнок неожиданно стал нервным, то, скорее всего, речь идёт о развитии невроза на почве приобретённых инфекций или психологического дискомфорта (испуг, стресс, конфликт).
У детей могут наблюдаться явления срыва в случаях, когда нервное напряжение накапливалось в течение длительного времени, и укрывалось за страхом малыша выразить свои эмоции (например, если ребёнок был свидетелем нескольких конфликтов в отношениях родителей). Наряду с этим нервный срыв у ребёнка возможен как немедленная реакция на возникшую психотравмирующую ситуацию (не совпадение ожиданий с реальностью, смерть близкого, резкое отлучение от груди, оставление в опасности и т.д.).
Внешне нервный срыв выражается истерическими рыданиями, возбудимостью ребёнка, требованиями сделать так, как он хочет. Как в ситуации срыва успокоить нервного ребёнка? Чаще всего срабатывает метод переключения внимания (неожиданно предложить ребёнку полистать интересную книгу, обратить его внимание на происходящее в окне «Смотри, какая машина поехала» и т.д.). В такие моменты родителям важно самим быть спокойными и доброжелательными.
В лечении нервной системы у детей обычно назначают витамины группы B, поскольку они нормализуют нервную деятельность и способствуют улучшению нервной проводимости. Но в основном восстановление психического равновесия у ребёнка происходит благодаря созданию благоприятной психологической атмосферы в семье. В лечении нервного ребёнка многое зависит от ситуации в семье, отношений между её членами. Родителям важно не ругать чадо, не нагружать учёбой, а дать отдохнуть. При этом необходимо поддерживать дружественный контакт с малышом.
Но что делать, если ребёнок очень нервный, а срывы происходят достаточно часто? Обычно в этом случае врачи предлагают поддержать нервную систему психотропными препаратами (типа фенибута). Они помогут снять возникшее нервное напряжение в остром периоде.
источник: WomanAdvice.ru
Рекомендации доктора Биттерлиха.
Надо ли лечить нервного ребенка?
Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже — следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов — своего pода слабости неpвной системы.
Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.
Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.
Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.
При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.
Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится «сильнее» и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».
Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?
Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте — ей надо помогать — давать лекаpства для «подкоpмки» неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство — это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго — у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить — есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).
К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.
Если с дальним зарубежьем все понятно — консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?
Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства — пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс — возбуждение нервных клеток.
Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).
В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут усиливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.
И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.
Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.
С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.
После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.
По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» — в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства — седуксен, элениум, тазепам и т.д.
Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание — хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.
Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае — для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок — это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый — «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.
Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным — превратить здорового ребенка в нервного.
Поощpение и наказание:
Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка полезно ( работа по дому, учеба в школе) — не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно — например, бесконечный просмотр телевизора — является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы считаем вредным для ребенка — неприятным, используя различные наказания.
Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их присутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничивались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка физическим наказанием — для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.
Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В результате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за «квадрат». А просовывать лапу только в круг научилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.
Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: «Посмей только принести мне еще раз двойку». В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.
Таким образом, наиболее эффективны «мягкие» формы поощрения и наказания. Физическое наказание может быть эффективным только в виде исключения при очень серьезных проступках, граничащих с преступлением: воровство, убийство или мучение домашних животных и т.д. Однако, потакание всем прихотям ребенка вообще недопустимо при воспитании, то тем более недопустимо оно при воспитании ребенка с невропатией. Хвалить такого ребенка надо, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно; наказывать — строго по справедливости. Частой ошибкой по отношению неpвному pебенку или к pебенку с наpушениями неpвной системы является ложная «жалость», приводящая к вседозволенности. Логика здесь пpостая, хотя и непpавильная, если pебенок здоpов, то с него можно стpого спpосить и тpебовать пpавильного поведения, а если «болен» — надо безpопотно сносить все его выходки. Конечно, pебенок с неpвностью или дpугими наpушениями неpвной системы тpебует особого отношения и заботы pодителей, но это не имеет отношения к вседозволенности.
Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, когда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запрещает. Чтобы предотвратить это — ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.
Общение с нервным ребенком требует гибкости, деликатности и такта. Основные требования: не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такого ребенка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него ,спящего в комнате ,-то же самое, что для его родителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых — условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения. Поэтому родителям необходимо обратить внимание и на собственную психику — если вам трудно себя контролировать, то необходимо и для вас подобрать индивидуальный набор успокаиващих лекарств или растений.
Итак, все спокойны рядом с невропатичным, нервным ребенком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно мелкими запретами, укорами, замечаниями. Родители должны некоторые мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребенка станет непереносимой, если каждый проступок (вся его жизнь до 7 лет — сплошной проступок в глазах строгих родителей) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковер на полу, случайно задел и разбил стоявшую у края стола посуду, ест стоя. Конечно, все это неприятно, но у ребенка врожденная детская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил бабушку или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.
Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.
Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.
Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ
Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказывает цвет, в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает возбужденных детей, желтый — показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый — повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.
ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА
Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им «тетеньками и дяденьками», а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.
Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация — начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше — чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями «Если ребенка дразнят», «Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет — в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.
Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.
Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.
Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен
Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все «страшилки» и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни. Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям — но детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно.
Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых — это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает — покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.
К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте «Как выжить при столкновении с медициной» — «Психопатология законотворческой деятельности». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.
Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.
Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.
Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха
(запись по тел. в г. Сумы 62-77-21 с 9.00 до 21.00 ежедневно)
источник: bitterlikh.com
first-mama.ru
Очень часто родители жалуются на нервность своих детей. Но надо отличать нервного ребенка от ребенка просто капризного, недисциплинированного.
Есть дети, у которых заболевания центральной нервной системы явились следствием родовой травмы, недоразвития головного мозга, тяжелой желтухи, перенесенной в первые дни жизни, и т. д.
Это — серьезно больные дети, бывающие не только очень беспокойными, но всегда в большей или меньшей мере отстающие в психическом и моторном развитии. Они долго не узнают мать, поздно берут игрушки в руки, у них задерживается развитие речи, долго не могут самостоятельно сидеть, вставать и т. д.
За этими больными детьми необходимо систематическое наблюдение не только детского врача, но и невропатолога, психиатра, а иногда и других специалистов.
Не об этих детях с тяжелым поражением нервной системы пойдет здесь речь….
Имеются в виду практически здоровые дети, но отличающиеся неустойчивостью в своем поведении, В раннем возрасте они часто беспричинно капризничают, требуют постоянного к себе внимания старших, плохо едят, плохо засыпают и беспокойно спят.
Старшие дети (дошкольники и школьники) отличаются изменчивостью настроения, от состояния повышенного радостного возбуждения легко переходят к беспричинным капризам, плачу. Они не могут усидчиво заниматься игрой или школьными занятиями, им легко все надоедает, а иногда, наоборот, — увлекшись, например, какой-либо игрой, они никак не могут переключиться на другое занятие. Утром эти дети часто вялы, капризны, а вечером — возбуждены, их с трудом удается уложить спать.
Эмоционально неустойчивые дети любят «командовать» сверстниками, но не любят подчиняться. Учась в школе, они легко утомляются, не могут сосредоточиться при приготовлении уроков, легко отвлекаются, в классе — неусидчивы, невнимательны. Иногда такие дети боятся темной комнаты, страдают ночными страхами. Конечно, в нервности детей известную роль играет некоторое предрасположение, конституциональные особенности, влияние наследственности.
Однако в громадном большинстве случаев повышенная нервность, легкая возбудимость и капризы детей — результат неправильного воспитания и несоблюдения режима с первых дней их жизни. Кормление ребенка не по часам, а когда вздумается матери или когда ребенок заплачет, постоянное пребывание ребенка на руках, а не в кроватке (в часы его бодрствования), недостаточное пребывание на воздухе, несоблюдение режима сна — вот почва, на которой начинает формироваться личность нервного ребенка.
Прежде всего его надо показать детскому врачу и невропатологу, чтобы выяснить, нет ли какого-либо заболевания, нарушающего нормальное состояние нервной системы (рахит — у грудных и маленьких детей, глистная инвазия — у более старших, кожные зудящие сыпи, раздражающие ребенка и нарушающие его сон, и т. д.).
Если ребенок практически здоров, у него нет никаких заболеваний, в том числе и нервной системы — лечить его надо не бромом и валерьяновыми каплями, не строгостью и наказаниями, а устранением дефектов режима жизни и воспитания.
От автора
Конечно, и самим, родителям приходится ограничивать себя. Нельзя, как это часто делают, самим ежедневно смотреть все интересные передачи телевидения и сидеть в «Одноклассниках», а ребенка отправлять в соседнюю комнату готовить уроки.
Во время приготовления уроков необходимо соблюдать чередование выполнения домашних заданий с краткими (на 10—15 минут) перерывами для отдыха. Из питания следует исключить острую пищу, продукты, возбуждающие нервную систему, крепкий чай, натуральный кофе, шоколад, какао. Наконец, особенно большое внимание надо уделить физиопроцедурам, укрепляющим нервную систему и повышающим сопротивляемость детского организма к случайным инфекциям и простудам.
Утром ребенок любого возраста должен принимать воздушную ванну при комнатной температуре. Воздушная ванна должна сочетаться с умеренными физическими упражнениями. Длительность этой утренней процедуры варьируют в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Всегда следует начинать с 2—3 минут и, постепенно повышая, доводить длительность утренней воздушной ванны с легкими физическими упражнениями до 10—15 минут. Детям грудного возраста и первых 2—3 лет утреннюю воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.
Очень хорошие результаты дают обтирания водой. Нередко ошибочно думают, что нервных детей не надо обтирать холодной водой. Многим детям это очень нравится. Они приходят в хорошее настроение, но холодная вода не успокаивает, а обычно возбуждает ребенка.
Нервным детям можно купаться летом в естественных водоемах, но не в холодной воде. Нельзя допускать появления у ребенка дрожи и «гусиной кожи». Характер водной процедуры всегда следует согласовать с врачом, систематически наблюдающим за ребенком.
Особое внимание надо уделять правильному педагогическому воспитанию. Некоторые родители ошибочно думают, что нервного ребенка нельзя расстраивать, не делают ему замечаний, допускают непослушание и т. д.
Другие родители, наоборот, убедившись, что ребенок не столько нервный, как капризный, начинают беспрерывно останавливать его и даже прибегают к наказаниям.
И тот и другой подход ошибочен. К нервному ребенку надо подходить спокойно, твердо и настойчиво добиваться послушания, выполнения режима и т. д. Все это надо делать тактично, избегая ненужных конфликтов, незаметно для ребенка, уступая ему в мелочах.
Комментарий - Благодарность за пользу от прочитанного.
testkids.ru
Что определяет счастье, полноту и правильность жизни? На мой взгляд, во многом это радость общения с детьми.
Что самое главное в ребенке? На мой взгляд, это его духовное, ментальное и физическое здоровье и его правильное развитие.
Что из этого самое главное? Это разум ребенка. Разум является самым ценным подарком человеку. Он является определяющим в многогранности его жизни.
Ментальное развитие человека напрямую зависит от состояния нервной системы. Нервная система управляет всеми функциями человека. Любое движение (осознанное или неосознанное), любая мысль, восприятие любой информации, поступающей к человеку через органы чувств, невозможны без нервной системы. Изучением нервной системы, диагностикой и лечением ее заболеваний у детей занимается врач-невролог. Он досконально должен знать анатомию и физиологию нервной системы, особенности развития ребенка.
С какими проблемами, с какими жалобами приходят родители со своими детьми? Часто, особенно на профилактических осмотрах, врачи сталкиваются с вполне понятной некомпетентностью родителей пациентов. Взрослые люди не всегда разбираются, какими проблемами занимается врач-специалист, какие жалобы предъявлять конкретному специалисту. А на профилактических осмотрах в школе или детском садике (без родителей) анализ состояния ребенка сводится к простому осмотру, способному выявить только грубую патологию. Поэтому важно, чтобы старшее поколение хотя бы немного разбиралось в вопросах здоровья своих детей и понимало, на что обращать внимание. Врачам часто приходится сталкиваться с банальным невниманием взрослых к состоянию ребенка.Мне было не совсем обычно и приятно видеть в Италии, где я проводил научную работу по гранту в 2007 году, как на прием к врачу нейропедиатру всегда приходила целая семья, часто с бабушками или дедушками. Очень поучительно было смотреть, как все члены семьи обсуждали проблемы здоровья, поведения и развития ребенка, как все внимательно относились к рекомендациям доктора.
Родителям совсем не помешает хотя бы поверхностно знать вопросы, которыми занимается врач-специалист, на что стоит обратить внимание. Такая грамотность позволяет осознано относиться к состоянию ребенка и его развитию.
Деятельность детского невролога занимает довольно обширный пласт - это диагностика и лечение таких заболеваний, как: - нейроинфекции (менингит, менигоэцефалит, энцефалит, полирадикулоневрит),
- опухоли нервной системы,
- травмы нервной системы,
- судорожные состояния,
- поражения нервной системы в околородовом периоде,
- задержка развития речи и психики, задержка развития и нарушение двигательных функций,
- нарушения поведения, гиперактивность, снижение успеваемости в школе,
- головные боли, головокружения.
Все это входит в компетенцию детского невролога. Также часто заболевания внутренних органов, особенно функционального характера, нарушения осанки у ребенка напрямую связаны с состоянием нервной системы.
Невролог должен разбираться в методах функционального исследования нервной системы, таких как:
- электроэнцефалография (исследование функции нейронов головного мозга),
- ультразвуковая доплерография (исследование сосудов головного мозга),
- электронейромиография (исследование функции мышц и нервов).
Врач должен знать методы нейровизуализации:
- магнитнорезонансная томография,
- нейросонография (УЗИ головного мозга).
Несмотря на то, что эти методы абсолютно или практически безвредны для пациента, все эти обследования должны назначаться обосновано и целесообразно диагнозу.
В методах лечения детей с неврологической патологией часто применяются методы нейрореабилитации: - массаж,
- лечебная гимнастика,
- рефлексотерапия.
Компетентность в этих вопросах обязательна для детского невролога.
Уважаемые родители, осведомленность в наиболее актуальных вопросах детской неврологии и вопросах развития ребенка поможет вам вырастить здоровых детей.
dar-baby.ru