Содержание

Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

Чем старше ребенок становится, тем меньше ему нужна помощь родителей в повседневных делах: малыш учится сам мыть руки, чистить зубы, одеваться. Пока одни уже в три года ловко справляются с зубной щеткой и начинают осваивать пуговицы, другие сталкиваются с абсолютно неожиданными сложностями. Педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» раскрывают секреты развития навыков самообслуживания у дошкольников.

Что такое навыки самообслуживания?

Сперва давайте разберемся, что входит в понятие навыков самообслуживания. В целом, это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой. К навыкам самообслуживания можно отнести привычку регулярно чистить зубы и расчесывать волосы, самостоятельно ходить в туалет, одеваться и раздеваться, использовать принятые в обществе столовые приборы и так далее. Иногда к навыкам самообслуживания также относятся базовые навыки коммуникации с другими людьми.

Неочевидные преимущества навыков самообслуживания

Очевидные бонусы овладения навыками самообслуживания ясны, малыш становится самостоятельнее, уже не нужно следить за каждым его шагом. Тем не менее, многие родители пренебрегают навыками самообслуживания, фокусируясь больше на развитии мышления ребенка и его творческих способностей. Однако, педагоги и психологи в один голос утверждают, что самообслуживание вносит неочевидный, но ощутимый вклад буквально во все сферы жизни малыша.

Когнитивное развитие ребенка

Выучивание последовательности действий благотворно влияет на развитие памяти и мышления, участвует в улучшении внимания ребенка.  Следует также помнить, чем большим количеством навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации, поэтому навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общую смышлёность ребенка.

Развитие координации и мелкой моторики

Вы когда-нибудь задумывались насколько хорошо нужно владеть своим телом, чтобы самостоятельно надеть футболку, справиться с пуговицей или завязать шнурки? Многочисленные мелкие действия, которые малышу приходится выполнять при одевании и других процедурах становятся самыми настоящими упражнениями на развития мелкой и крупной моторики.

Влияние на коммуникацию с другими людьми

В нашем обществе навыки самообслуживания понимаются как показатель адекватности человека, мы даже неосознанно оцениваем людей по их внешнему виду и опрятности. Ребенок, который к 6-7 годам имеет проблемы с одеванием или, тем более, нуждается в помощи во время посещения уборной, вероятно станет объектом для насмешек сверстников, а иногда и взрослых. Верно и обратное, ребенок, не имеющий трудностей с самообслуживанием, чувствует себя уверенней, легче адаптируется к детскому саду и школе.

Навыки самообслуживания это не только про опрятность ребенка, это навыки, которые влияют почти на все сферы развития ребенка. К тому же посещение садика и общение с другими людьми вызывают у ребенка гораздо меньше стресса, если он способен самостоятельно позаботиться о себе.

Как помочь малышу развить свои навыки?

Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти многочисленные и порой сложные навыки? Собрав опыт других родителей и рекомендации педагогов, мы выделили пять советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:

  • Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на стенку. Такие карты помогут малышам запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций.

  • Делите сложные действия на маленькие шаги. Не пытайтесь научить ребенка всему и разу, разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.

  • Будьте последовательны. Возьмите себе за правило, что пока ребенок маленький, он решает одну бытовую задачу одним способом, это позволит ему быстрее выучить необходимые действия. Расширять репертуар и работать над креативностью вы будете после освоения базового навыка, а сейчас постарайтесь, чтобы вещи лежали на своих местах, процедуры по уходу за собой имели собственный распорядок, а новый предмет гигиены или элемент одежды не слишком отличался от своего предшественника.

  • Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.

  • Выделяйте достаточно времени. «У нас нет времени ждать пока он там копается!» — возмущаются родители, когда мы начинаем разбираться в причинах несамостоятельности малыша. Такой подход не только не позволяет ребенку развиваться, но и подвергает его постоянному стрессу. Представьте, если после пары демонстраций вас заставили бы быстро завязать особые морские узлы или сыграть без ошибок какую-нибудь мелодию. Именно так ситуацию видит ребенок. Варианта два: изначально выделить в два раза больше времени на необходимые процедуры или, в крайнем случае, помочь ему выполнить задачу.

Другие рекомендации вы найдёте в видео ниже:

Существуют ли специальные упражнения для развития навыков самообслуживания?

Разумеется, опытные родители опробовали много способов научить ребенка одеваться и ухаживать за собой. Мы предлагаем пять развивающих упражнений для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:

  • Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс? Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.

  • Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.

  • Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.

  • Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.

  • Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.

Дети осваивают навыки самообслуживания через наблюдение и повторения, а также с помощью игр. Для того, чтобы подобрать подходящую активность, проанализируйте, что у малыша получается лучше, а что хуже. Недостающие навыки разбейте на операции и подберите активности, которые связаны с развитием данных операций. Идеи всегда можно подсмотреть в родительских сообществах или попросить совета у педагогов и детских психологов.

Календарь развития навыков самообслуживания

Мы собрали приблизительный список навыков, которые дети, как правило, осваивают к определенному возрасту. С помощью данной таблицы родители могут сориентироваться, насколько типично развивается малыш. Небольшие расхождения с таблицей могут быть вызваны индивидуальными особенностями и не требуют особого внимания, но, если вы замечаете, что ребенок не освоил и половины навыков из списка, возможно, следует обратиться к детскому психологу, который позволит выявить причины подобного отставания и поможет скорректировать это.









Возраст

Освоенные навыки

0-6 месяцев

  • Следит глазами за движущимися объектами

  • Научился сосать грудь или соску

  • Плачет, когда испытывает дискомфорт

6-12 месяцев

  • Может играть в одну игрушку в течение нескольких минут

  • Тянется к интересным объектам

  • Следит взглядом за объектами

  • Имеет налаженный режим сна

  • Ест еду с различной текстурой

  • Пьет из чашки

  • Самостоятельно держит бутылочку или чашку

  • Учится жевать и использовать язык для перемешивания пищи во рту

  • Может сам кушать печенье или другие некрупные кусочки пищи

1-2 года

  • Различает съедобные и несъедобные предметы

  • Понимает, где могут лежать спрятанные предметы, знает расположение некоторых знакомых вещей в квартире

  • Повторяет за взрослыми

  • Понимает, когда родители одобряют и не одобряют его поведение

  • Имеет представление об опасностях (горячие предметы, лестницы и тп)

  • Ищет внимания взрослых

  • Без трудностей засыпает и просыпается по привычному режиму

  • Пытается чистить зубы

  • Самостоятельно снимает носки и простую обувь

  • Вытягивает руки и ноги при одевании, помогая родителям одеть его

 

2-3 года

  • Постепенно осваивает туалет и учится проситься заранее

  • Четко понимает, когда родители довольны и недовольны его поведением

  • Аккуратен с опасными предметами (стеклянная посуда, ступеньки, кухонные принадлежности)

  • Не нуждается в продолжительном укладывании, засыпает сам

  • Рассматривает книжки с картинками

  • Расстегивает крупные пуговицы

  • Выражает эмоции

  • Без проблем справляется с пищей разной текстуры

  • Активно использует воображение в играх

  • Четко различает сигналы тела, когда хочет сходить в туалет по большому и по маленькому, и правильно называет эти процессы

  • Умеет вытирать руки и лицо полотенцем

  • Умеет использовать вилку и ложку

  • Может сам раздеться и разуться, если на одежде нет сложных замков и завязок

  • Знает расположение основных предметов в квартире (где лежат игрушки, материалы для творчества, салфетки, одежда, посуда и т. п.)

  • Делает успехи в самостоятельной чистке зубов

3-4 года

  • Учиться убирать вещи на свои места

  • В большинстве случаев справляется с походом в туалет без помощи родителей

  • Способен снимать и надевать простые элементы одежды (мелкие застежки и непривычные вещи, могут ещё вызывать сложности)

  • Способен играть в небольших группах

  • Самостоятельно чистит зубы

 

4-5 лет

  • Появляются первые друзья

  • Способен принимать правила поведения

  • Может дожидаться своей очереди, соблюдает правила игры

  • Начинает разбираться, какая одежда подходит для определенной погоды

  • Не испытывает заметных сложностей при одевании и приеме пищи

  • Способен участвовать в групповых играх с 5-6 игроками

 

5-6 лет

  • Самостоятельно одевается

  • Может сам собрать рюкзак в садик (по привычной инструкции или с поддержкой родителей)

  • Может открывать различные коробочки, банки и упаковки

  • Может сосредотачиваться даже при небольших раздражителях

  • Может выполнять простые задания и слушать учителя на занятиях по подготовке к школе

 

Выводы

Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.

Если малыш систематически не справляется с одним или несколькими навыками самообслуживания, родителям следует насторожиться и, по возможности, обратиться за консультацией к детскому психологу, ведь подобная картина может быть связана как с безобидными индивидуальными особенностями воспитания и развития ребенка, так и с более серьезными проблемами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также может быть индикатором эмоционального неблагополучия ребенка.

Заключение

На просторах интернета можно часто встретить рекомендацию не отдавать ребенка в садик до того, как он полностью освоил все базовые навыки самообслуживания. Это связано с тем, что во многих детских садах, воспитатели буквально требуют от детей самостоятельности и никак не помогают малышам, ссылаясь на большое количество детей в группе.

К счастью, детские сады при частных развивающих центрах могут позволить себе делать группы меньше, чтобы у воспитателей было достаточно времени на работу с каждым ребенком. Сотрудники Детских Монтессори центров «Созвездие» очень хорошо знакомы с воспитанием в детях самостоятельности и развитием бытовых навыков. Родители наших воспитанников отмечают, что буквально через пару месяцев посещения развивающих занятий и детских садиков «Созвездия» дети значительно реже просят помочь им с простыми задачами, лучше поддерживают порядок в комнате, им не нужно напоминать о необходимых процедурах по сто раз. Наш секрет в том, что мы не только используем тщательно продуманные методики работы с дошкольниками, но и стараемся поддерживать диалог с родителями и регулярно предоставлять им индивидуальные рекомендации по организации пространства, воспитанию и развитию малышей. Запишитесь на бесплатное пробное занятие в Монтессори клубе «Созвездие», и вы сможете увидеть всё своими глазами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Соколова Оксана

Навыки самообслуживания: что и когда?

Рецензент

Ковтун
Татьяна
Анатольевна

21521 просмотров

15 сентября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное


Малыш растет быстро — так же быстро увеличиваются и изменяются его потребности. После рождения малыша перед родителями выстраивается целый ряд вопросов.


Сначала: как и когда кормить, сколько раз в день менять подгузники, как наладить режим малыша. Позднее появляются вопросы о том, когда малыш должен научиться сидеть, ползать и ходить. Когда найдены ответы и на эти вопросы, то приходит очередь не менее важных: когда малыш освоит те или иные навыки самостоятельности и как помочь малышу побыстрее их приобрести?


Главное, что должны помнить родители: их ребенок индивидуален, и не надо сравнивать его с ребенком соседа, брата или подруги, который в год уверенно ест ложкой, а в 3 года уже читает наизусть стихи. То, что одним легко дается раньше, другие осваивают позднее — и это не является признаком патологии. И если малыш проходит медицинские осмотры в декретированные сроки и специалисты не находят никаких отклонений в его психомоторном развитии, то и вам не о чем беспокоиться. Важно наблюдать за малышом и не торопить события, не требовать от годовалого крохи пользоваться ножом и вилкой, но и не стремиться делать за трехлетку всю его работу по сборам на прогулку.


К году малыш легко может научиться вытирать руки и лицо после умывания, к полутора годам он уже вполне может сам долго и тщательно мыть руки, а к 2 годам карапуз может научиться пользоваться носовым платком и убирать за собой игрушки вместе со взрослым. Главное — помнить, что ребенок не научится всему сам по себе, ему обязательно надо уделять внимание, показывать, проводить «мастер-классы» и обязательно хвалить, если все получилось правильно.

Когда пора пить из чашки?


Одни дети могут освоить это умение уже в 6–8 месяцев, другие и после года не расстаются с бутылочкой и наотрез отказываются пить из чашки. Здесь дело не в развитии, а в привычке.

Как помочь?


Странно требовать от годовалого малыша пить из чашки, если он никогда не видел этот предмет и привык пить через соску или из поильника. Чем раньше вы начнете его учить, тем раньше он освоит этот навык. Оптимально начинать приучение к чашке в возрасте 6 месяцев. Сначала учим пить с ложечки, а после переходим к чашке.


Как правило, дети, которые пьют из бутылочек, позже начинают пить из чашки просто потому, что им это привычнее, а родителям — удобнее.

Когда пора самостоятельно есть ложкой?


В это трудно поверить, но даже годовалый карапуз вполне может сам есть ложкой, а к 1,5–2 годам он будет ловко орудовать этим столовым прибором и не пачкаться, но лишь при условии, что ложку ему дали тогда же, когда начали вводить прикорм.

Как помочь?


Дайте ложку! Не раздражайтесь и не нервничайте, если малыш на первых порах отправит еду не в свой рот, а на одежду, на стол и окружающие предметы. Проявите терпение — дайте ему поупражняться, и он освоит этот навык.


Когда вводите прикорм, обзаведитесь сразу двумя ложками. Одной вы кормите малыша, а второй он кормит себя сам. Первое время он будет лишь играть, а после начнет пытаться есть сам.

Когда пора самому ходить в туалет?


Этот вопрос вызывает, как правило, наибольшее количество споров. Однако и в этом вопросе все индивидуально для каждого малыша.

Как помочь?


Не форсируйте события и не заставляйте малыша садиться на горшок, у малыша это вызовет лишь негативные эмоции и неприятие горшка как нелюбимого предмета.


Высаживание на горшок должно быть комфортным, иногда даже следует позволить малышу самому выбрать себе горшок, «примерить» его.

Когда пора самому следить за внешним видом?

  • Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке — самостоятельно с двух с половиной лет.
  • Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом — с полутора-двух лет.
  • Ухаживать за ногтями с помощью щеточки — с двух с половиной лет.

Когда пора научиться самому раздеваться?


К 2 годам ребенок уже вполне может сам снять носки, колготки, брюки, туфли и даже ботинки, если взрослый поможет развязать шнурки. С верхней одеждой — сложнее, этот навык придет чуть позже.

Как помочь?


Давайте ребенку больше свободы. Помните, что носочки кроха мог легко стянуть с себя еще в годик, да и первые ботиночки на липучке тоже. Даже если вы очень спешите, позвольте малышу самому раздеться, не торопите его.

Когда пора научиться самому одеваться?


К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.

Как помочь?


В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.


Помогайте малышу стать самостоятельным:

  • поддерживайте стремление к самостоятельности;
  • поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
  • показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
  • не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
  • не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
  • в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
  • обучайте играя;
  • мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.


Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.


Сделайте дом удобным для малыша:

  • пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
  • в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
  • все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
  • дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
  • пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
  • столовые приборы должны быть подходящего размера;
  • одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.


Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.


Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.


Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Контрольный список для развития самообслуживания — Kid Sense Child Development

< Вернуться к Контрольные списки для развития ребенка

Инструкции: Ответьте на все вопросы до текущей возрастной группы вашего ребенка, ответив «Да» или «Нет».

Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

Есть ли у вашего ребенка трудности с:

 9 лет0004 Навык   Да
0-6 месяцев Отслеживание объектов глазами.
Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно двигается вверх и вниз по скоординированной схеме.
Сон с интервалом 4-10 часов.
Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач.
6-12 месяцев Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой.
Дотягиваться до близлежащих предметов.
Отслеживание объектов глазами.
Сон 10-12 часов с одним пробуждением.
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам.
Пить из чашки.
Самостоятельно держит бутылку или чашку.
Использование языка для перемещения пищи по рту.
Самостоятельное кормление маленькими крекерами или другими мелкими кусочками пищи.
1-2 года Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев).
Поиск скрытых объектов в нужном месте.
Игра рядом с детьми.
Подражание взрослому.
Участие в творческой игре.
Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий.
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
Регулярная встреча со взрослыми/опекунами.
Переносимость смены подгузников.
Устраивают себя спать ночью или днем.
Попытка почистить зубы.
Знать, где хранятся знакомые предметы.
Снятие собственных носков и обуви.
Взаимодействие с перевязкой путем вытягивания руки или ноги.
2-3 года Использование туалета с посторонней помощью и контроль в дневное время.
Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий.
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
Устраивают себя спать ночью или днем.
Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу.
Расстегивание больших пуговиц.
Выражение эмоций.
Толерантность к разнообразным по текстуре продуктам.
Участие в творческой игре.
Различать мочеиспускание и дефекацию, правильно называть.
Использование салфетки для протирания лица и рук.
Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки.
Снятие носков и обуви.
Наслаждение/терпение грязной игры.
Знать, где хранятся знакомые предметы.
Попытка почистить зубы.
3-4 года Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий.
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла.
Устраивают себя спать ночью или днем.
По очереди.
Самостоятельная чистка зубов.
Игра с 2 или 3 детьми в группе.
Самостоятельное одевание и раздевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах).
Знать, где хранятся знакомые предметы.
Самостоятельное пользование туалетом.
Использование салфетки для протирания лица и рук.
Самостоятельная упаковка предметов.
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки.
Самостоятельное кормление без затруднений.
4-5 лет Использование салфетки для протирания лица и рук.
Устраиваются спать по ночам.
Самостоятельная упаковка предметов.
Развитие дружеских отношений.
Выражение эмоций.
Соблюдение правил.
Знать, где хранятся знакомые предметы.
Самостоятельное пользование туалетом.
Выбор одежды по погоде.
Самостоятельное одевание.
Самостоятельное кормление без затруднений.
По очереди.
Игра с 4 или 5 детьми в группе.
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки.
5-6 лет Самостоятельное одевание.
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место).
Самостоятельное кормление без затруднений.
Выражение эмоций.
Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком на молнии, пищевых упаковок.
Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе.
Допускает различную текстуру одежды, швы, бирки.
Справляться с трудностями/шумом.
Самостоятельно устроиться на сон.
Упаковка сумки для школы или других прогулок с посторонней помощью.
6-7 лет Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.
Самостоятельно засыпает и спит всю ночь.
Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам.
Самостоятельный душ.
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками.
Выражение эмоций.
Утренняя рутина в школе (убрать сумку, поменять местами ридеры, поставить бутылку с напитком на нужное место).
Самостоятельное пользование туалетом днем ​​и ночью.
Работа в оживленных/шумных условиях.
Самостоятельное кормление без затруднений.
Указание времени.
Знать, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом.
Игра с 4 или 5 детьми в группе.
Подавление потребности говорить и задавать вопросы.
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов).
7-8 лет Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки.
Упаковка сумок для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками.
Воспоминание о событиях и их описание.
Выражение эмоций.
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали.
Посещение в течение более длительного периода времени.
Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды).
Работа в оживленных/шумных условиях.
Самостоятельный душ.
Взять на себя больше обязанностей (например, работу по дому).
Понимание денег.
Определение времени и демонстрация навыков тайм-менеджмента.
Подавление потребности говорить и задавать вопросы.
Приготовление простых блюд (например, хлопьев, бутербродов).

 

Этот контрольный список был разработан в качестве функционального скрининг навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированного исследования.

Информация в этом контрольном списке собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, детскими садами и школами в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

Таблица развития самообслуживания — Kid Sense Развитие ребенка

< Вернуться к таблицам развития ребенка более). Их часто называют повседневной деятельностью (ADL). Хотя у маленьких детей они обычно поддерживаются взрослыми, ожидается, что дети будут развивать в них независимость по мере взросления.

Организация включает в себя возможность установить, какие задачи вам нужно выполнить, когда и как. Частью организации является понимание требований задачи. Организация является важным навыком, необходимым для соблюдения повседневных дел, выполнения действий по уходу за собой, а также академических задач.

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были реализованы моложе своего текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

  Возраст   Вехи развития   Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты
0–6 месяцев
  • Отслеживание объектов глазами
  • Координация последовательности сосания, глотания и дыхания (язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно движется вверх и вниз по скоординированной схеме)
  • Сон с интервалом от 4 до 10 часов.
  • Сообщения о голоде, страхе или дискомфорте через плач
  • Могут возникнуть трудности с грудным вскармливанием
  • Могут возникнуть трудности с засыпанием
  • Может часто плакать
6-12 месяцев
  • Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой
  • Дотягиваться до близлежащих объектов
  • Отслеживание объектов глазами
  • Сон 10-12 часов с одним пробуждением
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой
  • Пить из чашки
  • Самостоятельное удерживание бутылки или чашки
  • Использование языка для перемещения пищи по рту
  • Самостоятельное кормление маленькими крекерами или другими мелкими кусочками пищи

 

  • Может испытывать трудности с засыпанием и может часто просыпаться ночью
  • Может испытывать трудности в общении с родителями и совместном внимании
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с самообслуживанием
  • Может испытывать трудности с удерживанием и питьем из чашки или бутылки
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой
1-2 года
  • Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев)
  • Поиск скрытых объектов в правильном месте
  • Игра рядом с детьми
  • Имитация поведения взрослых
  • Участие в творческой игре
  • Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла
  • Регулярная встреча со взрослыми/опекунами
  • Терпимость смены подгузников
  • Привыкание ко сну ночью или днем ​​
  • Попытка почистить зубы
  • Знание того, где хранятся знакомые предметы
  • Снятие собственной обуви и носков
  • Взаимодействие с перевязкой путем вытягивания руки или ноги
  • Может испытывать трудности в общении с родителями и совместном внимании
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Могут иметь отсроченные игровые навыки (например, мало интересоваться игрушками)
  • Может испытывать трудности с выполнением таких действий по уходу за собой, как чистка зубов и снятие обуви и носков
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой
  • Может испытывать трудности с засыпанием и может часто просыпаться ночью
2-3 года
  • Пользование туалетом с посторонней помощью и контроль в дневное время
  • Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла
  • Привыкание ко сну ночью или днем ​​
  • Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу
  • Расстегивание больших пуговиц
  • Выражение эмоций
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой
  • Участие в творческой игре
  • Различать мочеиспускание и дефекацию и правильно называть их
  • Использование салфетки для вытирания лица и рук
  • Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки
  • Снятие носков и обуви
  • Наслаждение/терпение грязной игры
  • Знание того, где хранятся знакомые предметы
  • Попытка почистить зубы
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома/при уходе за детьми
  • Может демонстрировать навыки отложенной игры
  • Может демонстрировать трудности с приучением к туалету
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может демонстрировать трудности с самостоятельным кормлением
  • Может демонстрировать трудности с обучением самостоятельному раздеванию.
  • Может испытывать трудности с засыпанием или бессонницей в течение ночи
3-4 года
  • Осведомленность об одобрении или неодобрении родителем своих действий
  • Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла
  • Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу
  • Расстегивание больших пуговиц
  • Выражение эмоций
  • Толерантность к ряду продуктов с различной текстурой
  • Участие в творческой игре
  • Различение мочеиспускания и дефекации и правильное название
  • Использование салфетки для вытирания лица и рук
  • Самостоятельное кормление простыми блюдами с помощью вилки или ложки
  • Снятие обуви и носков
  • Наслаждение/терпение грязной игры
  • Знание того, где хранятся знакомые предметы
  • Попытка почистить зубы
  • Самостоятельное кормление без затруднений
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
  • Самостоятельная упаковка вещей
  • Использование салфетки для вытирания лица и рук
  • Самостоятельное пользование туалетом
  • Знание того, где хранятся знакомые предметы
  • Самостоятельное одевание и раздевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах)
  • Игра с 2 или 3 детьми в группе
  • Самостоятельная чистка зубов
  • По очереди
  • Привыкание ко сну ночью или днем ​​
  • Может испытывать трудности в общении со сверстниками
  • Может иметь отложенные игровые навыки
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома, в детском саду или в детском саду
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может испытывать трудности с поддержанием внимания
  • Могут возникнуть трудности с приучением к туалету
  • Могут возникнуть трудности с одеванием и кормлением
  • Может испытывать трудности с засыпанием или бессонницей в течение ночи
4-5 лет
  • Использование салфетки для вытирания лица и рук
  • Устраиваются спать по ночам
  • Самостоятельная упаковка вещей
  • Развитие дружеских отношений
  • Выражение эмоций
  • Соблюдение правил
  • Знание того, где хранятся знакомые предметы
  • Самостоятельное пользование туалетом
  • Выбор одежды по погоде
  • Самостоятельное одевание
  • Самостоятельное кормление без затруднений
  • По очереди
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
  • Может испытывать трудности в общении
  • Может иметь отложенные игровые навыки
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома, в детском саду
  • Может испытывать трудности с выражением желаний, потребностей, мыслей и идей
  • Может испытывать трудности с неподвижным сидением
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может испытывать трудности с выполнением таких задач по уходу за собой, как одевание, кормление и пользование туалетом
5-6 лет
  • Самостоятельное одевание
  • Утренняя рутина в школе (убирать сумку, менять места для чтения, ставить бутылку с напитком на нужное место)
  • Самостоятельное кормление без затруднений
  • Выражение эмоций
  • Вскрытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевых упаковок
  • Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе
  • Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д.
  • Способность справиться с загруженностью/шумом
  • Самостоятельное урегулирование сна
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок с помощником
  • Могут возникнуть трудности с общением
  • Может иметь отложенные игровые навыки
  • Может иметь плохое внимание и концентрацию
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома, в школе
  • Могут возникнуть трудности с выполнением стандартных действий
  • Может испытывать трудности с выражением мыслей и идей устно и письменно
  • Может легко отвлекаться и с трудом усидеть на месте
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может демонстрировать плохие организаторские способности.
  • Может демонстрировать задержку мелкой моторики
  • Может демонстрировать трудности с преодолением трудностей в загруженной среде
  • Может испытывать трудности с выполнением таких задач по уходу за собой, как одевание, кормление и пользование туалетом
6-7 лет
  • Открытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки
  • Самостоятельно засыпать и спать всю ночь
  • Употребление разнообразной пищи и терпимость к разной текстуре
  • Самостоятельный душ
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками
  • Выражение эмоций
  • Утренняя рутина в школе (убирать сумку, менять места для чтения, ставить бутылку с напитком на нужное место)
  • Самостоятельное пользование туалетом днем ​​и ночью
  • Способность справиться с загруженностью/шумом
  • Определение времени
  • Самостоятельное кормление без затруднений
  • Знание того, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом
  • Игра с 4 или 5 детьми в группе
  • Подавление потребности говорить/задавать вопросы
  • Приготовление простых блюд (например, хлопьев)
  • Может испытывать трудности в общении
  • Может иметь плохое внимание и концентрацию
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома, в школе
  • Может испытывать трудности с выражением мыслей и идей устно и письменно
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может легко отвлекаться и с трудом усидеть на месте
  • Может демонстрировать плохие организаторские способности.
  • Мэй продемонстрировала задержку мелкой моторики
  • Может демонстрировать трудности с преодолением трудностей в загруженной среде
  • Может испытывать трудности с выполнением таких задач по уходу за собой, как одевание, кормление и пользование туалетом
7-8 лет
  • Открытие ланч-боксов, пакетов с замком, пищевой упаковки
  • Упаковка сумки для школы или других прогулок с небольшой помощью/подсказками
  • Воспоминание о событиях и их описание
  • Выражение эмоций
  • Вспоминать предложение написать, о котором только что подумали или сказали
  • Посещение в течение более длительного периода времени
  • Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды)
  • Способность справиться с загруженностью/шумом
  • Самостоятельный душ
  • Взять на себя больше обязанностей, например. работа по дому
  • Понимание денег
  • Определение времени и демонстрация навыков тайм-менеджмента
  • Подавление потребности говорить и задавать вопросы
  • Приготовление простых блюд, т. е. хлопья, бутерброд
  • Могут возникнуть трудности с общением
  • Может иметь плохое внимание и концентрацию
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома или в школе
  • Может испытывать трудности с выражением мыслей и идей устно и письменно
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  • Может легко отвлекаться и с трудом усидеть на месте
  • Может демонстрировать плохие организаторские способности
  • Мэй продемонстрировала задержку мелкой моторики
  • Может демонстрировать трудности с преодолением трудностей в загруженной среде
  • Может испытывать трудности с выполнением таких задач по уходу за собой, как одевание, кормление и пользование туалетом

 

Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *