Содержание
В каком возрасте ребенок начинает держать голову, ползать и ходить: подробный гид по развитию моторики у детей
Родители внимательно следят за каждым движением своего ребенка. Ему уже месяц, а он не держит голову. Нормально ли это? Садится только с четверенек. Так можно? А если не пошел до года — все плохо? Вместе с ортопедом Еленой Адулас мы составили гид по моторике детей до года. И выяснили, на что стоит обратить внимание родителям.
Моторный онтогенез: что это такое
Процесс последовательного перехода младенца из горизонтального положения в вертикальное называется моторным онтогенезом. Он длится весь первый год жизни ребенка.
В этот период в работу последовательно включаются антигравитационные мышцы — те, что расположены вдоль позвоночника и удерживают его. Эти мышцы должны стабилизировать центр тела, основную ось, на которой находятся голова, позвоночник, таз. На всех этапах развития ребенка ось должна сохранять свою стабильность.
Сначала развиваются глубокие осевые мышцы, а потом уже включаются периферические, отвечающие за слаженную работу рук и ног.
Держит и поворачивает голову: 1–1,5 месяца
Фото: shutterstock / Levranii
Развитие до года проходит от головы к ногам. Не научившись держать голову, ребенок не сможет научиться сидеть. Обычно дети начинают хорошо удерживать держать голову в месяц-полтора. У некоторых это происходит раньше. Даже если новорожденного ребенка взять на руки, его глубокие мышцы шеи уже начнут работать. Лежа на спине или на животе, малыш сгибает голову и совершает ею небольшой «кивок», включая глубокие постуральные мышцы. Если голова совсем не держится, падает — это тревожный знак.
Обычно у ребенка до месяца голова повернута в одну сторону — в ту, куда была наклонена, когда он находился в утробе
В течение первого месяца он постепенно начинает поворачивать голову и где-то к месяцу должен уверенно поворачивать ее и вправо, и влево.
На что обратить внимание: если младенец смотрит только в одну сторону, это повод беспокоиться. Причиной может быть как ортопедическая проблема вроде врожденной мышечной кривошеи, так и привычка смотреть постоянно в одну сторону, потому что там находится источник света или именно с этой стороны подходят родители.
Лежит на боку и спине, поднимает вверх руки и ноги: к 3 месяцам
Фото: shutterstock / StoryTime Studio
Раньше неврологи и массажные школы не обращали внимания на навык лежания на боку. Только в последнее время, с появлением специалистов по двигательному развитию и моторному онтогенезу, важность позы стала проясняться. Обычно дети лежат на спине, а потом сразу переворачиваются на живот, и период на боку проходит вскользь, хотя ребенку важно постепенно уменьшать площадь опоры. Из позиции «лежа на боку» здоровый ребенок поднимает голову и поворачивает лицо к поверхности кушетки, тем самым укрепляя мышцы шеи.
К трем месяцам дети демонстрируют первые результаты преодоления сил гравитации: они лежат на спине, поднимая ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах под углом 90 градусов, и тянутся руками вверх. Младенец может управлять конечностями, соединять руки перед глазами по средней линии и тянуть их в рот. Позу «лежа на спине с ногами вверх» дети в этот период жизни должны удерживать продолжительно, им должно быть комфортно в такой позиции.
Поворачивается на живот: 3–6 месяцев
Фото: shutterstock / tartanparty
У всех специалистов по моторному онтогенезу разные представления о том, когда ребенок должен впервые перевернуться на живот. Обычно указывают 5–6 месяцев, но сейчас дети делают это раньше. Многие осваивают этот навык в 4 и даже 3,5 месяца. Часто виной тому специалисты, которые активно стимулируют детей поворачиваться на живот. В итоге младенцы пропускают фазу позы «на боку», а она необходима для успешного освоения ползания и других двигательных навыков в будущем.
На что обратить внимание: часто взрослые некорректно помогают младенцу перевернуться. Берут ребенка за ногу, закидывают ее за другую и резко поворачивают. В результате формируется неправильный механизм переворота, через разгибание, а не сгибание головы. С помощью этих упражнений младенец не научится переворачиваться на живот правильно, естественным образом.
Учится наклонному сидению и ползает по-пластунски: 7–8 месяцев
Поза «амфибии», или «наклонное сидение» (ребенок сидит полубоком, опираясь на поверхность руками), очень важна для ребенка. Это промежуточная позиция: освоив ее, младенец сядет ровно, с прямым позвоночником. И из нее позже встанет на четвереньки. Примерно в этот же период дети захватывают ноги руками и тянут их в рот. Перед тем как встать на четвереньки, ребенок учится ползать по-пластунски. Он лежит на животе и поочередно двигает конечностями — и так передвигается. Ползание по-пластунски — это тоже промежуточный этап, который в норме не должен длиться дольше 2–3 месяцев.
На что обратить внимание: нехорошо, когда ребенок ползает асимметрично. Перемещается, двигая ногой и рукой только с одной стороны. Это говорит о том, что не все в двигательном развитии идет правильно.
Садится с прямой спиной и ползает на четвереньках: 8–9,5 месяца
Фото: shutterstock / shurkin_son
Из позы «наклонное сидение» младенец переходит в позицию «на четвереньках». Некоторые начинают ползать в семь месяцев, но совершенно нормально, если это происходит чуть позже, к 8–9,5 месяца.
Ребенок обретает способность сидеть, когда к этому готовы антигравитационные мышцы тела. Важен не сам факт того, что он сидит, — нужно, чтобы он делал это правильно. Либо из положения «наклонное сидение», либо из позиции на четвереньках, через бочок.
На что обратить внимание: если ребенок поднимается вперед из положения на спине за счет шеи и пресса — сгибая голову и сокращая мышцы живота, — это неправильно. Это нарушение правильной биомеханики присаживания. Ребенок должен сидеть не на крестце, а именно на седалищных буграх. Спина при этом не должна округляться.
Поднимается с опорой: 9–11 месяцев
Фото: shutterstock / Livchak Vera
До того как пойти самостоятельно, дети сначала переходят в позицию опоры на колено, а затем встают, держась за опору. Из положения стоя младенец периодически приседает. Так он тренирует ноги.
На что обратить внимание: на начальных этапах вертикализации таз ребенка может быть нестабильным, особенно у детей, пропустивших период ползания или ползающих мало. В этом случае полезны специальные упражнения для укрепления глубоких мышц позвоночника. Например, на фитболе.
Ходит: 12–16 месяцев
Фото: shutterstock / Olesia Bilkei
Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев, некоторые — в год. Если ребенок начинает ходить до 16 месяцев, это считается нормой.
То, насколько быстро и успешно ребенок освоит ходьбу, зависит от предшествующих этапов развития и от общего тонуса организма. Некоторым детям нужно больше времени, чтобы мышцы окрепли. Ходьба зависит и от характера: робким, нерешительным детям бывает страшно передвигаться без руки родителя. Не стоит ускорять процесс: всему свое время.
Некоторые родители чуть ли не с 2–3 месяцев держат ребенка под мышки в вертикальном положении, пританцовывая и имитируя хождение. Это называется ранней вертикализацией, и современные ортопеды и неврологи выступают против таких процедур.
Слишком часто использовать ходунки и прыгунки тоже не очень полезно
На что обратить внимание: родителям важно на первых этапах ходьбы предоставить ребенку свободу передвижения. Не водить его за руки, не использовать специальные поддерживающие вожжи или толокар. Если делать так, ребенок начнет ходить за счет поверхностных, а не глубоких мышц. А для полноценной, здоровой ходьбы необходимо, чтобы в этом процессе были задействованы именно глубокие мышцы.
Нужны ли ребенку до года двигательные упражнения?
Этапы двигательного развития сменяют друг друга естественным образом, и в целом помогать природе, пытаясь ускорить эти процессы, не нужно. Однако, если родители видят некоторые нарушения или вовсе радикальные отклонения от нормы, нужно посоветоваться со специалистом. Возможно, вы сможете ему помочь с помощью гимнастики, правильных упражнений. Ориентируйтесь на ребенка, доверяйте его телу: оно само знает, когда пришла пора поползти, присесть и пойти.
Изображение на обложке: shutterstock / Syda Productions
Как научить ребенка сидеть? Рекомендации и примеры упражнений.
Развитие маленького человека – это захватывающий процесс, в котором каждый этап достигается благодаря правильному формированию мышечной, психической, эмоциональной сферы. Ребенок растет, учится управлять своим телом и общаться. Постепенность и последовательность – важные аспекты совершенствования личности. Родителям проще отмечать этапы роста младенца по знаковым моментам: научился держать голову, улыбается, садится, начал ходить. Для определения правильности роста можно ориентироваться на общепринятые педиатрические нормы. Поэтому мамы хотят знать хотя бы приблизительно, когда ребенок начинает сидеть, не является ли низкая подвижность младенца отклонением от нормы.
Нужно ли младенцу учиться сидеть
Человек очень много времени проводит сидя: ест, работает, ездит по делам, отдыхает. Правильная осанка помогает исключить боли в спине, снизить нагрузку на внутренние органы. Формирование осанки начинается уже в раннем возрасте. И практически первое сложное действие, которое выполняет младенец – садится. Чтобы сесть, малышу нужно задействовать огромное количество мышц (спины, шеи, рук и ног), сосредоточить внимание, а затем ещё и сохранить равновесие.
Учиться садиться нужно, чтобы:
- исключить ранние проблемы с позвоночным столбом;
- укрепить мышечную системы;
- тренировать вестибулярный аппарат.
Сфера эмоционального развития также зависит от того, во сколько ребенок начинает сидеть. В сидячем положении малыш видит мир под другим углом. Ему открываются новые предметы, которые не заметны с горизонтальной позиции. Катаясь в коляске сидя, ребенок узнает больше нового, быстрее учится говорить, получает глубокий эмоциональный и интеллектуальный опыт.
В каком возрасте ребенок учится садиться
Большинство специалистов отмечает, что садиться дети начинают в период с 5 до 7 месяцев. Нормальным считается самостоятельное умение сидеть в возрасте 7 месяцев. Но стоит учитывать и то, что каждый человек индивидуален. Есть дети, способные научиться сидеть и в 5 месяцев. А также есть те, что с трудом учатся удерживать равновесие сидя в 8 месяцев. Такие дети не проявляют отклонений от нормы.
Поэтому родителям лучше ориентироваться не на возраст малыша, а на его физическое состояние. Проверить, готов ли ребенок садиться, можно несколькими способами:
- Уложить малыша в шезлонг или опереть на подушку. Главное, чтобы его тело находилось под наклоном (угол – примерно 45 градусов). Подать ему две руки, чтобы ребенок мог ухватиться за пальцы. Если, взяв за руки взрослого, малыш делает усилие приподняться – постепенно можно учиться садиться. Также хорошо, если ребенок свободно тянется вверх, когда его за руки приподнимает взрослый.
- Маленький человек готов садиться, если он активно старается изменить свое горизонтальное положение в шезлонге или коляске: приподнимается, помогая себе руками, выкручивается и старается нагнуться вперед.
- Проверить готовность к сидению можно и с помощью игрушек. Несколько новых ярких погремушек развешивается перед лицом ребенка так, чтобы он мог дотянуться до них руками, только приподнявшись. Если малыш приподнимается, хватает игрушки – можно начинать учиться садиться.
Важно! Начинать садиться детям можно не ранее, чем в 4 месяца. Даже самым активным и любознательным. До этого возраста у них совершенно не сформирован грудной изгиб позвоночника. Поэтому, если требуется длительное время переносить младенца, лучше отдать предпочтение слингам или эргорюкзакам, позволяющим принять анатомически правильное положение.
Как правильно учить сидеть
Тренировать мышцы и укреплять скелет малыша можно начинать уже с самого рождения. Родители, заинтересованные в сохранении анатомически правильной осанки у чада, проводят с ним специальные занятия и упражнения, направленные на улучшение работы мышц. Имеет значение питание, которое должно быть полным и сбалансированным, и постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие младенца.
Особенности питания
От питания также может зависеть то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Недостаток кальция, полезных аминокислот, витаминов и минералов приводит к замедлению роста. Авитаминоз значительно ухудшает психофизическое развитие.
В период до 4-6 месяцев дети в основном питаются грудным молоком или молочной смесью. Кормящим мамам нужно тщательно следить за своим рационом, так как все необходимые вещества малышу поступают из материнского молока. Требуется употреблять достаточное количество молочных, рыбных и мясных продуктов, клетчатки и растительных жиров. Детям на искусственном вскармливании подбираются смеси с достаточным содержанием минералов и витаминов.
Если у ребенка в полгода наблюдаются проблемы с ростом, снижено мышечное развитие, педиатры могут посоветовать ввести в прикорм:
- мясные и рыбные консервы;
- каши с высоким содержанием магния, калия, кальция;
- молочные продукты;
- овощные смеси.
Важно! Детское питание должно обязательно соответствовать возрасту. Нельзя давать еду с общего стола, даже если в ней содержится большое количество полезных веществ.
Упражнения
Первые упражнения для младенца направлены на укрепление мышечного скелета. Начинать их делать можно с первых недель жизни, ориентируясь на потребности новорожденного. Все упражнения следует проводить с довольным, спокойным ребенком. Раздраженный, усталый или очень голодный младенец не получит удовольствия от игр. Польза от таких занятий также будет невелика, так как снизится правильность выполнения и повысится мышечный тонус.
Что поможет научиться садиться:
- Упражнения на мяче. Для занятия используется фитбол диаметром около 65 см. На него кладется пеленка, на которую животиком вниз выкладывается чадо. Выполняются покачивания фитбола из стороны в сторону, вперед/назад. Длительность упражнения – от 1 до 10 минут. Проводится занятие только до еды или длительного перерыва после приема пищи.
- «Выгибаем спинку». Упражнение выполняется на пеленальном столике или кровати. Младенец на боку, придерживаем его ноги и мягко проводим пальцами от поясницы до шеи. Рефлекторное выгибание дугой помогает укрепить поясничный отдел. Также повторяется занятие и на другом боку.
- Упражнение «Пальчики». Новорожденный располагается на жесткой горизонтальной поверхности спиной. Манипуляции выполняются со стопами: взрослый берет в ладонь ножку малыша так, чтобы большой палец родителя попадал на основание пальчиков. При легком нажатии пальчики сжимаются. После этого следует провести подушечкой пальца к детскому мизинцу от пятки: пальчики рефлекторно раскроются.
- «Поднимаемся-опускаемся». Упражнение способствует укреплению мышц живота. Ребенок располагается на спине так, чтобы его ножки упирались в живот взрослого. Родитель заводит ладони под спину, шею и голову малыша. Для упражнения медленно поднимается и опускается верхняя часть туловища. Ножки упираются в живот взрослого, могут сгибаться немного в коленях.
- Упражнение «Лягушонок». Регулярное выполнения этого упражнения помогает снизить тонус мышц ног, стимулировать развитие навыков ходьбы и укреплять позвоночный столб. Ребенок располагается на пеленальном столе на спине. Взрослый захватывает руками каждую голень, прикрывая колени. Руками выполняются сгибательно-разгибательные движения ног, как будто малыш приседает. В конце первого этапа согнутые ножки разводятся в стороны, после чего младенца переворачивают на живот. В этом положении новорожденный может самостоятельно развести и согнуть ноги. Для этого родителю достаточно слегка надавить на стопы ладонями.
- Упражнение «Ползаем на животике». Малыш выкладывается на живот: ручки подкладываются в согнутом положении под грудью, ближе к подбородку, ножки сгибаются и разводятся в стороны. Нужно обхватить ладонями голени новорожденного и прижать большие пальцы рук к середине стоп. В этом положении ребенок рефлекторно разгибает ноги и отталкивается от ладоней взрослого, имитируя ползанье.
- «Ходьба». Для реализации упражнения используется рефлекс опоры, благодаря которому дети учатся ходить. Малыша берут под мышки, и, удерживая так, чтобы ноги немного касались опоры, «ведут» над столом. Ребенок перебирает ногами, как будто идет. Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, способствует тренировке равновесия.
- Упражнения для вестибулярного аппарата. Хорошо тренируют вестибулярный аппарат покачивания, движения вперед/назад, круговые перемещения. Их можно выполнять, удерживая ребенка на руках или используя подручные средства: кокон, коляску, шезлонг с различными режимами.
Также используется стратегия активных игр, которые способствуют стимуляции подвижности. Поодаль от малыша располагается игрушка, к которой нужно доползти самостоятельно. Также игрушку можно закрепить на спинке кровати, побуждая ребенка встать к ней, взять и сесть – для игры. Постепенно опускаясь у спинки кровати малыш учится контролировать мышцы ног и спины.
Значительно улучшает физическое развитие массаж. Проводить его может как специалист, если это требуется, так и родители. Регулярное поглаживание не только способствует расслаблению мышц, но и стимулирует психоэмоциональное развитие.
Занятия в воде
Дети очень любят водную среду и в ней с большим удовольствием выполняют различные упражнения. Поэтому, если нужно быстро научить ребенка сидеть, желательно дополнить обычную гимнастику играми в ванной.
Упражнения для младенцев:
- «Зигзаги и восьмерки». Малыша размещают на животике, немного погрузив в воду и придерживая снизу руками. Родитель выполняет движение ребенком вперед, вычерчивая им по поверхности зигзаги, восьмерки и другие фигуры. Упражнение выполняется плавно и аккуратно, чтобы не напугать чадо, не окунуть его случайно лицом в воду.
- «Плавание». В зоне видимости новорожденного на воду выкладывается яркая крупная игрушка. Ребенок должен к ней подплыть. Для страховки малыша под живот придерживает взрослый, направляющий его движения.
- «Качели». Упражнение хорошо подходит для первого знакомства с глубиной воды. Поддерживаемый под мышки ребенок опускается аккуратно в воду по грудь. После чего потихоньку покачивается вперед-назад и в стороны. Выполнение «качелей» помогает снять мышечный тонус, снизить эмоциональную тревожность младенца.
- «Отталкивание». Удерживая ребенка под живот, подводят его на воде к краю ванной. Упираясь ножками в стенку ванной, малыш отталкивается и плывет вперед.
Иногда дети боятся открытых пространств с большим количеством воды. Тогда для получения положительного эффекта от упражнений достаточно использовать и маленькую детскую ванночку, в которую наливается немного жидкости, буквально 5-10 см в высоту.
Что нужно для эмоционального подкрепления
Иногда для того, чтобы ребенок начал сидеть, недостаточно упражнений и занятий. Детям требуется зрительный опыт, развитие сенсорики и тактильных навыков. Малыши, имеющие достаточно знаний об окружающей действительности (зрительных, слуховых, осязательных), стремятся познать новое и с большим интересом учатся.
Психоэмоциональное развитие следует начинать с самого раннего возраста. Упрощает формирование новых нейронных связей использование игровых модулей, бизибордов, развивающих ковриков. Такие игрушки выполняются с учетом разнообразия потребностей младенцев. Предусмотрены тканевые сегменты из материалов, разных по цвету, текстуре, на ощупь. Дополнительные элементы, издающие звуки, помогают совершенствовать слуховое восприятие и расширять кругозор.
Развитие психоэмоциональной сферы способствует более быстрому формированию двигательных навыков. Любознательный и эмоционально развитый ребенок скорее научится садиться, так как ему просто необходимо узнать ещё больше нового и интересного. Такие малыши уже в полгода с удовольствием сидят в стульчиках для кормления, учатся самостоятельно кушать, играть в новом положении.
Меры предосторожности
Не все дети в полгода готовы сидеть. Нормально, если ребенок не садится в 6 месяцев, хотя и проявляет познавательный интерес. Обучать самостоятельному сидению нежелательно малышей, перенесших тяжелые заболевания, подверженных частым простудам. Желательно дождаться полного выздоровления и потом только аккуратно приступать к упражнениям по укреплению позвоночника.
Что делать, если малыш сам не хочет садиться:
- использовать для переноски кенгуру;
- возить в прогулочной коляске с регулируемой спинкой, с наклоном около 45 градусов;
- выкладывать в наклонные шезлонги и стульчики для кормления.
Обычно, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему требуется уже новый опыт: изучение пространства квартиры, постепенно начинается тренировка навыка ходьбы. Поэтому родителям могут понадобиться новые вспомогательные средства: безопасные ходунки для активных детей, модульные манежи.
Приобрести игрушки и детскую мебель можно онлайн. Получайте развернутую консультацию по товарам, необходимым детям, у менеджеров магазина по телефону +375 (29) 652-50-08.
Когда дети могут сидеть? Плюс предупреждающие знаки и способы, которыми вы можете помочь
Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.
Вехи вашего ребенка в первый год жизни, скорее всего, пролетят как одно мгновение. Сидение особенно увлекательно для вашего малыша, так как оно открывает целый новый мир игр и исследований. Это также облегчает время приема пищи и дает вашему ребенку новый взгляд на то, что его окружает.
Ваш ребенок может научиться сидеть уже в возрасте шести месяцев с небольшой помощью, чтобы принять правильное положение. Самостоятельное сидение — это навык, которым многие дети овладевают в возрасте от 7 до 9 месяцев.
Вехи развития ребенка
Ваш ребенок может быть готов сидеть, если он хорошо держит голову. Другие движения тела также станут более контролируемыми и целенаправленными.
Младенцы, которые готовы сидеть, также, вероятно, приподнимаются, когда лежат лицом вниз, и, возможно, научились переворачиваться.
Ваш ребенок может начать сидеть в течение коротких промежутков времени, если вы расположите его вертикально. На этом раннем этапе важно поддерживать ребенка, чтобы он не упал.
Младенцы, которые приближаются к рубежу самостоятельного сидения, ближе к 7-9 месяцам, вероятно, могут переворачиваться в обоих направлениях. Некоторые могут даже бегать туда-сюда, готовясь ползти. Некоторые другие могут поэкспериментировать, вставая в положение штатива. В этом положении ребенок сидит, опираясь одной или двумя руками на пол.
Скорее всего, ваш ребенок сможет удерживать себя в сидячем положении, прежде чем сможет самостоятельно принять это положение. При достаточной практике они наберутся силы и уверенности и в мгновение ока будут сидеть как профессионалы.
Практика ведет к совершенству, поэтому предоставление ребенку возможности сидеть прямо может помочь ему научиться сидеть самостоятельно. Самостоятельное сидение требует контролируемого смещения веса влево, вправо, вперед и назад. Это означает, что требуется много сил и практики движения во всех этих разных направлениях, чтобы сделать все правильно.
Чтобы помочь вашему ребенку научиться сидеть:
- Дайте вашему ребенку много практики проб и ошибок. Оставайтесь рядом, но позвольте им исследовать и экспериментировать с различными подходами и собственными движениями тела.
- Больше времени на полу может помочь развить эту независимость по сравнению с размещением вашего ребенка в позиционерах. Стремитесь много играть на полу, по крайней мере, 2 или 3 раза в день, с игрушками, соответствующими возрасту.
- Посадите ребенка к себе на колени или между ног на пол. Вы можете читать им книги, петь песни и пробовать разные подвижные игры, например, «дерево» на мягкое одеяло.
- Когда они станут немного более самостоятельными, положите вокруг них подушки или другие наполнители, пока вы контролируете, как они тренируются на полу, а не на приподнятых поверхностях.
Какая связь между временем на животе и сидением?
Время, проведенное на животе, является важным строительным элементом для сидения. Если вашему ребенку не нравится играть на животе в течение длительного времени, начните с нескольких минут пару раз в день. Убедитесь, что ваш ребенок хорошо отдохнул и у него чистый подгузник. Встаньте также на живот, чтобы вы были на уровне глаз вашего ребенка. Вид вашего лица может мотивировать вашего ребенка оставаться в этом положении дольше. Вы также можете положить на пол мягкое зеркало, чтобы ребенок мог видеть свое лицо. Вы можете найти зеркало для живота в Интернете или в большинстве магазинов детских товаров.
Когда они привыкнут к этому положению, можно постепенно увеличивать время.
Наверняка вы видели на рынке разные детские кресла. Сиденье Bumbo, например, является популярным выбором среди родителей и подходит для детей в возрасте от 3 до 9 месяцев, или как только ребенок может держать голову. Он сделан из формованного материала, который облегает тело вашего ребенка, помогая ему сидеть.
Детский физиотерапевт Ребекка Талмуд объясняет, что, когда детей помещают в сидячее положение слишком рано или на длительное время, это может помешать развитию их навыков. Другими словами, хотя ваш ребенок действительно может сидеть прямо, он не работает над важным контролем туловища и головы, который лучше всего развивается, когда он самостоятельно отрабатывает новые движения тела.
Возможно, вы захотите подождать, пока ваш ребенок не приблизится к этапу сидения, чтобы использовать детское кресло. Вместо того, чтобы подпирать вашего ребенка в возрасте трех месяцев, подумайте о том, чтобы подождать где-то между 6 и 8 месяцами. И не полагайтесь на это сиденье как на единственный инструмент ребенка для занятий.
Когда ваш ребенок только учится сидеть с поддержкой, вы можете посадить его между ног, чтобы поддерживать его со всех сторон. Вы также можете использовать подушки в качестве реквизита, но не оставляйте ребенка без присмотра.
Хотя ваш ребенок может еще не кататься, сидение является признаком того, что вы можете защитить свой дом от детей, готовясь к большей мобильности.
- Используйте крышки для розеток во всех комнатах, которые часто посещает ваш ребенок.
- Закрепите другие предметы или зоны соответствующим образом. Вы можете найти такие вещи, как замки для шкафов, замки для унитазов, мебельные анкеры, детские ворота и другие средства защиты от детей в большинстве крупных магазинов и хозяйственных магазинов.
- Храните любые предметы, которые могут вызвать удушье, ядовитые материалы и другие опасные предметы в недоступном для ребенка месте. Это может даже помочь встать на пол на уровне вашего ребенка, чтобы искать потенциальные опасности.
- Когда ребенок сядет, отрегулируйте матрас его кроватки на более низкий уровень. Подтягивания не сильно отстают от этой вехи, и дети тренируют свои двигательные навыки в разное время дня, даже когда они должны спать.
- Пристегивайте ремни безопасности на стульчиках для кормления и других приспособлениях для сидения. Самостоятельное сидение требует много сил. Вашему ребенку может понадобиться дополнительная поддержка лямок, особенно при длительном сидении. И не устанавливайте сиденья на приподнятых поверхностях, в воде или рядом с ней.
Если ваш ребенок не может сидеть самостоятельно к девяти месяцам, обратитесь к педиатру. Возможно, стоит действовать раньше, особенно если вашему ребенку почти 9 месяцев, и он не может сидеть с поддержкой. Развитие варьируется от ребенка к ребенку, но это может быть признаком задержки крупной моторики.
Другие возможные признаки задержки моторики включают:
- ригидность или напряжение мышц
- вялые движения
- только достает одной рукой над другой
- не имеет сильного контроля над головой
- не достает или не берет предметы в рот
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка, вам помогут. Сначала поговорите со своим врачом или медсестрой. Они могут направить вас в службы для младенцев и детей младшего возраста, например, в государственную программу раннего вмешательства в вашем штате.
Вы также можете искать информацию в Интернете на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний или, в Соединенных Штатах, по телефону 1-800-CDC-INFO .
Итак, что же дальше? Опять же, это варьируется от ребенка к ребенку. Однако в целом вы можете ожидать следующего прогресса по мере того, как ваш ребенок приближается к своему первому дню рождения.
- подтягивание до положения стоя
- ползание и ползание по полу
- передвижение по мебели и первые ступеньки с опорой
- самостоятельная ходьба
пол, чтобы сидеть. Практика поможет укрепить все их основные мышцы и поможет им обрести уверенность в этой совершенно новой позе. Игрушки, которые вовлекают в игру в этом положении, также могут быть полезны. Подумайте о том, чтобы попробовать один из этих типов игрушек, доступных в Интернете или в большинстве местных магазинов игрушек (всегда проверяйте, безопасна ли выбранная вами игрушка для возраста вашего ребенка):
- кубик для занятий
- укладчик колец
- сортировщик фигур
- мягкие блоки
Когда дети садятся? (Когда следует беспокоиться)
После нескольких месяцев лежания или полулежа в кресле родители часто задаются вопросом: «Когда дети садятся?» Поскольку все дети разные, точный ответ дать сложно.
Самостоятельное сидение — важная веха. Как только дети достигают этого, они могут исследовать мир под новым углом, используя свои руки и руки, чтобы дотянуться до них.
Содержание
- Когда дети садятся?
- Признаки того, что ваш ребенок готов
- Как дети учатся сидеть
- Как помочь ребенку сидеть
- Что будет дальше
- Что делать, если ребенок не садится?
- Сидеть — это здорово
Когда дети садятся?
Возраст, в котором ребенок садится, у разных детей разный — кто-то осваивает искусство сидения довольно быстро, а кому-то требуется больше времени. Примерно в возрасте от 3 до 5 месяцев ваш ребенок может быть в состоянии сидеть, опираясь на вашу поддержку или сиденье. Однако они упадут, если вы отпустите их.
Вы можете заметить, что ваш 4-месячный ребенок проявляет интерес к сидению, пытаясь приподнять голову и плечи, лежа на спине. Может показаться, что они делают «скручивания». Это признак того, что ваш ребенок хочет больше смотреть на окружающее, что трудно сделать, когда он лежит горизонтально.
К 5 месяцам большинство младенцев учатся ставить руки вперед с вытянутыми руками, чтобы удерживать себя в позе «треноги». Младенцы обычно садятся сами в возрасте от 6 до 7 месяцев 9.0140 (1) . Сначала они должны быть в состоянии поддерживать голову, чтобы не опрокинуться.
Сначала ваш малыш, вероятно, будет сидеть без поддержки от нескольких секунд до минуты, прежде чем упасть.
По мере укрепления мышц и установления равновесия они могут сидеть дольше. Обычно это происходит в возрасте от 7 до 8 месяцев. На этом этапе ваш ребенок может иногда опрокидываться просто потому, что ему скучно сидеть.
Если ваш ребенок родился недоношенным, он может достичь этого рубежа на месяц или два позже, чем доношенный ребенок. Ваш врач может объяснить, каких вех ожидать для скорректированного возраста. (2)
youtube.com/embed/kCrPMIryM8c?modestbranding=1″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»/>
Признаки того, что ваш ребенок готов
Признак того, что ребенок готов сидеть, — это когда ребенок может перевернуться и поддерживать голову в вертикальном положении. Большинство детей в возрасте 4 или 5 месяцев еще не способны полностью поддерживать голову, когда вы тянете их в сидячее положение.
Чтобы проверить готовность, возьмите обе руки, пока они лежат на спине, и медленно потяните вверх. Пока вы подтягиваете их, наблюдайте, не запрокидывается ли их голова назад. Если это так, вы должны подождать — их головы должны следовать за верхней частью тела, когда вы тянете их за руки.
Как дети учатся сидеть
Вы можете усадить своего ребенка в сидячее положение практически с первого дня. Однако независимое сидение не произойдет, пока у них не будет надлежащего контроля над головой. Мышцам шеи ребенка требуется время, чтобы развиться — большинство из них достаточно развились примерно к 6 месяцам.
Примерно в возрасте 4 месяцев мышцы шеи и головы вашего ребенка начинают быстро укрепляться. Вы можете заметить, что во время пребывания на животике ваш малыш может поднимать голову и держать ее. Это также когда она начнет переворачиваться, что является обязательным этапом, который необходимо выполнить перед тем, как сесть. Большинство детей могут переворачиваться с живота на спину к 4 месяцам, но могут не переворачиваться со спины на живот до 6 месяцев.
Поскольку ваш ребенок проводит время на животе, он скоро поймет, как использовать руки, чтобы отталкиваться от земли. Они могут начать делать детские отжимания. Все эти мини-упражнения помогают нарастить мышцы, необходимые для того, чтобы сидеть.
Примерно к 5 месяцам некоторые дети могут на мгновение сидеть самостоятельно. Вы всегда должны быть рядом, чтобы поддержать их и смягчить падение.
Когда их мышцы достаточно окрепнут, малыши начнут понимать, как удерживать равновесие в положении сидя. Сначала поза вашего ребенка может напоминать штатив. Она будет наклонена вперед с одной или двумя руками впереди.
Приблизительно в 7 месяцев у вашего ребенка, вероятно, будут сформированы достаточные мышцы и равновесие, чтобы сидеть без поддержки. Теперь пришло время исследовать — руки наконец-то свободны, чтобы брать игрушки и другие предметы поблизости.
Уверенно сидеть в одиночестве вряд ли получится до 8 месяцев. К 9 месяцам ваш ребенок также сможет переключаться с животика на сидение, отталкиваясь руками (3) .
Как помочь ребенку сесть
1. Время на животе
Время на животе — это важное упражнение, к которому нужно привлекать ребенка как можно раньше. Он состоит в том, чтобы положить вашего малыша на живот на несколько минут за один раз.
Занятия на животе помогут развить мышцы шеи и плеч вашего ребенка, а также будут способствовать развитию моторики. Он создает основу, необходимую вашему малышу для переворачивания, сидения и ползания (4) .
Еще одним преимуществом этого упражнения является то, что оно предотвращает плоские пятна на голове. У маленьких детей череп мягкий, и при длительном лежании на спине кость смещается и становится плоской (5) . Это можно исправить, но лучше избегать. (6)
Время, проведенное на животе, поможет вашему ребенку открыть для себя другой взгляд на мир. Тем не менее, вы всегда должны укладывать ребенка на спину, когда он спит или находится без присмотра. В противном случае вы можете столкнуться с синдромом внезапной детской смерти (СВДС) (7) .
Для того, чтобы время на животике было успешным, всегда выбирайте моменты, когда ваш ребенок бодрствует и бодрствует. Не делайте этого сразу после кормления — подождите не менее 30 минут, чтобы дать ребенку время переварить пищу.
Положите одеяло на свободное место на полу, затем аккуратно переверните ребенка, чтобы он оказался на животе. Позвольте ему оставаться на животе в течение трех-пяти минут, пока вы общаетесь с ним. Стремитесь делать это два-три раза в день — по мере того, как ваш ребенок становится старше, делайте это чаще и дольше.
Вы можете использовать игрушки, чтобы побудить ребенка смотреть вперед и поднимать голову. Поместите его в пределах досягаемости, чтобы помочь им.
На практике я начинаю рекомендовать время на животе при посещении колодца в возрасте 2 недель. Многие родители не понимают, что это нормально начинать с раннего возраста, и это значительно улучшает силу мышц шеи. Я также напоминаю родителям, чтобы они продолжали проводить время на животике при посещении детей в возрасте 2 и 4 месяцев.
Часто родители жалуются, что их ребенок «ненавидит лежать на животике». Как только младенца кладут на живот, он плачет. Чтобы предотвратить длительные периоды плача и стресса у родителей, я рекомендую заниматься животом всего 1 минуту, но при каждой смене подгузника. Таким образом, ребенок некоторое время находится на животе, но ему не нужно оставаться в этом положении очень долго. Кроме того, я считаю, что связывание времени живота со сменой подгузников не дает родителям забыть сделать это.
Примечание редактора:
Доктор Леа Александер, доктор медицинских наук, FAAP
2. Поддержите их
Хороший способ помочь детям работать с мышцами, необходимыми для сидения, — это поддерживать их в сидячем положении. должность. Вы можете использовать либо подушку для поддержки грудного вскармливания, либо мягкую подушку, на которую ребенок может опереться. Ваши ноги также работают, если вы сидите на полу с ребенком между ними.
Однако не стоит торопиться. Если ваш ребенок не проявляет признаков готовности сидеть таким образом, не заставляйте его. Это может быть утомительно и неизбежно сделает вашего ребенка капризным.
Также не держите ребенка в коляске или автокресле. Коляски без наклона не рекомендуются детям до 6 месяцев (8) . Такие сиденья ограничены, что мешает вашему ребенку двигаться, кататься, покачиваться и тянуться. Всегда садитесь на коврик или ковер на полу.
3. Help Them Up
Как только ваш малыш научится поднимать голову, вы можете попытаться поднять его или ее из положения лежа. Лежа на спине, возьмитесь за каждую руку и осторожно потяните его или ее к себе. Почти всем малышам это нравится — им весело, особенно если корчить смешные рожицы и издавать звуки.
Еще одним преимуществом этого упражнения является то, что ваш ребенок познакомится с движениями, необходимыми для того, чтобы сесть. По мере того, как мышцы укрепляются, вы можете начать расслабляться, как только они окажутся в сидячем положении. Держите руки рядом с ними, чтобы предотвратить падение, и положите много подушек для амортизации.
4. Попробуйте игрушку
Приобретите игрушку, которая поможет вашему ребенку сидеть. Такие предметы, как стационарные игровые центры, отлично подходят для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев. Они обеспечивают достаточную поддержку для потребностей вашего ребенка, когда он начинает сидеть прямо.
Многие стационарные игровые центры оснащены световыми и звуковыми сигналами, игрушками или колесами, которые дети могут крутить. Это будет держать их заинтересованными и отвлеченными, тренируя их сидячие мышцы. Вы также можете найти многоступенчатые бустеры, которые помогают младенцам оставаться в вертикальном положении во время игр.
Разноцветные кубики, мячи или игрушки-складчики — отличная альтернатива, чтобы заинтересовать ребенка, пока он сидит. Усевшись, поиграйте в интерактивную игру, складывая игрушки или подбрасывая мяч (9) .
Что будет дальше
Сидеть без поддержки — это только первый шаг. Как только ваш ребенок будет готов и уверен в себе, он может начать наклоняться вперед, чтобы балансировать на руках и коленях. Когда она освоится, ваш малыш, вероятно, встанет на четвереньки и будет раскачиваться взад-вперед.
Затем в возрасте 6-7 месяцев наступает ранняя стадия ползания. Вы можете ожидать увидеть, как какой-нибудь тренировочный лагерь ползает по полу, используя руки, чтобы волочить свой живот. К 10 месяцам ваш малыш, скорее всего, станет профессиональным ползателем, который хочет улучшить свои навыки ходьбы. Однако не каждый младенец ползает.
Некоторые младенцы больше заинтересованы в попытках встать и могут полностью пропустить стадию ползания. Признаками этого являются попытки встать на стопы вместо коленей. В 9 месяцев ваш ребенок может держаться за край кроватки и подтягиваться до положения стоя. Если да, то следующим этапом для него или нее будет «круиз», делая шаги, держась за предметы и мебель.
Как только они достигнут этой стадии, вам необходимо защитить свой дом от детей. Даже дети, которые сидят, могут быстро проказничать. Убедитесь, что на полу нет свисающих шнуров или мелких предметов, которые они могут проглотить (10) .
Что делать, если ребенок не садится?
Временные рамки для вех различаются от ребенка к ребенку.