Содержание
Как появляются Х-образные и О-образные ноги. Рассказ детского хирурга и его рекомендации родителям
50741
Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото на титуле: pixabay.com
Ортопедические проблемы у малышей довольно распространены. О том, стоит ли их бояться и что делать, если они обнаружены, рассказала врач медицинского консультативного кабинета, детский хирург с 25-летним стажем Ольга Каминская.
Фото: pixabay.com
Мой второй малыш родился с помощью кесарева сечения. Первый осмотр у невролога был в три месяца, врач заподозрила кривошею и направила к хирургу.
Осмотр на приеме у специалиста занял секунд 15, в результате были поставлены два диагноза: «кривошея» и «дисплазия тазобедренных суставов», оба – под вопросом. Доктор прописал рентген конечностей и до года – жесткий самодельный фиксирующий воротник на шею ребенку, круглосуточно!
Будь я прежней молодой и впечатлительной мамочкой, я бы точно запаниковала и, не задумываясь, выполнила все указания. Вместо этого я обратилась к другому специалисту, сделала УЗИ тазобедренных суставов, и ни один из диагнозов, слава богу, не подтвердился.
Небольшая проблема с шеей снялась сеансом массажа и частой сменой положения в кроватке. Сейчас (в 10 месяцев) у моего малыша нет никаких проблем (тьфу-тьфу).
Поэтому сразу совет молодым родителям от автора: если вашему малышу ставят какой-то диагноз, не паникуйте раньше времени. Мы живем в век доступной информации, хотя бы поверхностно ознакомьтесь с вопросом. И проверьтесь у другого доктора, на всякий случай.
Чем опасен вес новорожденного более 4 кг
Первичный ортопедический осмотр ребенка должен провести педиатр, говорит детский хирург с 25-летним стажем, сотрудник городского медицинского консультативного кабинета Ольга Каминская. При сложных патологиях, например, с врожденной косолапостью, у бобруйских пациентов есть возможность попасть к узким специалистам областного и республиканского уровня.
Ольга Каминская. Фото из архива «ВБ».
– Покидая роддом, родители получают на руки выписку, в которой указаны группы риска по развитию определенных заболеваний, если они есть, – говорит Ольга Анатольевна. – В идеале участковый педиатр должен объяснить это маме при первом осмотре. Ребенка каждой группы риска наблюдают по конкретному алгоритму. Например, если он родился с весом более 4 кг или находился у мамы в животике в ягодичном предлежании, могут быть определенные клинические симптомы: избыточная подвижность в суставах или, наоборот, «тугие» суставы, ассиметрия паховых, ягодичных складок. Такой ребенок находится в группе риска по развитию дисплазии тазобедренных суставов (подвывихов, вывиха, недоразвития сустава).
Дети-«кесарята» и дети, перенесшие гипоксию, обвитие пуповины, входят в группу риска по неврологическим заболеваниям, их должен осмотреть невролог в 1, 3, 6 месяцев. Если все в порядке, в полгода группу риска снимают.
В три месяца опытный врач уже видит, нужен ли повторный осмотр до года.
Какие проблемы могут быть
– Например, видимые деформации скелета, нарушения формы черепа. Они очень заметны у детей в раннем возрасте. Причинами этого могут быть родовая опухоль (проходит обычно за 2-3 дня), кефалогематома, возникающая из-за попадания крови в надкостницу в процессе родов. Такие виды ассиметрии головы могут приводить к развитию кривошеи (ребенок клонит голову к одному плечу).
Кстати, кривошея как симптом встречается при многих заболеваниях, даже, по новейшим исследованиям, мигрени (в таком случае ребенок наклоняет голову попеременно то к одному, то к другому плечу). У большинства же маленьких пациентов кривошея – результат слабого мышечного тонуса. Вот почему так важно чередовать положение ребенка в кроватке то в одну сторону головой, то в другую.
По той же причине важно ежедневно выполнять с детьми упражнения и массаж. Когда ребенок не спит, он должен находиться на твердой ровной поверхности, а спать – в своей кроватке. Опытному врачу легко определить «ручных» детей: любая нагрузка вызывает у них раздражение и крик. Такие малыши не привыкли «работать» и могут медленнее развиваться.
Существуют специальные ортопедические шлемы для коррекции неправильной формы головы у младенцев. Но их эффективность вызывает сомнения у большинства врачей.
Довольно часто родители замечают ассиметрию туловища. Ребенок лежа изгибается дугой в одну из сторон. Бывает это, например, при маловодии во время беременности, когда ребенку тесно. Рекомендации те же, что и при кривошее. Если же домашние занятия не дают эффекта, с трех месяцев назначается медицинский массаж.
У новорожденных часто встречаются деформации стоп. В выписке может стоять: косолапость, варусная деформация, деформация неясного происхождения и прочее. Паниковать не стоит. Маме важно посмотреть ребенка в динамике – обычно ко второму приему все приходит в норму. Если же причина – во врожденном заболевании, могут назначаться гипсовые повязки, хирургическое лечение.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Врожденные деформации стоп могут быть достаточно серьезными. Очень редко, но встречается врожденное плоскостопие, связанное с нарушением анатомической структуры кости или ее смещением. В таких случаях показано хирургическое лечение, ортезирование.
Пики ростадетей:
2-3 года,
5-6 лет,
11-12 лет,
14-17 лет.
Дети с ортопедическими проблемами наблюдаются до 18 лет. Очень важны плановые осмотры в пики роста, когда происходят «скачки» развития ребенка. В эти периоды могут проявляться скрытые деформации. Приведу пример. У ребенка с рождения могут быть скрытые изменения структуры позвонков: их расщепление, сращение. Впоследствии может возникнуть сколиоз – искривление позвоночника. Такие изменения могут быть незаметны в первые месяцы жизни.
Что касается дисплазии тазобедренных суставов, раньше ее диагностировали исключительно с помощью рентгена. Сейчас четко определены новые подходы: детям до шести месяцев проводят только ультразвуковую диагностику и лишь по медицинским показаниям, в тяжелых случаях показан рентген в возрасте старше полугода.
На что обратить внимание, когда ребенок начинает ходить
– Сейчас принято на всех подряд надевать ортопедическую обувь, – говорит Ольга Каминская. – Это категорически неправильно. Например, в стране-прародительнице подологии (науки о стопах) – Новой Зеландии дети на уроках сидят без обуви, в носках.
Сигналом для беспокойства должно стать нарушение походки, появление жалоб, заметного дискомфорта. Когда ребенок ходит, можно заметить, «заваливается» ли стопа или пяточка. В большинстве случаев для коррекции достаточно качественной магазинной обуви: с небольшим скошенным каблучком, чтобы отклонить стопу наружу, и мягким супинатором для большей нагрузки внешней части стопы.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Случается, что дети начинают ходить очень поздно, хотя все индивидуально. Ни в коем случае не нужно родителям присаживать или ставить ребенка на ноги раньше времени, пока он еще не проявляет желания ходить. Избыточная нагрузка на стопы может вызвать их изменения, отклонение внутрь или наружу (так появляются Х-образные и О-образные ноги).
В Европе, например, уже не производят ходунки, так как они тоже приводят к неправильному распределению нагрузки при ходьбе, а еще весьма травматичны. Помочь ребенку освоить ходьбу мама может, организуя правильные занятия, подвижные игры.
Стоит ли приобретать подушки-бабочки и круги для купания
– Подушка-бабочка – это лечебно-профилактический товар медицинского назначения, соответственно, имеет противопоказания и требует предварительной консультации специалиста. Она должна иметь сертификат соответствия. Детям до года в норме подушка не нужна, то есть, «бабочка» должна быть назначена врачом! Нужна она для того, чтобы устанавливать голову в правильном положении при таких состояниях, как установочная кривошея, слабость мышц шеи и т. д. Важно использовать ее правильно: применять только на время дневного сна, прогулки, как вспомогательные элемент при занятиях гимнастикой и лечебной физкультурой, не оставлять на ночь. При правильном использовании такая подушка дает хороший эффект.
Что касается кругов для плавания для младенцев – их могут использовать только абсолютно здоровые дети после стабилизации шейного отдела позвоночника: когда они уверенно держат голову, приподнимаются на предплечьях. Круг при купании разгружает маму и стимулирует двигательную активность малыша. У здорового ребенка использование круга вызывает только положительные эмоции.
Бонус от доктора: упражнения для малышей 1,5-3 месяцев
- Массаж рук. Исходное положение – на спине. Вложить большой палец в правую рука ребенка и, так придерживая ее, поглаживать внутреннюю и наружную поверхность руки ребенка от кисти к плечу, повторяя 8-10 раз с каждой конечностью.
- Массаж живота. Ладонью правой руки по часовой стрелке поглаживать живот ребенка, избегая области печени. Повтор 8-10 раз. Правой рукой сверху вниз поглаживать левую половину живота, одновременно левой рукой поглаживать правую половину живота снизу вверх, повторять 6-8 раз.
- Массаж ног. Одной рукой поддерживать ребенка за нижнюю часть голени и стопу, ладонью другой руки поглаживать наружную и заднюю стороны голени и бедра по направлению к паху, повторять 8-10 раз.
- Упражнение на сосредоточение.Небольшой игрушкой или колокольчиком стимулировать лежащего на животе или на спине ребенка к активному повороту головы вслед за объектом.
- Массаж стопы. Придерживая ногу ребенка за голень одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки поглаживать подошву от пальцев к пятке и обратно, повторять 10-12 раз.
- Массаж спины. Двумя руками тыльной стороной поглаживать длинные мышцы спины от ягодиц к голове.
- Рефлекторное разгибание позвоночного столба. Ребенок лежит на боку. Слегка нажимая, двумя пальцами проводить вдоль позвоночного столба от крестца к шее. В ответ ребенок рефлекторно прогибает спину. Повторять то на одном боку, то на другом.
– Для детей такого возраста движения рук мамы должны быть поглаживающими, – напоминает Ольга Каминская.
Упражнения для ребенка.
Реакции положения
Реакции положения в кинезиологии развития
Давно известные в неврологии грудных детей рефлексы положения представляют собой рефлекторные позы и рефлекторные движения, вызываемые определёнными изменениями положения тела. Они модифицируются в зависимости от достигнутой ступени развития, то есть они протекают в несколько фаз. Эти фазы являются объективными вехами развития.
Так как речь идёт о сложных реакциях, с точки зрения терминологии будет лучше вместо «рефлексов положения» говорить о «реакциях положения».
При нормальном развитии фазы реакций положения соответсвуют достигнутой ступени развития фазной моторики и локомоторного онтогенеза. Необходимо это подчеркнуть, так как реакции положения при неврологическом обследовании позволяют быстро составить показательну картину степени развития ребёнка.
Отношение модели реакций положения к идеальному двигательному развитию ребёнка на примере пробы на тракцию
Регулярно находят применение семь реакций положения, которые могут использоваться уже в период новорожденности. Они описаны ниже в порядке их информативности.
- Реакция Войты
(Войта 1966/67/69) - Проба на тракцию
(модифицированная по Войте) - Вертикальное подвешивание по Пейперту
(Пейперт-Исберт 1927) - Вертикальное подвешивание по Коллису
(Коллис 1954) (вертикальное по Коллису, модифицировано Войтой) - Горизонтальное подвешивание по Коллису
(Коллис 1954) (горизонтальное по Коллису, модифицировано по Войте) - Реакция Ландау
(Ландау, А., 1923) - Аксиллярное подвешивание
Реакция Войты
Вызывание: поднятие ребёнка из положения на животе и быстрое опрокидывание набок из вертикального положения в горизонтальное.
1-ая фаза: 1-ая — 10-ая неделя
С точки зрения клинической применимости более важной является оценка верхних конечностей.
При этой реакции оцениваются находящиеся сверху конечности:
- Обхватывающее движение обеих рук наподобие рефлекса Моро, обе кисти открыты.
- Сгибание верхней ноги в тазобедренном и коленном суставах, со сгибанием назад в голеностопном суставе.
- Пронация ступни и веерообразное разведение пальцев.
- Выпрямление нижней ноги со сгибанием назад в голеностопном суставе, супинацией и сгибанием пальцев.
1-ая фаза: 11-ая — 20-ая неделя
Обхватывающее движение наподобие рефлекса Моро ослабевает, руки ещё отводятся, кисти открыты.
К концу 1-ой переходной фазы:
- руки согнуты без напряжения (только при повторении или волнении ещё происходит отведение рук наподобие рефлекса Моро).
- Ноги постепенно принимают согнутое положение.
- Пальцы верхней ноги больше не разведены.
2-ая фаза приблизительно с 4,75 месяца до конца 7-го месяца
- Все конечности принимают согнутое положение без напряжения.
- Кисти открыты или свободно закрыты.
- Ступни отогнуты назад, большей частью повёрнуты наружу.
- Пальцы в срединном положении или согнуты.
2-ая переходная фаза после 7-го месяца до конца 9-го месяца
- Руки согнуты без напряжения, позже вытягивание вперёд и в стороны без напряжения.
- Ноги заметно вытянуты вперёд, сгибание в коленном суставе уменьшается.
- Ступни отогнуты назад.
- Пальцы в срединном положении.
3-ья фаза после 9-го месяца до 13-го / 14-го месяца
- Конечности, находящие вверху, вытянуты в стороны.
- Ступни отогнуты назад.
- После достижения способности стоять реакцию Войта у здоровых детей больше почти невозможно использовать. Ребёнок может произвольно изменять позу несмотря на массивный афферентный приток.
Указание
Перед выполнением манипуляции ребёнку нужно обязательно открыть ладони. В противном случае, особенно в перинатальный период, а также в раннем грудном возрасте, принимается стереотипное согнутое положение рук, которое может быть неправильно оценено как анормальное.
Проба на тракцию
Данная проба десятилетиями используется в диагностике для оценки положения головы ребёнка, которого из положения на спине подтягивают в вертикальное сидячее положение. Если же ребёнка тянуть вверх под наклоном (прибл. 45 градусов к горизонтальной плоскости), то в этом неустойчивом положении можно наблюдать реакцию всего тела и конечностей.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы задействовать хватательный рефлекс рук. Для этого кладут палец в ладонь ребёнка с локтевой стороны. Другим пальцем берут дистальную часть предплечья, не дотрагиваясь до тыла кисти. Это экстероцептивное раздражение затормозило бы хватательный рефлекс.
Исходное положение: на спине, голова в срединном положении.
Вызывание: ребёнка медленно тянут наверх под углом до 45 градусов.
1-ая фаза с 1-ой до конца 6-ой недели
- Голова свешивается назад.
- В перинатальный период ноги согнуты и слегка отведены.
- После перинатального периода: инертное согнутое положение ног (схожее с тем, что наблюдается при аксиллярном подвешивании или при реакции Ландау в 1-ый триместр).
2-ая фаза с 7-ой недели до конца 6-го месяца
- Наклон головы со сгибанием всего туловища.
- Сгибание ног
Фаза 2а (по прошествии 3 месяцев жизни):
- Голова и туловище находятся на одной линии.
- Средняя степень сгиба ног.
Фаза 2b (по прошествии 6 месяцев жизни):
- Голова максимально наклонена вперёд.
- Ноги максимально поджаты к туловищу.
3-ья фаза в 8-ом и 9-ом месяце
После 7-го месяца постепенно уменьшается сгибание шеи, туловища и ног. Начиная с этого времени при манипуляции происходит активный толчок со стороны ребёнка в направлении «подтягивания». На ногах уменьшение сгибания лучше всего можно наблюдать в коленных суставах. (Колено наполовину разогнуто.) Ягодицы становятся точкой опоры: центр тяжести – активно – смещается в направлении ягодиц.
4-ая фаза с 9-го / 10-го месяца до 14-го месяца
- Ребёнок подтягивается кверху.
- Голова остаётся на линии верхней части туловища.
- Сгибание в основном совершается в переходной пояснично-крестцовой области.
- Ноги отведены и без напряжения выпрямлены в коленных суставах.
Примечание:
для оценки 3-й и 4-й фазы ребёнок должен находиться в уравновешенном настроении, так как при крике туловище часто совершает опистотонические прогибания.
Вертикальное подвешивание по Пейперту (Пейперт-Исберт 1927)
Исходное положение: В первые 4-5 месяцев положение на спине, затем на животе. Голова в срединном положении, кисти должны быть раскрыты.
Вызывание: У новорожденных и детей в младшем грудном возрасте захватывают наиболее проксимальную часть бедра, у более старших грудных детей и детей младшего возраста – дистальную часть бедра или коленные суставы. Затем резко переворачивают ребёнка в вертикальное положение головой вниз.
1-ая фаза с 1-й недели до конца 3-го месяца
В первые 6 недель развития:
- Обхватывание руками наподобие рефлекса Моро (фаза 1а).
Затем (фаза 1b):
- Неполный рефлекс Моро в руках (без «обхватывания»).
- Затылок выпрямлен, таз наклонён.
2-ая фаза с 4-го до 5-го / 6-го месяца
- Руки вытянуты в стороны и наполовину подняты.
- Кисти раскрыты.
- Затылок и туловище вплоть до перехода от груди к пояснице выпрямлены.
- Наклонное положение таза уменьшается.
3-ая фаза с 7-го до 9-го / 10-го / 12-го месяца
- Руки вытянуты вверх.
- Кисти раскрыты.
- Симметричное выпрямление затылка и туловища в плоть до перехода от поясницы к крестцовому отделу.
4-ая фаза прибл. с 9-го месяца
Ребёнок пытается активно держаться за проводящего обследование и подтянуться наверх.
В 1-й триместр плечо расположено перпендикулярно к оси тела. Во 2-ом триместре этот угол постепенно увеличивается с 90 до 135 градусов. В конце 3-го триместра он достигает приблизительно 160 градусов.
Общие замечания относительно вызывания реакции Пейперта-Исберта
- Оценка реакции проводится в момент поднятия ребёнка.
- Перед каждым обследованием кисти должны быть раскрыты, особенно это относится к новорожденным и детям в раннем грудном возрасте.
- У детей младше 5 месяцев обследование должно обязательно проводиться из исходного положения на спине, чтобы учесть ещё имеющийся наклон таза.
Детей старше 6 месяцев удобней обследовать из исходного положения на животе, так как тогда у них меньше возможностей держаться за проводящего обследование.
Вертикальное подвешивание по Коллису (Коллис 1954) (вертикальное по Коллису, модифицировано Войтой)
Исходное положение: на спине.
Вызывание: ребёнка держат за колено (детей в раннем грудном возрасте – за бедро рядом с тазобедренным суставом) и резко переворачивают головой вниз в вертикальное положение.
1-ая фаза с 1-й недели до конца 6-го / 7-го месяца
Свободная нога принимает согнутое положение
в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
2-ая фаза с 7-го месяца
Свободная нога в коленном суставе принимает ненапряжённое
вытянутое положение, тазобедренный сустав остаётся согнутым.
Горизонтальное подвешивание по Коллису (Коллис 1954) (горизонтальное по Коллису, модифицировано по Войте)
Выполнение: Ребёнка держат за плечо и за расположенное на той же стороне бедро в проксимальной части рядом с суставом. Во избежании перекручивания суставной сумки плечевого сустава необходимо дождаться «вмешательства» ребёнка, то есть когда он попытается притянуть к телу удерживаемую руку.
1-ая фаза с 1-й недели до конца 12-й недели
В первые 6 недель движение свободной руки наподобие рефлекса Моро.
С 7-й по 9-ую неделю вытягивание руки в сторону наподобие рефлекса Моро.
С 10-й по 12-ую неделю ненапряжённое согнутое положение свободной руки.
Примечание: ненапряжённое дрыганье свободной ногой в этот период является нормальным.
2-ая фаза с 4-го до 6-го месяца
- Пронация свободного предплечья.
- В конце 2-й фазы: Перенос нагрузки на опорную кисть.
- Нога остаётся в согнутом положении.
Примечание:
2-ая фаза – пронация свободного предплечья – начинается только, когда ребёнок при симметричном выпрямлении затылка в положении на животе будет в состоянии опираться на локти. Пронация предплечья всегда связана с дорсальным сгибанием кистевого сустава и ослаблением сжатой в кулак кисти. Полная опора на кисть (без напряжённого выпрямления в локте) относится к тому же периоду, когда исчезает хватательный рефлекс кисти и ребёнок становится в состоянии совершать фазные хватательные движения с лучевой стороны.
3-ья фаза с 8-го до 10-го месяца
- Отведение свободной ноги в тазобедренном суставе.
- Опирание на наружный край стопы (8-й месяц, верхнее изображение).
- Опирание на всю подошву (начало 4-го триместра, нижнее изображение).
Примечание:
3-ья фаза начинается одновременно с появлением «опорной реакции». Она указывает на фазу развития клинически выраженной вертикализации. Теперь ребёнок может самостоятельно садиться и пытается подтягиваться вверх.
Реакция Ландау (Ландау, А., 1923)
Выполнение: ребёнка держат ладонью под животом в строго горизонтальном положении.
1-ая фаза с 1-й недели до 6-й недели
- Голова немного опущена.
- Туловище немного согнуто.
- Руки и ноги согнуты без напряжения.
2-ая фаза с 7-й недели до 3-го месяца
- Симметричное выпрямление затылка до линии плеч.
- Слегка согнутое положение туловища.
- Ненапряжённое согнутое положение рук и ног.
3-ая фаза начинается в 6 месяцев
- Дальнейшее симметричное выпрямление туловища вплоть до перехода от груди к пояснице.
- Ноги слегка отведены и согнуты без напряжения (тазобедренный и коленный суставы прибл. под углом 90°).
- Руки держатся без напряжения.
- Уменьшение сгиба ног после 7-го месяца.
4-ая фаза начинается в 8 месяцев
- Ноги выпрямлены без напряжения.
- Руки согнуты без напряжения
Указание:
При выполнении данной реакции положения вновь необходимо строго следить за тем, чтобы ребёнок был спокоен. Проявляющиеся при крике выпрямленное положение ног или опистотоническое положение туловища не имеют информационной ценности. По завершении 2-й фазы ребёнок в положении на животе в состоянии выполнять симметричное опирание на локти и симметричное выпрямление затылка. При этом нужно обращать внимание на любую асимметрию в положении туловища. Завершение 3-й фазы также означает прямолинейное положение позвоночника. В это время ребёнок уже должен уметь совершать фазные хватательные движения с лучевой стороны и в положении на животе, опираясь на один локоть, совершать хватательные движения вперёд.
Аксиллярное подвешивание
Выполнение: Вертикальная поза. Ребёнка удерживают за туловище головой вверх и спиной к проводящему обследование. Необходимо следить за тем, чтобы
- плечевой пояс ребёнка не провисал,
- чтобы проводящий обследование не касался своим большим пальцем нижнего края трапециевидной мышцы ребёнка, так как это проприоцептивное раздражение вызывает разгибание ног.
1-ая фаза
Ноги в инертном согнутом положением (схоже с 1-й фазой при реакции Ландау и при пробе на тракцию после перинатального периода).
2-ая фаза
Ноги притянуты к телу – синергизм сгибания ног (поза схожа с той, что наблюдается при реакции Ландау и при пробе на тракцию во 2-й фазе).
3-ья фаза
- Ноги в ненапряжённом выпрямленном положении.
- Ступни отогнуты назад.
Указание
Подтягивание ног к животу во 2-й фазе соответствует фазе развития спонтанной моторики, когда ребёнок в положении на спине подтягивает ноги к животу и начинает захватывать ступнёй ступню. 3-ья фаза начинается во время подготовки опорной реакции.
Вехи самостоятельного стояния для детей в возрасте 0–12 месяцев
Для развития моторики, необходимой для самостоятельного стояния, требуется:
- Координация движений: это способность контролировать несколько различных мышц одновременно, чтобы они могли работать вместе (например, бедра/живот). и мышцы спины работают вместе, чтобы удерживать туловище ребенка в вертикальном положении).
- Сила мышц и связок и стабильность суставов: младенцам необходимо развивать силу и длину мышц, чтобы они могли стабилизировать суставы при стоянии (например, мышцы и связки голеностопного сустава позволяют ребенку контролировать положение стопы в положении стоя).
- Постуральные реакции: Это двигательные и сенсорные реакции, которые развиваются у ребенка в первый год жизни, чтобы обеспечить развитие функциональных навыков крупной моторики (например, стоять и ходить). К ним относятся рефлексы — автоматические движения младенцев, обычно инициируемые сенсорной стимуляцией. Мы видим стоячий рефлекс у младенцев только в первые несколько недель.
- Выпрямляющие реакции: Это поддерживает вертикальное положение головы и выравнивание головы и туловища.
- Равновесные реакции: Move xxx позволяет ребенку балансировать, когда его центр тяжести подвергается сомнению.
- Защитные реакции: Реакции рук и ног для предотвращения травм, если ребенок не может удерживать равновесие.
Когнитивное/социальное развитие
Чтобы дети могли самостоятельно стоять, им необходимо желание стоять прямо, чтобы решать проблемы (например, как использовать мебель, чтобы встать, чтобы достать игрушку из досягаемости). Им также нужна уверенность, чтобы рискнуть и спланировать, как достичь положения. Это происходит вместе с развитием их двигательных и сенсорных навыков.
Развитие моторики стояния в возрасте 0–12 месяцев
Почему важно самостоятельно стоять:
Как только ребенок научится самостоятельно стоять и балансировать (статическое равновесие), он сможет развить способность переносить свой вес в положении стоя и развить способность ходить самостоятельно. Развитие стояния включает в себя совместную работу моторной и сенсорной систем, чтобы обеспечить стабильную основу для игры двумя руками в вертикальном положении.
Способы помочь развить независимое положение:
- С самого рождения ставьте малыша на ноги.
- По мере развития силы ног к 6 месяцам они начинают держать руки в положении стоя.
- Поднимите игрушки, как только они начнут подниматься.
- Поставьте их на ноги, чтобы они играли на диване к 6-7 месяцам (при этом следите за тем, чтобы вы могли держать их там, когда это необходимо).
- Дайте им много разных поверхностей, на которых они могут стоять, чтобы они могли развивать реакцию равновесия.
- Сыграйте много игр/песен стоя.
- Наклоняйте их из стороны в сторону в положении стоя в возрасте от 3 до 6 месяцев, чтобы развить реакцию выпрямления головы.
- Побуждайте их тянуться одной рукой во всех направлениях с 8-10 месяцев.
- Помогите им перейти от приседания к стоянию, держась за руки.
- Поощряйте игру стоя двумя руками, пока они развивают равновесие, пока вы держите их за бедра.
- Не используйте контейнеры для стояния.
- Наклонять вперед и назад, держать на руках с 8 месяцев.
Вещи, которые могут повлиять или задержать развитие независимого стояния:
- Проблемы со зрением.
- Ушная инфекция может повлиять на их вестибулярный аппарат (баланс).
- Низкий мышечный тонус или слабость развивающихся мышц туловища и ног.
- Ослабление связок вокруг суставов (например, гипермобильность).
- Задержка развития реакций равновесия туловища и головы.
- Плохая спасательная реакция в руках, таким образом, развивается боязнь падения стоя.
- Задержка познания и желание исследовать/искать игрушки вне досягаемости.
Когда обращаться за помощью:
У всех детей двигательные навыки развиваются в разное время и часто в разном порядке, но есть некоторые моменты, на которые следует обращать внимание.
- Если ваш ребенок не набирает вес, когда его держат в положении стоя, к 6 месяцам.
- Если не тянет стоять 8 мес.
- Если их ступни загибаются внутрь или наружу, или они стоят на носочках в положении стоя.
- Если они не могут поймать себя, если они падают в положении стоя с 8 месяцев.
- Если они не стоят поодиночке к 13-15 мес.
- Если у него вялость или напряжение в мышцах ног.
Способы обезопасить ребенка при обучении стоять:
- Обеспечьте ребенку мягкую мебель, за которую можно тянуться, чтобы встать.
- Следите за ними, если стоите на твердой поверхности.
- Обеспечьте мягкие поверхности, на которых можно стоять (например, ковер или коврики из пеноматериала).
- Покажите им, как падать на руки, играя с ними в игры.
Самостоятельное стояние — важный этап в развитии крупной моторики ребенка. Разрешить играть в вертикальном положении с игрушками двумя руками от пола, готовясь к переносу предметов при ходьбе. Это сложный навык, зависящий как от двигательной, так и от сенсорной систем. Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к своему терапевту, педиатру или детскому физиотерапевту.
Берегите себя, будьте счастливы и здоровы,
Деб
Дети выходят на улицу: сохраняйте спокойствие и бодрствуйте
Дастин Л. Круз, DPM
В классической балетной первой позиции ступни танцора развернуты под углом 90 градусов от бедра, пятки вместе, ступни выстроены по прямой линии, носки направлены наружу. Им требуются годы, чтобы двигать ногами в этой позе, не напрягая мышцы. Естественное расхождение носков вашего ребенка не доходит до такой крайности, но все равно может заставить вас задуматься, будет ли он когда-либо ходить с носками, направленными прямо вперед.
Выворачивание пальцев наизнанку у младенцев и детей раннего возраста – обычное явление
Ноги ребенка в первые месяцы жизни довольно часто выпирают наружу. Их кости все еще мягкие, и они проводят много времени на спине с расслабленными ногами.
Даже после того, как они начинают подтягиваться за мебель и делать первые неуверенные шаги, их ноги могут смотреть в разные стороны. Когда они впервые начинают ходить, часто можно увидеть как схождение внутрь, так и наружу. Многие перерастут это, так как их мышцы ног укрепятся, а кости начнут окостеневать. Вы можете сообщить о своих опасениях своему педиатру, но на данном этапе тенденция обычно не вызывает беспокойства.
Причины выворачивания носков у маленьких детей
Ноги вашего 2- или 3-летнего ребенка могут выворачиваться наружу при ходьбе по разным причинам. Сами ступни могут быть вывернуты наружу, а могут указывать наружу из-за того, что голень повернута наружу ниже колена. Вращение также может происходить в бедре, и даже тазобедренный сустав может иметь аномальное положение (бедренная ретроверсия).
Большую часть времени разведение пальцев будет в пределах нормы и не вызовет затруднений у вашего ребенка. Вам просто нужно следить за тем, как они растут. Тем не менее, в некоторых крайних случаях ретроверсии бедренной кости, когда проблема возникает в тазобедренном суставе, лучше всего обратиться к специалистам по стопе, например, к нашим сотрудникам в Центре стопы и голеностопного сустава в Скалистых горах. Мы можем подтвердить диагноз и сообщить вам, требует ли он наблюдения или более агрессивного лечения.
Когда стопы вашего ребенка школьного возраста указывают наружу
В возрасте от 4 до 7 лет кости голени вашего ребенка могут искривляться в неправильном положении по мере роста (внешнее скручивание большеберцовой кости). Часто бывает только с одной стороны (чаще справа). Это может привести к тому, что ступня будет больше указывать на эту сторону. Это требует более пристального наблюдения, хотя со временем оно может исправиться.
Если вывернутая стопа сохраняется после 10-летнего возраста или если из-за этого возникает боль или ограничение подвижности, пришло время проконсультироваться с нами о том, что следует делать.