Логопедические занятия для детей — простые упражнения на каждый день

2456

Речевые нарушения — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители. Специалисты говорят о росте количества детей с такими нарушениям. Если в 1980 году речевые проблемы встречались у 24% детей, то на 2020 год это 54%. В половине случаев это искажение звука (картавость, шепелявость), но также это замена букв, перестановка слогов в словах, заикание или слишком быстрая (медленная) речь — во всех этих случаях ребенку потребуется помощь специалиста. Но одних занятий с логопедом недостаточно, стоит поддерживать малыша и дома.


В этой статье рассмотрим, какие логопедические упражнения можно делать дома. 


Логопедические занятия для детей: с какого возраста начинать и как организовать? 


Лучший возраст для логопедических занятий от 4 до 6 лет: до 3 лет ребенок еще не способен на целенаправленные занятия, а к школе нужно привести речь в порядок. Школьнику необходима хорошо развитая речь для успешного обучения. Преподаватели начальных классов отмечают, что зачастую ошибки в словах ребенок делает из-за плохого фонематического слуха: юный школьник просто не слышит звук в слове и пишет его с ошибкой.

Для того чтобы логопедические упражнения принесли заметную пользу, придерживайтесь правил: 

1. Регулярность. Занимайтесь по 5-10 минут каждый день, а не по 30-40 минут раз в неделю. 

2. Обстановка. Для некоторых упражнений вам понадобятся атрибуты: зеркало (необходимо для артикуляционной гимнастики) или свисток (для упражнений на дыхание). Поэтому, спланируйте заранее, что вам нужно и положите на стол перед ребенком. Так же, желательно убрать со стола все лишние.

3. Терпение. Не критикуйте, не передразнивайте и не кричите на ребенка, если упражнение не получается. Помните, вы занимаетесь этим, чтобы улучшить речь ребенка, а не ради галочки перед врачом или учителем. 

4. Игровой формат. Ребенок легче занимается и воспринимает материал через игру. К каждому упражнению придумайте свою историю, или волшебную цель — зачем это делать ребенку. 


Как улучшить речь ребенка?


Логопеды выделяют 6 основных направлений в логопедических занятиях для детей. Каждое из них включает в себя собственные упражнения и методики.


1. Артикуляционная гимнастика — упражнения, благодаря которым развиваются мышцы и органы отвечающие за дикцию и речь. Для дома подойдут базовые упражнения. Заниматься лучше перед зеркалом, так ребенку будет легче понять, как именно ставить язык или что делать с губами. 

•    Цель: широко улыбнуться, при этом не обнажая зубы. Зафиксироваться в этом положении на 20-30 секунд.

•    Цель: поднести кончик языка за верхние зубы, приоткрыть рот, вернуть язык в исходное положение. Повторить 5-10 раз.

•    Цель: открыть рот, вытянуть вперед язык и постараться свернуть его трубочкой. Зафиксировать в таком положении на 5 секунд. Повторить 5 раз.

•    Цель: сомкните зубы вместе, а губы постарайтесь вытянуть вперед «трубочкой». Повторите упражнение 5 раз.

•    Цель: поочередно тянитесь кончиком языка к носу, подбородку, правому и левому уголку рта. Повторите упражнение 5 раз.


2. Мелкая моторика. Ученые давно доказали связь между кончиками пальцев и речевым аппаратом. Лучшими играми для развития мелкой моторики у детей всех возрастов так и остаются: 

•    Игры с пластилином. Для детей помладше — это лепка простых фигур (шар, снеговик и т.д.), для детей постарше можно задействовать видеоуроки со сложными элементами лепки. Так же во время пластилиновых игр с малышом можно изучать цвета, цифры, буквы, фрукты и овощи. 

•    Аппликации. Для того чтобы создать аппликацию, мы задействуем сразу несколько участков мозга и тренируем не только мелкую моторику, но и фантазию, пространственное мышление.

•    Игры с прищепками (развесить одежду для кукол или платочки). Давайте ребенку самостоятельно застегивать пуговицы и молнии, также полезны игры со шнуровками.


3. Пальчиковые игры — это знакомые с детства Сорока-белобока, Пароход, Речка-рыбка и т.д. 



4. Фонематический слух. Без развития слухового восприятия речи невозможна грамотная устная, а значит и письменная, речь. Для развития фонематического слуха можно использовать следующие упражнения:

•    Для малышей: покажите картинки с различными животными. Задача малыша воспроизвести звук, который издает животное. Для детей постарше: произносите слова, задача ребенка — назвать первый и последний звук в слове.

•    Найди отличия. Произнесите 2 похожих слова, задача ребенка — найти разницу (например, кот-код, лёг-лёд и т.д.).

•    Как звучит инструмент? Вы включаете звук (или играете на инструменте), задача ребенка угадать, что за инструмент и воспроизвести похожий на него звук. 


5.  Дыхательная гимнастика — упражнения для развития дыхательной мускулатуры, диафрагмы.

•    Щечки-пузырики. Упражнение для детей 3-4 лет. Вдыхаем воздух через нос, надуваем щеки, задерживаемся на 2-3 секунды в этом положении, и медленно выдыхаем через приоткрытый рот. Повторить упражнений 3-5 раз.

•   Воздушный шар. Ложимся на спину, вытягиваем ноги, ладони прижаты к полу, тело расслабленно, глаза закрыты. Выдох — живот втягивается (как будто прижимаем его к позвоночнику), вдох — живот поднимается (как шар), выдох — снова живот к позвоночнику. Главное, делать упражнение медленно и плавно. Повторить 6-8 раз. Так же есть второй вариант этого упражнения, но на грудную клетку: вдох — поднимаем грудную клетку, выдох — сдуваем.

•    Используйте теннисный мячик. Задача ребенка катать его по столу при помощи дыхания. Возможно поиграть в такой воздушный «футбол» с ребенком. 


6. Словарный запас. Развивая словарный запас ребенка, вы не тлько развиваете речь, но и увеличиваете его объем знаний.

•    Сказки. Читайте сказки перед сном ребенку или просто разговаривайте на разные темы. Объясняйте малышу не понятные слова. В этом вам могут помочь такие книги: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать».

•    Пересказ. Попросите ребенка рассказать вам сюжет любимой сказки или мультфильма. Если малышу сложно — начните с пересказа с опорой на картинки.


С речевыми проблемами сталкиваются многие дети и родители, главное — вовремя обратить на это внимание и не ждать, когда проблема решится сама по себе. Помните, что логопедические проблемы могут привести к лишним комплексам в общении со сверстниками.


Статьи, которые могут быть вам интересны: 


1.    Развитие речи у детей раннего возраста 

2.    Развитие мелкой моторики у дошкольников 


Также приглашаем вашего ребенка на игровые онлайн-занятия, которые помогают в развитии речи. 

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также

Как учить стихи

Игры на развитие речи дошкольников

Сензитивные периоды развития ребенка

Игры со сказками

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу.

Любовь Иванова, логопед-дефектолог детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать», член экспертного совета благотворительного фонда «Гольфстрим»

Если в возрасте 4−5 лет ребёнок неправильно произносит слова, то важно понимать, что само это не пройдет. Родителям следует обратить внимание на проблему и решить ее либо самостоятельно, либо с помощью логопеда. Главное, не пускать это на самотек и постараться разобраться до школы. Почему? Любые речевые особенности потом могут перерасти в дисграфию, то есть они станут ошибками при письме.

Какие проблемы?

В дошкольном возрасте у детей нередко встречается:

  • замена звуков: «ш» в речи меняется на «с», «р» на «л». Вместо слова «шуба», ребенок говорит «суба»; «ш» часто превращается в «ф» — получается «фапка» вместо «шапка»;
  • пропуск трудного звука: вместо слова «лапа» у него получается «апа».

Всё это так называемые звуки позднего онтогенеза, еще их называют звуками верхнего подъема языка. К пяти годам они должны быть полностью сформированы. Почему этого могло не произойти вовремя? Скорее всего нарушения речи возникли из-за того, что у ребенка слабое дыхание, неразвитые мышцы челюсти или языка.

Слабое дыхание также ведет к искажению речи. Может быть, ребенок поздно начал жевать твердую пищу, долго сосал соску, долго ел из бутылки. Все это могло поспособствовать логопедической проблеме. А возможно, у ребёнка просто не развит фонематический слух.

Если у малыша слабая артикуляционная позиция языка, щек, слабое дыхание, искажение речи, он надувает щеки, когда говорит — надо начинать заниматься. Почти любую логопедическую проблему можно решить за 2 месяца занятий. Фонематический слух развивается довольно быстро.

Что делать?

Если в 3 года мы играем с ребенком на занятиях, то у детей в возрасте 5−8 лет уже должна быть развита познавательная активность. На занятиях уже нужно заниматься, а не просто играть. Логопед обычно сажает дошколят лицом к зеркалу и просит выполнять упражнения. Их можно делать и дома.

Упражнение-разминка: «Лошадка-грибок-гармошка»

Эта артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Заниматься нужно минимум 3 раза в неделю по 7 минут.
«Лошадка»: надо вытянуть губы, приоткрыть рот и поцокать языком, как цокают копытами лошадки.
«Грибок»: нужно улыбнуться, поцокать языком, как будто едешь на лошадке, а затем плотно прижать широкий язык к верхнему небу (так, чтобы натянулась подъязычная связка) на пару секунд.
«Гармошка»: делается из положения «Грибок» (когда тот уже хорошо получается), — не отрывая языка, надо открывать и прикрывать рот, не смыкая зубы.

Какие игры помогут?

Обращайте внимание малыша на разницу звуков. Играть в логопедические игры можно и дома, и в дороге, например, по пути из садика. Удобно это делать и перед сном.

«На что похожи звуки?»

Вместе придумывайте, что напоминает звук, а ребёнок пускай изображает:

Например, «сссс» — свистим, как слон.

«Шшшш» — шипим, как будто колесо сдувается.

«Рррр» — рычит собака, рокочет трактор.

«Лллл» — а это гул самолета.

«Поймай звук»

Когда ребёнок слышит трудный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Сначала называйте слоговой ряд, потом слова, которые начинаются с проблемного звука. Затем переходим к продвинутому уровню — буква прячется в середине слова. Когда произносите слово, голосом выделяйте проблемную букву.

«Г, п, ш» — хлопай в ладоши, когда слышишь звук, поймай звук.

«Са, шу, пу»,

«Шуба, рыбка»,

«Машина, кошка».

«Первая буква»

Вы произносите слово («столб», «окно», «рыбка»), а он пусть называет первый звук. Потом можно поменять правила: а какой звук последний? Произносите слова чётко, выделяя голосом трудные для малыша звуки.

Развиваем речевое дыхание

«Снежок»

Возьмите кусочек ваты, распушите ее — это будет «снежинка». А ребёнок пусть изображает ветер, который гоняет снежинку по двору. Снежинка летает туда, куда дует ветер. Ребёнок должен дуть на снежинку ртом, круглыми губами, плавно. А вдыхать при этом должен через нос.

«Самолетик»

Сделайте из бумаги самолетик или бантик, прикрепите на ниточку. Держите ниточку, малыш должен дуть на самолетик, чтобы он летал как можно дольше. Ваша цель, чтобы выдох был как можно более долгим.

«Дерево»

Вместе сделайте дерево — бумажные полоски прикрепите к карандашу. Теперь посмотрим, как ветерок колышет листву: пускай ребёнок дует на дерево. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щеки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

«Птички»

Сделайте из бумаги птичек и поставьте их на край стола. Дуйте по очереди с ребенком на птичек. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели далеко-далеко. Посоревнуйтесь, чья птичка улетит дальше.

«Собачка»

Попросите ребенка показать, как дышит собачка, когда ей жарко. Он должен высунуть язычок и быстро, шумно отрывисто дышать. Выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Читайте также:

10 весёлых упражнений на развитие логического мышления

5 игр для развития памяти

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

Фото: Gorlov-Studio, Oksana Kuzmina, Africa Studio, NewFabrika/Shutterstock

детисоветыразвитие

БЕСПЛАТНЫЕ речевые и языковые игры для детей 4 лет

Развитие речевых и языковых навыков

К 4 годам речевые и языковые навыки становятся все более и более сложными и становятся строительными блоками для чтения, письма и математических способностей. Они также позволяют детям делиться идеями, заводить дружбу и решать проблемы. Поэтому очень важно развивать эти навыки СЕЙЧАС через ИГРУ. Эти функциональные игры для 4-летних сделают именно это! Эти игры предназначены для детей 3-4 лет и тех детей, которые не достигли перечисленных ниже вех.

Speech/Language Milestones: 3-4 Years of Age

Listening

Speaking

Speech

Understands 900 слов

Использует около 1600 слов

L, J, SH, CH, S, Z, V

Знает цвета

7

7

7

0058

Говорит с 4+ словесными фразами

80% понятно для незнакомого

Ответы Соответствуют Да/Нет Вопросы

Беседо

Отвечает на простые вопросы WH: что, где, что делает

Использует правильные глаголы прошедшего времени

Сотовый

Cell

Uses possessive –s: mommy’s keys 

Cell

Cell

Recognizes songs and can sing them

Cell

Языковые игры для детей 4 лет: говорение и аудирование

В отличие от других страниц, я не собираюсь разбивать игры на выразительные (говорение) и рецептивные (аудирование) навыки. На данный момент они настолько переплетены, что в этом действительно нет смысла.

Вместо этого языковые игры для 4-летних, перечисленные здесь, нацелены как на разговорную речь, так и на умение слушать.

Дорогая, как прошел твой день?

Как играть 

Перед сном расскажите о прошедшем дне, используя прошедшее время.

В этом упражнении использование глаголов прошедшего времени происходит очень естественно. Однако имейте в виду, что открытые вопросы (например, как прошел ваш день?) могут быть трудными для некоторых детей, особенно маленьких детей. Ниже приведены более конкретные вопросы, которые стоит попробовать в первую очередь.

После того, как вы задали вопрос, подождите, пока ваш ребенок ответит. Если ответ правильный, используя правильную форму глагола прошедшего времени, похвалите и задайте другой вопрос. Если ваш ребенок не использует правильную грамматику, произнесите правильный ответ и попросите повторить. Затем перейдите к новому вопросу.

Примеры вопросов

  • Какая часть дня вам больше всего понравилась?
  • Какое телешоу ты смотрел?
  • Что тебе понравилось за ужином?
  • Что ты делал в парке?
  • С кем ты сегодня играл?

Советы

  • Постарайтесь сделать эту игру веселой и приятной.
  • Не превращайте это в викторину!
  • Не переусердствуйте, иначе ваш ребенок начнет избегать этого. После нескольких ночей такого же распорядка ваш ребенок начнет понимать правильные ответы!
  • Сами по очереди, чтобы ваш ребенок услышал много правильных грамматических правил прошедшего времени.

Над чем вы работаете

  • Разработка словарного запаса
  • Разработка грамматики
  • . во время стирки и разговоры о цветах

    Идеи, которые стоит попробовать

    • Разложите носки по цветам
    • Сделайте из одежды красную стопку, синюю стопку, зеленую стопку
    • Назовите цвета, когда вы складываете одежду
    • . Possessive S

      Необходимые материалы

      Дом, ферма или любая игрушка с маленькими людьми, животными или машинками

      Как играть

      Встаньте на пол или сядьте за стол вместе с ребенком. Начните играть с домом или фермой. Во время игры пусть маленькие люди или животные берут что-нибудь или играют с чем-нибудь.

      Например, вы можете дать бутылочку ребенку. Спросите ребенка: «Чья это бутылка?» Надеюсь, ваш ребенок ответит «детской бутылочкой».

      Если ваш ребенок не дает правильного ответа, произнесите правильный ответ и попросите ребенка повторить его. Тогда вперед!

      Совет 

      • Сделайте игру максимально увлекательной и естественной. Не превращайте это в викторину.

      Целевые языковые навыки

      • Словарный запас
      • Грамматика
      • Поворот

      WH Вопросы во время воспроизведения

      необходимых материалов

      Любая игрушка

      Как играть

      , как это нужно, и что воспроизводить

      . вопросы во время игры. Возможно, это уже происходит естественным образом. Взрослые довольно часто задают вопросы «что». Если нет, знайте о них и обязательно спросите их!

      Обязательно задавайте вопросы «что» и «что делать».

      Подсказка

      • Если ваш ребенок неправильно отвечает на вопрос, смоделируйте правильный ответ и попросите ребенка повторить его. Затем продолжайте играть
      • Будьте осторожны, чтобы не превратить время в тщательном времени

      Языковые навыки, нацеленные на

      • Задача/Ответ на вопросы
      • Словаря
      • . , Читать!

        Чтение — одна из лучших языковых игр для 4-летних детей или любого ребенка любого возраста!

        Идеи для экспериментов

        • Задайте несколько вопросов на понимание «кто», «где», «что», «почему» и «что делает»
        • произойдет дальше?»). Если ваш ребенок не знает ответа, ответьте на вопрос и обсудите свои рассуждения.
        • Расскажите о том, что чувствуют персонажи и почему
        • Перескажите историю и/или поделитесь своими любимыми забавными/страшными/глупыми моментами
        • Соотнесите события из истории с реальной жизнью

        Не забудьте бесплатную электронную книгу! В нем есть много отличных советов, которые помогут максимально эффективно использовать время чтения.

        Насколько вы работаете:

        • Разработка словарного запаса
        • Ответ WH Вопрос
        • Ранний повествовательный Выберите день, чтобы сосредоточиться на функции словарного запаса. В течение дня, когда вы едете в машине, ходите по магазинам, играете, едите и т. д., спрашивайте ребенка о функциях различных предметов.

          • Что делает ____(лексическое слово)?

          или 

          • Что вы делаете с _____(лексическим словом)?

          Самое замечательное в этой «игре» заключается в том, что ваш ребенок знакомится с множеством различных словарных слов и бросает им вызов. Кроме того, ваш ребенок думает о том, что делают вещи или что вы можете делать с ними в их естественной среде. Цель состоит в том, чтобы он/она начал так думать обо всех новых словарных понятиях… навсегда 🙂

          Языковые навыки нацелены на

          • Разработка словарного запаса
          • Грамматика

          ТВ -шоу Fun

          Нужные материалы

          Время.

          Посмотрите вместе с ребенком эпизод одной из любимых передач вашего ребенка.

          Во время просмотра приостановите показ, если можете, или дождитесь рекламы и попросите ребенка пересказать, что происходит. Убедитесь, что ваш ребенок включает в себя:

          • Человек (кто)
          • Место (где)
          • Событие (что произошло)

          Если ваш ребенок пропустил какой-либо компонент, задайте необходимый вопрос, например:

          • «Кто в шоу»?
          • «Где они?»
          • «Что случилось?»

          После того, как все части будут идентифицированы, попросите ребенка рассказать историю еще раз.

          Целевые языковые навыки

          • Структура рассказа
          • Словарный запас
          • Прогноз

          Хотите больше языковых игр для всех областей разработки?

          Все перечисленные здесь игры взяты из нашего языкового руководства Preschool Talk 2.0. Если вам нужны другие языковые игры для 4-летних, подобные перечисленным здесь, этот доступный ресурс может быть именно тем, что вы ищете.

          Что включено:

          Эта электронная книга разделена на следующих глав:

          • Введение и обзор этапов развития
          • Изучение цветов
          • Grammar games
          • WH questions
          • Simple story structure (SOOO Important!)
          • Phonemic awareness
          • Vocabulary learning (Crucial!)

          This eBook is  for children who :

          • Aren’t talking in полные предложения
          • Имеют проблемы с правильным ответом на вопросы
          • Имеют низкий словарный запас
          • Проходят курс логопеда
          • Имеют задержку речи
          • Имеют задержку грамматических навыков
          • Постоянно использует только 1000 слов
          • Возраст от 3 до 6 лет. Вашему ребенку может быть больше 4 лет, и это НОРМАЛЬНО!
          • Нужно работать над расширением словарного запаса
          • Нужно работать над рассказыванием историй
          • Нужно работать над цветами

            Вы можете купить это языковое пособие здесь! Легкий!

            ВЕСЬ ГОД БЕСПЛАТНЫХ языковых материалов

            Заполните форму ниже, и я буду доставлять мои любимые материалы прямо на ваш почтовый ящик КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ в течение ОДНОГО ГОДА!

            Блог | Советы по логопедии для родителей, которые можно использовать дома

            У многих детей проблемы с речью проявляются на раннем этапе их развития, и родители по понятным причинам беспокоятся о благополучии ребенка, а затем об успехах в школе.

            Если вас беспокоят языковые проблемы вашего ребенка, первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться со специалистом. Они могут помочь вам определить стратегии, которые будут лучше всего работать для конкретной проблемы, и разбить ее на выполнимые шаги, которые не будут слишком сложными для вас или вашего ребенка.

            Будь то заикание, невнятное заикание или результат выявленной травмы или деформации, логопед может найти физиологические проблемы, которые могут быть причиной, и предложить специальные упражнения, которые вы можете выполнять дома для устранения этих конкретных причин.

            Правильный подход

            Практика. Если ваш ребенок не может произнести, например, определенный звук «ф», попросите его просто произнести этот звук сам по себе. Как только это станет легче, вы можете включить его в такие слоги, как «фи-фи-фи» или «фа-фа-фа», прежде чем переходить к реальным словам, которые его используют. Повторение — ваш друг, и это возможность для «геймификации». Дайте жетоны за выполнение определенного количества упражнений.

            Сосредоточьтесь на том, что ребенок может сделать , вместо того, чтобы придавать слишком большое значение тому, что он или она не может сделать. Хотя важно обращать внимание на улучшение речи, не забывайте хвалить другие маленькие победы, такие как вежливое собирание игрушек или использование туалета. И не поддавайтесь искушению допустить плохое поведение только потому, что у ребенка проблемы с речью.

            Сведите к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы во время учебных занятий и в другое время. Исследования показывают, что слишком много телевизора может фактически задержать развитие речи, потому что родители, как правило, не разговаривают со своими детьми так много, как в противном случае. Дети лучше всего учатся говорить, когда с ними действительно разговаривают.

            Слушай! Задавайте вопросы и будьте внимательны и терпеливы к ответам. Прерывание и ожидание того, что ребенок «просто выплюнет», создаст тревогу, которая может усугубить проблему. Позвольте ему или ей решить это без давления. С другой стороны, не будьте слишком сосредоточены, иначе ребенку может стать неудобно. Старайтесь вести разговор естественно и не добавляйте давления, требуя совершенства.

            Используйте соломинки. Употребление жидкости через них или выдувание воздуха из них поможет вашему ребенку развить мышечную силу во рту, которая важна для четкой речи.

             

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *