Содержание

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». | Консультация:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85»

(МАДОУ «Детский сад №85»)

Консультация для родителей на тему:

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».                                                         

                                                   

                                                         

                                                                                      Подготовила:

                                                              Воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 Голубева Л.В.

 «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

   Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.

   Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

   Как проводить домашние занятия по развитию речи?

   Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не

понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

   Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

   Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

   Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

   Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи.

   Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

   А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным

карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

   А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть

повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.)

   Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.            Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

   Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

   Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов,

гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д.    Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

   Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и

активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

   Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует

представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

   Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

   На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

   Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

   Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

   ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

   Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

   Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

   Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. И помните: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное успешным.

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет» | Консультация по развитию речи (средняя группа) на тему:

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: Консультация

 «Характеристика речи детей пятого года жизни».

 Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так  важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере , на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя  с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать  сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, совей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Главное направление  в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время проходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие направления:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Консультация для родителей

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Воспитатель: Батяева О. П.

                Атемар 2018 г                                                

Речевые и языковые навыки: от новорожденных до 2 лет

Для родителей важно помочь своим детям развить речевые и языковые навыки в раннем возрасте, чтобы их дети могли использовать речь/язык для общения.

Речь означает произнесение звуков, из которых складываются слова. Проблемы с речью включают трудности в произношении звуков (артикуляции), заикание или физические проблемы со ртом ребенка, которые мешают говорить и есть.

Язык означает использование слов и предложений для выражения желаний, потребностей или идей. Развитие речи связано с пониманием устной информации (например, выполнением указаний или пониманием понятий, таких как «большой и маленький») и выражением/говорением (например, использованием предложений, задаванием вопросов и рассказыванием историй).

Развитие речи происходит по предсказуемой схеме, которая может быть достигнута в течение нескольких месяцев. Адекватное языковое развитие зависит от физического, двигательного, сенсорного, когнитивного и социального роста в течение первых 6 лет. Когнитивное развитие связано с развитием психических процессов, таких как мышление, запоминание и рассуждение. Эти навыки закладывают основу для языковых, социальных, самопомощи и двигательных навыков.

Вот общие рекомендации по развитию речи/языка для детей в возрасте от 0 до 2 лет.

Новорожденный до 3 месяцев   

  • Слушает и реагирует на голос и другие звуки 
  • Выражает чувства воркованием, бульканьем, улыбкой и плачем 
  • Будут преобладать гласные, но вокализация начнется с 2-х слогов 
  • Когнитивно ребенок начнет исследовательскую игру, беря в рот и прикасаясь к предметам; начнет следить за глазами и ртом говорящего

4-6 месяцев  

  • Включает ваш голос и другие звуки
  • Начинает отзываться на собственное имя
  • Смеется или пищит; лепечет последовательность слогов
  • Изменяет громкость, скорость и высоту звука, играя со звуками 
  • Познавательно ребенок начинает играть; визуально следует за исчезающим объектом; осматривает объекты; тянется, чтобы схватить упавший предмет

7-12 месяцев

  • Узнает членов семьи, обращает внимание на музыку или пение, смотрит названные картинки со взрослым
  • Повинуется некоторым командам, особенно если они сопровождаются визуальными подсказками (например, пока-пока), начинает двухсложный жаргон, похожий на предложение
  • К 12 месяцам может произносить одно или несколько слов 
  • Когнитивно, ребенок будет использовать метод проб и ошибок для достижения цели; увеличивает подражание; правильно использует общие объекты

12-18 месяцев

  • К 18 месяцам произносит/использует примерно 15 осмысленных слов
  • Спрашивает «ещё», показывает на картинки в книге
  • Когнитивно, дает игрушку, если его попросят; снимает крышку коробки, чтобы найти спрятанную игрушку; исследует окружающую среду; имитирует несколько новых жестов

18–24 месяца  

  • Любит игры с рифмами; тянет человека, чтобы показать им что-то; использует «я» и «мое», называет наиболее распространенные объекты
  • Использует короткие неполные предложения (например, «хочу сок», «поехали на машине») 
  • К 24 месяцам ребенок может понимать (но не обязательно использовать) 200–300 слов
  • Когнитивно, знает формы; непродолжительное время сидит в одиночестве с книгами; соответствует знакомым объектам; понимает одно и многое; указывает на части тела

Что делать, если меня беспокоит развитие речи и языковых навыков моего ребенка?

Эта информация представляет собой общее руководство, которое поможет вам определить, развивается ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью. Пожалуйста, имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки со своей скоростью. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Примечание. В отделении патологии речи и языка рассматриваются проблемы, связанные с развитием речи и языка.

Информация предоставлена ​​Мадлен Брайан, MEd, CCC/SLP, логопедом, и Барбарой Лент, MEd, CCC/SLP, руководителем терапевтической группы.

Смотри, кто говорит! Все о развитии речи ребенка