Содержание
Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад
15 октября, 2015 admin
Консультация для родителей
«Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад»
Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. А ещё Ваш малыш должен элементарно уметь выразить свои желания — хоть немного разговаривать! Воспитатели ведь не экстрасенсы, чтобы догадаться, что нужно малышу — хочет ли он пить, в туалет, или ему просто что-то давит из одежды. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати — двадцати подопечных!
Надо сказать, что два года — самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно — он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.
Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.
Вам трудно в это поверить? Тем не менее, это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного — не мешать!
Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!
На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научится умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все-таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.
Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей, не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.
Как научить ребенка одеваться?
Если ваш ребенок сейчас именно в таком возрасте — от двух до трех лет, — примите во внимание приведенные ниже советы.
1. Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но — и это очень важно! — когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
2. Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
3. Если малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко помочь его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
4. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Незабудка»
Консультация для родителей «Скоро в школу»
Скоро в школу. Скоро ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к поступлению в школу.
Но, забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Многие дети приходят в школу после детского сада и уже знают, как вести в коллективе, у них есть представление о занятиях; но, для них, как и для тех, кто пришел прямо из дома, эта перемена всего образа жизни – стресс. Да и для родителей сплошные проблемы.
Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах и образовательных центрах.
Что, собственно, означает «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» — вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось? » Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач? » Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не оценивает способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал! ».
Не менее важно воспитать в будущем школьнике волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности.
Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?
Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость.
Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими.
Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности.
Прежде всего, взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.
Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых- оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
Конечно, каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Но, не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок:
•Заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут;
•Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу и т. д.) ;
•Действовать точно по образцу
•Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок — квадрат – кружок – квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью) ;
•Хорошо ориентировался в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого») ;
•Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше) ;
•Ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».
Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей, способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе, в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками. И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют.
Какую практическую помощь может оказать родитель первокласснику?
Как быть, если ваш малыш не видит клеточки, не может отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку? Рисуйте дома вместе с ребенком ежедневно.
В понедельник, например, фломастером — толстым и тонким сначала «кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить) .
В среду возьмите акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведите рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки, а потом мелкие (ягодки или кружочки).
В четверг закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причем закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаза приучаются работать вместе.
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребенком (две книжечки за неделю -достаточно) .
О математике. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как бы стыковка математики и русского языка, в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую все вписывают.
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счет и задачи.
5 вещей, которые родители могут и не могут контролировать
Что делать, если ваш непокорный ребенок наотрез отказывается вставать и идти в школу? Для многих родителей непослушных детей это повседневное событие.
Родители, которые не сталкивались с таким неповиновением, могут сразу же ответить: «Я бы заставил моего ребенка уйти!»
Но как бы вы это сделали без физических средств? Если ребенок категорически отказывается подчиниться, за исключением применения физической силы — чего ни один родитель не хочет и никогда не должен делать, если на то пошло, — какие варианты есть у родителя?
Хорошая новость для родителей непослушных детей заключается в том, что у вас есть варианты, но сначала вам нужно понять мыслительный процесс непокорного ребенка.
Все дело в контроле
Для непокорного ребенка или ребенка с оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР) первостепенное значение имеет отсутствие контроля со стороны других. По этой причине ваш ребенок или подросток будет сопротивляться любым попыткам контролировать его со стороны родителей, учителей или любого авторитетного лица.
Родителю кажется, что сопротивление ребенка не имеет смысла. Ребенок не хочет, чтобы его контролировали другие, но в то же время он, по-видимому, не имеет никакого контроля над собственным выбором, импульсами и поведением. Как будто ребенок должен быть под контролем и не под контролем одновременно.
Родители этих детей находятся в очень тяжелом положении. Семейная жизнь хаотична, и чем больше вы пытаетесь контролировать своего ребенка, тем хуже становится неповиновение.
И что еще хуже, общество требует, чтобы вы «взяли ребенка под контроль», поэтому родители еще больше борются за контроль над своим ребенком. И родители начинают чувствовать личную ответственность за поведение своего ребенка.
В конце концов, ваш ребенок просто упирается в пятки. Он сопротивляется и становится еще более дерзким, что заставляет его вести себя еще более импульсивно. Это больше касается борьбы за власть, чем самого поведения.
Связанное содержание: Пассивно-агрессивный ребенок или подросток: 7 вещей, которые вы можете сделать, когда ваш ребенок закрывает вас
Почему мы боремся с нашим ребенком за власть?
Посмотрим правде в глаза, наше общество распространяет два конкурирующих сообщения. С одной стороны, большое значение придается индивидуальности и выделению из толпы. Но, с другой стороны, когда наши молодые люди делают выбор, не соответствующий норме, часто возникает негативная реакция и давление, чтобы они соответствовали. И когда ребенок или подросток отказывается подчиняться, на родителей оказывается давление, чтобы заставить ребенка следовать по пути, который другие считают правильным.
Как родители, мы в ужасе от того, что произойдет, если мы не будем контролировать своих детей. Что, если она примет неверные решения? Что случится? Выживет ли она? Но вспомните собственное детство. Нам всем пришлось усвоить некоторые жизненные уроки на этом пути. Некоторые сделали нас сильнее. Некоторые оставили шрамы. Но мы научились и выжили. И наши родители не контролировали наши действия, а мы.
Но почему-то мы верим, что наших детей обязательно ждет беда.
Иногда битва того не стоит
Иногда мы оказываемся в споре с нашим ребенком, и, прежде чем мы это осознаем, мы оказываемся в полномасштабной битве желаний. И мы полны решимости победить.
Это не то, что мы признаем сознательно, но под нашими собственными действиями скрывается убеждение, что отпустить контроль — значит уступить нашему ребенку. Мы продолжаем действовать, пытаясь получить контроль над поведением нашего ребенка. И он так же полон решимости сохранить этот контроль.
Кто в итоге победит? Мы можем выиграть битву, или мы можем думать, что выиграли битву, но наш ребенок будет иметь полный контроль над своим поведением. Почему? Потому что он физически контролирует свое тело, свои действия и мысли. Мало ли что может сделать родитель.
Распознавайте, когда вы контролируете
Выделите день и обратите внимание на идею контроля над собой и окружающими. Слушайте разговоры. Как часто вы советуете людям, что им делать? Как часто другие делятся своими предложениями о том, что вам следует делать? Как часто мы слышим это в СМИ? Сделай это. Не делай этого. Это везде.
Большинство из нас знает тетю Марту, которая любит рассказывать людям, как все должно быть. Человеку свойственно пытаться управлять вещами. Часто мы искренне верим, что знаем, что лучше для другого человека. И, может быть, мы делаем. Но, может быть, нет.
Родители часто считают, что наша роль — более того, наша обязанность — контролировать наших детей. Но если вы не применяете физическую силу, невозможно контролировать другого человека, если только он не позволит вам это сделать.
Вы можете угрожать, подкупать, вознаграждать, умолять, обвинять и стыдить другого человека, заставляя его делать то, что вы считаете лучшим. Однако единственный способ повлиять на поведение другого человека — это позволить вам влиять на него. Неважно, восемь им, восемнадцать или восемьдесят лет.
Отказ от необходимости контролировать не означает, что вы уступаете
На самом деле, как только мы отказываемся от попыток контролировать поведение и выбор нашего ребенка, мы на самом деле обретаем гораздо больше власти. Ежедневная ссора с кем-то, чья главная цель — избежать контроля, заставит вас чувствовать себя истощенным, злым и разочарованным.
Напротив, вкладывая энергию в то, что вы можете контролировать, вы чувствуете себя сильнее, увереннее и сильнее. И, хотите верьте, хотите нет, на самом деле вы можете контролировать больше, чем не можете. Если вы чувствуете, что не можете себя контролировать, возможно, вы пытаетесь контролировать не те вещи.
Наша работа как родителей состоит в том, чтобы создать среду, позволяющую нашему ребенку усвоить уроки, которые подготовят его к жизни в этом мире. Чтобы подготовить его не только к выживанию, но и к процветанию. Все, что мы делаем как родители, основано на этом руководящем принципе.
Мы контролируем обеспечение нашего ребенка едой, одеждой и жильем. Мы контролируем, показываем ли мы своему ребенку, как справляться с конфликтами, невзгодами и жизненными проблемами. И мы контролируем, позволим ли мы ему испытать последствия своего выбора. Тем не менее, решит ли этот ребенок извлечь уроки из этих жизненных уроков, зависит от него, а не от нас.
Ниже я перечислил 4 важные вещи, которые вы можете контролировать, и 1 важную вещь, которую вы не можете контролировать как родитель. Понимание этого даст вам возможность контролировать то, что вы можете контролировать, и избавит вас от ответственности за то, что вы не можете контролировать.
1. Вы можете установить ожидания
Вы можете контролировать, знает ли ваш ребенок о ваших ожиданиях. Вы можете сказать ему это:
«Джонни, я ожидаю, что ты справишься со своим гневом без физического насилия».
Вашему ребенку могут не нравиться ваши ожидания, но это ваши ожидания, и вы можете сообщить о них, что очень важно.
2. Вы можете помочь им оправдать ожидания
Вы можете контролировать, даете ли вы своему ребенку возможность оправдать ожидания.
«Джонни, если ты обнаружишь, что злишься, можешь уйти, пойти послушать музыку, поговорить с другом по телефону, чтобы выпустить пар, что угодно, что поможет тебе выпустить часть этого гнева, и мы можем поговорить снова позже.»
Ваш ребенок может не воспользоваться этой возможностью — это его дело, — но вы можете предложить эту возможность и сделать ее доступной для него.
Связанное содержание: Надежда для родителей непослушных подростков: 6 способов более эффективного воспитания детей
3. Вы можете установить последствия
Вы можете решать последствия действия, и вы можете контролировать, знает ли ваш ребенок о возможных последствиях, если он решит не оправдать ваших ожиданий.
«Джонни, тебе пятнадцать лет. Если ты ударишь меня, когда злишься, это домашнее насилие. Если это повторится, я вызову полицию. Мне бы не хотелось, чтобы это произошло, поэтому я надеюсь, что вы решите справиться со своим гневом, не прибегая к физическому воздействию».
Опять же, ваш ребенок все еще может вести себя плохо — это его дело, — но вы можете реализовать последствия и привлечь его к ответственности.
Сопутствующее содержание: Последствия, которые работают для оппозиционно-непокорных детей
4. Вы можете контролировать свое поведение
Вы можете контролировать свое поведение. Когда вы злитесь, вы можете показать своему ребенку, как эффективно справляться без физического насилия. Вы можете уйти или попрактиковаться в других эффективных навыках совладания, когда злитесь сами.
Связанное содержание: Спокойное воспитание: как взять под контроль, когда ваш ребенок вас злит
5. Но… вы не можете контролировать поведение своего ребенка
Родители крайне непослушных детей должны понимать, что в конечном счете они не может контролировать поведение своего ребенка. Вы не можете контролировать, ведет ли он себя физически агрессивно, когда злится. Ваша сила не в спорах, защите и борьбе за власть, которые, как правило, идут рука об руку с попытками контролировать ОВР-ребенка.
Вместо этого ваша сила заключается в том, что вы можете контролировать, — в вашем собственном поведении. Как вы не можете контролировать своего ребенка, так и он не может контролировать вас. В некоторые дни может показаться, что он может. Но он не может.
Похожие материалы: Вы не виноваты в поведении вашего ребенка
Заключение
Трудно воспитывать непослушного ребенка. Мы знаем, что некоторые люди прочитают эту статью и подумают: « родители должны контролировать своих детей». Заманчиво судить родителей детей с ОВР о том, что они должны и не должны делать.
Но пока вы не пройдете милю в их ботинках, трудно понять, какую боль и стыд приносит воспитание ребенка, которого просто невозможно контролировать.
Для детей с ОВР ощущение контроля похоже на то, что они тонут. Они будут бороться зубами и когтями, чтобы сохранить контроль, споря и категорически отказываясь подчиняться директивам авторитетной фигуры.
Мы можем проводить время как общество, осуждая этого ребенка и обсуждая, как ему следует себя вести. Или мы можем признать, что в нашем мире всегда были мятежники — те, кто пойдет по менее проторенной дороге, даже если это путь, полный ухабов и выбоин. И мы можем поддержать родителей этих людей в их собственном путешествии без вины и стыда.
Мы надеемся, что эта статья поможет тем родителям отказаться от некоторых приемов, которые должны работать, но не работают, и найти в себе силы сосредоточиться на том, что они может управлять .
«Пока мы пытаемся научить наших детей всему, что касается жизни,
Наши дети учат нас тому, что такое жизнь».
— Анжела Швиндт
Помощь ребенку с аутизмом в развитии
аутизм
Вы можете сделать многое, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) справиться с трудностями. Эти советы по воспитанию, методы лечения и услуги могут помочь.
Руководство для родителей по лечению и поддержке аутизма
Если вы недавно узнали, что у вашего ребенка есть или может быть расстройство аутистического спектра, вы, вероятно, задаетесь вопросом и беспокоитесь о том, что будет дальше. Ни один родитель никогда не готов услышать, что ребенок счастлив и здоров, а диагноз РАС может быть особенно пугающим. Вы можете не знать, как лучше всего помочь своему ребенку, или сбиты с толку противоречивыми рекомендациями по лечению. Или вам, возможно, сказали, что РАС — это неизлечимое пожизненное заболевание, и вы обеспокоены тем, что ничего из того, что вы делаете, не изменит ситуацию.
Хотя верно то, что РАС — это не то, из чего человек просто «вырастает», существует множество методов лечения, которые могут помочь детям приобрести новые навыки и преодолеть широкий спектр проблем развития. От бесплатных государственных услуг до поведенческой терапии на дому и школьных программ, помощь доступна для удовлетворения особых потребностей вашего ребенка и помощи ему в обучении, росте и преуспевании в жизни.
Когда вы ухаживаете за аутичным ребенком, важно также позаботиться о себе. Эмоциональная сила позволяет вам быть лучшим родителем для нуждающегося ребенка. Эти советы по воспитанию могут помочь облегчить жизнь с аутичным ребенком.
Не ждите постановки диагноза
Как родитель ребенка с РАС или связанными с ним задержками развития, лучшее, что вы можете сделать, это начать лечение прямо сейчас. Обратитесь за помощью, как только заподозрите что-то неладное. Не ждите, чтобы увидеть, догонит ли ваш ребенок позже или перерастет проблему. Даже не ждите официального диагноза. Чем раньше детям с расстройствами аутистического спектра будет оказана помощь, тем больше у них шансов на успешное лечение. Раннее вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие вашего ребенка и уменьшить симптомы аутизма на протяжении всей жизни.
[Читать: Есть ли у моего ребенка аутизм?]
Если у вашего ребенка аутизм
Узнайте об аутизме. Чем больше вы знаете о расстройствах аутистического спектра, тем лучше вы будете готовы принимать обоснованные решения за своего ребенка. Узнайте о вариантах лечения, задавайте вопросы и участвуйте во всех решениях о лечении.
Станьте экспертом по своему ребенку. Выясните, что вызывает у вашего ребенка вызывающее или разрушительное поведение, а что вызывает положительную реакцию. Что ваш ребенок находит стрессовым или пугающим? Успокаивающий? Неудобный? Приятным? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете лучше справляться с проблемами и предотвращать или изменять ситуации, вызывающие трудности.
Примите своего ребенка, его причуды и все такое. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, чем ваш аутичный ребенок отличается от других детей и чего ему «не хватает», практикуйте принятие. Наслаждайтесь особыми причудами вашего ребенка, празднуйте маленькие успехи и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими. Чувство безусловной любви и принятия поможет вашему ребенку больше всего на свете.
Не сдавайся. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Не делайте поспешных выводов о том, какой будет жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.
Помощь вашему ребенку с аутизмом в развитии Совет 1: Обеспечьте порядок и безопасность
Узнайте все, что вы можете об аутизме, и примите участие в лечении, и это будет иметь большое значение для помощи вашему ребенку. Кроме того, следующие советы облегчат повседневную домашнюю жизнь как вам, так и вашему ребенку с РАС:
Будьте последовательны. Детям с РАС трудно применить то, чему они научились в одной обстановке (например, в кабинете терапевта или в школе), в других, в том числе дома. Например, ваш ребенок может использовать язык жестов в школе для общения, но никогда не думает делать это дома. Создание постоянства в среде вашего ребенка — лучший способ закрепить обучение. Узнайте, что делают терапевты вашего ребенка, и продолжайте применять их методы дома. Изучите возможность проведения терапии более чем в одном месте, чтобы побудить вашего ребенка перенести то, чему он научился из одной среды, в другую. Также важно быть последовательным в том, как вы взаимодействуете со своим ребенком и справляетесь с трудным поведением.
Придерживайтесь расписания. Дети, страдающие аутизмом, как правило, лучше всего справляются со своей задачей, когда у них четко структурированный график или распорядок дня. Опять же, это восходит к последовательности, в которой они оба нуждаются и жаждут. Составьте расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна. Постарайтесь свести нарушения этой рутины к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, подготовьте ребенка к ним заранее.
Поощряйте хорошее поведение. Положительное подкрепление может иметь большое значение для детей с РАС, поэтому приложите усилия, чтобы «застать их за чем-то хорошим». Хвалите их, когда они ведут себя правильно или осваивают новый навык, очень конкретно указывая, за какое поведение их хвалят. Также поищите другие способы вознаградить их за хорошее поведение, например, подарите им наклейку или дайте поиграть с любимой игрушкой.
Создайте домашнюю зону безопасности. Выделите у себя дома личное пространство, где ваш ребенок сможет расслабиться, почувствовать себя в безопасности. Это будет включать в себя организацию и установление границ способами, понятными вашему ребенку. Могут быть полезны визуальные подсказки (цветная лента, обозначающая запретные зоны, маркировка предметов в доме картинками). Вам также может понадобиться обеспечить безопасность дома, особенно если ваш ребенок склонен к истерикам или другим видам самоповреждающего поведения.
Совет 2. Найдите невербальные способы связи
Общение с аутичным ребенком может быть сложной задачей, но вам не нужно разговаривать или даже прикасаться, чтобы общаться и общаться. Вы общаетесь тем, как смотрите на ребенка, тоном голоса, языком тела и, возможно, тем, как вы прикасаетесь к ребенку. Ваш ребенок также общается с вами, даже если он или она никогда не говорит. Вам просто нужно выучить язык.
Ищите невербальные сигналы. Если вы наблюдательны и осведомлены, вы можете научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Обратите внимание на звуки, которые они издают, выражение их лиц и жесты, которые они используют, когда устали, проголодались или чего-то хотят.
Выясните мотивы истерики. Вполне естественно расстраиваться, когда вас неправильно понимают или игнорируют, и дети с РАС ничем не отличаются. Когда дети с РАС капризничают, часто это происходит потому, что вы не улавливаете их невербальные сигналы. Истерика — это их способ сообщить о своем разочаровании и привлечь ваше внимание.
[Читайте: проблемы с поведением при аутизме]
Найдите время для развлечения. Ребенок, справившийся с РАС, остается ребенком. И для аутичных детей, и для их родителей жизнь должна быть чем-то большим, чем терапия. Запланируйте игровое время, когда ваш ребенок наиболее внимателен и бодрствует. Найдите способы весело провести время вместе, думая о вещах, которые заставляют вашего ребенка улыбаться, смеяться и выходить из своей скорлупы. Вашему ребенку, скорее всего, больше всего понравятся эти занятия, если они не кажутся терапевтическими или образовательными. Вы получаете огромное удовольствие от общества вашего ребенка и от того, что ваш ребенок получает удовольствие от того, что проводит с вами время без давления. Игра является неотъемлемой частью обучения для всех детей и не должна восприниматься как работа.
Обратите внимание на сенсорную чувствительность вашего ребенка. Многие дети с РАС гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые дети с аутизмом «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Выясните, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение вашего ребенка, а что вызывает положительную реакцию. Что вызывает у вашего ребенка стресс? Успокаивающий? Неудобный? Приятным? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете лучше справляться с проблемами, предотвращать ситуации, вызывающие трудности, и создавать успешный опыт.
Совет 3. Составьте индивидуальный план лечения аутизма
При наличии такого большого количества различных методов лечения может быть сложно определить, какой подход подходит именно вашему ребенку. Все усложняет то, что вы можете услышать разные или даже противоречивые рекомендации от родителей, учителей и врачей.
При составлении плана лечения для вашего ребенка помните, что не существует единственного метода лечения, подходящего для всех. Каждый человек в спектре аутизма уникален, со своими сильными и слабыми сторонами.
Лечение вашего ребенка должно быть адаптировано к его индивидуальным потребностям. Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому вам решать, удовлетворяются ли его потребности. Вы можете сделать это, задав себе следующие вопросы:
Каковы сильные стороны моего ребенка и его слабые стороны?
Какое поведение вызывает больше всего проблем? Каких важных навыков не хватает моему ребенку?
Как мой ребенок учится лучше всего – через зрение, слушание или действие?
Что нравится моему ребенку – и как эти занятия можно использовать для лечения и поддержки обучения?
Наконец, имейте в виду, что независимо от того, какой план лечения выбран, ваше участие жизненно важно для успеха. Вы можете помочь своему ребенку получить максимальную отдачу от лечения, работая рука об руку с лечащей бригадой и продолжая терапию дома. (Вот почему ваше благополучие так важно!)
Хороший план лечения:
- Будет основываться на интересах вашего ребенка.
- Предложите предсказуемый график.
- Обучение задачам в виде серии простых шагов.
- Активно привлекайте внимание ребенка к четко структурированным занятиям.
- Регулярно поощряйте поведение.
- Привлеките родителей.
Выбор лечения аутизма
Существует множество различных вариантов и подходов к лечению РАС, включая поведенческую терапию, логопедическую терапию, физиотерапию, трудотерапию и диетотерапию.
Хотя вам не нужно ограничивать ребенка только одним лечением за раз, маловероятно, что вы сможете лечить все сразу. Вместо этого начните с сосредоточения внимания на наиболее серьезных симптомах и неотложных потребностях вашего ребенка.
[Читайте: лечение аутизма, терапия и вмешательство]
Совет 4: Найдите помощь и поддержку
Уход за ребенком с аутизмом может потребовать много энергии и времени. Могут быть дни, когда вы чувствуете себя подавленным, напряженным или обескураженным. Быть родителем всегда нелегко, а воспитание ребенка с особыми потребностями еще сложнее. Чтобы быть лучшим родителем, которым вы можете быть, важно, чтобы вы заботились о себе.
Не пытайтесь делать все самостоятельно. Вы не должны! Есть много мест, куда семьи детей с РАС могут обратиться за советом, помощью, защитой интересов и поддержкой:
Группы поддержки РАС . Присоединение к группе поддержки РАС — отличный способ познакомиться с другими семьями, имеющими такие же проблемы. вызовы вы. Родители могут делиться информацией, получать советы и опираться друг на друга для эмоциональной поддержки. Просто быть рядом с другими людьми в одной лодке и делиться их опытом может иметь большое значение для уменьшения изоляции, которую испытывают многие родители после того, как ребенку поставили диагноз.
Временный уход – Каждому родителю время от времени нужен перерыв. И для родителей, справляющихся с дополнительным стрессом РАС, это особенно верно. При временном уходе другой опекун временно берет на себя обязанности, давая вам перерыв на несколько часов, дней или даже недель.
[Читайте: Временный уход]
Индивидуальное, супружеское или семейное консультирование . Если вас беспокоят стресс, тревога или депрессия, вы можете обратиться к собственному психотерапевту. Терапия — это безопасное место, где вы можете честно говорить обо всем, что вы чувствуете — о хорошем, плохом и ужасном. Супружеская или семейная терапия также может помочь вам решить проблемы, которые трудности жизни с аутичным ребенком вызывают в ваших супружеских отношениях или с другими членами семьи.
Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Teen Counseling — это онлайн-терапевтическая служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.
ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%
Бесплатные государственные услуги США для детей с аутизмом
В соответствии с федеральным законом США, известным как Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), дети с ограниченными возможностями, включая детей с РАС, имеют право на ряд бесплатных или недорогих услуг. В соответствии с этим положением нуждающиеся дети и их семьи могут получать медицинские осмотры, психологические услуги, логопедическую помощь, физиотерапию, консультирование и обучение родителей, вспомогательные технические устройства и другие специализированные услуги.
Детям в возрасте до 10 лет не требуется диагноз аутизма для получения бесплатных услуг в рамках IDEA. Если у них наблюдается задержка развития (включая задержки в общении или социальном развитии), они автоматически имеют право на получение услуг раннего вмешательства и специального обучения.
Услуги раннего вмешательства (от рождения до двух лет)
Младенцы и дети младше двух лет получают помощь в рамках программы раннего вмешательства. Чтобы получить право, ваш ребенок должен сначала пройти бесплатную оценку. Если оценка выявит проблему развития, вы будете работать с поставщиками услуг раннего вмешательства для разработки Индивидуального плана обслуживания семьи (IFSP). В IFSP описываются потребности вашего ребенка и конкретные услуги, которые он или она будет получать.
Для аутизма IFSP будет включать в себя различные поведенческие, физические, речевые и игровые терапии. Он будет сосредоточен на подготовке аутичных детей к возможному переходу в школу. Услуги раннего вмешательства обычно предоставляются на дому или в детском саду.
Чтобы найти местные службы раннего вмешательства для вашего ребенка, попросите направление у педиатра или воспользуйтесь ресурсами, перечисленными в разделе «Дополнительная помощь» в конце статьи.
Услуги специального образования (от трех лет и старше)
Дети старше трех лет получают помощь в рамках школьных программ. Как и в случае раннего вмешательства, услуги специального образования разрабатываются с учетом индивидуальных потребностей вашего ребенка. Аутичных детей часто помещают с другими детьми с задержкой развития в небольшие группы, где они могут получить больше индивидуального внимания и специализированного обучения. Однако, в зависимости от своих способностей, они также могут проводить хотя бы часть учебного дня в обычном классе. Цель состоит в том, чтобы поместить детей в «наименее ограничивающую среду», где они все еще могут учиться.
Если вы хотите воспользоваться услугами специального образования, ваша местная школьная система сначала должна оценить вашего ребенка. На основе этой оценки будет составлен Индивидуальный план обучения (IEP). В IEP излагаются образовательные цели вашего ребенка на учебный год. Кроме того, в нем описываются специальные услуги или поддержка, которые школа предоставит вашему ребенку для достижения этих целей.
Знайте права своего ребенка
Как родитель ребенка с РАС вы имеете законное право:
- Принимать участие в разработке IEP вашего ребенка от начала до конца
- Не соглашаться с рекомендациями школьной системы Команда IEP
- Запросите встречу IEP в любое время, если вы считаете, что потребности вашего ребенка не удовлетворяются
- Бесплатное или недорогое юридическое представительство, если вы не можете прийти к соглашению со школой
Уход за ребенком с аутизмом, если у вас аутизм
Исследования показывают, что аутизм имеет генетический компонент. Тем не менее, многие родители узнают, что они аутисты, только когда они исследуют и получают формальный диагноз для своего ребенка. Если вы аутист, вы можете столкнуться с уникальными проблемами, когда дело доходит до воспитания детей, которые также являются нейроотличными. Вот несколько советов, которые могут помочь:
Не скрывайте свою личность. Позвольте вашему ребенку узнать вас настоящего. Если у вас есть определенные причуды, такие как повторяющееся поведение или необычные движения тела, не чувствуйте себя обязанным маскировать их перед ребенком. Оставаясь самим собой, вы поощряете своего аутичного ребенка быть самим собой рядом с вами и создаете возможность сблизиться благодаря вашему сходству. Вы также можете поговорить с ребенком о том, как нейротипичные люди могут реагировать на ваше поведение и как справляться с негативными реакциями. Стремитесь предложить тип руководства, которое вы могли бы использовать, когда были молоды.
Не забывайте заботиться о себе. Уход за ребенком может быть сложной задачей, если вы боретесь с сенсорными потребностями или вам требуется строго структурированный образ жизни. Например, если вы чувствительны к звукам, плач ребенка может быть постоянным источником стресса и дискомфорта. Внезапные истерики ребенка могут помешать вам придерживаться постоянного графика, вызывая еще большее разочарование. Чтобы сохранить собственное чувство благополучия, важно выработать привычки справляться со стрессом, которые помогают снизить уровень стресса в подобных ситуациях.
[Читайте: Аутизм у взрослых: распознавание признаков, жизнь с диагнозом]
Если определенные задачи кажутся непосильными, обратитесь за поддержкой к другим людям. Например, если общение с врачами и учителями вызывает затруднения, наставник по воспитанию или другие родители с аутизмом могут помочь вам найти решения.
Развивайте свои сильные стороны. У каждого есть свои сильные стороны, и вы не исключение. Подумайте, как ваши навыки и таланты могут помочь вам создать поддерживающую семью для вашего ребенка. Вы преуспеваете в визуальном мышлении или дизайне? Создавайте обучающие плакаты для своего ребенка. Умеете ли вы долго концентрироваться? Используйте этот фокус для исследования и изучения методов воспитания и стратегий преодоления трудностей. Вы хорошо решаете проблемы? Используйте свой творческий потенциал и нестандартное мышление, чтобы преодолевать трудности по дому.
Будьте терпеливы к себе и своему ребенку. Будьте готовы признать, что у вас обоих есть достаточно времени, чтобы расти и учиться. Вы можете столкнуться с некоторыми неудачами. Возможно, вы выходите из себя и стыдитесь своей реакции. Или, может быть, вашему ребенку трудно найти общий язык со сверстниками, когда они идут в школу. Примите решение учиться на неудачном опыте и находить решения, даже если вам придется сделать несколько попыток. Когда один из вас добился прогресса, не забудьте признать этот рост. Похвалите ребенка и отметьте свои личные успехи.
Авторы: Авторы: Мелинда Смит, магистр искусств, Джин Сигал, доктор философии, и Тед Хатман, доктор философии.
Тед Хатман, доктор философии. является доцентом клинической психиатрии в Медицинской школе Дэвида Геффена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и лицензированным клиническим психологом, практикующим в Санта-Монике, Калифорния.
- Ссылки
Нарушения развития нервной системы. (2013). В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам . Американская психиатрическая ассоциация. https://doi.org/10.1176/appi.books.97808
787.x01_Neurodevelopmental_Disorders
Расстройство аутистического спектра: MedlinePlus Genetics . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://medlineplus.gov/genetics/condition/autism-spectrum-disorder/
Аутичные дети могут наследовать мутации ДНК от своих отцов | Наука | АААС . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://www.science.org/content/article/autistic-children-may-inherit-dna-mutations-their-fathers
Пять советов для аутичных родителей от этого аутичного родителя — The Сеть Аспергера/Аутизма (AANE) . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://www.aane.org/five-tips-for-autistic-parents-from-this-autistic-parent/
Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (ACT) . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://www.apa.org/advocacy/education/idea
Закон об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA) Services | CDC . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://www.cdc.gov/ncbddd/cp/treatment.html
Сенсорные различия — руководство для всех аудиторий . (н.д.). Получено 16 июня 2022 г. с https://www.autism.org.uk/advice-and-guidance/topics/sensory-differences/sensory-differences/all-audiences
Революция аутизма — Все тело стратегии для того, чтобы сделать жизнь максимально возможной (Harvard Health Books)
Жизнь с аутизмом – включая то, как справиться со стрессом в семье, сделать дом безопасным и решать проблемы братьев и сестер. (Американское общество аутизма)
Жизненное путешествие через аутизм: Руководство для родителей по исследованиям (PDF) – Руководство по выбору лечения для ваших детей. (Организация исследований аутизма)
Руководство для родителей по IDEA — Руководство по Закону об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA) в США (Национальный центр проблем с обучаемостью)
Индивидуальные планы обучения (IEP) — Узнайте все об IEP в США для детей с аутизмом и другими вопросы развития. (KidsHealth)
Как лечится аутизм? — Терапия и лечение. (Autism Speaks)
Горячие линии и поддержка
В США : позвоните в Национальную горячую линию Общества аутизма по телефону 1-800-328-8476.
Великобритания : Позвоните в службу помощи детям с аутизмом в Великобритании по телефону 01344 882248 или обратитесь за помощью и поддержкой в Национальное общество аутистов.
Австралия : Позвоните в службу поддержки раннего вмешательства в Перте по телефону 1800 778 581 или получите поддержку для вашего ребенка от NDIS.