Содержание

МБДОУ детский сад «Земляничка» п. Саган-Нур

Подробности

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.

Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:

умение пользоваться ложкой;

умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;

способность одеваться и снимать одежду;

умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.

Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:

просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;

вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;

выполнять воспитательские просьбы и указания;

понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;

немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Как помочь ребёнку?

Таким образом, дети должны усвоить множество сложных для них вещей, перед тем как освоиться в детском саду. Не всегда ребенок с лёгкостью осваивает все навыки, поэтому родителям нужно помочь ему справиться с различными проблемами и научить многим полезным умениям.

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.

Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.

Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

2. Совершенствуем навыки гигиены

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:

поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;

превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;

не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.

Ребёнок, поступающий в дошкольное учреждение, должен уметь пользоваться горшком или унитазом. Нужно научить его снимать штаны или трусики, усаживаться на горшок, вытирать попу бумагой. К трём годам вы должны забыть о подгузниках, даже при длительных прогулках.

3. Учим малыша кушать самостоятельно

Как научить ребенка есть ложкой? Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.

Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.

Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.

У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.

Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.

Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

4. Закрепляем умения в игровой деятельности

Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

Собираясь на улицу, читайте малышу простые стишки, которые повторяют каждый этап сборов. Пусть ребенок с радостью выполняет сложные задачи, это хорошо помогает в развитии самостоятельности.

Кто сказал, что мытьё рук – скучнейшее занятия? Веселые потешки должны стимулировать ребенка закатывать рукава, намыливать ручки, вытирать их после водной процедуры полотенцем. А в финале можно похлопать, продемонстрировав качество умывания.

Повторить и закрепить навыки вы можете в ходе сюжетно-ролевой игры. Погуляв с куклой, малыш должен вымыть ей ручки. За «обедом» кукла должна кушать ложкой и вытирать ротик салфеткой. Укладывая пупса спать, малыш раздевает и снимает с него одежду, а после «сна» одевает и отправляется на улицу.

Все эти манипуляции невозможны без достаточного уровня развития тонкой моторики пальцев. Можно приобрести готовые ручные тренажёры, а можно и сделать из подручных материалов. К отрезу плотного материала просто пришейте различные застёжки (пуговки, молнии, липучки и кнопки). Расстёгивая и застёгивая, ребёнок тренирует пальцы и память, фиксируя в голове очерёдность действия.

Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.

Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.

Что должен уметь ребёнок 3–4 лет

Методические разработки

Капчигашева Надежда Владимировна

«Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»

Физическое развитие

  1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  1. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .
  1. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).
  1. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
  1. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.
  1. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.
  1. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  1. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
  1. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.
  1. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие

  1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  1. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
  1. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  1. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
  1. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.
  1. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность

  1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
  1. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
  1. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
  1. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Формирование элементарных математических представлений

  1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  1. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.
  1. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
  1. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.
  1. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.
  1. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).
  1. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях

  1. Ребенок называет свой город (поселок).
  1. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
  1. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  1. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда

  1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
  1. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Социально-игровая деятельность

  1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
  1. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
  1. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
  1. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
  1. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
  1. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.
  1. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения

  1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
  1. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
  1. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность

  1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.
  1. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).
  1. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.
  1. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
  1. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность

Рисование.

  1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.
  1. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  1. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

  1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.
  1. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

  1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
  1. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
  1. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.

Программа кружка «Маленькие исследователи»

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Об авторе

Капчигашева Надежда Владимировна

стаж работы в ДОУ 5 лет

Новые записи автора

Все записи автора

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект занятия во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Консультация для родителей в детском саду :»Воспитываем бережливость»

Малыши и самоконтроль: руководство по выживанию для родителей

На самом деле дети не развивают этот вид самоконтроля до 3,5–4 лет, и даже тогда им все еще нужна помощь в управлении своими эмоциями и импульсами. Вы эксперт по своему ребенку. У нас есть специалисты по развитию детей. Мы в этом вместе. #ParentForward

 

Поднятие пульта после того, как вы сказали ребенку не трогать его пять раз в течение 10 минут. Шлепнуть друга, снявшего последний поезд со стола в детском саду, — сразу после того, как она согласилась с вами, что «руки не для того, чтобы бить». без взрослого. Это типичные детские моменты, которые сводятся к одному: самоконтролю и его отсутствию.

Почему маленькие дети так плохо владеют собой? Часть мозга, отвечающая за контроль над эмоциональной, импульсивной частью мозга, у детей до 3 лет развита недостаточно хорошо. Вот почему малыши гораздо чаще действуют в соответствии со своими желаниями, например, выдергивают игрушку из руку друга, вместо того, чтобы сказать себе: «Я очень хочу эту игрушку, но брать ее неправильно, поэтому я пойду найду себе другую игрушку».

На самом деле, национальный опрос родителей Tuning In, ZERO TO THREE показал, что ожидания родителей от своих малышей часто превосходят то, что малыши на самом деле способны делать, когда дело доходит до самоконтроля. Когда родителей спросили, в каком возрасте у детей появляется способность сопротивляться тому, что родители запретили:

  • 56 процентов родителей заявили, что дети могут это делать до трехлетнего возраста (включая 18 процентов родителей, которые считали, что дети обладают этой способностью к шестимесячному возрасту)
  • 44 процента родителей сказали, что дети могут делать это в возрасте трех лет и старше

На самом деле дети не развивают этот вид самоконтроля до 3,5-4 лет, и даже тогда им все еще нужна помощь в управлении своими эмоциями и импульсами.

Неудивительно, что у многих родителей есть «разрыв в ожиданиях», особенно с таким количеством двухлетних детей, которые так много говорят и способны повторять многие правила, изложенные родителями. Это может быть очень запутанным. Но способность повторять правило или ожидание — это не то же самое, что способность следовать ему.

Жизнь с малышкой будет (будем надеяться) гораздо менее раздражающей, если ваши ожидания от нее будут соответствовать ее способностям. Может быть облегчением узнать, что ваш ребенок ведет себя как его возраст; что ему нужна помощь, чтобы научиться справляться со своими импульсами, и что он не «плохо себя ведет» и не пытается целенаправленно свести вас с ума, как бы вам это ни казалось. Вот несколько идей, как развивать самоконтроль:

1. Признайте, что быть малышом нелегко.

Есть очень много вещей, которые нужно делать малышам, но которые они не хотят делать, например, садиться в автокресло, прекращать игру, чтобы вздремнуть, когда они НЕ устали, или делиться своими сокровищами. Дайте ребенку понять, что вы понимаете: «Ты очень разочарован, что мы не можем сегодня пойти на детскую площадку». «Ты злишься, что я не разрешаю тебе есть мороженое перед ужином. Я полностью это понимаю». «Ты так расстроен этим поездом — так трудно заставить его оставаться на рельсах». Предоставление вашему ребенку слов для описания его чувств — это первый шаг к тому, чтобы помочь ему управлять своими эмоциями и развить самоконтроль.

2. Играйте в игры, требующие импульсивного контроля.

Раскрасьте одну сторону бумажной тарелки в красный цвет, а другую в зеленый и поиграйте в игры «стоп-энд-гоу». Например, когда вы играете на улице, ваш ребенок бежит к вам, пока вы не повесите красный знак. Затем она снова бежит, когда знак зеленый. Сыграйте «танец заморозки» под музыку. Когда звучит музыка, ваш ребенок танцует; когда вы остановите его, она должна замереть. Читайте книги о детях, которые злятся или устраивают истерики, и говорите о том, как справляться с этими сильными чувствами. Используйте воображаемую игру вашего ребенка как возможность научить его самоконтролю. Когда плюшевая игрушка действительно разозлится или сделает что-то не так, решите задачу, как «мистер. Медведь мог бы справиться с проблемой, с которой он столкнулся.

3. Составьте план того, как помочь ребенку справиться с особенно трудными для него переживаниями.

Некоторым малышам трудно переносить переходы, в то время как другим тяжело на вечеринках по случаю дня рождения или приспосабливаться к опыту большой компании. Подумайте о том, какие ситуации чаще всего вызывают у вашего ребенка проблемное поведение. Внесение небольших изменений в семейный распорядок (например, переосмысление того, как отвести малыша в магазин игрушек после плохого ночного сна) может помочь уменьшить вызывающее поведение, с большим количеством «да» и меньшим количеством «нет».

4. Установите соответствующие ограничения с естественными последствиями.

Даже если ваш ребенок еще не может следовать правилу, все равно важно установить ожидания. Ключ в том, чтобы использовать обучающий и направляющий подход с четкими и естественными последствиями. Сохраняйте спокойствие и объясните правило («Нельзя бросать игрушки. Если вы бросите грузовик, мне придется убрать его на 5 минут»). Если ваш ребенок испытывает предел, которого и следовало ожидать, спокойно реализуйте последствие. Благодаря таким ежедневным взаимодействиям дети развивают мозговые связи, необходимые им для овладения навыком самоконтроля.

5. Измерьте себе температуру.

Как родитель вы обладаете большой властью. Ваш ребенок подражает вам, когда дело доходит до управления эмоциями. Научиться управлять своими чувствами и понимать их, а также получать помощь, когда она вам нужна (а мы все нуждаемся в ней), — это лучший способ помочь вашему ребенку развить самоконтроль. Вдумчивое реагирование, а не реакция, – это один из важных способов, которым родители могут повлиять на то, как их маленькие дети учатся и растут.

10 советов, которые помогут детям следовать указаниям

Некоторые дети с особенностями в обучении и мышлении с трудом следуют указаниям. Вот 10 идей, как помочь вашему ребенку стать лучше.

1. Попросите вашего ребенка обратить на него внимание.

Указание указаний, когда ваш ребенок не сосредоточен на вас, может привести к неудаче для вас обоих. Привлеките внимание ребенка, сказав: «Посмотрите на меня, пожалуйста. Мне нужно, чтобы ты сейчас выслушал». Некоторым детям трудно с невербальными аспектами языка. Попросите ребенка смотреть на вас, а не смотреть вам в глаза, и это учитывается. Вы можете облегчить себе задачу, переместившись в поле зрения вашего ребенка.

2. Минимизируйте отвлекающие факторы.

Получив внимание ребенка, вы хотите сохранить его. Детям может быть трудно слышать и следовать указаниям, когда они играют в видеоигры или когда телевизор включен в фоновом режиме. Сведите к минимуму любые отвлекающие факторы, прежде чем давать указания. Выключить телевизор. Попросите ребенка отложить игру или книгу. Убедитесь, что ваш ребенок смотрит на вас.

Вы можете моделировать такое поведение, уделяя ребенку все свое внимание, когда дает инструкции. Это также покажет вашему ребенку, что то, что вы говорите, важно.

3. Говорите тихо.

Может возникнуть соблазн говорить громче или перекрикивать ребенка, когда вам нужно что-то сказать или сделать. Но вы можете лучше привлечь внимание ребенка, если будете говорить тише. Дайте указания спокойным, ровным тоном. Детям может быть легче сосредоточиться на сути того, что вы хотите сказать, когда им не нужно также обрабатывать тон и громкость.

4. Используйте «время ожидания».

Учителя часто используют «время ожидания». Так же как и развивающие телешоу для детей. «Время ожидания» — это трех-семисекундная пауза после того, как вы что-то сказали или задали вопрос. Исследования показывают, что дети лучше воспринимают то, что вы хотите им сказать — и реагируют на них соответствующим образом — когда они позволяют им вникнуть в суть.

Ваш ребенок может по-прежнему не следовать указаниям или не отвечать на ваш вопрос после этой паузы. Если да, то можно повторить то, что вы сказали.

5. Проверить понимание.

Проверка понимания идет рука об руку с предоставлением вашему ребенку «времени ожидания». Попросите ребенка повторить вам ваши указания. Также полезно попросить детей объяснить ваши указания своими словами. Это дает им возможность задавать вопросы. Это также дает вам возможность уточнить, что вы сказали, если ваш ребенок что-то неправильно понял.

6. Рассказывай, не спрашивай.

Многие родители формулируют указания в виде вопросов, например: «Не могли бы вы накрыть на стол, пожалуйста?» Дети могут думать, что у них есть выбор в отношении следования указаниям. Перефразируйте то, что вы сказали, чтобы вы говорили своему ребенку, что делать, а не просили: «Накройте на стол, пожалуйста».

7. Давайте инструкции по одной.

У детей младшего возраста с особенностями в обучении и мышлении могут возникнуть проблемы с выполнением последовательности шагов. Вы можете сказать: «Пожалуйста, накройте на стол, вымойте руки и скажите сестре, что пора есть». Однако ваш ребенок может застрять после того, как накроет на стол. Дайте указания по одному, когда это возможно.

Если вы не можете разбить указания на этапы, попробуйте сгруппировать их таким образом, чтобы это имело смысл. Например: «Пока вы моете руки наверху, пожалуйста, скажите сестре, что пора есть».

8. Пронумеруйте направления.

Помогите своему ребенку следовать многошаговым инструкциям, на самом деле пронумеровав их. Как правило, люди могут держать в себе до четырех вещей одновременно. Это легче сделать, когда вещи связаны или когда есть способ сделать их более запоминающимися.

Скажите что-то вроде «Есть три вещи, которые вам нужно сделать», или используйте такие слова, как сначала , затем , затем , затем и после . Это может помочь вашему ребенку запомнить все шаги — или, по крайней мере, помнить, что в инструкциях было больше.

9. Будьте точны в том, что вы говорите.

У детей, у которых есть проблемы с планированием, организацией или речью, могут возникнуть проблемы с расплывчатыми указаниями. Вы можете подумать, что ваш ребенок не следует указанию «Пожалуйста, иди убери свою комнату». Но иногда детям действительно трудно понять, с чего начать.

Будьте конкретны. Например, вы можете добиться лучших результатов, если разобьёте работу на более мелкие задачи: «Пожалуйста, уберите своё белье.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *