Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»

— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Основные причины гиперактивности

Часто гиперактивность — это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? 

1. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными. 

2. Воспользуйся такими советами:

— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. 

— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!

— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.

— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Возрастные специфические особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Возрастные особенности детей 3–4 лет: в детском саду

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх.

Возрастные особенности детей 3–4 летзаключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер.

Особенности развития

Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например посуда, одежда, мебель).

Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.

Задачи развития

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

  • освоение навыков личной гигиены;
  • воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
  • развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
  • обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
  • развитие способности к сопереживанию.

Педагогическая тактика

Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в помощи ребенку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений. Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду, протирают пыль, чистят зубы, моют руки.

Обязательно поощрение взрослого во время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность. Поэтому следует создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски, пластилин).

Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта ребенком. Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью малоизвестных предметов.

Знания и умения по ФГОС

Образовательный стандарт подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС)подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС)заключаются в том, что появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины.

Становление личностных качеств

Социально-личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. По программе «От рождения до школы» становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих.

Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком.

Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения. Возрастные особенности детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы»подразумевают индивидуальную оценку действий ребенка. Следует вызвать позитивный настрой детей, дать положительную оценку правильному поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных взаимоотношений с окружающим миром.

Игровая деятельность

В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребенок может во время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Но нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета на другой.

Возрастные особенности детей 3–4 летформируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире. Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой деятельности ребенка.

Консультация для родителей

Младшие дошкольники постепенно начинают отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по-своему. Дети начинают противиться контролю взрослого. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Как понять ребенка? Как научить его вежливости и доброжелательности?

Это возраст, когда дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит давить на ребенка, пытаться заставить его делать что-либо против воли. Так появится инфантильность, которую гораздо сложнее преодолеть.

Следует предоставить ребенку возможность выбора, поощрять его самостоятельность. Малыш должен понять правила взаимодействия с людьми, научиться договариваться с ними. Возрастной кризис является рубежом, который отделяет младенчество от детства – в этом заключаются основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна объяснить, как вести себя с ребенком во время его капризов, слез.

Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, пониманием стоит относиться к негативным проявлениям у своего малыша. Следует беречь чувства ребенка. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения.

Потребность в уважении, признании – основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна призывать к терпеливому сотрудничеству с ребенком. Важно дать понять малышу, что родители признают его самостоятельность, готовы общаться с ним наравне. Ребенок учитывает реакцию на его поведение, поступки. Необходимо хвалить малыша, показывая правильность его действий.

Возрастные особенности детей 3–4 лет: советы родителям

  1. Упрямство ребенка – желание высказать свое мнение. Недостаток словарного, чувственного запаса провоцирует капризы. Ребенок не всегда может объяснить свои переживания. Родителям стоит пояснить малышу, что он чувствует. Обязательно в разговоре, в ситуации учитывать мнение ребенка.
  2. Необходимо предоставлять выбор малышу. По какой дороге пойти, какую одежду надеть – такие простые задачи будут способствовать самостоятельности. Следует договориться с ребенком – когда он слушается родителей, а когда может что-либо выбрать сам.
  3. Бережно относиться к чувственным проявлениям ребенка – сопереживать его печали и горю. Учить говорить словами о том, что его расстроило. Дать название чувствам, эмоциям ребенка (горе, усталость, радость, злость, восхищение).

3-летних вех для речи | ТерапиВоркс

Раз, два, ТРИ!

В рамках нашей серии речевых и языковых вех мы выделили речевые вехи, которые вы можете ожидать от своего трехлетнего ребенка:

1. Разборчивость: какую часть речи вашего ребенка должен уметь слушатель. понять?

3-летний ребенок должен быть примерно на 75% понятен незнакомому слушателю. Это означает, что вы должны быть в состоянии понять около 75% того, что говорит ваш ребенок. Как их родитель, вы являетесь экспертом в интерпретации речи вашего собственного ребенка. Чтобы получить непредвзятую оценку разборчивости речи вашего ребенка, мы рекомендуем спросить бабушку или дедушку, учителя или друга: «Какую часть речи ____ вы понимаете?»

Если вы заметили, что ваш ребенок говорит быстро или кажется, что слова смешиваются, поработайте над скоростью речи вашего ребенка. Если ваш ребенок еще не понимает понятия «быстро» или «медленно», вы можете использовать животных для обучения этим понятиям. Например, расскажите о том, как быстро бегают гепарды и кролики, а медленно передвигаются черепахи и улитки. Моделирование более медленной речи может быть очень полезным для детей этого возраста. Кроме того, старайтесь не перебивать, чтобы дать ребенку достаточно времени для ответа.

Если ваш ребенок пропускает последний звук в произведениях (например, пи/свинья, хо/хот, фу/еда) или не использует следующие согласные звуки (м, р, б, т, д, н, ч, ш, k, g, f), пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в TherapyWorks за консультацией. Будем рады обсудить речь вашего ребенка и дать рекомендации для домашних занятий.

2. Ответы на вопросы: кто, что, где, почему

В возрасте трех лет дети учатся отвечать на все менее конкретные вопросы. К ним относятся вопросы «кто, где, почему» и «как». Визуальная поддержка, такая как картинки, может быть полезной для детей, когда они учатся отвечать на более сложные вопросы. Задавайте ребенку вопросы, пока вы читаете книжки с картинками. Если ваш ребенок затрудняется ответить на вопрос, дайте ему/ей два варианта ответа. Например, если вопрос звучит так: «Где вы покупаете еду?», вы намекаете им на следующие варианты: «В продуктовом магазине или в библиотеке?» Задавать сложные вопросы, подытоживая свой день, также является отличной идеей. Если вы делаете фотографии на свой телефон, вы можете использовать эти фотографии для дополнительной поддержки. Когда вы начнете работать над ответами на более сложные вопросы, обратите внимание на то, какие типы вопросов являются наиболее сложными для вашего ребенка. Может быть полезно работать над одним типом вопросов за раз.

3. Расширение предложений

Трехлетние дети общаются, используя предложения. В этом возрасте ребенок обычно использует около 1000 слов. Вы можете помочь своему ребенку развить навыки выразительной речи, добавив одно или два слова или словосочетания к тому, что он говорит. Например, если ваш ребенок говорит «грузовик», вы можете смоделировать: «Да! Это грузовик. Это большой красный грузовик. Грамматические навыки детей резко улучшаются в возрасте трех лет. Вот некоторые вехи грамматики, которые вы можете ожидать до 4-го дня рождения вашего ребенка:

 

 

  1. -ing в настоящем времени (т.е. идти)
  2. in и on употребляются в повседневной речи
  3. множественное число -s
  4. неправильные глаголы прошедшего времени (т.е. притяжательный -s (т. е. маминая обувь)

Если ваш ребенок еще не применяет эти правила грамматики, их моделирование в собственной речи может быть очень полезным. Например, при обучении множественному числу -s, преувеличению звука «с» в конце слова. Дети естественным образом усваивают правила грамматики, участвуя в простых разговорах с другими. Просто поговорив с ребенком и дав ему время ответить, вы положительно повлияете на его способность выражать свои мысли и идеи миру.

4. Рецептивная речь

Вы можете улучшить навыки рецептивной речи вашего ребенка или его способность понимать устную речь других, играя в игры, в которых нужно следовать указаниям. Старайтесь включать новые концепции, когда это возможно. Например, вы можете попробовать добавить пространственные понятия, такие как «между» или «рядом с». Вы также можете продолжать улучшать рецептивную речь вашего ребенка, читая новые книги на разные темы. Если у вашего ребенка есть любимая книга, чтение одной и той же книги снова и снова не проблема. Тем не менее, старайтесь добавлять новые книги, когда это возможно, чтобы познакомить вашего ребенка с новыми словами! Вы можете попробовать читать одну новую книгу и одну старую книгу перед сном. Упражнения, связанные с последовательностью, также отлично подходят для развития рецептивной речи.

5. Социальный язык

Развивайте навыки общения на языке, назначая даты игр или посещая парк или общественную игровую площадку. Поскольку большинство трехлетних детей участвуют в ассоциативной игре, вы можете найти игрушки, которые есть у обоих детей, и предложить им играть с ними одновременно. Возможно, каждый ребенок принесет свои деревянные кубики, лего или пластилин. Помните, ассоциативная игра означает, что дети играют в одну и ту же игру, но они не работают вместе и не связаны друг с другом. Ребенок может быть заинтересован в общении с другим ребенком, но все же нуждается в небольшой помощи. Вы можете побуждать ребенка к взаимодействию, комментируя и задавая вопросы («Вы видели, что ___ играет с кубиками? Вы можете спросить, не хочет ли он построить с вами башню».)   

Если у вас есть какие-либо конкретные вопросы о вехах вашего ребенка в возрасте трех лет (или о чем-то еще), обращайтесь в TherapyWorks.

Share This Post

 Вы заинтересованы в услугах для вашего ребенка? Компания TherapyWorks, основанная Мишель Ворт и Эрин Воллмер, предлагает речевую, профессиональную и физическую терапию на дому и с помощью телетерапии.

Похожие сообщения

Развитие рецептивной речи у детей 0-5 лет

You are here

Домашняя страница

Развитие рецептивной речи у детей в возрасте 0–5 лет

Рута Россет, логопед

По мере развития дети учатся слушать и понимать речь. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках рецептивной речи, которые дети обычно приобретают на ключевых этапах своего развития.

Рождение

Изучение языка начинается с рождения. Даже новорожденные распознают звуки, которые окружают их. Они прислушиваются к речи близких им людей и вздрагивают или плачут, если раздается неожиданный шум. Громкие звуки будят их, и они замирают в ответ на новые звуки.

0–3 месяца

Младенцы учатся поворачиваться к вам, когда вы говорите, и улыбаться, когда слышат ваш голос. На самом деле, они, похоже, узнают ваш знакомый голос и затихнут, если заплачут. Крошечные дети в возрасте до трех месяцев также прекращают свою активность и внимательно слушают звук незнакомого голоса. Они часто реагируют на утешительные тона, независимо от того, знаком этот голос или нет.

4–6 месяцев

Младенцы начинают реагировать на слово «нет». Они также реагируют на изменения тона вашего голоса и на другие звуки, кроме речи. Например, они могут быть очарованы игрушками и другими предметами, которые издают звуки, могут наслаждаться музыкой и ритмом и с интересом или опасением искать источник всевозможных новых звуков, таких как шум пылесоса или собачий лай.

7-12 месяцев

Период от 7 до 12 месяцев захватывающий и веселый, так как теперь ребенок явно слушает, когда к нему обращаются, оборачивается и смотрит вам в лицо, когда его зовут по имени, и открывает для себя забавные игры, такие как «подглядывание». -а-бу» и «пирожок».

Именно в этот период вы понимаете, что он узнает названия знакомых предметов («папа», «машина», «глаза», «телефон») и начинает реагировать на просьбы («отдай бабушке») и вопросы («больше сока?»).

1-2 года

Теперь ваш ребенок показывает на картинки в книге, когда вы их называете, и может указать на несколько частей тела, когда его спросят (нос, глаза, животик).

Он также может выполнять простые команды («толкай машину», «не трогай, жарко») и понимает простые вопросы («где кролик?», «что в коробке?»).

Ваш малыш теперь любит слушать простые истории и получает удовольствие, когда вы поете песенки или произносите стишки. Это этап, на котором он/она захочет, чтобы одна и та же история, стишок или игра повторялись много раз.

2-3 года

К настоящему времени ваш малыш будет понимать двухэтапные команды («Возьми носки и положи их в корзину») и понятия или значения, такие как «горячо/холодно», «стоп/иди», «вход/выход», и красиво / противно. Он/она замечает звуки, похожие на звонок телефона или дверного звонка, и может показать пальцем или заволноваться, заставить вас ответить или попытаться сделать это самостоятельно.

3-4 года

Ваш трех- или четырехлетний ребенок понимает простые вопросы «Кто, что и где?» вопросы и может слышать вас, когда вы звоните из другой комнаты. В этом возрасте могут проявиться проблемы со слухом. Если ваш ребенок не отвечает, кажется, что он часто неправильно понимает, или у вас есть какие-либо сомнения, поговорите со своим врачом о проверке слуха для вашего ребенка.

4-5 лет

Дети этого возраста любят истории и могут ответить на простые вопросы о них. Он/она слышит и понимает почти все, что говорят (в пределах разумного) дома, в школе или в детском саду.

Это общие нормы развития речи. Возрасты и этапы могут пересекаться, и один ребенок может быть быстрее или медленнее, чем другой в своем развитии общения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *