Комплекс занятий с неговорящими детьми 3-7 лет

Комплекс
занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в
развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

 

Предусматривает:

1.                    
Развитие активной речи до уровня
звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов
семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним
и диким животным, к транспортным средствам;

2.                    
Различение парных картинок, отличающихся
по внешним признакам,

3.                    
Различение картинок животных, птиц и их
детенышей, Понимание действий и признаков предметов;

4.                    
Различение цвета, формы и величины
предметов;

5.                    
Выделение одной игрушки из нескольких;

6.                    
Развитие конструктивного праксиса;

7.                    
Закрепление усвоенных ранее
артикуляционных движений;

8.                     
Рисование простых геометрических фигур,
закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 1.
Лексическая тема «Семья».

1.                    
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Этот пальчик —
дедушка,

Этот пальчик —
бабушка,

Этот пальчик —
папочка,

Этот пальчик —
мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.
(поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих
руках по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья.
Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы).
Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как
при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить
указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать
виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». — Покажи маму, папу,
дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын,
дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? (
мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет?
Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра
«Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся
говорить правильно»)

8. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

9. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.

 

Занятие № 2.
Лексическая тема: «Домашние животные».

1.                    
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы «
скачут» по столу: По дороге белой, гладкой

Скачут
пальцы, как лошадки:

Цок-цок-цок,
цок-цок-цок,

Скачет
резвый табунок.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из
блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные
движения. Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка
облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в
норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так…
(губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем
прикусить язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот
такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю
часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить
язык).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки,
лошади, свиньи).

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь.
Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши
домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок
затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):
сложить разрезную картинку домашнего животного.

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние
животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки.
Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или
компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».

 8. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей. Логопед: покажи, кто большой, а
кто маленький.

9. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».

Занятие № 3.
Лексическая тема: «Дикие животные».

1.​ РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои
орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У
лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать
их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как
проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть,
губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень —
кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок,
белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку
кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то
в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):
«Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не
относящаяся к диким животным).

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик
играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет:
ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).

8. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о
величине. (большая и маленькая белка).

9. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.

 

 

 

 

Занятие № 4.
Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в
огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд
(указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики
лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме
круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка).
Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а
правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы
кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали:
та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили:
«ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать
губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть,
произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на
помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки
логопедом).

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда:
дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра
«Кто убежал?» (персонажи сказки).

7. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 5.
Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в
ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из
него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает,
(указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки), Прямо в зайчика
стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака
указательный палец и совершить несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой.
Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).

2. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали
волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот
открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк,
чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как
проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть
вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле
дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто
первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»

6. Упражнение на
развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных
зверюшек из бумажного домика).

7. РАЗВИТИЕ
КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора
нового теремка для зверей.

8. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в теремок». Мышка должна
постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.(
большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый
изображает как стучали звери).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ
НАВЫКОВ: рисование теремка.

 

 

 

 

Занятие № 6.
Лексическая тема: «Игрушки».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках
воображаемый руль). Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки –
«ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько
поворотов). Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики,
сложив пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол
слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с куклою играет. Кукла «мама»
повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово
«мама»). Буратино улыбается, Даже если удивляется. А улыбка до ушей, Хоть
завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары
большие, надувные. Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько
секунд). Стала Танечка играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал,
Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так,
чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал
совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки
внутрь). Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь
не догнать (цокать языком).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3
игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина
— собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний,
относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра
«Чего не стало?» с этими игрушками.

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой колокольчик поет вот так: дон-дон,
Маленький: динь-динь, Средний: динь-дон. Угадай, кто поет (перечислить). Или
компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».

8. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров).
Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.

 9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ
НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 7.
Лексическая тема: «Транспорт».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице
не забывай. В морях корабли, ледоколы, суда. Они очень часто заходят сюда.
(соединять с большим пальцем все остальные по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки,
прикрепленные к нарисованной «улице»).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Какой бывает транспорт» Посмотрите: самолет
отправляется в полет. Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит
(прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л). Ну а это
парашют. Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в
виде чаши и подуть на ватку на носу). По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть
на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель). По
железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а
затем убрать его). Путь проделали большой и приехали домой.

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить
картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по
внешним признакам — транспортные средства).

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Учить называть транспортные средства: машина, автобус,
поезд, лодка, трактор и др.

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра:
на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их
внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками
коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Транспорт» — Давай послушаем звуки разных машин: У-у-у —
самолет, Би-би — машина, Ту-ту — поезд. Что ты услышал? Произнести
звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно:
«Транспорт»).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в
свой гараж (по цвету).

9. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: Рисование гаража ( домик — квадрат, крыша —
треугольник).

Занятие № 8.
Лексическая тема: «Домашние птицы».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Петушок» Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу,
как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается
«клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»).
Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга), Масляна головушка
(потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для
развития дыхания «Утка с утенком»).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «На птичьем дворе» Летом Таня была у бабушки в
деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух
(произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря.
(улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко,
ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у
пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А
индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали
цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать
и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой
и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок,
курица — цыпленок и т.д.

5. РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Отгадывание загадок. Он носом в землю постучит. Взмахнет
крылом и закричит. Кричит он даже сонный. Крикун неугомонный. (петух). Квохчет,
квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (курица) Закричу я га-га-га,
Налечу я на врага. А когда я обозлюсь. Больно за ноги щиплюсь (гусь). По
водичке плавает, Громко крякает (утка).

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).

7. РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Домашние птицы» Угадай, кто кричал? (произнести
звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем
дворе».

8. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Игра «Голодные цыплята». Логопед: Нужно накормить цыплят червячками
такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).

9. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».

Занятие № 9.
Лексическая тема: «Человек- части тела».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Рисуем человечка» Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на
столе это нарисовать), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги),
Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик
(нарисовать овал), Получился человечек.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития
дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на
санках).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Водичка- водичка» Водичка-водичка, Умой мое личико
(потереть лицо ладонями), Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),
Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки), Чтоб смеялся роток (широко
улыбнуться) И кусался зубок (пощелкать зубами).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Давай умоемся»: уточнить понимание слов, обозначающих
части тела, части лица.

5.РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди спят». Ответы ребенка на вопросы
логопеда: Кто это? Что делают люди? Какие люди спят?

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):
логопед показывает 2-3 картинки из общей стопки, затем он раскладывает все
приготовленные картинки, а ребенок должен показать те картинки, которые ему
были предъявлены вначале (изображения людей).

7. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.

8. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 10.
Лексическая тема: «Овощи».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ: «Пирожки» Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой),
Мышонку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде
мордочки мышонка), Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний
пальцы, а остальные сжать в кулачок), Котенку с капустой (указательный палец и
мизинец отставить, остальные плотно соединить). Ешьте, будет вкусно.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Сдуй лишние овощи» (бумажное пособие «Зайчик с
морковкой» + на ниточках — лук, помидор).

3. РАЗВИТИЕ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Сладко и горько» Как зайчишка, ловко погрызем
морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами). А того, чьи зубки крепки, Угостим мы
спелой репкой (надуть щеки), Выросла у нас на грядке Круглая да сладкая
(улыбнуться). Можно губки облизать (облизать губы). И спасибо всем сказать. А
бывают овощи горькие. Это лук и чеснок (поморщиться).

4. РАЗВИТИЕ
ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.

5.РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.

6. РАЗВИТИЕ
НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра
«Чего не стало?» (резиновые игрушки овощей).

7. СЕНСОРНОЕ
РАЗВИТИЕ: Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме, величине).

8. РАЗВИТИЕ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по трафарету.

План — конспект занятия с неговорящим ребенком.

| План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:

Конспект индивидуального занятия

(с неговорящим ребенком)

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Игрушка КУКЛА

Массажный мячик СУ-ДЖОК

Игрушки-символы:  Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Картинки для звукоподражаний гласных звуков.

Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.

Сенсорная тропинка

План:

1.Орг.момент.

Здравствуй, Лена.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

Логопед. Что делают глазки? (Смотрят и все видят.) Что делают ушки? (Слушают и все слышат.)

-Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

— Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.  Игра «Ладушки»

Рассмотрим картинку:

–Это  семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

3. Основная часть занятия.

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослым за взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик,

Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу…

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет…

Молодец, Лена! Кукле очень понравилась наша разминка.

— А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артиктикуляционная гимнастика

(по методике Крупенчук,Воробьевой)

Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом уходим

Пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы надувались.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Мы теперь утятки –

Клювики потянем,

Разомнем их мягко,

Не задев ногтями.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

А потом от носа

Вниз к губам стекаем

Губки пожуем мы

Шарики надуем

И губами вправо -влево

Потанцуем.

Мы язык за губу Заворачиваем,

Кулачком по губе

Поколачиваем.

За другую губу

Заворачиваем

И другим кулачком поколачиваем.

Тянем подбородок

И к ушкам щипаем,

А потом по шейке

Ручками стекаем.

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз.

Нагибание ушных раковин кпереди – 3, оттягивание вниз за мочки – 4.

Пальцы перебегают на щёчки.

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — 5

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю,  а потом верхнюю губу – 6

Вытягивание обеих губ вперед

Большие и указательные пальцы разминают обе губы — 7

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8.

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу — 11

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе -12

Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе -12

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам -14.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Точечный массаж «Здесь живет»

Здесь живет Хмурилка, (точка на переносице)

Здесь живет Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка, (точка на подбородке)

Здесь живет Страшилка, (потянуть за мочки уха вниз)

Это носик Бибка! (нажать на кончик носа)

Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта

4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» 

(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

— Ох!- ох,

— Эх!- эх,

— Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

6. Имитация и звукоподражание. Вызывание звуков (символы звуков по Фомичевой)

А теперь давай расскажем  веселое стихотворение.

Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

7. Обогащение словаря по теме «Семья». Упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Задается вопрос кто большой? (папа) А кто маленький? (сын) и т.д.

8. Игра «Кого не стало». По картинкам моя семья.

9. Подведение итогов занятия

 Лена,  ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?

Кукле понравилось у нас в гостях.

Функциональная коммуникация – речь и язык для детей

Перейти к содержимому

Функциональная коммуникацияSLPCarrie2022-05-25T13:38:28-05:00

Функциональная коммуникация относится к самым основным коммуникативным навыкам. Этот тип общения позволяет узнать о своих основных желаниях и потребностях, таких как «Я хочу это», «Мне больно» или «Мне нужно в туалет». Это не сложные мысли, и они часто являются первыми типами сообщений, которые дети начинают передавать.

У большинства детей функциональная коммуникация начинается в первый год жизни с помощью жестов и расширяется в последующие годы словами, а затем и простыми предложениями. Однако у детей с задержкой речи и языка это может произойти гораздо позже. Дети со значительными языковыми нарушениями могут все еще работать над получением функционального общения, когда они намного старше.

Любой ребенок, который изо всех сил пытается удовлетворить свои основные желания и потребности, сообщая об этих потребностях другим, получит пользу от работы над функциональным общением. Это может быть ребенок, который не говорит (или еще не говорит) или которому просто не хватает слов, чтобы донести свое сообщение. Иногда у ребенка может быть такое плохое произношение речи, что он пытается говорить, но не может быть понят. Этих детей также необходимо научить использовать какую-либо функциональную систему общения, чтобы уменьшить фрустрацию и предоставить им альтернативные средства общения.

Функциональную коммуникацию лучше всего решать у логопеда. Если ваш ребенок изо всех сил пытается сообщить о своих основных желаниях и потребностях, вам следует обратиться за помощью к сертифицированному логопеду. Тем не менее, ниже представлен обзор того, что логопед может сделать для ребенка с функциональными коммуникативными потребностями:

Шаг первый: Найдите подходящее средство общения

«Средства общения» относятся к тому, что ребенок использует для общения. . Большинство взрослых в мире используют комбинацию устной речи, жестов и языка тела для общения друг с другом. Это наше средство связи. У ребенка со значительной задержкой речи или языка могут возникнуть проблемы с разговорной частью речи. В этом случае другие средства связи должны рассматриваться как соответствующие альтернативы.

На данном этапе основное внимание уделяется предоставлению им НЕКОТОРЫХ средств связи, какими бы они ни были. Это должно быть легко для ребенка, чтобы учиться и использовать, и легко для взрослых, окружающих ребенка. Ключ в том, чтобы с чего-то начать, а затем мы сможем работать над улучшением общения ребенка с более сложными системами позже.

Вот список различных средств общения, которые могут подойти ребенку, работающему над функциональным общением. Они расположены в несколько иерархическом порядке, что означает, что самые простые методы находятся вверху, а более сложные — внизу. Логопед сможет определить, какой метод является наиболее подходящим для каждого ребенка:

Жесты и язык тела: Ребенок может использовать жесты и язык тела, чтобы сообщить, что он хочет и что он чувствует. Ребенок может указывать или тянуться к желаемым объектам или вести взрослого к тому, чего он хочет. Он может выражать свое недовольство чем-либо, хмурясь или сутулясь, и может выражать радость с помощью улыбок и смеха. Это самая основная форма общения, и ее определенно следует признать для этих детей, чтобы они не чувствовали, что оказались в ловушке без средств общения. Вы можете сказать что-то вроде: «Твое тело говорит мне, что ты сумасшедший. Мне очень жаль, что ты не можешь…».

Язык жестов: Дети, которые не могут говорить, часто могут использовать простые знаки, чтобы сообщить о своих основных желаниях и потребностях. Этому нужно будет научить ребенка и взрослых, которые будут общаться с этим ребенком. Вот некоторые ресурсы для использования языка жестов с детьми:

Как использовать язык жестов для детей с задержкой речи

Флэш-карты языка жестов

Система обмена изображениями (PECS): Это еще одно альтернативное средство общения, которое позволяет ребенку общаться с помощью картинок о том, что он хочет. Вы можете узнать больше о PECS ниже:

Как использовать PECS, чтобы помочь ребенку общаться невербально и ребенка просят показать на картинке то, что он хочет. Вот пример простой доски для общения, которую вы можете сделать дома:

Как сделать доску для общения из листа печенья

Устройство голосового вывода: Существует множество устройств (а теперь и приложений), которые помогут ребенку общаться, произнося сообщение при нажатии кнопки. Эти типы устройств могут хранить много разных слов и сообщений, поэтому они предлагают ребенку больше возможностей. Ребенку может потребоваться больше времени для изучения этих устройств, но они могут расти, чтобы соответствовать языковым потребностям ребенка по мере его взросления. Вот некоторые ресурсы по использованию устройств или приложений для вывода голоса:

Как научить детей пользоваться устройствами AAC

AAC Apps Review

Шаг второй: выберите новые слова для обучения

После того, как вы выбрали подходящее средство общения для ребенка, вы захотите научить его или ее использовать это средство для общения.

Если ребенок еще мало общается, вам следует начать с обучения одному или двум понятиям. Выбирайте вещи, которые сильно мотивируют ребенка, например любимую еду или игрушку, или социальное взаимодействие, которое действительно нравится ребенку, например щекотка, подпрыгивание или качание.

Шаг третий: смоделируйте новые слова

Теперь, когда вы выбрали слово, вы захотите максимально точно смоделировать его для него или нее. Нет, это не значит, что вам нужно одеться, как Ванна Уайт, и показать слово на светящейся доске. Хотя, если хотите, я определенно хотел бы увидеть фотографию!

Вместо этого я хочу, чтобы вы снова и снова повторяли слово за ребенка. Используйте это слово в различных контекстах, например, во время различных занятий или в разное время дня. Произнеси слово само по себе много раз, а затем и в комбинациях из двух слов, чтобы показать, как его можно использовать.

Пока вы произносите слово, вы также должны демонстрировать, как вы ожидаете, что ребенок будет использовать это слово. Например, если вы хотите, чтобы ребенок подписал слово, то вы должны подписать и произнести это слово одновременно. Или, если у вас есть устройство голосового вывода для использования ребенком, вы должны произнести слово, нажимая кнопку на говорящем устройстве.

Вы должны произнести и смоделировать слово МНОГО, МНОГО раз для ребенка, прежде чем ожидать, что он скажет/подпишет/нажмет на него. Детям нужно много раз слышать вещи, чтобы выучить их, а детям с задержкой речи требуется еще больше времени. Потерпи!

Шаг четвертый: создайте искушение произнести слово

Теперь, когда ваш ребенок снова и снова знакомится со словом, вы должны приступить к созданию искушений, которые побудят ребенка использовать это слово. Например, положите этот предмет высоко на полку, чтобы ребенок мог его видеть, но не дотягивался до него.

Когда ребенок дотянется до предмета или укажет на него, растерянно скажите: «Что? Что ты хочешь?». Дайте ребенку время подождать, чтобы увидеть, скажет ли он/подпишет/нажмет ли он сам. Попробуйте сосчитать в уме до 10, чтобы понять, что вы ждали достаточно долго.

После некоторого времени ожидания смоделируйте слово для ребенка как вопрос. Спросите: «Хочешь мяч? Мяч?». Убедитесь, что вы используете средства общения, которые вы хотите, чтобы ребенок использовал, когда вы говорите это, например, подписываете или показываете на картинку. Затем снова сосчитайте в уме до 10. Время ожидания является ключевым.

Если ребенок по-прежнему не говорит/жестикулирует/толкает/указывает на слово, снова смоделируйте слово для ребенка, а затем дайте его ему. Вы не хотите слишком расстраивать его, и вы хотите признать, что ребенок общался, указывая или жестикулируя, чего он хотел.

Шаг пятый: будьте терпеливы

Это основные шаги. Вам просто нужно продолжать делать это до тех пор, пока ребенок не сможет использовать этот метод общения. Если вы какое-то время безуспешно проделывали это с определенным словом, попробуйте другое слово и вернитесь к этому. Просто продолжайте пытаться, в конце концов он может быть готов общаться с вами.

Если вы работаете с ребенком, который пытается говорить, но не может быть понят из-за серьезных речевых ошибок, вам определенно следует работать над этими звуками речи, пока вы работаете над достижением функционального общения. Вот некоторая информация по обучению звукам речи:

Speech Sound Resource Page

Помешает ли использование альтернативных средств связи ребенку говорить?

После обзора всех текущих исследований в области усиливающей и альтернативной коммуникации (AAC) в 2006 г. Миллар, Д. К., Лайт, Дж. К., и соавт. сделал следующее заявление об использовании AAC:

«Настоящий обзор исследований предоставляет важные предварительные доказательства того, что усиливающие и альтернативные коммуникативные вмешательства не подавляют производство речи; вместо этого AAC может также поддерживать воспроизведение речи»

Многие невербальные объекты имеют сложное поведение. Это происходит потому, что они знают, что хотят общаться с окружающими, но не могут делать это так эффективно, как им хотелось бы. Это приводит к разочарованию, когда они пытаются общаться, но их не понимают. Это разочарование может привести к истерикам и нервным срывам, особенно у детей младшего возраста, у которых еще нет хороших стратегий выживания. Вот несколько ссылок, которые помогут вам справиться с нежелательным поведением вашего ребенка с CAS:

Как справляться с вызывающим поведением: Практическое руководство о том, как погасить вызывающее поведение говорить в другой обстановке (обычно в школе и/или публично). Лечение селективного мутизма сильно отличается от лечения других задержек речи и языка. Чтобы узнать больше об селективном мутизме, нажмите на ссылку ниже:

Селективный мутизм Статья

 

Бесплатные терапевтические материалы для функциональной коммуникации:

Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей Библиотеке бесплатных терапевтических материалов!

Языковые карточки языка жестов

AAC Chief Speat

6 Советы по поощению ребенка использовать свое устройство AAC

Платная терапия для функциональной связи: .0015

Готовы нырнуть глубже? Если вам нужна более глубокая поддержка в помощи ребенку с языковыми проблемами, ознакомьтесь с нашим платным ресурсом ниже:

Стартовый набор AAC

$15

Узнать больше

Замена сложного поведения комплектом для функционального общения

$15

Подробнее

Автор SLPCarrie|2021-11-03T14:39:22-05:0016 июля 2019 г. |Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:38:14-05:009 июля, 2019|Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:40:50-05:002 июля, 2019|Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:42:24-05:0025 июня 2019 г.|Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:44:50-05:0018 июня, 2019|Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:47:48-05:0010 июня, 2019|Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2021-11-03T14:50:07-05:004 июня 2019 г. |Категории: Задержка экспрессивной речи, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Рецептивная речь, Социальные навыки, Нарушения речи, Летний речевой вызов|

By SLPCarrie|2019-05-23T13:28:57-05:0017 октября, 2016|Категории: Инструкция AAC, Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC), Функциональная коммуникация и невербальные дети, Поздний говорящий, Low Tech AAC, Терапия для Опоздавшие говорящие|

By SLPCarrie|2022-05-26T10:40:50-05:003 октября, 2016|Категории: Инструкция AAC, Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC), Документация и сбор данных, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Экономия времени для речи Терапевты|

By SLPCarrie|2021-11-04T11:12:42-05:0018-е апреля, 2016|Категории: Аутизм, Ранние социальные навыки, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Поздний разговор, Социальные навыки|

By SLPCarrie|2019-05-30T16:16:41-05:0018 августа, 2015|Категории: Инструкция AAC, Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC), Аутизм, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Late Talker, Podcast, Storm of подкаст «Мозги», «Терапия для поздно говорящих»|

Кэрри Кларк|2022-05-26T10:42:09-05:0025 мая 2015 г. |Категории: Аутизм, Поведенческие и сенсорные проблемы, Ранние социальные навыки, Функциональная коммуникация и невербальные дети, Подкаст, Социальные навыки, Речевые и языковые детские подкасты, Терапия поведенческих проблем|

Область скользящей панели переключения

Ссылка для загрузки страницы

Перейти к началу

Обучение общению невербальных детей

* Настоятельно рекомендуемая книга: Обучение языку детей с аутизмом

 У многих людей с аутизмом могут быть нарушения или трудности с функциональным общением. Иногда это связано с заболеваниями, такими как язык
аномалии или апраксия. Или это может быть связано с серьезным дефицитом в области мотивации, типичного развития речи и навыков социального взаимодействия. Задержка речи также может быть связана с чрезмерным слухом.
инфекции, которые могут привести к потере слуха или ухудшению обработки речи во время
время критического развития мозга.

 Большинство детей, с которыми я работал, не разговаривали, когда я впервые встретил
их. Это означает, что они не всегда общались устно. Может быть, они болтали или говорили несколько приближенных слов, но они не могли достоверно сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям.
 Я намеренно использовал слово «невербальный» в заголовке этого поста, потому что общение — это не просто слова. Ребенок может быть «вербальным» и общаться с помощью картинок, языка жестов, устройства iPad и т. д. Но если я говорю, что ребенок «голосовой», я конкретно говорю, что он может общаться словами или может говорить.
Еще не запутались? Надеюсь, что нет 🙂

Невербальные люди часто общаются, указывая, ведя или
времени: через их поведение. Я наблюдал довольно много клиентов, которые
не сказав ни слова, вся семья угождала каждому их желанию.
Родители знали, что 2 крика означали «включи телевизор», приступ плача означал
«подними меня», толкание брата или сестры означало «я не хочу играть» и так далее.

цель при работе с людьми, имеющими трудности в общении, должна быть шире, чем просто выразительная речь. …. ребенок может никогда не овладеть голосовой речью. Это не значит, что они никогда не смогут научиться Связаться с .

Целью должно быть обучение ребенка функциональной, эффективной системе общения.
Если я учу 5-летнюю девочку обозначать цвета и части тела, но она не может мне сказать
когда она голодна, это хороший пример ребенка, который может говорить, но не использует язык для общения.

 По моему опыту, к положительным показателям развития голосового общения относятся стереотипия голоса (особенно с различными интонациями и высотой тона), частый лепет или эхолалия, а также демонстрация социальной осведомленности или бдительности (например, ребенок пристально смотрит вам в лицо, когда вы поете ему). Маленький ребенок, который будет эхом,
пение бессловесных песен или болтовня часто может быть весьма успешным при интенсивном языковом вмешательстве.
Поведенческая часть сообщения ОГРОМНА. Этого нельзя сказать достаточно:
У детей, которые не могут общаться, одни из самых
постоянное и вызывающее проблемное поведение. Почему? Ну вы только представьте, что
вы находитесь в среде, где никто не говорит на вашем языке. если ты
говорят по-английски, все остальные говорят по-французски. А теперь представьте, что вы голодны и должны убедить этих людей
накормить тебя. Как долго вы бы пытались показывать и жестикулировать, прежде чем начать
толкать людей и бросать вещи?

Если у ребенка отсутствует мотивация к общению, и внешне он не требуется
общаться, то с точки зрения ребенка гораздо легче заниматься
поведение. Ребенок, которому разрешено швырять тарелку на пол во время
ужин в знак того, что я готов, не имеет никакого стимула придумывать слова, формировать их
своими губами, а потом говорить.
Усиление тоже огромное. Для ребенка с
Аутизм, чтобы научиться общаться, должно присутствовать подкрепление. Вам может быть интересно,
«Почему я должен поощрять ребенка говорить? Мои другие дети только начали
говоря, им не требовалось M&M’s для этого». Характеристика аутистов
Расстройство – это качественные нарушения в общении. Это может означать, что у ребенка
не говорит, проявляет задержку речи или не имеет мотивации использовать язык, который у них есть.

Существует множество вариантов обучения функциональному общению ( и часто BCBA/консультант рекомендует сразу несколько вариантов, я знаю, что часто использую ). Помните, общение — это гораздо больше, чем просто умение говорить:

Различное общение
Методы

  •     
    Вербально-поведенческий подход (ABA) – существует множество
    различные способы проведения ABA, а VB — это ветвь дерева ABA-терапии. VB ориентирован на функциональный язык. VB улавливает мотивацию и строит ее, а также использует вознаграждения для усиления коммуникации между вербальными оперантами (просьба, навешивание ярлыков, эхоика и т. д.). Язык преподается как поведение, и каждый компонент нарушается
    вниз. Если ребенок любит мороженое, первое, что он научится произносить, это «ледяное».
    пломбир». Таким образом, мотивация ребенка получить желаемый предмет используется для вытягивания
    язык из ребенка: Скажешь мороженое, получишь мороженое. В.Б.
    Подход также использует повторение, подсказку и формирование для получения желаемых ответов.
    Вначале допустимо «бух» для запроса мяча. Со временем (и при тщательном анализе данных) критерии
    становитесь более требовательным, пока ребенок не сможет сказать «МЯЧ». Для подробного
    описание VB см. в моем посте Verbal Behavior.

  •   
    Логопедия — На каждые 10 клиентов, которых я вижу,
    вероятно, 6 также получают логопеда. SLP часто работают с такими состояниями, как заикание, нарушения речи, кормление/глотание и т. д. (дополнительную информацию см. на сайте www.asha.org). я работал
    с детьми, которые добились огромных успехов с помощью ST, и я также работал с детьми
    кто этого не сделал, даже после месяцев и месяцев ST. Для потребителя важно привлекать специалистов по речи и языкам, имеющих опыт работы с
    Аутизм и управление поведением. У меня есть клиенты, которые потеряли свои речевые услуги из-за проблем с поведением. Это означает, что они были настолько агрессивны во время сеансов речи, что службы не могли продолжаться. Также важно смотреть на интенсивность предлагаемых услуг. Многие из моих клиентов, которые посещают логопеда, получают только один сеанс в неделю. Для ребенка с аутизмом этого может быть недостаточно. Я также настоятельно рекомендую поощрять сотрудничество между командой ABA и SLP. Это так важно, что мы все сотрудничаем друг с другом и обучаем родителей/опекунов тому, что мы делаем!

  •   Язык жестов — Всегда сочетайте маркировку со знаком
    язык, чтобы ребенок услышал правильное слово, а также выучил знак. Когда
    рассматривая язык жестов, вы хотите подумать о возрасте ребенка и штрафе
    двигательные навыки. Если у ребенка плохая мелкая моторика и он не может делать
    несколько замысловатых знаков для общения, тогда язык жестов может не подойти
    выбор (хотя всегда можно научить приближениям к знакам). Возраст важен, потому что вы хотите подумать о том, насколько велик этот ребенок.
    мир есть. Если ребенку всего 2 года и он весь день проводит дома с мамой или папой,
    тогда язык жестов, вероятно, является хорошим выбором. Однако, если ребенку 11 лет и
    ходит в школу, после школы заботится, занимается карате, а потом домой, потом все
    люди, с которыми ребенок регулярно контактирует, должны знать признаки ребенка. Если
    ребенок подходит к воспитательнице на детской площадке и расписывается ей в «красную тетрадь»,
    поймет ли учитель? Если ребенок не получает подсказку
    в ответ на свой язык жестов они могут перестать подписывать. Также очень распространенная ошибка, которую я вижу у клиентов, выучивших ASL, — это застревание на знаке «еще». Многие специалисты и родители учат ребенка подписывать «еще», и, к сожалению, этот жест становится генерализованным. Ребенок будет случайным образом подходить к людям и предлагать еще, и никто не знает, чего они хотят. Больше чего?? Представьте, как это должно расстраивать ребенка. Лучше всего начинать обучение жестам с простых, четких манд, которые очень нравятся ребенку («книга», «чипсы», «сок» и т. д.), а также обязательно избегайте обучения жестам, которые очень похожи топографически в начале. .

    •   Системы обмена изображениями  — это включает в себя систему PECS, касание фотографий или указание на них для общения или использование системы электронных изображений, такой как приложение Proloquo2Go для iPad. Ребенок учится общаться, обмениваясь, прикасаясь или указывая на фотографии предметов, действий, людей и т. д. Такие системы могут быть идеальными для человека, который может сопоставлять изображение с образцом или демонстрирует способность сканировать и выбирать. Другие преимущества этих систем заключаются в том, что они просты в использовании (и для понимания другими), их можно транспортировать через
      окружающей среды и в конечном итоге может быть очень сложным. К недостаткам графических систем можно отнести: трудно уследить за всеми разнообразными фотографиями/картинками, а интересы ребенка меняются так часто, что может потребоваться очень частая смена карточек. Существуют также вспомогательные коммуникационные устройства, которые будут создавать речь для человека, говоря смоделированным голосом (который часто программируется). Учащийся вставляет карточку или печатает/нажимает кнопку, и машина говорит за него. Поскольку это технологические устройства, следует учитывать когнитивный уровень учащегося (есть ли у него мышечный контроль, чтобы нажимать или проводить пальцем? понимают ли они, что 2D-фотография связана с 3D-объектом или действием?).

          •   Языковое погружение — это метод, который обычно
            можно увидеть в дошкольных учреждениях или детских садах, которые принимают очень маленьких детей с особыми
            потребности. Класс погружает детей в язык в течение дня с
            намерение создать стимулирующую среду, способствующую речи. Предметы
            четко обозначены фотографиями и словами, дети вовлечены в разговор, даже если они не могут
            говорить («Дэвид, мое пальто синее? Кивнуть, если мое пальто синее»), и учителя тратят
            время работы 1:1 с каждым ребенком по очередности, зрительному контакту и совместному
            внимание. На мой взгляд, эти классы похожи на метод Кегеля, или обучение ключевым реакциям. Часто эти типы методов применяются педагогами дошкольного образования или родителями. Преимущество языкового погружения или сосредоточения внимания на ключевых навыках для улучшения общения заключается в том, что этот метод может быть легко применен родителем к своему ребенку. Эти типы методов сосредоточены на вехах развития, ведущих к
            первые слова, такие как лепет, узнавание отдельных звуков, имитация действий,
            реагирование на рецептивные команды и общение с помощью жестов. Работа с ребенком 1:1 будет включать в себя множество внутренних
            вознаграждения и естественные взаимодействия. Например: относитесь к детской болтовне как к словам и продолжайте
            разговор с ними. Рассказывайте о своих действиях и действиях ребенка, даже если ребенок вам не отвечает («Мы сейчас идем наверх. Давайте посчитаем ступеньки: 1,2,3,4…»). Пока вы рассказываете, постарайтесь установить зрительный контакт с ребенком, опирайтесь на общие интересы, сделайте оживленное выражение лица и сделайте процесс обучения увлекательным.

          Широкий выбор программ, книг, ресурсов и клиник
          обещания научить детей с аутизмом говорить могут быть очень пугающими и сбивающими с толку потребителей. Будьте критически настроенным потребителем
          и ищите проверенные исследованиями методы, которые четко объясняют, как работает лечение и что с ним связано.
          Задавайте много вопросов! Если вам нужно купить лечение или купить книгу, прежде чем кто-то объяснит, как именно это работает, будьте подозрительны.

           Независимо от того, какой вариант вы выберете для обучения общению,
          для того, чтобы он был эффективным и согласованным в разных условиях и для разных людей, вам, вероятно, потребуется включить управление поведением.
          Ребенок также должен усвоить, что общение с людьми приводит к хорошим вещам. Если только научились просить «сок», то изначально
          каждый раз, когда ребенок говорит сок, он должен сделать глоток сока. ребенку нужно
          видеть, что общение с людьми быстро удовлетворяет потребности и желания.

          **Совет: раннее вмешательство имеет решающее значение, когда речь идет о нацеливании
          формирование и развитие речи. Вы хотите начать работать с ребенком
          с самого раннего возраста, чтобы обеспечить наилучшие результаты. Однако исследования показывают, что все
          надежда не потеряна для пожилых людей с аутизмом, у которых нет постоянной системы общения. Это может быть
          старшему ребенку сложнее научиться говорить, но это ни в коем случае не невозможно.
          К наиболее перспективным методам для детей старше 5 лет относятся речевые
          генерирующие устройства (которые не тормозят язык ) и подходы к развитию
          которые облегчают совместное внимание.

          Ссылки:

          Кайзер, А.П., Хэнкок, Т.Б., и Нитфельд, Дж.П. (2000). Эффекты
          Осуществляемое родителями обучение в расширенной среде по социальной коммуникации детей.
          детей с аутизмом. Journal of Early Education and Development [Специальный
          Вып.], 11
          (4), 423-446.

          Касари, К., Папарелла, Т., Фриман, С.Н., и Джахроми, Л.

           

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *