Содержание

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука Ж» | План-конспект занятия по логопедии (старшая группа):

Конспект индивидуального занятия по логопедии

«Постановка звука Ж» 

Цели -занятия :

— своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей;

— повышение уровня развития речи детей;

— коррекция звукопроизношения;

Задачи:

— развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

— уточнение артикуляции звука «ж»;

— развитие речевой моторики;

— постановка звука «ж» и закрепление нормальной артикуляции;

— развитие общей и мелкой моторики;

— развитие речевого выдоха;

— развитие слухового, зрительного восприятия через нахождение картинок с заданным звуком;

Материал и оборудование: картинки с изображением жука, паука, кошки, пожара, лужи, жасмина, жабы, пижамы, желудей, пиджака, пчелки, стрекозы, муравья, компьютер и программа по развитию речи «Учись говорить правильно» авторы Л. Е Шевченко, Г. О. Аствацатуров; схемы на которых отмечен звук в начале, в середине, в конце слова

Ход игры- занятия:

1. Стук в дверь. К нам пришел почтальон он принес письмо, а в письме загадка

2.логопед читает загадку:

Жу- жу –жу, я на ветке сижу

Я на ветке сижу, букву ж все твержу

Зная твердо букву эту,

я жужжу весной и летом.

– Кто это жужжит на поляне? Найдите картинку (жук) да, это жук, а каких еще насекомых ты знаешь? (пчелка, бабочка, стрекоза, муравей)Кто из этих насекомых умеет жужжать (пчелка и жук)

Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука ж- ж- ж- ж- ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3.Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка»- рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу; «Чашечка»- рот открыт, широкий, расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края; «Качели»- открыть рот, как при произнесении звука А языком тянуться попеременно то к верхней, то к нижней губе. «Наказать непослушный язычок» — положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами,произносить: пя- пя-пя… «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. «Грибок»- улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот. «Почистить зубки» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

4. На улице холодно, давайте согреем ладошки, подуем на них, щеки не надувать.

5.А теперь поиграем с пальчиками: 1, 2, 3, 4, 5, — будим листья собирать листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем маме осенний букет принесем.

6. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш

— Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Ребенок произносит этот звук, логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случаи затруднения одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на облость гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, тактильно вибрационные ощущения.

7. Уточнение артикуляции звука ж.

— произнесем еще раз звук ж. в каком положении губы при произнесении звука ж?

— губы вытянуты вперед (ребенок повторяет)

— где находится кончик языка?

-кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов (ребенок повторяет). Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

— Покажи рукой, какой язычок? (ребенок показывает)

— Что напоминает язычок?

— Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звук ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Ребенок повторяет.

8. Игра «Распредели картинки». На столе выкладываются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Ребенок должен распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.

9. Работа с компьютером длится не более 10 минут, в соответствии с требованиями СанПиН. Ребенок нажимает на мешочек, когда услышит звук ж, произносимый диктором.

10. Подведение итогов занятия

-К акой звук мы учились произносить?

— Звук ж

— Как произносится звук ж? (ребенок повторяет артикуляцию звук ж)

Конспекты занятий: «Звук «с» постановка, автоматизация» | План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:

Занятие 1.     Конспект занятия по постановке звука [С].

Подготовительный этап.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с]; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза; воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

— Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия.

3. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

• Пальчиковая гимнастика «Дружба».

• «Кулак. Ребро.  Ладонь».

4. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ:

«Оскал», «Хоботок», «Трубочка».

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка:

 (см.  артикуляционные упражнения для постановки звука [с]).  

5. Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

• Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

• «Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

• «Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

6. Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

• Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

•  Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

8. Упражнения по развитию ритма.

•  Отстучать по подражанию.

Занятие 2.

Конспект занятия по постановке звука [С].

Подготовительный этап.

        Цель: Обучение правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию; продолжение  выполнения артикуляционных упражнений для звука [с] в полном объеме; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков. Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики.  Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш]; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание», рабочий пенал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.  

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с]).  

5. Игры на развитие речевого дыхания.

• Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох), произнесение звука [т] (короткий выдох).

• Развитие силы выдоха. Выработка плавного и длительного выдоха. «Одуванчики» «Игры для тигры» – компьютерная технология.

• «Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

• «Воет буря». Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

• «Малыш учится произносить звук [и]».  Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

• «Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа.

• «Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

 6. Формирование зрительного образа звука [с]

— Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

• Закрепление слухового образа звука.

— Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух: с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук.

• Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.

7. Развитие фонематического восприятия

• Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с].

• Игра «Пятый лишний». Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

 • «Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

• Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

•  Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?

•  Найди овощи, в названии которых есть звук [с]. Где слышится звук [с] в слове салат? В слове чеснок? В слове капуста?

8. Фонетическая гимнастика, ритмика.

        •  Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

9. Упражнения по развитию ритма.

•  Отстучать по подражанию.

• «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый.

Пример: 1 — 2 — с — сс.

Ритмы: 2 – 1;2 – 2; 1-3; 3-1;1 — 1- 2;1-2-1;2 — 3 и т.д.

Занятие 3.

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С].

Цель: закрепление правильного произношения звука  «с» в изолированном виде; формирование  понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: картинки с изображением  артик. гимнастики для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]; мимические картинки; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание»; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

• Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер», «Насос», «Чайник») Звукоподражания.

• «Вывести звук погулять».

  • «Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации изолированного звука. Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

  • «Буква потерялась».  

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах.

.апог                        голо.

По.уда                        плюю.

Ле.                        .обака

Итрере.                        Му.ор

Ве.ы                        .ундук

.орока                        поя.

Ли.а убегает в ле..

Али.а не умеет пи.ать.

Дени. .ам надевает .андали.

Анфи.а по.адит ове. И фа.оль.

• «Кулак. Ребро. Ладонь». Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

• Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са: ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы: сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

• Запоминание слога со звуком  с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

• Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с], из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

        •  Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков.

а____________выдох                        ао аоу уоа аоуы

о____________выдох

у____________

ы____________

э____________

•  Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

7. Упражнения по развитию ритма.

•  Отстучать по подражанию.

 8. Работа с буквой с.

• Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе: с – с – с – с.

• Выставляется буква с.

•  Звук [с], посмотри — вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб. 
И поэтому с небес  нам светила буква С. 

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

        Цель: обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука  [с];  формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы;   воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением  артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма,  счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «».  Картинки героев сказки «Теремок»; картинки  с изображением предметов  со звуком [с]  и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове».  

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются». Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

• Работа на звуком [с ] в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый:                                        Говорит ребенок:

В сумке вкусный ананас                                ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос                                ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус                        ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз                                        ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес                                        эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас                                ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос                                        ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас                                ас-ас-ас.

 • Работа над голосом

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

ис-ис-ис

 ыс-ыс-ыс

 ас-ас-ас

ос-ос-ос    

ус-ус-ус

• Анализ и синтез обратных слогов

— Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

— Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

— Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

— Какой первый звук в слоге ыс? Какой второй звук?

— Назови второй звук в слоге ос?

• Назови пропущенный слог в словах 

как…(тус)                           ана…(нас)

пок..(ос)                             фок..(ус)

комп..(ас)                           косм..(ос)                          

• Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

  • «Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

7. Развитие фонематического восприятия

• Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с].

         • Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.

• Игра «Определи позицию звука [с] в слове».  Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове. (см. слова к. № 1)

4 этапа и советы по каждому из них

Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.

Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:

Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.

Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.

Примеры

Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:

  • знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
  • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
  • понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза

На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:

  • Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
  • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
  • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
  • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
  • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

Примеры

Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

  • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
  • рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
  • во время игры изображать палку мечом или метлу лошадью
  • воображать себя супергероем или кем-то, кем он восхищается
  • придумывать воображаемого друга

Пиаже предположил, что на этом этапе дети развиваются и осваивают абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:

  • Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
  • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
  • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

Примеры

Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

  • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
  • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
  • умение группировать мелки по цвету
  • умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности

На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

Примеры

На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.

Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

Схема

Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

Уравновешивание

Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

  • использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
  • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
  • учиться на практике, даже если они делают ошибки
  • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
  • получают ответы на свои вопросы о мире
  • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства. Тем не менее, родители и опекуны должны поговорить с педиатром, если у них есть какие-либо опасения.

Стадии развития Пиаже — это теория, согласно которой дети проходят определенные этапы от рождения до взрослой жизни, причем каждый этап приносит новые навыки и вехи по мере развития их знаний о мире.

Пиаже считал, что дети развиваются благодаря постоянному стремлению изучать и адаптировать схемы, которые представляют собой ментальные шаблоны, помогающие им понимать вещи. Его идеи до сих пор оказывают значительное влияние на детскую психологию и подходы к образованию.

Однако существует критика теории Пиаже, а также альтернативных моделей детского когнитивного развития, также пришедших из XX века, таких как идеи Льва Выготского и Марии Монтессори.

Этапы художественного развития

Перейти к содержимому

от Matt Fussell

Понимание этапов художественного развития может помочь вам стать лучше в создании искусства. Это также может помочь вам стать более эффективным учителем рисования. Развиваемся творчески. Подобно тому, как мы поэтапно развиваем другие навыки, такие как речь и ходьба, мы точно так же развиваем художественные навыки.

В 1947 году д-р Виктор Ловенфельд опубликовал книгу «Творческий и умственный рост», которая быстро стала учебником для преподавателей искусств. Ловенфельд утверждает, что шесть четко определенных этапов художественного развития и что эти этапы можно наблюдать в творчестве детей. Согласно Ловенфельду, шесть стадий художественного развития таковы:

Стадия 1 – Стадия рисования (1–3 года)

Дети в этом возрасте занимаются физической активностью рисования. Между отметками и представлением нет никакой связи на протяжении большей части этапа каракулей. Однако к концу этого этапа дети могут начать давать имена меткам. Этот этап в основном связан с получением удовольствия от простого создания отметок.

Стадия 2 – Досхематическая стадия (3–4 года)

Дети на этой стадии художественного развития начинают видеть связи между формами, которые они рисуют, и физическим миром вокруг них. Круги и линии можно описать как людей или предметы, которые физически присутствуют в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенок впервые подключается к общению через свои рисунки.

Этап 3 – Схематический этап (5–6 лет)

Дети на этом этапе четко определяют формы объектов, которые они пытаются передать. Они часто разработали схему для создания рисунков. В разработке рисунка существует определенный порядок.

Рисунки на этом этапе имеют четкое разделение между небом и землей. Часто небо представляет собой голубую полоску в верхней части бумаги, а земля — зеленую полоску внизу.

Предметы часто размещаются на земле, а не парят в космосе. Важные объекты часто рисуются крупнее, чем объекты меньшей важности.

Этап 4 – Реализм рассвета (7–9 лет)

На этом этапе творческого развития дети начинают более критично относиться к своей работе. Стало очевидным, что структурированного порядка рисования объектов уже недостаточно. Хотя схема по-прежнему используется для создания чертежей, она является более сложной, чем схема, использовавшаяся на более ранних этапах. Можно увидеть перекрытие, и ощущение пространственных отношений становится более очевидным.

Стадия 5 – Псевдонатуралистическая стадия (10–13 лет)

В рисунках теперь очевидно использование ценности и света. Дети на этой стадии художественного развития очень критично относятся к собственному успеху. Успех определяется уровнем реалистичности, достигнутым в рисунке. Разочарование — обычное явление. На этом этапе исключительно важно поощрять учащихся.

Этап 6 – Этап принятия решения (13–16 лет)

Дети на этом этапе решают продолжать рисовать или рассматривать это как занятие, не имеющее смысла. Из-за уровня самокритики, присущего этому этапу, многие дети (теперь молодые люди) рассматривают рисование как навык, которым они не обладают.

Другие, однако, решают продолжить работу над своими навыками рисования и продолжают развиваться.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *