Что означают сопение, пыхтение и другие звуки, которые издает новорожденный

Грудничок

Фото
LittleBee80/Getty Images/iStockphoto

педиатр

Визг

Иногда дети могут издавать невероятно высокие, пронзительные звуки. Это может означать, что у ребенка хорошее настроение и он таким образом выказывает свое одобрение взрослым в ответ на определенные действия, например когда мама щекочет пятки или коленочки или поднимает малыша высоко над своей головой. Впрочем, иногда детский длительный визг — это своеобразное пение: малыш слушает собственный голос и учится им управлять.

Интересные выводы сделали ученые университета Вашингтона, исследовавшие звуки, издаваемые новорожденными. Младенцы слышат все частоты одновременно, да так, что они могут отвечать на неожиданные звуки, подражая им. По этой причине малыши до года сначала издают звуки, похожие на писк и визг. Эти звуки являются преобладающими в общем потоке звуковой информации, поэтому ребенок именно им и подражает. По мере взросления диапазон звукового восприятия сужается, и тогда ребенок начинает подражать звукам взрослых, развивая речь.

Пыхтение

Нередко младенцы пыхтят и кряхтят при акте дефекации, при этом сосредоточенно смотрят в одну точку и напрягаются всем телом. Дело в том, что у новорожденных еще не очень сильны брюшные мышцы, потому им приходится потрудиться. Это совершенно нормально, малышам не требуется помощь, они не нуждаются в клизмах и слабительных средствах.

Кроме того, кроха может пыхтеть, когда оказывается в неудобном положении: пытается выбраться из пеленок или перевернуться со спины на живот. Таким образом, пыхтение — знак активной и сосредоточенной деятельности ребенка.

Сопение

Дыхательная система новорожденного несовершенна. Ребенок может сопеть настолько громко, что родители начинают беспокоиться и подозревать простуду. Однако в большинстве случаев тревожиться не стоит: сопение возникает оттого, что переносица новорожденного расположена слишком низко и воздух с трудом проходит через носовые каналы. Постепенно, по мере взросления малыша, переносица поднимется выше, и сопение исчезнет.

Плач

Причин детского плача может быть несколько.

  • Ребенок голоден. При этом малыш открывает рот и причмокивает губами. Выстройте график кормлений, режим дня, и тогда «голодных бунтов» станет намного меньше.

  • Устал и хочет спать. Ребенок трет руками глазки и вертит головкой.

  • Малыша мучают колики. Положите кроху к себе на плечо — возможно, малышу просто надо срыгнуть. Покачайте ребенка, держа на руках или коленях, вверх и вниз, оказывая легкое давление на грудь и животик. Можно воспользоваться рюкзачком-кенгуру или слингом, куда удобно посадить ребенка, и аккуратно, ритмично покачивать. Если плач продолжается, а животик напряжен — дайте средство от колик. Такие препараты действуют быстро: если ребенка действительно мучили газы, минут через 10−15 он должен успокоиться. Нелишним будет сделать малышу легкий массаж животика: круговыми поглаживаниями по часовой стрелке, начиная с правой нижней стороны и далее вверх. Хорошо помогает упражнение «велосипедик», когда вы поочередно сгибаете ножки крохи так, будто он едет на велосипеде. Можно положить на живот прогретую утюгом пеленку.

  • Ребенку холодно. Малыш становится бледным, у него холодеют ручки, ножки, носик, может появиться синева в области носогубного треугольника. Если ребенку жарко, он краснеет и потеет.

  • Скучно. Переключите внимание малыша, перемените род деятельности. Помните, что в этом возрасте дети еще не умеют контролировать свои эмоции, но легко настраиваются на новую волну.

  • Одиноко. Возьмите малыша на руки, покачайте, спойте колыбельную. Телесный и эмоциональный контакт с мамой в первые годы жизни чрезвычайно важен. Недостаток его может затормозить психическое и интеллектуальное развитие ребенка!

Фото
tatyana_tomsickova/Getty Images/iStockphoto

Рычание

Похоже на животный, первобытный звук. Появляется к 5−6 месяцам. Сначала младенцам просто нравится новое умение − издавать рычащие звуки, щекочущие язык. Со временем рычание превращается в ворчание, посредством которого подросший ребенок выражает свое недовольство, гнев, обиду.

Хихиканье

До 4 месяцев младенец приветствует каждого, кто берет его на руки. Перешагнув рубеж 4−5 месяцев, он начинает выделять родителей, бурно реагируя при их приближении, оживленно двигая руками и ногами и издавая тихие бурлящие звуки. Таким образом младенец выражает потребность в общении и эмоциональную связь с близкими. В этот же период малыш порадует вас сначала тихим хихиканьем, а затем и заразительным смехом. Смех — это знак серьезного скачка в эмоциональном развитии, свидетельство того, что ребенок счастлив.

Поначалу дети веселятся, когда их поднимают и резко опускают, ласкают, щекочут. Через некоторое время они находят забавными озорные танцы, глупое кривляние, клоунаду, отвечая громким безудержным хохотом, − это проявление зачатков юмора. Жизнерадостная, оптимистичная атмосфера в доме крайне важна — она содействует сенсорному и двигательному развитию.

Вздохи

Эти звуки появляются через несколько недель после рождения. Пугаться не стоит, как правило, они, наоборот, означают, что малыш расслаблен и ощущает себя в безопасности. Слыша детские вздохи, приглушите свет, выключите громкую музыку, чтобы малыш мог насладиться состоянием покоя, тишины и уюта.

Фото
Getty Images/Westend61

Гуление

Наш мозг состоит из двух полушарий, одно из которых отвечает за речь и мелкую моторику. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Именно поэтому любовь к пальчиковым играм и первые речевые навыки проявляются у детишек в один и тот же период: в 5−6 месяцев дети начинают играть со своими пальчиками и забавляются занятиями «с голосом». Это своеобразная подготовка к овладению языком, которая начинается с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненебные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «гхы», «агхы», «аиы». Следующая ступень — период лепета, послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский писал, что в этот период «ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав „ам-ам“, можно получить еду, а сказав „ма-ма“, можно позвать маму». После 7−8 месяцев родители могут приступать к занятиям артикуляционной гимнастикой, развитием мелкой моторики и формированием правильного звукопроизношения.

Группа российских и финских исследователей изучала звуки агуканья четырех русских и четырех финских младенцев в возрасте 3 и 6 месяцев, записывая их в Санкт-Петербурге и Турку во время общения малышей с их мамами. Исследование выявило, что в первые месяцы жизни все младенцы мира «говорят» на одном языке, однако во втором полугодии возникают звуки, специфичные только для родного языка. Так, у русских стали появляться звуки «гы», «ды», отсутствующие у финнов, а у последних — «тю», «мю», «ки», чего не было у русских.

Нередко взрослые при виде младенца начинают сюсюкать. Однако младенец крайне чувствителен к нормам языка: упрощенная речь и неестественные интонации могут негативно сказаться на развитии речевых навыков у малыша, поэтому сюсюканья следует избегать. Родительская речь должна быть грамотной, ясной, четкой и разнообразной.

Больше полезных и интересных материалов о развитии малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Любовь Пришлая

Страничка логопеда — Тополек

ЧТО  НАДО  ЗНАТЬ  О РАЗВИТИИ  РЕЧИ  РЕБЁНКА

(Из книги Н. С.Жуковой «Учимся говорить правильно»)

 

 Новорожденный ребёнок криком выражает свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мать, ухаживая за ребёнком, разговаривает с ним. Нежный, протяжный тон материнской речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребёнком обязательно и на следующих этапах жизни: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на своё обращение.

  Ребёнку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребёнок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.

   К концу 2-го месяца у ребёнка в ответ на обращённые к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издаёт неопределённые звуки («о», «а» … и т.п.). В это же время у него появляются звуковые сочетания – гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т.п.

   В 3-4 месяца ребёнок всё чаще повторяет одни и те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребёнок улыбается, если строго – плачет. Ребёнок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издаёт какие-то пока ещё нечленораздельные звуки и тем самым упражняет свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребёнка.

   С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребёнка с окружающими его людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определёнными лицами и окружающими предметами. «Мяу» для него становится обозначением кошки, «му»- коровы и т.д. Причём матери в своём обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и. т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».

   Речь взрослых должна быть несколько замедленной, чёткой, что является особенно ценным для усвоения её малышом.

   Очень полезно петь ребёнку несложные детские песенки, в которых имеются повторения одних и тех же слов, например:

                                    Бай, бай, бай,

                                   Ты, собачка, не лай!

                                    Ладушки, ладушки,

                                   Где были? У бабушки… и т. д.

 

 

 Взрослые должны приучать ребёнка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: Дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т.д.

  На первых порах родителям, задавая вопрос ребёнку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришёл?» — «Папа пришёл». «Это кто? – «Киса».

  Если с ребёнком мало разговаривают и он растёт «один», его речевое развитие задерживается.

   Когда у ребёнка нет ещё слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит?( Показать ему игрушку – корову.) – Му», «Как собака лает? – Ав, ав» и т.д.

  Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребёнка. В этом случае у ребёнка значительно повышается восприятие. Следует учить ребёнка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?» «Где зайчик?» «Покажи, где кошечка?» и т.п. Всё это воспитывает у ребёнка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребёнка.

   К двум годам у ребёнка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы  стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.

   В процессе овладения речью у ребёнка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познаёт окружающий мир.

   С двух лет необходимо приучать ребёнка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребёнку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребёнка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Всё, что взрослыми  преподносится ребёнку в речи, должно быть ему понятно и доступно.

  В три года у ребёнка часто остаётся неправильным произношение некоторых звуков (С, З, Щ, Ж, Ч, Ц, Ш, Л, Р ), которые могут самостоятельно исправиться   к

четырём – пяти годам.

  Трёхлетним детям свойственна смягчённость звуков  речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо «шапка», «колёва» — корова). В это время особенно важно говорить с ребёнком, чётко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.

       Какими должны быть условия для правильного развития речи ребёнка?

    Прежде всего он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребёнка, задерживают нормальное развитие  речи.

 Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребёнка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования  речи.

 Родителям не следует говорить слишком быстро – скороговоркой, так как  дети усваивают темп речи старших.

 Ребёнок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.

 Если у ребёнка задерживается развитие речи или его речь неправильна ( с заиканием или с нарушением звукопроизношения) – необходима своевременная логопедическая помощь.

Общение и общение с ребенком в возрасте от 1 до 3 месяцев (для родителей)

Рецензировано: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины

на испанском языке
La comunicación y su hijo de 1 a 3 meses

После стадии новорожденности вы и ваш ребенок начнете получать удовольствие от двустороннего «разговора» — обмена улыбками и звуками. По мере того, как ваш ребенок станет более активным и бдительным, в нем начнет проявляться новая личность.

Как общаются младенцы?

Плач продолжает оставаться основным способом общения ребенка и позволяет родителям понять, что им что-то нужно. У них также могут быть суетливые периоды или они могут плакать, когда их переполняют все виды и звуки мира.

Ваш ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, поворачивая голову и замолкая, улыбаясь или возбуждаясь и двигая ручками и ножками. Когда вы улыбаетесь, ваш ребенок может улыбаться в ответ.

Младенцы открывают в себе способность издавать звуки: скоро у вас будет воркующая и булькающая машинка! Ваш малыш будет «разговаривать» с вами различными звуками. Некоторые младенцы в это время начинают произносить некоторые гласные звуки (например, «а-а-а» или «о-о-о»).

Что мне делать?

  • Чаще общайтесь с ребенком. Ваш ребенок любит звук вашего голоса. Так что разговаривайте, читайте, пойте и воркуйте в течение этих первых месяцев. С энтузиазмом реагируйте на звуки и улыбки вашего ребенка. Расскажите ребенку, на что он смотрит или что делает, и что делаете вы. Называйте знакомые предметы, когда вы прикасаетесь к ним или приносите ребенку.
  • Поговорите с ребенком. Если вы слышите, как ваш ребенок издает звук, повторите его и дождитесь ответа. Вы преподаете своему ребенку ценные уроки о тоне, темпе и чередовании, когда разговариваете с кем-то еще. Это также посылает сообщение о том, что ваш ребенок достаточно важен, чтобы его слушать. Не перебивайте и не отводите взгляд, когда ваш ребенок «говорит» — покажите, что вы заинтересованы и что ваш малыш может вам доверять.
  • Обратите внимание, когда вашему ребенку нужно время для тишины . Иногда дети не в настроении говорить или издавать звуки. Возможно, им нужно отдохнуть от всей стимуляции. Младенцы могут отвернуться, закрыть глаза, стать беспокойными или раздражительными. Если это произойдет, дайте малышу отдохнуть или просто попробуйте обнять его.

Мой ребенок слишком много плачет?

У большинства детей менструация беспокойства начинается примерно в одно и то же время каждый день, обычно она начинается ранним вечером. Хотя все новорожденные плачут и могут быть беспокойными, когда ребенок, который в остальном здоров, плачет более 3 часов в день, более 3 дней в неделю в течение как минимум 3 недель, это состояние известно как колики.

Это может расстраивать, но хорошая новость заключается в том, что большинство детей перерастают его в возрасте 3-4 месяцев.

Когда следует звонить врачу?

Поговорите со своим врачом, если вас беспокоят коммуникативные навыки или слух вашего ребенка. К концу этого периода большинство младенцев:

  • реагируют на громкие звуки
  • издавать звуки, кроме плача
  • улыбайтесь, когда разговариваете с ними
  • улыбнись, когда улыбнешься им

Имейте в виду, что существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети осваивают навыки раньше или позже, чем другие.

Проверил: Mary L. Gavin, MD

Дата проверки: май 2022 г.

Когда дети начинают говорить: лепечет, воркует и произносит первые слова

Это веха, которую многие родители ожидают больше всего: услышать первые слова своего ребенка! Младенцы произносят эти первые слова примерно в возрасте 1 года, но они учат язык с самого рождения. Младенцы начинают говорить после нескольких месяцев впитывания всего, что они слышат и видят, и вам отводится важная роль. Поощряйте языковые навыки вашего малыша, разговаривая, читая, слушая и отвечая ему.

Когда дети начинают говорить?

Вероятно, ваш ребенок сможет говорить, используя несколько простых слов для выражения смысла, в свой первый день рождения.

Но научиться говорить — это сложный процесс, который начинается с рождения и продолжается годами. Задолго до того, как ваш ребенок скажет свое первое слово, он изучает правила языка и то, как взрослые используют его для общения.

Ваш ребенок начнет издавать звуки языком, губами, небом и любыми появляющимися зубами (сначала плачет, затем воркует в первый или два месяца и бормочет около 4 месяцев). По мере того, как ваш ребенок начинает более умело лепетать, примерно в возрасте 6 месяцев, вы можете слышать похожие на слова звуки, такие как «ма-ма», «ба-ба» и «да-да». Однако это не считается настоящим разговором, потому что ваш ребенок еще не понимает значения этих слов.

Примерно к 12 месяцам ваш ребенок произносит несколько слов и знает, что они означают. Они будут продолжать набирать слова и где-то в возрасте 2 лет начнут составлять предложения из двух слов. По мере того, как ваш ребенок совершает умственные, эмоциональные и поведенческие скачки, он все чаще может использовать слова для описания того, что он видит, слышит, чувствует, думает и хочет.

Когда младенцы говорят свое первое слово?

К своему первому дню рождения младенцы говорят одно или два простых слова, таких как «привет», «собака», «папа», «мама», «чашка», «мяч», «пока-пока» или «о-о-о». .» Звуки могут быть не совсем четкими, но они будут понятными. При этом ваш малыш также:

  • Пытаться произносить слова, которые вы произносите
  • Отвечать на простые устные просьбы, такие как «иди сюда»
  • Имитировать различные звуки речи
  • Использовать жесты, например, качать головой «нет» или махать на прощание
  • Понимать слова, обозначающие обычные предметы и людей

Как дети учатся говорить

Вот как вы можете ожидать, что ваш ребенок начнет говорить. Примечание. Если они воспитываются в двуязычной среде, языковые вехи обычно происходят примерно в одно и то же время для обоих языков.

Внутриутробно

Многие исследователи считают, что работа по пониманию языка начинается еще в утробе матери. По мере того, как ваш нерожденный ребенок привыкает к ровному биению вашего сердца, он настраивается на звук вашего голоса и может различать ваш голос среди других.

От рождения до 3 месяцев

Плач — это первая форма общения вашего ребенка. И один крик не подходит всем: пронзительный крик может означать, что они голодны, а хнычущий отрывистый крик может сигнализировать о том, что им нужно сменить подгузник.

Когда ваш ребенок счастлив, он издает очаровательные звуки воркования. Вы можете услышать восхитительный репертуар бульканий, вздохов и воркования.

Что касается способности понимать язык, ваш ребенок начинает узнавать, как звучат слова и как строятся предложения, когда он слушает окружающих.

От 4 до 6 месяцев

Ваш малыш начнет лепетать, сочетая согласные и гласные (например, «ба-ба» или «я-я»). Примерно в 6 месяцев они могут отзываться на свое имя.

Время от времени вы можете слышать первое «ма-ма» или «да-да». Хотя это наверняка растопит ваше сердце, ваш ребенок еще не отождествляет эти слова с вами. Это происходит позже, когда им около года.

Попытки вашего ребенка заговорить будут звучать как монологи потока сознания на другом языке с бесконечными связями слов. Вокализация — это игра для вашего ребенка, который экспериментирует с использованием своего языка, зубов, неба и голосовых связок, чтобы издавать всевозможные забавные звуки.

На этом этапе лепет звучит одинаково, независимо от того, говорите ли вы дома по-английски, по-французски или по-японски. Вы можете заметить, что ваш ребенок отдает предпочтение определенным звукам (например, «ка» или «да»), повторяя их снова и снова, потому что ему нравится, как они звучат и что чувствует их рот, когда он их произносит.

от 7 до 12 месяцев

Когда ваш ребенок сейчас лепечет и издает звуки, он может звучать так, как будто он имеет смысл. Это потому, что они пробуют тона и узоры, похожие на те, что используете вы.

Ваш ребенок начинает придавать значение словам, которые он слышит каждый день. Они начинают связывать слова с действиями, когда слышат, что вы говорите что-то вроде «давай начнем ванну» или «пора садиться в автокресло».

От 13 до 18 месяцев

Теперь ваш ребенок, вероятно, будет использовать несколько слов и будет знать, что они означают. Ваш ребенок даже будет практиковать интонацию, повышая тон, задавая вопрос, говоря: «Ап-пи?» например, когда они хотят, чтобы их несли. Они осознают важность языка, поскольку используют силу для выражения своих потребностей.

Как помочь ребенку начать говорить

Вы можете помочь своему ребенку развить языковые навыки, создав богатую и питательную среду для общения. Вот самые важные дела:

  • Говорить. Вам не нужно болтать без умолку, но разговаривайте с ребенком, когда вы вместе. Опишите, что вы делаете, укажите на вещи, задайте вопросы и ответьте на них. («Как ты думаешь, что она делает? О, она поднимает кошку».)
  • Читать. Чтение ребенку — отличный способ познакомить его с новой лексикой, познакомить его с тем, как строятся предложения и как складываются истории. Детские книжки с рифмами и повторениями особенно полезны.
  • Слушай. Когда ваш ребенок разговаривает с вами, будьте хорошим слушателем – смотрите на него и отвечайте, даже если вы не понимаете, о чем он говорит. («Вы просите завтрак? Думаю, пора поесть!»)
  • Веселитесь. Научите своего малыша издавать звуки животных, пойте песни, подражайте мимике вашего ребенка и смейтесь, когда он смеется. Используйте звуки, когда вы играете, заставляя игрушечную машинку говорить «р-р-р» или издавая лопающиеся звуки для пузырей в ванне.

Что делать, если ваш ребенок не говорит

Вы лучший человек, чтобы оценить развитие речи вашего ребенка. Если у ребенка проявляются какие-либо из перечисленных ниже признаков, поговорите с врачом вашего ребенка о возможной задержке развития или проблемах со слухом.

Ваш педиатр может направить вашего ребенка на обследование к детскому логопеду. (У Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха есть каталог сертифицированных терапевтов с возможностью поиска.)

В качестве альтернативы, кабинет вашего врача, детский сад или местная школа могут направить вас в программу раннего вмешательства в вашем районе, которая обычно координируется через окружная или государственная школьная система, которая обеспечивает бесплатное обследование на наличие языковых проблем.

Некоторые признаки, на которые следует обратить внимание:

  • К 2 месяцам не реагирует на громкие звуки
  • К 4 месяцам не воркует и не издает звуков
  • К 6 месяцам не произносит гласных звучит как «а», «а», «о»
  • К 6 месяцам не смеется и не издает визжащих звуков
  • К 9 месяцам не лепечет («мама», «баба», «папа» «)
  • К 9 месяцам не отзывается на свое имя
  • К 12 месяцам не произносит отдельные слова, такие как «мама» или «папа»
  • К 18 месяцам не произносит как минимум пять слов
  • К 18 месяцам не запоминает новые слова

После того, как ваш ребенок начнет говорить, что дальше?

Как только ваш ребенок начнет говорить, вы, вероятно, услышите взрыв речи в возрасте от 1 до 2 лет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *