Содержание

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

13 февраля 2017

Ликбез

Образование

Проверенные методы для тех, кто хочет прокачать собственную память, подготовиться к выступлению или уроку литературы.

Поделиться

0

Читайте стихотворение вслух

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

Как научить ребенка легко запоминать стихи и тексты

А вы знали, что есть очень эффективная техника для развития памяти и речи у детей, которая поможет вашему ребенку быстро и легко запоминать любые стихи и пересказывать тексты? Называется она мнемотехника. Кто-то из вас, может, уже и пробовал ее, но мы рассмотрим конкретные примеры мнемотаблиц, чтобы вы сразу могли их применять.

Что такое мнемонемотехника и в чем ее преимущества?

Вспомните любой фильм, который вы смотрели. Смогли бы сейчас пересказать о чем он? Думаем, без проблем.

А теперь вспомните содержание школьного учебника по химии или последовательность точных чисел. Ничего не приходит на ум? Скорее всего, нет. И это неудивительно! Ведь наш мозг неохотно запоминает точную информацию, поэтому нам приходится ее заучивать.

А вот при просмотре художественного фильма или при чтении интересной книги в нашем мозгу возникает большое количество образов и ассоциаций, благодаря которым мы быстро и легко запоминаем сюжет.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко будут откладываться в памяти ребенка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Мнемотехника для обучения детей используется для:

  • заучивания стихотворений и пересказа текстов;
  • решения математических задач;
  • решения головоломок и загадок;
  • развития слуховой и зрительной памяти;
  • формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.

Благодаря использованию мнемотехники у ребенка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.

Как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой?

В рамках этой статьи мы будем рассматривать мнемотаблицы для детей.

Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.

Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.

Чтобы ребенок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет.

Учим с ребенком стихи по мнемотаблицам

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребенком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.

Итак, выбираем любое стихотворение, например:

И составляем по нему мнемотаблицу.

Такая визуализация поможет ребенку запоминать материал в два раза быстрее.

Разберем еще один стих:

Также составляем мнемотаблицу по нему.

Видите, как легко! Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нем соответствующие картинки. Главное, чтобы ребенку было понятно. Либо картинки можно скачать в интернете, они не обязательно должны быть красивыми. Главное правило при составлении мнемотаблиц, чтобы они отображали суть. На первый взгляд кажется, что поиск картинок займет очень долгое время, но по факту у вас на это уйдет около 5-7 минут.

Учимся пересказывать небольшие тексты по мнемотаблицам!

А теперь рассмотрим, как научить ребенка пересказывать тексты. Возьмем, к примеру, такой текст:

Теперь переводим текст в мнемотаблицу.

Все просто и понятно! А также при помощи мнемотаблиц вы можете разбирать с ребенком природные явления, действия, эмоции и все то, что наглядно воспринимается легче, чем на словах.

Развиваем воображение ребенка при помощи мнемотехники

Это веселое и интересное упражнение понравится даже вам. Суть такова, что нужно придумать смешную историю с изображениями, которые вы видите на рисунке ниже.

Например: «Птичка захотела полететь в теплые края. Но объелась пирожных и не смогла взлететь. Тогда она решила поплыть на корабле. На палубе она встретила толстого кота, который прилип к меду, разлитому на диване. Мимо проходила собака, которая шла к повару, чтобы ловить мух, которые все время попадают в суп. Но вдруг собака услышала музыку, под которую танцевал веселый жираф, и стала танцевать вместе с ним. Потом к ним присоединилась птичка и кое-как отлепившийся от дивана кот. Так образовалась компания веселых друзей, которые вместе отправились в теплые края».

Не бойтесь дать волю воображению, и хорошее настроение вам с ребенком обеспечено. По такому же принципу можно играть с игрушками и домашними предметами.

Как правильно пользоваться мнемотаблицами?

Ну а теперь несколько советов о том, как правильно пользоваться мнемотаблицами, чтобы получать желаемый результат.

Правило №1 – картинки должны быть яркими и несложными, чтобы ребенку было легко и интересно заниматься по ним.

Правило №2 – никакого принуждения. Это не учеба, а веселая игра.

Правило №3 – не перегружайте ребенка и не показывайте ему больше двух мнемотаблиц в день.

Инструкция: как учить стих по мнемотаблице:

  1. Сначала прочитайте вслух стихотворение или текст. Если ребенок умеет, пусть сам прочтет.
  2. Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребенку картинки.
  3. Спросите, все ли понятно ребенку.
  4. Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
  5. Спросите ребенка, все ли он запомнил и пусть пробует отвечать по таблице.

Скачивайте бесплатно стишки вместе с готовыми мнемотаблицами и попробуйте эту волшебную технику с ребёнком прямо сейчас!

Готовая подборка стишков! Чтобы получить бесплатно — жми по стрелке

Желаем успехов в освоении мнемотехники и приглашаем к нам на бесплатный пробный урок. Научим вашего ребенка читать в игровой форме. Ему понравится учиться, и он удовольствием будет заниматься сам.

Переходите по ссылке и записывайтесь на бесплатное занятие здесь.

Читайте также:

9 лайфхаков: как быстро запоминать информацию ребенку

Как развить логическое мышление у ребенка? Игры-пятиминутки

Как развить креативное мышление у ребенка в домашних условиях? Методы ТРИЗ для детей от 5 лет

Знакомство с поэзией для детей

Будучи родителями, большинство из нас знает, как важно читать детям. Мы регулярно делимся с ними книгами и призываем их брать в библиотеке. Однако иногда мы забываем убедиться, что наши дети получают сбалансированную диету для чтения. К сожалению, поэзию можно исключить из меню, и это такой позор. Хорошей новостью является то, что стихи часто бывают короткими, поэтому легко вставить стихотворение или стишок в свободную минуту дня.

Самый простой способ начать знакомить детей со стихами — это найти сборники детских стихов для детей дошкольного возраста. В местных библиотеках они будут, возможно, в специальном отделе настольных книг. Чтение, заучивание, повторение или пение детских песенок действительно помогает малышам развивать навыки, необходимые для чтения. Как говорит Мем Фокс в книге «Почему чтение действительно волшебно», «…если дети знают шесть детских стишков к четырем годам, они, скорее всего, будут в лучшей группе по чтению в школе к восьми годам». Мы можем включить поэзию в игру, поощряя наших детей использовать игрушки, чтобы разыграть «Шалтай-Болтай» или «Маленькая мисс Маффет». Когда мы идем в парк, интересно найти детскую песенку, которая соответствует ритму наших шагов, и пропеть ее вслух. Младенцы любят такие стишки, как «Вокруг сада» или «Я маленький чайник», и малыши вскоре могут копировать слова и действия.  

Следите за книгами со стихами для детей в библиотеке или книжном магазине. Как только вы найдете несколько поэтических антологий или книг, попробуйте включить их в рассказ каждый день или вечер. Для детей, которые могут подумать, что они слишком стары для детских стишков, поищите короткие веселые стихи. Дети любят поэзию, которая заставляет их смеяться. Одним из замечательных мест, где можно найти такие материалы, является Giggle Poetry, веб-сайт с множеством стихов, которые любят дети. Poetry4Kids Кенна Несбитта — еще одно классное онлайн-пространство для обмена стихами с детьми, в котором есть удобный словарь рифм.

Особая книга, на которую стоит обратить внимание, — это World Rat Day , написанная бывшим лауреатом премии Детского поэта США Дж. Патриком Льюисом. В нем есть стихотворение для особых (и причудливых!) дней с иллюстрациями Анны Рафф, которые также пощекочут детские забавные кости. Отмечать эти дни соответствующими стихами — хороший и простой способ интегрировать больше поэзии в повседневную семейную жизнь.

Когда мы делимся стихами, я считаю важным помочь детям наладить связь со своей собственной жизнью. Мы можем задавать такие вопросы, как «Это вам что-то напоминает?» «Вы когда-нибудь чувствовали то же, что и поэт?» «Какая часть вам понравилась больше всего?»

Игра со словами — важная часть добавления поэзии в жизнь детей. Я люблю использовать ЛЮБУЮ ситуацию, чтобы показать, насколько интересен и интересен наш язык. Каламбуры, шутки и загадки могут привести к дискуссиям о словах, строительных блоках языка. Очень простое действие, которое можно выполнить во втором или третьем чтении вслух рифмованной книжки с картинками, — изменить рифмующееся слово в конце предложения, а дети поправят вас. Папы в этом молодцы! На моей странице Book Chook Bag of Tricks вы найдете еще несколько словесных игр, которые можно использовать в автомобильных поездках и которые вскоре станут любимыми для всей семьи.

Сочинять стихи с младшими детьми тоже важно. Это может быть так же просто, как отпраздновать дни рождения родственников, сочинив для них в соавторстве рифмованное двустишие или короткий стих. Еще одна простая и забавная идея — взять знакомый детям стишок или стихотворение и придумать что-то новое. Это причудливый способ сказать, что мы изучаем слова поэта и слегка изменяем их, чтобы придумать новое стихотворение. Таким образом, мы можем взять «Хигглти, пигглти, поп / Собака съела швабру» и изменить его на «Хигглти, пигглти, джига / Кошечка танцевала со свиньей».

Является ли поэзия регулярной частью читательского рациона вашей семьи? У вас есть какие-нибудь специальные поэтические книги или стихи, которые вы и ваши дети любите? Пожалуйста, поделитесь ими на странице Scholastic Parents в Facebook!

9 способов помочь вашему ребенку полюбить поэзию

Используйте Национальный день поэзии как предлог, чтобы насладиться творческой игрой слов, которую может предложить поэзия! Развивайте в своем ребенке начинающего поэта с помощью этих игр и занятий и улучшайте его навыки грамотности в увлекательной игровой форме.

или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам

Будь то мудрые слова умпа-лумпов, короткие лимерики Эдварда Лира или классические сказки доктора Сьюза, поэзия уже давно используется в детских книгах как способ общения в другом, увлекательном стиле . Рифмованные стихи имеют естественный музыкальный элемент, который облегчает их запоминание, в то время как нерифмованные стихи захватывают красивые образы так, как блок текста может быть не в состоянии.

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ набор инструментов для творческого письма!

  • Рабочие тетради KS1 и KS2
  • Полно листов с подсказками и вдохновляющими идеями
  • Советы по структуре рассказа, руководства по стилю и предложения по редактированию

Загрузить БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы National Day Poetry сегодня

2 чтобы помочь детям заниматься поэзией и узнать, что отличает ее от других форм письма.

Сосредоточьтесь на одной или всех этих трех областях, когда вы и ваш ребенок говорите о поэзии.

Рифмование

  1. Оживите ежедневную прогулку в школу или поездку в супермаркет, попрактиковавшись в рифмовании. Может ли ваш ребенок придумать рифмы для предметов, которые вы видите в своих путешествиях? Чем глупее, тем лучше!
  2. Скажите ребенку фразу, и пусть он ответит рифмованной фразой.
  3. Попросите вашего ребенка целый день говорить стихами, даже если это требует составления слов!

Воображение

  1. Попросите ребенка выбрать слово из шляпы и описать образы и мысли, которые приходят ему в голову, когда он читает его вслух.
  2. Используйте магнитные полоски для стихов или напишите отдельные слова на клочках бумаги, чтобы создать стихи свободного стиха. Соберите семью и по очереди выберите слово, чтобы добавить его в стихотворение.
  3. Попробуйте написать разные стихи, связанные с определенными правилами. Например, хайку — это стихотворения из трех строк, в каждой из которых есть определенное количество слогов — пять, семь и пять соответственно. Кеннинги обогащают поэзию, используя фразу из двух слов вместо существительного из одного слова. В стихотворениях ABC каждая строка начинается с последовательной буквы алфавита — посмотрите, как далеко может продвинуться в алфавите ваш ребенок. Или проявите креативность с помощью стихотворения о форме, которое написано о форме и выглядит как эта форма!

Поэты

  1. Помогите ребенку выучить наизусть короткое стихотворение — отличный способ улучшить память и уверенность в себе.
  2. Выберите стихи, написанные столетия назад такими поэтами, как Джон Донн, лорд Байрон и Уильям Блейк, и сравните их со стихами, написанными сегодня (вы можете найти недавних лауреатов поэтической премии в The Poetry Society. Спросите ребенка, замечают ли они различия в написании). стиль, используемые слова и т. д.
  3. Прочтите вслух сборник детских стихов. Майкл Розен, Роальд Даль и Шел Сильверштейн — замечательные детские поэты, с которых можно начать, или вы можете взять целую сокровищницу стихов в библиотеке.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *