Содержание

Как помочь ребёнку заговорить и нужно ли вообще это делать

«Когда мой ребёнок заговорит? Я (или кто угодно) в этом возрасте уже и стихи, и песни, и „Сон в летнюю ночь“ по ролям разыгрывала!». Вы смотрите на других детей, на себя в воспоминаниях, видите инстаграмы, где милые кудрявые малыши выдают день за днём то, что Чуковскому не могло и присниться. И всё больше с каждой минутой нервничаете: когда уже, когда, что с ним не так? Узнали себя? Усаживайтесь поудобнее, мы это тоже проходили.

Конечно, тут бы показать ребёнка хорошему неврологу или логопеду. Но мы все боимся страшного вердикта «задержка речевого развития», как боимся любой детской болезни или отклонения. Потому что не знаем, что с этим делать. Самый совершенный механизм вдруг даёт сбой — паника!

Спокойствие, только спокойствие

Во-первых, нужно заставить себя не паниковать и вообще поменьше волноваться на эту тему. Да, это очень, очень сложно. Да, хочется побыстрей услышать, как болтает ваш малыш. Да, хочется поговорить с ним на вашем языке, хочется поделиться этим с родными и друзьями. Да, всё это ещё сильнее фрустрирует, но простая истина заключается в том, что переживания и зацикленность мамы на речи вряд ли помогут ребёнку заговорить. Как раз наоборот, в крайних случаях эффект может быть противоположный: на почве собственных расстройств мама может увлечься «развивашками» и не заметить, как игры превратятся в давление на ребёнка, затормозив таким образом развитие речи.

Сама по себе задержка речи не страшна — каждый ребёнок развивается по собственному расписанию

Даже принятые докторами нормы имеют погрешность в три-шесть месяцев (это только для одного ребёнка, но и у самих докторов нормативы часто отличаются друг друга). Почему не дольше, фиксировано ли это время? Как пишут известные учёные-нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг в своей книге «Тайны мозга вашего ребёнка», дело в том, что у маленьких детей нейронные связи в мозге, отвечающие за те или иные функции, развиваются стремительно. Поэтому этот отрезок времени — четверть или половина года в возрасте до трёх лет — на самом деле огромный срок. И наверняка структура уже выстроилась, но пока не проявилась. Либо же как раз наоборот — есть какие-то нарушения, и их нужно ловить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.

Поэтому — наблюдайте. Наблюдайте за поведением ребёнка, за его изменениями. Это, кстати, отличный способ заглушить переживания — записывать в блокнот ежедневные события и развлечения. Что-то вроде дневника. Наблюдения помогут увидеть динамику или её отсутствие. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что два понедельника назад «где» было просто звуком, а сегодня есть уже два «где» — для людей и для спрятанных предметов, и они совершенно разные фонетически. Кстати говоря, это уже речь.

Как вовремя распознать нарушения речи у ребёнка

Кроме того, станет наконец очевидно, как многому ребёнок учится, и что даже за один день происходит череда маленьких прорывов и скачков. Это касается не только слов, но и действий, степени понимания и запоминания, эмоций и их выражения и даже «мелких бытовых обязанностей», которым вы и не планировали учить ребёнка, а он однажды утром, пока вы делаете ему кашу, берёт и делает вам кофе.

Суть в том, что отставание в речи всегда идёт рука об руку с отставаниями в моторном — и в частности — в мелкомоторном развитии

«Возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение. Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики», — объясняют Амондт и Вонг. Поэтому если есть проблемы в речи, то они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение (здесь мы говорим именно о неумении, а не о нежелании) выразить свою мысль словами.


Говорящие колобки пусть останутся в магазинах

Многофункциональные чудо-игрушки, роботы, обучающие говорить, карточки с однокоренными словами — это всё, мягко говоря, не имеет никакого отношения к развитию речи. Но это не значит, что ребёнку не нужно или нечем помочь «разболтаться». Советский физиолог Марионилла Кольцова ещё 40 лет назад объяснила, почему развитию речи отлично способствуют известные всем с детства пальчиковые игры. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи

Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи», — пишет она в книге «Ребёнок начинает говорить». И там же приводит несколько возможных вариантов игр с пальцами.

К ним же относятся завязывание-развязывание шнурков, перебирание крупы и «пальчиковый театр» — животные и сказочные персонажи, которые надеваются на пальцы.


Не молчите

Известный факт, что дети (особенно ещё не говорящие дети) отражают и ретранслируют родительское поведение практически во всех аспектах своей жизни — от настроения и поведения до манеры сидеть за столом. Речь не исключение. Поэтому моторика моторикой, но в первую очередь посмотрите на себя: а вы сами достаточно разговариваете с ребёнком? Если вы только отдаёте команды — идём гулять, поешь, убери игрушки — так дело не пойдёт. Совет прост и очевиден.

Старайтесь разговаривать с ребёнком обо всём. Если он не отвечает вам на вашем языке — это ещё не значит, что он не отвечает вам совсем или не понимает вас

Рассказывайте ему о том, что вы делаете прямо сейчас, о том, чем займетесь на прогулке, перед сном обсуждайте, как прошёл день. Проговаривайте слова, на которые он обратил внимание, обыгрывайте их. Покажите ему, как произнести сложное слово. Всё это не просто сентиментальные мелочи и не только про налаживание контакта и связи — это и про речь. В какой-то момент ему захочется повторить за вами одно слово, потом другое, третье, а потом ещё, и ещё, и ещё, и вы уже не сможете его остановить.


На его языке

Советский психолог Лев Выготский называл переход от безъязычного к языковому периоду развития периодом автономной речи («Вопросы детской психологии»). Это язык, созданный самим ребёнком на основе взрослого языка, но не повторяющий его и живущий по собственным законам. При этом ребёнок отлично понимает взрослую речь, то есть язык, на котором говорит окружающий его социум. Но значения его слов не совпадают со значением наших слов. Эти лексемы вообще сложно называть словами в привычном смысле — больше они похожи на обрывки слов, обозначающие часто целые категории (например, слово «бак», означающее в речи ребёнка «собаку», может одновременно быть волком, лисой, то есть всеми животными, похожими на собаку, а может «перекинуться» и на белку, потому что она такая же рыжая, как лиса, на владельца какой-то конкретной собаки и так далее).

Важно понимать, что такая речь — это необходимый и важный период, во время которого ребёнок осваивает язык как инструмент и систему, и по максимуму помогать ему в этом

Лингвист Стелла Цейтлин обращает внимание на то, что на этом этапе родителям не стоит пренебрегать так называемым языком нянь. Всевозможные «машинка би-би» и «собачка гав-гав» несут в себе важнейшую функцию: ребёнок понимает, что его понимают. В то же время достоверных сведений о причинно-следственных связях между речью, которую использовали родители в общении со своими маленькими детьми в этот период, и временем появления речи у ребёнка нет. Но есть достоверные сведения, что те дети, с которыми больше разговаривали, сами заговорили раньше и имели больший словарный запас.


Проблема поколения

Если вы всё ещё переживаете о том, что дочь подруги заговорила раньше вашего сына, а сами вы с года по ролям, то вот вам ещё один факт: вы не одни. В последние 10-15 лет педиатры, психологи и лингвисты отметили тенденцию к более позднему появлению речи у детей — после двух лет. Пока эта ситуация не изучена настолько, чтобы можно было точно назвать причины повсеместной «задержки», но некоторые специалисты делают предположения. Дело, по их мнению, может быть в том, что родители, пытаясь успеть за своими друзьями, коллегами и миром соцсетей, стали меньше общаться с детьми.

Почему не нужно пытаться вложить в ребёнка как можно больше знаний в раннем возрасте

Второй причиной называют, как раз наоборот, бесконечную материнскую болтовню. «Ребёнку даже не нужно ничего говорить, его и так понимают и предугадывают все его желания», — говорят они и цитируют анекдот про того мальчика, которого до пяти лет всё устраивало.

Именно для сохранения золотой середины логопеды советуют не настаивать и не говорить за ребёнка всё, а побуждать его к говорению

Не просить напрямую сказать какое-то конкретное слово, а задавать наводящий вопрос. Например, вместо «скажи мяч» спросить ребёнка «во что ты играл с папой сегодня на прогулке? что у меня в руках?» или просто «что это?» Вместо «скажи Маша» — «как зовут твою маленькую сестру?». Даже если ответы не последуют, ребёнок, так или иначе, задумается о них и внутренне вам ответит. А если ответит на своём языке — не раздражайтесь и не отчаивайтесь, лучше похвалите и произнесите по-своему.


Не бойтесь врачей

Всё вышесказанное совсем не означает, что нужно избегать врачей и целыми днями заставлять ребёнка перебирать фасоль. Вообще-то самая главная заповедь современной мамы — если чувствуешь, что что-то не так, и не знаешь что, обратись к специалисту. Но чувства мамы тут понятны. Специалистов много, все они поют на разный лад, один невролог требует 15 слов от годовалого ребёнка, а второй не считает молчание и в два года критичной историей. И вообще все они чужие, проще спросить у подруги или залезть в интернет, там хоть и пугают, но как-то более отстраненно.

Неврологи, конечно, не преследуют цели напугать родителей. Они стремятся определить нарушения в развитии (если они есть) на ранней стадии

А так как задержка речи может говорить о многих тяжёлых заболеваниях или отклонениях, не заметных в первые два года жизни, на умение ребёнка говорить и на его стремление овладеть языком обращается пристальное внимание. Если же врач (невролог, психолог, логопед) посчитал, что это всё-таки ваш диагноз, то не стесняйтесь поинтересоваться у него, почему он сделал такое предположение — только по количеству слов или есть ещё какие-то признаки отставания, и есть ли острая необходимость в «стимуляции». И потом обязательно расскажите ребёнку о ваших дальнейших планах, вам он обязательно ответит.

Бонусом мы собрали советы неврологов, логопедов и психологов о том, что делать не надо, если вы считаете, что речь ребёнка опаздывает:

  • Не усаживайте ребёнка смотреть мультфильмы. Какими бы «развивающими» и продуманными они ни были — они несут в себе совершенно другую цель. Для маленького ребёнка мультфильмы — это прежде всего образ и только потом диалоги и мораль. А образов и историй у него полно и вокруг.
  • Не искажайте свою речь. «Машинка едет „би-би“» и «бибика вжик-вжик» — два совершенно разных предложения. В первом понятно, что машина едет и издаёт вот этот звук, но «бибика» — это совершенно лишнее. Если ребёнок сам придумает это слово — оставьте его ему. Но вы для него эталон, говорите качественно.
  • Не подкупайте. «Скажи „мама“ — дам конфетку» — не надо так. Речь нужна не для того, чтобы получать конфетки, и конфетки раздают не за выполнение условий.
  • Не шантажируйте. То же самое, только наоборот. Не лишайте ребёнка пряников за то, что он не говорит.
  • Не настаивайте и не заставляйте. Он может совсем замкнуться в знак протеста.
  • Не зацикливайтесь.

Изображение на обложке: iStockphoto / dimafoto

Как научить ребенка говорить правду?

Оглав­ле­ние

  • Почему дети фан­та­зи­руют и зачем они врут
  • Правду и только правду!
  • Как научить ребёнка быть правдивым?
  • Как сбе­речь «полез­ную» фантазию?

Между дет­ской ложью и фан­та­зией — очень тон­кая грань. Как отли­чить фан­та­зи­ро­ва­ние от неправды, и где кро­ется при­чина послед­ней: в страхе нака­за­ния, невер­ном стиле вос­пи­та­ния или в чём-то ещё? Как при­учить ребёнка гово­рить правду и помочь ему делать это своевременно?

Почему дети фантазируют и зачем они врут

Пыта­ясь понять, при­ду­мы­вает ребё­нок или лжёт, ста­рай­тесь ана­ли­зи­ро­вать мотивы его пове­де­ния. Фан­та­зии имеют цель рас­кра­сить жизнь малыша, ожи­вить его рас­сказ или смяг­чить непри­ят­ные пере­жи­ва­ния. Их можно счи­тать свое­об­раз­ной игрой, кото­рая не пре­сле­дует ника­кой выгоды. Что каса­ется лжи, то она исполь­зу­ется ребён­ком либо для того, чтобы избе­жать нака­за­ния, насмешки и дол­гих объ­яс­не­ний, либо для полу­че­ния желаемого.

Фан­та­зёры. Дети, скры­ва­ю­щие правду за фан­та­зи­ями, как пра­вило, обла­дают ярким тем­пе­ра­мен­том, не поз­во­ля­ю­щим мириться с обы­ден­но­стью и ску­кой. Их вооб­ра­же­ние непре­рывно про­из­во­дит сце­на­рии аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти, по кото­рым могли бы раз­во­ра­чи­ваться собы­тия. Но вме­сто того, чтобы ска­зать: «Вот было бы здо­рово, если бы на чер­даке нахо­ди­лась машина вре­мени!» ребё­нок гово­рит: «А у нас на чер­даке есть машина вре­мени – представляешь?!»

В силу воз­раста и бога­того вооб­ра­же­ния, мно­гие дети не делают раз­ли­чий между реаль­но­стью и фан­та­зи­ями, вос­при­ни­мая и сюжеты филь­мов как явле­ния повсе­днев­ной жизни. Напри­мер, шорохи в при­хо­жей, про­из­во­ди­мые котом, ребё­нок интер­пре­ти­рует как сви­де­тель­ство при­сут­ствия там Смурфиков.

В неко­то­рых слу­чаях фан­та­зии выпол­няют роль БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ защиты от болез­нен­ной инфор­ма­ции. Так, ребё­нок из непол­ной семьи может вза­хлёб рас­ска­зы­вать при­я­те­лям об отце-путе­ше­ствен­нике, кото­рый никак не успеет при­быть из устья Ама­зонки на школь­ный празд­ник. Заста­вить фан­та­зёра при­знаться в том, что это выдумка – зна­чит нане­сти ему серьёз­ную травму. Ведь он сам верит в то, что рассказывает!

Лгу­нишки. Дет­ский обман отли­ча­ется от лжи взрос­лых своей недаль­но­вид­но­стью. Если зре­лый чело­век гово­рит неправду, рас­счи­ты­вая на несколько ходов впе­рёд, то ребё­нок про­сто пря­чется от реаль­но­сти, не заду­мы­ва­ясь о послед­ствиях. Вот наи­бо­лее частые при­чины дет­ского обмана.

1) Страх нака­за­ния. Пожа­луй, это самая частая при­чина, по кото­рой дети гово­рят неправду. Даже если ребёнка нико­гда тол­ком не нака­зы­вали, он может бояться роди­тель­ского гнева, потому что слы­шал от дру­гих детей, будто за сло­ман­ную игрушку лишают теле­ви­зора или даже бьют. Поэтому чем настой­чи­вее роди­тель доби­ва­ется правды, тем упор­нее малыш наста­и­вает на лжи­вой вер­сии про­изо­шед­шего: раз уж взрос­лые так раз­дра­жа­ются, не зная истины, что же будет после признания?

Понять, что ребё­нок гово­рит неправду, не так уж сложно. Вам может бро­ситься в глаза наиг­ран­ное весе­лье или уди­ви­тель­ное послу­ша­ние, кото­рые ребё­нок демон­стри­рует сразу после раз­го­вора. Так он пыта­ется уве­рить роди­те­лей в том, что всё в порядке.

Чтобы ребё­нок решился на при­зна­ние, важно про­де­мон­стри­ро­вать своё жела­ние понять его, а не про­сто доко­паться до истины. Поста­рай­тесь сохра­нить доб­ро­же­ла­тель­ность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он ска­жет правду. Напри­мер: «Объ­ясни, пожа­луй­ста, как сло­ма­лась игрушка, и мы пой­дём пить чай». Важно, чтобы малыш понял, что вы стре­ми­тесь разо­браться в при­чи­нах про­изо­шед­шего и помочь ему, а не найти повод для наказания.

2) Страх насмешки. В этом слу­чае ребё­нок обе­ре­гает увле­че­ния или собы­тия своей жизни от вни­ма­ния взрос­лых. Уло­вив нотки снис­хо­ди­тель­но­сти в тоне роди­те­лей, он «закры­ва­ется». В резуль­тате, на все вопросы от отве­чает отри­ца­нием или гово­рит то, что, как он пола­гает, от него хотят услы­шать. Напри­мер, сын может уве­рять вас, что это не он достал из шкафа пакет со сво­ими ста­рыми игруш­ками, чтобы не воз­никло сомне­ний в его «взрос­ло­сти». Заслу­жить дове­рие ребёнка удастся только тогда, когда вы про­явите искрен­ний инте­рес к его увле­че­ниям, даже если это идёт в раз­рез с вашими пред­став­ле­ни­ями о том, чем он дол­жен увле­каться. Допу­стим, можно вспом­нить, где была куп­лена ста­рая игрушка, выра­зить свою радость по поводу её пре­крас­ной сохран­но­сти, а затем пред­ло­жить вме­сте поиг­рать с ней. Воз­можно, в конце игры он ска­жет: «А зна­ешь, это я её нашёл!».

3) Жажда наживы. Стре­мясь полу­чить жела­е­мое, ребё­нок часто пыта­ется вызвать у взрос­лых жалость, уми­ле­ние или чув­ство вины с помо­щью лжи. Так, если дочка хочет, чтобы ей купили новую куклу, она может рас­ска­зы­вать со стра­даль­че­ским лицом о том, что у ста­рой волосы пере­стали рас­чё­сы­ваться, руки не гнутся, а голова не пово­ра­чи­ва­ется. Дока­за­тель­ством лжи­во­сти этих утвер­жде­ний может быть отказ в ответ на пред­ло­же­ние взрос­лого почи­нить или хотя бы посмот­реть на опи­сан­ные неполадки.

Если вы заме­тили неис­крен­ность ребёнка, прямо ска­жите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую куклу. Но тебе вовсе необя­за­тельно ругать ста­рую. Мы можем пого­во­рить о том, какой пода­рок ты хочешь полу­чить на день рож­де­ния или на 8 Марта». Подоб­ный диа­лог помо­жет ребёнку понять, что откры­тое выска­зы­ва­ние своих жела­ний повы­шает шансы на успех.

Правду и только правду!

Ребёнку, кото­рый не при­вык делать над собой воле­вое уси­лие, чтобы не под­да­ваться потоку ярких ассо­ци­а­ций или при­зна­ваться в непри­гляд­ных поступ­ках, трудно понять, для чего нужно гово­рить правду. Ему кажется, что это важно для дру­гих, а не для него самого. Поста­рай­тесь раз­убе­дить его.

1. Без­опас­ность. Рас­ска­жите ребёнку притчу о маль­чике, кото­рый в шутку кри­чал: «Волки, волки!» — и люди ему верили, а потом в минуту реаль­ной опас­но­сти никто не при­шёл на помощь. При­знай­тесь сыну или дочери, что вам трудно вос­при­ни­мать все­рьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симп­томы были при­ду­маны для того, чтобы не идти в дет­ский сад.

2. Сохра­не­ние дове­рия. Спро­сите ребёнка, как бы он стал отно­ситься к чело­веку, кото­рый обе­щал пода­рить игрушку ему, а потому пода­рил её кому-то дру­гому? Или, напри­мер, ска­зал, что не пой­дёт гулять, а сам отпра­вился в парк с ком­па­нией? Объ­яс­ните малышу, что никто не ста­нет счи­тать его хоро­шим дру­гом, если он не оправ­ды­вает чужого дове­рия. Если чело­век увле­ка­ется сво­ими фан­та­зи­ями или наме­ренно лжёт, окру­жа­ю­щие теря­ются и не пони­мают, какой он на самом деле, поэтому пред­по­чи­тают общаться с более пред­ска­зу­е­мыми людьми.

3. Объ­ек­тив­ная оценка самого себя. Рас­ска­жите ребёнку об инте­рес­ных осо­бен­но­стях чело­ве­че­ской памяти: рас­ска­зы­вая много раз одну и ту же выду­ман­ную исто­рию, легко забыть, что же про­изо­шло на самом деле. Поэтому «хро­ни­че­ское» фан­та­зи­ро­ва­ние или ложь мешают быть чест­ным с самим собой. При­ве­дите в при­мер ситу­а­цию, когда дети друг другу рас­ска­зы­вают «стра­шилки», а потом начи­нают сами бояться того, что при­ду­мали. Или слу­чаи, когда люди ссы­ла­ются на «боль­ную ногу» или «неудоб­ную обувь», меша­ю­щую тан­це­вать, и боятся при­знаться самим себе, что про­сто не умеют кра­сиво дви­гаться под музыку. Воз­можно, ребёнку будет непро­сто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опас­но­сти лжи. Время от вре­мени воз­вра­ща­ясь к этой теме, вы помо­жете сыну или дочери убе­диться в том, как важно быть чест­ным с самим собой.

Как научить ребёнка быть правдивым?

Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ гово­рить правду, роди­те­лям важно соблю­сти баланс в своей реак­ции на ложь и фан­та­зии. С одной сто­роны, нужно демон­стри­ро­вать малышу, что его ложь заметна, и их это оби­жает. С дру­гой сто­роны, необ­хо­димо демон­стри­ро­вать своё пони­ма­ние труд­но­стей, испы­ты­ва­е­мых ребён­ком, и ока­зы­вать эмо­ци­о­наль­ную под­держку, чтобы он стре­мился к дове­ри­тель­ным отношениям.

1. Твёрдо, но дру­же­любно наста­и­вайте на том, чтобы ребё­нок ска­зал правду. Однако не торо­пи­тесь и выдер­жите неболь­шую паузу. Даже взрос­лому чело­веку тре­бу­ется время, чтобы собраться с духом, а уж малышу и подавно! Пока ребё­нок мол­чит, под­дер­жите его, взяв за руку, обняв или при­сев рядом на корточки.

2. Про­явите пони­ма­ние. Обе­щайте не ругаться и сохра­няйте спо­кой­ствие в тече­ние рас­сказа малыша. Это при­даст малышу уве­рен­ность и, видя ваше искрен­нее жела­ние разо­браться в ситу­а­ции, он пред­по­чтёт изба­виться от тяж­кого груза.

3. Рас­ска­жите о том, что тай­ное все­гда ста­но­вится явным. При­ве­дите несколько жиз­нен­ных при­ме­ров, где обман неожи­данно рас­кры­вался, и лгун ока­зы­вался в неле­пом поло­же­нии. Про­чтите сыну или дочери исто­рию про ман­ную кашу из книги «Денис­кины рас­сказы». Это помо­жет ребёнку убе­диться в том, что обман не только не решает про­блему, но и усу­губ­ляет её.

4. Помо­гите подо­брать слова. Не забы­вайте о том, что при­зна­ние для ребёнка может затруд­няться не только по пси­хо­ло­ги­че­ским при­чи­нам, но и из-за бед­но­сти языка. Вме­сте фор­му­ли­руя про­блему и уточ­няя те или иные слова, вы смо­жете доко­паться до истины.

5. Пока­зы­вайте при­мер. Рас­ска­зы­вая о каких-либо непри­ят­но­стях, слу­чив­шихся с вами, вы невольно под­толк­нёте ребёнка к ответ­ной откро­вен­но­сти. Убе­дите дру­гих чле­нов семьи в том, чтобы они не исполь­зо­вали «ложь во спа­се­ние» при обще­нии с ребён­ком. Так, не сле­дует пота­кать бабушке, пред­ла­га­ю­щей внуку ска­зать папе, будто при­меры в тет­радке решены без её помощи. Ведь тем самым она пред­ла­гает гото­вую схему обмана, кото­рую ребё­нок будет исполь­зо­вать в ана­ло­гич­ных ситу­а­циях. Бла­го­даря «культу правды», под­дер­жи­ва­е­мому дома, малыш уви­дит, что достойно спра­виться с непри­ят­ной ситу­а­цией можно и без лжи.

6. Под­дер­жи­вайте в ребёнке чув­ство само­ува­же­ния. Ста­рай­тесь чаще под­чёр­ки­вать цен­ность инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и инте­ре­сов сына или дочери. Тогда, если сверст­ники позо­вут его пры­гать с высо­кой горки, ребё­нок не ста­нет при­ду­мы­вать про неудоб­ную обувь, а пред­ло­жит менее рис­ко­ван­ную игру.

7. Хва­лите за чест­ность. Даже если вам при­шлось долго уго­ва­ри­вать малыша ска­зать правду, в конце раз­го­вора побла­го­да­рите его за откро­вен­ность. Пусть ребё­нок знает, что свое­вре­мен­ное при­зна­ние смо­жет убе­речь его от наказания.

8. Выпол­няйте дан­ное обе­ща­ние. Если вы ска­зали ребёнку, что не будете его ругать, вни­ма­тельно сле­дите за своим тоном и выра­же­нием лица, даже если вы очень огор­чены. Правда за правду!

Как сберечь «полезную» фантазию?

Фан­та­зия необ­хо­дима для реше­ния твор­че­ских и про­блем­ных задач, тре­бу­ю­щих нестан­дарт­ного под­хода. Поэтому нельзя бороться с дет­скими выдум­ками, назы­вая их «чепу­хой» или «вра­ньём» и при­ни­жая их таким обра­зом. У ребёнка может воз­ник­нуть ощу­ще­ние, что это что-то постыд­ное и ненуж­ное. Необ­хо­димо очер­тить круг явле­ний, в кото­рых фан­та­зия будет поощ­ряться роди­те­лем: в играх, теат­раль­ных поста­нов­ках, руко­де­лии и т.д.

1. Поощ­ряйте изоб­ре­та­тель­ство. Попро­буйте раз­де­лить фан­та­зии ребёнка, пре­вра­тив их в сов­мест­ную игру. Так вы смо­жете кор­рек­ти­ро­вать их, помо­гая уста­нав­ли­вать при­чинно-след­ствен­ные связи и нахо­дить логи­че­ские ошибки. Уме­ние стро­ить непро­ти­во­ре­чи­вые кон­цеп­ции – цен­ное свой­ство науч­ного мышления.

2. Пре­вра­тите фан­та­зи­ро­ва­ние в хобби. Теат­раль­ная, муль­ти­пли­ка­ци­он­ная сту­дии и дру­гие кружки с ярко выра­жен­ной твор­че­ской направ­лен­но­стью помо­гут ребёнку найти выра­же­ние своим идеям.

3. Вопло­щайте фан­та­зии в жизнь. Вни­ма­тельно при­слу­ши­вай­тесь к дет­ским фан­та­зиям, чтобы найти спо­соб реа­ли­зо­вать их. Помо­гите ребёнку сде­лать из боль­шой кар­тон­ной коробки машину вре­мени, при­че­шите с доч­кой куклу, как прин­цессу Лею, и он полу­чит цен­ный опыт дости­же­ния завет­ных целей. В буду­щем его фан­та­зии пре­вра­тятся в сме­лые планы, для кото­рых ребё­нок будет состав­лять кон­крет­ный алго­ритм действий.

Как бы ни насто­ра­жи­вали и ни раз­дра­жали дет­ские выдумки, ста­рай­тесь вос­при­ни­мать их как зер­кало, отра­жа­ю­щее вос­при­я­тие ребён­ком дей­стви­тель­но­сти. Помо­гая ему раз­би­раться в слож­ных ситу­а­циях, вы не только заслу­жите дове­рие, но и научите объ­ек­тив­ному взгляду на жизнь.

Текст: Мария Баулина

Источ­ник: http://letidor.ru/

Развитие речи и языка (от 12 до 24 месяцев)

Целью этой страницы является предоставление родителям и опекунам информации и советов, которые помогут развитию речи и языка их ребенка. В брошюре объясняются нормальные этапы раннего развития речи и языка в возрасте от 12 до 24 месяцев. Цель – помочь вам понять, на каком этапе жизни находится ваш ребенок, и действия, которые вы можете выполнять, чтобы стимулировать и поощрять его дальнейшее развитие.

Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приложенной информации.

Существует ряд этапов, через которые проходят дети по мере развития речи и языковых навыков после первого года обучения. Указанный возраст предназначен только в качестве приблизительного ориентира.

Этап 3 (9-18 месяцев)

Понимание

В дополнение к тому, чтобы слушать первые слова, по-прежнему важно думать о том, как ваш ребенок понимает слова. Например, ребенок начинает понимать некоторые общеупотребительные слова, такие как «мама, папа, мячик, тедди, бисквит», в зависимости от того, какие слова он часто слышит. Имейте в виду, что пониманию языка также поможет слово, встречающееся в контексте. Например, ваш ребенок может проявлять больше понимания, когда язык используется наряду с частыми рутинными действиями, такими как купание.

На этом этапе очень часто ваш ребенок понимает намного больше языка, чем может сказать. По оценкам, в возрасте от одного до двух лет ребенок может понять примерно в пять раз больше слов, чем он может произнести.

Разговор

К концу первого года или началу второго года ваш ребенок может начать произносить цепочки звуков, например «маба, гана», где второй согласный отличается от первого. Он или она может начать сочетать свой разговор с жестами, такими как указание на то, что он или она хочет, качание головой в знак «нет» или махание рукой «пока-пока».

Он или она может начать пробовать такие слова, как «мама, папа». Вокализации вашего ребенка на этом этапе могут больше походить на настоящий разговор, поскольку звуки более мелодичны и ритмичны и продолжаются дольше. Ваш ребенок также начнет использовать свой голос, чтобы привлечь внимание или предъявить требование.

Возраст, в котором ребенок начинает произносить свои первые слова, сильно различается. Как правило, как только ваш ребенок произносит одно или два слова со значением, он или она может начать использовать эти слова постоянно. Например, изначально собака или любое другое четвероногое животное всегда может быть «гав!».

Этап 4 (начиная с 12 месяцев)

Понимание

Вскоре ваш ребенок сможет понимать ряд отдельных слов и некоторые простые вопросы, сопровождаемые жестами, например, «где папа?», и следовать коротким одношаговым инструкциям, например, «принеси мне своего мишку».

Он или она также разовьет понимание своих повседневных дел и начнет предвосхищать обычные повседневные действия, когда он или она увидит определенные предметы и услышит знакомые слова. Например, время ужина можно узнать по словам «ужин» или «еда, вкуснятина», а также, возможно, по виду ложки, тарелки или бутылки. Ваш ребенок также начнет ассоциировать названия предметов с самим предметом и может принести вам знакомый предмет, например, обувь, из другой комнаты, когда вас об этом попросят.

На этом этапе вашему ребенку будет интересно слушать, как вы называете части тела, например, глаза или живот, и он начнет указывать на них, когда их называют. Он или она, вероятно, будет учить несколько новых слов каждую неделю. Вашему ребенку понравится подпрыгивать, смеяться, пинать, бросать, дергать, отталкивать и показывать пальцем, чтобы сообщить о своих потребностях. Теперь он или она сможет поддерживать интерес к книге или картинкам в течение двух или более минут, если ему поможет взрослый.

Говоря

Теперь у вашего ребенка может быть в среднем три четких слова; например, «мама», «папа» и обычно какое-нибудь знакомое название объекта, например, «машина» или «напиток». Будет полезно, если вы будете повторять слова обратно своему ребенку, чтобы дать четкую модель и форму этим первым словам. Он или она будет использовать лепет и сочетание слов. Вместе с использованием интонации все это помогает передать смысл.

Ваш ребенок также начнет более регулярно повторять знакомые слова. Дети любят копировать! Он или она будет много смеяться и кричать, много шуметь и хрюкать. Ему или ей понравится издавать звуки знакомых животных и предметов.

Этап 5 (начиная с 18 месяцев)

Понимание

Поскольку понимание вашего ребенка продолжает быстро развиваться, он или она сможет следовать инструкциям, содержащим два ключевых слова, например, «дай мне ложку и ключ». Он или она также сможет понять некоторые слова-действия, такие как «садись», «иди сюда».

Ваш ребенок будет указывать и жестикулировать, чтобы привлечь ваше внимание к событию или показать, что он хочет. Он или она также начнет указывать на части тела, например, на глаза, нос, волосы, живот, когда его об этом попросят.

Он или она, вероятно, сможет распознавать и идентифицировать наиболее распространенные предметы и изображения обычных предметов, когда они названы. Он или она сможет понимать некоторые сложные предложения и, кажется, понимает значение более длинных предложений.

Разговор

Начиная с 5-го уровня, ваш ребенок сможет очень четко сказать «нет» и «мое»!! Теперь он или она будет использовать примерно от 10 до 20 слов, включая имена людей. Он или она начнет произносить два слова вместе, например, «все ушли» и «папа, пока». Звуки и слова будут скопированы более точно.

Не волнуйтесь, если на этом этапе слова вашего ребенка непонятны. Ваш ребенок теперь будет знать и произносить названия нескольких предметов. Он или она продолжит болтать, но с более значимыми словами.

Он или она может напевать и петь простые мелодии. Ему или ей понравятся детские стишки и особенно «стишки-действия», например, «Колеса в автобусе»; Голова плечи колени и пальцы ног. В возрасте около двух лет ваш ребенок, вероятно, создаст основной словарный запас примерно из одной-двух сотен слов и научится соединять два слова вместе. Важно помнить, что дети на этом этапе часто нечетко произносят слова, и это совершенно нормально. Если это не проходит, вам следует сообщить об этом врачу вашего ребенка или логопеду.

Второй год: что ты умеешь

Прослушивание звуков

Продолжайте знакомить ребенка с новыми звуками и всегда говорите и показывайте ему или ей, что издает звук, например, «это звонит дверной звонок». Познакомьте ребенка с символическими звуками, то есть звуками со значением, например, «о-о», когда вы что-то уронили, и звуками животных, такими как «мяу», когда он или она видит настоящую кошку или ее изображение.

По очереди

Поиграйте в отдачу и получение, когда ваш ребенок начнет понимать ваши просьбы и следовать инструкциям, например, «дай мне машину». Играйте в игры, в которых можно по очереди, например, катать друг другу мяч.

Изучение новых слов

Помогите своему ребенку выучить описательные слова , сказав: «Разве твое мороженое не холодное?». . .» или «Хочешь еще спагетти?» Используйте новый опыт, чтобы познакомить ребенка с новыми словами, например, посещение детской площадки (цветы, песок, качели). Сейчас самое время ввести такие слова, как «вверх», «вниз», например, «Вы спускаетесь с горки!»

Учимся классифицировать слова, которые сочетаются друг с другом

Во время игры, например, назовите и покажите ребенку знакомые игрушки – например, машинку, мяч, плюшевого – и произнесите слово «игрушки». Еще одна хорошая возможность – время приема пищи, когда вы можете познакомить ребенка с категорией «еда».

Дайте вашему ребенку как можно больше возможностей использовать слова, которые он выучил. Например, держите его или ее любимую игрушку вне досягаемости, но там, где он или она может ее видеть, и поощряйте его или ее «попросить» плюшевого мишку, прежде чем вы принесете его. Отвечайте и вознаграждайте усилия вашего ребенка говорить, даже если его или ее речь неясна или если он или она произносит слово неправильно.

Если ваш ребенок смотрит на свою тарелку и говорит «гетти», вы можете сказать: «Хочешь еще спагетти?». Дети второго года часто неразборчиво произносят слова. Однако постоянная проблема может потребовать вмешательства логопеда.

Играть

Дайте ребенку вещи, которые он может ощупать и посмотреть, например, детское зеркальце или мягкие мягкие игрушки, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например колокольчики и кубики.

Поощряйте его или ее следить за игрушками глазами — например, пускать пузыри/воздушные шары перед ним или использовать пальчиковые куклы. Вы также можете поиграть с ребенком в игры, в которые нужно прятаться: пусть кусок ткани или платок упадет вам на голову или накроет игрушку и предложите ребенку снять ее. Поиграйте с ребенком в «притворные» игры, например, приготовьте воображаемые чашки чая. Вы также можете развлекаться, кормя плюшевых мишек или кукол и укладывая их спать.

Глядя на книги

Продолжайте поощрять вашего ребенка смотреть на книги. Когда вы просматриваете книгу, назовите и укажите на знакомое изображение предмета в книге, а затем попросите ребенка указать на него или сказать «где мишка?»

Потешки и песенки

Слушайте вместе с ребенком детские стишки или песенки или смотрите вместе с ним его любимые видео. Вы также можете спеть ему или ей любимые детские песенки вашего ребенка. Выполняйте действия, когда поете слова, например: «Колеса автобуса крутятся и крутятся». Когда песни и слова станут знакомы вашему ребенку, предложите ему или ей вставить звуки, действия или слова, которые идут в конце строки, например, «Голова и плечи, колени и ____»

Самое главное, весело проводите время со своим ребенком!

Составитель:

Департамент речи и языка в сотрудничестве с Информационной группой по делам детей и семьи

Дата последней проверки:

Сентябрь 2016 г.

Ссылка:

2016F0554

Baby Talk у старшего ребенка? Как реагировать, когда ваш ребенок говорит как младенец

Алисса Маркиз Цорн, 10 июля 2015 г. (обновлено 3 ноября 2022 г.)

Когда ваш пятилетний или даже шестилетний ребенок говорит как младенец, это может сильно раздражать. Как вы можете реагировать на детский лепет у ребенка старшего возраста? Вот почему дети иногда прибегают к разговору, как младенец, а также советы и идеи о том, как справиться с этим, когда ваш большой ребенок возвращается к детской болтовне.

Во-первых. Почему старшие дети возвращаются к детскому лепету?

Почему ваш 6-летний (или даже 10-летний) ребенок разговаривает как младенец? Это может быть ряд причин, и в основном это раздражает, но не вызывает серьезного беспокойства.

Прежде всего, исключите проблемы со здоровьем:

Если это регрессия в том смысле, что это не значит, что ваш ребенок выбирает говорить как младенец, но вместо этого ваш ребенок говорил ясно несколько месяцев назад, но их речь становится все труднее понять, вы можете проконсультироваться с врачом, чтобы исключить проблемы со слухом или какую-либо другую причину.

Если детский лепет сопровождается другим регрессивным поведением, таким как ночное недержание мочи или другими признаками беспокойства, вы также можете поговорить со специалистом, если детский лепет является признаком травмы или проблем с психическим здоровьем.

Детский лепет для привлечения внимания:

Дети могут использовать детский лепет, чтобы привлечь внимание, в котором они нуждаются, но они не умеют просить об этом. Дети (да и взрослые, если уж на то пошло) не всегда знают, как сказать: «Эй, мне в последнее время как-то одиноко, и я бы хотел провести с тобой дополнительное время». Вместо этого некоторые дети пытаются использовать детский лепет, чтобы быть «милым и невинным» и привлечь положительное внимание, которое они ассоциируют с этим.

Сам по себе детский лепет может раздражать, но просьба о внимании реальна. Вам не нужно подкреплять детский лепет, отвечая на него похвалой и объятиями, но ищите другие моменты, когда вы можете добавить дополнительные объятия или еще несколько минут для разговора. Вы можете найти много идей, как добавить моменты любви в свои дни в книге Бекки Бейли «Я люблю тебя, ритуалы».

Детский лепет во время перемен или перехода

Иногда дети начинают лепетать, когда в их жизни происходят перемены – может быть, новый брат или сестра, начало учебного года или даже просто фаза роста, когда они могут почувствовать, что они становимся больше и изучаем больше навыков для независимости. Это может быть способом «прикоснуться к базе» и проверить: «Я все еще любим? Могу ли я по-прежнему быть маленьким?»

Если вы чувствуете, что это происходит, вот несколько идей, которые помогут вам в переходе:

  • Расскажите о том, что происходит. Некоторым детям действительно может помочь рисование рассказа о событиях (даже фигурки из палочек подойдут).
  • Вспомните вместе, рассматривая фотографии, рассказывая истории. Это особенно эффективно, когда изменение связано с появлением в семье нового ребенка. Старшим братьям и сестрам нравится слушать о том, какими они были в детстве, и слушать, как вы говорите о том, как их обнимали и заботились о них, как о их новом брате или сестре.
  • Вместо того, чтобы просить «большой детский голос», вы можете сказать: «Мы можем поговорить об этом, когда ты будешь говорить своим шестилетним голосом». (или 7-летний, 8-летний и т. д.)

Ответ на вопрос читателя: как реагировать на детский лепет у ребенка старшего возраста?

Мой сын и его двоюродный брат лучшие друзья (ему 7, ей 8). Когда они собираются вместе, они впадают в этот действительно раздражающий детский лепет, которым они разговаривают. Кажется, это подпитывает их грубость по отношению к окружающим, и они как бы застревают в режиме детского лепета, когда разлучаются, и пытаются говорить этим голосом, чтобы нас как родителей. Это сводит нас всех с ума.

Что я могу сделать, кроме как продолжать просить их говорить со мной нормальным голосом?

Вот несколько ответов о детском лепете от Bounceback Parents — пожалуйста, добавьте свои собственные в комментариях!

  • Распознавать, когда они говорят своим обычным голосом. В нашей семье, помимо того, что мы просим детей говорить нормальным голосом, когда они разговаривают с нами, важно распознавать, когда они ИСПОЛЬЗУЮТ этот нормальный голос, особенно когда они говорят без подсказки: «Эй, спасибо, мне намного легче понять твой голос, когда ты говоришь со мной таким милым нормальным тоном». ~ Алисса
  • Решите, из чего сделать выпуск. Дети используют детский лепет для совместной игры? Не ошибка. Быть грубым? Проблема. Убедитесь, что они знают разницу. Все мои дети либо проходят, либо уже прошли стадию «игры в младенцев» — это самая любимая игра в этом возрасте. Сводит взрослых с ума, но детям нравится. Обратите внимание на то, что «настоящие» малыши милые и ласковые, а не грубые. Что касается продолжения, я бы попробовал: «Вы сейчас в общей комнате, так что используйте правильный голос. Хочешь продолжать играть в младенцев, я рад, что ты делаешь это в своей комнате». ~ Сара
  • Чем больше это вас возбуждает, тем больше он будет это делать. Будьте невозмутимы и тверды, отвечая только на уважительный голос. Укажите свой лимит: «Я вижу, вам нравится этот голос. Когда ты говоришь своим обычным голосом, я буду рад поговорить с тобой». Без оскорблений и угроз. Тогда держись. Он достаточно взрослый, чтобы ограничить указанный лимит только один раз. Любое подозрение, что он проникает вам под кожу и что у него есть власть; вы вернулись к исходной точке. Будьте незатронутыми и беззаботными, добрыми, но твердыми в своих пределах. ~ Шана
  • Не обращайте внимания на раздражающее поведение и хвалите желаемое! ~Джессика

Присоединяйтесь к беседе

Если у вас есть опыт или полезные идеи о том, что делать, чтобы не сходить с ума, когда ваш ребенок говорит детским голосом, оставляйте свои комментарии или ссылки на идеи!

Нужна дополнительная помощь в борьбе с родительскими суперзлодеями? Присоединяйтесь к нам в Bounceback Parenting League.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *