Содержание
Зачем и как правильно заниматься развитием ребенка
Все мои знакомые мамы говорят одно: с ребенком нужно заниматься, правда, делают это по-разному. Кто-то закупается книжками, тетрадками, альбомами, пальчиковыми красками, карточками Домана и кубиками Зайцева и целыми днями придумывает занятия с детьми. Другие поступают проще и ведут свое чадо в детский развивающий центр, где тем же самым с детишками занимаются профессиональные или не очень педагоги. Третьи уверены, что природа свое возьмет, и позволяют ребенку познавать мир самостоятельно, привлекая его к домашним делам и таская всюду за собой.
В ожидании первенца я тоже изучала методики разного развития и готовилась начать обучать его сразу по приезде из роддома. На деле вышло, конечно, иначе. Но у нас появились «правильные» погремушки и мобили, которые должны были развлекать малыша и развивать мозг сочетанием черно-белых цветов и мелкую моторику всякими шуршаще-ребристыми поверхностями. Был у нас и развивающий коврик, куда же без него. На деле выяснилось, что пустые баночки и тюбики интересовали ребенка куда больше, потому что в них можно было насыпать фасолинки и греметь. Был закуплен внушительный запас развивающих книг, тетрадок для занятий и игрушек Монтессори. Мы рассматривали картинки, клеили наклейки, лепили, раскрашивали и читали сказки. А еще много разговаривали, вернее, я отвечала на вопросы: почему снег хрустит, почему лужа мокрая, а луна вкусная?
Потом я решила, что ребенку не хватает общения со сверстниками, и мы пошли на развивающие занятия. Ване тогда было год и восемь месяцев, и первое время он крепко цеплялся за меня и настороженно наблюдал, как я вместо него стучала в барабан, раскрашивала мячик или сортировала кубики по цвету. Постепенно он втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий, особенно когда его громко хвалили перед всеми. Мне кажется, что эти занятия помогли нам быстрее привыкнуть к саду. Сад, кстати, у нас обычный, государственный, но там есть обязательные и дополнительные занятия за небольшую плату. Ваня выбрал рисование и бассейн.
Мой младший сын, как ни стыдно в этом признаться, развивается сам по себе. Ему скоро два, но он не соберет правильно пирамидку, потому что ему это просто неинтересно. Куда интереснее построить футуристическую «би-би» из «Лего», устроить с братом военное сражение на радиоуправляемых танках или проложить по всей комнате рельсы и гонять по ним паровозики. В последнее время мы часто играем в игру «Кто быстрее?»: кто быстрее соберет игрушки, оденется на прогулку, съест суп. И младший все чаще начинает выигрывать…
Если со старшим ребенком мы месяцами учили, где у Вани глазки, а где ротик, то Кирилл незаметно выучил сам. Мы были на плановом осмотре у врача, и пока я, потупив взгляд, объясняла, что мы этого не знаем, мой ребенок радостно показывал доктору, где у него лоб, а где пятка. В тот момент я поняла, что надо верить в своих детей.
Сейчас мы со старшим Ваней начали ходить на подготовку к школе. Делаем домашние задания, а младший с безразличным видом играет рядом. Что-то мне подсказывает, что скоро он удивит нас знаниями алфавита и основ математики.
Кстати
Популярные методики раннего развития ребенка
1. Методика Марии Монтессори. Главный девиз «Помоги мне это сделать самому» реализуется в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого совершенствует физические навыки, сенсорную память, тактильные ощущения, учится сопоставлять предметы и явления.
2. Методика Глена Домана. Американский педиатр разработал методику визуальной и физической стимуляции с рождения. 3-4 раза в день ребенку показывают и проговаривают карточки из разных областей знаний. Физическое развитие по Доману составляет целую систему упражнений и подвижных игр с первых дней жизни малыша. Среди недостатков — пассивное участие ребенка.
3. Методика Николая Зайцева. Кубики Зайцева главным образом направлены на ускоренное обучение ребенка чтению, счету и письму. Основой методики является естественная потребность малыша в игре и систематичность преподнесения обучающих материалов. Звучащие кубики Зайцева — кубики разного цвета и размера с буквами, играя с которыми, малыш ищет ответ на поставленный вопрос.
4. Методика Никитиных. Методика раннего развития педагогов и родителей 7 детей Никитиных основана на играх детей и родителей. Решение различных головоломок способствует развитию у детей логического и образного мышления. В процессе игры ребенок должен решить определенный набор заданий, имея в наличии конструктор, игрушечные кубики и другие предметы.
Мнение эксперта
Наталья Киселева, детский психолог
— В первые полтора года жизни маленькому ребенку особенно нужна мама. Он учится у нее всему: ее мироощущению, восприятию, реакциям. Важно все: психологическая атмосфера в семье, цвет стен, теплая комната, звучащая музыка… Малыш потихоньку осваивает пространство: кроватка, комната, улица. Он ползает, ест, трогает ручками, наблюдает. .. Это и есть раннее развитие. Но рядом мама, которая беспокоится, особенно если ребенок первый, а правильно ли он развивается. К тому же мама устает от ежедневной рутины и начинает искать новые впечатления и общение. И тут возникают детские центры.
Ходить или не ходить? Дети — интроверты, самодостаточны и могут сами играть и занимать себя. Им достаточно занятий с мамой: читают книжки, рассматривают картинки, лепят, рисуют… Но есть очень живые дети, которым постоянно что-то нужно. Таких детей ближе к трем годам можно начать водить в группы раннего развития или спортивные секции. При выборе занятий для малыша обратите внимание на то, что они должны быть непродолжительными и построены в виде игры. Понаблюдайте за ребенком: с каким настроением он идет на занятия, нравится ли ему, не происходит ли психологических сбоев и слез.
Если ребенок ходит в детский сад, его жизнь и так наполнена новыми впечатлениями и знаниями. Тем более что большинство садов предлагают хорошо укомплектованную программу, в которой сочетаются игры, прогулки, общение и занятия. Если очень хочется, года в 4 можно начать водить ребенка на дополнительные занятия: танцы, рисование, хоккей, бассейн. Но не надо реализовывать за счет ребенка свои комплексы и несбывшиеся мечты, а тем более действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю». Конечно, хочется все попробовать, ничего не упустить, и вот мы начинаем водить ребенка туда-сюда. Устают родители, устает ребенок, и не остается сил на главное — гармоничный микроклимат в семье.
Отдельная тема — подготовка к школе. Детей, привязанных к дому и к маме, стоит поводить на подготовительные занятия непосредственно в школу. Если таких проблем нет, подойдет любая группа по подготовке к школе. Не менее важна и психологическая готовность к первому классу.
Не надо за счет ребенка реализовывать свои мечты и действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю»
Каждый ребенок индивидуален: один быстро напишет крючки и кружочки, другой потратит на это полчаса. Это не значит, что кто-то из них умнее. У каждого ребенка свой скоростной оборот, и это надо учитывать. Главное, в погоне за знаниями — не забыть о самом ребенке. Отдали в сад, стали водить на занятия, а ребенок вдруг стал часто болеть. Это сигнал: «Мама, обрати на меня внимание». Возможно, стоит на время снизить темп и от чего-то отказаться, потому что детский организм начал сопротивляться.
Как правило, к пятому классу нагрузка возрастает, лишние занятия отфильтровываются и остается что-то одно. Это неплохо, потому что учит ребенка концентрироваться.
Чем занять ребенка в 2 года дома
15.03.2022
18806
Содержание статьи
- Игры и занятия для детей
- Что нарисовать в 2 года
- Танцы в 2 года
- Что можно поделать ребенку одному в 2 года?
- Что еще можно поделать с детьми в 2 года?
Игры и занятия для детей в 2 года
Выбирая, что поделать с детьми, каждый день меняйте деятельность – так вы сможете заинтересовать кроху. Ребенок будет ежедневно получать новые знания, радовать и удивлять вас своей сообразительностью. А на скуку не останется ни минутки.
Чтение развивающих книг. Обратите внимание на многоразовые рабочие тетради, книги с наклейками, магнитные книги. Все, где есть задания, которые можно выполнять вместе с малышом. Вместе читаете, играете и развиваетесь.
Занятия по развивающим карточкам. Приобретите или сделайте самостоятельно развивающие карточки. На них есть изображения по различным тематикам. Например «овощи», «животные», «геометрические фигуры», «предметы быта» и пр. Давайте ребенку карточки, называйте и описывайте предмет, предлагайте рассортировывать по категориям и цветам. Тренируйте мышление и логику малыша.
Изучение цвета и счета. В любой игре показывайте ребенку предметы и называйте их цвет. Затем просите малыша подать вам это предмет, снова назовите его цвет. Учите счет до трех: «переверни одну страницу», «дай два кубика», покажи «три пальчика».
Изучение свойств предмета. Учите малыша понятиям «большой- маленький», «толстый-тонкий», «мягкий-колючий». При обучении важно дать малышу потрогать предмет. Так вы развиваете внимательность крохи, запоминание при этом, произойдет на тактильном уровне.
Сюжетно-ролевые игры. Поиграйте с ребенком в повара, врача, строителя, механика. Для игр вам потребуется соответствующий реквизит. Предложите крохе сюжет: например, заболели все зверята — нужно их полечить; построить дом для кукол из конструктора или кубиков; организовать автомастерскую и отремонтировать машины. Побудьте главным героем сами – малыш с удовольствием начнет повторять.
Занятия с рамками-вкладышами. Это рамки, куда помещено вырезанное изображение. Деталь нужно достать, а затем поместить обратно. Для этого, возможно, потребуется поворот или переворот игрушки.
Это важно!
Начиная с возраста двух лет предлагайте малышу вкладыши с маленькими ручками. Малыш будет захватывать предмет тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Эти пальцы, в последующем, участвуют в процессе письма.
Занятия с пазлами. Пазлы из 4-8 частей можно спокойно собирать с малышом, начиная с двух лет. Для начала, покажите крохе пазл в готовом виде и предложите вытащить одну картинку. Удивитесь и попросите вставить обратно. Похвалите. Затем уберите 2 картинки и т.д.Как ни странно, в продаже бывает сложно найти простые пазлы. Мама легко может сделать их сама. Возьмите картинку, разрежьте его ножницами на 2-4 части на глазах у малыша и попросите собрать. Предлагайте изображения, которые интересуют малыша больше всего: например, кроха любит машинки, кукол, птиц и пр. Так вы максимально вовлечете ребенка в игру. Пазлы — это одно из лучших занятий для развития пространственного мышления.
Игры в мяч. Интеллектуальные занятия требуют умственного напряжения. Чередуйте их с двигательной активностью, чтобы малыш расслаблялся и отдыхал. Например, учите ребенка катать мяч, кидать его об стену, забрасывать в корзину, прокатывать через ворота и сбивать кегли. Тренируйте ловкость и физическую выносливость малыша.
Игрушки-сортеры. В возрасте 2 года малышу очень нравится подбирать фигурки и вставлять их в нужные окошки. Даже если кроха еще не играл в такую игру, можете смело предлагать варианты на 10-12 и более элементов. 2-3 занятия и малыш поймет суть и будет с удовольствием играть сам.
Тактильные игры на сортировку. Смешайте предметы и попросите малыша их рассортировать: по цветам, размеру или тематике (животные, овощи, машинки). Помогайте и хвалите. Усложняйте задания, например возьмите мелкие предметы – пуговицы, фасоль, крышечки от бутылок. Такое занятие разовьет логику и мелкую моторику малыша.
Игры на логику. Сопоставляйте, где чей хвостик, кто где живет, где чей домик. Заниматься можно по развивающим пособиям, книгам или по тематическим карточкам.
Занимательная лепка. Лепить можно из пластилина, массы для лепки или глины. Подойдет любой материал, главное, чтобы он не был слишком твердым чтобы малыш имел возможность работать с ним сам. В этом возрасте важно научить кроху:
- ощипывать кусочки;
- катать колбаску или шарик между ладошками;
- сплющивать кусочки и разминать их пальцами.
Веселая игра с пластилином: скачайте в интернете или нарисуйте на отдельных листах различные изображения.
Например, божью коровку, курочку и дерево. Попросите налепить курочке зернышек, божьей коровке пятнышек, а дереву яблочек. Покажите, как прикрепить их на изображение.
Игры на развитие памяти. Спрячьте вместе с ребенком 4-5 игрушек в комнате. Затем предложите найти их по памяти.
Что нарисовать в 2 года
Когда ребенок занят рисованием, он развивает фантазию, мышление и мелкую моторику. Предлагайте крохе различные виды рисования: пальчиковыми красками, мелками, карандашами, фломастерами и кистью.
Рисовать желательно 2-3 раза в неделю по 10-15 минут. Так занятие вызовет интерес и не наскучит малышу. Сначала научите ребенка держать кисть или карандаш: зажмите ее вместе с малышом и поводите в воздухе.
В 2 года малыш может рисовать линии и точки. А еще можно брызгать на бумагу краской. Для того, чтобы малышу было интересно, придумывайте сюжеты и ситуации, в которых малыш может участвовать. Например, попросите кроху нарисовать:
- забор для домика, чтобы туда не зашла злая собака
- колючки для ежика, чтобы он мог собирать грибочки
- лучики солнышку, чтобы оно могло светить
- зубчики для расчески, чтобы кукла могла причесаться
Нанесите пальчиковые краски на ладошки малыша и предложите оставлять следы на ватмане. Это одно из любимых занятий детей. Дорисуйте следам глазки и плавники – получатся рыбки в аквариуме.
Одна из лучших игр занять детей-рисование штампиками. Их можно купить готовые или сделать самим. Для этого возьмите губку и вырежьте из нее бабочку, круг или зайца. Обмакните в краску и предложите малышу оставить след. Такое занятие может увлечь малыша надолго.
Танцы в 2 года
Танец развивает координацию движений, логику, укрепляет позвоночник и тренирует вестибулярный аппарат. Важны не какие-то конкретные движения, а удовольствие, физическая активность и раскрепощение.
Включайте ритмичную мелодию и показывайте как кружиться, хлопать в ладоши, прыгать и приседать. Затем учите качать головой в ритм и ходить под музыку вперед и назад. Пофантазируйте и добавьте в танец косынки, яркие ленточки и надувные шары. Возьмите с собой танцевать игрушки – попляшите с мишкой и куклой.
Это важно!
При обучении танцам прислушивайтесь к своему малышу: предлагайте различные движения и развивайте те, что у него получаются лучше всего. Удовольствие от танца прививает ребенку любовь к движению и помогает выплеснуть накопившуюся энергию. Это положительно сказывается на его психофизиологическом развитии.
Что можно поделать ребенку одному в 2 года?
Музыкальные игрушки
Машинки и куклы со звуком, детские телефоны и музыкальные центры. Все, где можно нажимать кнопки и извлекать звук.
Это важно!
Необходимо приучать ребенка к тому, чтобы он периодически играл сам в течение дня. Это развивает самостоятельность, которая впоследствии поможет малышу легче справляться трудностями и быть успешной личностью.
Большая машина или мотоцикл
На такую машинку малыш может сесть сам и отталкиваться ножками. Дайте малышу задание: довезти и игрушки, заправить бензином из импровизированной колонки.
Строительство
Строить можно из конструктора, кубиков, подушек и покрывал. Пусть кроха сделает дома для зверят или для себя и мамы.
Показ мод
Дайте малышу пакет с ненужными вещами: панамы, платки и кофты. Дети любят одевать различные наряды и красоваться перед зеркалом.
Накормить игрушки
Рассадите перед малышом кукол и зверей. Поставьте перед ними пластмассовые тарелочки и попросите малыша разложить еду- пластиковые или вырезанные из картона овощи, фрукты, мясо и конфеты.
Игры на социализацию и приобщение к домашней работе.
В возрасте 2 года одним из любимых занятий детей становится подражание за взрослыми. Если вы говорите по телефону – дайте малышу старую трубку, пишите текст – посадите рядом и выдайте карандаш и бумагу. А когда готовите пищу – поставьте рядом на табурет кастрюлю и выдайте поварежки и пластиковые овощи. Пусть варит суп: мешает, «солит», пробует. Моете пол – выдайте тряпочку и покажите уголок, который нужно помыть. Пусть пылесосит детским пылесосом или гладит игрушкой- утюгом.
Это важно!
Помогайте малышу самостоятельно находить себе занятия: меняйте игрушки каждые 3-4 недели чтобы он их забыл и воспринимал как новые. Если малыш все время просит внимания – ласково разговаривайте и увлекайте игрой. Сначала это будет 2-3 минуты самостоятельных игр, но затем, время начнет увеличиваться. Ребенок начнет понимать, что мама сейчас занята, но потом обязательно поиграет с ним.
Что еще можно поделать с детьми в 2 года?
Аппликации и поделки
Их можно сделать из картона, ватных дисков, спичек, цветной бумаги, листиков гербария или фетра. Смастерите с малышом цыплёнка, рыбку, домик или человечка.
Кукольный театр
Приобретите в магазине или сделайте своими руками кукол на руки. Подойдут также пальчиковые куклы или просто персонажи-игрушки. Поставьте импровизированный занавес и покажите малышу спектакль. Курочка-ряба, Теремок, Колобок или любой сюжет, который придумаете сами– все это непременно увлечет малыша.
Тактильная ферма
Очень полезная игра. Развивает мелкую моторику, мышление, память и логику. Оптимально играть на кухне, пока мама, например, готовит обед. Возьмите большой контейнер с невысокими бортиками 10-15 см. Подойдет также коробка, у который можно обрезать стенки до нужной высоты. Поставьте внутрь емкости с различными крупами. Можно сделать вместе с малышом заборчики из картона, поставить небольшие коробочки- домики.
Рассадите маленьких животных и человечков и играйте в ферму. Учите названия животных и звуки, которые они издают. Пусть малыш пересыпает крупы ручками и кормит зверят. Каждого персонажа можно перемещать, сортировать цветам и размеру, прятать на ночь в домики.
Пальчиковый лабиринт
Лабиринты учат детей логически прокладывать ходы и находить различные варианты. Учите малыша вести по нарисованному лабиринту пальчиком, останавливаться на развилках и мысленно искать верный выход.
Пальчиковые лабиринты на бумаге можно найти в детских пособиях, распечатать из интернета или изготовить своими руками. Для этого начертите на листе бумаги маркером извилистые дорожки. В конце каждой нарисуйте «цель» — например домик, озеро или лес. Предложите малышу поставить пальчик в начале каждой дорожки, вести по нему и смотреть куда эта дорожка приведет.
Затем усложняйте задание – добавляйте в рисунок развилки и тупики. Важно помогать и хвалить малыша. Кроха научится сосредотачиваться и иногда, возвращаться и находить более короткий путь.
Игра на внимание
Возьмите 2 стаканчика разных цветов. Под один из них на глазах малыша спрячьте мелкий предмет. Медленно перемещайте стаканчики по различным траекториям. Кроха будет зрительно следить за вашими руками. Затем предложите ребенку найти, где спрятан предмет. Задание можно усложнять, взяв стаканчики одинаковых цветов.
Игра «покажи животное». Изобразите малышу собаку, птицу, пингвина или зайца. Попросите его повторить.
Ходьба по массажным поверхностям. Массажные коврики — это отличное средство для тренировки мышц стопы. При ходьбе малыш ставит ножку по-разному, за счет этого получается комплексная тренировка множества мышц. Делать это лучше босиком, тогда дополнительным элементом здоровья будет закаливание.
Массажные коврики можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Для этого прикрепите на ткань различные элементы. Например пуговицы, губку для уборки, мочалку, деревянные палочки, фасоль в плоском мешочке и все, что подскажет фантазия. Главное, чтобы элементы плотно держались и были различными по фактуре.
Иногда бывают ситуации, когда кроху нужно срочно и надолго увлечь. Приготовьте на этот случай 3-4 игрушки из жизни взрослых: старый мобильный телефон или пульт, калькулятор и пр. Заранее убедитесь в их безопасности, убирайте данные предметы сразу после игры и доставайте только в экстренном случае.
Выводы:
- Для организации деятельности ребенка дома, ежедневно меняйте занятия, чередуя двигательную и умственную активность. Так кроха будет получать новые знания и развиваться с удовольствием.
- В 2 года можно читать с ребенком развивающие книги и заниматься по тематическим карточкам, изучать цвета, счет до трех, свойства предмета через тактильные навыки. А еще играть в сюжетно-ролевые игры или в мяч, заниматься с рамками-вкладышами, составлять пазлы или лепить.
- Предлагайте малышу игры на сортировку, лепку, развивающие занятия на логику и памяти.
- Рисование может стать интересной развивающей игрой, если предложить малышу рисовать ладошками или штампиками. Можно придумать сюжет, в котором кроха сможет участвовать сам, дорисовывая недостающие элементы.
- Прививайте ребенку любовь к двигательной активности. Например, через танец. Учите малыша приседать, делать наклоны и хлопать в ладоши под ритмичную музыку. Добавляйте в танец игрушки, косынки и ленточки. Так вы разовьете физическую выносливость и гибкость малыша и поможете ему выплеснуть накопившуюся энергию.
- В 2 года ребенок может самостоятельно поиграть в музыкальные игрушки, заняться строительством или покататься на большой машине, отталкиваясь ножками. Детям нравится наряжаться и смотреть на себя в зеркало, кормить игрушечных персонажей и подражать взрослым в домашних делах.
- Для ежедневных занятий предлагайте крохе изготовление аппликаций и поделок, кукольный театр, тактильные игры и пальчиковый лабиринт. Приучайте малыша быть внимательным с помощью специальных игр, дополняйте умственную активность физической – например, ходьбой по массажным коврикам.
- Меняйте игрушки каждые 3-4 недели. За этот срок ребенок забудет их и будет с удовольствием играть сам, воспринимая как новые.
(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Как сохранять спокойствие, воспитывая волевого 4-летнего ребенка
Вопрос
Привет, доктор Лаура,
Вы помогли мне здесь, и я часто посещаю ваш веб-сайт, но/и у меня были очень, очень тяжелые времена с моим (всего лишь) 4-летним ребенком. Я постараюсь сделать это кратко. Я делаю все, что в моих силах, чтобы позволить ей чувствовать и быть рядом, быть гибкой и творческой, но мне нужно больше примеров или более полных примеров того, что делать.
Вот что произошло недавно-
1. Она играла со специальной шваброй своего отца, бросила ее, и она сломалась. Она не бросила из-за гнева или даже для меня, чтобы видеть. Я был вне поля зрения. Она выбросила его из-за экспериментов, или изобилия, или чего-то еще. Что я должен был сделать, когда это случилось? Она не понимает отходов или денег. Она немного понимает уважение и немного неосторожность. Такое часто случается
2. У нас на столе снаружи в корзине лежало несколько куриных яиц. Однажды я сказал ей не трогать, потому что они у меня были в порядке возрастания. В тот день я, наверное, сказал ей три раза, потому что она продолжала прикасаться. ТОГДА на следующий день она была на улице, и я понимаю, что она взяла одну, разбила ее в таз и играла с ней. Хорошо, хорошо, она любит играть с яйцами, когда мы их печем. Затем я сказал что-то вроде того, что я не был уверен, что хочу, чтобы она взяла еще одну, но я дал ей секунду, потому что она хотела одну рекламу, которую я люблю, чтобы не мешать ее энтузиазму и экспериментам. Затем я сказал, чтобы не брать больше . ТОГДА я вижу ее в этом районе и громко говорю: «НЕТ! Не бери еще одну». И я быстро подхожу, чтобы остановить ее, но она хватает одну молниеносно, бежит к тазу и раздавливает ее. Я даже не знал, что сказать! Подобные вещи случаются снова и снова, когда я говорю ей НЕ делать что-то и сразу же, иногда даже до того, как я заканчиваю говорить, она делает это. «Не наступай на это», «Не открывай это» и т. д. Она не ведет себя дерзко. Она как будто не думает, что то, что я говорю, важно, или это не регистрируется в ее уме.0003
3. У нас никогда не было проблем со сном примерно два месяца назад. Теперь она убегает, прячется и т. д. Я говорю о том, что я знаю, что она не хочет ложиться спать и еще не хочет спать, но нам все равно нужно. Иногда я говорю, что мы можем прочитать вторую книгу, если время отхода ко сну пройдет быстро и гладко (что поможет на минуту или если я повторю это около миллиона раз). Я также говорю, что если она не сделает то, о чем я прошу, она потеряет страницы своей книги. На самом деле это не работает, потому что она засыпает. Обычно мне приходится физически затаскивать ее в ванную, беря на руки или держа ее за руку и закрывая дверь. Обычно, как только я начинаю чистить ей зубы, она успокаивается и часто потом начинает говорить, как она устала. Но это очень стресс для нас обоих.
Такое часто случается, когда мне приходится физически заставлять ее делать то, что я прошу. Такого рода вещи случаются так часто, когда нас нет дома, что она никогда не хочет уходить. Я должен контролировать ее физически, поднимая ее или держа за руку. Для меня это такой эмоциональный стресс. Может быть, я не даю ей ни минуты расстроиться. Она не плачет, когда ей снова и снова говорят, что мы должны уйти, она просто говорит «пожалуйста, еще одну минуту».0003
В основном, что мне делать, когда она ведет себя плохо, а мужчина с ней не обращается. И поэтому может научиться справляться с разочарованием, когда ей говорят «нет», но при этом быть в состоянии обдумать и остановить свое собственное поведение.
Большое спасибо!
Отвечать
Я слышал, что ваша дочь волевая, импульсивная и сложная. Ей тоже едва исполнилось 4 года. Именно тогда она начинает учиться управлять своими эмоциями. Пока она не научится управлять своими эмоциями, она не сможет управлять своим поведением. Таким образом, все, что вы делаете в ответ на ее «плохое поведение», формирует ее мозг, ее эмоциональный интеллект и ее способность думать и управлять своим поведением. Так что это здорово, что ты пытаешься быть гибким и принимать ее эмоции!
Прежде всего, вы должны знать, что дети развивают самодисциплину, когда отказываются от чего-то, чего хотят, в пользу того, чего хотят больше. Другими словами, если ваша дочь хочет разбить яйцо, но она хочет большего, чтобы оставаться в положительной связи с вами, то она может удержаться от того, чтобы разбить яйцо. Но это не та способность, которая уже существует у трех- или четырехлетнего ребенка. Она развивается благодаря практике, снова и снова, когда она делает выбор между тем, что она хочет, и чем-то, чего она хочет больше. Именно так префронтальная кора развивает нервные пути и нейронную память, чтобы ребенок в будущем проявлял самодисциплину.
Но вот беда. Если вы ЗАСТАВЛЯЕТЕ своего ребенка не разбивать яйцо, он не делает этого выбора. Вместо этого она чувствует себя жертвой, которую помыкали. И она теряет эту возможность развивать самодисциплину. Это одна из причин, почему родители, которые наказывают, на самом деле воспитывают детей с меньшей самодисциплиной.
Вы также должны помнить, что волевые дети учатся на собственном опыте. Они не могут поверить вам на слово; им нужно проверить это на себе. Они не могут что-то сделать только потому, что вы так говорите. Это было бы нарушением их целостности. Они должны ВЫБРАТЬ сотрудничать; вы не можете заставить их делать то, что вы хотите.
Но ты не можешь просто сидеть и ничего не делать, пока твоя девочка разбивает все яйца и ломает все инструменты своего отца. Вы должны установить ограничения. С волевыми детьми вы обнаружите, что постоянно устанавливаете ограничения. Другие дети могут учиться после того, как вы трижды установите ограничение. Волевым детям нужно десять раз испытать свой предел.
Итак, каким должен быть ваш общий подход, чтобы направлять вашу дочь таким образом, чтобы она развила самодисциплину и научилась управлять своими эмоциями и поведением?
1. Сделайте сочувствие своей основной реакцией на нее, даже — или особенно — когда вы устанавливаете ограничения.
Даже если ее поведение кажется вам совершенно неуместным, у нее есть на это причина. Так, например, вы видите, как она бросает швабру — «из-за экспериментов, или изобилия, или чего-то еще». Вы в смятении восклицаете «О, нет! Папина особенная швабра!» Вы, наверное, ничего не можете с собой поделать, и, кроме того, это дает вашей дочери понять, что это серьезно. Но вместо того, чтобы повернуться к ней в гневе, вы делаете глубокий вдох и напоминаете себе, что она не понимает расточительства или денег. Она не знала, что швабра сломается. Она экспериментировала, чтобы учиться, а ведь именно так мы и учимся. Чему ты хочешь, чтобы она здесь научилась? Если вы накажете или закричите, она перейдет в «аварийный» режим — дерись или беги — и центры обучения в ее мозгу отключатся. Все, что она сохранит, это то, что вы непредсказуемо страшны, и когда она будет экспериментировать, она обязательно от вас спрячется.
Вместо этого вы подходите к ней, становитесь на ее уровень, обнимаете ее и спокойно говорите «Ты играла с папиной шваброй и бросила ее. Было весело? (Здесь ты можешь криво улыбнуться. Вы сопереживаете, а не наказываете.) Да, я понимаю. Вы любите бросать. И много чего можно бросать — мячи, мешки с фасолью, даже камни, если бросить их в воду. Но папины инструменты — нет. для метания, потому что они МОГУТ сломаться… Пойдем посмотрим, что случилось со шваброй». Возьми ее за руку или подними — ласково — и отнеси ее к швабре. Исследуйте швабру, показав ей результаты броска. «Видите? Вот где она сломалась. .. Очень плохо… Это была хорошая швабра, а теперь она сломана… Не думаю, что мы сможем это починить… Жаль.»
Что будет дальше, зависит от вашей дочери. Если она плачет, ты держишь ее и сочувствуешь: «Ты не хотел ломать швабру. Ты хотел посмотреть, что случилось, когда ты ее бросил. Я знаю». Пусть плачет как можно дольше и сильнее.
Если она смеется, не думайте, что ей все равно. Смех — это признак беспокойства, и она, вероятно, изо всех сил старается не чувствовать вины, которая заставила бы ее плакать. Вы можете сказать : «Ты смеешься… Но я знаю, что ты не собирался ломать швабру… Это сложно… Нам нужна швабра, а эта сломана, и мы можем не исправить».
Скорее всего, она просто будет угрюмой, глядя на вас, чтобы узнать, что делать дальше. Теперь вы хотите ввести понятие ремонта. «Милый, папа будет грустить, что его швабра сломалась… что мы можем сделать, чтобы улучшить ситуацию? Ты прав, мы могли бы купить ему новую, но это будет стоить денег. Так что да, мы может запланировать пойти в магазин, чтобы папе не пришлось ехать в эту поездку. Но, может быть, мы должны сделать какие-то специальные дела для папы, чтобы помочь ему, чтобы у него было время для другой работы? Как вы думаете? Может быть, например мы могли бы подмести здесь вместе, чтобы папе не пришлось… Как ты думаешь? Можем ли мы подмести вместе? Выбери какую-нибудь работу по дому, с которой она действительно может помочь. Сделайте это немедленно. Преподносите это не как наказание, а как возмещение. Вы даете ей возможность сделать ремонт.
Заметьте, мы не читали ей лекции. Ей не нужна лекция, чтобы понять, что поломка вещей имеет свою цену. Она учится, видя вашу заботу, участвуя в разговоре и в ремонте. Вкупе с ее желанием доставить вам удовольствие, все это в конечном итоге поможет ей хотеть НЕ сломать что-то еще больше, чем бросить это.
2. Используйте игру, чтобы помочь дочери исследовать, смеяться и общаться с вами.
Позже, когда все успокоятся, поиграйте с дочерью. Вы можете получить ведро и несколько мешков с фасолью и устроить сеанс метания. Сделайте это действительно веселое время с большим количеством шуток и смеха. Вы можете рассмотреть каждый объект в поле зрения. Это хорошо для метания? Если действительно ничего не повредит, пусть бросает. Так, например, она может узнать, что кухонные полотенца можно выбрасывать, но потом их нужно постирать, а на этом далеко не уедешь. Блендеры действительно нельзя бросать, они обязательно сломаются. Сковороды могут помяться. Камни можно бросать в ручей или в поле, если поблизости никого нет, но в противном случае они опасны. И т. д. Суть в том, что вы помогаете ей вывести эти эксперименты из ее системы, чтобы ей не приходилось экспериментировать с инструментами своего отца.
Что еще более важно, вы общаетесь с ней, смеясь, что помогает высвобождать окситоцин, гормон привязанности. Чем больше вы смеетесь вместе, тем больше она захочет доставить вам удовольствие и тем больше будет слушать вас в другое время.
Наконец, хулиганство и смех помогают вашей дочери выразить и рассеять любую тревогу, которая движет ее поведением. Ваше описание того, что она часто ведет себя импульсивно, может указывать на некоторую тревогу, а смех — лучший способ справиться с тревогой и помочь ей избавиться от нее. У всех маленьких детей есть слезы и страхи, а тревога — это просто другое слово для обозначения страха. Таким образом, все дети нуждаются в ежедневной хулиганстве и смехе просто для того, чтобы развеять дневные тревоги, чтобы они могли быть более приземленными, счастливыми и готовыми к сотрудничеству.
3. Установите ограничения, когда вам нужно, даже если это означает, что вы должны забрать ее, и делать это с сочувствием.
Вы говорите, что сейчас перед сном она убегает, прячется и т.д. Ни один ребенок в здравом уме не хочет ложиться спать. Так что это предсказуемое развитие. Отнеситесь к этому с чувством юмора, но спокойно, по-доброму, твердо возьмите ее и отнесите в ванную. Нет причин злиться на это. Вы можете сказать, как и сейчас: «Мне кажется, что ты не хочешь ложиться спать, Милая, И сейчас пора.» Затем передайте ей ее желание в воображении, которое мозг слышит, изображает и реагирует на него так, как если бы оно было реальным. Так что вы можете сказать «Держу пари, когда ты вырастешь, ты НИКОГДА не ляжешь спать! Держу пари, ты будешь играть всю ночь каждую ночь, не так ли?»
Вы говорите, что как только вы «начинаете чистить ей зубы, она успокаивается и часто начинает говорить, как она устала. Но это очень напрягает нас обоих». Поэтому я бы предположил, что это стресс, потому что вы думаете, что все должно быть по-другому. Вы можете устранить стресс, посмотрев на него по-другому. Ее работа состоит в том, чтобы проверить ваши пределы, чтобы она знала, какие из них тверды. Это ваша работа — сохранять чувство юмора, пока вы держите свои ограничения. Просто смиритесь с тем, что это всего лишь стадия — она проверяет, подходит ли время для сна — и что вам почти наверняка придется взять ее на руки или взять за руку, чтобы отвести в ванную. Если она плачет, ничего страшного, она будет более сговорчивой, как только избавится от этого. Если она смеется, это еще лучше. В любом случае, она узнает, что время отхода ко сну жесткое, и вы имеете в виду это. Скоро она не удосужится убежать. И она узнает кое-что еще более важное. Она не всегда может получить то, что хочет, но она получает нечто лучшее — маму, которая понимает, почему она не хочет ложиться спать, и которая любит ее, несмотря на ее сопротивление, — и не обижается на нее.
4. Поддерживайте ее слезы, когда ей это нужно, устанавливая ограничения по-доброму.
Иногда дети делают что-то, что, как они знают, противоречит правилам, просто чтобы затеять драку и поплакать. Так что, хотя это нормально быть гибким и позволить ей разбить несколько яиц, также нормально решить, что она разбила достаточно. Часто дети ищут предел. В идеале, когда вы решите установить для нее предел, чтобы она больше не принимала, вы должны быть готовы остановить ее физически. Потом можешь взять ее на руки и ласково сказать « Ладно, хватит разбивать яйца, нам нужны эти яйца — я не позволю тебе этого сделать» и, надеюсь, она расплачется. Плач — это то, что помогает ей выплеснуть слезы и страхи, которые выводят ее из-под контроля
В данном случае вы были слишком далеко, поэтому направились к ней, но своим голосом сказали «НЕТ! Не бери еще» Это совершенно уместно. Но также верно и то, что она еще не очень хорошо контролирует свои импульсы. Поэтому, когда вы что-то говорите, если она уже хватает яйцо, ей очень трудно остановиться. Конечно, это изменится, когда она станет старше.0041 «ПОДОЖДИТЕ!» , когда вы спешите. Она еще может и не дождаться, но ей легче сделать паузу, чем остановиться.
Ну и что, если она схватит яйцо и разобьёт его? Вы опускаетесь на ее уровень, смотрите ей в глаза и говорите «Я сказал НЕТ! Но ты разбила яйцо!» Надеюсь, она достаточно заботится о твоем смятении, чтобы расплакаться. Если она не плачет, вы можете сказать : «Я не могу позволить тебе быть здесь, потому что тебе слишком сложно не разбивать яйца». И вывести ее. В этот момент она почти наверняка начнет плакать. Ты держишь ее и сопротивляешься желанию читать лекцию. Вы говорите «Ты разбил яйцо, хоть мама и сказала «Нет»…Тебе было трудно остановиться, не так ли? Завтра попробуем еще раз.»
Вы упомянули, что она, похоже, не считает важным то, что вы говорите. Если вы устанавливаете много ограничений, возможно, вы устанавливаете слишком много ограничений, и она просто не обращает на вас внимания. Если вы будете говорить все время, она также может отключить вас. И, наконец, если она не чувствует особой связи с вами, она может отключиться от вас. Почему она чувствует себя оторванной? Если она не заплачет, у нее могут накопиться большие чувства. Это вырывает детей из их сердец и отдаляет их от нас. Таким образом, вы можете обнаружить, что после того, как она плачет, она больше связана с вами.
И это подводит меня к моей последней рекомендации. Убедитесь, что вы прочно связаны с вашей дочерью. Слушая ее. Проводите некоторое время каждый день, занимаясь с ней, где вы следуете ее примеру, действуете как ее помощник и просто изливаете на нее свою любовь. Единственное, что противостоит стремлению вашей дочери разрушить все на своем пути — просто посмотреть, что произойдет, — это доставить вам удовольствие. Убедитесь, что ее отношения с вами являются самой важной вещью в ее жизни, чтобы она научилась выбирать их выше других своих импульсов. Эти дни скоро пройдут. Убедитесь, что вы вышли из них с более крепкими отношениями со своей дочерью, даже если вы оставите несколько разбитых яиц по пути.
Д-р Лаура
Решение проблем детского поведения
Существует множество возможных причин сложного поведения у малышей и детей младшего возраста.
Часто это происходит просто потому, что они устали, голодны, перевозбуждены, расстроены или им скучно.
Как справляться с трудным поведением
Если проблемное поведение причиняет страдания вам или вашему ребенку или расстраивает остальных членов семьи, важно с этим справиться.
Делайте то, что считаете правильным
То, что вы делаете, должно быть правильным для вашего ребенка, вас самих и семьи. Если вы делаете что-то, во что не верите или что считаете неправильным, скорее всего, это не сработает. Дети замечают, когда вы не имеете в виду то, что говорите.
Не сдаваться
Решив что-то сделать, продолжайте это делать. Решения требуют времени для работы. Получите поддержку от своего партнера, друга, другого родителя или патронажной сестры. Хорошо, когда есть с кем поговорить о том, что ты делаешь.
Будьте последовательны
Детям нужна последовательность. Если в один день вы реагируете на поведение вашего ребенка одним образом, а в следующий — по-другому, это сбивает его с толку. Также важно, чтобы все близкие вашего ребенка одинаково относились к его поведению.
Старайтесь не слишком остро реагировать
Это может быть сложно. Когда ваш ребенок время от времени делает что-то раздражающее, ваш гнев и разочарование могут накапливаться.
Иногда невозможно не показать свое раздражение, но постарайтесь сохранять спокойствие. Как можно скорее переходите к другим вещам, которые могут вам обоим понравиться или от которых вы будете чувствовать себя хорошо.
Найдите другие способы справиться со своим разочарованием, например, поговорите с другими родителями.
Поговорите со своим ребенком
Детям не обязательно уметь говорить, чтобы понимать. Может помочь, если они поймут, почему вы хотите, чтобы они что-то сделали. Например, объясните, почему вы хотите, чтобы они держали вас за руку, переходя дорогу.
Когда ваш ребенок научится говорить, предложите ему объяснить, почему он зол или расстроен. Это поможет им чувствовать себя менее разочарованными.
Относитесь позитивно к хорошему
Когда у ребенка сложное поведение, можно не заметить то, что он делает хорошо. Скажите своему ребенку, когда вы довольны тем, что он сделал. Вы можете дать понять ребенку, что вы довольны, уделив ему внимание, обняв или улыбнувшись.
Вознаграждайте
Вы можете помочь своему ребенку, поощряя его за хорошее поведение. Например, похвалите их или угостите любимой едой к чаю.
Если ваш ребенок ведет себя хорошо, скажите ему, как вы довольны. Быть конкретной. Скажите что-то вроде: «Молодец, что положил свои игрушки обратно в коробку, когда я тебя просил».
Не давайте ребенку награду, пока он не сделает то, о чем его просят. Это взятка, а не награда.
Избегайте шлепков
Шлепки могут помешать ребенку делать то, что он делает в данный момент, но не имеют длительного положительного эффекта.
Дети учатся на собственном примере, поэтому, если вы ударите своего ребенка, вы скажете ему, что это нормально. Дети, к которым агрессивно относятся их родители, с большей вероятностью будут агрессивными сами. Вместо этого лучше подавать хороший пример.
Вещи, которые могут повлиять на поведение вашего ребенка
- Изменения в жизни – любое изменение в жизни ребенка может быть трудным для него. Это может быть рождение нового ребенка, переезд, смена няни, создание игровой группы или что-то гораздо меньшее.
- Вам тяжело – дети быстро замечают, если вы расстроены или в семье есть проблемы. Они могут вести себя плохо, когда вы чувствуете, что меньше всего можете с этим справиться. Если у вас возникли проблемы, не вините себя, но не вините и своего ребенка, если он отреагирует на это трудным поведением.
- Как вы справлялись с трудным поведением до – иногда ваш ребенок может реагировать определенным образом из-за того, как вы справлялись с проблемой в прошлом. Например, если вы дали ребенку сладости, чтобы он не шумел в магазине, он может ожидать сладости каждый раз, когда вы идете туда.
- Требует внимания – ваш ребенок может рассматривать истерику как способ привлечь внимание, даже если это плохое внимание. Они могут просыпаться ночью, потому что хотят объятий или компании. Старайтесь уделять им больше внимания, когда они ведут себя хорошо, и меньше, когда с ними трудно.