как научить ребёнка буквам в 4 года и привить любовь к чтению

Обучение алфавиту, в обязательном порядке предваряющее уроки чтения, — один из краеугольных камней в вопросах раннего развития. Если вы — счастливые родители дошкольника (или дошкольников), то практически наверняка и вам тоже знакомы терзания на тему «когда и как научить ребёнка буквам»:

  • Начать занятия чуть ли не с пелёнок, используя популярные модные методики?
  • Сосредоточиться на этом ближе к школе, используя традиционное обучение по азбуке или букварю?
  • Искать собственные подходы, ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка и свои педагогические возможности?

Спешим вас успокоить: любой из обозначенных вариантов имеет право на существование. Главное, чтобы и вам, и ребёнку было комфортно.

Оптимальный возраст для знакомства с буквами

Если говорить начистоту, назвать оптимальный возраст для обучения ребёнка грамоте — задача, не имеющая однозначного решения. Дети все разные. Условия воспитания у всех разные. Возможности родителей — тоже. Но практически все дети к 4 годам развиты достаточно, чтобы изучение букв в домашних условиях прошло легко и возымело ожидаемый эффект.

Есть фундамент

К 4 годам дети уже обладают достаточным багажом знаний и умений, чтобы учить буквы целенаправленно. Речь четырёхлетки наполняется сложными оборотами, обогащается наречиями и прилагательными. Кроха уже поддерживает беседу, осваивает навыки пересказа, сознательно запоминает стихи и потешки. В пассивных закромах имеются общие представления о буквах как о символах, благодаря которым мамы и папы читают такие интересные сказки, рассказы, детские стишки.

Малыши обращают внимание на красивые буквы на афишах и рекламе, на информационных стендах и в общественном транспорте. Наверняка некоторые буквы они уже знают хорошо, правильно их называют, а то и умеют самостоятельно их писать.

Впрочем, даже если не знают, не беда. Значит, самое интересное впереди =)

Легко мотивировать

Дети, развитию которых уделялось внимание с раннего возраста, в возрасте 4-5 лет проявляют искренний интерес к самостоятельному чтению. Кстати, самостоятельность — одна из основных возрастных особенностей этого периода.

Если ребёнок хочет научиться читать самостоятельно, научить его буквам будет действительно легко, ведь ваш маленький ученик уже замотивирован должным образом.

Когда ясна цель, дорога к ней оказывается несравнимо легче, чем путь, перспективы которого размыты и непонятны путнику.

Активно совершенствуются психические процессы

Хотя внимание и память четырёхлетнего ребёнка всё ещё характеризуются доминированием непроизвольности, малыши уже способны сосредоточиться, запоминать целенаправленно, выдерживать 15- и 20-минутные занятия по плану. Объёмы внимания и памяти растут. Совершенствуется точность воспроизведения.

Изучая буквы в 4 года, вы тренируете детские внимание и память, стимулируя их дальнейшее развитие — а значит, закладывая базу для будущих успехов и достижений ребёнка.

Учи, играя

Хотя ребёнок растёт, весь дошкольный период основной деятельностью по-прежнему остаётся игра. Если вы хотите сделать развивающее занятие на изучение букв эффективным, организуйте его в игровой форме. Сделать это помогут видео-уроки, в ассортименте представленные на современных образовательных интернет-порталах, обучающие мультфильмы и передачи. Мы, в свою очередь, подготовили для вас несколько простых, но действенных рецептов, как играючи научить четырёхлетку буквам.

  • Раскрашиваем: в 4 года мелкая моторика развита достаточно хорошо, чтобы юный художник справился с раскрашиванием буквы по контуру. Необходимые раскраски можно купить в любом магазине с развивающими материалами, создать их самостоятельно или скачать готовые в интернете и распечатать их на домашнем принтере.
  • Вырезаем: старые газеты и ненужные журналы есть в каждом доме. А в каждой газете и каждом журнале есть они — буквы! Находим знакомые буквы вместе с малышом, а потом просим его вырезать их безопасными детскими ножничками. Вырезать можно целые заголовки, слоги или отдельные буквы. Тут уже всё зависит от качества издания, размера шрифта и вашей фантазии.
  • Клеим: создавать аппликации любят все дошкольники. Мы предлагаем вам в рамках обучения ребёнка 4 лет грамоте создавать аппликации из букв. Вы можете попросить малыша в произвольном порядке наклеить на лист бумаги буквы, вырезанные из газет и журналов. А можно пойти дальше: подготовить лист с крупными изображениями фруктов, животных, транспорта и пр., а затем к каждой картинке приклеить букву, с которой начинается название изображённого предмета. Таким образом вы создаёте свою собственную азбуку, учите буквы и развиваете мелкую моторику. Бинго!
  • Лепим: пластилин, тесто для лепки, глина могут помочь в изучении алфавита. Как? Легко! Выкладываете перед ребёнком карточку с буквой и предлагаете воссоздать её в процессе лепки. Работая руками, активируем мыслительные процессы. Вы же помните, что, по словам Сухомлинского, ум ребёнка находится на кончиках его пальцев? Вот и делаем ребёнка умнее, стимулируя его создавать буквы пальчиками.
  • Щупаем: отлично способствует запоминанию букв возможность ощутить их тактильно. Вы можете приобрести готовые материалы с выпуклыми разнофактурными буквами или изготовить такие материалы самостоятельно в домашних условиях. Главное, чтобы ваш четырёхлетка имел возможность мять буковки, щупать их, определять разные буквы на ощупь с закрытыми глазами.
  • Слушаем: популярные сегодня говорящие плакаты стали лучшими помощниками родителей, которые ищут эффективные методики развития дошкольников. Вы можете закрепить такой плакат на шкафу, стене, двери — где угодно, — так, чтобы малыш беспрепятственно его включал в любое удобное для него время. Выбирайте те, где произносят не буквы (БЭ, ВЭ…), а звуки (Б, В). В приоритете плакаты с несколькими режимами (звуки, песни, скороговорки и пр.). Можно приобрести говорящую азбуку в виде игрового планшета, ноутбука, книги.
  • Пишем: где угодно и чем угодно: палочкой на снегу или песке во время прогулки; пальчиком в манке, муке или на запотевшем окне;  выкладываем буквы камешками, веточками, семечками, бусинками… Это очень интересно и весело. Такая развивающая игра поможет ребёнку выучить буквы легко и без насилия.
Что должны помнить родители, которые решили научить ребёнка буквам:
  • никакого насилия, никакого принуждения;
  • интерес превыше всего;
  • не учим, а играем;
  • осознаём, зачем ребёнку буквы;
  • не забываем закреплять изученные буквы;
  • делаем акцент на звуках — именно они нужны нам для чтения;
  • современная индустрия предлагает массу обучающих материалов, не стесняемся их использовать.

Дорогие друзья! Вы можете поделиться своим опытом изучения букв с ребёнком 4-5 лет, оставив комментарий или написав нам сообщение в группе «Вконтакте». Если вы хотите получать больше практических советов и рекомендаций о том, как выучить с ребёнком буквы и научить дошкольника читать, следите за нашими свежими публикациями. Мы поможем сделать ваше родительство более эффективным и счастливым! До новых встреч!


Понравился материал?


Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Учим буквы и цифры: как подготовиться к школе? | Семья

От редакции

14 подписчиков

06.11.2020

171

Часто от того, в каком формате проходит обучение, зависит, насколько быстро ребёнок усвоит тот или иной материал. И если в школе дети уже могут хоть немного сосредоточиться на учёбе, то в младшем возрасте сделать это трудно. Чтобы заинтересовать малыша, нужно преподносить знания в формате игры. И сегодня мы хотим рассказать вам о необычном конструкторе, который поможет выучить буквы, цифры и разные фигуры.

Что это за конструктор?

Конструктор-планшет «Алфавит» — это пособие для развития пространственного мышления в процессе изучения путем конструирования букв русского алфавита, цифр, фигур. В составе набора есть планшет-основание, 20 больших мягких деталей из эластичного, но прочного полимера и 42 карточки с заданиями, которые помогут собрать буквы и цифры. В чем особенность этой игрушки?

  • Структура планшета, размер, количество и соотношения деталей разработаны таким образом, что можно собирать множество конструкций и композиций. Не только буквы и цифры, но и фигуры.
  • В игровом наборе все детали крупные. Они безопасны — ребенок не проглотит такую деталь; они удобны — ребенку в раннем возрасте удобно брать такую деталь; они качественные — собранные конструкции из таких деталей большие, хорошо видимые, «легко читаемые».
  • Детали очень эластичные. В раннем возрасте ребёнку ещё сложно нанизывать твердые, негнущиеся детали. Гораздо проще, когда деталь — эластичная и легко одевается на штырек.
  • Удобство использования. Конструктор можно использовать как в книжном (вертикальном), так и в альбомном (горизонтальном) формате. Таким образом, легко собираются как высокие и относительно узкие фигуры, так и широкие.

ВАЖНО! Конструктор предназначен для детей старше 3 лет, но под присмотром родителей можно предложить игрушку и детям младшего возраста.

Почему такой конструктор полезен?

  • Развивает пространственное мышление. Ребенок из простых деталей собирает конструкцию (букву, цифру) по картинке.
  • Помогает изучить буквы и цифры. Ребенок собирает каждую букву и этот процесс не только увлекательный и интересный, но и весьма полезный — так он изучает и запоминает буквы. Очень важно, когда ребенок делает что-то с интересом — всё запоминается просто, легко и с удовольствием, не требует заучивания.
  • Развивает мелкую и крупную моторику, а также координацию движений. Для этого просто нужно одевать детальки на штырьки.
  • Помогает изучить цвета и формы. Все детали разного цвета, а собрать из них можно практически любые формы.
  • Тренирует память и воображение. Малыш запоминает собранные цифры и буквы, а в процессе игры придумывает новые фигуры.

Как можно играть в конструктор?

  1. Изучайте и конструируйте буквы и цифры. Называйте их вслух, придумывайте вместе слова и имена, начинающиеся на собранную букву. А с цифрами изучайте счёт.
  2. Конструируйте предметы. Например, легко получается собрать цветок или ракету. Главное, не ограничивайте воображение ребёнка.
  3. Берите с собой в дорогу или в гости, чтобы развлечь ребёнка. Детали набора прочные, достаточно износостойкие, поэтому набор можно использовать как дома, так и на улице, в дороге.

Выберите размер

Сервер временно недоступен. Пожалуйста, попробуйте позже

Учим буквы в игровой форме: 6 способов научиться

Я улыбнулась, когда на прошлой неделе увидела твит в Твиттере в ответ на мой пост «10 способов мотивировать вашего ребенка полюбить чтение»: «И ни один из них не связан с изучением букв. ”

Мне было интересно, заметит ли кто-нибудь, что мой пост о любви к чтению действительно не говорил об изучении букв. Это не значит, что я считаю, что маленькие дети не должны или не могут изучать буквы, их звуки и связи со словами. Но этот пост был о мотивации детей любить читать, что, я считаю, должно произойти в первую очередь, чтобы процесс изучения букв затем естественным образом вытекал из их любви к письменному слову.

Имми почти 3, и она знает, что I означает Имми, М означает Маму, D означает Папу, G означает Бабушку, Ворчуна и Груга!, B означает Барбару (очень любимую куклу) и A, B , C и L относятся к ее тетям, дяде и двоюродному брату. Большинство детей начинают сначала узнавать те буквы, которые имеют для них личное значение, например, буквы в их имени.

Намерен ли я специально обучать Имми этим буквам с помощью карточек или других методов прямого обучения? Неа. Это произошло случайно, благодаря нашей игре и повседневному обучению. Это произошло потому, что я воспользовался этими возможностями, когда они появляются. Это происходит игриво, и если Имми не интересно, я не заставляю.

Для детей младше школьного возраста изучение букв должно быть связано с развлечением, игрой и осознанием, а не с зубрежкой и повторением. Вот шесть простых идей, которые помогут познакомить вашего ребенка с буквами в игровой форме.

1. Алфавитные пазлы. Одной из первых пазлов, которую я когда-либо купил Имми, была головоломка с персональным именем. Детям нравится, когда их собственное имя появляется на их вещах, игрушках и в книгах. Головоломка позволяет нам восстанавливать ее имя снова и снова, глядя, прикасаясь и наблюдая за названиями букв, как это делаем мы. У нас также есть крупноформатная напольная головоломка с алфавитом из пеноматериала и подобная этой деревянная головоломка с алфавитом, которые постоянно меняются в нашей игровой комнате.

2. Формочки для печенья с алфавитом: добавьте набор формочек с алфавитом в коробку с пластилином. Сделайте поиск букв, с которыми они знакомы (например, первый инициал вашего ребенка), игрой. Помните, что речь идет о знакомстве и осознании через развлечение, поэтому следуйте примеру своего ребенка. Когда они спросят, что это за буква, скажите им и приведите пример слова, которое также начинается с этой буквы. Вот такой набор у нас.

3. Магниты с буквами: Как и в случае с формочками для печенья, набор ярких красочных магнитов с буквами на холодильник практически гарантирует игровое взаимодействие с буквами и звуками. Нам очень нравится этот набор магнитов с алфавитом.

4. Прочтите таблички: сделайте несколько табличек для ваших игровых площадок или для спальни вашего ребенка. Из-за нашей вывески «открыто/закрыто» Имми знает, что «о» означает «открыто». Обратите внимание на буквы на дорожных знаках, когда вы находитесь в машине или на прогулке.

5. Письма и заметки: создайте вместе почтовый ящик или шкатулку для сокровищ и пишите короткие записки или сообщения, чтобы оставить их своему ребенку. Имми нравится находить маленькие заметки, которые я пишу для нее, и такие сообщения, как «Мама любит Имми», помогают развить ее способность узнавать свое имя.

6. Книги: Иногда, когда читаете вместе, ищите знакомые буквы в названиях книг.

Каков ваш подход к детям дошкольного возраста, изучающим буквы?

Популярные сообщения о грамотности

  • 10 способов мотивировать вашего ребенка полюбить чтение
  • Kids Books 101: 7 фактов, которые следует отметить на обложке
  • 9 вещей, на которые стоит обратить внимание при чтении с детьми
  • Камни истории
  • Выходят ли когда-нибудь хорошие истории из моды?

Источник изображения: снизу

Кристи Бернетт — учительница, ведущая, писательница и мать двоих детей. Она создала «Детство 101» как место, где учителя и родители могут получить доступ к увлекательным и качественным учебным идеям.

Часто задаваемые вопросы: Ваш читающий ребенок

В: Сколько лет должно быть ребенку, когда он или она научится распознавать буквы?
A: Большинство детей учатся узнавать буквы в возрасте от 3 до 4 лет. Как правило, дети сначала узнают буквы в своем имени. К 5 годам большинство детсадовцев начинают создавать звуковые и буквенные ассоциации, например, знают, что слово «книга» начинается на букву Б.

В: Сколько лет должно быть ребенку, когда он или она научится читать?
О: К 6 годам большинство первоклассников могут с легкостью читать некоторые слова вслух. Как правило, дети узнают свои имена и некоторые слова, которые видят в кадре. В этом возрасте большинство детей могут озвучивать некоторые буквосочетания. Ко 2-му классу большинство детей могут озвучить простую книгу.

В: Что такое акустика?
A: Фонетика — это просто метод обучения чтению путем озвучивания букв и групп букв. Практика фонетики может включать в себя чтение книг только с простыми словами, многие из которых рифмуются или имеют похожие узоры букв.

В: Как вы читаете с ребенком, который только учит буквы и звуки?
О: Чтобы познакомить ребенка с буквами и звуками, начните с показа ребенку букв его имени. Назовите каждую букву и произнесите каждый звук. Можно сделать это другими словами, которые ее интересуют (мама, папа, малыш и т. д.). Как только ваш ребенок выучит большинство букв алфавита, укажите на буквы в книгах, которые вы читали вместе с ним, и спросите, что это за буквы. Покажите ей, как вы произносите простые слова:

Это слово начинается с «D», что означает «да». Затем идут «о» и «г». Буква «г» издает звук «гу». «Дух»-о-«гух». Как вы думаете, это слово собака?

Пока ваш ребенок учится читать, попробуйте чередовать страницы в простой книге — вы читаете одну страницу, он пытается читать следующую.

В: Какие книги подходят для возраста и/или уровня моего ребенка?
О: Используя Lexile Measures или Leveled Reading, школа вашего ребенка, вероятно, определила уровень, на котором читает ваш ребенок. Ваша цель — помочь ребенку выбрать книги, которые кажутся сложными, но не слишком трудными для удовольствия. Библиотекари, учителя и онлайновые базы данных, такие как www.lexile.com, могут помочь.

В: Что такое уровневое чтение?
A:Уровневое чтение — это способ подобрать для читателя книгу, которая находится на подходящем для него уровне. Начинающему читателю нужно давать задание читать более сложные книги, но книги не должны быть слишком сложными для него, чтобы он мог пытаться читать самостоятельно. При поступлении на уровневую программу чтения учащийся сначала проходит тест, чтобы определить свой уровень.

В: Что такое лексическая мера?
О: С помощью Lexile Framework можно измерять как книги, так и читателей. Если ваш ученик сдал тест в школе и получил Lexile Measure, вы можете посетить сайт www.Lexile.com, чтобы узнать, как лучше всего использовать эту информацию, в том числе о том, как найти книгу идеального уровня для вашего ребенка.

В: Мой ребенок не читает в своем классе и говорит, что «ненавидит» чтение. Что я должен делать?
О: Если ваш ребенок отстает даже в младших классах начальной школы, вы можете проверить его на предмет неспособности к обучению. Даже если результат неубедительный, лучше узнать, есть ли у вашего ребенка какие-либо особые проблемы, поскольку существуют методы обучения чтению детей с особыми потребностями, которые работают лучше, чем некоторые традиционные программы чтения. С другой стороны, вашему ребенку может просто понадобиться больше увлекательных книг. Есть много доступных книг, таких как серия «Капитан Трусы», а также комиксы, которые любят «читатели поневоле». Поддерживайте интерес ребенка к чтению, побуждая его читать то, что ему нравится.

В: Где я могу найти список качественных детских книг?
A: Ассоциация библиотечного обслуживания детей присуждает книжные и медийные награды лучшим предложениям для детей. Здесь вы можете найти информацию о недавних лауреатах премии Ньюбери (наиболее выдающийся вклад в американскую детскую литературу) и обладателей медали Калдекотта (самые выдающиеся американские книжки с картинками), среди прочих.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *