Содержание

Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

  • Как научить ребенка читать в 3 года: плюсы и минусы
  • Как научить детей 4 лет читать
  • Как научить ребенка читать по слогам
  • Как научить ребенка хорошо читать: методы обучения чтению

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных? 

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки. 

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Почему важно хорошо выучить 10 гласных?

Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не «спотыкался» во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. И только после этого переходите к согласным.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е. 
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма. 

Как выучить согласные: игровая методика 

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

ББЬ
БАБЯ
БОБЁ
БУБЮ
БЫБИ
БЭБЕ
ВВЬ
ВАВЯ
ВОВЁ
ВУВЮ
ВЫВИ
ВЭВЕ
ГГЬ
ГАГЯ
ГОГЁ
ГУГЮ
ГЫГИ
ГЭГЕ
ДДЬ
ДАДЯ
ДОДЁ
ДУДЮ
ДЫДИ
ДЭДЕ
ЗЗЬ
ЗАЗЯ
ЗОЗЁ
ЗУЗЮ
ЗЫЗИ
ЗЭЗЕ
ЛЛЬ
ЛАЛЯ
ЛОЛЁ
ЛУЛЮ
ЛЫЛИ
ЛЭЛЕ
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков ДС, то и читать он будет неправильно.
Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие.
Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.  Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми. 
ММЬ
МАМЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
ННЬ
НАНЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».

Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.

Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.

Как быстро выучить алфавит — учим буквы с ребенком

Буквы окружают нас повсюду. Ребенок видит их и в книгах, и в журналах, на упаковках продуктов, в витринах магазинов. Его не может не интересовать, что это такое. Со временем он начинает понимать, что взрослые умеют читать, начинает копировать родителей, выучив стихотворение или сказку наизусть, и изображая, что он читает книгу.

Учить ребенка читать специалисты рекомендуют незадолго до школы, так как в более раннем возрасте его мозг еще не готов воспринимать подобную информацию. Можно выучить с ним звуки, научиться выделять их в устной речи, начать осваивать алфавит. Этот добукварный период очень важен, так как благодаря нему ребенок сможет научиться бегло читать и понимать прочитанное.

В каком возрасте начать изучение букв?

Многие родители уверены, что начинать развитие ребенка нужно чуть ли не с пеленок. Но нейропсихологи предупреждают, что вредно изучать буквы и цифры до 3 лет. В этом возрасте должна формироваться эмоциональная и сенсоматорная сфера. Если мы заставляем ребенка учиться, то нарушаем законы развития мозга, что может иметь негативные последствия.

Ни один специалист вам не скажет, что в 3 или 4 года ребенок должен знать все буквы. Конечно, при желании можно заставить его выучить алфавит, но это не принесет пользы, а, наоборот, может навредить. Мозг готов к чтению чаще всего к 5-6 годам, и лишь у 20% малышей — к 4-5. Раньше этого времени заниматься изучением букв не стоит.

Но это не значит, что можно забыть о развитии ребенка. В 3-4 года нужно работать над развитием речи, учить малыша правильно задавать вопросы и отвечать на них, произносить слова, изучать окружающий мир. Нужно работать над мелкой моторикой, учить его танцевать, формировать чувство ритма и так далее.

Таковы рекомендации. Однако все дети разные. Если ребенок проявил внезапный интерес к буквам, это значит, что пора начать обучение. И не важно, если он проявился поздно, например, в 6 лет. Ребенок должен захотеть читать, только после этого с ним можно заниматься.

Психологи отмечают несколько признаков, которые говорят о готовности ребенка к обучению:

  1. Малыш хорошо воспринимает на слух прочитанное, может рассказать, о чем эта книга.
  2. Он умеет строить фразы, выговаривать все звуки.
  3. Интересуется, что написано в детском журнале, книге или плакате.
  4. Делает вид, что читает, подражая взрослым.

Если проявились все эти признаки, можно начинать занятия. Нельзя давить на ребенка, заставлять его заниматься, подкупать его («выучишь буквы — дам шоколадку»), — этим вы ничего не добьетесь.

В тех случаях, когда интерес к буквам проявился рано, отказываться от занятий не нужно. Но не перегружайте малыша, занимайтесь с ним не дольше 7 минут, занятия не обязательно проводить каждый день, можно делать перерывы в 2-3 дня.

С чего начать изучение алфавита?

Ребенок начал проявлять интерес к буквам. Не нужно тут же загружать его знаниями, зубрить алфавит. Двигайтесь понемногу. Легче всего дети запоминают первую букву своего имени. Объясните ему, что это за буква, как она называется. Можете попросить его отыскать эту букву в тексте. Постепенно он научится ее выделять, будет обращать на нее внимание. Первый шаг сделан.

Родители сейчас доверяют обучение малышей различным детским планшетам, телефонам и другим подобным игрушкам. Помните, что они учат произносить буквы, а не звуки. Малышей же нужно учить именно звукам, так им легче будет освоить чтение.

Буква — это графическое изображение звука, у каждой есть свое название. Но выучиться читать, зная только названия букв, очень сложно. Представьте, что ребенку нужно будет прочитать слово «бал». Как он это сделает? Так, как его учили: «бэаэл». А все потому, что он произносит буквы, а не звуки.

Начинать обучение лучше со звуков, проговаривая их с ребенком. Родители сами не должны путать звук и букву. Звук — это то, что мы слышим. Шмель жужжит — это звук, молоток стучит — это тоже звук. Но далеко не из всех звуков мы можем получить слова. Если мы будем хлопать в ладоши, звук появится, а слово – нет.

Создать слово можно из специальных звуков, которые называются звуками речи. Следите за тем, чтобы и ребенок не путал букву и звук. Объясните ему, что буква — это значок, который можно увидеть в книге или нарисовать на бумаге. Буквы можно увидеть глазами, а звуки мы можем слышать.

Общие рекомендации по обучению ребенка

Если вы решили заниматься с ребенком, помните основное правило — ему должно быть интересно. Заставлять его нельзя. В этом возрасте самый простой и доступный способ обучения — через игру.

Малышам сложно концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте, поэтому занятия должны быть короткими, по 5-10 минут. Как только вы замечаете, что ему стало скучно, переключитесь на что-то другое. Если он забыл все то, что вы проходили, не раздражайтесь, повторите еще раз, пока он не запомнит. Если вы будете перегружать ребенка информацией, у него появится отвращение к учебе.

В раннем возрасте у ребенка развивается наглядно-образное мышление, и только потом — абстрактно-логическое. Это значит, что бесполезно рисовать буквы на бумаге или доске. Так вы их выучить не сможете. Для него это будет просто набором черточек.

Ребенку необходима визуальная ассоциация. Например, если вы учите звук «а» вы можете показать ему картинку с арбузом или любым другим предметом, начинающимся на эту букву. Заранее запаситесь мягкими кубиками с буквами, яркими карточками, раскрасками, красивыми цветными букварями.

Не стоит учить буквы в алфавитном порядке. Начинать обучение лучше с гласных звуков. Первыми изучаются буквы, которые чаще всего встречаются в речи, потом можно переходить к более редким.

Как учить гласные буквы?

Вначале объясните ребенку, что все слова сделаны из звуков также, как дома — построены из кирпичиков. Чем больше в слове звуков, тем оно длиннее. После этого можно переходить к изучению звуков.

Начинайте с «а». Можно показать малышу картинки, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с этой буквы. Нарисуйте с ним вместе рот, который произносит этот звук, отметьте, как мы широко его открываем. Пусть он попробует сам назвать слова, которые начинаются с этой буквы. Не стоит перегружать ребенка: 1 занятие — 1 буква.

Старайтесь закреплять полученные знания. Вот вы идете в садик, увидели аптеку, пусть малыш попробует найти ту букву, которую вы изучали. Купили детский журнал, посмотрите, есть ли в названии буква «а». Можно слепить букву из пластилина или теста, вырезать из бумаги. Можно выложить ее из палочек или из песка.

Вам будет намного легче увлечь малыша, если под рукой всегда будут кубики с буквами, яркие книжки, карточки. Можно спеть песенку про букву или послушать веселый стих.

Так, одну за другой изучайте все гласные звуки. В конце можно объяснить, что звуки, которые вы уже выучили, называются гласными. Это такие звуки, которые можно петь. Попробуйте вместе спеть «а-а-а» или «у-у-у».

Помните, что у нас 6 гласных звуков (а, о, у, э, ы, и) и 10 гласных букв. Буквы я, е, ё, ю состоят из 2 звуков. Изучение последних лучше отложить на потом, потому что нет звука «я», я — это буква, состоящая из 2 звуков. Не путайте ребенка, чтобы потом воспитателям и учителям не пришлось его переучивать.

Как учить согласные буквы?

После того, как вы выучили базовые гласные (а, у, и, о) можно переходить к согласным. Начинать нужно с самых простых согласных (б, п, м, н, т, г). И здесь опять мы вспоминаем, что учим ребенка звукам, а не буквам. Мы знаем, что надо говорить «эм», «эн», «бэ», но детям пока этого знать не нужно. Ребенок должен усвоить, что это звук «мм» или звук «нн». После того, как малыш усвоит простые согласные, можно переходить к изучению шипящих.

Также, как и с гласными, знания нужно закреплять. Дети могут путать буквы. Чтобы этого не произошло, играйте в ассоциации. Можно попросить детей придумать, на что похожа эта буква. Ищите на улице предметы, напоминающие эту букву. Например, вы прошли мимо турника, он по форме напоминает букву «п», или посмотрите на проем двери, тоже по форме напоминает «п». Сложите ее из карандашей, ищите в вывесках магазинов.

Методики изучения алфавита

Существует несколько популярных методик обучения детей чтению и запоминания букв алфавита. Вы можете использовать их, тем более, что над ними работали специалисты. Но, по какой бы методике вы не работали, важно помнить, что ваши занятия не должны напоминать уроки в школе.

Дети в этом возрасте должны играть и через игры получать необходимую им информацию. Поэтому после короткой обучающей части сразу же переходите к интересной, игровой. Очень полезны и творческие занятия, при помощи которых вы не только изучаете буквы, но и развиваете мелкую моторику ребенка, совершенствуете его навыки рисования и раскрашивания, закрепляете умение пользоваться ножницами.

Игры и игровые упражнения

Существует огромное количество игровых упражнений, которые помогут вам закрепить знания. Мы приведем несколько для примера.

1. Найди слова с нужным звуком. Вам нужно подготовить карточки, на которых изображены разные предметы. Ребенок должен среди них выбрать те, в которых есть изучаемый звук. Сначала можно задание упростить: попросить его найти слова, начинающиеся с этой буквы.

2. Поймай звук. Чтобы немного размяться, мама и ребенок ходят по комнате. Мама называет разные слова. Как только ребенок слышит слово с нужным звуком, он останавливается и хлопает в ладоши.

3. Придумай слово. Попросите ребенка придумать как можно больше слов с определенным звуком. Можно делать это по очереди, например, сначала мама называет слово, потом малыш.

Задание нужно усложнять, то есть звук может быть не только в начале слова, попросите его придумать слово, в котором этот звук будет в конце или в середине. Например, вы изучаете звук «а». Сначала подбираете слова, которые начинаются с этой буквы — абрикос, апельсин, потом те, которые заканчиваются на «а» — Москва, медуза или содержат звук «а» в середине — мозаика, глазик.

4. Определи, где спрятался звук. Нужно начертить простую схему слова: три квадрата, соединенных между собой. Каждый квадрат обозначает свое: начало слова, середину и конец. Положите эту схему слова перед ребенком, дайте ему фишку.

Вы называете разные слова, а он должен показать на схеме, где находится звук, который вы проходите. Например, если вы назвали слово «арбуз» (можно показать картинку), ребенок должен положить фишку в 1 клетку, а если слово «лиса» — то в 3 по счету клетку.

5. Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч и называет разные слова. Если в них есть изучаемая буква, он ловит мячик, если нет — то не ловит. Для начала можно использовать слова, у которых эта буква находится в начале, потом усложнить задание, то есть она может быть в середине или конце.

Авторские методики изучения алфавита

Существует несколько признанных методик обучения чтению, каждой из которых можно посвятить отдельную статью.

Кубики Зайцева

Основа методики Зайцева — игра, то есть дети просто играют с кубиками (в наборе 52 кубика разных размеров) и одновременно учатся читать, не прилагая никаких усилий. Эти игры можно начинать с 6-12 месяцев, но до 2 лет они используются, как обычные кубики, а дети после 2 лет могут начать составлять слова.

Основная единица у Зайцева — это склад. Он может состоять из согласной и гласной или же из одной буквы. Основа этого метода — складовой принцип чтения. Кроме кубиков используется и большая складовая таблица.

У этой методики множество плюсов, основной из которых — обучить чтению можно любого ребенка. Но есть и свои минусы, например, со временем детей придется переучивать, т. к. они запоминают, что буквы обозначаются одним цветом, а педагог вводит свои цвета, например, красный — это гласная буква. К тому же ребенок привык, что слова делятся на склады, а не на слоги. Да и пособия стоят очень дорого.

Карточки Домана

Свою методику нейрохирург Глен Доман разработал для детей с нарушениями ЦНС, но потом ее стали использовать и для обучения здоровых малышей. Он рекомендует учить детей читать не по буквам, а по словам, так как буквы для него ничего не значат, а слова имеют реальные обозначения.

Для этого на карточках большим шрифтом (не менее 7-10 см) пишутся целые слова, например, «мама» или «папа», которые нужно быстро показывать ребенку, озвучивая каждое слово. При помощи такого способа можно научить читать даже маленького ребенка. Обучение обязательно проводят в раннем возрасте, после 5 лет методика Глена Домана уже не работает.

Методика Ольги Соболевой

Принцип данного обучения строится на «двуполушарной» работе головного мозга. Педагог старается задействовать доминирующий вид памяти, то есть материал разделен на 3 группы: для кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Многие ее приемы используют и обычные педагоги при преподавании традиционной методики, чтобы детям было интереснее заниматься. Хорошо подходит для творческих детей и родителей, ее не рекомендуют семьям, где на первом месте логика и структура.

Методика Полякова

Ее автор придумал 7 ступенек обучения чтению, всего 70 уроков. Каждый урок подробно расписан. Они проводятся в игровой форме, занимают не более 10 минут. 1 и 2 ступени — это изучение букв, складов, чтение по складам.

Самого Сергея Николаевича Полякова, к сожалению, уже нет в живых, но его дело продолжил сын, а также педагоги, занимающиеся по этой методике. При желании можно приобрести книги, где подробно написано, как проводить занятия, а также видео файлы с примерами занятий.

Творческие упражнения

Чтобы закрепить полученные знания, полезно проводить творческие занятия. Например, вы можете вместе сделать красивый алфавит. Изучили букву — вырезали ее из картона. Лучше выбрать плотный материал. Если малышу сложно, вы можете помочь ему, а ребенок займется украшением — прикрепит к ней бисер, крупу, блестки, красивую ткань и т. д.

Когда вы соберете весь алфавит, можете украсить им детскую комнату, соединив буквы в гирлянды, или же повесить на елку вместо игрушек. Вы можете вырезать бумажные заготовки для букв, а ребенок должен сложить из этих деталей целую букву.

Дошкольники любят рисовать и раскрашивать. Можно купить книжки-раскраски с буквами, он будет их раскрашивать и вспоминать, что это за буква. Или же попросите его фломастерами на бумаге, мелом на доске нарисовать то, что вы уже изучили. Но в этом возрасте не стоит обучать детей письму, это должны сделать учителя в начальной школе. Единственное, чему вы можете научить малыша — писать печатными буквами.

Если вы печете пироги, попросите ребенка слепить из теста знакомые буквы. Можно лепить из пластилина или глины, украсить фигурки крупой или горохом. Эти занятия не только отвлекут малыша от телевизора, но и помогут развить мелкую моторику.

Ребенок проводит много времени с конструктором? Пусть попробует сделать из него букву, которую вы недавно проходили. Или же выложит ее из счетных палочек, песка, пуговиц, фасоли. Только следите, чтобы он не затолкал мелкие детали в нос или рот.

Как мы видим, изучение алфавита — это не нудные и скучные занятия, а разновидность игры. Если вы будете придерживаться этого правила, ваш малыш не только выучит все буквы, но и со временем полюбит книги, журналы, с удовольствием будет читать.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Как учить дошкольников алфавиту + 8 бесплатных заданий для печати

Мари Риппель

Ваш дошкольник готов выучить алфавит? Если да, то этот пост для вас! Этот пост, наполненный упражнениями по распознаванию букв, призванными помочь вам в обучении алфавиту, содержит достаточно развлечений, чтобы занять вашего ребенка на несколько месяцев!

Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом ценном навыке предварительного чтения для маленьких детей, или прокрутите вниз, чтобы загрузить восемь наших бесплатных высококачественных заданий по распознаванию букв.

Что такое распознавание букв?

Распознавание букв, также известное как распознавание алфавита, — это способность:

  • различать 26 букв алфавита
  • произнести буквенное имя

Если ваш ребенок уже знает «Алфавитную песенку», это отличное начало! Но распознавание букв — это нечто большее, чем умение петь азбуки. Вы хотите, чтобы ваш ребенок мог выбирать отдельные буквы и называть их, и именно здесь загружаемые задания, которые следуют, действительно блестят.

Преимущества изучения названий букв

Дети, которые знают названия букв, имеют три основных преимущества:

  1. Дети, которые знают названия букв, намного легче выучат звуки букв. Напротив, дети, которые не знают названий букв, часто испытывают огромные трудности в изучении звуков букв. 1
  2. Детям, которые легко называют буквы алфавита, легче научиться читать. 2, 3
  3. По мере того, как они узнают названия букв, дети, как правило, более заинтересованы в том, чтобы узнать больше о буквах и словах вокруг них. 4, 5, 6

Итак, вы знаете, как важно учить названия букв, но теперь вам может быть интересно…

Следует ли сначала учить прописные или строчные буквы?

В процессе развития вашему ребенку будет легче сначала выучить заглавные буквы. Это потому, что визуальная форма заглавных букв более четкая. Взгляните на этот ряд заглавных букв:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Единственные буквы, которые можно перевернуть и принять за другую букву, это M/W.

Теперь взгляните на этот ряд строчных букв:

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

В строчных буквах есть несколько пар букв, которые можно перевернуть.

  • б/д (отразить по вертикальной оси)
  • б/п (перевернуть по горизонтальной оси)
  • д/п (перевернуть по горизонтальной и вертикальной оси)
  • п/к (переворот по вертикальной оси)
  • н/у (переворот по горизонтальной и вертикальной оси)

Вот почему я рекомендую начинать с «более простых» заглавных букв.

А как насчет того факта, что большая часть текста состоит из строчных букв? Ведь в этом предложении 57 букв, и только одна из них заглавная. Разве не разумно, что дети должны сначала выучить строчные буквы?

Дело в том, что ваш ребенок выучит все буквы — прописные и строчные — до того, как научится читать. Так почему бы не начать с буквенной формы, которую легче всего выучить?

Честно говоря, это не критично. Если вы хотите сначала выучить строчные буквы, это нормально. Просто имейте в виду, что некоторые дети путают эти буквы, упомянутые выше. (И вот помощь, если ваш ребенок уже переворачивает похожие буквы, такие как «b» и «d».) Самое главное, чтобы ваш ребенок получил удовольствие от знакомства с алфавитом и мог уверенно распознавать буквы.

А теперь приступим к самому интересному!

Вот 8 бесплатных заданий по распознаванию букв, которые вы можете скачать!

Создание алфавита из кубиков

Создание алфавита из разноцветных кубиков — это увлекательный способ для дошкольников лучше познакомиться с буквами и получить удовольствие от любимого игрового занятия — конструирования!

Коврики для пластилина ABC

Лепка букв из пластилина позволяет детям чувствовать алфавит, пока они раскатывают и сгибают тесто, формируя буквы. Ваш ребенок может даже не осознавать, что он учится!

ABC Caterpillar

По мере того, как ваш ребенок продвигается по алфавиту с этой красочной гусеницей, он будет много играть в алфавит, в том числе расставляя буквы в алфавитном порядке.

Браслеты ABC

Ваша малышка будет восхищаться своей «буквой дня» каждый раз, когда смотрит на свое запястье. А завтра она получит новенький браслет, чтобы «похвастаться» перед родными и друзьями!

Тактильные карточки с буквами

Дети познают окружающий мир с помощью органов чувств. Наши тактильные карточки с буквами позволяют детям использовать свое осязание, чтобы узнать о прописных и строчных буквах.

Сделай свой собственный алфавит из ткани

Игра с алфавитом — отличный способ помочь дошкольнику подготовиться к чтению. Этот простой в изготовлении, мягкий и красочный алфавит превращает изучение букв в тактильное занятие.

Алфавитная игра «Накорми щенка»

Наша алфавитная игра «Накорми щенка» позволяет детям практиковать названия букв очень увлекательным способом. В конце концов, кто не любит учиться с милым щенком?

Алфавитные книжки с картинками

Алфавитные книжки с картинками — идеальный способ улучшить знания букв. Никакого хитрого беспорядка не требуется! Все, что вам нужно, это книги, удобный диван и симпатичный дошкольник.

Эти занятия доставят вашему ребенку много часов удовольствия, помогая подготовить его к формальному обучению чтению.

Следите за тем, какие буквы знает ваш ребенок

Когда вы учите своего ребенка буквам, убедитесь, что вы дошли до конца алфавита. Это может показаться очевидным, но слишком часто маленькие дети не усваивают последние несколько букв. Убедитесь, что ваш ребенок знает U, V и W так же хорошо, как он знает A, B и C!

Чтобы помочь вам отслеживать, какие буквы были выучены, вы можете скачать эту замечательную маленькую диаграмму прогресса алфавита. Разместите его на стене холодильника или игровой комнаты.

Знание букв — один из пяти основных навыков

Знаете ли вы, что есть пять навыков, которыми ваш ребенок должен овладеть, прежде чем приступить к формальному обучению чтению? Мы называем их «Большой пятеркой навыков», и эти навыки закладывают основу для обучения чтению. На самом деле, они настолько важны, что мы рассмотрим их все в программе «Все о чтении» «Подготовка к чтению».

Если вы готовы освоить остальные навыки Большой пятерки, обязательно ознакомьтесь с Все о чтении Программа предварительного чтения. Вашему ученику понравятся специальные игры, поделки и чтение рассказов во время чтения вслух, и вам понравится, как ваш ученик без особых усилий осваивает основные навыки, предшествующие чтению.

Какое из этих действий по распознаванию букв вы собираетесь попробовать в первую очередь? Позвольте мне знать в комментариях ниже!

________________________________________________
1. Мейсон, Яна М. (1980). Когда дети начинают читать: исследование навыков письма и чтения слов у наших годовалых детей. Reading Research Quarterly , 15, 203-227.
2. Бонд, Гай Л., и Дайкстра, Роберт (1967). Совместная исследовательская программа в обучении чтению в первом классе. Reading Research Quarterly , 2, 5-142.
3. Чолл, Жанна С. (1967). Учимся читать: Великие дебаты. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
4. Хомский, Кэрол (1979). Подход к чтению через придуманную орфографию. В Л. Б. Резник и П. А. Уивер (ред.), 90 121 Теория и практика раннего чтения , том. 2, 43-65. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum Associates.
5. Мейсон, Яна М. (1980). Когда дети начинают читать: исследование навыков письма и чтения слов у наших годовалых детей. Reading Research Quarterly , 15, 203-227.
6. Рид, Чарльз (1971). Знания детей дошкольного возраста по английской фонологии. Harvard Educational Review , 41, 1–34.

Как научить дошкольника узнавать буквы с помощью игры

  • Поделиться

  • Электронная почта

Помощь вашему дошкольнику в освоении навыков распознавания букв не обязательно должна быть похожа на «работу!»

Обучение через игру в веселой, беззаботной и позитивной манере всегда лучший способ.

Что означает распознавание букв

Обучение навыкам распознавания букв включает в себя несколько различных практических компонентов.

Дети должны различать форм букв друг от друга (зрительно узнавать их), а также уметь указывать и называть названий букв , а также звуков, составляющих каждой буквой.

Кроме того, они должны научиться формировать буквы и писать их .

Не все эти навыки нужно приобретать в дошкольном возрасте, и на самом деле дошкольники еще не готовы в своем развитии научиться читать и писать .

Просто представив своего ребенка в игровой форме, вы начнете процесс заложения фундаментальных предварительное чтение и навыки письма .

Когда ребенок должен узнавать буквы алфавита?

Хотя вы можете прочитать о среднем возрасте, когда дети осваивают алфавит, они часто сильно различаются.

Точно так же, как дети учатся ходить и говорить в разном возрасте, то же самое можно сказать и о распознавании букв алфавита.

Каждый из них учится в своем собственном темпе, в зависимости от многих факторов.

Как развить навыки, чтобы подготовить ребенка к распознаванию букв

С помощью веселых игр родители могут помочь своим детям приобрести различные развивающие навыки, которые подготовят дошкольников к распознаванию букв.

Эти типы навыков включают зрительное восприятие , память и слуховое восприятие .

Это означает, что изучение букв на самом деле начинается не с знакомства с настоящими буквами, а скорее с игровых действий, которые развивают эти навыки.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие означает, что мозг вашего ребенка понимает то, что видят его глаза, например детали и формы (распознавание форм).

Эти навыки также включают зрительно-моторную и зрительно-моторную координацию .  

Полезные виды деятельности включают:

  • те, которые тренируют большие мышцы (такие как метание/ловля)
  • мелкая моторика (например, шнуровка)
  • зрительное восприятие (например, сборка головоломок )
  • и ограничение экранного времени, которое имеет ограничения, связанные с навыками визуального восприятия.

Память

Развитие памяти связано с хранением и использованием информации в мозгу.

Занятия без стресса для развития этих навыков включают:

  • простые карточные игры
  • Карточные игры на память (получите свои собственные, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор распечаток в конце поста)
  • рассказ о веселых воспоминаниях
  • story visualization
  • reading and talking about books
  • Visual memory games , like picture bingo
  • Auditory memory games  

Auditory Perception

Auditory perception includes the brain’s ability to distinguish sounds and слов, что важно для изучения звуков букв.

Вот виды деятельности, которые могут способствовать этому навыку:

  • слушать музыку
  • различать звуки животных
  • хлопать в ладоши скопированными ритмическими рисунками

[источник]

Как научить ребенка распознавать буквы?

Даже до того, как ваш ребенок проявляет интерес к печати,

  • Чтение им
  • Общие стихи и детские рифмы
  • , разговоры с ними
  • Рассказывания рассказов
  • и Singing Songs 9018 по или или с или с ними с
  • и Singing Songs по или или с или с ними
  • и . все это значимые и веселые действия, которые закладывают основу для распознавания букв.

    Держите его свежим, сохраняйте его новым и будьте готовы вернуться к своим любимым занятиям, когда вас об этом попросят.

    По мере того, как ваш ребенок проявляет растущий интерес к печатным изданиям, делайте их доступными, когда это возможно.

    Вместо того, чтобы держать эту книгу при себе, пока вы читаете им, покажите детям слова, водя по ним пальцами во время чтения. Пусть дети листают страницы книг.

    Иметь в доме книги, к которым у детей будет постоянный доступ.

    Так много вещей в доме содержат слова, например посылки, списки, письма, электронные письма, экраны, журналы и поздравительные открытки.

    Показывайте и касайтесь во время чтения, показывая детям, что вы ежедневно используете слова, показывая, как много можно узнать, используя их.

    Пишите перед своими детьми для разных целей, хотя бы иногда вслух.

    Сделайте инструменты и поверхности для рисования и письма доступными для вашего ребенка в любое время, в помещении и на улице.

    Предлагайте не только традиционную бумагу и мелки, но и:

    • Рисование палочками на песке
    • Надпись на глине или пластилине
    • Рисование мылом на стенах душа и ванны

    Должен ли я учить буквы в определенном порядке?

    Вместо того, чтобы учить буквы в каком-то особом, предписанном порядке, сосредоточьтесь на тех, которые используются чаще всего и в порядке важности для вашего ребенка.

    Как правило, они хотят знать о буквах:

    • в их именах
    • в «МАМА» и «ПАПА»
    • в имени домашнего животного
    • экологическая печать (например, на знаках «СТОП» или «ХОДИТЕ»)
    • и даже выдающиеся слова из любимого сборника рассказов

    Подумайте и обратите внимание на те буквы и слова, которые кажутся интересными вашим детям, используя их как основу для дальнейшего развития.

    [источник]

    Лучше сначала учить буквы верхнего или нижнего регистра?

    Для дошкольников область трудотерапии является хорошим поводом для начала с заглавных букв в почерке.

    Они образованы из более крупных линий и кривых, что позволяет избежать обратного движения и изменения направления, но при этом учит мазкам сверху вниз.

    Если дети пытаются составлять буквы, к которым их зрительно-моторные навыки не подготовлены, у них иногда вырабатываются плохие привычки, от которых потом будет трудно избавиться.

    Конечно, ваш ребенок может быть знаком со строчными буквами, видеть их во многих печатных форматах и ​​постепенно учиться их различать.

    Когда их двигательные навыки готовы, они обычно легко переключаются на включение их вместе с прописными буквами при письме.

     [источник] 

    Занятия по распознаванию букв и игры для дошкольников

    Вот несколько забавных способов научить вашего дошкольника распознаванию через игру.

    1. Обратите внимание на экологическую печать

    Печать окружает нас повсюду.

    Указывать, говорить и подчеркивать звуки слов на вывесках (таких как любимые рестораны и дорожные/уличные знаки), коробках/этикетках с хлопьями или другими продуктами и знакомых логотипах.

    2. Делитесь книгами со стихами

    Читайте ребенку любимые книги со стихами, подчеркивая рифму и ритм.

    После этого сыграйте в устную игру, назовите несколько рифмующихся слов из рассказа и добавьте свое собственное рифмующееся слово.

    Попросите ребенка придумать больше рифмующихся слов. Либо настоящие, либо притворные «слова» — это нормально, так как значение имеет фактор рифмовки.

    3. Охота за буквами

    Покажите и расскажите о буквах в имени вашего ребенка, чтобы они были хорошо видны на бумаге.

    Покажите им, как вы находите одну из этих букв в журнале или газете и вырезаете ее довольно квадратным куском (не обязательно пытаться вырезать близко к краям буквы).

    Предложите им найти другие буквы своего имени в печатном виде и вырезать их тоже.

    После того, как все буквы будут найдены, они могут расположить их в правильном порядке для своего имени.

    Их можно хранить в небольшом мешочке для будущего использования или наклеить на цветной лист бумаги, чтобы повесить на холодильник или в комнату вашего ребенка.

    Другой вариант вместо вырезания — использование маркеров разных цветов для выделения различных букв, встречающихся в печатном тексте.

    4. Играйте с пластиковыми/деревянными буквами

    Буквы можно сортировать и складывать в стопки по-разному: 

    • кривые
    • буквы с прямыми линиями
    • буквы имени вашего ребенка или другие важные слова
    • буквы они могут назвать
    • и те, для которых они могут произнести звуки

    Буквы с магнитами можно использовать на холодильнике или на магнитной доске для сортировки.

    5. Испеките буквы

    Из хлеба или теста для кренделя сформируйте вместе с ребенком буквы, а затем испеките их, чтобы съесть позже.

    Во время работы говорите о названиях букв, звуках и простых словах (например, их именах), которые можно составить.

    Для выпечки писем можно приобрести специальные формы для выпечки и формочки для печенья. Вы также можете испечь продолговатые лепешки и нарезать их крупными буквами.

    6. Формирование букв из знакомых материалов

    Предложите детям различные виды и цвета макаронных изделий, чтобы они складывали буквы на плоском фоне, либо приклеивая их на место, либо оставляя свободными и переставляя в разные буквы.

    Other materials to explore might include:

    • dry breakfast cereals
    • buttons or pennies
    • cotton balls
    • dried beans
    • mini-marshmallows
    • toothpicks
    • rice
    • Yarn

    7. Form Letters with Необычные материалы

    Используя столешницу или продолговатую форму для выпечки с низкими бортиками, намажьте крем для бритья или пудинг, чтобы ребенок мог обводить буквы пальцами.

    То же самое можно сделать с песком (или переместить на улицу), чтобы обвести его пальцами или безопасными «палочками», такими как карандаши, дюбели или линейки.

    8. Отправляйтесь на поиски сокровищ

    Попросите детей выбрать карточку с буквой или вырезку. Расскажите о том, как выглядит и звучит буква.

    В зависимости от уровня развития вашего ребенка предложите ему найти в доме предметы, на которых напечатана эта буква, ИЛИ предметы, названия которых начинаются с этой буквы.

    9. Fish for Letters

    Игру для рыбалки с магнитными буквами можно купить или сделать из бумаги, магнитов, скрепок, дюбелей и веревки.

    Назовите или выберите букву, ориентируясь на то, как она выглядит и/или звучит. Затем дети «ловят» совпадающие буквы из «пруда».

    Они также могут просто выловить случайную букву, а затем назвать ее, как только она будет «пойманна».

    Вы также можете использовать версию этой игры позже, когда дети будут учиться сопоставлять прописные и строчные буквы.

    10. Играть Музыкальные стулья с буквами

    Положите бумажные тарелки с буквами или буквы, вырезанные из картона, прямо на стулья или на пол под ними.

    Дети ходят по кругу и находят место, чтобы сесть, когда музыка останавливается. Затем каждый из них называет букву на своем стуле или на полу прямо под ним.

    11. Поиск букв на клавиатуре

    Используйте старую компьютерную клавиатуру или пишущую машинку. Ваш ребенок называет буквы, касаясь клавиш.

    Они также могут найти их, чтобы нажать, когда вы произносите имена, звуки или поднимаете карточки, по одной букве за раз.

    12. Распыляйте или пишите письма на открытом воздухе

    Предложите детям аэрозольные баллончики с водой, чтобы они могли распылять буквы на подъездных дорожках, тротуарах или даже на стене вашего дома.

    Другой вариант — использовать тротуарный мел, чтобы писать буквы на подъездной дорожке, в патио или на баскетбольной площадке.

    13. Формируйте буквы из гибких материалов

    Попросите ребенка согнуть ершики для чистки труб, стебли синели или изделия типа Wikki Stix (нитка, покрытая воском), чтобы сформировать буквы.

    Детям часто нравится составлять несколько букв и составлять слова.

    14. Найдите спрятанные буквы

    «Закопайте» пластиковые или деревянные буквы в песочнице или песочнице. Попросите ребенка называть буквы по мере их обнаружения.

    В качестве заменителей песочных столов или больших лотков можно использовать другие материалы, такие как цветной рис, макаронные изделия, сушеные бобы или семена птиц.

    Все эти идеи могут помочь укрепить навыки ранней грамотности вашего ребенка .  

    Обратите внимание на то, где они находятся в своем развитии, и продолжайте поднимать планку чуть выше, продолжая возвращаться к тем играм и занятиям, в которых они чувствуют себя более успешными!

    Это ключ к обучению.

    Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

    Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *