Содержание

Статья | Новогодние стихи для малышей

Впереди новогодние утренники время, когда дети наряжаются, водят хороводы, поют песни и читают стихи Деду Морозу. Увы, нередко малыши отказываются не только выступать перед аудиторией, но и в принципе учить стихи. Рассказываем, как можно выучить их без лишних нервов, и предлагаем варианты простых для заучивания стихов.

Разучить стихотворение помогут секреты работы мозга

Никто не обещает, что выучить стишок получится быстро — скорее наоборот, ведь для того, чтобы ребенок запомнил нужные строчки, потребуется время и многократное повторение. Поэтому главная рекомендация — начинать учить стихи заранее.

Следующий (и, пожалуй, главный) принцип, который поможет разучить стихи в спокойном темпе — никакого насилия. Не заставляйте ребенка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом. Также нужно учитывать, что объем памяти у детей тоже разный: кому-то легко выучить сорок строк, а чей-то потолок — четыре или восемь. Но труд при это будет одинаковым, а значит, старания обоих детей заслуживают одинаковой похвалы.

Чтобы лучше закрепить заветные строчки в памяти малыша, повторяйте выученное  и делайте перерывы. Учите перед сном, затем на следующий день, а затем, если позволяет время, через неделю. Только не нужно превращать разучивание стихов в экзамен. Лучше начинайте рассказывать, а затем «забывайте», чтобы ребенок мог вам помочь и почувствовать себя экспертом в этом вопросе. А чтобы не наскучило учить стихи, разбавляйте процесс другими интересными для ребенка занятиями, и лишь спустя какое-то время возвращайтесь к заучиванию.

Если ребенок уже умеет читать, то после того, как вы повторили стишок несколько раз раз, попробуйте закрепить его в памяти с помощью игры на внимательность. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, разрезать на строчки, перемешать и предложить выложить их в правильной последовательности.

Если ребенку трудно дается заучивание, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему стишок и попросите рассказать своими словами, о чем в нем говорится. Помогайте, задавая наводящие вопросы. Таким образом вы сформируете у него смысловую последовательность, и тогда он быстрее выучит стихотворение.

Чтобы ребенок наряду со словами запоминал образы и действия, сыграйте в театр или визуализируйте стих на бумаге. Каждую строчку можно не просто читать, но и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Другой вариант — схематично нарисовать иллюстрацию к каждому четверостишию на квадратном листке для заметок, а затем, как и в случае с записанными и разрезанными строками, разложить рисунки в правильной последовательности.

Детские стихи для разного возраста

С возрастом дети могут разучить все более длинные стихотворения: если для трехлетки достаточно запомнить максимум четверостишие, то детсадовцы подготовительной группы вполне могут удержать в памяти большие объемы стихотворного текста — особенно если при заучивании вы пользовались рекомендациями, изложенными выше.

3–4 года

Попробуйте начать с небольшого четверостишия. Но некоторые малыши уже в 3 года справляются с произведениями  и на восемь строк — главное, чтобы была четкая рифма. Поэтому если с четырьмя строками проблем не возникает, можно смело перейти к более крупной форме. Главное, чтобы произведение нравилось малышу, увлекало его. Не забудьте уточнить, все ли слова ему понятны. Разъясните сложные моменты или поищите другой стих.

Вот несколько примеров простых новогодних стихотворений для малышей 3–4 лет.

 

Шубка, шапка, рукавички.

На носу сидят синички.

Борода и красный нос —

Это Дедушка Мороз!

(А. Усачев)

 

Где живет Дед Мороз?

Удивительный вопрос!

Не в лампе, не в будильнике,

Посмотрим в холодильнике!

(А. Усачев)

 

Что за чудо, чудо-елка

Все зеленые иголки,

В бусинках и шариках,

В желтеньких фонариках!

(И. Бурсов)

 

Закружился хоровод,

Льются песни звонко.

Это значит — Новый год,

Это значит — елка!

(С. Дрожжин)

 

Музыканты, поскорей

Заиграйте веселей!

Станем дружно в хоровод,

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

(А. Барто)

 

Елочка-красавица

Вся переливается!

На ветвях — флажки, игрушки,

Бусы, звездочки, хлопушки,

Серебрится мишура!

Новый год пришел! Ура!

(М. Дружинина)

 

Возле елки надо встать

И желанье загадать.

День настанет, час придет,

Все исполнит Новый год!

(Л. Слуцкая)

 

Дед Мороз на Новый год

Обязательно придет!

Ждут его ребята,

Птички и зверята!

(О. Корнеева)

 

Выбрал папа елочку

Самую пушистую,

Самую пушистую,

Самую душистую…

Елочка так пахнет —

Мама сразу ахнет!

(А. Усачев)

4–5 лет

Для детей постарше можно выбрать стихотворение в восемь и более строк. Они уже не боятся взглядов зрителей и не смущаются от аплодисментов в свой адрес. А главное, в этом возрасте дошкольники уже гораздо лучше запоминают произведения. Но родителя все еще предстоит учить стих вместе с ребенком не раз и не два.

При выборе стихотворения по-прежнему важно избегать непонятных слов и абстрактных понятий. Но уже в этом возрасте можно тренировать вместе с малышом выразительное чтение — с паузами, сменой интонации, движениями руками. Впрочем, если ребенок пока стесняется публики, на выразительности лучше не настаивать. Вот подборка новогодних стихотворений, которые подойдут для разучивания с ребенком 4–5 лет.

 

Скоро, скоро Новый год!

Он торопится, идет!

Постучится в двери к нам:

Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,

Елку наряжаем,

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки…

Скоро Дед Мороз придет,

Нам подарки принесет —

Яблоки, конфеты…

Дед Мороз, ну где ты?!

(З. Орлова)

 

Нам нравится морозная,

Пушистая пора,

Ночное небо звездное,

Сверканье серебра.

И елка зажигается,

И пляшет хоровод,

И вот, как полагается,

Приходит Новый год!

(О. Высотская)

Хохочет и кружится

Метель на Новый год.

Снег хочет опуститься,

А ветер не дает.

И весело детишки,

Валяются в снегу.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

(Г. Новицкая)

 

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Елки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

(Е. Михайлова)

 

Шел по лесу дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —

Елки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый Год

Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,

Светит желтая луна.

Все деревья в серебре,

Зайцы пляшут на горе,

На пруду сверкает лед,

Наступает Новый Год!

(З. Александрова)

 

Утром выпал первый снег,

Белый и холодный.

Значит, скоро к нам придет

Праздник новогодний.

Огоньки на нашей елке

Засверкают ярко!

И веселый Дед Мороз

Принесет подарки!

(А. Голякин)

6–7 лет

К 6–7 годам у ребенка уже наверняка был опыт новогодних утренников, а значит, он практически не стесняется рассказывать стихи для большой аудитории. Наоборот: он даже рад выучить один-два стишка для Деда Мороза в обмен на подарок. Попробуйте выучить новогоднее стихотворение подлиннее — на четыре, а то и пять четверостиший. Подбодрите ребенка тем, что это, скорее всего, последний утренник в детском саду.

Пусть ребенок сам выберет, какое именно произведение прочесть на празднике Так больше шансов, что стих ему понравится, а значит, будет стимул выучить его быстрее. Вот подборка новогодних стихов для детей 6–7 лет.

 

Встречали звери Новый год,

Водили звери хоровод.

Вокруг зеленой елки

Плясал и Крот,

И Бегемот,

И даже злые Волки!

Пустился в пляс и Дикобраз —

Колючие иголки,

И все —  дрожать,

И все — визжать,

И все — бежать от елки!

Гляди-ка: Уж —

Хоть сам хорош! —

И тот дрожит от страха!

— Зато меня уж не проймешь! —

Сказала Черепаха!

(Б. Заходер)

 

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки —

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда!

(Е. Благинина)

 

Засверкай огнями, елка,

Нас на праздник позови.

Все желания исполни,

Все мечты осуществи!

С Новым годом,

С Новым годом

Всех поздравим,

А потом —

И походим хороводом,

И станцуем, и споем.

Дед Мороз стоит у елки,

Пряча в бороду смешок.

Не томи нас слишком долго,

Развяжи скорей мешок!

(Е. Григорьева)

 

Зима спешит, хлопочет,

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Белеют рукавицы

На веточках берез,

Чтоб им не простудиться,

Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно

В реке скрепила лед.

Ходить по речке можно —

Иди к нам, Новый год!

(О. Высотская)

  

Источники:

Интернет-издание «Мел»

Онлайн-медиа DailyBaby.ru

 

 

Полезные советы для детей в стихах – как выучить стих с ребенком 4 года?

Полезные советы в стихах будут интересны детям. Пусть дети пользуются ими и меняются в лучшую сторону!

«Полезные советы в стихах детям»
Если будешь умываться,
Чистить зубы, закаляться —
То не будешь ты болеть,
Кашлять, шмыгать и кряхтеть.

Не живи обидой, злобой,
В душу черствость не пускай,
К окружающим будь добрым,
Все плохое забывай.

Если знаешь, что не прав —
Спорить не старайся,
И ошибки признавай,
Чаще улыбайся.

Физзарядкой заниматься
Никогда не забывай,
И веселые мотивы
По утрам ты напевай.

Апельсины, мед и киви,
На столе всегда имей,
Обливайся, обтирайся,
Постарайся, не болей.

Книги, музыка, театр —
Вот что нужно для души,
А придет вдруг вдохновение —
В тишине стихи пиши.

Вредных и плохих привычек
Никогда не заводи,
Маму, папу, сестру, брата
Никогда не подводи.

А в компьютерные игры
Лишь умеренно играй,
Можешь зрение испортить —
Лучше просто погуляй.

Ты над Ленью-белоручкой
Сам победу одержи,
Принадлежности для школы
Все в порядке содержи.

Читай задачу вдумчиво,
Внимательно всегда,
К тебе ее решение
Придет быстрей тогда.

Никогда не позволяй
Двойкам зацепиться,
Хорошо учись всегда —
Будет чем гордиться!
Ева П.

Учить стихотворения – очень полезно и для дошкольников, и для школьников, т.к. это хорошо развивает память, воображение, чувствование.

Содержание

  • Как правильно учить стихотворения? И как неправильно?
    • Правила и основные моменты
    • Техника запоминания стихов
  • Рисовать
  • Расставлять
  • Придумать ассоциации
    • Совет 1. Найдите непонятные слова
    • Совет 2. Увеличивайте объем постепенно
    • Совет 3. Визуализируйте стихотворение
    • Совет 4. Подключите эмоции
    • Совет 5. Переведите рифму в прозу
    • Совет 6. Нарисуйте стихотворение
    • Совет 7. Поиграйте в театр
    • Совет 8. Используйте диктофон
    • Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки
    • Совет 10. Повторяйте выученное
    • Совет 11. Не откладывайте заучивание
    • Совет 12. Делайте перерывы
    • Совет 13. Никакого насилия!
    • Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности
    • Совет 15. Учите с целью

Как правильно учить стихотворения? И как неправильно?

Часто можно видеть, как ребенок из раза в раз просто повторяет строчки, не вдумываясь в смысл слов, старается механически их запомнить, чтобы потом их так же механически пересказать.

Это не совсем правильный путь. Это занимает много времени, а в итоге ребенок это стихотворение не чувствует, не понимает, и относится к этому как к обязанности. Ничего хорошего это не приносит.

Как сделать так, чтобы ребенок без лишнего напряжения выучил стихотворение, получил от этого удовольствие, чтобы он это стихотворение достаточно долго помнил? Чтобы он любил учить стихотворения и наслаждался этим процессом?

Во-первых, нужно провести подготовительный этап, во время которого ребенок сможет целостно прочувствовать свой стих. Для этого вам нужно выразительно прочитать ребенку это стихотворение, сказать ему: «Я сейчас буду читать, а ты слушай и просто представляй то, о чем в этом стихотворении говорится». В таком случае ребенок, кроме прочего, получит опыт выразительного чтения, услышит его на уровне восприятия, поймет, как нужно выразительно читать.

Дальше можно начинать учить сам стих. Каким образом? По смысловым кусочкам – например, по четверостишьям.

И здесь очень хорошо подключать навык визуализации, чтобы ребенок не только слышал, но и видел стихотворение. Он должен представлять картинки, можно даже схематично нарисовать их на бумаге. Зарисовали – ребенок смотрит на картинку и повторяет.

Потом берете следующую часть стихотворения и так же прорабатываете. Затем можно вернуться к первой картинке и попытаться повторить уже два четверостишья. И постепенно по этим картинкам ребенок прорабатывает все стихотворение. Этот процесс обычно детям очень нравится!

Затем, чтобы это стихотворение осталось в памяти надолго, нужно выработать определенную систему повтора. Выучили стих – через час вернулись к картинкам и попросили снова его рассказать. И если возникают какие-то сложности с определенными четверостишьями, либо подсказывайте ему, либо прорабатывайте этот момент еще раз.

Вначале повторы должны быть частые – пока это не уложится в долговременную память: через час, потом через три часа, через шесть часов, затем утром и т.д. Потом уже картинки становятся не нужны, т.к. они остаются у ребенка в голове. Он может это стихотворение воспроизводить уже по памяти, с удовольствием, с выразительностью.

И в конце закрепите успех ребенка: похвалите, дайте что-то вкусное. Это должно быть значимо для ребенка, и он должен видеть, что для вас это тоже значимо.
После этого при любой возможности (на Дне Рождении, каком-либо празднике) просите его рассказать это стихотворение. Если он будет часто выступать, он будет понимать, что людям это нравится, и ему это будет приятно.

Таким образом, учить стихи надо так, чтобы это приносило удовольствие, чтобы ребенку потом вновь и вновь хотелось их рассказывать и вспоминать!

Как приятно родителям, когда их чадо, взобравшись на стульчик, четко и с выражением декламирует строчки из любимых стихов перед настоящими зрителями. Бабушки в упоении, подруги в восторге, воспитатели в детском саду не перестают нахваливать столь милого ребенка!

Вот только почему-то одним деткам этот процесс дается достаточно легко, а для других же, выучить стих – это непосильная трудность, от которой ребенок с истериками и слезами отпихивается, как от горькой пилюли. Почему так?

Чаще всего, стихи приходится учить школьникам или воспитанникам старших детсадовских групп, правда, если только в таком возрасте начинать первое знакомство с рифмами, то, скорее всего, вы наткнетесь на реальные сложности.

Приступать к заданию малыш будет с большой неохотой, отпираться и даже, возможно, закатывать истерики со слезами. «Я не смогу!», — будете слышать вы. На самом же деле одна из причин кроется в следующем: маленький человечек буквально на подсознательном уровне старается защитить себя от слишком большого объема новой информации, который легко способен перегрузить его, непривыкший к таким нагрузкам, мозг.

В тех же семьях, где с малышом часто и с самых ранних месяцев поют песенки, много разговаривают и просто начитывают стишки вслух, запомнить новый стих намного проще.

В любом случае родителей будет волновать вопрос: как быстро выучить стихотворение с ребенком? Даже если момент литературного воспитания в раннем детстве был упущен, от этой обязанности все равно не уйти: стишки придется учить еще довольно долго, и с каждым разом они будут становиться сложнее, а отношение ребенка к ним – все хуже и хуже.

Как исправить положение дел и с чего нужно начать, если это ваши первые рифмованные строки? В любом деле есть свои маленькие хитрости, и здесь их знание понадобится, как никогда. Давайте разбираться в тонкостях этого интересного и нелегкого для ребенка дела.

Правила и основные моменты

Мы не будем говорить о том, как заставить ваше чадо выучить стих, ведь самое главное правило для такого процесса – если вы, конечно, хотите, чтобы ваше чадо в будущем действительно полюбило поэзию – учить рифмы нужно с удовольствием!

И если желания нет совсем, то надо придумать, как сделать так, чтобы оно появилось, возможно, стоит отложить такое дело на какое-то время, а затем попробовать снова.

  • «А зачем?». Помните, ребенку важно понимать, зачем учить стихи наизусть. И поверьте, мотивация из разряда – это красиво, это развивает память и логику, формирует речь и манеру общения, здесь точно не поможет. Это понимаем мы, взрослые, ребенку же нужны более простые и понятные доводы: например, выучим стишок, чтобы порадовать бабушку, папу, который скоро вернется из командировки, или же к приходу Деда Мороза.
  • Когда начинать? Нередко родители упускают тот самый важный момент, когда малыш с большим удовольствием, еще толком не разговаривая, будет пытаться повторять небольшие рифмы. Именно в этот период и закладывается привычка к такому стилю общения и искусства. Рассказывать небольшие потешки, скороговорки и стишки мама может чуть ли не с рождения, они запоминаются сами собой и уже к первому году чадо начнет повторять любимые строки. В результате такой ранней подготовки, ребенок впоследствии будет намного проще относиться к необходимости заучивания, процесс для него будет понятным и привычным.
  • Чтобы ребенку было интересно, строчки из стишков можно сопровождать авторскими иллюстрациями: нарисуйте вместе то, что вы видите в тексте, поищите красивые иллюстрации в интернете. Не нужно сразу говорить ребенку, что придется что-то учить, просто предложите ребенку послушать и, при желании, повторить за мамой несколько строк.
  • Сопровождайте рифмы какими-то реальными действиями, читайте с выражением, возможно, на разные голоса. В противном случае скучные строки потеряют для малыша всякий смысл, он так и не сумеет найти красоту в поэзии, а потому вряд ли захочет возвращаться к ней в более старшем возрасте.
  • Чтобы стишки давались легко, они должны отвечать темпераменту вашего чада: например, спокойным деткам больше по душе размеренные и плавные рифмы, а вот непоседам – ритмичные и веселые тексты. Кроме того, очень важно, чтобы стихи были по возрасту: для совсем маленьких деток подойдут рифмы Барто и Чуковского, постарше – Пушкина и Михалкова. Вряд ли первоклашка сумеет выучить отрывок «Бородино», а даже если одолеет сей непосильный груз, то вряд ли захочет когда-либо еще возвращаться к поэзии.
  • Все непонятные слова и обороты нужно объяснить, привести ассоциативный ряд и синонимы, которые раскроют перед ребенком всю картину происходящего. Понять, что малышу непонятно слово очень просто: каждый раз, повторяя его, он забывает его правильное произношение или вообще отказывается повторять сложную строчку.

Техника запоминания стихов

Неважно, с какой целью вам нужно выучить стихотворение – для урока литературы или на утренник в детский сад, для ребенка это может быть одинаково сложно в любом возрасте. Сразу оговоримся, запомнить рифмы за пять минут, как бы того хотелось родителям, очень сложно, процесс, возможно, растянется на несколько дней, но, зато принесет свои плоды.

  • Для начала ознакомьтесь с текстом самостоятельно. Предложите почитать ребенку вслух и, с чувством и интонацией, продекламируйте строки для запоминания. Предложите ребенку повторять буквально по одной строчке, так он не будет испуган объемом информации.
  • К следующей строке можно переходить только тогда, когда предыдущая рассказывается ребенком без запинок и с легкостью. Затем учится вторая строчка, а процесс закрепляется объединением их в одно целое. Возможно, для первого дня этого будет достаточно. На следующий день – повторите пройденное и по той же схеме прибавьте еще пару рифм, и так – до конца стиха. Недели вполне достаточно, чтобы выучить даже весьма объемное стихотворение – без особых трудностей и капризов.
  • У некоторых детей лучше получается запомнить, если они нужные строки выпишут на листок своей рукой или же несколько раз прочтут своими глазами.
  • Если же ничего не помогает, то родителям придется действовать по схеме рекламы: постоянно повторять стихотворение в присутствии ребенка, повторяя сначала весь текст полностью, а затем по паре строчек. Никуда не денешься – многократное повторение все равно откладывается в голове ребенка.

Олеся Ахмеджанова

«Опять стихи задали, — делится со мной мама школьника. — Чувствую, будем учить всей семьей». Странное дело: многие дети хорошо учатся и любят читать, но стихи им не даются. На два четверостишия уходит день-два, а то и три. Рассказываем, как быстро и безболезненно учить стихи, используя лишь одно средство — воображение.

Итак, нам нужен стих. Возьмем что-нибудь популярное. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Мы наверняка помним его наизусть до сих пор. Но как же выучить «У Лукоморья» с ребенком? Вот несколько приемов, которые помогут запоминать стихи быстрее.

Рисовать

Виктория Тараканова — педагог, психолог, специалист по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автор развивающего набора «Азбука. Живые буквы» — советует.

Самое простое и очень эффективное — заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

С нашим стихотворением проделать такой трюк проще простого:

  1. Распечатайте стих.
  2. Прочтите его вслух.
  3. Поначалу зарисовывайте строчку целиком. Не обходите стороной предлоги — их дети чаще всего путают или забывают.

Я попробовала нарисовать четверостишие сама. Лукоморье выглядит как лук у моря.

  1. Пусть малыш прочитает стих, глядя на картинки.
  2. Затем — расскажет стих, не подглядывая в текст и используя только картинки.

Помогайте ребенку: что-то можете нарисовать вы, что-то — он сам. Здесь вовсе не нужен талант художника.

Картинки должны быть понятны — это единственный критерий мастерства.

Когда ребенок станет быстрее запоминать стихи, выбирайте только ключевые слова. Например: дуб, цепь, кот, кругом. Некоторым проще рисовать целые картины, где виден и кот, и цепь, и русалка на ветвях. Пробуйте разные способы, чтобы понять, какой из них подходит вашему ребенку.

Источник

Расставлять

Одним из самых проверенных временем способ запомнить информацию — метод Цицерона. Его называют по-разному: метод комнаты или создание локаций. Смысл в том, чтобы выбрать место, например, комнату ребенка, кухню, гостиную (что больше нравится), и расставлять там кодовые слова.

Как работать со стихотворением:

  • Прочтите его в быстром темпе 5–6 раз.
  • Выберите в каждой строчке образы: дуб, кота, цепь, круг (кругом).
  • Расставьте их по местам в том порядке, как идут строчки в стихотворении. Обязательно по часовой стрелке. Один образ — одно место.

Можно использовать первые слова каждой строчки — как легче ребенку. Приведем пример с Лукоморьем.

У лукоморья дуб зелёный. Посмотрите на подоконник и представьте, что из него растет огромный зеленый дуб.

Златая цепь на дубе том. К примеру, рядом стоит тумбочка. А по ней ползет толстая цепь.

И днём и ночью кот учёный. Ну тут совсем просто. Видите стол? Пусть за ним сидит кот и учится — читает много-много книг.

Всё ходит по цепи кругом. Сделаем кодовым словом «кругом» и представим, что на полу нарисован мелом гигантский круг.

  • Пусть малыш попробует, подглядывая в текст, рассказать стихотворение пару раз.
  • Дайте ему отдохнуть некоторое время. А затем попросите его пересказать стих снова.
  • Если ребенок забыл одну или две строчки, не страшно. Подберите образ для каждого забытого слова и разместите его на той локации, где уже расположен первый образ этой строки.

Например, малыш хорошо запомнил слово «цепь», но забыл строчку:

Златая цепь на дубе том

Наша цепь ползла по тумбочке. Представим, что тумбочка вдруг стала златая — из золота. Золотые ручки, ножки, дверки — всё-всё. По ней ползет цепочка. И для пущей верности рядом вырастает ещё один малюсенький дуб.

Придумать ассоциации

Заметили, как мы подбирали визуальные образы? Кот у нас читал, цепь ползла, тумбочка вся переливалась золотом. Все они — необычные, забавные, несуразные. Чем ярче образ, тем проще его запомнить. Но не все дети (да и взрослые тоже) могут представить красочную картинку. Чтобы научиться этому, используйте 4 простых правила. Выбирайте любое.

  1. Правило замены. Представьте один предмет на месте другого. Например, не кот у Лукоморья гуляет по цепи кругом, а дуб гуляет вокруг кота.
  2. Нарушение пропорций. Представьте предмет удивительно большим. Гигантский, не помещающийся в дом и возвышающийся до неба дуб.
  3. Преувеличение. Вообразите не одного, а тысячи котов!
  4. Вводите действие. Предмет, человек, животное не могут просто идти или лежать. Они должны непременно что-то делать: действие лучше запоминается. Пусть кто-то машет крыльями, падает, прыгает, обедает, бежит или танцует.

У детей воображение работает в разы лучше, чем у взрослых. Очень скоро визуализация войдет в привычку.

Почему бы не представить ученого кота таким? — Источник

Эти методы работают не только со стихами. С помощью них можно запоминать слова, списки, цифры, тексты. Советуем также присоединиться к ребенку и тоже что-нибудь позапоминать забавы ради. Вы удивитесь, как быстро неподъемная задача что-то учить превратится в увлекательное и веселое времяпрепровождение.

По материалам книг «Как запоминать почти всё и всегда», «Помнить всё», «Развитие памяти».

Обложка поста отсюда

Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

Совет 1. Найдите непонятные слова

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение

Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение

Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр

Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное

Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание

Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы

Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

Совет 15. Учите с целью

Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

Как запоминать стихи — Поэзия за чаепитием

Заучивание стихов — это фантастический способ сделать поэзию частью повседневного ритма вашей семьи и расширить свой кругозор с помощью мудрости, красоты или просто немного глупости! Не нужно быть гением с фотографической памятью, чтобы запоминать стихи. Итак, давайте погрузимся и запомним немного стихов!

[Этот пост содержит партнерские ссылки Amazon. Когда вы нажимаете на эти ссылки для совершения покупок,
Poetry Teatime получает компенсацию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Спасибо!]

Во-первых, зачем учить стихи всей семьей? Когда вы изучаете стихотворение вдоль и поперек, вам легче оценить идеи, эмоции, язык и точку зрения, которые оно выражает. Заучивание стихов всей семьей, особенно с маленькими детьми, заставляет их запомниться на всю жизнь! Кроме того, заучивание стихов помогает каждому усвоить сложные тонкости английского языка, будь то добавление новых терминов или демонстрация сложного синтаксиса!

Первый шаг к запоминанию стихов — это выбор стихотворения, которое вы хотите запомнить. Вот наши предложения по выбору хорошего стихотворения.

  • Коротко и мило : Не начинайте со слишком длинного стихотворения. Даже четырех строк может быть много, когда вы только начинаете! Выберите что-то короткое и продолжайте свой путь оттуда.
  • Ритм и рифма : Выберите стихотворение с запоминающимся ритмом и схемой рифмовки. Если это звучит немного напевно для вас, это здорово! Гораздо легче запоминать песни или стихи, которые привлекают не только зрение, но и слух. Детские стишки и колыбельные так легко запомнить, потому что они следуют этой идее.
  • Чемодан для классики : Вам определенно не обязательно выбирать «классическое» стихотворение, но традиционная форма с большим количеством повторяющихся рифм облегчит его запоминание. Кроме того, классические стихи часто имеют красивый язык, сложные образы и мощное послание, которые заставляют думать о них снова и снова.
  • Немного для развлечения : С другой стороны, вам не всегда нужно выбирать что-то со сложными идеями и запутанным языком. Иногда короткое забавное стихотворение с веселыми шутками и остроумными поворотами — лучший выбор для легкого запоминания! Если это глупо и заставляет вас смеяться, то это стоит запомнить!
  • Выберите стихотворение, которое вам нравится : Прежде всего, выберите стихотворение, которое вам действительно нравится и нравится. Это стихотворение вы будете перечитывать снова и снова, повторять вслух раз за разом и шептать себе под нос, засыпая. Поэтому убедитесь, что это стихотворение вам нравится, будь то игра слов, мудрость или остроумие!

Существуют всевозможные методы и стратегии запоминания стихов. Выберите и выберите правильные в соответствии с вашими предпочтениями. Не пытайтесь форсировать это — примите то, что работает для вас!

  • Повторять, повторять, повторять : Ключом к запоминанию стихов является много повторений. Прочитайте каждую строку вслух три-пять раз, а затем попробуйте повторить ее, не глядя на страницу. Или, если у вас есть короткое стихотворение, попробуйте прочитать его вслух как можно больше раз (семь или десять раз — хорошее начало!). Если повторять это скучно, попробуйте другие наши идеи ниже!
  • Разбейте его на части : Когда вы только начинаете, запоминание всего стихотворения может оказаться слишком сложным. Начните с чтения вслух, письма, пения или сценической игры с первой строки, затем с первой строфы и двигайтесь дальше.
  • Задействуйте все свои чувства : Чем больше органов чувств вы используете для запоминания стихотворения, тем легче вам будет его запомнить! Используйте движения рук, чтобы напомнить вам о важных словах. Выработайте драматический способ чтения вслух или используйте другой акцент. Придумайте песню, соответствующую ритму стихотворения. Послушайте, как стихотворение читается вслух или полагается на музыку, например, в этой прекрасной аранжировке Роберта Фроста «Остановка в лесу снежным вечером».
  • Превратите это в игру : Вы можете играть во всевозможные поэтические игры. Вот несколько идей, но вы также можете придумать свои собственные игры!
    • Подбрасывание мяча : Пусть один человек прочитает первую строчку стихотворения, а затем бросит мяч другому человеку, который прочитает следующую строчку. Продолжайте, пока вы можете! Если вы чувствуете себя уверенно, попробуйте прочитать стихотворение в обратном порядке или прочитать его по одному слову.
    • Mad Libs : Распечатайте стихотворение с вычеркнутыми словами и соответствующим списком частей речи для каждого пропуска (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.). Придумайте случайные существительные, прилагательные и глаголы, чтобы заполнить пробелы в стихотворении, а затем прочитайте свое новое творение вслух! Если вы можете, заполните пробелы настоящими словами, как только вы закончите создавать свои дурацкие стихи.
    • Сопоставьте цитату : Возьмите случайную стопку книг. Один человек открывает книгу на случайной странице и читает предложение. Затем следующий человек должен придумать фразу или строчку из стихотворения, которая больше всего похожа на это предложение. Лучше всего это работает, если вы выбрали более длинное стихотворение. Бонус: люди в семнадцатом и восемнадцатом веках пытались произвести друг на друга впечатление, находя цитату, соответствующую любой теме разговора. С помощью этой игры вы сможете произвести впечатление на многих исторических деятелей!
  • Создание искусства : Используйте стихотворение, чтобы создать произведение искусства, будь то иллюстрирование причудливой рамки для него или написание самого сложного сценария. Попробуйте нарисовать его на необычной поверхности, например, на тыкве, или прикрепите его к подсвечнику. Обязательно покажите свое искусство там, где вы его увидите!
  • Окружите себя : Напишите копии стихотворения и развесьте их по дому в местах, которые вы будете часто видеть. Попробуйте поставить один у обеденного стола, на зеркало в ванной и над кухонной раковиной. Чем больше вы его видите и читаете, тем легче вы его запомните.
  • Охота за сокровищами : Напишите различные строки или строфы вашего стихотворения на стикерах. Затем попросите кого-нибудь развесить их по дому и отправиться на поиски сокровищ, чтобы найти все части! Вам нужно будет использовать все свои умственные способности, чтобы вспомнить, чего не хватает, и снова собрать линии вместе!
  • Спланируйте праздник : Хотя заучивание стихов само по себе прекрасно, еще лучше, когда вы можете отпраздновать свои достижения. Запланируйте вечеринку или особый праздник, на котором каждый член семьи может поделиться своим стихотворением. Вы можете сделать это празднованием с низким уровнем стресса или сделать все возможное, пригласив родственников или устроив мероприятие для вашего местного сообщества.

Есть так много способов запоминать стихи. Самая важная часть — выбрать стихотворение, которое вам нравится, а затем наслаждаться чтением или игрой с ним, пока оно не запомнится!

Стихотворения для самых маленьких, выбранные Джеком Прелуцки

Детский сад стихов, выбранные Робертом Льюисом Стивенсоном

Книга поэзии для детей Random House, выбранные Джеком Прелуцки Шел Сильверстайн

Стихи, которые нужно выучить наизусть, выбрано Кэролайн Кеннеди

«Остановка в лесу снежным вечером», Роберт Фрост

Поэзия для юношества: Генри Уодсворт Лонгфелло

Поэзия для юношества: Льюис Кэрролл

Дети | Фонд поэзии

повестка дняугол-внизугол-влевоуголвправострелка-внизстрелкавправобаршкаламасштабndarcaret-внизкорзинадетивыделяютобучениесписокресурсовкартамаркерopenкнигаp1пинпоэзияжурналпечатьцитаталеваяцитатаправослайдышоутэгаудиотегвидеоteenstrash-o

Перейти к содержимому

Поиск

Дети

Учебная деятельность

  • Учебная подсказка

    Автор Ernest O. Ògúnyẹmí
    10 октября 2022 г.

    Присутствовать и дано, вот что такое молитва, вот каким должно быть хорошее стихотворение: присутствие, которое активно осознает,…

    Читать далее

  • Видео

    От исследователей поэзии

    Сегодня мы будем делать ткацкий станок, очень старый инструмент, который ткачи используют для изготовления красивых тканей и тканей, и сплетем историю. ..

    Читать далее

  • Просматривайте эссе, ежемесячные подборки книг и другой контент лауреата премии «Молодой поэт» Элизабет Асеведо.

    Читать далее

  • Book Pick

    Выбрано Наоми Шихаб Най
    Сентябрь 2022 г.

    Это большая роскошь — в любое время сосредоточиться на работе только одного писателя. Мы живем в эпоху…

    Читать далее

Детские видео

    • Video

      From Poetry Events

      Специальное чтение и вопросы и ответы для подростков с лауреатом премии «Молодой народный поэт» Наоми Шихаб Най.

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *