Содержание
Как вводить прикорм – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
Торицына Нина Анатольевна
Главный детский диетолог Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга
Что такое прикорм
Под прикормом подразумевают все продукты, кроме женского молока, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.
Зачем нужен прикорм
Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком становится недостаточным. Ребенок начинает испытывать потребность в минеральных веществах (железо, цинк, кальций) и витаминах, других нутриентах (белках, жирах, углеводах, пищевых волокнах и т.д.), а также поступлении дополнительного количества энергии, необходимого для его дальнейшего роста и развития.
Когда вводить прикорм
Введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикормов устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степени развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, т.е. готовности ребенка к восприятию новой пищи.
Ранее установленного срока ребенок не готов к усвоению иной пищи, а после 6 месяцев у него может возникнуть выраженный дефицит полезных веществ, задержка навыков жевания и глотания густой пищи.
С чего начать прикорм
Первым видом прикорма будут каша или овощное пюре. Последовательность введения прикормов зависит от состояния здоровья малыша и состояния его пищеварительной системы.
Например, ребенку со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого основного прикорма целесообразно давать каши промышленного производства, обогащенные микроэлементами. А при большом весе ребенка и запорах – овощное пюре тоже промышленного производства, которые изготавливаются из высококачественного сырья, соответствуют строгим гигиеническим нормам, имеют витаминный состав и необходимую степень измельчения.
Позже вводятся фруктовые соки и пюре, которые предлагаются в промежутках между кормлениями. По достижению ребенком следующих возрастных периодов в питании появляются мясное пюре, желток, творог и различные кисломолочные продукты, рыба. Постепенно будет изменяться и степень измельчения продуктов.
Прикорм и грудное вскармливание
Для сохранения грудного молока в период введения прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди.
Что можно давать малышу в 4-6 месяцев в качестве прикорма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сливочное и растительное масло используется при приготовлении блюд в домашних условиях.
Прикорм в 4 месяца: таблица
Схема прикорма с 4 месяцев ребенку при грудном вскармливании в современной педиатрии остается спорной. Далеко не все педиатры согласны с тем, что знакомство ребенка с взрослой пищей стоит начинать со столь раннего возраста. Исключением может стать недостаток молока у матери или его невысокое качество, в результате чего развивается гиповитаминоз или анемия, приостанавливается развитие малыша. Стоит ли начинать прикорм ребенку в 4 месяца, и какой продукт давать первым?
Доктор Комаровский о прикорме
Известный педиатр Комаровский вообще не затрагивает тему раннего прикорма, если у женщины есть грудное молока, и она питается полноценно и разнообразно. Традицию давать младенцу взрослую пищу доктор Комаровский объясняет вполне логично, ссылаясь на условия жизни наших бабушек и мам.
В советское время питание женщины было не столь разнообразным, хотя и сегодня можно встретить достаточно мам, рацион которых оставляет желать лучшего. В результате у ребенка развивался гиповитаминоз. Необходимо было восполнить недостаток витаминов, и малышу, как утверждает доктор Комаровский, приходилось давать взрослое питание.
Еще одной причиной раннего прикорма при грудном вскармливании могло стать недостаточное количество молока. В более ранние времена женщины выходили из положения с помощью разведенного коровьего молока, а сегодня можно приобрести витаминизированную молочную смесь, которая решит все проблемы. В этом и заключается укоренившаяся в нас привычка начинать рано кормить детей взрослым питанием.
Как говорит доктор Комаровский, здесь мог сыграть роль психологический и социальный фактор. В советские времена мамы вынуждены были выходить на работу, когда младенцу едва исполнялось 2 месяца. В таких условиях полноценно кормить грудным молоком было просто невозможно. В результате приходилось давать ребенку желток, сок, овощи и фрукты, чтобы развитие организма шло правильно.
Сегодня такой потребности нет. Мамы могут находиться дома с малышом до года и более, когда ребенок уже полностью переходит на взрослое питание. Что же заставляет по-прежнему спешить? Наверное, обычное хвастовство родителей. Они ведь любят говорить о том, что их малыш раньше пошел, раньше сел и соответственно начал раньше есть.
Однако доктор Комаровский призывает быть благоразумным, не поддаваться на уговоры родственников и составлять меню ребенка при грудном вскармливании так, чтобы оно было полезно и своевременно.
Таблица ввода
Как вводить прикорм
Если все же молока не хватает, или нужно подкормить малыша витаминами, доктор Комаровский рекомендует сначала ввести в меню молочные смеси наравне с грудным молоком. И лишь потом начинать вводить прикорм. Сделать это правильно поможет таблица.
Сегодня существуют разногласия по поводу того, что давать ребенку в 4 месяца в первую очередь. Доктор Комаровский придерживается мнения, что составлять взрослое меню необходимо, начиная с молочных продуктов, например, кефира, а чуть позже вводить в рацион творожок. По его мнению, детям, находящимся на грудном вскармливании, такая схема приема будет более удобной и не столь травматической для желудка, который привык потреблять молоко.
Однако ВОЗ придерживается иного мнения. Согласно ее рекомендациям, таблица прикорма должна начинаться с фруктовых и овощных соков и пюре, которые могут восполнить недостаток витаминов, а молочный белок еще слишком тяжел для грудничка. Так поступали и наши бабушки. Прикорм в этом случае будет проводиться в таком порядке (объем пищи отлично демонстрирует таблица, которая есть на сайте):
- В 4 месяца меню грудничка можно пополнить яблочным соком. Яблоки для его приготовления должны быть выбраны исключительно зеленые, так как в красных содержатся аллергены. На освоения сока ВОЗ отводит приблизительно неделю.
- Если не возникло аллергии или других осложнений, можно познакомить ребенка с яблочным пюре. Приготовить его можно самому или купить готовое в баночках. Начинаем давать на кончике ложечки, постепенно увеличивая объем.
- Через 2 недели, если пюре из яблок усвоилось благополучно, можно предложить другие фрукты: груши, тыкву, банан. После полного освоения их можно будет комбинировать.
- Не следует давать малышу до полугода красные фрукты и овощи (томаты, малину, клубнику). Они способны вызвать сильную аллергию.
- С 5 месяцев схема прикорма пополняется овощным пюре. Начинать нужно с нейтральных по своим свойствам продуктов, например, картофеля или кабачка. Для приготовления пюре можно отварить овощи, оставив в емкости немного отвара, истолочь до однородной массы. Лучше всего делать это в блендере, чтобы пища была без комков. Начинаем давать по 0,5 ч.л., постепенно увеличивая объем. На освоения любого нового для грудничка продукта ВОЗ предлагает отводить 2 недели.
- С 6-7 месяцев схема прикорма расширяется за счет каш. Первыми из них могут быть кукурузная, гречневая, рисовая, поскольку они не содержат глютена – клейковины, вызывающей аллергию.
- Когда ребенок освоит хотя бы одну кашу, знакомим его с рыбой, мясом, яйцами.
Вводя прикорм, соблюдайте основные правила, которые предотвратят нежелательные последствия:
- Никогда не следует начинать введение нового продукта, если ребенок болен или ему была сделана профилактическая прививка менее чем 3 дня назад. Это может негативно сказаться на его здоровье, поскольку новый прикорм – это всегда стресс для организма.
- Если у малыша появилась сыпь, временно уберите продукт из меню и посоветуйтесь с врачом. Возможно, придется сдать анализы на аллергены.
- Если вы следуете плану ВОЗ, молочные продукты вводите как можно позже, с 8-9 месяцев. Они тяжело перевариваются и плохо усваиваются организмом. Не начинайте поить цельным молоком: лучше, если это будет кисломолочный продукт.
- Не оставляйте без внимания любую отрицательную реакцию ребенка. Посоветуйтесь с доктором.
Итак, начинайте давать прикорм ребенку, находящегося на грудном вскармливании, в 4 месяца лишь в крайнем случае. Наиболее приемлемым способом знакомства малыша со взрослой пищей считаются фруктовые соки или пюре. На освоение каждого продукта отводите не менее недели и более. Только если «знакомство» прошло благополучно, приступайте к новому элементу прикорма. Тогда развитие вашего малыша будет идти правильно и своевременно.
Грудное вскармливание и дополнительное питание в Центральной Америке
Используйте эти иллюстрации, помогая обучать общины Центральной Америки. Вы можете загрузить и распечатать полноразмерные версии, нажав на уменьшенные версии ниже. | |||
Иллюстрация приготовления различных блюд для младенцев | Пример графика кормления грудью и когда вводить прикорм | ||
Иллюстрация исключительно грудного вскармливания в первые шесть месяцев жизни | Иллюстрация, препятствующая газировке и кофе в детской бутылочке |
Питание от 0 до 6 месяцев
Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать грудное вскармливание новорожденных в течение первого часа после рождения и продолжать исключительно грудное вскармливание до шести месяцев. Исключительно грудное вскармливание означает, что грудное молоко является единственным питанием, которое потребляет младенец. Материнское молоко является идеальным питанием для ее ребенка в течение первых шести месяцев жизни. Крайне важно помочь матерям понять, что молоко, которое она производит, содержит правильное количество макроэлементов и микроэлементов, необходимых ее ребенку. Исключительно грудное вскармливание также помогает защитить младенцев от потенциально опасных для жизни диарейных заболеваний, вызванных зараженной водой, используемой для приготовления детских смесей или напитков-заменителей.
Грудное вскармливание является общепринятой нормой детского питания в Центральной Америке. В 2013 году 38% младенцев, родившихся в Латинской Америке, находились на исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни, что немного выше среднемирового показателя. Причины, по которым матери в Центральной Америке не могут кормить исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни своего ребенка, включают:
- Они не знают о многочисленных преимуществах грудного вскармливания.
- Они получают рекомендации от других матерей по добавлению дополнительных продуктов питания и напитков.
- Они дополняют смесью или полностью переходят на нее. Существует множество причин, по которым матери могут кормить своего ребенка смесями, но важно отметить, что в Центральной Америке широко распространен маркетинг детских смесей, который может убедить матерей не кормить исключительно грудью.
- Они не получают поддержки со стороны семьи и членов сообщества или получают советы, противоречащие рекомендациям. В частности, матери-подростки могут чувствовать себя менее комфортно при грудном вскармливании, поскольку их социальные круги могут оказывать меньше поддержки.
Питание после первых шести месяцев
По мере того, как младенцы растут и приближаются к годовалому возрасту, грудное молоко продолжает оставаться важным источником белка и других питательных веществ. Однако прикорм, особенно продукты, содержащие железо, следует вводить детям в возрасте шести месяцев, чтобы обеспечить достаточное питание для поддержания их рост. Откладывание введения прикорма было связано с задержкой роста в некоторых общинах Центральной Америки. Всемирная организация здравоохранения призывает при введении прикорма продолжать грудное вскармливание, а не уменьшать его.
Продукты из Центральной Америки, которые необходимо включить после шести месяцев
Запасы железа у ребенка начинают истощаться примерно в шесть месяцев, поэтому в это время необходимо вводить продукты, богатые железом. Сюда входят бобы, говядина, курица, рыба и яйца. Поскольку фасоль, как правило, является наиболее доступным источником железа, одновременное введение продуктов, богатых витамином С, таких как дыня, манго, картофель и плантаны, необходимо для улучшения усвоения железа.
Рис, обогащенный железом, может быть недоступен во многих регионах Центральной Америки. Обогащенные железом овсяные хлопья и зерновые напитки могут быть доступны, но могут быть недоступны для многих семей в этих районах. В зависимости от наличия и стоимости обогащенные железом детские каши могут стать хорошим дополнением к грудному молоку. Зерновые можно смешивать с грудным молоком или детской смесью, если смесь уже введена. Кроме того, хлопья никогда не следует подавать в бутылке.
Когда грудным детям исполняется шесть месяцев, прикорм следует давать в виде пюре или пюре и первоначально давать только несколько ложек в день. Матери должны помнить о поддержании частоты грудного вскармливания, чтобы избежать недоедания и задержки роста. Младенцев также следует приучать к питью из чашки примерно в шесть месяцев. При подаче чашки ее следует наполнить питательными веществами, такими как небольшое количество питьевой воды, вареные зерновые напитки и 100% фруктовые соки. Тем не менее, эти напитки должны дополнять, а не заменять грудное молоко. Фруктовые напитки с добавлением сахара, кофе и другие подслащенные напитки не подходят для детского питания и могут привести к проблемам со здоровьем полости рта.
Примерно в девять месяцев можно вводить продукты, которые легко брать большим и указательным пальцами, или так называемые «пальчиковые продукты». К 12 месяцам младенцы, как правило, могут есть большую часть тех же продуктов, что и остальные члены семьи, с изменениями, которые делают их более легкими и безопасными для жевания и глотания. Следует избегать продуктов, которые могут вызвать удушье, таких как орехи, целый виноград, леденцы, куски мяса, сыр и многие сырые овощи, пока ребенку не исполнится по крайней мере четыре года.
Рекомендуется вводить по одному новому продукту за раз, чтобы можно было легко определить пищевой источник любых аллергических реакций.
Примеры прикорма и частоты кормления детей в возрасте от 6 до 12 месяцев в Центральной Америке
6 месяцев: предложение 2–3 раза в день
- Молотые, вареные зерна в кашах или напитках, такие как рис, кукуруза, овес и ячмень
- Пюре из бананов и бананов
- Картофельное пюре и юкка
- Бобовое пюре
- Яичное пюре
- Пюре из авокадо
- Пюре из манго
9 месяцев: предложение 3–4 раза в день
- Вареные бобы
- Маленькие кусочки тортильи
- Ломтики банана и подорожника
- Маленькие кусочки дыни
- Нарезанные вареные яйца
- Кокосовая стружка
- Мясной фарш
12 месяцев: 3 приема пищи и 2 перекуса
- Целые яйца
- Мягкое приготовленное мясо
- Тортильи
- Супы на бульоне
- Небольшие кусочки фруктов, включая цитрусовые
- Небольшие кусочки вареных овощей, включая помидоры
- Молоко или сухое молоко
Как информировать матерей и лиц, осуществляющих уход, о грудном вскармливании и прикорме
Медицинские работники должны включать уроки о важности грудного вскармливания, а также о преимуществах исключительно грудного вскармливания в течение первых шести месяцев. Педагогам важно объяснить, что человеческое грудное молоко содержит все основные питательные вещества, необходимые для здорового развития ребенка, а также антитела для борьбы с болезнями. Следует объяснить правильные методы грудного вскармливания и важность времени, необходимого для общения матери и младенца. Матери должны понимать, что их грудное молоко является идеальным питанием и самой гигиеничной пищей для их младенцев, и поэтому, по возможности, оно должно быть единственным источником питания до тех пор, пока ребенку не исполнится шесть месяцев.
Также важно информировать матерей и лиц, обеспечивающих уход, о том, что хотя зерновые напитки могут утолить голод их ребенка, зерновые напитки не содержат тех же питательных веществ, что и грудное молоко, и не являются его хорошей заменой. Из-за низкого содержания белка в этих напитках дети, употребляющие их вместо грудного молока, подвергаются риску задержки роста и ослабления иммунитета.
При введении прикорма возможно перекрестное заражение возбудителями. Обучение кормлению детей грудного возраста должно включать инструкции по правильному мытью рук и мытью посуды в дополнение к соблюдению гигиены питания в зоне приготовления пищи, для которой требуется питьевая вода. Руки младенцев и лиц, осуществляющих уход, должны быть надлежащим образом вымыты водой с мылом перед приготовлением пищи и едой. Пищу следует готовить с использованием чистой посуды, а для подачи пищи следует использовать чистые чашки и миски. Бутылочек следует избегать, насколько это возможно, так как их труднее всего мыть и в них могут скрываться вредные бактерии. Несъеденную пищу следует выбрасывать и не откладывать на потом.
При обучении матерей тому, как вводить продукты для прикорма, преподаватели должны представить наглядные изображения продуктов питания и обсудить, как приготовить эти продукты, которые знакомы и доступны для сообщества. Педагог по санитарному просвещению может использовать приведенные ниже иллюстрации, чтобы привести примеры того, как готовить пищу для кормления детей разного возраста, а также режимы кормления, включающие грудное молоко и прикорм. Еще одним эффективным методом обучения матерей питанию является практическая демонстрация приготовления прикорма для детей разного возраста. Например, санитарный инструктор может продемонстрировать мытье рук, приготовление пюре из детского питания и содержание в чистоте оборудования для приготовления пищи.
Дополнительные ресурсы
- Американская академия педиатрии, здоровье детей. Совместная работа: грудное вскармливание и твердая пища. По состоянию на 10 марта 2016 г.
- Питание детей грудного и раннего возраста. сайт ВОЗ. Обновлено в январе 2016 г. По состоянию на 20 июня 2016 г.
- Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Отдел укрепления и защиты здоровья, Программа пищевых продуктов и питания. Руководящие принципы прикорма ребенка, находящегося на грудном вскармливании. По состоянию на 9 марта, 2016.
- Спасите детей. Питание в первые 1000 дней, State of the Worlds Mother 2012. По состоянию на 9 марта 2016 г.
- Смит, Энн. Основы грудного вскармливания. Отлучение от груди Обновлено в сентябре 2013 г. По состоянию на 10 марта 2016 г.
- Основа-ложка. Приемное питание. Гватемала. По состоянию на 9 марта 2016 г.
- Проект технической помощи в области пищевых продуктов и питания III. Улучшение разнообразия рациона питания для улучшения питания женщин и детей в Западном нагорье Гватемалы: рекомендации для сельскохозяйственного сектора Гватемалы. Октябрь 2016.
Введение прикорма в младенчестве
Отлучение от груди по инициативе ребенка (BLW) представляет собой альтернативный подход к введению прикорма в младенчестве, который набирает все большую популярность. При BLW младенцам сначала дают столовую пищу, а не традиционные пюреобразные продукты и кормление с ложки. Сторонники утверждают, что BLW позволяет младенцам развивать большую автономию и саморегулировать прием пищи, тем самым снижая риск ожирения за счет развития более здоровых отношений с едой. Однако риски, связанные с BLW, могут быть серьезными (например, удушье, задержка роста, анемия), если не проводится надлежащее обучение по вопросам реализации и контроля.
Таким образом, педиатры должны быть осведомлены о лучших методах лечения BLW. В данной статье будет рассмотрен феномен BLW, в том числе чем он отличается от традиционного введения прикорма; обозначить как теоретические, так и научно обоснованные преимущества BLW, а также потенциальные риски и стратегии по минимизации этих рисков; и дать рекомендации о том, как наилучшим образом консультировать семьи, выбравшие BLW, чтобы сделать это безопасным и подходящим для развития способом.
Введение
За последнее десятилетие обсуждение введения прикорма (твердой пищи) сосредоточилось вокруг сроков введения твердой пищи. Однако в последнее время к практике BLW добавился вопрос о том, как лучше всего вводить прикорм.
Отлучение от груди по инициативе ребенка представляет собой альтернативный подход к введению прикорма в младенчестве, при котором младенцам предлагается столовая пища, а не протертая пища и кормление с ложки. На самом деле термин «отлучение от груди по инициативе ребенка» является неправильным, так как этот подход предполагает не отлучение от грудного молока или искусственного вскармливания, а скорее добавление твердой пищи в рацион ребенка. 1 Это часто воспринимается как значительное отклонение от традиционных методов введения прикорма и противоречит рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP) по инициативе родителей кормить пюреобразными продуктами с ложки. 2
Тем не менее, практика BLW, проистекающая из центрального принципа самостоятельного кормления младенца с момента первого введения твердой пищи, 3 имеет теоретические преимущества, которые часто привлекают родителей. Кроме того, эта практика, вероятно, является тем, чем воспитатели занимались в течение тысяч лет до появления коммерчески доступных готовых «детских продуктов». 1 Медицинские работники могут скептически относиться к практике BLW, 4 , но, учитывая, что эта практика набирает популярность за последнее десятилетие в Соединенных Штатах, поставщикам необходимо ознакомиться с практикой BLW, чтобы консультировать родителей своих пациентов о передовом опыте, связанном с BLW.
История BLW
Концепция BLW восходит к онлайн-форумам для родителей примерно с 2001 года, 5 с большим приростом импульса, приписываемым британскому писателю Гиллу Рэпли, доктору философии, который в 2008 году написал книгу для родителей под названием «Отлучение от груди под руководством ребенка: как помочь ребенку полюбить хорошую еду». 6 С тех пор BLW завоевала популярность в Австралии и Великобритании, а совсем недавно — и в Соединенных Штатах. Веб-сайты, группы в социальных сетях и многочисленные книги для родителей выросли из этого движения, отстаивая BLW как «более естественный», «здоровый» и «беззаботный» способ введения прикорма. 7-9
Центральным принципом BLW является предоставление ребенку возможности есть самостоятельно с момента первого введения прикорма. Это устраняет роль родителей в первоначальном кормлении пюреобразной пищей с ложки. 1,3 Вместо этого BLW основывается на том, что ребенок начинает хватать и самостоятельно есть полноценную пищу, начиная примерно с 6-месячного возраста (рисунок). Таким образом, вся принимаемая пища контролируется собственными действиями и кормлением младенца, в отличие от того, что родитель кладет ложку в рот младенца. Родителям рекомендуется давать младенцам мягкую пищу, которую они могут легко брать и класть в рот, например, палочки из овощей, приготовленных на пару. Младенцам, которых впервые начинает кормить BLW, рекомендуется исследовать предлагаемые им продукты, уделяя меньше внимания приему пищи в качестве основной цели. 6
В сообществе BLW распространена поговорка: «Еда предназначена для развлечения до 1 года». Это означает, что в первые несколько месяцев после начала прикорма детям следует разрешить исследовать новые концепции прикосновений, манипуляций, обоняния. и пережевывание твердой пищи без акцента на потреблении. Предполагается, что этот подход с низким давлением позволяет младенцу развить «здоровые» отношения с едой, повышая его / ее автономию и позволяя младенцу самостоятельно регулировать прием пищи. 10 Младенцы полностью контролируют свое питание и задают темп приема пищи, решая, когда они «готовы». Это контрастирует с традиционным кормлением пюре с ложки, при котором лицо, осуществляющее уход, устанавливает темп предлагаемых ложек, возможно, мотивируя это тем, чтобы младенец «доел» заранее определенную порцию еды. Отлучение от груди под руководством ребенка подчеркивает важность того, чтобы младенец сразу же присоединялся к семейному столу, делясь цельной пищей, а также наблюдая и изучая семейную практику питания. 1,5,11 Младенцы получают порции готовых блюд семьи, которые можно есть руками, а не протертые пищевые продукты или «детское питание», 6,7 , что позволяет совместное питание,
Эти методы BLW отклоняются от рекомендуемые в настоящее время протоколы кормления в США. Отлучение от груди под руководством ребенка предполагает отсрочку начала введения прикорма, по крайней мере, до 6 месяцев или до того момента, когда младенец сможет сидеть без поддержки, хорошо контролируя голову, хватая предметы и поднося их ко рту. Для некоторых младенцев это может быть уже 8 месяцев. Сторонники BLW предполагают, что через отсрочку ребенок более подготовлен к тому, чтобы есть самостоятельно и потреблять твердую пищу. 3
Текущие рекомендации AAP рекомендуют вводить каши, обогащенные железом, путем кормления с ложки в возрасте от 4 до 6 месяцев. 2 Отсрочка введения прикорма в BLW увеличивает интервал исключительного грудного вскармливания до 6 месяцев и более с продолжением полного грудного вскармливания или искусственного вскармливания без дополнительного питания. Кроме того, эта отсрочка введения прикорма через BLW соответствует AAP 2 и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 12 рекомендации по исключительно грудному вскармливанию в первые 6 месяцев жизни. Исследования показали, что матери, которые начинают кормить грудью и кормят грудью дольше, с большей вероятностью будут следовать практике BLW. 1
Было отмечено, что ориентированный на младенцев характер BLW дополняет характер грудного вскармливания, при котором младенец сам решает, сколько и как быстро он съест, при этом сторонники хвалят его как «более естественный» подход. 5 Несмотря на то, что BLW хорошо сочетается с грудным вскармливанием, следует отметить, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также могут следовать подходу BLW.
Теоретические преимущества BLW
Теоретических преимуществ BLW много (таблица). Во-первых, предполагается, что, поскольку BLW позволяет младенцу иметь автономию в отношении кормления, младенец научится обращать внимание на свои внутренние сигналы сытости и голода, а не на внешние сигналы (т. голоден, а не потому, что ложку подают). 5,11,13 Снижение «обезогенного» поведения (т. е. прием пищи при отсутствии голода, более низкая реакция на насыщение, более высокая реакция на еду) считается особенно важным в свете нынешней эпидемии детского ожирения. Доказательства использования BLW в пропаганде более здорового пищевого поведения были ограничены, за исключением одного перекрестного исследования 9.0185 13 , обнаружив, что дети с BLW (по сравнению с детьми без BLW) лучше контролируют аппетит (реакция на насыщение), а другое рандомизированное контролируемое исследование выявило более плохой контроль аппетита и большее удовольствие от еды у детей с BLW. 14
Считается, что предпочтения детей в еде в более позднем возрасте зависят от воздействия пищи в раннем возрасте. 15 Качественные исследования показали, что родители считают, что BLW оказывает положительное влияние на рацион их младенцев. 1,16 Поскольку дети с BLW с самого начала знакомятся с «столовой пищей», считается, что они могут отдавать предпочтение более широкому ассортименту продуктов, чем дети, получающие традиционное питание. В одном перекрестном исследовании не было обнаружено различий в привередливости в еде среди детей с BLW и без BLW9.0185 13 , в то время как другое поперечное исследование, 17 , основанное на самоотчетах родителей, показало, что младенцы с BLW больше предпочитают углеводы, тогда как младенцы без BLW больше предпочитают сладкую пищу. Что касается потребления питательных веществ, рандомизированное контролируемое исследование 18 не выявило различий в потреблении макронутриентов между группами BLW и группами без BLW. Кроме того, считается, что BLW способствует лучшему восприятию текстуры пищи за счет отказа от протертых продуктов и введения большего разнообразия текстур на более раннем этапе.
Создатели и сторонники BLW ссылаются на то, что более здоровые привычки в еде и потребление могут иметь положительное влияние на вес ребенка и риск ожирения. Доказательства этого были смешаны с некоторыми исследованиями, показывающими, что младенцы BLW подвержены большему риску недостаточного и избыточного веса 17 , чем их сверстники, которых кормили традиционным способом. Тем не менее, другие исследования показали, что BLW защищает от избыточного веса, 13 , или не обнаружили различий в весе между группами. 14
Наконец, BLW считается более простым методом введения твердой пищи для родителей и семей. Благодаря совместному использованию общих цельных продуктов не требуется дополнительное приготовление пищи для младенца, что позволяет проводить больше времени вместе за семейным столом, а не кормить ребенка с ложечки отдельно в детском стульчике. Преимущества семейного приема пищи многочисленны, 19 подчеркивает важность начала практики совместного приема пищи как можно раньше. Отлучение ребенка от груди может позволить раньше ввести семейный прием пищи.
Теоретические недостатки BLW
Потенциальные недостатки или риски BLW, возможно, более важны для обсуждения, чем преимущества (таблица). Медицинские работники часто беспокоятся о BLW, особенно в отношении риска удушья, задержки роста и анемии.
В отношении удушья установлено, что младенец может подвергаться большему риску подавиться более твердым куском твердой пищи, чем пюреобразной версией той же пищи. Сторонники BLW предполагают, что, позволяя младенцу полностью контролировать размещение пищи во рту, он разовьет лучшие навыки жевания и безопасного перемещения пищевого комка через полость рта. 6 Также считается, что пюре для кормления с ложки может побуждать младенцев «глотать» пищу, создавая вакуум, который быстро продвигает пищу в глотку, обучая младенца глотать, прежде чем он научится жевать.
Оценка частоты удушья при BLW затруднена, поскольку она основывается на сообщениях родителей о случаях истинного удушья, а не о рвотных позывах, 1 некоторая часть которых считается нормальной для развития. Рандомизированное контрольное исследование 20 с использованием модифицированного подхода BLW (по сравнению с традиционным подходом) не выявило различий в случаях удушья или предложении младенцам продуктов с высоким риском удушья (например, кусочки яблока, сосиски, цельный виноград и т. д.) между группами. .
Задержка роста — еще один потенциальный недостаток BLW. Поскольку на младенца возлагается «ответственность» за самокормление, есть опасения, что он или она может не потреблять достаточно калорий для поддержания роста по здоровой траектории. Неадекватное потребление калорий от BLW может быть результатом того, что младенец не готов в своем развитии к самостоятельному питанию (мелкая моторика, крупная моторика или навыки координации), или из-за отсутствия физической выносливости или внимания для поддержания потребления.
Создатели BLW рекомендуют продолжать объем и частоту кормления молоком «по требованию», а также предлагать молочное кормление перед введением твердой пищи, чтобы обеспечить ребенку достаточное количество калорий. В частности, создатели BLW рекомендуют давать ребенку прикорм, когда он не голоден, чтобы молоко оставалось основным источником питания. Это противоречит совету AAP, который предлагает давать ребенку большую часть молока после прикорма, чтобы ребенок потреблял больше твердой пищи и не насыщался молоком. Рандомизированное контролируемое исследование 14 модифицированной версии BLW, которая рекомендовала предлагать высокоэнергетическую пищу при каждом приеме пищи, не выявила случаев задержки роста в группе BLW, хотя у некоторых младенцев наблюдалось неклиническое замедление роста.
Достаточное потребление железа является проблемой питания для младенцев во всем мире. Поскольку младенцы с BLW отказываются от пюре, в том числе обогащенных железом каш, которые являются обычными и рекомендуемыми первыми прикормами, считается, что они могут подвергаться большему риску анемии. В то время как поперечное исследование 21 обнаружило, что ежедневное потребление железа у детей с BLW было менее чем вдвое меньше, чем у детей, получавших традиционное вскармливание, рандомизированное контролируемое исследование 22 , посвященное изучению риска низкого потребления железа, маркеров запасов железа и анемии, не выявило различий между контрольной группой и группа BLW, получившая информацию о повышенном потреблении железа. Эти результаты подчеркивают важную роль, которую медицинские работники играют в раннем консультировании по вопросам питания, и прямое влияние, которое это может оказать на результаты лечения их пациентов.
Последним и наименее серьезным потенциальным недостатком подхода BLW является беспорядок, создаваемый предоставлением младенцу автономии в отношении его/ее собственной еды и приемов пищи. Изучая пищу, младенцы с BLW имеют полную свободу действий, чтобы, например, размять сладкий картофель в волосах, бросить спагетти на пол или намазаться йогуртом. Для некоторых семей это может представлять собой серьезную экономическую проблему.
Введение потенциально аллергенных продуктов
Руководство по введению потенциально аллергенных продуктов (арахис, коровье молоко, пшеница, куриные яйца) за последнее десятилетие претерпело значительные изменения. До 2008 года отказ от этих продуктов до достижения возраста 2-3 лет был стандартным советом как для кормящих матерей, так и для младенцев, начинающих прикорм. Этот совет был удален в клиническом отчете Комитета ААР по питанию за 2008 г. о взаимосвязи между атопическим заболеванием и ранним питанием, и время введения аллергенных продуктов больше не указывалось. 23
В 2015 году было опубликовано исследование «Раннее изучение арахиса». 24 Это рандомизированное контролируемое исследование продемонстрировало снижение аллергии на арахис у детей из группы высокого риска, которым раннее введение арахиса по сравнению с более поздним введением, и привело к разработке конкретных рекомендаций 25 , рекомендующих введение арахиса примерно в возрасте 4 месяцев (после оценки на аллергию) для высоких — дети с риском развития тяжелой экземы или аллергии на яйца.
Детям с экземой легкой и средней степени тяжести следует начинать употреблять арахис в возрасте 6 месяцев, но это не требует специального обследования. Дети без конкретных факторов риска могут начать есть арахис, когда пожелают их родители. Практика BLW может включать это раннее введение, но это требует некоторого планирования. Консистенция арахисового масла затрудняет безопасное и эффективное самостоятельное кормление младенцев. Вместо этого можно использовать закуски, содержащие арахисовое масло, или выпечку, содержащую порошок арахисового масла.
Как клиницисты могут поддержать BLW
Хотя у некоторых педиатров могут быть сомнения в отношении BLW, всем практикующим педиатрам важно быть знакомыми с методами BLW, чтобы эффективно консультировать по наиболее безопасным методам. Педиатры не должны полностью увольнять или «закрывать» родителей, которые проявляют интерес к BLW, так как это может привести к отчуждению опекуна, препятствуя открытому диалогу и возможности консультировать против рискованного поведения. Педиатр может даже начать разговор о введении прикорма при осмотре ребенка в 4 месяца, обсуждая рекомендации по исключительно молочному вскармливанию до 6 месяцев и спрашивая о планах введения прикорма, включая подходы BLW.
Резюме
Отлучение от груди по инициативе ребенка – это альтернативный подход к введению прикорма, основанный на прочной теоретической основе продвижения автономии в сфере кормления. Текущие данные неоднозначны в отношении потенциальной пользы для здоровья с точки зрения пищевого поведения, рациона питания и результатов в отношении веса. В настоящее время также практически нет доказательств, подтверждающих повышенный риск удушья, анемии или задержки роста, связанных с BLW, особенно когда BLW проводится модифицированным способом. Педиатры должны ознакомиться с модифицированными методами BLW, чтобы консультировать лиц, осуществляющих уход за пациентами, чтобы избежать риска удушья и обеспечить достаточное потребление энергии и питательных веществ.
БЛАГОДАРНОСТЬ ПОДДЕРЖКЕ ИССЛЕДОВАНИЙ: Доктора Пеша поддерживает Американская кардиологическая ассоциация (17F17FTF33630183). Д-р Шубек поддерживается Национальной программой ученых-клиницистов Института политики и инноваций в области здравоохранения Мичиганского университета, Анн-Арбор, Мичиган.
Ссылки:
1. Браун А., Джонс С.В., Роуэн Х. Отлучение ребенка от груди: доказательства на сегодняшний день. Curr Nutr Rep . 2017;6(2):148-156.
2. Американская академия педиатрии. Начало твердой пищи. Сайт HealthyChildren.org. Доступно по адресу: https://www.healthychildren.org/English/agesstages/baby/feeding-nutrition/Pages/Switching-To-Solid-Foods.aspx. Обновлено 1 января 2018 г. По состоянию на 7 декабря 2018 г.
3. Рэпли Г., Форсте Р., Кэмерон С., Браун А., Райт С. Отлучение от груди под руководством ребенка: новый рубеж? ICAN: Питание для младенцев и подростков . 2015;7(2):77-85.
4. Кэмерон С.Л., Хит А.Л., Тейлор Р. В. Знание, отношение и опыт медицинских работников и матерей к отлучению ребенка от груди: исследование контент-анализа. БМЖ Открыть . 2012;2(6):e001542.
5. Rapley G. Отлучение ребенка от груди: теория и доказательства, лежащие в основе этого подхода. J Посещение врача . 2015;3(3):144-151.
6. Rapley G, Murkett T. Отлучение от груди под руководством ребенка: как помочь ребенку полюбить хорошую еду . Великобритания: Рэндом Хаус; 2008.
7. Рэпли Г., Меркетт Т. Поваренная книга по отлучению от груди: более 130 вкусных рецептов для всей семьи . киноварь; 2010.
8. Отлучение ребенка от груди: Выращивание здоровых детей со здоровым аппетитом. Сайт BabyLedWeaning.com. Доступно по адресу: http://www.babyledweaning.com. По состоянию на 7 декабря 2018 г.
9. Рэпли Г. Наши книги. Сайт RapleyWeaning.com. Доступно по адресу: http://www.rapleyweaning.com/blwbook.php. По состоянию на 7 декабря 2018 г.
10. Кэмерон С. Л., Тейлор Р.В., Хит А.Л. Разработка и пилотное тестирование «Введение в SolidS под руководством ребенка» — версии программы «Отлучение от груди под руководством ребенка», модифицированной для решения проблем, связанных с дефицитом железа, задержкой роста и удушьем. BMC Pediatr . 2015;15:99.
11. Daniels L, Heath AL, Williams SM, et al. Введение в исследование SolidS (BLISS) под руководством ребенка: рандомизированное контролируемое исследование подхода к прикорму под руководством ребенка. BMC Pediatr . 2015;15:179.
12. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Оптимальная продолжительность исключительно грудного вскармливания. Отчет консультации экспертов. Женева, Швейцария, 28-30 марта 2001 г. . Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2001. Доступно по адресу: http://apps.who.int/iris/handle/10665/67219. По состоянию на 7 декабря 2018 г.
13. Браун А., Ли, доктор медицины. Раннее влияние на сытость ребенка — отзывчивость: роль стиля отлучения от груди. Педиатр Обес . 2015;10(1):57-66.
14. Taylor RW, Williams SM, Fangupo LJ, et al. Влияние детского подхода к прикорму на рост и избыточный вес младенцев: рандомизированное клиническое исследование. JAMA Pediatr . 2017;171(9):838-846.
15. Пеш М.Х., Люмэн Дж.К. Практика раннего кормления и развитие детского ожирения. В: Фримарк М., изд. Детское ожирение: этиология, патогенез и лечение . 2-е изд. Springer International Publishing AG; 2018: 257-270.
16. Арден М.А., Эбботт Р.Л. Опыт отлучения ребенка от груди: доверие, контроль и пересмотр. Питание матери и ребенка . 2015;11(4):829-844.
17. Таунсенд Э., Питчфорд, Нью-Джерси. Малыш знает лучше? Влияние стиля отлучения от груди на пищевые предпочтения и индекс массы тела в раннем детстве в выборке случай-контроль. БМЖ Открыть . 2012;2(1):e000298.
18. Эриксон Л.В. Подход к прикорму под руководством ребенка: соблюдение режима прикорма и потребление питательных веществ грудным ребенком в возрасте семи месяцев [магистерская диссертация]. Данидин, Новая Зеландия: Университет Отаго; 2015.
19. Джонс БЛ. Выделение времени для семейного обеда: влияние родителей, домашняя обстановка, барьеры и защитные факторы. Физиол Поведение . 2018; 193 (б): 248-251.
20. Fangupo LJ, Heath AM, Williams SM, et al. Детский подход к употреблению твердой пищи и риск удушья. Педиатрия . 2016;138(4):e20160772.
21. Morison BJ, Taylor RW, Haszard JJ, et al. Насколько отличаются прикорм под руководством ребенка и обычный прикорм? Поперечное исследование детей в возрасте 6-8 месяцев. BMJ Открыть . 2016;6(5):e010665.
22. Williams Erickson L, Taylor RW, Haszard JJ, et al. Влияние модифицированной версии отлучения ребенка от груди на детское питание и потребление питательных веществ: рандомизированное контролируемое исследование BLISS. Питательные вещества . 2018;10(6):e740.
23. Greer FR, Sicherer SH, Burks AW, Комитет по питанию Американской академии педиатрии; Секция аллергологии и иммунологии Американской академии педиатрии.