Содержание
Как вести себя с ребёнком во время кризиса 3 лет
17 ноября 2019ЖизньКолонка
В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.
Поделиться
0
Светлана Смирнова
Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».
Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.
В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:
- Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
- Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.
Как проявляется кризис 3 лет
Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.
- Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
- Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
- Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
- Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
- Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
- Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.
В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.
Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.
Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.
И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.
Как помочь ребёнку легче пережить кризис
Научите правильно выражать злость
Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.
Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.
Алгоритм такой:
1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.
2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».
3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.
4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.
Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»
Определите границы
Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.
Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.
Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.
Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.
2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.
3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.
Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.
В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.
Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.
Читайте также 👪👪👪
- 7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка
- Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
- ТЕСТ: Что ваши дети думают о вас на самом деле?
- Почему послушный ребёнок — это плохо
- У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети
Как вести себя с ребенком 4 лет?
Полное собрание материалов по теме: как вести себя с ребенком 4 лет? от специалистов своего дела.
Содержание
- 1 Физическое развитие
- 2 Поведение
- 3 Речевое развитие
- 4 Сон
- 5 Социальное развитие
- 6 Задачи воспитания и обучения ребенка
- 7 Как правильно воспитывать ребенка в 4 года советы
- 8 Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет
В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.
4 года – переходный период в детской псикике Причины
Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.
Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.
Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.
Что делать?
Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.
Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.
Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.
Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.
В разговоре можно выяснить, каковы истинные причины непослушания Наказание
Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.
Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже – разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.
Главное – ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый “нагоняй” становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева – результат от такого “воспитания” может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.
Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.
Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.
Запреты
Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.
“Нельзя” – слово, которое не рекомендуется к частому использованию. Множество запретов может сковать малыша и сказаться на замедлении его познавательного развития.
Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:
- запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
- запрещается обижать животных – они живые;
- запрещается кусаться – это плохо.
Ребенок четко должен понимать, что можно, а что нельзя
Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.
Советы психолога
Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.
- Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
- Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
- Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
- Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».
Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?
Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.
И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.
Развивающие занятия
Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:
- Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
- Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
- На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
- Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
- Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
- Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.
Занимайтесь с ребенком общими делами Советы
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.
Достаточное внимание и обильная похвала – вот что необходимо. Ребёнок стал взрослее, но родители ему ещё очень нужны.
В четыре года отличным вариантом будет посещение кинотеатра, цирка и подобных мест. В самый первый раз не стоит покупать билеты в первые ряды.
Ежедневные и многочисленные детские вопросы требуют терпения и мудрости от родителей. Не отказывайте в ответе, даже несмотря на его незнание. Совместный поиск ответа способен утолить детскую любознательность. Также в возрасте 4 лет хорошо начать изучение иностранных языков. Уроки следует проводить в игровой форме.
Заключение
Не устаю повторять, главное – это безусловная любовь. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности всегда. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то не стоит злиться. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность – обеспечить ему комфортные условиядля развития. А если же ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь?…
Ещё один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детишек. То, что вы требуете от них, обязаны и сами выполнять, показав на своем примере, как правильно делается все, о чём вы просите.
Любви, понимания, уважения вам и вашим детям.
Многие родители волнуются по поводу развития чада. Ознакомьтесь с минимальными требованиями к физическому, социальному, речевому и когнитивному развитию ребёнка 4 лет.
Физическое развитие
К четырем годам ребёнок должен уметь стоять и скакать на одной ноге как минимум 3 секунды, ходить по канату. Четырёхлетки уже умеют рисовать квадраты, а также узнаваемых человечков. Им уже не нужна помощь с пуговицами и молниями.
Если ваше чадо к этому возрасту все еще не умеет подниматься или спускаться по лестнице без чужой помощи, то вам нужно поговорить об этом с педиатром. Это необязательно говорит о том, что ваш малыш отстаёт в развитии. В случае если его речевое развитие, мелкая моторика или социальные навыки в несколько раз выше, чем принятые нормы, то это может свидетельствовать об отсутствии должной мотивации со стороны ребёнка. Посмотрите свежим взглядом на его окружение: возможно у него слишком много игрушек, он не проводит достаточно времени с другими детьми или редко бывает на улице и ведет слабо активный образ жизни. В этом возрасте достижения это уже не просто умение, это умение в гармонии с мотивацией.
Поведение
Все еще актуальны тесты на определение границ дозволенного. Ребёнок продолжает устанавливать собственную независимость, поэтому часто ваши указания, просьбы или требования выполняться не будут или будут подвергаться массе сомнений. Независимость — это хорошая черта, её следует поощрять, однако, если она остается в пределах установленных правил. Заметили, что назревает истерика? Объясните ребёнку как вы понимаете что он чувствует, но не сдавайтесь и придерживаетесь своей линии. Постоянство в дисциплине это один из самых важных компонентов: кроха знает чего ожидать и это предотвращает назревающую истерику.
В 4 года большинство детей ходят в детский сад и тут появляется нечто, что волнует и печалит многих родителей. Вот вы слышите от воспитателей, что ваш чудный сын или дивная дочурка обижает других детей. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил с себе подобными. Следите за тем, как они общаются между собой и будьте готовы пресечь плохое поведение, лишив ребенка привилегий в качестве наказания. Не забывайте поощрять и хорошее поведение — пусть ребёнок видит, что это быстрее приведет его к желанной цели.
Речевое развитие
В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.
Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.
Сон
Четырёхлетнему ребёнку требуется около 11 часов сна в сутки. Большинство детей уже отказываются от дневного сна окончательно. Если ваш ребёнок не хочет идти спать днём, пусть он займется спокойной деятельностью в послеобеденное время: чтение книг, пазлы, Лего, рисование. Если вы видите признаки усталости (ребёнок зевает, трёт глаза), попробуйте уговорить кроху поспать.
Социальное развитие
Большинство детей посещают детский сад и уже начали знакомиться с обществом и правилами общения. Если ваш ребёнок испытывает некоторые сложности или нежелание общаться с себе подобными, то ни в коем случае не называйте его «стеснительным». Тем более в присутствии самого ребёнка. Замечания подобного рода могут зародить в его маленькой головке мысль о том, что с ним что-то не так. Показывайте позитивные примеры в семье — если родители часто заводят новые знакомства и общительны, то и ребёнок с большой вероятностью будет менее скован в общении.
Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.
Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.
Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.
Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».
Задачи воспитания и обучения ребенка
Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:
- научить их общаться в обществе;
- дать как можно больше информации и знаний;
- благодарить за оказанную помощь и презенты;
- уважать старших и не перебивать их во время разговора.
Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.
Поведение и воспитание
Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.
Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.
Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.
Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.
Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.
Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.
Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.
Как правильно воспитывать ребенка в 4 года советы
Воспитание должно быть правильным, ведь это для них важный возрастной период. Закрепляются черты личности и формируется характер. Ребенок копирует в своей жизни поведение собственных родителей, ведь взрослые для него образец подражания.
В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.
Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.
Особенности воспитания
Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет заключаются в том, что должны придерживаться установленных правил в семье, которых следует четко придерживаться.
Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.
При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.
Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.
Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.
Нравственное воспитание ребенка
Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.
Психология показывает, что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.
Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.
Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки:
у них формируются первые моральные суждения и оценки;
начинают понимать смысл нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
Правильное воспитание советы психолога
Правильное воспитание советы родителям из психологии
1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
5. Не нужно манипулировать ребенком
6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;
Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет
Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.
В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.
Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.
(
оценок, среднее:
из 5)
Автор статьи:
✔ Обо мне ✉ Обратная связь
Как облегчить беспокойство вашего ребенка о разлуке
Авторизоваться
|
регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Слушать
Español
Размер текста
Автор: Wendy Sue Swanson, MD, MBE, FAAP
Тревога разлуки ОЧЕНЬ различается у детей. Некоторые младенцы впадают в истерику, когда мама исчезает из виду в течение очень короткого времени, в то время как другие дети, кажется, демонстрируют постоянную тревогу при разлуке в младенчестве, в раннем детстве и в дошкольном возрасте.
Всем работающим родителям
Хитрость, позволяющая пережить тревогу разлуки
подготовка, быстрые переходы и эволюция времени. Я бы сказал, что мы, родители, страдаем так же, как наши дети, когда мы
оставлять. Несмотря на то, что нам часто напоминают, что наши дети перестают плакать через несколько минут после нашего прощания, многие из вас чувствовали, что «делают все неправильно», когда ваш ребенок цепляется за ваши ноги, рыдает, чтобы вы остались, и скорбит о разлуке?
Как
работающий родитель, тревога разлуки вызывает у меня вопросы. Хотя это совершенно нормальное поведение и прекрасный признак осмысленной привязанности, тревога разлуки может быть очень тревожной для всех нас.
Вот факты о тревоге разлуки и советы по улучшению перехода, которые я усвоил на собственном горьком опыте.
(Я сделал почти все ошибки) :
Факты о тревоге разлуки
Младенцы: Тревога разлуки развивается после того, как ребенок начинает понимать постоянство объекта. Как только ваш младенец поймет, что вы действительно ушли (когда это так), он может расстроиться. Хотя некоторые дети проявляют постоянство объекта и тревогу разлуки уже в возрасте 4–5 месяцев, у большинства из них более сильная тревога разлуки развивается примерно к 9 месяцам. Прощание может быть хуже, если ваш ребенок голоден, устал или плохо себя чувствует. Делайте переходы короткими и рутинными, если это тяжелый день.
Малыши: Многие дети младшего возраста пропускают тревогу разлуки в младенчестве и начинают демонстрировать проблемы в возрасте 15 или 18 месяцев. Разлука становится более сложной, когда дети голодны, устали или больны, а это чаще всего бывает в раннем детстве! По мере того, как дети развивают независимость в раннем возрасте, они могут еще больше осознавать разлуку. Их поведение при разлуке будет громким, слезливым, и их будет трудно остановить.
Дошкольники: К 3 годам дети наиболее ясно осознают, какое влияние на нас оказывают их тревога или мольбы о разлуке. Это не значит, что они не испытывают стресса, но они определенно хотят перемен. Быть последовательным; не возвращайтесь в комнату по просьбе ребенка и, конечно же, не отменяйте планы из-за страха разлуки. Ваша постоянная последовательность, объяснения и усердие, чтобы вернуться, когда вы говорите, что будете ключевыми.
Как пережить тревогу разлуки
Создавайте быстрые ритуалы прощания. Даже если вам приходится делать движения руками в стиле высшей лиги бейсбола, дарить тройные поцелуи в каморке или давать специальное одеяло или игрушку, когда уходите, прощайтесь коротко и сладко. Если вы задерживаетесь, время перехода тоже. Так же будет и тревога.
Будьте последовательны. Старайтесь совершать один и тот же сброс с одним и тем же ритуалом в одно и то же время каждый день, когда вы расстаетесь, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, когда это возможно. Распорядок может уменьшить душевную боль и позволит вашему ребенку одновременно укрепить доверие к своей независимости и к вам.
Внимание: При разлуке уделяйте своему ребенку все внимание, проявляйте любовь и нежность. Затем быстро попрощайтесь, несмотря на их выходки или крики, чтобы вы остались.
Сдержите свое обещание. Вы укрепите доверие и независимость, поскольку ваш ребенок станет уверенным в своей способности обходиться без вас, если вы сдержите свое обещание вернуться. Самой большой ошибкой, которую я когда-либо совершал в этом отношении, было то, что я вернулся в класс, чтобы «навестить» своего сына примерно через час после ужасного перехода. Я скучала по нему, и хотя возвращение было благонамеренным, я не только усилила тревогу разлуки, мы начали все сначала в процессе. Когда я уезжал во второй раз (и последующие дни), это было около ядерной бомбы.
Будьте конкретны, по-детски. Когда вы обсуждаете свое возвращение, укажите детали, понятные вашему ребенку. Если вы знаете, что вернетесь к 15:00, скажите об этом ребенку на его условиях; например, скажем,
«Я вернусь после сна и перед полдником.» Определите время, которое они могут понять. Расскажите о своем возвращении из командировки в терминах « спит ». Вместо того, чтобы говорить «, я буду дома через 3 дня, «, скажите: « Я буду дома через 3 сна .»Практикуйтесь в разлуке. Отправьте детей в
дома бабушки, назначайте встречи для игр, позвольте друзьям и семье позаботиться о вас (даже в течение часа) в выходные дни. Прежде чем начать детский сад или дошкольное учреждение, потренируйтесь ходить в школу и свой ритуал прощания еще до того, как вам придется расстаться. Дайте вашему ребенку возможность подготовиться, получить опыт и развиваться в ваше отсутствие!
Редко, когда тревога разлуки сохраняется ежедневно после дошкольного возраста. Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не адаптируется к жизни без вас, поговорите с педиатром. Ваш педиатр, безусловно, помог поддержать семьи в такой же ситуации и может помочь успокоить ваше беспокойство и определить план поддержки для вас обоих!
Дополнительная информация
- Лучшие советы по преодолению истерик
- Облегчение подачи в детский сад
- Подготовка вашего ребенка к уходу за ребенком
О докторе Суонсон Венди Сью Суонсон, доктор медицинских наук, магистр медицины, член FAAP, член Совета по коммуникациям и средствам массовой информации Американской академии педиатрии, является автором книги |
- Последнее обновление
- 29. 07.2021
- Источник
- Mama Doc Medicine: обретение спокойствия и уверенности в воспитании детей, здоровье ребенка и баланс между работой и личной жизнью (Copyright © 2014 Wendy Sue Swanson)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Управление гневом у детей и как справляться с гневом
Когда ребенок — даже маленький ребенок — тает и становится агрессивным, он может представлять серьезную опасность для себя и других, включая родителей, братьев и сестер.
Нередко дети, которым трудно совладать со своими эмоциями, теряют контроль и направляют свои переживания на воспитателя, кричат и ругаются, бросают опасные предметы, бьются и кусаются. Это может быть страшным, стрессовым опытом для вас и вашего ребенка. Дети часто жалеют себя после того, как вымотались и успокоились.
Что же делать?
Сначала полезно понять, что поведение — это общение. Ребенок, который настолько подавлен, что начинает ругаться, — это ребенок, страдающий от стресса. У них нет умения управлять своими чувствами и выражать их более зрелым способом. Им может не хватать языка, импульсивного контроля или способности решать проблемы.
Иногда родители считают такое взрывное поведение манипулятивным. Но дети, которые набрасываются, обычно не могут справиться с разочарованием или гневом более эффективным способом, например, говоря и выясняя, как добиться того, чего они хотят.
Тем не менее, от того, как вы реагируете, когда ребенок выходит из себя, зависит, будет ли он продолжать реагировать на дистресс таким же образом или научиться лучше справляться с чувствами, чтобы они не стали подавляющими. Некоторые указатели:
- Сохраняйте спокойствие. Столкнувшись с разъяренным ребенком, легко потерять контроль над собой и начать кричать на него. Но когда вы кричите, у вас меньше шансов до них достучаться. Вместо этого вы только сделаете их более агрессивными и вызывающими. Как бы тяжело это ни было, если вы сможете оставаться спокойным и контролировать свои эмоции, вы сможете стать образцом для своего ребенка и научить его делать то же самое.
- Не сдавайтесь. Не поощряйте их продолжать такое поведение, соглашаясь на то, что они хотят, чтобы это прекратилось.
- Похвалите за соответствующее поведение. Когда они успокоятся, похвалите их за то, что они взяли себя в руки. И когда они попытаются выразить свои чувства устно, спокойно или попытаются найти компромисс в области разногласий, похвалите их за эти усилия.
- Помогите им попрактиковаться в решении проблем. Когда ваш ребенок не расстроен, самое время помочь ему попробовать выразить свои чувства и найти решения конфликтам, прежде чем они перерастут в агрессивные вспышки. Вы можете спросить их, как они себя чувствуют и как, по их мнению, вы можете решить проблему.
- Система тайм-аутов и вознаграждений. Тайм-ауты для ненасильственного поведения могут хорошо работать с детьми младше 7 или 8 лет. Если ребенок слишком взрослый для тайм-аутов, вы можете перейти к системе положительного подкрепления за соответствующее поведение — баллы или жетоны за то, что он хочет.
- Избегайте триггеров. Васко Лопес, PsyD, клинический психолог, говорит, что большинство детей, у которых частые срывы, делают это в очень предсказуемое время, например, во время выполнения домашних заданий, перед сном или когда пора прекращать играть, будь то Lego или Xbox. Триггера обычно просят сделать что-то, что ему не нравится, или перестать делать то, что ему нравится . Предупреждения о времени («мы идем через 10 минут»), разбивка задач на одношаговые инструкции («сначала надень обувь») и подготовка ребенка к ситуациям («пожалуйста, попросите выйти из Бабушкин стол») могут помочь избежать нервного срыва.
Что за истерика?
То, как вы реагируете на истерику, также зависит от ее серьезности. Первое правило борьбы с ненасильственными истериками — игнорировать их как можно чаще, поскольку даже негативное внимание, например, призыв к ребенку прекратить, может быть воодушевляющим.
Но когда ребенок становится физически, игнорировать его не рекомендуется, так как это может причинить вред другим людям, а также вашему ребенку. В этой ситуации доктор Лопес советует поместить ребенка в безопасную среду, которая не дает ему доступа к вам или любым другим потенциальным вознаграждениям.
Если ребенок маленький (обычно 7 лет или младше), попробуйте посадить его на стул для тайм-аута. Если он не хочет оставаться в кресле, отведите его в резервную зону, где он сможет успокоиться сам, без посторонних в комнате. Опять же, для того, чтобы этот подход сработал, в этом районе не должно быть никаких игрушек или игр, которые могли бы сделать его полезным.
Ваш ребенок должен оставаться в этой комнате в течение одной минуты и должен успокоиться, прежде чем его выпустят. Затем они должны вернуться к стулу на перерыв. «Это дает вашему ребенку немедленное и постоянное последствие за его агрессию и лишает его доступа к подкрепляющим вещам в его окружении», — объясняет доктор Лопес.
Если у вас есть ребенок старшего возраста, который ведет себя агрессивно, и вы не можете отнести его в изолированное место, чтобы успокоить, доктор Лопес советует удалиться от него. Это гарантирует, что они не получат от вас никакого внимания или подкрепления, и обеспечит вашу безопасность. В крайних случаях может потребоваться позвонить по номеру 911, чтобы обеспечить вашу безопасность и безопасность вашего ребенка.
Помощь в поведенческих техниках
Если ваш ребенок часто капризничает — настолько, что это часто пугает вас и мешает вашей семье — важно получить профессиональную помощь. Существуют хорошие методы поведенческой терапии, которые могут помочь вам и вашему ребенку преодолеть агрессию, снять стресс и улучшить ваши отношения. Вы можете научиться методам более эффективного управления их поведением, а они могут научиться обуздывать разрушительное поведение и наслаждаться гораздо более позитивными отношениями с вами.
- Терапия взаимодействия родителей и детей. Было показано, что PCIT очень полезен для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Родитель и ребенок вместе выполняют комплекс упражнений, в то время как терапевт обучает родителей с помощью наушника. Вы узнаете, как уделять больше внимания положительному поведению вашего ребенка, игнорировать незначительные проступки и предусматривать последовательные последствия для негативного и агрессивного поведения, сохраняя при этом спокойствие.
- Обучение родителей. ПМТ обучает тем же техникам, что и ПКИТ, хотя терапевт обычно работает с родителями, а не с ребенком.
- Совместные и упреждающие решения. CPS — это программа, основанная на идее о том, что взрывное или разрушительное поведение является результатом отстающих навыков, а не, скажем, попыткой привлечь внимание или проверить пределы. Идея состоит в том, чтобы научить детей навыкам, которых им не хватает, чтобы реагировать на ситуацию более эффективно, чем закатывать истерику.
Выяснение взрывного поведения
Истерики и нервные срывы вызывают особую тревогу, когда они происходят чаще, интенсивнее или выходят за пределы возраста, в котором они ожидаются с точки зрения развития, — эти ужасные двойки в дошкольном возрасте. По мере взросления ребенка агрессия становится все более опасной и для вас, и для ребенка. И это может стать для них большой проблемой в школе и с друзьями.
Если у вашего ребенка наблюдается склонность к агрессии, это может быть связано с основной проблемой, требующей лечения. Некоторые возможные причины агрессивного поведения включают в себя:
- СДВГ: Дети с СДВГ легко расстраиваются, особенно в определенных ситуациях, например, когда они должны делать домашнее задание или ложиться спать.
- Беспокойство : Тревожный ребенок может скрывать свои беспокойства, а затем вспылить, когда требования в школе или дома оказывают на него давление, с которым он не может справиться. Часто ребенок, который «держится вместе» в школе, теряет ее с одним или обоими родителями.
- Недиагностированная неспособность к обучению: Если ваш ребенок постоянно ведет себя в школе или во время выполнения домашних заданий, это может быть связано с тем, что работа для него очень тяжелая.
- Проблемы с сенсорной обработкой : У некоторых детей возникают проблемы с обработкой информации, которую они получают через органы чувств. Такие вещи, как слишком много шума, толпы людей и даже «колючая» одежда, могут вызвать у них беспокойство, дискомфорт или подавленность. Это может привести к действиям, которые оставят вас в недоумении, включая агрессию.
- Аутизм: Дети всех возрастных групп часто склонны к серьезным нервным срывам, когда они расстроены или сталкиваются с неожиданными переменами. У них также часто возникают сенсорные проблемы, которые вызывают у них тревогу и возбуждение.
Учитывая, что существует множество возможных причин эмоциональных вспышек и агрессии, точный диагноз является ключом к получению необходимой помощи. Можно начать с педиатра. Они могут исключить медицинские причины, а затем направить вас к специалисту. Обученный, опытный детский психолог или психиатр может помочь определить, какие основные проблемы присутствуют, если таковые имеются.
Когда поведенческих планов недостаточно
Профессионалы соглашаются, чем младше вы можете лечить ребенка, тем лучше. Но как насчет детей старшего возраста и даже детей младшего возраста, которые настолько опасны для себя и других, что поведенческих техник недостаточно, чтобы защитить их и окружающих?
- Лекарства. Лекарства от основных состояний, таких как СДВГ и тревога, могут сделать вашего ребенка более доступным и обучаемым. Детей с экстремальными проблемами поведения часто лечат антипсихотическими препаратами, такими как риспердал или абилифай. Но эти лекарства должны сочетаться с поведенческими методами.
- Задерживает. На самом деле обучение родителей может включать в себя обучение тому, как использовать безопасные приемы для вашего ребенка, чтобы вы могли уберечь и его, и себя от опасности.
- Жилые помещения. Детям с экстремальным поведением может потребоваться провести время в стационарном лечебном учреждении, иногда, но не всегда, в больнице. Там они получают поведенческое и, скорее всего, медикаментозное лечение. Терапевтические школы-интернаты обеспечивают последовательность и структуру круглосуточно, семь дней в неделю. Цель состоит в том, чтобы ребенок усвоил самоконтроль, чтобы он мог вернуться домой с более подходящим поведением по отношению к вам и миру в целом.
- Дневной курс лечения. На дневном лечении ребенок с серьезными поведенческими проблемами живет дома, но посещает школу со строгим планом поведения. В таких школах должен быть обученный персонал, готовый безопасно справляться с кризисными ситуациями.