Содержание
Как научить ребенка говорить рано и красиво: советы логопеда
Молчит до 2—3 лет, не произносит звук “р”, путает слоги… С какими только речевыми проблемами ребенка не сталкиваются современные родители. Справиться с ними самостоятельно практически ни у кого не получается, приходится прибегать к помощи специалистов. Мы поговорили с логопедом и педагогом раннего развития Алиной Гулис о причинах задержки речи у детей, первых звоночках речевых нарушений и способах научить ребенка говорить рано и красиво.
фото белта.
— В последнее время многие дети начинают очень поздно говорить. Каковы причины?
— Их множество. Одним из факторов является экологическая среда, в которой мы живем. Все-таки 20—30 лет назад здоровье людей было крепче. С другой стороны, медицина развивается сейчас семимильными шагами. И здесь, казалось бы, надо только радоваться. Сегодня выхаживают даже 500-граммовых детей. Появились медикаменты, стимулирующие роды. С одной стороны, это помогает женщинам, но с другой — вредит здоровью малышей. И они рождаются уже с какими-то заложенными особенностями, в том числе неврологического характера. А неврология очень тесно связана с речью.
Одной из предпосылок речевых проблем является также превалирование мягкой пищи в рационе ребенка. Часто вижу таких молочных малышей — рот открыт, язык вывален, щеки мясные. Захныкал — мама его к груди прильнула или соску дала. А ребенку уже почти 2 года! У него не развиваются ни жевательные, ни мимические мышцы, ни гортань.
Нередко мешают говорить детям аденоиды. Родители почему-то боятся сделать операцию. Но я советую не тянуть с этим. Все чаще встречаются дети с отитами, переходящими в тугоухость. Сегодня операции проводятся быстро, качественно. Дети легко восстанавливаются, снимаются отеки, гипоксия, ведь аденоиды вызывают кислородное голодание мозга.
Не последнюю роль играют гаджеты. Сейчас родителям очень просто чем-то занять ребенка — дали в руки планшет или включили телевизор, а сами стирают, готовят, занимаются другими домашними делами или просто отдыхают. Конечно, гаджеты могут иметь место в жизни ребенка, но очень дозировано. Замечаю, что как только мои воспитанники отказываются от смартфона, планшета, телевизора, у них сразу начинает развиваться речевое общение. Особенно это касается неговорящих малышей. Дети не говорят, потому что не испытывают потребности в общении. Потому что у них всегда рядом “говорящий друг”. Но это не речевой носитель, он не является источником живого общения. Мамы думают, что если включат ребенку познавательные развивающие мультфильмы, то он обогатит свой багаж знаний. Не обогатит. Все это лишь сужает восприятие, мышление, фантазию.
— И сколько, на ваш взгляд, позволительно общаться малышам с такими “друзьями”?
— Не более 30 минут в день. Больше не стоит. Психологи, например, говорят, что до 6—7 лет показывать полнометражные мультфильмы детям вообще нежелательно. У ребенка младшего возраста еще не такой широкий охват внимания. Картинки, песни — все это увлекает малыша. Но длинные просмотры истощают его. После них ему не хочется ни рисовать, ни читать, ни играть вместе с мамой.
— Часто можно услышать от мам, что их ребенок ничем не интересуется. Это тоже последствие длительных просмотров мультиков?
— А еще — лени родителей. Век технологий нас сильно расслабил. Взрослые ленятся заниматься с детками, обуславливая это нехваткой времени. Но вспомните, как в нашем детстве мамы пели над колыбелькой, массажировали малышам ножки и ручки, а ведь занятий у них было не меньше, чем у современных женщин с их арсеналом всевозможных технических помощников. Работаю с детками от 1,5 до 3 лет. Все они у меня делают гимнастику, могут посчитать на пальчиках. Но в этом направлении и родителям надо работать. А чтобы работать, нужно победить свою лень.
фото виталия пивоварчика.
— Как можно определить, что у ребенка проблемы с речью?
— Многие родители оправдывают молчание детей какими-то наследственными причинами. Мол, у них в семье поздно заговорили папа, дядя, дедушка или еще кто-то. И откладывают решение проблемы в долгий ящик. Но на самом деле какие-то проблемы с речью можно заметить еще до года. Бить тревогу в этом возрасте, конечно, не стоит. Однако важно отметить для себя те или иные нюансы.
Самый первый звоночек — отсутствие лепета у малыша до 5 месяцев. Стоит внимательно отнестись к ситуациям, когда кроха не улыбается и не оживляется при виде мамы или когда, наоборот, не настораживается, встречая незнакомого человека. Ведь когда нарушен хотя бы один из анализаторов, то и речь, скорее всего, будет с проблемами.
Далее смотрим на наличие первых слогов, слов. Опасна ситуация, когда после года малыш вообще молчит. Здесь могут быть затронуты психология, неврология и даже интеллектуальный спектр. Если ребенок до года лепетал, а потом замкнулся и замолчал, это тоже тревожный звонок.
Требует внимания малыш, у которого нет определенных звуков, который меняет местами слоги, проглатывает их, неправильно употребляет предложно-падежные конструкции. Конечно, это бывает возрастным — фонетика у ребенка формируется к четырем годам. Но есть проблемы или нет — всем советую показываться логопеду. Лишним это не будет. Специалист либо скажет, что все отлично, либо даст какие-то рекомендации, если у ребенка имеются незначительные проблемы.
— В каком возрасте стоит показаться логопеду?
— До полутора лет не нужно. Просто наблюдайте. Но ближе к двум годам стоит посетить специалиста. Не обязательно логопеда. Он не панацея. И, как правило, работает в симбиозе с другими специалистами — психологами, неврологами, нейропсихологами. Тем более что сейчас встречается все больше смешанных дефектов. Сама мама ни через форумы, ни через YouTube, ни через площадные разговоры с другими мамочками не сможет точно определить уровень и степень тяжести речевого дефекта ребенка. Как и сказать, входит он в речевую норму или нет.
— Сколько в среднем длится курс занятий у логопеда?
— Все очень индивидуально. Все зависит от речевой особенности, степени ее тяжести, есть ли моторные нарушения или это что-то неврологическое, психологическое. Иногда только на то, чтобы подобрать ключ к ребенку, уходит несколько занятий. Особенно это касается неговорящих детей. Зачастую они настроены негативно и даже агрессивно. Во многом эту агрессию разжигают сами родители. Как правило, неговорящий ребенок и без того переживает стресс, ведь он не может ответить. Но взрослые начинают наседать: “Ну повтори”, “Давай уже скажи”, “Я тебя не понимаю…”. И, конечно, такие детки воспринимают занятия со специалистом безо всякого позитива. Был у меня ребенок, который и кричал, и кусался, и игрушками бросался… Чего я только ни делала, чтобы наладить с ним контакт. Но стоило мне упасть на ковер — мальчик заинтересовался. Да, логопед не простая профессия. Занимаемся с этим ребенком несколько месяцев, и он уже неплохо говорит. Многое зависит от усилий родителей. Усилия логопеда — лишь 50% успеха. Он может поставить звук быстро, но, если его не автоматизировать, все будет напрасно.
И напоследок хочу поделиться китайской народной мудростью: “Если вы планируете на один год — сейте рис. Если вы планируете на 10 лет — высаживайте деревья. А если вы планируете на всю жизнь — вкладывайте усилия в своих детей”.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
5 простых упражнений, которые помогают поставить правильное звукопроизношение
(из книги Н. Нищевой “Веселая артикуляционная гимнастика”)
“Хоботок”. Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
“Хомячок”. Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
“Котенок лакает молоко”. Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение.
“Иголочка”. Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
“Вкусный мед”. Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот.
СОВЕТЫ ОТ АЛИНЫ ГУЛИС
• Прекратите сюсюкать. “Ты мой холосенький, какие нозеньки, мимими…”. Ребенок заведомо слышит искаженную речь. Ваше “мимими” можно передать в поцелуе, объятиях, ласковых словах “зайчик”, “рыбка”, “котик” и так далее.
• Находите время на своих детей. Не отодвигайте в сторону малышей: “Я занята. Две минуты. Потом подойди”. На маникюр, прическу, домашние дела можно найти более удобное время. Разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте, как у них дела, выслушивайте, говорите с ним обо всем на свете, отвечайте на их вопросы, даже самые нелепые, читайте, пойте песни.
• Будьте эмоциональны! Дети должны уметь по вашему примеру выражать свои эмоции. И радоваться, и пугаться, и хмуриться…
• Не додумывайте за ребенка. Сидит малыш и плачет. Ему что-то наверняка нужно. И он хочет с вами поговорить, но не желает переступать через себя, чтобы издать хоть что-то. И что делает мама? Начинает бегать вокруг него: “Тебе принести попить?.. Вытереть нос?.. Ты хочешь в туалет?..” И пока ребенок не кивнет головой или не выдавит из себя “да”, она будет угадывать. Такое поведение убивает потребность в общении. Конечно, сложно смотреть на плачущего ребенка и ничего не делать. Но поверьте, своей гиперопекой вы делаете только хуже. Разумеется, речь не о пятимесячном ребенке, а о более старших детях, которые в принципе уже должны говорить.
• Уберите пустышку после полугода. Соска — удобная палочка-выручалочка для родителей беспокойных детей. Но если сунуть ее ребенку и в год, и в полтора — впоследствии наверняка вылезут проблемы и с зубами, и с речью. Поэтому ищите альтернативы. Встречала мам, которые давали детям вместо соски сушеную папайю, сушки и так далее. Может быть, сразу малыши и противились такому варианту, но вскоре для них соска перестала быть интересной, потому что потеряла свою ценность — она безвкусная, бесполезная.
• Уменьшите количество игрушек. Дети сегодня утопают в машинках, куклах, роботах… Игрушки на любой вкус и кошелек. Ребенку не надо думать. Не то, что было раньше. Мы сами конструировали кукольные домики из картонных коробок, кровати из упаковок из-под печенья и так далее. Создавайте игрушки вместе с детьми. Сейчас, например, возвращается в моду фетровый пальчиковый театр. Почему бы и нет? Развиваются мелкая моторика, фантазия.
• Избавьтесь от слов-паразитов. “Э-э-э, чё, ну такое, как бы” — чем больше их у родителей, тем больше будет и у детей. Учитесь говорить грамотно и красиво.
• Делайте артикуляционную гимнастику. Это основа основ. Родители уделяют ей крайне мало времени. Сейчас много прекрасных авторов. Например, у Наталии Нищевой есть книга “Веселая артикуляционная гимнастика” с милыми животными и забавными стихами. Вот, скажем: “Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — подшутить над ним охота”. Дети любят фантазировать. Бывает, не с первого раза получается, ребенок не хочет повторять и открывать ротик. Ничего, день попробовали, два, три — и появится интерес. Если нет, проявляйте фантазию вы. Можно, например, устроить целый квест — положить маленького бегемотика в коробочку, закопать в гречку. Сколько движений нужно будет сделать ребенку, чтобы его достать!
Научить ребенка говорить правильно и красиво
Развитие речи у детей
Первые годы жизни маленького человечка — это один из активных периодов речевого развития ребенка. Именно в это время у малыша формируется словарный запас и происходит овладение простейшими грамматическими навыками, что представляет собой крайне важный этап развития речи и формирования личности в целом. Ведь речь — это не просто способность человека к общению. Полноценное речевое развитие позволяет малышу думать, представлять в своем воображении различные предметы и ситуации, осознавать свое поведение.
Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно малыш уже легко различает названия многих предметов, отличает их и находит в числе других, знает свое имя, выполняет по просьбе взрослого простейшие действия («дай игрушку», «вставай», «садись» и т.д.), начинает радовать родителей первыми лепетными словами. Активная же речь начинает формироваться ближе к двум годам. При этом психологи утверждают, что, чем чаще Вы общаетесь со своим ребенком (даже если он пока еще не может быть для Вас полноценным собеседником), тем раньше он начинает говорить. При этом Ваша речь становится основным источником формирования речи малыша.
Речевое развитие ребенка и причины его нарушений
Основными причинами нарушения развития речи у детей являются:
1. Недостаточное общение с родителями и сверстниками. Единственным источником получения для ребенка информации в этом случае становится телевизор. Однако и это не спасает ситуацию — услышанные с экрана слова не воспринимается малышом, как адресованные ему лично. Кроме того они не пронизаны заботой и нежностью, как слова мамы. Ведь для становления речи малыша скорее важна не сама полученная информация, а те эмоции, которыми она сопровождается: взгляд глаза в глаза, одобряющая улыбка, участливая интонация.
2. Чрезмерное внимание по отношению к малышу со стороны близких родственников, когда родные буквально ловят на лету то, что хочет сказать кроха, практически не давая ему договорить, или чересчур рьяно используют в своем лексиконе «детские слова» («бяка», «бобо»…), искусственно картавят, вместо того, чтоб говорить с малышом правильным взрослым языком.
3. Чрезмерная активность малыша, когда он слишком занят своими делами и бежит, просто не успевая Вас услышать, которая говорит вовсе не о самостоятельности ребенка, а о том, что между родителями и малышом не установлены необходимые эмоциональные связи.
4. Отставание в сенсорном воспитании ребенка, и в частности — мелкой моторике рук.
Помочь малышам познать этот мир в интересной для них форме, научить правильному формированию речевого навыка, а также совершенствовать мелкую моторику, которой уделяется огромное внимание в методике Марии Монтессори, и с которой непосредственно связан прогресс речи ребенка, Вам всегда помогут педагоги и логопеды сети детских Монтессори-центров «Созвездие».
Кроме того, далеко не каждый родитель, заметив малейшие нарушения речи у своего чада, способен самостоятельно установить причину и помочь малышу исправить ситуацию. В этом случае всегда лучше обратиться к специалисту, и чем раньше, тем лучше. Наши опытные логопеды всегда готовы помочь решить любые речевые проблемы Вашего крохи. Логопедические занятия в нашем центре позволят малышу научиться говорить правильно и красиво, без речевых запинок, грамотно выстраивая слова в предложения, а также увеличить словарный запас, а значит, существенно улучшить свой речевой навык.
Хотите, чтобы Ваш малыш быстро и правильно заговорил, мы с удовольствием поможем Вам в этом!
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ЛОГОПЕДУ
Наши логопеды — опытные специалисты:
ОТЗЫВЫ НАШИХ КЛИЕНТОВ
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ЛОГОПЕДУ
ЗАПИСАТЬСЯ НА РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ (БЕСПЛАТНОЕ ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ)
Шаги, которые помогут вашему ребенку научиться говорить
» Мой сын не произносил ни слова до того, как я записалась на онлайн-курс Адриенн.
Я чувствовал, что подвел его.
Я думал, что если бы я больше старался помочь ему, мы бы продвинулись дальше.
Я просто искренне чувствовал себя неудачником.
Я понятия не имел, как ему помочь.
Я решил просто повторить, повторить, повторить. Говорит мяч, мяч, мяч. Я думал, что он, в конце концов, установит связь.
Я узнал, что научиться говорить не так просто, как сказать «это мяч».
Разговор начинается задолго до того, как приходит слово.
Я записалась на онлайн-курс Адриенн, потому что мне нужно было иметь четкое представление о том, что я могу сделать, чтобы помочь своему сыну.
Он участвует в программе CHMS в школе, но между ними огромный разрыв. Терапевты настолько заняты, помогая всем детям, что у них не всегда есть время обсудить, над чем они работают с моим ребенком и чем я могу помочь.
Итак, я почувствовал, что мне нужен план игры. Класс Эдриенн был хорошо продуман и легок для понимания.
У нее так много идей, и она показывает вам, как с помощью одной мелочи вы можете воплотить их в нечто большее. Даже застегивание пальто становится возможностью обучения!
После занятий я успокоился.
Методы, показанные , помогли мне понять, что мой сын знал больше, чем я думал.
Он начал пробовать слова. Теперь он легко передразнивает меня, тогда как раньше я вообще не могла заставить его это сделать.
Это отличная информация для каждого родителя. Я так много гуглила, пытаясь помочь моему сыну научиться говорить. Я никогда не находил ничего, что могло бы сравниться с тем, как Адриенн изложила все в своем онлайн-классе.
Теперь я везде вижу возможности. Не только дома.
Куда бы мы ни пошли, мы учимся.
В магазине мы видим плачущего ребенка: «Где ребенок? Вот он! О, этот ребенок грустный. Можете ли вы показать мне, как выглядит грустный? Там динозавр, какой звук издает динозавр? Rawr! »
Недавно водила сына к ЛОР-врачу. Мы ждали довольно долго, и в зале ожидания не было ничего для детей. Сразу же мой разум начал думать, «что бы сделала Эдриенн?»
Итак, мы просмотрели каждую брошюру на стене, глядя и указывая на собак, облаков, бабочек. … на все! Я даже прочитал ему брошюру своим самым оживленным голосом о защитных наушниках, которые можно сделать на заказ для охоты или любого другого громкого мероприятия.
Никогда бы раньше не подумал об этом.
Пройдя курс Эдриенн, я чувствую себя сильнее! Я чувствую, что действительно могу чем-то помочь.
Вместо того, чтобы чувствовать, что я подвела его и что его успехи связаны только с его терапевтами, я чувствую уверенность, что делаю свою часть ».
~Сандра, мама почти трехлетнего ребенка
Как помочь детям быть немного терпеливее
Эта сцена разыгрывается каждый день почти в каждом доме по всему миру. Вы разговариваете по телефону. Ваш ребенок не просто хочет с вами разговаривать, он нужен , чтобы поговорить с вами. Вы говорите: «Пожалуйста, подождите». Он слышит: «Пожалуйста, продолжайте говорить», и так и делает.
Все, что вам нужно, это чтобы ваш четырех-, шести- или восьмилетний ребенок был немного терпеливее. Это может быть разговор, который вы пытаетесь вести по телефону, или это может быть горка на игровой площадке или прием у врача.
Желание — это хорошо. Способность ждать связана с самоконтролем и отсроченным удовлетворением, оба из которых являются высшими навыками реального мира, потому что «в жизни не будет людей, развлекающих вас 24 часа в сутки 7 дней в неделю», — говорит Джилл Трамбелл, доцент кафедры человеческого развития и семейных исследований в Университет Нью-Гэмпшира. Исследования показывают, что дети, которые вырастают и становятся терпеливыми взрослыми, не только имеют лучшее здоровье и психическое здоровье, но также имеют более крепкие навыки взаимоотношений и добиваются большего прогресса в достижении своих целей.
Рекламное объявление
Икс
Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Звучит как простая просьба — «Просто подожди» — но это не так. Мозг маленьких детей все еще развивается. Они хотят знать, что вы рядом с ними. И вы просите их подождать, ничьего любимого времяпрепровождения. Но даже с трехлетним ребенком вы можете помочь ему набраться терпения. Это просто требует, чтобы вы были ясны, объясняли это так, чтобы они могли понять, и были терпеливы сами, потому что, как и многие навыки, это требует постоянной поддержки, и оно будет развиваться естественным образом по мере того, как дети растут.
Почему терпение может и не может проявляться
Памела Коул, профессор психологии Университета штата Пенсильвания, исследовала, как дети проявляют (или не проявляют) терпение в разном возрасте. Ожидая восемь минут, чтобы открыть подарок, 18- и 24-месячные дети быстро гневно реагировали и медленнее отвлекали внимание от ярко завернутой коробки. Незнание того, что было внутри, добавило к желанию этого и разочарованию от ожидания возможности открыть его. В возрасте трех лет дети могли на некоторое время сосредоточиться на других вещах, прежде чем разозлиться, и их гнев был более кратковременным. Четырехлетние дети претендуют на внимание своей матери так же сильно, как и 18-месячные — разница в том, что они делают быструю ставку, а затем переключают свое внимание на что-то другое. В целом дети стали менее злыми и проявляли большую саморегуляцию по мере взросления.
Маленькие дети, по крайней мере, в какой-то степени умеют ждать. Кристина Атанс — профессор психологии в Оттавском университете, которая занимается исследованиями детей от трех до пяти лет. В исследованиях, над которыми она сотрудничала, она изучала, будут ли дети ждать, не ожидая награды, а не ждать конфет, видео или (как известно) зефира. Это терпение как добродетель, а не просто откладывание удовлетворения. Исследование показало, что это возможно, и что дети использовали стратегии выживания, такие как пение про себя, подпрыгивание или просто неподвижность.
Атанс говорит, что у трехлетних детей есть многообещающее представление о будущем — не обязательно в часах или даже минутах, но они могут понять, что не все происходит сразу. Но, как и во всем человеческом поведении, все зависит от контекста. Этанс говорит, что участие в лабораторном эксперименте может сделать детей более уступчивыми, и (в ее исследованиях) они проявляли больше терпения в присутствии исследователя, так же, как когда в комнате находится учитель. С наградами они ждут, если им интересно то, что им предлагают. И есть факторы усталости или голода, которые влияют на то, сколько человек готов ждать.
Помимо этих факторов, главный вопрос «Почему так трудно ждать детей?» имеет еще несколько фундаментальных ответов. Во-первых, их жизнь была связана с тем, что вы были рядом с ними, и — с, казалось бы, безобидным телефонным звонком, книгой, которую вы начали читать, или разговором между родителями — вы внезапно перестали. «Это не угроза, но это тревожит», — говорит Коул. «Это неосознанно, но они всегда мотивированы поддерживать связь».
Отчасти это связано с тем, как работает их мозг. Люди обладают исполнительными функциональными навыками — рабочей памятью, контролем торможения и когнитивной гибкостью — все это в совокупности помогает нам решать проблемы и регулировать наше внимание, объясняет Филип Зелазо, профессор детского развития в Миннесотском университете. Они появляются рано — шестимесячный ребенок может искать спрятанный предмет, — но они продолжают развиваться примерно до 25 лет. Таким образом, хотя семи-, восьми- или девятилетний ребенок, безусловно, может быть терпеливым, «вы работаете с незрелыми навыками». ,» он говорит.
И еще, как они видят мир. В возрасте пяти лет дети только начинают развивать способность учитывать точку зрения другого человека — их правила. «Если они что-то любят, вы тоже должны. Если они что-то ненавидят, вы тоже должны это делать», — говорит Памела Дэвис-Кин, профессор психологии Мичиганского университета. «Дети очень эгоцентричны. Это соответствует развитию».
Это начинает меняться около пяти, когда они идут в детский сад. Затем, около восьми, они начинают критиковать и самокритиковать, больше не считая себя хорошими во всем. Положительным моментом этого является то, что они будут принимать во внимание других людей еще больше. В сочетании с их растущей способностью к саморегуляции и ожиданиями, с которыми они сталкиваются в классе, «они остановятся, когда их попросят остановиться», — говорит Дэвис-Кин.
А вот с детьми дошкольного возраста все немного сложнее. У них нет полного чувства языка; «Дай мне одну секунду» неэффективно расплывчато, а также является огромным преуменьшением. Они могут считать до одной секунды, поэтому, когда вы не закончите то, что делаете к этому времени, они расстраиваются — так же, как взрослый был бы, когда супруг обещает «сейчас спуститься», но не делает этого, — говорит Джеффри. Бернстайн, детский и семейный психолог, автор книги «10 дней менее непокорному ребенку ».
Как помочь детям развить терпение
Принимая во внимание все эти соображения, возникает следующий вопрос: что вы можете сделать, чтобы помочь им стать более терпеливыми? Зелазо сравнивает это с тренажерным залом. «Вы можете пойти и привести себя в форму, но это не будет длиться вечно. Мозг постоянно перестраивается в зависимости от того, что он делает». Другими словами, это навык, который нужно практиковать и укреплять.
С детьми до четырех лет нужно быть конкретным. Пусть это звучит как правило: Не разговаривай, когда я разговариваю по телефону. Вам нужно делать что-то еще, когда мы говорим . «Они очень черно-белые, — говорит Дэвис-Кин.
С детьми около четырех лет полезно сочетать все, что вы говорите, с отвлечением внимания. Им нужен другой фокус: скажите им, что в течение следующих пяти минут они могут построить башню, решить головоломку, раскрасить, прочитать книгу. Установите таймер — они понимают сигнал — и когда он срабатывает, они могут связаться с вами, предлагает Трамбелл.
В пять лет они могут понять, и им будет полезно объяснение, а не просто правило: «Нам нужно поговорить, поэтому вам нужно сделать что-то еще». На данном этапе своей жизни они уже учатся в школе и понимают причины других ожидаемых действий, таких как «тишина в коридорах, так как люди сосредоточены».
Кроме того, попросите их воплотить своего любимого супергероя. Рэйчел Уайт — доцент психологии в Гамильтон-колледже, и в своем исследовании она сделала именно это. Дети от четырех до шести лет притворялись Бэтменом, Рапунцель, Бобом Строителем или Дорой Исследовательницей, выполняя сложное задание. Ее исследование показало, что когда дети берут на себя характер, они могут мыслить более гибко и дольше упорствовать. «Притворяясь, они могут быть кем угодно, делать все, что захотят, и это дает им большую свободу в выборе, который они делают», — говорит она.
В случае терпения игра в роль может помочь детям избавиться от скуки ожидания. Они также принимают образ и характеристики кого-то, кто более компетентен, чем они. Опять же, предложение любого из многих супергероев может быть эффективным, поскольку (как дети сказали Уайту) «Бэтмен никогда не расстроится».
Когда ожидание больше похоже на ожидание в очереди или в пробке, в данный момент поговорите о реальности ожидания, а затем спросите, как можно скоротать время. Затем сравните их с реальностью и поговорите о том, что приемлемо, потому что, как бы ни был хорош летающий автомобиль, это непрактично, а вот называть вещи зелеными — практично. Вы закладываете основу для терпения, но сам разговор отвлекает и в некотором смысле сохраняет спокойствие, что моделирует поведение. «Вы даете им инструменты в их наборе инструментов», — говорит Кимберли Куэвас, доцент психологических наук в Университете Коннектикута.
Zelazo предлагает два упражнения, которые можно выполнять при низком напряжении, чтобы помочь детям подготовиться к таким сильным разочарованиям. Во-первых, позвоните в колокольчик, который производит поддерживающий тон, например, в колокольчик. Попросите детей поднять руки, когда звук стихнет. Это ожидание. Затем звоните немного громче, чтобы продлить время ожидания на одну секунду. Другая игра заключается в том, чтобы положить им на живот мягкую игрушку и заставить ее укачивать ее своим дыханием. Начните с 30 секунд спокойного дыхания, постепенно увеличивая также на одну секунду.
В обоих случаях обозначьте поведение как терпение, чтобы установить соединение. «В будущем схемы будут легче включаться и работать более эффективно», — говорит он. И раз уж вы его назвали, вам есть на что сослаться. Вместо того, чтобы говорить ребенку: «Будь терпелив», лучше сказать: «Помнишь, как ты терпеливо ждал, пока Тедди заснет? Мне нужно, чтобы ты сделал это».
Это более неявный подход, также называемый праймингом, при котором внушения даются тонко. Согласно исследованию Зелазо, на детей большее влияние оказывают рассказы, в которых персонажи придерживаются взглядов, которым вы хотите, чтобы они подражали, чем получение четких инструкций. Одна вещь, которая помогает сделать неявный прайминг более эффективным, заключается в том, что он менее утомительный. Четкие инструкции требуют сознательного контроля, а в более молодом возрасте соответствующая часть мозга все еще развивается, говорит Зелазо.
Если дети научились терпеливо ждать, похвалите их подробно. «Хорошая работа — это пустой комплимент. Они не знают, для чего нужна «хорошая работа», — говорит Трамбелл. Лучше сказать: «Я знаю, что это было трудно, и я ценю, что вы уделили мне это время и проявили терпение».