Содержание
Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога
В каком возрасте надо начинать учить ребенка читать
Логопед Ная Сперанская считает, что оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5,5 лет.
«Но все же отправной точкой для первых шагов в этом деле должен становиться не конкретный возраст, а сам ребенок. Есть дети, которые готовы к освоению навыка уже в 3-4 года, а есть те, которые «созревают» ближе к 1 классу. Как-то я работала с мальчиком, который не умел читать в 6,5 лет. Он знал буквы, отдельные слоги, но читать не умел. Как только мы стали заниматься, стало понятно, что он абсолютно готов к чтению, за два месяца он стал отлично читать по слогам», — рассказала Сперанская.
Как научить ребенка читать быстро и правильно
Первое, чему надо научить вашего малыша, — это умению соотносить букву и звук. «Ни в коем случае нельзя учить ребенка названиям букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». Иначе обучение обречено на провал. Дошкольник попытается применить новые знания на практике. Вместо того, чтобы читать [мама] он будет читать [мэ-а-мэ-а]. Замучаетесь переучивать», — предупредила логопед.
Поэтому важно сразу давать ребенку не названия букв, а звуки, которые они обозначают. Не [бэ], а [б], не [эм], а [м]. Если согласный смягчается гласным, тогда нужно отражать это в произношении: [т’], [м’], [в’] и т.д.
Чтобы помочь ребенку лучше запомнить графические символы букв, слепите вместе с ним букву из пластилина, выложите с помощью пуговиц, нарисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой. Раскрашивайте буквы карандашами, рисуйте водными маркерами на бортике в ванной.
«Поначалу ребенку будет казаться, что все буквы похожи друг на друга. Эти действия помогут научиться быстрее различать их», — рассказала логопед.
Как только малыш запомнит буквы и звуки, можно переходить к запоминанию слогов.
close
100%
Как научить ребенка соединять буквы в слоги
«Соединять буквы в слоги — это все равно, что учить таблицу умножения. Надо просто запомнить эти сочетания букв», — объяснила логопед.
Ная Сперанская отметила, что большинство пособий предлагает учить детей чтению именно по слогам. При выборе надо учитывать два нюанса:
1. В книгах должно быть мало текста и много картинок.
2. Слова в них не должны быть разделены на слоги с помощью больших пробелов, дефисов, длинных вертикальных черточек.
«Все это создает визуальные трудности при чтении. Ребенку сложно воспринимать такое слово как что-то целое, трудно «собрать» его из разных кусочков. Лучше всего, если в слове не будет лишних пробелов или других разделяющих знаков, а слоги будут выделены дугами непосредственно под словом», — объяснила логопед.
По словам Сперанской, также для изучения слогов подойдут кубики с буквами — играя в них, ребенок быстрее запомнит сочетания.
Еще один способ ненавязчиво помочь ребенку освоить буквы и слоги, распечатывать их крупным шрифтом на бумаге и развешивать такие листочки по всей квартире.
«Повесьте их на холодильнике, на доске в детской, на стене в ванной комнате. Когда такие листочки развешены по всей квартире, можно много раз за день ненароком возвращаться к ним. Моете руки? Прочитайте, что написано рядом с раковиной. Ребенок ждет пока вы дадите ему обед? Попросите его назвать, какие слоги висят на холодильнике. Занимайтесь по чуть-чуть, но как можно чаще. Шаг за шагом ребенок выучит слоги, а затем и потихоньку начнет читать», — рассказала специалист.
Сперанская уверена, что так ребенок научится читать гораздо быстрее, чем после ежедневных занятий, когда родители усаживают малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем заниматься чтением…»
«Если вам совсем сложно отказаться от таких занятий, то обратите внимание, что нервная система у дошкольников еще не созрела для долгих и монотонных уроков. Дети тратят колоссальные усилия на анализ графических символов. Обучение чтению для них все равно, что обучение очень сложному шифру. Поэтому надо соблюдать в таких занятиях четкий тайминг. В 5,5 лет дети способны удерживать внимание не больше 10 минут, в 6,5 лет — 15 минут. Именно столько должно длиться одно занятие. И таких «уроков» должно быть не больше одного в день, если вы, конечно, не хотите, чтобы ребенок потерял мотивацию к обучению еще до школы», — объяснила логопед.
Как правильно объяснить ребенку, как делить слова на слоги
Обучая ребенка делить слова на слоги, воспользуйтесь карандашом. Отмечайте слоги карандашом с помощью дуг.
close
100%
«Возьмем слово «динозавр». Его можно разделить на три слога: «ди», «но», «завр». Первые слоги ребенок прочитает без труда, а вот осилить третий ему будет сложно. Малыш не может охватить взглядом сразу три-четыре буквы. Поэтому я предлагаю учить читать не совсем по слогам, а по так называемым слогослияниям. Это когда мы учим читать сочетания согласных и гласных, и согласные читаем отдельно. Например, слово «динозавр» мы будем читать так: «ди» «но» «за» «в» «р» Последние две буквы читаем отдельно от «за». Если сразу учить ребенка читать по слогослияниям, он станет быстрее осваивать сложные слова и перейдет к беглому чтению», — уверена логопед.
В тексте слогослияния можно обозначить почти так же, как и слоги. Гласный+согласный с помощью дуги, а отдельный согласный с помощью точки.
Ная Сперанская дала родителям рекомендацию как можно дольше заниматься заучиванием слогов/слогослияний, а к текстам переходить лишь тогда, когда ребенок предложит сам.
«Если дошкольник не рвется читать, то не нужно давить на него. Автоматизируйте слогослияния. Не торопитесь. Обучение должно происходить постепенно, от простого к сложному. Техника чтения нарабатывается со временем», — добавила Сперанская.
Еще одно важное уточнение от логопеда: когда ребенок начнет читать слова, а затем и предложения, родителям надо уточнять значения прочитанного.
«Ребенок читает слово «мама», после этого вы задаете вопрос: «что это значит, что ты только что прочитал»», — поделилась логопед — «Это необходимо, чтобы ребенок не просто читал хорошо, но и чувствовал смысл прочитанного. К сожалению, нередко можно встретить детей, которые «шпарят» целые тексты, но объяснить, о чем они, не в состоянии».
Для домашнего обучения Ная Сперанская порекомендовала следующие пособия:
1. Книга для начала обучения чтению — комплект Безрукова О. А. Каленкова О. Н. «Уроки русской грамоты», издательство «Русская Речь»
2. Плакаты для обучения чтению и грамоте В. Г. Дмитриева, издательство «АСТ»
3. «Ну-ка, буква, отзовись!» Колесникова Е.В, рабочая тетрадь
4. Книги из серии «Читаем сами» издательства «Вакоша»
Как научить ребенка 4 лет читать
Содержание
- Когда можно начинать обучение
- Учиться и играть одновременно
- Простой способ научить малыша читать
- Выучить гласные звуки
- Научиться читать слоги
- Чтение слов
- Тест
- Подведение итогов
Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.
Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.
Раннее чтение развивает интеллект малыша
Когда можно начинать обучение
Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.
Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.
Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение
Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.
Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.
- Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
- Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
- Отсутствие серьезных проблем с произношением.
- Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.
4 года – оптимальный возраст для начала обучения
Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.
Учиться и играть одновременно
Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.
Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка
В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.
Простой способ научить малыша читать
Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква — то, что пишется, звук — то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.
Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.
Выучить гласные звуки
Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.
Учим буквы по кубикам
Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.
Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.
Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.
Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.
Научиться читать слоги
После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.
Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».
Учим слоги с сказочными героями
Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.
Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.
Чтение слов
Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.
Совместные чтения развивают интерес ребенка
Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.
Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.
Тест
Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.
Любит ли ваш ребенок книги?
- Малыш просит рассказать сказку?
- Он сам может их пересказывать?
- Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
- Что вызывает в книге больший интерес у малыша — картинки или содержание?
- Просит ребенок научить его читать?
- Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
- Пытается ребенок сам «писать» книгу?
- Внимательно он слушает чтение других?
- Бережет малыш свои книги?
- Богатый ли у него словарный запас?
- Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
- Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
- Пытается соединять знакомые буквы?
- У малыша нет серьезных проблем с произношением?
- Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
- Говорит предложениями или отдельными словами?
- Ребенок учится читать с удовольствием?
- Он знает много песен и стихов?
Подведение итогов
0—5 очков
Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.
6—12 очков
Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.
У вашего ребенка есть свои книги?
13—18 очков
Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.
Как научить 4-летних детей читать —
Как учитель начальной школы я обнаружил, что обучение ребенка чтению является одним из самых важных навыков, в которых нуждается ребенок. Однако большинство детей не полностью понимают концепцию чтения, пока им не исполнится 6 лет. При этом это не означает, что ваш четырехлетний ребенок не сможет читать. Есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему 4-летнему ребенку научиться читать.
Обучение ребенка чтению в любом возрасте укрепляет уверенность и любовь к чтению у вашего ребенка. Вы должны иметь в виду, что в 4 года ребенок может быть не готов читать самостоятельно. Однако вы можете помочь им подготовиться к чтению к тому времени, когда они перейдут в детский сад, следуя этим советам:
Читайте вслух своему ребенку
На самом деле чтение начинается с младенчества. Это означает, что вы можете начать развивать основные навыки чтения у своего ребенка, читая ему, как только он родился. Мало того, что чтение вашему ребенку — это время, чтобы сблизиться с ним, дети учатся, видя других. Вы моделируете любовь к чтению, и если у детей этого нет в раннем возрасте, это может помешать их способности читать по мере взросления.
Задавайте вопросы ребенку
Чтение — это не только способность детей читать слова со страницы, но и их способность понимать эти слова. Начните формировать вербальный словарный запас вашего ребенка, когда вы читаете ему. Задайте ребенку вопросы об истории, например:
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Эта история могла произойти в реальной жизни?
- О чем рассказ?
- Не могли бы вы пересказать мне историю, которую я только что прочитал?
Покажите своему ребенку, насколько важно чтение
Даже если сейчас вашему ребенку нравится читать, эта уверенность может скоро угаснуть, поскольку он начинает чувствовать необходимость читать для себя. Чтобы бороться с этим, убедитесь, что ваш ребенок видит, как ВЫ читаете. Будьте примером для своего ребенка. Чем больше вы читаете, тем больше вы показываете своему ребенку, как важно читать, даже когда он становится старше.
Разговор об окружающей среде Печать
В нашем окружении мы окружены словами, буквами и буквами. Когда ваш ребенок спросит, что означает знак или что он говорит, расскажите о разных буквах, звуках, которые они издают, и о том, что означает слово. Например, ребенок узнает, что заклинания СТОП останавливаются, потому что вы сказали им, что знак говорит «Стоп», и каждый раз, когда вы приближаетесь к знаку «Стоп», вы останавливаетесь. Дети учатся на практике и в своей среде, когда они моложе, поэтому используйте эту возможность, чтобы помочь им читать, задавая вопросы. Покажите им, как слова читаются слева направо, независимо от того, в книге это или на вывеске.
Поделки с алфавитом
Ребенку может быть сложно выучить как названия букв, так и соответствующие им звуки. Чтобы ребенок мог прочитать слова, которых он не знает, он должен уметь их произносить. Это включает в себя изучение звуков каждой буквы и смешивание их вместе. Вместо того, чтобы учить этому, сделайте это. Мне нравится делать поделки с животными, например превращать букву М в мышку. Сделайте поделки с алфавитом , которые превратят букву во что-то осязаемое для ребенка.
Каждую неделю учите новое слово
Ключ к чтению — это формирование доверия у вашего маленького читателя. Обучение их словам для зрения или цветным словам, которые им не нужно произносить вслух, помогает укрепить их уверенность, когда они начинают читать. Учите слова медленно, чтобы ребенок не чувствовал себя перегруженным. Вы можете начать с изучения 1 или 2 слов в неделю.
- Найдите слова в прочитанном вами рассказе.
- Ищите слова, когда будете в магазине.
- Ищите слова во время прогулки.
- Составьте слова с Playdoh.
- Напишите слова тротуарным мелом.
- Используйте слова, чтобы сделать ремесло или деятельность.
- Песни со словами или Цветные песни со словами .
Ключ к тому, чтобы ребенок начал учить новые слова, состоит в том, чтобы вообще не знать, что они учат. Для каждого слова, которое они выучат, сделайте его веселым, интерактивным и увлекательным.
Научите с помощью нашивки для чтения
Если вы не учились в школе, чтобы стать учителем, вам может быть трудно придумать веселые, увлекательные и уверенные в себе способы научить вашего 4-летнего ребенка читать. Если да, то это прекрасно! Вместо этого начните Чтение программы исправления . Эта программа направлена на формирование уверенности в чтении, чтобы сделать вашего малыша успешным. Все, что вам нужно, чтобы помочь вашему ребенку читать, есть в этой программе.
Первый шаг? Дайте вашему маленькому читателю тест на чтение. Зарегистрируйтесь ниже, чтобы протестировать своего маленького читателя, и вскоре вы сможете помочь научить его читать.
Помните, обучение вашего ребенка чтению должно доставлять ему удовольствие! Вы можете научить читать, ДАЖЕ ЕСЛИ у вашего ученика какие-то трудности…. Reading Patch здесь, чтобы помочь вам.
Об авторах:
Мадрин Карле — учитель чтения в первом классе с более чем 30-летним опытом работы в классе. Она преподавала чтение в классе с особыми потребностями и английский как второй язык. Выйдя на пенсию, она написала программу чтения, чтобы помочь другим научиться чтению. Она является педагогом, которому доверяют, и автором 5 книг, которые помогают научить детей читать и писать. В дополнение к своим книгам она является наставником для 3 веб-сайтов, которые дают советы учителям чтения (визуальное и слуховое чтение миссис Карле, нашивка миссис Карле для чтения и нашивка миссис Карле для рукописного ввода). Благодаря своему обучению она узнала, что уверенность в себе является ключом к обучению чтению. Ребенок, который не уверен в чтении, не любит читать и с трудом читает. Миссис Карле создала «солнечные моменты», чтобы научить детей обрести уверенность в себе и научиться читать.
Миган Карл Мусоу (дочь Мадрин) имеет степень магистра в области специального образования. Имеет 7-летний опыт обучения детей чтению онлайн. Кроме того, она разработала учебную программу для обучения детей письму под названием The Handwriting Patch. С Handwriting Patch обучение становится увлекательным, потому что дети одновременно учатся рисовать и учатся писать от руки. В 2019 году учебная программа Handwriting Patch стала бестселлером на Amazon в первый год своего выпуска, помогая тысячам детей выучить почерк с помощью уникального веселого метода. Она мама 6 детей, каждый из которых имеет разные способности к обучению и трудности.
The Reading Patch был создан создателями игры Mrs. Karle’s Sight and Sound Reading. Вместе они были представлены в СМИ NBC. В течение последних 7 лет на своей онлайн-платформе Мэдрин и Миган неустанно работали с учителями, учениками, обучающимися на дому, и родителями, стремящимися помочь детям научиться читать, чтобы стать надежным авторитетом в обучении детей чтению и пропаганде навыков ранней грамотности. Они часто сотрудничают с другими экспертами в области образования, чтобы предоставлять самую последнюю информацию сообществу Reading Patch.
Мадрин Карле и Миган Карле Моусо
Мадрин Карле — учитель чтения первого класса с более чем 30-летним опытом работы в классе. Она преподавала чтение в классе с особыми потребностями и английский как второй язык. Выйдя на пенсию, она написала программу чтения, чтобы помочь другим научиться чтению. Она является педагогом, которому доверяют, и автором 5 книг, которые помогают научить детей читать и писать. В дополнение к своим книгам она является наставником для 3 веб-сайтов, которые дают советы учителям чтения (визуальное и слуховое чтение миссис Карл, нашивка миссис Карле для чтения и нашивка миссис Карле для рукописного ввода). Благодаря своему обучению она узнала, что уверенность в себе является ключом к обучению чтению. Ребенок, который не уверен в чтении, не любит читать и с трудом читает. Миссис Карле создала «солнечные моменты», чтобы научить детей обрести уверенность в себе и научиться читать.
Миган Карл Моусо (дочь Мэдрин) имеет степень магистра в области специального образования. Имеет 7-летний опыт обучения детей чтению онлайн. Кроме того, она разработала учебную программу для обучения детей письму под названием The Handwriting Patch. С Handwriting Patch обучение становится увлекательным, потому что дети одновременно учатся рисовать и учатся писать от руки. В 2019 году учебная программа Handwriting Patch стала бестселлером на Amazon в первый год своего выпуска, помогая тысячам детей выучить почерк с помощью уникального веселого метода. Она мама 6 детей, каждый из которых имеет разные способности к обучению и трудности.
Нашивка «Чтение» была создана создателями «Чтения глазами и звуком» миссис Карле. Вместе они были представлены в СМИ NBC. В течение последних 7 лет на своей онлайн-платформе Мэдрин и Миган неустанно работали с учителями, учениками, обучающимися на дому, и родителями, стремящимися помочь детям научиться читать, чтобы стать надежным авторитетом в обучении детей чтению и пропаганде навыков ранней грамотности. Они часто сотрудничают с другими экспертами в области образования, чтобы предоставлять самую последнюю информацию сообществу Reading Patch.
9 веселых и простых советов
При обилии информации может показаться, что нет четкого ответа на вопрос, как научить ребенка читать. Как занятой родитель, у вас может не быть времени, чтобы разобраться во всех противоречивых мнениях.
Вот почему мы здесь, чтобы помочь! Когда дело доходит до обучения детей чтению, есть несколько ключевых элементов, поэтому мы собрали девять эффективных советов, которые помогут вам улучшить навыки чтения и уверенность вашего ребенка.
Эти простые советы соответствуют вашему образу жизни и помогают развить базовые навыки чтения, развлекаясь!
Советы по обучению ребенка чтению
1) Сосредоточьтесь на звучании букв, а не на их названиях
Раньше мы учили, что «б» означает «мяч». Но когда вы произносите слово мяч, оно звучит иначе, чем буква Б сама по себе. Это может быть странной концепцией для маленького ребенка!
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на названиях букв, мы рекомендуем учить их звукам, связанным с каждой буквой алфавита. Например, вы могли бы объяснить, что B издает звук /b/ (произносится точно так же, как если бы вы произносили слово мяч вслух).
Установив прочную связь между несколькими буквами и их звуками, дети могут начать произносить короткие слова. Зная звуки для B, T и A, ребенок может произносить звуки как bat, так и tab.
По мере того, как количество связей между буквами и звуками растет, растет и количество слов, которые ваш ребенок может произносить!
Значит ли это, что если ваш ребенок уже начал учиться, сопоставляя формальные названия букв алфавита со словами, он не научится сопоставлять звуки и буквы или не научится читать? Конечно нет!
Мы просто рекомендуем этот процесс как метод обучения, который может помочь некоторым детям перейти от звуков букв к словам.
2) Начните с заглавных букв
Практика написания букв намного проще, когда все они выглядят уникальными! Вот почему мы учим заглавным буквам детей, которые еще не ходят в школу.
Несмотря на то, что строчные буквы являются наиболее распространенным форматом для букв (если вы откроете книгу на любой странице, большинство букв будут строчными), прописные буквы легче отличить друг от друга и, следовательно, их легче идентифицировать.
Подумайте об этом — «b» и «d» ужасно похожи! А вот «В» и «Г» отличить гораздо проще. Таким образом, начав с заглавных букв, ваш ребенок усвоит основы распознавания букв, а затем и чтения.
Чтобы помочь вашему ребенку выучить прописные буквы, мы считаем, что особенно полезно задействовать его чувство физического осязания. Если вы хотите попробовать это, вы можете подумать о покупке текстурированной бумаги, такой как наждачная бумага, и вырезать формы заглавных букв.
Попросите ребенка сложить руки за спину, а затем вложить в них письмо. Они могут использовать свое осязание, чтобы угадать, какую букву они держат! Вы можете играть в ту же игру с магнитными буквами.
3) Incorporate Phonics
Исследования показали, что дети, хорошо знакомые со фонетикой (взаимоотношения между звуками и символами), как правило, в долгосрочной перспективе лучше читают.
Фонетический подход к чтению показывает ребенку, как идти буква за буквой — звук за звуком — смешивая звуки по ходу чтения, чтобы читать слова, которые ребенок (или взрослый) еще не запомнил.
Как только дети разовьют уровень автоматизации, они смогут произносить слова почти мгновенно, и им нужно будет только использовать декодирование более длинных слов. Акустике лучше всего обучать явно, последовательно и систематически — это метод, который использует ГОМЕР.
Если вам нужна помощь в изучении фонетики вашего ребенка, наше приложение HOMER Learn & Grow может быть именно тем, что вам нужно! Благодаря проверенному способу чтения для вашего ребенка HOMER превращает обучение в увлекательное занятие!
4) Баланс фонетики и зрения
Зрительные слова также являются важной частью обучения вашего ребенка чтению. Это общеупотребительные слова, которые обычно пишутся не так, как звучат, и не поддаются расшифровке (озвучиванию).
Поскольку мы не хотим сводить на нет работу, проделанную вашим ребенком для изучения фонетики, необходимо запоминать зрительные слова. Но имейте в виду, что изучение слов для зрения может быть сложной задачей для многих маленьких детей.
Итак, если вы хотите дать ребенку хорошее начало пути к чтению, лучше посвятить большую часть своего времени развитию и закреплению информации и навыков, необходимых для произношения слов.
5) Много говорить
Несмотря на то, что речь обычно считается навыком, связанным только с речью, это не так. Ваш ребенок как губка. Они все время впитывают все, включая слова, которые вы говорите (и те, которые вы бы хотели, чтобы они не слышали)!
Частое общение с ребенком и использование его навыков слушания и рассказывания историй может увеличить его словарный запас.
Это также может помочь им строить предложения, знакомиться с новыми словами и тем, как они используются, а также учиться использовать контекстные подсказки, когда кто-то говорит о чем-то, о чем он, возможно, мало что знает.
Все эти навыки чрезвычайно полезны для вашего ребенка в его путешествии по чтению, а общение дает вам возможность делиться и создавать моменты, которые вы будете ценить навсегда!
6) Keep It Light
Чтение — это развлечение и исследование мира (реального и воображаемого) с помощью текста, изображений и иллюстраций. Когда дело доходит до чтения, вашему ребенку лучше быть расслабленным и сосредоточенным на том, что он изучает, чем втискиваться в стрессовую сессию после долгого дня.
Мы прошли примерно половину списка и хотим мягко напомнить, что ваш ребенок не должен чувствовать никакого давления, когда дело доходит до чтения — и вы тоже!
Хотя согласованность всегда полезна, мы рекомендуем сосредоточиться на качестве, а не на количестве. Пятнадцать минут могут показаться небольшим количеством времени, но исследования показали, что 15 минут в день чтения ГОМЕРА могут повысить баллы по раннему чтению на 74%!
Также может потребоваться некоторое время, чтобы выяснить, что именно будет поддерживать интерес и участие вашего ребенка в учебе. Все нормально! Если это не весело, беззаботно и не доставляет удовольствия вам и вашему ребенку, отбросьте это и попробуйте что-то новое.
7) Практикуйтесь в совместном чтении
Пока вы читаете вместе с ребенком, подумайте о том, чтобы попросить его время от времени повторять вам слова или предложения, пока вы следите за ними пальцем.
Нет необходимости полностью останавливать чтение, если ваш ребенок не может произнести определенное слово. Обнадеживающих напоминаний о том, что это слово означает или как оно произносится, предостаточно!
Другой вариант — разделить время чтения вслух с ребенком. Для начинающих читателей вы можете прочитать одну строку, а затем попросить их прочитать следующую. Для детей старшего возраста полезно читать одну страницу и позволять им читать следующую страницу.
Это поможет вашему ребенку почувствовать себя способным и уверенным в себе, что важно для поощрения его к хорошему и постоянному чтению!
Эта техника также знакомит вашего ребенка с естественным процессом чтения. Пока они смотрят на картинки и с удовольствием слушают историю, они начинают сосредотачиваться на словах, которые читают, и больше интересуются книгой, лежащей перед ними.
Перечитывание книг также может быть полезным. Это позволяет детям глубже понимать слова в тексте, превращать знакомые слова в «известные» слова, которые затем включаются в их словарный запас и формируют связь с рассказом.
Настоятельно рекомендуем перечитать!
8) Играйте в игры со словами
Привлечение вашего ребенка к чтению не обязательно должно касаться только книг. Игры со словами могут быть отличным способом задействовать навыки вашего ребенка, не читая всю историю сразу.
Для одной из наших любимых игр в чтение требуется только стопка стикеров и свернутый носок. Для этого упражнения напишите слова, которые видит ваш ребенок, или слова, которые ваш ребенок может произнести, на отдельных стикерах Post-It. Затем прикрепите записки к стене.
Затем ваш ребенок может встать перед стикерами со свернутым носком в руках. Вы произносите одно из слов, и ваш ребенок бросает мячик в совпадающую записку!
9) Чтение с использованием нетрадиционных материалов
Точно так же, как словесные игры могут помочь вашему ребенку научиться читать, так же можно поощрять вашего ребенка читать без использования книг!
Если вы заинтересованы в этом, рассмотрите возможность использования PlayDoh, глины, краски или безопасного для помещений песка, чтобы формировать буквы или слова.
Другой вариант — наполнить большой горшок магнитными буквами. Начинающим ученикам предложите вытащить букву из горшка и попытаться назвать звук, который она издает. Для учащихся немного старшего возраста посмотрите, смогут ли они назвать слово, начинающееся с одного и того же звука, или возьмите набор букв, которые вместе составляют слово.
По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, вы можете масштабировать эти занятия, чтобы сделать их немного более сложными. И не забывайте получать от этого удовольствие!
Чтение приходит со временем и практикой
В общем, мы хотим оставить вас с этим: нет однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка читать.