Что делать, если у вас гиперактивный ребенок


Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии


Что такое СДВГ

Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.

СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.

Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.

Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.


Как распознать гиперактивность

Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.

Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.

Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.

Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.

Как помочь гиперактивному ребенку

У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.

Похвала

Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.

Режим

Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.

Разумно выбранный спорт

Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.

Четкое планирование

Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.

Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.

Отдых

Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.

Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.

Акцент на плюсах

Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.

Когда пройдет период гиперактивности

Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.

Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.

Читайте также:

Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами

Фото: Dejan Dundjerski/Pressmaster/Sergey Novikov/Nina Buday/Shutterstock. com

детивоспитаниеразвитиесоветы психолога

«Неудобный» ребенок. 9 советов, как справиться с гиперактивными детьми | Здоровье детей | ЗДОРОВЬЕ

Гиперактивных детей все больше, разводят руками врачи и учителя, и не всегда знают, как с ними справиться. Обычно рекомендации специалистов сводятся к приему успокоительных средств и беседам с маленькими непоседами, немногие готовы докопаться до сути. В чем же все-таки реальная причина явления, «АиФ-Казань» рассказала казанский педагог, сотрудник инклюзивного лечебно-педагогического центра Гузель Султанова.    

Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: — Гузель, что не так с современными детьми? Сама сталкивалась с тем, что один ребенок может подойти к другому, стукнуть просто так.

Гузель Султанова: Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. Дети, которые ведут себя непосредственно, проявляют ко всему живой интерес и эмоции, порой вызывают неудобство у взрослых, привыкших жить по правилам. В реальности же здесь идет речь о том, что взрослый не может справиться с ребенком, заинтересовать его, по-настоящему встретиться и договориться о совместной деятельности. Другое дело, когда ребенок действительно нарушает границы и пространства других людей, не может усидеть на месте, закончить деятельность, сконцентрироваться, все время отвлекается. Он как будто не может находиться в состоянии равновесия, точки покоя, все время «истекает из себя» то в одну сторону, то в другую. Вот здесь уже впору говорить о гиперактивности, или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперкативности).

— С чем это связано? Откуда берется?

— Человек с первых дней после рождения познает свои границы через внешние контакты – сначала через прикосновения мамы, папы, близких, потом через предметы, с которыми взаимодействует. Вплоть до семилетнего возраста ребенок, прыгая, бегая, кувыркаясь, лазая всюду, испытывает себя, ощущает окружающее пространство, учится управлять своим телом. И чем больше он проявляет активности, тем комфортнее ему в дальнейшем. Отсутствие такого опыта ведет к тому, что ребенок не ощущает себя, не понимает, где его границы.

Увы, последние годы большая часть занятий, которые предлагаются развивающими детскими центрами и «правильными» родителями, направлена на развитие мышления. Мы «крадем» то время, когда ребенок мог бы познать свое тело. Как итог, у него с детства недостает телесных ощущений, контакта с поверхностями. Он не лазает по деревьям, занят сидением, мышлением, собиранием конструктора. К 7 годам не ощущает себя, постоянно пытается проверить, где его границы и нарушает границы других, добирает не полученный опыт.

— Как это выражается?

—  Например, в том, что он нарушает ход игры, толкается, ищет момента столкновения, чтобы познать себя. Мы часто видим детей, которые сшибают столы и стулья, не могут справиться с простыми заданиями по вышивке или плетению, просто потому что они погружены в свое мышление, не обрели понимания границ. Наверняка многие родители замечали, что играя в настольную игру, младший дошкольник не может проходить ее по правилам, ему хочется сразу вытащить все карточки, ходить вне очереди, и все по той же причине – ему важен не сам процесс, а познание сути окружающих предметов. Логика игры для него ещё не по возрасту.

Не радует и то, что родители рано начинают объяснять ребенку, что можно и что нельзя, в виде наставлений. Не дав самому договориться со сверстниками на детской площадке, отчитывая малыша, что нельзя брать чужую лопатку, что ему нужно делиться с другими и т.д., совершенно не учитывая возрастных особенностей. В частности, ребенок до 3 лет не разделяет себя с миром и все что его – это он и есть. Когда у него кто-то что-то просит, он отказывается давать, потому что его вещи равно одно целое с ним самим. А вот к 3,5 годам, когда ему становятся интересны другие дети, появляется уже любопытство относительно взаимодействия, когда он может что-то попросить, поменяться игрушками. Важно, чтобы родители позволили ему самому прожить этот опыт, иначе в дальнейшем можно ожидать конфликтов. До тех пор, пока через отпор других ребенок не поймет, где та граница, за которую он уже не может заходить в своих действиях.

Отдельная история, когда в семье растут двое детей. Старший воспитан по правилам, ему прививают манеру уступать, делиться, давать все младшему, не обижать. А младший ничем не ограничен, начинает толкаться, отбирать что-то, так как не встречает отпора. Как результат гиперактивное поведение.

— А когда родители слишком много позволяют детям?

— Это тоже крайность —  когда ребенок сам решает, что ему делать. Ты хочешь гулять? Мы пойдем к бабушке? Ему не по возрасту дают право принятия решения, и это опять потеря ощущения стабильности и границ. Свою лепту вносит отсутствие ритма дня одинакового для выходных и будних дней. Именно в этой стабильности и начинается чувство безопасности, которое так необходимо. 

— Гиперактивность у детей — проблема исключительно России?

— Она характерна для многих развитых стран. Дети живут головой, не зная границ своего тела. И самое главное, что современных детей невозможно заставить слушаться, опираясь только на статус взрослого. Побуждать их к чему-либо возможно только через внутреннюю мотивацию, познавательный процесс. На самом деле, проблема гиперактивности решается довольно простыми шагами, но не все родители могут включить их в свою повседневность. Для многих оказывается проще отвести ребенка на физиолечение, дать успокоительное средство.

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой: 

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3.  Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите  ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

Как обращаться с гиперактивным ребенком, не теряя рассудка

Хотите знать, как обращаться с гиперактивным ребенком? Я дам вам три большие стратегии и более 20 простых действий, которые могут все изменить для гиперактивных детей. Улучшите фокус, внимание, обучение, общение и !

 

Иногда мой дом кажется немного сумасшедшим. В любой день я могу мыть посуду у раковины (я провожу там много времени), наблюдая за тем, что кажется чистым хаосом, разворачивающимся вокруг меня. Я стараюсь сосредоточиться на звуке бегущей воды, выходящей из трубы, а не на громких криках и пронзительном смехе и игре моих мальчиков.

Я вижу, как мой сын Исаак бежит через гостиную, по коридору и обратно, несколько раз делает петлю, прежде чем направиться к дивану и запрыгнуть на него, сбивая все декоративные подушки на пол (и на игрушки, разбросанные по ковру). Он то кричит, то поет громким голосом, я не могу разобрать, когда поворачиваюсь, чтобы счистить затвердевшую еду с другой тарелки.

Но вскоре я чувствую, как он проносится мимо меня по пути наверх, но через несколько мгновений обнаруживается, что он тащит вниз всевозможные подушки и мягкие игрушки, чтобы прыгать и разбиваться.

Этот уровень активности, энергии, или как вы хотите это назвать, может продолжаться непрерывно, и, если я попытаюсь прервать или закричать из раковины, мне кажется, что никто меня не слышит . Я начинаю задаваться вопросом, «Я невидим?»

Наоборот, мне не нужно долго беспокоиться, потому что сейчас кто-то ранен, плачет и зовет меня.

Ваш дом похож на мой?

Некоторые скажут: «О, это мальчики». Но я видел, что у девушек столько же энергии, хотя, возможно, и не так часто. Другие могут сказать, «Ты неправильно воспитываешь его, возьми его под контроль».   И все же другие зададутся вопросом, «Он гиперактивен?»

 

Почему мой ребенок гиперактивен?

Лично я думаю, что слово «гиперактивный» — это общий термин для описания любого особенно активного ребенка, такого как мой Исаак. Мы используем его для описания всех видов поведения, обычно тех, которые мы не до конца понимаем. Чтобы прояснить этот пост, давайте определим гиперактивного ребенка как ребенка, который часто ищет движения и ему трудно усидеть на месте.

Что делает некоторых детей гиперактивными? Что ж, есть масса факторов, в том числе:

  • Темперамент – это то, кто они!
  • Генетика – Яблоко от яблони недалеко падает, если родитель был «гиперактивным», ну вы поняли.
  • Диета — может сыграть роль, если речь идет о диете с высоким содержанием углеводов/сахаров или возможной пищевой непереносимости.
  • Окружающая среда. Если в комнате царит дикая и неорганизованная обстановка, это часто способствует аналогичным действиям.
  • Сезон — зимние месяцы могут увеличить гиперактивность из-за меньшего количества свободных игр на свежем воздухе.
  • Сенсорная обработка. То, как ребенок воспринимает ощущения из окружающей среды, совершенно уникально, и гиперактивные дети могут хотеть больше этих ощущений просто из-за того, как работает их мозг! (Подробнее об этом через минуту…)

У большинства «гиперактивных» детей, скорее всего, присутствует сочетание этих причин. И причины могут меняться изо дня в день и от недели к неделе. Кроме того, некоторые дети могут быть гиперактивными в определенные дни или все время.

 

 

Что меняет правила игры для гиперактивных детей…

Хотя любая из вышеперечисленных причин может влиять на гиперактивность ребенка, есть один общий знаменатель, который часто лежит в основе гиперактивности ребенка или малыша, и это сенсорная реакция. Почти невозможно, чтобы гиперактивность и сенсорика не сочетались, они как арахисовое масло и желе. Гиперактивность требует большей активности, означает ли это, что ребенок откидывается на спинку стула, снова прыгает на диване или встает из-за стола 20 раз за ужином.

Мозг ищет БОЛЬШЕ ощущений и не успокоится, пока их не получит. Вот почему наши гиперактивные дети продолжают выходить за рамки возможного, как будто не слышат и не понимают нас, когда мы просим их сесть.

Похоже, они ведут себя плохо или непокорно. Это заставляет нас чувствовать себя плохими родителями, и я говорю из личного опыта.

НО, в конце туннеля есть огромный яркий свет, и это использование сенсорных стратегий, чтобы помочь нам справиться с гиперактивным ребенком или малышом.

 

Партнерские ссылки, используемые ниже. Смотрите наше полное раскрытие.

 

Как обращаться с гиперактивным ребенком

Когда я думаю о том, как обращаться с гиперактивным ребенком, на ум приходят три разных решения. Это сенсорные стратегии, которые я использовала как ОТ и как мама, но, что более важно, они работают! Давайте посмотрим:

1. Предлагайте ритмичные и структурированные занятия . Для гиперактивных и энергичных детей невероятно важно иметь выход для всей своей энергии. Если вы подавите или попытаетесь подавить его, это часто только усугубит ситуацию. Но иногда бесплатность для всех может усугубить ситуацию. Есть разница между выходом на улицу и беготней повсюду и беготней туда-сюда между двумя точками. Последнее — это структурирование открытого занятия, которое в противном случае может сделать вашего ребенка более гиперактивным.

Затем, чтобы поднять его на ступеньку выше, если вы сочетаете некоторую структуру с ритмом, ритм часто даже более успокаивает и организует тело и разум (это один из сенсорных трюков). Например, петь ритмичную песню, например, «Муравьи маршируют один за другим» или военную фразу «Марш, один, два, три» снова и снова в определенный ритм во время занятия.

Я знаю, это может звучать странно, но подумайте о звуке этой военной песни, повторяющейся в вашей голове прямо сейчас. Хочешь поднять ноги в марш, чувствуешь спокойствие? Это обычный опыт, и когда мы сочетаем песни или скандирования с ритмичным, повторяющимся ритмом и такими движениями, как прыжки, марш или бег, это может быстро успокоить детей.

Теперь возьмите эти идеи структуры и ритма и примените их к следующим видам деятельности:

  • Занятия спортом – Это встроенная структура. Так много видов спорта, которыми ваш ребенок может заниматься с вами, братом, сестрой или другом на заднем дворе или в безопасном месте дома. С множеством видов спорта на выбор у вас есть бесконечные возможности.
  • Полоса препятствий

  • . Они не должны быть слишком сложными, подумайте о простых идеях, таких как ползание по объектам и под ними, ходьба по линии и прыжки к финишу. Нажмите здесь, чтобы получить больше вдохновения.
  • Прогулка или пробежка
  • Прыжки на батуте. Как и в моем примере выше, попробуйте петь или просто считать, что также отлично подходит для устойчивой концентрации. У нас есть такой.
  • Скалолазание — используйте лестницу на руках или коленях, тренажерный зал для джунглей, дерево или, если вам повезет, каменную стену.

 

2. Свободное активное время – Да, полная противоположность тому, что я вам только что сказал. В то время как структура важна для гиперактивного ребенка, не менее важна и свободная игра. Время, когда они могут бежать, если захотят, и никто не скажет им остановиться.

Иногда лучше выделить период времени, когда у них есть время и пространство, чтобы разгуляться и делать то, что им нравится. Отлично, если это может быть снаружи, но и внутри дома тоже может работать. Установите несколько основных правил безопасного поведения, и если на это тяжело смотреть, может быть, есть какие-то блюда, которые вы можете приготовить!

Вот несколько идей для свободного активного времяпрепровождения, которое вы могли бы провести с ребенком:

  • Бегать на улице
  • Игра на качелях
  • Прыжок на диван или кровать
  • Устроить танцевальную вечеринку
  • Шумная игра или шутливая борьба вместе

Если ваш ребенок действительно разбушевался, а не успокоился после некоторой свободной игры, вы можете впоследствии перейти к первой или третьей стратегии.

3. Расслабление — обычно это последняя стратегия, которую я использую для гиперактивных детей, особенно перед сном или во время занятий, которым им нужно сидеть как можно тише. Это не всегда необходимо, это зависит от вашего ребенка и дня. Но гиперактивным детям может быть особенно трудно перейти от высокого уровня энергии к более низкому, используя некоторые успокаивающие действия, подобные этим, которые могут иметь огромное значение:

  • Качание – в качелях, гамаке или кресле-качалке.
  • Качели — подумайте о качелях на крыльце, а не о соревновании за то, кто сможет подняться выше всех на качелях (это отличное занятие и может быть полезным само по себе, но если вы собираетесь расслабиться, это может быть не так) .
  • Тусклый свет — не стоит недооценивать это незаметное изменение. Иногда простое приглушение света может помочь успокоить ребенка.
  • Организованная комната. Организованное пространство с убранными игрушками и предметами также может оказать большое влияние.
  • Музыка. Думайте о мягкой, более медленной музыке.
  • Меняющийся свет. Иногда мои дети используют эти медленно меняющиеся ночные огни/рассеиватели, чтобы наблюдать, как они засыпают. Такой же эффект может дать лавовая лампа.

Наличие гиперактивного ребенка может быть утомительным во всех смыслах этого слова, но не теряйте надежды, эти три решения, используемые по отдельности или вместе, могут оказать огромное влияние на жизнь вашего ребенка. Одно предостережение: не отказывайтесь от них слишком рано . Очень важно попробовать все эти стратегии несколько раз. Вам и вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять, что работает, а что нет.

 

 

Советы для гиперактивных малышей

Хотя все вышеперечисленное, безусловно, применимо к младшему возрасту, малыши могут быть чем-то особенным, поэтому я хочу поделиться парой дополнительных советов для гиперактивных малышей:

Используйте сенсорные корзины . Возможно, лучше всего попробовать это после некоторого структурированного времени движения, но многие дети станут очень внимательными и сосредоточатся на изучении различных текстур, часто дольше, чем на других занятиях. Перейдите к моему списку сенсорных корзин для идей и того, как сделать их образовательными.

Игрушки для верховой езды . У большинства малышей есть игрушки, часто берите их с собой и поощряйте вашего гиперактивного малыша кататься на них и толкать их. Это фантастический сенсорный ввод, который, вероятно, их успокоит.

Сложите диванные подушки на пол . Это нравится всем детям, но особенно подходит для малышей. Лазание и прыжки удовлетворят их сенсорные потребности.

Уменьшите время, проводимое перед экраном . Я знаю, насколько телевизор или планшет могут спасти вам жизнь, но следите за тем, как часто ваш гиперактивный малыш смотрит их. Все больше и больше исследований показывают, что время, проведенное за экраном, на самом деле увеличивает гиперактивность (см. эту статью). Я заметил у себя дома, с детьми намного старше, что после того, как мы смотрим фильм, что бывает не так часто, как будто кто-то только что зажег огонь у них под задницей. Их гиперактивность выше крыши!

Теперь у вас есть план, как вести себя с гиперактивным ребенком или малышом! Но, если вы еще не получили его, вам нужно взять мои сенсорных красных флажков, которые вы можете пропустить, для печати . Независимо от того, является ли сенсорное управление для вас новым или нет, это важный контрольный список.

**Нажмите здесь, чтобы бесплатно распечатать!**0007

Мощные проприоцептивные упражнения, которые успокаивают, фокусируют и пробуждают

Эпический беспорядочный плей-лист, сенсорно наполненный, вдохновляющий и простой!

 

И…

Я за кулисами в Instagram, показываю вам свои реальные стратегии в действии, которые я использую со своими детьми. Ты не одинок. Присоединяйтесь ко мне здесь.

 


 

Алиша Гроган — лицензированный эрготерапевт и основатель Your Kid’s Table. Она имеет более чем 14-летний опыт работы в области сенсорной обработки и развития питания у младенцев, малышей и детей младшего возраста. У Алиши дома тоже 3 своих мальчика. Узнать больше о ней здесь .

 

 

Как вести себя с гиперактивным ребенком дома

Эй, родители, готовы ли вы кричать: «ДЯДЯ!» для школы ваших детей, провел родительские собрания через Zoom и приготовил 400 th бутерброд с арахисовым маслом и желе.

Вы оставили своих маленьких детей в комнате на 5 минут, умчались чистить туалеты (весело) и, вернувшись, обнаружили все предметы на книжной полке — книги, фотографии, сувениры — разбросанные по полу в гостиной.

Ваша ежедневная тренировка заключается в том, чтобы снова поднимать 6-летнего ребенка с кухонной столешницы после того, как он забрался туда, чтобы совершить набег на пакет с рыбными крекерами?

Пандемия заставила родителей взять на себя новые обязанности по дому. А поскольку у детей меньше социальных взаимодействий за пределами их ближайших родственников, многие семьи переживают хаос как новую норму.

Благодаря виртуальной школе и меньшему количеству социальных взаимодействий стратегии обучения тому, как обращаться с гиперактивным ребенком дома, могут принести некоторое спокойствие во время этой пандемии. Источник: Гетти Изображений.

«Я думаю, важно признать, что такое поведение распространено среди детей, особенно когда они постоянно находятся дома и должны смотреть на экран в течение нескольких часов подряд», — сказала Рэйчел Слик, терапевт поведенческого здоровья из UCHealth Internal Medicine и Первичная медико-санитарная помощь в Грили. «Это не означает, что это расстройство поведения или что оно требует медикаментозного вмешательства».

Когда же вам следует беспокоиться о гиперактивном ребенке дома?

«С формальным диагнозом или без него существуют базовые стратегии управления поведением, которые родители и опекуны могут применять, чтобы обеспечить большую структуру и справиться с невнимательностью и гиперактивностью», — сказал Слик. «Это не новая проблема для лиц, осуществляющих уход, но она особенно обостряется, потому что многие семьи проводят больше времени дома и учатся виртуально».

Гиперактивность у детей характеризуется постоянной активностью и периодической деструктивностью, но сейчас можно ожидать определенного столпотворения. Для родителей, которые не в себе, Слик объясняет некоторые особенности поведения и предлагает родителям или опекунам советы, которые помогут справиться с беспорядками в мире пандемии.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность характеризуется постоянной активностью и временами разрушительными действиями.

Чем это отличается от СДВГ/СДВ?

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВ — синдром дефицита внимания (без гиперактивности). По словам Слика, состояние «гиперактивности» не обязательно указывает на диагноз СДВГ.

Диагноз СДВГ ставится, когда симптомы нарушают функционирование более чем в одной сфере жизни: понимание и общение, социальное и межличностное функционирование, академическое или профессиональное функционирование или участие в семейной, социальной и общественной деятельности.

«Большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают гиперактивность, и это не мешает их функционированию», — сказала она.

Эти диагнозы также требуют компонентов невнимательности. Эти черты выглядят как трудности с концентрацией внимания достаточно долго, чтобы выполнять задания или играть, проблемы со слушанием, когда говорят напрямую, трудности с выполнением инструкций, неспособность закончить школьную работу или работу по дому, трудности с организацией задач, откладывание или откладывание задач, требующих концентрации внимания, потеря необходимых вещей. для задач, отвлекаемость и забывчивость в повседневных делах.

Разве гиперактивность не является нормальной характеристикой детей?

«Да, некоторый уровень гиперактивности считается нормальным для развития детей», — сказал Слик.

Когда мне следует беспокоиться? Каковы характеристики гиперактивности, которые не являются нормальными или здоровыми?

Некоторые дети по сравнению со сверстниками более активны.

«Как родителю или опекуну пора принимать меры, когда гиперактивное поведение мешает учебе или дружбе», — сказала она. «На это могут указывать постоянные наказания в школе, трудности в общении с другими детьми, проблемы с выполнением таких задач, как домашнее задание или работа по дому, или жертва издевательств в школе».

Другими признаками гиперактивности ребенка являются:

  • Нержанье или постукивание руками или ногами
  • Извиваться на своем месте
  • Покидать свое место, когда ожидается, что они останутся на месте
  • Бегать или карабкаться в ситуациях, когда это неуместно
  • Невозможно спокойно играть или участвовать в досуге
  • На ходу или ведут себя так, как будто их приводит в движение двигатель
  • Чрезмерно болтать
  • Выпалить ответ до того, как вопрос был завершен
  • Трудно дождаться своей очереди
  • Прерывание или вторжение в других

Слик подчеркивает, что родителям и опекунам важно помнить, что эти черты характерны для детей, когда они развиваются и начинают усваивать социальные нормы. Они являются «клинически значимыми» только в том случае, если вызывают нарушение функционирования в школе или дома.

Может ли быть дефицит внимания без гиперактивности?

Да. СДВ — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Как и СДВГ, он считается диагностируемым, когда присутствуют шесть или более симптомов, которые сохраняются в течение как минимум шести месяцев и вызывают нарушение функционирования. Симптомы:

  • Неспособность уделять пристальное внимание деталям или совершение ошибок по невнимательности в школьных заданиях, на работе или во время других занятий
  • Проблемы с концентрацией внимания при выполнении заданий или во время игр
  • Кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую
  • Невыполнение инструкций и невыполнение школьных заданий, домашних дел
  • Проблемы с организацией задач и действий
  • Избегание или нежелание заниматься задачами, требующими продолжительных умственных усилий
  • Потеря вещей, необходимых для выполнения задач или действий
  • Легко отвлекается на шум или деятельность
  • Забывчивость в повседневной деятельности

Кто может диагностировать СДВГ/СДВ? Есть ли диагноз гиперактивности или это что-то, что я как родитель или опекун увижу и с чем нужно будет бороться?

Медицинские работники и специалисты в области психического здоровья могут оценить и диагностировать СДВГ/СДВ. По словам Слика, диагноз не так однозначен, как анализ крови или мазок из горла. Он требует оценки поведения ребенка в различных условиях и в целом довольно субъективен. А отдельные наблюдения дома и в школе помогают прояснить симптомы и поставить более точный диагноз.

«Как родитель или опекун, вы можете заметить такое поведение и его влияние на общее функционирование ребенка», — сказала она. «Если вы считаете, что такое поведение мешает учебе или социальным успехам ребенка, возможно, пришло время сообщить о своих опасениях профессионалу».

Существуют стратегии помощи родителям и опекунам с гиперактивным ребенком дома. Источник: Гетти Изображений.

С формальным диагнозом или без него существуют базовые стратегии управления поведением, которые родители и опекуны могут применять для обеспечения большей структуры и управления невнимательностью и гиперактивностью. Что это за стратегии управления поведением?

  • Все люди, независимо от возраста и диагноза, получают пользу от рутины. Поможет постоянное время отхода ко сну, время пробуждения и время приема пищи, а также график, который несколько предсказуем изо дня в день.
  • Назначьте ребенку конкретное место для работы над школьными заданиями – создайте в сознании ребенка ассоциации между этим пространством и концентрацией внимания
  • Запланируйте определенное время движения для ребенка, чтобы дать выход своей энергии и гиперактивности
  • Похвалите своего ребенка, если увидите, что он проявляет позитивное поведение. Это повысит вероятность того, что это положительное поведение будет продолжаться. Пример: «Мне нравится, как ты убрал свою тарелку со стола после ужина».
  • Рассмотрите возможность введения экономики токенов. Например: ребенок получает наклейку каждый раз, когда вовремя выполняет школьное задание. Как только он заработает 10 наклеек, его родители позволят ему иметь дополнительные 30 минут игрового времени на планшете.
  • Заранее решите вместе с ребенком, какое поведение приемлемо, а какое нет. Это помогает родителю оставаться последовательным: наказание за поведение в один день и разрешение на следующий день сбивает ребенка с толку.
  • Дети с невнимательностью и/или гиперактивностью часто с трудом переключаются с одной задачи на другую. Предлагайте предупреждения, чтобы облегчить этот переход. Сообщите им, что через 10 минут мы перейдем на математику, 5 минут, 2,5 минуты.
  • Разбивайте большие задачи на управляемые этапы. Например, «подготовиться к школе» — это широкая задача. Поработайте с ребенком, чтобы определить, какие более мелкие шаги входят в эту задачу: чистка зубов, одевание, подготовка рюкзака и т. д. Подумайте о том, чтобы вместе составить контрольный список и разместить его там, где ребенок может регулярно его видеть (на зеркале в ванной, на столе). холодильник и др.)
  • Рассмотрите возможность установки таймера, чтобы ребенок работал над заданием в течение 5–15 минут, в зависимости от его возраста, после чего следует 5-минутный перерыв.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *