Содержание
Упрямый ребенок: как воспитывать?
Проявление упрямства у детей — один из этапов их личностного развития. Практически каждый ребенок в дошкольном возрасте проходит этот непростой для родителей период, проверяя на прочность их терпение. Задача мам и пап — правильно среагировать на заметные изменения в поведении малыша и грамотно скорректировать его.
Причины упрямства
Понять истоки детского упрямства родителям крайне сложно. Казалось бы, у малышей-дошкольников совершенно беззаботная жизнь — даже уроки учить еще не нужно. Однако психологи уверяют, что упрямство впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет, когда они начинают по-новому оценивать себя и свою личность. Именно в этот период малыши знакомятся с новыми эмоциями, контролировать которые еще в полной мере не могут. Результат — слишком яркая реакция на события и слова, проявляющаяся в виде неповиновения, обид, капризов и иногда даже истерик.
Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо, прежде всего, установить причины детского упрямства. Чаще всего к непослушанию дошкольников приводят следующие факторы:
- Кризис трех лет. Считается, что в 3−4 года ребенок проходит свой первый возрастной кризис, во время которого наблюдаются заметные изменения в поведении. Одним из ярчайших проявлений и является упрямство.
- Эмоциональный фон в семье. Упрямство может стать естественной реакцией ребенка на частые конфликты между родителями и другими членами семьи. Таким образом он пытается переключить внимание близких на себя.
- Особенности воспитания. Слишком мягкое отношение к ребенку нередко приводит к тому, что он чувствует себя центром семейного внимания. На любое «неповиновение» со стороны родителей малыш отвечает упрямством. Аналогичная реакция возможна и в семьях, где практикуют строгие правила воспитания.
- Индивидуальные особенности дошкольника. Не стоит забывать, что ребенок — это личность, а значит, у него формируется свой характер, свой темперамент. Возможно, упрямство просто является неотъемлемой частью его характера.
Справиться с детским упрямством сложнее, чем, например, отучить обзываться. Однако при правильном подходе к решению проблемы родители смогут свести к минимуму проявления непослушания своего малыша.
Налаживаем контакт
С упрямым ребенком очень сложно договориться. У него всегда есть свое мнение, несогласие с которым может привести к серьезному конфликту. А попытки заставить или даже просто уговорить его что-либо сделать, как правило, заканчиваются ярким эмоциональным всплеском. Поддаваться такому поведению нельзя, но и идти на «сопротивление» не стоит. Лучший способ решить проблему — наладить контакт с ребенком, а затем заняться его перевоспитанием.
Родители должны понимать, что упрямство ребенка — это чаще всего не поведенческий порок, а проявление внутреннего эмоционального напряжения. Соответственно, обычная система наказаний и поощрений должного эффекта не даст, а, возможно, лишь усугубит ситуацию. Начните с простого — общайтесь с ребенком как можно чаще, даже во время проявления капризов старайтесь реагировать спокойно, не прекращайте диалог и не уходите в другую комнату, но на манипуляции не поддавайтесь. Возможно, даже этого будет достаточно — малыш поймет, что упрямство как инструмент давления на родителей неэффективно, и перестанет его использовать.
Что еще нужно и не нужно делать?
Если вы установили контакт с ребенком, но он продолжает проявлять упрямство, нужно менять систему отношений в семье. Есть несколько простых правил для родителей, отвечающих на вопрос, как воспитывать упрямого ребенка:
- Сохраняйте спокойствие. Если малыш закатывает истерику, активно доказывает свою правоту или отказывается выполнять поручение, наберитесь терпения и займитесь своими делами. Реагируя на приступы упрямства, родители, можно сказать, дают зеленый свет такому поведению.
- Аргументируйте свою позицию. Простые запреты и просьбы на упрямых детей не действуют, поэтому следует использовать мотивацию и аргументирование. Объясняйте ребенку, почему нельзя себя так или иначе вести, и зачем он должен выполнять те или иные поручения.
- Наладьте атмосферу в семье. Если вы знаете, что отношения в семье складываются не лучшим образом, обязательно поработайте в этом направлении. Упрямство ребенка как реакция на семейные проблемы — индикатор того, что в срочном порядке нужно их решать.
- Находите время для ребенка. Часто дети проявляют упрямство, чтобы привлечь внимание занятых родителей. Достаточно проводить с ребенком больше времени, и его поведение заметно изменится — он станет улыбчивее, покладистее и отзывчивее.
- Не вступайте в конфликт. Споры с упрямым ребенком — занятие бесполезное и крайне выматывающее. Добиться повиновения малыша противостоянием вам точно не удастся, а вот подпортить и без того напряженные отношения, скорее всего, получится.
- Создавайте иллюзию выбора. Если ребенок отказывается выполнять просьбу, нужно предложить ему выбор. Причем это не обязательно должны быть реальные альтернативные варианты — достаточно создать иллюзию («Что будем делать сначала: пообедаем или уберем игрушки?»). В этом случае ребенок не будет воспринимать просьбу как приказ и, соответственно, спокойно ее выполнит.
- Хвалите ребенка и не сравнивайте его с ровесниками. В период формирования личности дети особенно чувствительны, поэтому сравнения с другими неуместны. Мотивировать ребенка такие утверждения не будут, а вот к снижению уверенности и усугублению проблем с поведением определенно приведут.
Каждый родитель, в конечном счете, сам решает, что делать, если ребенок упрямый и непослушный. Однако, независимо от выбранного метода перевоспитания, важно понять своих детей и постараться найти истоки упрямства. Возможно, родителям даже придется принять тот факт, что в процессе воспитания были допущены некоторые оплошности, которые оказали влияние на формирование поведенческих проблем ребенка. В любом случае, упрямство в дошкольном возрасте — это, скорее, норма, чем отклонение. Поэтому бить тревогу и в срочном порядке обращаться к детскому психологу не стоит — со временем проблема разрешится, и малыш снова станет послушным и покладистым.
А вы могли бы назвать своего ребенка упрямым? Если да, то как вы боролись с его непослушанием? Поделитесь в комментариях своим опытом — он будет полезен другим родителям.
советы психологов о детях и времени – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 16 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Сколько времени в идеале нужно проводить с детьми? Как быть, если из-за занятости родителям этого времени катастрофически не хватает? Чем интересно и полезно заниматься с ребенком в разных его возрастах? А есть ли ситуации, когда участие родителя в жизни чада как раз нежелательно? Своими рекомендациями с нами поделились психологи Катерина Дёмина и Евгения Пайсон.
Не думайте о времени
Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time — качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.
Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.
Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine» советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.
Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми, когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете — надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой».
«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».
Не перекармливайте заботой
Другая родительская крайность — стремление каждую минуту, проведенную с ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно больше «полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела, как в зоопарке папа говорит дочери по-английски (с ужасным акцентом и ошибками): «Look, this is a tiger! Look how big is he!» В зоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало отвечает по-русски: «Я есть хочу». Или вот еще: на пляже мама занимается с сыном математикой. Мальчик маленький, математика сложная, мама настойчивая. Мальчик вздыхает и решает… решает и вздыхает…
Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально развитым. А значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки и экскурсии, хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.
«Как только возникает мысль про “вложить” — начинается агрессивное взаимодействие, — говорит Катерина Дёмина. — Неагрессивное взаимодействие с ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. А получается, что свободы и выбора у него нет — мама все время его к чему-то тащит».
А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими «аниматорами», массовиками-затейниками.
Ответы на вопрос: сколько времени вы обычно посвящаете совместным занятиям с вашим ребенком?
Добросовестные и усердные мамы старательно придумывают для своих детушек интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети — вместо того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы с раскрытыми клювиками, и ждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она предлагает скучное.
Как же так вышло? А все просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка самым вкусным и занять самым интересным еще до того, как он захочет есть и чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть, ей больше нечем заняться: после института не работала, а сейчас трудно подтверждать квалификацию, да и работу трудно искать после тридцати и без стажа… И всю свою бешеную энергию она выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.
Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые живут насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих детей. Когда человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают увлеченность от родителей.
Наконец, у ребенка должна быть и своя жизнь — и родители не могут ему заменить ровесников. «Водораздел — там, где кончается младшая школа, — поясняет Катерина Дёмина. — Теперь ребенок должен развернуться в сторону сверстников, а с родителями ему должно стать скучно. У детей и взрослых время течет по-разному: мы никак не наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется с ним смотреть детское кино и играть — а ребенок уже вырос. Его уже надо отпустить и заниматься своими делами. Когда взрослые вспоминают, что они делали с мамой — они вспоминают не каждый день.
“Однажды мы с мамой были на море…”, “однажды мы сходили в кино…” Это было редко и оттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, в состоянии организовать себе насыщенную жизнь».
Не замещайте бабушек и друзей
Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики, пускали кораблики, рыли пещеры в снегу и прыгали на кучах осенних листьев.
Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков акации и пускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. А дети приходят в гости к друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей с человеческим опытом. И родители делятся найденными в интернете списками — сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком… Но почему вам так важно поделиться с ребенком своим детством? Не получается ли, что это нам нужнее, чем ребенку, что занятия с ним — просто хороший повод предаться ностальгии?
Конечно, это умилительная картинка — когда дитя вопрошает маму — «расскажи, мол, как ты была маленькой» — но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек и дедушек. «Бабушки и дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о жизни, о роде, о способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж хочется, чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда дети там быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».
Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей — научите его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. — Возьмите ребенка и парочку его друзей, научите их пускать кораблики и оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес, покажите им, как делать что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами. Пусть общение с родителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее с друзьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их — и пусть играют».
Нет, это не значит, что с детьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие в детстве. Просто стоит помнить, что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и неуместно, и небезопасно.
Ответы на вопрос: Сколько времени вы посвящаете общению, совместным занятиям с вашими детьми (опрашиваемые могли отметить до четырех пунктов)
«В нашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, — говорит Евгения Пайсон. — Сейчас есть скалодромы и веревочные парки — где можно и лазить, и бегать безопасно; есть ролики, самокаты и велосипеды, — и совместное участие в таких делах много говорит ребенку о родителях, а родителям о ребенке. Но прятаться под одеялом с фонариком или делать дом из стульев лучше с друзьями. Родители не могут заменить ребенку друзей — им надо позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы они могли себя занять».
Не начинайте ничего без детей
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь… Родительская фантазия вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный выходной, и чем его занять? Зависит от возраста.
Как общаться с самыми маленькими? Далеко не все родители в восторге от необходимости предаваться бесконечным ладушкам или катанию машинок со своими малютками. «Ну да, теперь у мамы есть альтернатива — она бы посидела в соцсетях, — иронизирует Катерина Дёмина. — Не хотите машинки? Возьмите слинг, коляску, езжайте туда, где вам нравится. Ребенку тоже полезны новые впечатления».
Маленький ребенок, познающий мир вокруг себя — это домашние игры. Младший дошкольный возраст — это возня с крупами и кастрюлями, бумагой и клеем, морковками и яблоками, пластилином и красками, с кубиками и машинками. Это представления о форме, цвете, весе, фактуре. О поведении вещей. О положении тела в пространстве. Это игры, требующие управления своим телом и классификации предметов.
Старший дошкольный возраст — ребенок осваивает мир людей — мир вокруг него — значит, мы играем с ним в ролевые игры, помогаем понять разные модели человеческого поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим его по этому миру, помогаем ему осваивать его, вступать в контакты с ним — делать покупки, брать книги в библиотеке, ездить в транспорте. Сейчас очень полезно ходить на почту и следить, как путешествуют письма, глядеть, как в магазин привозят товар, как в порту выгружают контейнеры, как рыбаки тянут сеть, как сапожник чинит сапоги. Смотреть, как готовят еду и шьют одежду, как водят машины и поезда, помощь в готовке и ремонте — это уже сейчас, потом уже будет неинтересно.
«Если вам нужно вкрутить лампочку или починить кран — не начинайте ничего ремонтировать без детей», — советует Харли Ротбарт.
Уже начинаются мастер-классы и экскурсии на различные производства. Длинные вечерние прогулки без особой цели — тоже прекрасное время для бесед и открытий.
Младший школьный возраст — изучение того, как устроен физический мир. Идеальное время для экскурсий в научные музеи и домашних опытов. Самое время проращивать семена, устраивать извержения вулканов, запускать ракеты и строить лего-миры. Разглядывать в микроскоп букашек и лунные кратеры в бинокль, изучать имена травок и цветов, приманивать пчел медом, фотографировать страшных пауков на макро, разбирать грибы на съедобные и несъедобные, строить эскимосские иглу и снежные крепости.
А вот со среднего школьного возраста им уже становится не очень интересно с нами. Им уже хочется общаться с ровесниками. И тут игры постепенно вытесняются чтением и разговорами о том, что их волнует. Впрочем, играть все равно надо — хотя родители не представляют, во что. Между тем существует множество прекрасных настольных, напольных и командных игр, которые интересны и взрослым, не только средним школьникам; от ассоциативного «Диксита» до «Каркассона», от смешного подвижного «Твистера» до коллективной «Шляпы» или «Крокодила» — где надо объяснять загаданные слова описаниями, определениями, жестами, рисунками… Игры бесконечно полезны — и развивают моторику, мышление, социальное поведение, эрудицию, творческие способности ничуть не хуже, чем школьные занятия, а то и лучше. Специалисты советуют играть с детьми и в их любимые компьютерные игры: совместная партия, скажем, в «Конкистадора» онлайн — превосходное времяпрепровождение.
Не увлекайтесь «детскими» делами
Вовсе не обязательно заниматься с ребенком только специфически «детскими» делами. Тут действует общий принцип: занимайтесь тем, что вам самим нравится. «Это как в психотерапии — лечит не метод, а контакт, — говорит Катерина Дёмина. — Вовлечете ребенка в свое дело — получите партнера по увлечению».
Взять его на интересный родителям концерт, не прогонять из комнаты, когда пришел интересный гость — пусть дитя молчит и слушает, иногда это память на всю жизнь; взять с собой на работу — пусть увидит, чем родители занимаются, пусть посмотрит на них необычных, других, в непривычной роли далеких и важных профессионалов; посадить его помогать с переводом, попросить его проэкзаменовать маму по билетам ПДД — все это тоже очень полезно.
Очень полезно смотреть с ними их любимые сериалы и обсуждать, что персонажи делают, зачем, почему, правы ли они, как надо было поступить, в чем ошибка, переживать за них… Мы с ребенком так однажды смотрели «Ранеток»; фильм — это повод для разговора с ребенком о важном. Не станешь же с ним без повода вести профилактические беседы о том, почему надо дослушивать человека до конца, или просить прощения, или соблюдать осторожность в каких-то ситуациях… Подростковые сериалы, какими бы глупыми они ни казались родителям, — это учебник жизни для младших, только вступающих в опасный возраст.
Подросткам от родителей уже меньше нужны пикники и совместная готовка, хотя некоторые и не прочь по старой памяти испечь пирожок или сесть поиграть в «морской бой» — просто для маленького детского удовольствия. Здесь важно сохранить контакт и способность разговаривать; здесь дети уже могут здорово помогать родителям в сложных делах; уже возможна совместная работа, совместный ремонт, совместное планирование. Многие любят совместные выходы в ресторан или большой торговый центр — только если уж вы пошли с ребенком куда-то вместе, не отвлекайтесь каждые пять минут на телефон, не читайте нотаций, не прерывайте ребенка, если он что-то говорит, и не ввязывайтесь в ожесточенные споры. Рассказывать про свой день, своих друзей, свои наблюдения — можно. Объяснять ему, как он неправ — нельзя. Валять дурака — нужно!
Можно учить подростков водить машину. Ходить с ними в кино по их выбору. Можно вместе с ними переустроить их комнату или ванную — пусть переклеят обои, покрасят стены, выберут стиль интерьера. Можно готовить с ними, особенно если они собираются кормить друзей. Ходить с ними на игры, если они интересуются спортом, и концерты, если музыкой. Брать их с собой на работу — пусть втягиваются! Устраивать «дни баловства» — когда мама и папа безудержно балуют свою малюточку — и вечера игр. В конце концов оказывается, что подростки не такие противные, как хотят казаться.
Не открывайте филиал школы
Федор Решетников «Опять двойка»
Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой, садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение — это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до баловства.
Удержаться от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн, встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с детьми за выполнением домашних заданий.
Но время, проведенное за приготовлением уроков, — это не время общения с ребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что в общении с ребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить в ужас, а что спускать на тормозах.
«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть неприятности, если он плохо учится. И если маму каждый тыкает носом в лужу за то, что у нее ребенок плохо учится — значит, мама в этой семье не взрослый, а ребенок».
Нормально организованная помощь с домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да. Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это нужно маме.
Дом — это дом, а не филиал школы. Стояние над душой за уроками — это не «качественное время».
«Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь у ребенка отец-праздник, который с ним проводит выходные, и мама-монстр, которая все время его тиранит, — говорит Катерина Дёмина. — Ну так оставьте себе праздник».
Не забывайте вместе строить планы
Прекрасная и полезная часть детства — походы и путешествия. Правда, в нашем детстве все было сложнее и героичнее. «Туда автобусом, потом электричкой, потом пешком, — говорит Катерина Дёмина. — А сейчас посадили ребенка на заднее сиденье, дали планшет — и три часа потеряны для жизни»… А ведь их можно было потратить с пользой и смыслом.
Как именно? Привлекать ребенка к планированию — выходных ли, путешествий ли. «Придумайте вместе с ребенком, чем вы будете заниматься в каждые выходные в течение месяца, — советует Евгения Пайсон. — Запишите его идеи и свои идеи на бумажках, перемешайте их и к выходным вытягивайте по бумажке, так получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны. Помните, когда планируете, что ребенок может воспринимать образовательные развлечения как работу, а не как отдых, и учитывайте это. И постарайтесь, продумывая дела на выходных, распланировать их так, чтобы у ребенка было несколько часов времени с каждым из родителей».
Кстати, гендерные роли давно перемешались: есть мамы, которые любят рыбачить, и папы, которые прекрасно готовят. Главное правило — прежнее: занимайтесь с ребенком тем, что доставляет вам удовольствие.
«Папам обычно больше нравится всякая возня и физические упражнения, мамы лучше помогают с уроками и больше любят мелкую работу вроде бисероплетения», — замечает Катерина Дёмина. Если папа любит возиться в гараже, а мама — печь тортики, или папа — фотографировать, а мама — изучать поведение птиц — прекрасно; привлекайте к этому детей. «А вот тупить вдвоем с папой на диване в телевизор — это не годится», — говорит Евгения Пайсон.
В общем, выключаем телефон, отклеиваемся от компьютера, придумываем план — и радуемся жизни и своему ребенку.
Теги: Дети Отношения Семья Тема номера Тема номера Тема номера: «Три часа на ребенка»
Дисциплина для детей: 0-8 лет
О дисциплине
Дисциплина помогает вашему ребенку научиться как себя вести, а также как не надо себя вести. Лучше всего это работает, когда у вас теплые и любящие отношения с ребенком.
Дисциплина не означает наказание. На самом деле, дисциплина и стратегии дисциплины положительны. Они основаны на разговоре и слушании и помогают детям:
- знать, какое поведение уместно, будь то дома, в доме друга, в детском саду, в детском саду или в школе
- управление своим поведением и развитие важных навыков, таких как способность хорошо ладить с другими
- обучение пониманию, управлению и выражению своих чувств.
Выбор подхода к дисциплине
Выбор подхода к дисциплине — это поиск правильного баланса .
Недостаточная дисциплина может привести к тому, что дети почувствуют себя неуверенно, а родители потеряют контроль. Слишком много отрицательной дисциплины и недостаточно похвалы и вознаграждения могут заставить детей вести себя хорошо, но из-за страха. Это может привести к проблемам с самооценкой и тревогой у детей в более позднем возрасте.
Дисциплина работает лучше всего, когда она твердая, но справедливая . Это означает, что вы устанавливаете ограничения и последствия для поведения вашего ребенка, а также поощряете хорошее поведение похвалой, наградами и другими стратегиями.
Ваш подход к дисциплине также будет зависеть от таких вещей, как ваш стиль воспитания, стадия развития вашего ребенка и темперамент вашего ребенка.
Физические наказания — например, шлепки — не учат детей правильно себя вести. Когда родители применяют физические наказания, дети с большей вероятностью будут иметь проблемное поведение, тревогу или депрессию. Существует также риск того, что шлепки могут навредить вашему ребенку.
Наказание в разном возрасте
Способы применения дисциплины будут меняться в зависимости от того, что происходит с вашим ребенком на разных этапах развития.
Младенцы
Младенцы делают что-то, чтобы проверить свои развивающиеся навыки. Им также нравится что-то делать. Например, вашему ребенку, вероятно, нравится, когда он дергает вас за волосы.
Но дети не понимают последствий. Они также не знают разницы между правильным и неправильным.
Это означает, что негативные последствия или наказания не действуют на младенцев.
Вместо этого младенцы нуждаются в теплой, любящей заботе, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому, когда ваш ребенок тянет вас за волосы, вы можете сказать «нет» и показать ребенку, как нежно прикасаться к вашим волосам. Вам, вероятно, придется делать это снова и снова, потому что ваш ребенок может не помнить то или иное время.
Наше видеоруководство «Подсказки младенца» поможет вам понять, что ваш ребенок пытается сказать вам своим поведением и языком тела.
Малыши
Малыши часто борются с сильными чувствами, такими как разочарование и гнев. Их социальные и эмоциональные навыки только начинают развиваться, и они могут испытывать свою растущую независимость.
Вы можете помочь своему ребенку вести себя хорошо, настраиваясь на его чувства, меняя обстановку, отвлекая ребенка и заранее планируя сложные ситуации. Наши советы и инструменты для управления поведением малышей объясняют эти и другие стратегии дисциплины.
Дошкольники
В возрасте 3 лет большинство дошкольников начинают понимать, какое поведение является приемлемым, а какое нет. Они будут тестировать разные модели поведения и могут вести себя определенным образом несколько раз, когда узнают о последствиях. Вы можете помочь своему дошкольнику, установив границы и четко обозначив поведение, которое вы хотите видеть.
В наших советах и инструментах по управлению поведением дошкольников содержится информация о том, как адаптировать стратегии дисциплинирования к поведению вашего ребенка.
Дети школьного возраста
Дети школьного возраста могут знать, как вести себя в разных местах – например, в школе, дома или в библиотеке. Но им все равно нужно, чтобы вы напоминали им об ограничениях и вознаграждали за хорошее поведение.
Наши советы и инструменты по управлению поведением в школьном возрасте покажут вам, как дисциплинировать своего ребенка.
В Австралии у большинства учителей есть позитивные стратегии преодоления проблемного поведения в классе и на игровой площадке. Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, поговорите с его учителем — это отличный первый шаг.
Шаги к дисциплине и улучшению поведения ребенка
Четкие ожидания в отношении поведения вашего ребенка являются основой дисциплины для вашего ребенка. Вот как начать.
1. Примите решение о семейных правилах
Лучше всего начать с 4-5 семейных правил. Например, ваши семейные правила могут быть такими:
- Мы мило разговариваем друг с другом.
- Мы заботимся о других людях.
- Все помогают по дому.
- Мы присматриваем за своими вещами.
Дети в возрасте от 3 лет могут помочь вам составить правила и рассказать о том, зачем они нужны вашей семье.
2. Будьте образцом поведения, которого вы ожидаете
Дети учатся, наблюдая за тем, что вы делаете. Показывая ребенку поведение, которое вам нравится, делая это самостоятельно, вы поможете ему учиться. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок садился и ел, совместная трапеза всей семьей может помочь детям научиться этому поведению.
3. Хвалите ребенка за хорошее поведение
Похвала – это когда вы говорите ребенку, что вам нравится в нем или в его поведении. Когда вашего ребенка хвалят за хорошее поведение, он, скорее всего, захочет продолжать вести себя хорошо.
Описательная похвала — это когда вы говорите своему ребенку, что именно вам нравится. Лучше всего поощрять хорошее поведение. Например: «Али, мне очень нравится, как ты только что сказал «пожалуйста, и спасибо». Отличные манеры!»
4. Установите четкие ограничения и последствия
Определите последствия за нарушение семейного правила. Например, если ваш 8-летний ребенок не выполнил свою работу по дому, последствием может быть потеря карманных денег на неделю.
Когда вы каждый раз используете последствия одинаково и для одного и того же поведения, ваш ребенок знает, чего ожидать.
Малыши (1-2 года) | CDC
Вехи развития
Такие навыки, как умение сделать первый шаг, впервые улыбнуться и помахать рукой «пока-пока», называются вехами развития. Вехи развития — это то, что большинство детей может делать к определенному возрасту. Дети достигают вех в том, как они играют, учатся, говорят, ведут себя и двигаются (например, ползают, ходят или прыгают).
В течение второго года малыши больше двигаются и осознают себя и свое окружение. Их желание исследовать новые объекты и людей также увеличивается. На этом этапе малыши проявят большую независимость; начинают проявлять вызывающее поведение; узнавать себя на картинках или в зеркале; и подражать поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста. Малыши также должны уметь узнавать имена знакомых людей и предметов, составлять простые фразы и предложения и следовать простым инструкциям и указаниям.
Позитивные советы для родителей
Ниже перечислены некоторые вещи, которые вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь своему малышу в это время:
- Ежедневно читайте своему малышу.
- Попросите ее найти для вас предметы или назвать части тела и предметы.
- Играйте с малышом в игры на совпадения, такие как сортировка фигур и простые головоломки.
- Поощряйте его исследовать и пробовать новое.
- Помогите своему малышу развить речь, разговаривая с ним и добавляя слова, которые он начинает. Например, если ваш малыш говорит «баба», вы можете ответить: «Да, вы правы, это 9».0138 бутылка ».
- Поощряйте растущую самостоятельность вашего ребенка, позволяя ему помогать одеваться и есть.
- Реагируйте на желаемое поведение больше, чем наказываете нежелательное поведение (используйте только очень короткие тайм-ауты). Всегда говорите или показывайте ребенку, что он должен делать вместо этого.
- Поощряйте любознательность вашего малыша и его способность распознавать обычные предметы, отправляясь вместе на прогулку в парк или катаясь на автобусе.
Безопасность детей прежде всего
Поскольку ваш ребенок больше двигается, он также подвергается большему количеству опасностей. Опасные ситуации могут произойти быстро, поэтому внимательно следите за своим ребенком. Вот несколько советов, которые помогут обеспечить безопасность вашего растущего малыша:
- НЕ оставляйте вашего малыша рядом с водой или рядом с ней (например, в ваннах, бассейнах, прудах, озерах, водоворотах или океане) без присмотра кого-либо. Огородить бассейны на заднем дворе. Утопление является основной причиной травм и смертей среди этой возрастной группы.
- Загородите лестницу небольшими воротами или забором. Запирайте двери в опасные места, такие как гараж или подвал.
- Убедитесь, что ваш дом защищен от детей младшего возраста, закрыв все неиспользуемые электрические розетки заглушками.
- Держите кухонные приборы, утюги и обогреватели в недоступном для малыша месте. Поверните ручки кастрюли к задней части плиты.
- Держите острые предметы, такие как ножницы, ножи и ручки, в надежном месте.
- Запирайте лекарства, бытовые чистящие средства и яды.
- НЕ оставляйте малыша одного в любом транспортном средстве (то есть в автомобиле, грузовике или фургоне) даже на несколько минут.
- Храните оружие в недоступном для него месте.
- Как можно дольше держите детское автокресло спинкой вперед. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения pdf icon[1,15 МБ / 1 страница]external icon это лучший способ обезопасить ее. Ваш ребенок должен оставаться в автокресле, обращенном назад, пока он не достигнет максимального предела роста или веса, разрешенного производителем автокресла. Как только ваш ребенок перерастет автокресло, обращенное назад, он будет готов к поездке в автокресле, обращенном вперед, с ремнями безопасности.
Малыши (1-2 года) pdf icon[PDF – 772K]
Healthy Bodies
- Давайте ребенку воду и простое молоко вместо сладких напитков. После первого года жизни, когда ваш грудной ребенок ест больше и разнообразнее твердой пищи, грудное молоко по-прежнему является идеальным дополнением к его рациону.
- Ваш малыш может стать очень разборчивым и неустойчивым в еде. Малышам нужно меньше еды, потому что они растут медленнее. Лучше с ним не спорить по этому поводу. Предложите выбор здоровой пищи и позвольте ему выбрать то, что она хочет. Продолжайте пробовать новые продукты; ему может потребоваться время, чтобы научиться любить их.
- Ограничьте время, проводимое за экраном, и разработайте план использования мультимедиа для своей семьи. external icon Для детей младше 18 месяцев AAP рекомендует, чтобы малыши не использовали никакие экранные мультимедиа, кроме видеочата.
- Будет казаться, что ваш малыш постоянно двигается — бегает, пинается, карабкается или прыгает. Пусть он будет активным — он развивает координацию и становится сильным.
- Убедитесь, что ваш ребенок спит рекомендуемое количество часов каждую ночь: для малышей 1–2 лет: 11–14 часов в сутки (включая дневной сон)
Для получения дополнительной информации
- Младенцы и дети младшего возраста
- Дошкольное
- Среднее детство
- Подростковый возраст
CDC «Изучай знаки. Действуйте заранее». Кампания
Для получения более подробной информации о вехах развития, предупреждающих признаках возможной задержки развития и информации о том, как помочь развитию вашего ребенка, посетите страницу «Изучите признаки. Действуйте заранее». сайт кампании.
Информация для родителей CDC (дети в возрасте 0–3 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам узнать, как дать ребенку здоровый старт в жизни.
Основы CDC для родителей малышей и дошкольников
Узнайте, как вы можете помочь построить безопасные, стабильные и заботливые отношения со своим ребенком.
Информация CDC о грудном вскармливании
На этом сайте есть ответы на часто задаваемые вопросы о грудном вскармливании.
Информация CDC о питании младенцев и детей ясельного возраста
Советы для родителей — идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
CDC’s Protect the One You Love
Центр травматологии CDC располагает информацией о том, как вы можете защитить своего ребенка от утопления и других распространенных причин травм.
Информация CDC о прививках
Просмотрите график прививок для младенцев и детей и узнайте, сделаны ли прививки вашему ребенку.
My Plate – Infantsexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании детей в возрасте от 2 до 5 лет.
My Plate – Toddlersexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании малышей
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и физической форме на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Healthy Kids Healthy Futureвнешний значок
Вы найдете информацию о физической активности для маленьких детей и о том, как заставить их двигаться.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, ходят пешком, ездят на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. д.
Национальный институт детского здоровья и развития человека. external icon (NICHD)
Посетите NICHD, чтобы узнать, как снизить риск синдрома внезапной детской смерти (SIDS) и о безопасных условиях сна.
Информация Всемирной организации здравоохранения о детском питанииexternal icon
На этом сайте содержится информация о правильном питании младенцев и детей младшего возраста.
CDC «Изучай знаки. Действуйте заранее». Кампания
Для получения более подробной информации о вехах развития, предупреждающих признаках возможной задержки развития и информации о том, как помочь развитию вашего ребенка, посетите страницу «Изучите признаки. Действуйте заранее». сайт кампании.
Информация для родителей CDC (дети 4−11 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вашему ребенку вести более здоровый образ жизни.
Основы CDC для родителей малышей и дошкольников
Узнайте, как вы можете помочь построить безопасные, стабильные и заботливые отношения со своим ребенком.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Руководство CDC по физической активности молодежи
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
My Plate- Preschoolersexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании дошкольников.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Healthy Kids Healthy Futureexternal icon
Вы найдете информацию о физической активности для маленьких детей и о том, как заставить их двигаться.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, ходят пешком, ездят на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. д.
Информация CDC для родителей (дети от 4 до 11 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам вести вашего ребенка к более здоровому образу жизни.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Основы физической активности молодежи CDC
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
Kids Quest CDC
Kids Quest — это веб-сайт CDC, предназначенный для учащихся четвертого, пятого и шестого классов, чтобы заставить их задуматься о людях с ограниченными возможностями и некоторых вопросах, связанных с повседневной деятельностью, здоровьем и доступностью.
БАМ CDC! Тело и разум
БАМ CDC! Body and Mind — это веб-сайт, предназначенный для детей в возрасте от 9 до 13 лет и предназначенный для предоставления им информации, необходимой им для выбора здорового образа жизни. Сайт фокусируется на темах, которые, по словам детей, важны для них, таких как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.
Моя тарелка – детская внешняя иконка.
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании детей старше 5 лет.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни. Посетите этот веб-сайт, чтобы узнать больше об эмоциональных проблемахexternal icon, нарушениях обучаемостиexternal icon и других проблемах со здоровьем и развитием.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Let’s Move-Kidsexternal icon
Пять простых шагов для родителей по созданию здоровой атмосферы в доме.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, ходят пешком, ездят на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. д.
StopBullying.govвнешний значок
StopBullying.gov предоставляет информацию от различных государственных учреждений о том, как дети, родители, педагоги и другие члены сообщества могут предотвратить или остановить травлю.
Приложение SAMHSA KnowBullying appВнешний значок
Бесплатное приложение для родителей, помогающее предотвратить травлю, созданное Агентством по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA).
Здоровье подростковexternal icon
Посетите этот сайт, чтобы получить информацию о здоровом питании и физических упражненияхexternal icon для детей и подростков, советы по безопасности для вашего ребенка домаexternal icon, когда вы не можете быть дома, а также другие важные темы, касающиеся здоровья и безопасности.
Психическое здоровье подростков и школьников CDC
Узнайте, как связь является ключом к хорошему психическому здоровью подростков.
Информация CDC для родителей (подростки 12–19 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам узнать, как помочь вашему подростку быть в безопасности и стать здоровым и продуктивным взрослым.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы родителям – Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Руководство CDC по физической активности молодежи
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
Предотвращение беременности CDC для подростков.
Советы и информация специально для подростков, разработанные с участием подростков.
БАМ CDC! Тело и разум
БАМ CDC! Body and Mind — это веб-сайт, предназначенный для детей в возрасте от 9 до 13 лет и предназначенный для предоставления им информации, необходимой им для выбора здорового образа жизни. Сайт фокусируется на темах, которые, по словам детей, важны для них, таких как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.
Информация CDC о здоровье молодежи лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров
Узнайте о физическом и психическом здоровье молодых лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров
Американская академия детской и подростковой психиатрииexternal icon
Американская академия детской и подростковой психиатрии подготовила множество информационных бюллетеней для родителей по вопросам здоровья и развития детей и подростков.
My Plate – Teenexternal icon
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании подростков.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт AAP Healthy Children предоставляет информацию о кормлении, питании и фитнесе на всех этапах развития от младенчества до юношеской взрослой жизни.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзывах и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, ходят пешком, ездят на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. д.
Национальный институт психического здоровьяexternal icon
Национальный институт психического здоровья располагает информацией о психических расстройствах у детей и подростков, включая тревогу и депрессию.