Содержание
Как выучить алфавит с ребенком 3 лет, 4, 5 и старше
Под очередной день рождения Пересвета мы констатируем весьма примечательный факт – он уже давно знает почти весь алфавит, а те буквы, которые забывает, легко восстанавливаются в памяти при небольшом напряжении серого вещества. Забывает он само собой самые сложные буквы. Плюс многие буквы он умеет даже писать и легко их распознает на письме почти в любом виде. А самое главное, мы помогли ему выучить алфавит без особых усилий и нажимов. Откровенно говоря, даже специально не стараясь. Лишь подмечали всплески его интереса к символам, которые так часто встречаются в обычной жизни и которыми регулярно пользуются взрослые люди. Те методы, который мы использовали, больше походят на работу с подсознанием.
Хочу сразу отметить, что это не универсальное пособие, и я понятия не имею, помогут ли нижеописанные методы выучить алфавит чужому ребенку. Я даже не знаю, поможет ли это нашему младшему сыну Демьяну. Я просто хочу рассказать о тех способах изучения алфавита, которые помогли освоить его Пересвету уже в 3 года.
Буквари
Отличным фундаментом для изучения алфавита стоит считать все виды книжек, где алфавит расписан побуквенно, четко изображено написание буквы, а самое главное, чтобы давалось слово, которое начинается с той литеры, что сейчас на повестке дня. А – арбуз, Б – бегемот, В – волосы, Г – груша и т.д.
Но тут, естественно, вам нужно самим потратить время на игру с ребенком: разобраться с произношением этих букв и с употреблением не только в одном приведенном слове, но и в других. У нас этот объем работы в большей степени выполняла Наташа, которой помогали бабушки. Но и я не забывал про книжки. А с учетом, что мы любим играться с детьми, то в принципе не воспринимали этот процесс в качестве какого-то вида специализированного занятия. Поэтому и никакого регламентированного времени не было. Захотел полистать такую книгу – пожалуйста, надоело – откладываем.
Коврик с буквами
Большим подспорьем в изучении алфавита стоит непременно
считать различные плакаты и коврики с алфавитом. Нам больше всего зашел
музыкальный коврик, который подарила Наташина тетя. Причем подарила сразу два,
в разное время. И это было кстати, потому что первый канул в лету под тяжестью
испытания маленьким активным Пересветом.
Чем хорош такой коврик – каждая буква воспроизводится на слух, плюс в нем запрограммированы детские тесты, направленные на поиск букв и изображений предметов, начинающихся на определенную букву. И Пересвет, и Дема любят проводить время с этим ковриком, потому что, когда надоедают буквы, можно включить песенки и отвлечься от образовательного процесса.
Здесь мы почти не тратили своего времени, потому что дети с головой уходят в изучение букв в подобной игровой форме, а от родителя требуется лишь изредка выходить на авансцену, указывая на необходимый предмет, если ребенок долго не может его найти.
Алфавит на стене
Это уже более позднее дополнение для нас, которое сыграло роль закрепления пройденного материала. Таким образом мы с Пересветом добили самые сложные буквы, которые у него регулярно вылетали из головы. Сейчас наклейки на стене в виде букв используются исключительно для проверки знаний и для определения «главной буквы». Этот термин я придумал только что, так как доселе вообще не задавался проблемой специального наименования. А раз решил написать по теме, то надо бы и обозвать все подстать. Что он обозначает, узнаете в следующем пункте.
Чтение книг
Я для себя разработал полезный лайфхак, который позволяет читать книги и для себя, и для детей. Хотя серия произведений Джоан Роулинг про юного волшебника Гарри Поттера вряд ли подходит для маленьких детей, но Пересвету вроде интересно следить за судьбой обитателей Хогвардса, а Дема все равно ничего пока толком не понимает и просто засыпает (а иногда нет) под мой монотонный голос. Зато я имею возможность заполнить пробел, который остался еще с детских лет, когда Гарри Поттер вообще меня мало интересовал. А с учетом, что Пересвет следующей книгой для чтения выбрал «Невидимку» Герберта Уэллса, мой лайфхак будет в силе еще долгое время. Но если кто-то переживает, что это неподобающие книги для детей, то на очереди у нас Чиполлино и Незнайка, а до этого были и Карлсон, и Маугли, и Винни-Пух.
Так вот, мы с Пересветом придумали метод «главной буквы», он заключается в следующем: перед началом новой главы Пересвет выбирает по памяти любую букву, называет ее, а я в ходе чтения, когда натыкаюсь на слова, которые начинаются с этой буквы, выделяю их голосом. Например, выбирается буквы «Г», и встречается слово «голова». Я выделяю: «Г. Голова». И так далее. Другая разновидность «главной буквы» – Пересвет выбирает нужную букву на страницах раскрытой книги по собственному усмотрению. А далее все то же самое. Дополнительный плюс такого чтения – Дема тоже увлекся забавой и стал выбирать буквы. Пока его набор более-менее понятных букв не велик, но процедура выбора ему нравится само по себе.
Прогулки по городу
Прекрасно помогают запоминать новые буквы и закреплять уже изученные прогулки по городским улицам. Город – это всегда вывески, объявления, номера автомобилей и прочее. Для примера возьмем «Макдональдс». Все мы с легкостью узнаем большую желтую букву на столбе этой популярной сети фастфуда. Вот прям на ней и можно отрабатывать. Стал узнавать ее, четко называет? Пусть придумывает слова на букву «М»: машина, мама, меч, молоко и т.д. Потом можно переходить на более сложные вывески и объявления.
А автомобильные номера это возможность выучить не только буквы, но и цифры. У нас правда цифры уже давно изучены, но закрепить не помешает, особенно с учетом желания научить воспринимать двухзначные и трехзначные цифры.
Игра на телефоне
На данный момент Пересвет не часто улучает возможность посидеть в телефоне. Его 15 минут в день за хорошее поведение тратятся на Youtube. Но когда мы стали ездить с ним на футбольные матчи в Москву, я обнаружил, что в темное время суток в окно уже особо не посмотришь, а постоянными разговорами утомлять уже подуставшего ребенка нет смысла. Плюс Пересвет с очевидной завистью поглядывает на детишек, которым родители отдают смартфон на все время дороги. Тогда я решил объединить приятное с полезным. Покопался в Google Play и нашел игру под названием ‘Alphabet’. В ней поэтапно изучаются все буквы алфавита на предмет написания, произношения и распознавания в словах.
Начинается все с буквы «А». Выпадают 3 слова на эту букву; ребенок нажимает на каждое, оно в ответ воспроизводится голосом, а он желательно должен его повторить. Вторая часть – написание буквы: 3 раза большую букву «А», а затем 3 раза маленькую букву «а». Третья часть – выпадают 3 слова, среди них нужно найти то, которое начинается на букву «А». За каждое успешно выполненное задание дается виртуальная конфета, а за отличную сдачу заданий открытие новой буквы и аплодисменты.
Некоторые буквы проходились легко, некоторые с большим
трудом. Но со временем Пересвет стал щелкать эти задания как орешки.
Написание букв
Еще один фундаментальный для нас пункт. Метод заключается в выборе наиболее простых для написания букв. У нас это совпало с непосредственным желанием ребенка рисовать буквы, мы это назвали так. Писать буквы – звучит для нас слишком официозно. Вот рисовать буквы – это по-нашему. Мы начали с букв «А», «Л», «Д», «М», потому что на письме в нашей версии они воспроизводятся очень легко.
Дальше уже более сложные. И самое главное, мы воспроизводим их голосом при каждом упоминании. Запомнилось на ура.
Наташа чуть позже стала закреплять процесс письма специальной книжкой, в которой написанные ранее специальным фломастером буквы стираются, и можно начинать тренировку заново.
Самая первая буква “А” Пересвета
По мере того, как буду вспоминать еще какие-то методы или придумывать новые для Демы, обязательно зафиксирую это здесь. Самому даже интересно, заработают ли они и для младшего сына, или все зависит от индивидуальной восприимчивости ребенка. Но в любом случае более-менее сохранять игровой формат изучения алфавита я непременно планирую. А дальше будет видно. Ведь мы и цифры-то изучать начинали со счета ступенек.
мастерим и учим с ребёнком
Здравствуйте, уважаемые читатели! Известно ли вам, что многие педагоги и детские психологи спорят насчёт того, когда нужно начинать обучать малыша чтению? Одни считают, что только к 4 годам у ребёнка появляется настоящая любознательность и жажда знаний и он может легко освоить все буквы. А педагоги-новаторы призывают начинать обучение с 1,5–2 лет. Кто же прав? Мы придерживаемся мнения, что каждый ребёнок развивается индивидуально. И как только он заинтересуется книгами, начнёт самостоятельно листать странички и останавливать своё внимание на ярких картинках, можно попробовать обучать его азбуке. Мы подготовили несложные советы и рекомендации — опираясь на них, вы сможете заниматься с малышом. А помогут нам в этом красивые буквы алфавита.
Как выучить с ребёнком алфавит
Самое важное в изучении азбуки с малышом — заинтересовать его. Если вы читаете ребёнку много книг или рассматриваете с ним картинки, то он поневоле проявляет интерес к буквам. Нужно всячески поощрять его «тягу к знаниям», хвалить даже за самое маленькое достижение. Специалисты по дошкольному воспитанию также рекомендуют:
- Изучать алфавит с ребёнком дошкольного возраста нужно только в игровой форме. Придумайте для каждой буковки историю, расскажите её крохе. Прочитайте малышу стихи, например, такие:
Есть на белом свете дом.
Обитают буквы в нём.
Буквы прописные,
Буковки строчные,
Книжные, тетрадные,
Очень аккуратные.
Невелик и прост на вид,
Дом зовётся АЛФАВИТ.
Славно буквы там живут,
Любят свой нелёгкий труд:
Составлять за словом слово,
Без ошибок и толково,
Выводить за фразой фразу,
Не запутавшись ни разу!
(Д. Содномдорж)
Дом красивый.
Словно в сказке,
В нём живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут:
— Неужели нас прочтут?
(В. Берестов)
- Многие детские поэты написали стихи про буквы. Это и «Весёлая азбука» С. Маршака, и «Вкусная азбука для сладкоежек» С. Кондратьева, и «Азбука – сказка» И. Гуриной, и другие. Разучивайте с малышом эти четверостишия, пойте их на манер песенки.
- Изучение нужно начинать с гласных букв, а уже затем переходить к согласным. Учите буквы при помощи коротких слов. Например, выучив буквы А и У, можно сложить слово АУ, а добавив к ним М, получить МУ и МА-МА.
- Помните, что малышу тяжело будет понять названия букв: ЭР, ЭМ, КА и т. д., поэтому произносить нужно только звуки: М-М, Р-Р, К.
- Чем младше ребёнок, тем меньше времени нужно отводить на занятия, чтобы малыш не утомился и не потерял интерес. Для деток 1,5–2 лет достаточно 5–10 минут, для 3–4 лет – не более 15–20 минут.
Что можно использовать для изучения алфавита с малышом? Подойдёт любая книжечка с большими буквами и яркими картинками. Можно взять азбуку или букварь. Пригодятся кубики, магнитики, плакаты. А мы рекомендуем «воспользоваться помощью» красивых букв.
Как сделать красивые буквы
Чтобы обучение буквам превратилось для малыша в увлекательную игру, необходимо, чтобы они постоянно присутствовали возле него. Сделать «красивые буквы» можно своими руками. Вот несколько, на наш взгляд, оригинальных идей:
- Сделайте собственный альбом-азбуку. На каждом листе нарисуйте яркую букву, а рядом разместите картинки животных или предметов, которые на неё начинаются.
Можно сюда же вписать небольшой стишок.
- Вместо альбома можно использовать отдельные карточки, которые удобно повесить на стену, чтобы малыш мог постоянно их видеть.
- Эти же карточки можно разрезать на несколько частей, смастерив самодельные пазлы, и предложить малышу сложить буковку из кусочков.
- Мамы-рукодельницы могут сшить буквы из ткани или связать из разноцветных ниток, а затем набить их синтепоном. Такую буковку кроха с удовольствием возьмёт с собой в кроватку.
- Можно изготовить жёсткий каркас из толстой проволоки в виде буквы, затем обтянуть цветной бумагой, тканью или сеткой и украсить по своему вкусу.
- Яркие буквы получатся, если на заготовку из картона или пенопласта нанести слой клея и посыпать их разноцветным конфетти.
- Задекорируйте буквы цветочками, сделанными из обыкновенных столовых салфеток.
Мастерить красивые буквы можно вместе с ребёнком. Деткам нравится процесс творчества, к тому же буквы, сделанные собственноручно, гораздо легче запоминаются.
- Делайте буквы из природных материалов, нанизывая на проволоку яркие ягоды рябины или шиповника, а также из шишек и желудей. Из осенних листьев получатся замечательные аппликации.
- Нарисуйте на листе большие буквы и предложите малышу их раскрасить. Придумайте, с чем каждая буква ассоциируется, например, «З» — зебра, сделайте её полосатой, «Ж» — жук, пририсуйте ему усики, «Д» — дом, добавьте трубу и дым и т. п.
- Складывая буковки из самых обычных предметов — пуговиц, спичек, прищепок, — одновременно с изучением азбуки ребёнок развивает мелкую моторику пальчиков.
- Папы и дедушки могут смастерить красивые буквы из дерева или фанеры, покрыть морилкой, лаком или красками, а мамы, бабушки и ребятишки займутся их декором.
- Ещё один креативный способ — изображать буквы при помощи круп. Лучше всего подходит манка. Разделите крупу на несколько частей и добавьте в каждую из них пищевой краситель. Тщательно перемешайте и просушите. Вырежьте из картона буквы, нанесите на них клей, и пусть малыш щедро посыплет их.
- Можно рисовать буквы прямо в крупе. Насыпьте манку на плоский поднос и покажите карапузу, как делать в ней «дорожки», чтобы получилась буква.
- Продолжайте изучать алфавит во время прогулок. Складывайте буквы из камешков и листочков, рисуйте палочкой на песке или мелом на асфальте.
- Не забывайте про «вкусные буквы». Их можно выложить из драже и изюма, мармелада и орешков. Испеките вместе с малышом печенье в виде буковок, украсьте им десерты или торт.
- Буквы можно вылепить из пластилина, глины или солёного теста.
- Их можно выложить с помощью фигурных макаронных изделий, фасоли или гороха.
- Даже обычный кусок верёвки или лента без труда превращаются в изображение какой-нибудь буковки.
- Летом можно вооружить малыша водяным пистолетом и писать на асфальте «мокрые буквы».
- Сделать буквы можно при помощи самого ребёнка. Поиграйте с ним в игру, когда один будет изображать буквы при помощи рук и ног, а другой — угадывать, потом поменяйтесь ролями.
Чтобы изучение азбуки было успешным, занятия следует сделать регулярными. Также не забывайте, что:
- Мало окружить ребёнка буквами, нужно постоянно обращать на них его внимание, повторять ранее изученный материал.
- Гуляя по улицам, находите знакомые буквы на вывесках магазинов, проговаривайте их, просите малыша повторить.
- Не переходите к изучению новой буквы, пока карапуз хорошо не усвоит предыдущую, чтобы не внести путаницу.
- Изучение алфавита должно ассоциироваться у малыша только с положительными эмоциями. Проявляйте терпение и не ругайте кроху, если у него что-то не получается.
Уважаемые читатели! В конце нашей сегодняшней встречи мы хотим еще раз напомнить вам о том, что:
- Ранее обучение ребёнка азбуке должно быть основано на его желании;
- В ваших силах заинтересовать малыша, превратив занятия в увлекательную игру;
- Все пособия, необходимые для этого, вы можете изготовить сами или вместе с карапузом;
- Важно, чтобы занятия доставляли и вам, и малышу радость и удовольствие.
Благодарим вас за то, что читаете наши статьи, и, как обычно, ждём комментариев, замечаний и предложений. Напишите нам о своём опыте обучения ребёнка буквам, и мы обязательно расскажем о нём. Если наши материалы оказались полезными для вас, то поделитесь своими впечатлениями с друзьями и знакомыми.
До свидания, уважаемые читатели, до следующих встреч! Мы желаем вам удачи!
Понравился материал?
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Вот лучший способ для вашего ребенка выучить алфавит, и вы можете быть удивлены | Джуди Сантилли Пакхем
Вы пытаетесь научить своего маленького ребенка азбуке? Вы, наверное, пели Алфавитную песенку и использовали магнитные буквы на холодильнике. Или, может быть, ваш ребенок использует обучающий планшет или одно из сотен приложений для изучения букв.
Вы уже знакомите своего ребенка с буквами, и это здорово! Но вы можете быть удивлены, узнав, что исследования говорят нам о том, как дети лучше всего усваивают алфавит.
Два отдельных исследования пришли к одному и тому же выводу о том, как лучше всего дети учатся распознавать и различать буквы.
В 2005 году исследователь Марике Лонгкамп и ее коллеги изучили, как неграмотные дети учили буквы. Они обучили две группы детей дошкольного возраста копировать буквы алфавита. Одна группа копировала буквы вручную, а другая группа копировала буквы, печатая их на клавиатуре. После трех недель обучения детям были предложены тесты на распознавание букв, сразу после обучения и еще раз через неделю.
Дети, которые действительно писали буквы от руки, справились значительно лучше, чем другая группа. Исследователи пришли к выводу, что простое знакомство с буквами недостаточно для обучения и что процесс создания букв вручную был важным компонентом обучения.
Аналогичное исследование, проведенное Карин Джеймс и Лаурой Энгельхардт в 2012 году, сравнило неграмотных пятилетних детей, изучающих буквы тремя способами: одна группа печатала на клавиатуре, другая группа обводила буквы, а третья группа копировала их от руки.
Исследователи провели сканирование мозга (функциональную МРТ), пока дети копировали буквы. Они показали значительно большую активацию мозга, когда дети самостоятельно создавали буквы (писали от руки). Отслеживание букв показало меньшую активацию, и наименьшая активация мозга происходила при наборе на клавиатуре.
В этом исследовании также проверялось распознавание и запоминание букв после обучения, и были получены соответствующие результаты. Лучше всего обучались дети, которые писали от руки, и меньше всего те, кто печатал на клавиатуре.
В нашей технологической культуре, где существуют тысячи приложений и программ для обучения детей с экраном и клавиатурой, лучшее обучение происходит на практике.
Сенсомоторный акт сознательного и контролируемого перемещения карандаша для формирования букв вызывает гораздо большую активацию в мозге, в тех областях, которые влияют на восприятие букв, память и, в конечном итоге, на обучение чтению.
Таким образом, хотя приложения могут быть забавными и увлекательными, их лучше всего использовать для дополнения, а не замены практического обучения.
Большинство детей не обладают мелкой моторикой или силой рук, чтобы правильно держать карандаш примерно до 4 лет.
Детям в этих исследованиях было 4 и 5 лет, и они могли управлять карандашом, чтобы писать буквы.
Итак, я не предлагаю заставлять дошкольников делать что-то, к чему они не готовы в своем развитии. Но как только ваш ребенок научится управляться с карандашом, он будет готов попытаться писать буквы, что, как показывают исследования, приведет к более глубокому обучению.
Ваш ребенок может также использовать свой указательный палец, чтобы «писать» на песке, креме для бритья или другом носителе, или на бумаге краской для пальцев.
Существует множество исследований мозга, подтверждающих тот факт, что чем больше задействовано органов чувств, тем лучше обучение и запоминание. И, как говорили нам все, от Пиаже до Монтессори и мистера Роджерса, «Игра — это работа ребенка». Так сделай это весело!
Вовлекайте вашего ребенка в деятельность, которая задействует несколько органов чувств, чтобы познакомить его с алфавитом. Раскатывайте Play-doh и формируйте буквы, собирайте буквы из Lego, превращайте свою игру Twister в игру по распознаванию букв, «Рыбка» для букв в ванне с водой и многое другое!
Помимо знания букв, существуют и другие навыки, необходимые для подготовки к чтению, которые необходимо освоить вашему ребенку, прежде чем он будет готов научиться читать.
Я создал бесплатное 15-страничное электронное руководство « Готов ли ваш ребенок к чтению?» , который подскажет, какими навыками должен овладеть ваш ребенок, прежде чем начать учиться читать. Он также включает в себя занятия и игры, в которые можно играть с ребенком, чтобы развить эти навыки, предшествующие чтению.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть мое БЕСПЛАТНОЕ электронное руководство «Готов ли ваш ребенок читать?»
ИЗУЧЕНИЕ АЛФАВИТА – 20 ПРОСТЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Двадцать забавных практических способов выучить алфавит в дошкольном, детском саду или дома.
В дошкольном и детском саду изучение алфавита — способность распознавать буквы и звуки, которые они издают, должно быть веселым, увлекательным и практическим занятием, особенно для этой возрастной группы.
Дошкольникам не нужны карточки или рабочие листы, чтобы помочь им выучить буквы, но они должны знакомиться с разнообразным словарным запасом и печатать с раннего возраста, чтобы они выросли, понимая, насколько важен язык для эффективного общения с другими.
Дети должны научиться распознавать буквы и звуки, которые они издают. Многие из этих игривых алфавитных упражнений подходят для небольших групп или самостоятельной работы в школе, или их можно попробовать дома.
Этот пост содержит партнерские ссылки.
Эти коврики с алфавитом начальных звуков помогают детям практиковать различение начальных звуков букв в словах.
Распечатайте, заламинируйте (если хотите) и добавьте несколько фишек, чтобы отметить слова, начинающиеся с буквы.
В качестве альтернативы можно добавить немного пластилина, чтобы дети могли составить букву, а также найти правильно звучащие слова.
Хотите эти коврики с алфавитом для своего класса? Вы можете найти их здесь .
Дети без ума от автомобилей? Попробуйте эти парковочные коврики с алфавитом, чтобы заставить их смотреть на буквы.
Добавьте буквы нижнего регистра для соответствия 1:1 или добавьте буквы верхнего регистра к автомобилям, чтобы изменить задачу. Вы можете скачать эти парковочные коврики из здесь .
Вы можете просто и дешево создавать собственные ресурсы.
Много лет назад я сделал эти камни с буквами перманентным маркером, и каждый раз, когда мы используем их в классе, они пользуются успехом.
Магнитные письма — обязательный ресурс в первые годы. Мы часто используем их в классе, и у нас есть еще один набор дома.
Здесь мы соединили их с этими исходными звуковыми карточками. Вы можете найти эти печатные карты здесь .
ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ
Наконец-то я создал собственный набор букв и цифр для игры в SPLAT.
Первоначально я использовал слово «цветы» от Jolly Phonics, но есть что-то особенное в том, чтобы плескаться гигантскими мухами! Я сделал набор прописных и строчных букв вместе с цифрами от 1 до 20 для своего класса.
Вы можете получить наши карты Fly Swat БЕСПЛАТНО по номеру здесь .
Используйте свои блоки Duplo для создания этого действия по сопоставлению букв верхнего и нижнего регистра.
После того, как дети сопоставят все буквы, они могут вместе расположить их в алфавитном порядке.
Эти карточки с начальными звуками — отличный старт для детей, изучающих звуки букв.
Имея всего три объекта на выбор, вам будет легче устранять неправильные звуки. Вы можете найти эти карты здесь .
Игры всегда нравятся моим ученикам. Им понравилось пытаться найти путь в этих лабиринтах со звуками начальных букв , которые немного сложнее!
Это интересный способ усилить первоначальные звуки в центрах обучения грамоте или на рабочих местах. Эти коврики-лабиринты можно найти здесь .
Одна сортировка писем, которую лучше всего оставить на теплый день, это приглашение к сортировке писем было идеальным для некоторых искателей сенсорных ощущений в моем классе.
Чтобы играть, просто добавьте несколько бусинок для нанизывания алфавита в неглубокую ванну с водой, а затем используйте большую шумовку или пластиковый стаканчик с отверстиями на дне, чтобы поймать буквы перед их сортировкой.
Может быть, дело в их форме, но эти спички с буквами уже много лет входят в ротацию нашего центра грамотности.
Имея три разных типа, они облегчают дифференциацию внутри каждой группы. Вы можете найти их здесь.
Различные шрифты могут иногда сбивать с толку юных учащихся, поскольку они могут довольно сильно изменить форму некоторых букв.
Чтобы поработать над этим, я создал простую печатную форму, используя различные шрифты для детей, чтобы сортировать буквы.
Сортировка букв — это простой способ попрактиковаться в распознавании букв и навыках визуального различения.
Используйте только строчные буквы или смешайте прописные и строчные буквы для сортировки.
Наша программа «Скажи, сделай, напиши» Коврики используются в нашем классе по-разному.