Детские рисунки в диагностике растройств

Проективные тесты основываются на создании пластичной ситуации, которая в силу активности процесса восприятия создает наиболее благоприятные условия для проявления таких особенностей личности, как установки, эмоциональные состояния, неосознаваемые мотивации. Графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, носит скорее игровой характер и не вызывает тревожных переживаний, она ему близка и приятна и не требует от него исключительных волевых и интеллектуальных усилий.

Детские рисунки могут успешно использоваться в определении состояния детей разного возраста и различной психофизиологической зрелости, в диагностике отставаний в развитии, леворукости, гиперактивности, тревожности, агрессивности и других неврологических расстройств, а также различных психических заболеваний ребенка.

Особая роль детских рисунков состоит в определении нервно-психического развития детей раннего возраста и возможных психосоматических расстройств.  Пока еще редко рисунки детей используются для клинического наблюдения за ребенком в процессе целенаправленной деятельности. Это обусловлено как отсутствием времени для его психологического обследования, знакомства с его семьей, условиями воспитания и обучения, так и недостатком знаний педиатров о значении графической визуализации в диагностике и коррекции возможных психосоматических расстройств. Как показывает наш клинический опыт, с удовольствием занимаются рисованием дети раннего возраста, дошкольники и младшие школьники. Дети более старшего возраста часто принимаются за рисование, преодолевая стеснение и внутреннее сопротивление. Труднее всего “уговорить” подростков выполнить то или иное графическое задание. Около 12 ± 1% подростков категорически отказываются рисовать, а 17 ± 2% делают это без необходимой искренности, правдивости.

Умение ребенка точно перерисовывать образцы геометрических фигур отражает его способность к визуальному восприятию и совершенствованию тонких движений. Как известно, в 3 года малыш должен уметь перерисовывать круг, в 4 – крест, в 4,5 – квадрат, в 5 лет – треугольник, в 6 – горизонтально расположенный ромб, в 7 – вертикально расположенный ромб, в 8 – символ “красный крест”, в 9 – цилиндр, в 10–11 – куб. Трудности при копировании геометрических фигур могут свидетельствовать о нарушении зрения, концентрации внимания или способности “контролировать свою нервномышечную деятельность”.

Хорошо известный тест “рисование человека” является скрининговым и широко используется детскими психологами для оценки школьной зрелости и способности ребенка к познанию, для анализа его интеллекта, визуального восприятия и визуальнодвигательной интеграции. Обычно дети в возрасте 4–5 лет рисуют человека с тремя частями тела, а большинство детей старше 5 лет изображают человека уже с шестью частями тела.

Для маленького ребенка рисунок – это возможность рассказать о вещах и различных ситуациях с помощью картинок, пока устная и письменная речь малыша еще недостаточно совершенны. Такая роль детского рисунка сохраняется до 10 лет, а возрастной период от 5 до 10 лет многие исследователи называют “золотой эрой” детского рисунка, подготовка к которому начинается уже с 2 лет. “Настоящий” же рисунок появляется у ребенка только в 4 года.

В связи с этим мы решили проиллюстрировать отдельными примерами наш опыт анализа детских рисунков, чтобы показать педиатрам значение этого графического диагностического приема во врачебной практике.

Так, достаточно точную информацию о ситуации в семье дает расположение ее членов на рисунке, а также размер изображенных фигур. Если люди нарисованы рядом, держатся за руки или сидят за общим столом, обращены лицом друг к другу, то можно говорить о психологическом благополучии. Разобщенность, разбросанность образов свидетельствуют о слабых эмоциональных связях. Не очень хорошо, когда фигуры расположены слишком тесно друг к другу, “срослись” – это показывает, что в семье отсутствуют личные границы каждого человека, нет уважения к чужому. Тенденции, которые наблюдаются в рисунках детей, говорят об уменьшении состава семьи или его увеличении, свидетельствуют об их действии, значимости фигур, их разобщенности и т. д.

В рисунках своей семьи и рисунках человека для выявления связей с окружающими большое значение имеет рисование ребенком рук. Широко расставленные руки могут свидетельствовать о потребности в общении, опущенные, напротив, говорят об аутизме. Редуцированные кисти рук или их отсутствие свидетельствует о сниженной практике общения, изображение кистей рук в виде кулаков – признак агрессии. Если ребенок штрихует руки или вообще их не рисует, это говорит о трудностях в специальных контактах, с которыми у него связано эмоциональное напряжение.

О демонстративных тенденциях ребенка свидетельствует декорированность фигуры человека (пышные платья, нашивка и т. п.). Дети с таким видом демонстративности часто различными способами компенсируют чувство неуверенности в себе. Увеличение на детском рисунке состава семьи связано с неудовлетворенными психологическими потребностями ребенка, в частности с дефицитом общения с родителями.

Так, например, мама Пети, 5,5 года, обратилась к нам с тем, что ребенок не слушается, не хочет ходить на занятия по подготовке к школе, при этом мальчик не справляется с учебной программой детского образовательного учреждения. На своем рисунке первым Петя рисует дедушку – «значимый» человек, вторым – маму, которая спрятала руку за спину, а третий Петя с протянутыми руками. Он готов к общению, которого ему, видимо, не хватает. На слова мамы: «А папу нарисуй» ответил: «Больше никого не буду рисовать». В дальнейшем из беседы с мамой выяснилось, что папа недавно ушел из семьи. У мамы очевидные проблемы.  

Вскоре Петя вновь берет карандаш и рисует фигуру женщины, но без рук (видимо, связи с ней еще не налажены). На вопрос: «Кто это?» Петя ответил: «Да это Лена. Она молодая». Оказалось, что эта веселая молодая женщина, с которой мама, взяв Петю, каталась на лыжах. На рисунке «ступеньки» мальчик выразил свое особое расположение к Лене, поставив ее на верхнюю ступеньку и сказав: «Я на ней женюсь» (рис. 1). Таким образом, на обращение мамы ответа мы не получили, но зато узнали о проблемах семьи.

 

А вот по поводу другого ребенка, Саши, 8,5 года, мама обратилась с жалобой на то, что мальчик плохо учится и дома делает «все, что хочет». Рисунок Саши, у которого по рисованию в дневнике стояла оценка «5», показал, что дома от него все отвернулись: папа читает газету «Труд», мама стоит у плиты со сковородкой, старший брат стоит с поднятыми руками. От него, видимо, Саше еще достанется, а он, Саша, на роликах (рис. 2).

Вот так ярко дети на рисунках показывают, что с ними происходит дома. Ребенок активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую деятельность – игру, рисование, лепку и т.п. Рисунки являются прежде всего средством самовыражения, при этом происходит демонстрация травмирующих переживаний, что дает возможность выявить основные психологические проблемы, имеющиеся у ребенка. 

Клинические психологи находят связь рисования с развитием мышления и речи, формированием личности ребенка, связи его с окружающим миром. Психологи и психотерапевты используют детские рисунки как один из методов диагностики и арт-терапии.

Одним из относительно частых методов исследования личности ребенка является графический тест «несуществующее животное». Изображенное ребенком животное представляет его самого. Это относится «к своему я». Интерпретация рисунка ребенка, идентифицирующего себя с животным, дает возможность представить врачу состояние ребенка и его психологические проблемы [2].

Так, мама Маши, 8 лет, обратилась к нам с тем, что у девочки появились признаки негативизма и возбуждения. Папы у ребенка нет. У мамы появился друг, с которым Маша не желает общаться. Поэтому в рисунке Маши «Тигердок» отмечается проявление агрессии, о чем ярко говорит наличие у животного зубов и когтей (рис. 3).

После анализа состояния здоровья и особенностей «изобразительной деятельности» Маши было сделано заключение о том, что в данном случае отсутствовало правильное введение в семью нового человека. Это и привело к отклонению в поведении ребенка. Маме были даны конкретные рекомендации по оптимизации семейного климата. 

Рисунок другой нашей пациентки – Даши, 10 лет. Ее «Дракоша» возник в результате дефицита общения с мамой (папа в семье не живет). Мама весь день проводит на работе. Девочка ушла в себя, как бы спряталась под панцирь. Даша даже высказывала просьбу о том, чтобы ей купили черепашку, а мама, как у других девочек, дома пекла пироги (рис. 4).

В рисунках Изольды, 6 лет, отражены страхи, которые были вызваны стрессом в дошкольном учреждении. Там девочка увидела в доме напротив в окне женщину, призывающую всех на помощь. После того, как девочка вынесла свои страхи на бумагу, была проведена беседа с ней и мамой. Было предложено «переделать» свои страхи на что-то позитивное. Изольда это тоже отразила в рисунках, что изменило позитивно ее поведение.

Наш клинический опыт показывает, что, например, у детей из семей с «проблемным употреблением алкоголя» диагностируется целый комплекс отрицательных проблем. Так, в 71,3 ± 2% случаев у них отмечается агрессия, которая проявляется подчеркнутой прорисовкой рта, зубов, в появлении рожек на голове, военизированной одежды. Четко нарисованные ноги у таких детей – отражение уверенности в себе.

Тревожность рисующего ребенка проявляется в нажиме карандаша. Эти дети рисуют контуры фигур штрихами, часто исправляют рисунок. О тревожности свидетельствует также подчеркнутая прорисовка глаз, их увеличенный размер. 

При умеренной умственной отсталости отмечается чрезвычайная пассивность в рисовании, а при легкой умственной отсталости наблюдается упрощенность рисунков. Рисование детей с психическими заболеваниями также имеет свою специфику. При ранней детской шизофрении характерны незавершенность в изображении предметов и действий, увеличение анатомических частей тела, может быть излишняя детализация рисунка.

В процессе графической деятельности при создании художественного образа происходит выявление того, что беспокоит ребенка. В дальнейшем возможна трансформация ранее созданных психотравмирующих образов. Они могут преобразовываться в позитивные (дружественные, смешные) образы. 

Проведенный нами анализ литературы и многолетние клинические исследования свидетельствуют о том, что врачи недооценивают значение детских рисунков в диагностике различных отклонений в

развитии, психических и соматических расстройств. Рисунки ребенка могут служить дополнительным диагностическим методом, определяющим уровень его психического развития, эмоционального состояния, а также характер взаимоотношений ребенка с окружающими, определение неудовлетворенности его потребностей, различных изменений в состоянии здоровья. Они также могут  использоваться при организации коррекционно-педагогической помощи детям не только в домашних условиях, но и в организованных коллективах.

Таким образом, среди диагностических средств, используемых в практике педиатра, рисуночные методы могут занимать важное место. При этом для успешного проведения психологической диагностики недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей, необходимо еще владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Результатом применения графических методов становится укрепление психологического здоровья детей, что обеспечивает условия для оптимизации поведения и эффективной психологической реабилитации.

Источник:

РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2′ 2014

Авторы:

Доскин В.А., Печора К.Л., Картоева Р.А., Соколова М.С

Российская медицинская академия последипломного образования, 123995, Москва, ул. Баррикадная, 2/1

Все статьи

Агрессия или страх: психолог Восковская объяснила, как понимать детские рисунки — Parents.ru

Развлечения

Фото
Iuliia Isaieva/Getty Images/Moment RF

психолог

Зашифрованное послание

Если вы скажете, что поиск и изучение ключей к расшифровке — занятие утомительное и куда как легче в доверительной беседе выспросить у малыша обо всех его страхах, тревогах, радостях и печалях, то будете неправы. Вы, наверное, и по себе знаете, как даже взрослым порой бывает сложно вдруг взять и раскрыть душу собеседнику. А уж отыскать нужные для этого слова, тем более удается не каждому. Как же можно надеяться, что четырехлетний кроха вдруг откроет маленький ротик и произнесет такие взрослые слова, как «симпатия» или «антипатия», «спокойствие» или «тревога», «гармония» или «беспорядок»? Он и сам-то не понимает своих чувств и не знает, как именно они называются. А вот рисунок дает ребенку возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами.

Рисунок для него — не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.

Возрастные особенности

Анализируя рисунок, учитывайте возраст ребенка. Ведь в два года он будет рисовать палочки, кружочки, квадратики и, только изобразив их, придумывать, что же они такое и как же их назвать. К трем годам у малыша появляется желание порисовать человечков. Но только нарисовать их он толком не может. У него получается кружочек с рожицей (голова), к которому приделаны палочки (руки и ноги).

А вот в четыре года к кружочку он уже приделывает овал (туловище), и рисунок сам по себе становится более сложным. В пять лет он лихо пририсовывает своим человечкам такие необходимые части, как рот, нос, глаза, пальцы, волосы. В шесть-семь лет у человечка появляется шея, сгибы на руках и ногах, одежда и разные прически. Вот на эти возрастные особенности рисунка ориентируются психологи при оценке умственного развития ребенка. Если в семь лет малыш все еще продолжает рисовать кружочки и палочки, родителям стоит побеспокоиться о том, как развивается их малыш.

Психологи рекомендуют начинать «расшифровку», только когда ребенку исполнится четыре года. Однако вы можете прочесть рисунок и трехлетней крохи, но тут вам пригодятся скорее не ключи к шифру, а собственные ощущения. Взгляните на рисунок и постарайтесь понять, какие эмоции он у вас вызывает. Не стоит долго над этим раздумывать, доверяйте своей интуиции. Рисунок может казаться темным и тусклым, ярким и светлым, веселым или грустным, тяжелым или легким. Если вы находите в нем только позитив, значит, ребенка ничто не беспокоит, если же в рисунке преобладает негатив, вам следует отыскать его причину и по возможности устранить ее. Но прежде вы должны вспомнить, не обижал ли кто вашего малыша накануне. Как правило, обиду малыши долго не держат, но если она еще не прошла до того, как он взял в руки карандаш, то обязательно выльется на лист бумаги. А когда хорошее настроение восстановится, он снова начнет рисовать только позитивные рисунки.

Фото
CokaPoka/Getty Images/iStockphoto

Мы рисуем человека

  • 2 года: малыш изображает человека в виде концентрических незавершенных кругов.

  • 3 года: круги замкнуты, появляется изображение глаз, а также рук и ног в миниатюре.

  • 3 года и 2 месяца: человечек-«головастик», изображены все черты лица, волосы, непропорциональные руки и ноги.

  • 3 года и 7 месяцев: появляется туловище, руки вырисованы более детально.

  • После 4 лет: все части тела прорисованы, некоторые диспропорциональны, на лице улыбка.

  • После 5 лет: все части тела изображены четко, на кистях и ступнях прорисованы пальцы, у человечков есть половая идентификация.

Рисование человечков позволяет проследить этапы нейрофизиологического и психического развития малыша. Темпы развития у всех разные, и правильно расшифровать рисунок может только специалист. Но если, например, в 4-5 лет у нарисованного человечка ноги «растут» из головы, это означает, что схему тела ребенок «видит» неправильно, и это может сказаться на его восприятии пространства.

Ключи к человечкам

  • Даже маленький ребенок знает, что думаем мы головой, а потому в ней сила. Если он нарисовал человечку маленькую голову, значит, не считает себя умным мальчиком или девочкой, и это делает его несчастным. Если же он все тело вырисовал жирно, а голову еле заметно, значит, излишне робок и застенчив.

  • Голова должна контролировать туловище, а для этого нужна шея. В четыре года или пять лет малыш о ней даже и не вспоминает и лепит голову прямо на туловище. Но потом понимает, что не будет голова поворачиваться без шеи. Тело для него ассоциируется с желаниями и чувствами, а голова — с разумом, который и должен управлять телом. Если ребенок рисует толстую, жирно прочерченную шею, значит, у него часто возникают сильные желания, которые он все же старается контролировать. Но если шея короткая, то чувства в нем все же побеждают разум, а если шея тонкая и нечеткая, то наоборот.

  • Широкие плечи — ребенок считает себя сильным, а узкие плечи говорят о его слабости.

  • Крупное туловище свидетельствует о той же силе, непропорционально крупное — о неудовлетворенных желаниях. Тщедушное туловище показывает, что ребенок нисколько не верит в себя, и задача родителей — помочь ему преодолеть этот комплекс.

  • Лицо с тщательно прорисованными деталями (глазами, бровями, ресницами, носом, ртом, подбородком) говорит о том, что малыш озабочен своим внешним видом. Крупный подбородок — в вашем малыше вот-вот проснется лидер.

  • Большие уши рисуют дети, которые привыкли, что их вечно ругают и критикуют. Так они показывают, что критика взрослых оседает в них тяжелым грузом. А вот маленькие уши рисует ребенок, которого критика нисколечко не беспокоит. Он вообще не обращает на нее внимания.

  • Маленькие глазки — малыш застенчив, предпочитает прятать взгляд от других. Большие, широко распахнутые глаза — малыша что-то пугает, он ищет защиты.

  • Большие зубы — агрессивность. Это ведь их малыш часто пускает в ход, когда что-то не по его.

  • Сильные руки и ноги — малыш хочет вырасти и стать сильным, а пока ему этой силы не хватает. Длинные — ребенок уже сейчас мечтает многого добиться. Короткие руки — отсутствие далеко идущих стремлений.

Фото
eclipse_images/Getty Images/E+

Моя семья

Часто малыши ставят безошибочный диагноз своим семьям. Если отношения между родителями разладились, а те изо всех сил стараются не показать этого ребенку, он все равно почувствует неладное. Возможно, эта мысль и не примет отчетливых очертаний в его головке, но будет явно присутствовать в его рисунке, стоит попросить его изобразить семью.

Прежде всего в глаза бросается порядок изображения членов семьи и их размеры. Первым он начнет вырисовывать самого важного члена семьи и, конечно же, сделает его больше остальных. Таким «великаном» может быть не только папа, но и бабушка, если, к примеру, она держит бразды правления в своих руках. А вот привязан малыш больше всего к тому члену семьи, которого на рисунке держит за руку. Если же вся семья держится за руки, то ее дружеским взаимоотношениям можно только позавидовать. Равно как и в случае, когда семья занята одним общим делом, а не поделена на рисунке перегородками, изображающими комнаты.

Сигнал тревоги — изображение кого-то из семьи в профиль или даже спиной. Так малыш изображает родственника, которого боится или который ему не симпатичен. Но если между ним и малышом совсем недавно произошла ссора, то рисование его в подобных ракурсах — явление временное.

Малыши очень эмоциональны, обидеть их ничего не стоит. И тогда они вообще могут исключить из рисунка кого-то из членов семьи. Часто ребенок исключает своих младших братиков и сестренок, после рождения которых родители начали уделять ему меньше внимания. А их отсутствие малыш может вполне резонно аргументировать: сестренка или братик гуляет, играет в соседней комнате, спит. Такая же участь может постигнуть и папу, с той лишь разницей, что в запечатленном на листе моменте он пребывает на работе или в командировке. Это значит, что ребенку не хватает внимания отца или он его боится и предпочитает проводить время без него.

Но если ребенок исключил из рисунка самого себя, родителям стоит крепко задуматься, ведь значит это одно: ребенок неуютно чувствует себя в семье, словно он там лишний.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Цветные мысли

Понять, каков он этот маленький человек, чем живет и что чувствует, помогут и цвета, которые он использует в рисовании. К примеру, если на рисунке присутствует не меньше 5–7 цветов, ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. Использование одного-двух цветов можно простить двухлетнему малышу, но никак не трех-, четырехлетнему. Это означает одно: малыша что-то гнетет, и красок не хватает не только в рисунке, но и в его жизни.

Цвет, которым он раскрашивает членов семьи, тоже о многом говорит. Например, для нелюбимых он выбирает коричневый или черный цвет. А для любимых — желтый. Ведь когда детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они часто отвечают: с солнышком.

Если в рисунке преобладает:

  • Синий — ребенок спокоен и уравновешен. Ему не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться.

  • Зеленый — ребенок независим, настойчив, упрям. Зеленый для него — цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится.

  • Красный — ребенок эксцентричен, агрессивен, активен и легко возбудим.

  • Желтый — малыш — любознательный оптимист.

  • Фиолетовый — ребенок любит фантазировать, он эмоционален, но в то же время очень чувствителен и раним.

  • Коричневый — ребенок часто испытывает отрицательные эмоции. Он медлителен и физически не развит.

  • Черный — ребенок подавлен, черный цвет он использует как протест против дискомфорта, который ощущает. Ему необходима смена атмосферы.

  • Серый — все равно что отсутствие цвета. Малыш безразличен к окружающему, он стремится не замечать того, что ему не нравится и что его тревожит.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Такие несложные ключи вам понадобятся для расшифровки рисунка маленького человечка. Рисование не только поможет вам сделать психологический портрет ребенка, но и укрепит его пальчики, научит координации, тонким движениям, и позже ему легче будет овладеть письмом. К тому же, рисуя, он будет подмечать особенности окружающего мира, например, что у кошки и у стула четыре ноги, а у человека — две.

Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Марина Ахмедова

детских пропорций для простых детских рисунков В частности, детские пропорции могут пугать начинающих и даже некоторых более опытных художников.

Кажется, что в создании образа ребенка действительно больше задействовано, чем в рисовании взрослого. Конечно, с помощью нескольких отличных советов вы сможете создавать изображения детей любого возраста, от крошечного малыша до почти взрослого подростка.

Изучите базовые детские пропорции

Хотя для рисования людей нет точной науки, есть несколько рекомендаций, связанных с пропорциями, которые могут помочь вам. Имейте в виду, что вы можете быть немного гибкими с ними, потому что это грубые рекомендации.

В целях рисования художники обычно называют и рисуют взрослых людей ростом в 8 голов для простоты. Однако в реальности большинство взрослых людей имеют рост около 7 1/2 головы, а некоторые могут быть немного ближе к 7 головам!

Рост маленького ребенка от года до последних лет (3–4 года) составляет приблизительно 4 головы. После младшего возраста примерно до 10 лет ребенок должен быть примерно от 5 до 6 голов в высоту. Подростки обычно имеют рост около 7 голов.

На этих рисунках изображены годовалый младенец и 4-летняя девочка ростом в 4 головы. Рост 6-летнего мальчика 5 голов. В этих примерах из реальной жизни вы можете видеть, что рост 10-летнего мальчика составляет 6 голов, а у старшеклассника — около 7 голов.

Реальный размер головы — еще один важный фактор, когда дело доходит до рисования детей. Если размер головы взрослого человека на рисунке составляет 9 дюймов, то размер головы ребенка должен быть около 6 дюймов (в зависимости от его возраста). Как всегда, используйте свое лучшее суждение в разных возрастных группах.

Главное наблюдение

Примирившись с детскими пропорциями, с художественной точки зрения, вам стоит потратить некоторое время на наблюдение за фотографиями людей и людей вокруг вас. Приложите немного усилий, чтобы по-настоящему взглянуть на них.

Вы, вероятно, заметите, что голова ребенка, например, намного больше по сравнению с его телом. У взрослых пропорции головы к телу совсем другие. Помните, что большая голова у взрослого человека только затмит его тело.

Чтобы научиться правильно рисовать детей, нужно применить теорию относительных пропорций. Используйте меньший объект, который вы можете легко нарисовать, и используйте его пропорционально более крупному объекту. Мяч может быть хорошим выбором, хотя подойдет и фрукт. Поместите маленький объект рядом с большим и потренируйтесь наблюдать за ними и рисовать их вместе. Как только вы освоитесь, примените ту же теорию к ребенку и к соответствующей игрушке или используйте рисунок или семейную фотографию.

Изменение внешнего вида

Вообще говоря, художнику удобнее работать с темами, к которым он привык. Вот почему взрослому часто легче нарисовать человека своего возраста. Знакомство порождает комфорт.

Когда вы рисуете ребенка, вам может понадобиться изменить внешний вид изображения, чтобы сделать его более юным. Недостаточно просто скорректировать пропорции, как указано выше.

Глаза ребенка часто немного больше, чем у взрослого. Думайте об этом как о «наивном детском любопытстве». Большинство маленьких детей также имеют явное отсутствие мышечного рельефа, которое вместо этого заменяется легкой полнотой или детским жиром.

У детей руки намного меньше, а пальцы немного коротенькие. У младенца будут крошечные, почти как зефир, руки, тогда как у взрослого будут более костлявые и очерченные пальцы.

Практика правильных детских пропорций в ваших рисунках

При изучении любых новых навыков рисования лучший способ применить свои знания — это немного попрактиковаться. Рисование детских пропорций ничем не отличается.

Потратьте некоторое время, чтобы сделать несколько набросков от руки, чтобы получить правильные пропорции. Постарайтесь помнить, что ноги всегда должны вытягиваться примерно в два раза быстрее туловища, когда человек на вашем снимке стоит прямо. Не забудьте применить навык «подсчета голов», чтобы получить правильный размер. Чем больше вы ознакомитесь с пропорциями детей разного возраста, тем легче вам станет рисовать ребенка любого возраста!

Опубликовано в Методы рисованияTagged пропорции

Развитие творческих способностей у детей в возрасте от 3 до 5 лет – Альянс расширения за лучший уход за детьми

В дошкольном возрасте у многих детей наблюдается значительный рост творческих способностей. Воспитатели детей могут поддерживать художественное развитие детей, планируя художественные мероприятия, которые поощряют развитие художественных навыков у дошкольников. Вот некоторые основные вехи развития изобразительного искусства дошкольников:

Искусство для детей 3 и 4 лет

К 3 годам многие дети учатся лучше контролировать движения рук и запястий. Они создают формы и объекты, которые почти, но не совсем, узнаваемы для взрослых. Круги, линии и кресты всегда популярны. Некоторые 3–4-летние дети могут начать называть свои рисунки. В середине рисования ребенок может посмотреть и сказать что-то вроде: «Это грузовик» или «Это мама». Называние произведений искусства — это большой шаг, который показывает, что ребенок начал мыслить с точки зрения мысленных картинок. Неважно, что рисунок мало или совсем не похож на мамочку. Важно то, что ребенок обнаружил, что рисование — это больше, чем просто физически веселое занятие. Это также способ обмена идеями.

Искусство для детей 4 и 5 лет

К 4 годам некоторые из этих форм приобрели форму, и взрослые могут идентифицировать их как людей, дома, автомобили или что-то еще, что юный художник намеревался нарисовать. Типичными рисунками в этом возрасте являются изображения людей, состоящие из больших голов, из которых, кажется, вырастают руки и ноги. На этих рисунках обычно мало признаков относительного размера. Крошечные ноги вырастают из огромных голов. Рисунок бабочки может быть в два раза больше собаки.

Все, что наиболее важно для ребенка в данный момент, получает наибольшую игру на странице; то, что не важно, может быть просто опущено. Вот почему дети могут опускать пальцы, шею или другие части тела. Дело не в том, что дети не замечают, что у людей есть пальцы; просто пальцы им не важны в момент рисования.

На этом этапе детям могут очень понравиться цвета. Детей не интересуют реалистичные цветовые изображения. Им просто нравится использовать цвет. Один ребенок может сделать все на странице красным. Другой может использовать каждый цвет в рамке на одном рисунке. Поставщики услуг по уходу за детьми не должны требовать от детей использования определенных цветов или пытаться придавать какой-либо глубокий психологический смысл выбору цвета ребенком.

Искусство для детей 5 и 6 лет

Пятилетние дети начинают включать в свои рисунки больше элементов из реальной жизни, а в возрасте от 5 до 6 лет дети гораздо больше интересуются своими творениями и хотят сохранить их.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *