Содержание

Как научить ребенка говорить – упражнения для развития речи и советы для родителей


Когда ваш малыш заговорит? Точного ответа не даст ни один логопед или педиатр. Развитие речи, как и развитие мышления, индивидуально. Некоторые дети лепечут уже в 10 месяцев, другие произносят первые четкие слова в 2 года. На освоение речи влияют две группы факторов: особенности развития мозга ребенка, а еще количество и качество его общения с родителями. Регулярные занятия и соблюдение несложных правил, которые мы собрали в статье, помогут вам понять, как научить ребенка говорить.

Как дети осваивают речь?


От первого крика до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.


«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их кроха осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки. Но постепенно между звуками и конкретными движениями речевого аппарата ребенка устанавливаются крепкие связи.


Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для него еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.


К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).


Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести ребенка к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.

Как научить ребенка говорить: 6 советов

  • Создайте активную речевую среду


    Первый этап освоения речи называют сенсорным — ребенок учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.


    Поэтому с первого дня жизни важно говорить с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном, почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он начинает их запоминать и узнавать.


    Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.

  • Обращайтесь к малышу


    К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка в процесс общения.

  • Правильно и четко говорите


    Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.


    Когда малыш пытается произнести какое-то слово, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян в произношении и пропустить его. Он полностью копирует то, что запомнил.

  • Позволяйте ребенку формулировать просьбы


    Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай», «пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить ребенок, какую именно игрушку ему дать и т.д.

  • Повторяйте


    Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.

  • Играйте и читайте книги


    Когда мама или папа вслух читает книгу, малыш слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы ребенка.


    Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т.п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.

Упражнения для развития речи


Делать упражнения, которые помогают заговорить ребенку, рекомендуется с первых месяцев жизни и позднее, уже в садике и школе. Перечислим основные виды упражнений.


Массаж


Доказанный факт — развитие речи напрямую связано с тренировкой моторики рук и развитием координации и движения. Зоны мозга, которые отвечают за движение рук и органов речи, находятся рядом.

Развивать ручки и пальчики можно с первых месяцев. Хорошо делать малышу легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»


Развивать моторику через игры


Кинетический песок, лепка, рисование разными карандашами и фломастерами, собирание пирамидки и мозаики — все игры, где ребенку нужно ловко работать пальчиками, будут полезны.


Артикуляционная разминка


Речевой аппарат ребенка нужно тренировать, чтобы все звуки произносились правильно. Помните, это не олимпийская тренировка, а интересная игра, которая должна увлечь ребенка. Ярко описывайте упражнения и придумывайте красочные описания для того, что делаете.


Начинать разминку с детьми до 4 лет можно с самых простых упражнений и уделять занятию 10 минут в день (2-3 упражнения). Главное — регулярность.

  • «Замесить тесто»: нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
  • «Блинчики»: теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т.д.
  • «Слизываем варенье»: острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
  • «Сытый хомячок»: сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
  • «Улыбка/трубочка»: сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
  • «Маятник»: нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.


Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.

  • «Самая широкая улыбка»: улыбаемся 5 секунд максимально широко.
  • «Рыбка»: втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
  • «Растягиваем звуки»: по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».


Малыш не видит себя во время упражнений, поэтому ему может быть сложно с первого раза выполнить упражнение. Попробуйте поставить перед ним зеркало.


Дыхательная гимнастика


Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры, которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.


Полноценной дыхательной гимнастикой рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание. Для младших подойдут размеренные игры без резких вдохов и выдохов. Важно следить, чтобы во время упражнений ребенок не задирал плечи, а выполнял задания, надувая и сужая легкие.

  • «Одуванчик»: вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
  • «Мыльный пузырь»: поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
  • «Букет»: нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
  • «Насос»: малыш ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.


Развивайте чувство ритма


Когда малыш начал уверенно ходить, учите его танцевать и попадать в ритм. Танец развивает слух и помогает развитию речи. Полезны и другие игры на слух: просите ребенка определить, где находится источник того или иного звука. Играйте в «Звуковой мяч»: перекидывайте друг другу мячик, повторяя друг за другом сложные звуки и придумывая новые.


Рассказывайте сказки по картинкам


Подобные игры помогут быстрее освоить ребенку, как строить предложения и законченные фразы. Вместе с ним сочиняйте новые и новые этапы истории, добавляя картинки.


Учите скороговорки и потешки


Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата ребенка. Можно проработать каждый звук и отточить произношение.

  • Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например:


    Этот пальчик — в лес пошёл,

    Этот пальчик — гриб нашёл,

    Этот пальчик — занял место,

    Этот пальчик — ляжет тесно,

    Этот пальчик — много ел,

    Потому и растолстел.

  • Ладушки


    Ладушки-ладошки

    Хлопали в ладошки

    Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

    Отдохнем немножко (руки на колени).

  • Коза рогатая


    (Изображаем пальцами «козу»)

    Идет коза рогатая

    Идет коза бодатая,

    Ножками топ-топ,

    Глазками хлоп-хлоп.

    Кто каши не ест,

    Молока не пьёт, —

    Забодает, забодает, забодает.

    (показываем, как бодается коза)


Хвалите ребенка


Не ругайте малыша, если он не может освоить что-то с первого раза. Поощряйте и отмечайте каждую его маленькую победу: слово, звук, предложение и активность в игре. Ребенок будет чувствовать вашу любовь, а значит, процесс речи будет для него желанным и интересным.

#здоровье 
#развитие 
#cоветы 

Поделиться статьей

‹Предыдущая
›Следующая

Советуем также почитать

Игры на природе для детей

Как научить ребенка ползать

Уход за новорожденным ребенком

Как купать новорожденного ребенка

Сопутствующие товары

Гель для подмывания младенцев

400 мл

Пенка для купания с чередой

200 мл

Крем детский с экстрактом Ромашки

100 мл

Как научить ребенка говорить — AllRight

Речевое развитие каждого ребенка уникально. Одни дети начинают говорить рано, другие до определенного момента накапливают знания и навыки, чтобы потом удивить родителей неожиданным прорывом. Исследования говорят о том, что слышать и распознавать речь дети начинают еще в утробе матери, а в первые месяцы жизни малыш усваивает все необходимые базовые знания о строении языка.

Всего лишь за два-три года разум ребенка способен охватить огромный объем информации, на что у детей постарше, не говоря уже о взрослых, уходит гораздо больше времени. Каким образом проходит процесс освоения языка у ребенка и как нужно действовать родителям, чтобы малыш научился говорить, мы расскажем в нашей статье.

Развитие речи с рождения до 3 месяцев

Новорожденный с первого дня жизни начинает прислушиваться к звукам окружающего мира. Крик – главный способ младенца заявить о себе, привлечь внимание. К концу первого месяца ребенок уже умеет сосредоточить внимание на обратившемся к нему взрослом и отреагировать на голос.

К 2-3 месяцам появляется гуление или агукание, когда к уже привычным гласным звукам у малыша добавляются согласные, чаще всего г, к, м. В этот период появляется разнообразие в интонациях, а также тренируются органы дыхания и весь речевой аппарат.

Задачи родителей

Самое главное, конечно, это как можно больше разговаривать с ребенком. Начните еще до рождения – к моменту появления на свет кроха уже будет знать голос мамы и чувствовать ритм родного языка.

Уже родившемуся малышу читайте сказки, пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки. Говорите певуче и мягко, так ребенку проще будет воспринимать вашу речь. Пусть младенец видит ваше лицо, когда вы говорите с ним – так он скорее освоит связь произнесенных вами звуков с их артикуляцией.

Развитие речи с 3 до 6 месяцев

Период с трех месяцев до полугода – начало активного лепета, к которому малыш подготовился на стадии гуления. Именно к 6 месяцам обычно можно услышать первые четкие слоги, обычно с гортанными согласными: к, г, х.

Ребенок подражает темпу и ритму речи родителей, его гуление становится более сложным и переливчатым, похожим на птичьи трели. Малыш играет с интонациями и громкостью звука, а так же ясно различает интонации взрослых и чутко реагирует на них. К 6 месяцам дети также знают свое имя и откликаются на обращение улыбкой и возгласами.

Задачи родителей

Чаще называйте ребенка по имени и разными способами давайте понять, о ком говорите. Например, спрашивайте «А кто тут у нас?» и произносите имя малыша. Продолжайте читать вслух, озвучивайте, что делаете вы, и чем занимается ребенок, показывайте на предметы и называйте их – детский мозг, как губка, впитывает большое количество единиц языка, которые станут основной словарного запаса.

Не перегружайте малыша слишком сложными словами и фразами. Двусложные слова с повторяющимися согласными вроде «кака», «биби» (о машине) и упрощенные конструкции помогут ребенку быстрее освоить навык говорения. Нелюбимое многими сюсюканье – это всего лишь необходимость подстроиться под речевой уровень ребенка.

Развитие речи с 7 до 10 месяцев

Малыш опознает многие слова в соответствующем контексте и правильно реагирует на них. Например, в момент прощания машет ручкой в ответ на «пока-пока», хлопает в ладоши на предложение «поиграем в ладушки».

Ребенок более активно пользуется различными интонациями, подражает звукам вокруг, даже тем, которые не относятся к речи. Малыш выучивает названия многих предметов, например, игрушек, находит их взглядом и может показать пальчиком, если вы их назовете.

В потоке лепета появляются повторяющиеся слоги, как раз в этот момент можно услышать первое «мама» и «папа». Это пока только тренировка, а не речь как таковая, но эти слова и цепочки слогов – важнейший этап на пути к осознанному говорению.

Задачи родителей

Играйте с малышом в «ку-ку», чаще произносите слова с повторяющимися согласными: скажите, как говорят собачка, коровка и другие животные  («ав-ав», «му-му», и т.д.).  Задавайте короткие вопросы – «Где мама? Где киса?», чтобы ребенок повернул голову в нужную сторону, показал на объект пальцем.

Четко артикулируйте, когда говорите – малыш должен не только сам произносить звуки, но и видеть, как это делают другие, он будет подражать вам, развивая собственное произношение.

Речь ребенка к 1 году

Годовалому ребенку уже доступен определенный словарный запас, использующийся в повседневной жизни. Сначала он ограничен примерно 10-15 словами, однако уже к 1,5 годам увеличивается до 40-50.

В год ребенок понимает гораздо больше, чем может сказать, поэтому он без особых трудностей выполняет простые просьбы – «закрой глазки», «дай ручку», «покажи, где мячик». Сам малыш предпочитает существительные, из глаголов обычно знает слово «дай».

Задачи родителей

После года уже есть смысл отказываться от использования пустышки – она негативно влияет на формирование прикуса и артикуляцию. Поэтому, если вы хотите, чтобы у ребенка была четкая и внятная речь, постарайтесь отучить его от этой привычки.

Помогите малышу разрабатывать мышцы лица – учите его кривляться и гримасничать, просите широко улыбнуться,  вытянуть губы трубочкой или показать язык. Такие игры становятся своеобразной артикуляционной зарядкой, полезной для развития речи.

Комментируйте свои действия и действия  ребенка («Мама гладит рубашку», «Анечка идет гулять»), обращайте его внимание на происходящее вокруг и называйте как можно больше объектов («Смотри, собачка»). Поощряйте попытки малыша повторять за вами и сами проговаривайте слова и фразы по многу раз.

Показывайте ребенку картинки из книг и карточки с изображениями животных, людей и предметов, спрашивайте, что нарисовано и что происходит на картинке.

Речь ребенка к 2 годам

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает говорить фразами, а не отдельными словами. При этом он еще не всегда полностью произносит слова, сокращая и искажая их, например, «абок» вместо «колобок» или «яба» вместо «яблоко».

Малыш запоминает огромное количество слов, порой до 3-4 сотен, среди них  появляется больше глаголов, обозначающих понятные ему действия.  Некоторые согласные еще даются ему с трудом, чаще шипящие вроде «ш», «с», «ц» и сонорные «р» и «л», поэтому в речи ребенка они заменяются другими, более удобными.

Приходит понимание пространственных предлогов, ребенок знает, что значит, например, «на столе» и «под столом».

Задачи родителей

Вступайте в диалог с ребенком как можно чаще, употребляйте больше новых для него слов. Даже если вы не всегда понимаете, что малыш говорит, не теряйте терпение, а продолжайте разговаривать, переспрашивайте, уточняйте. Детям важно понимать, что речь – главный способ общения с другими людьми, поэтому как можно больше поощряйте попытки сказать или спросить что-то.

В это время может быть сложно как родителям, так и самому ребенку. Вы уже привыкли понимать его без слов, по жестам или выражению лица, а малыш не видит смысла прикладывать усилия и ленится говорить. Не поддавайтесь, делайте вид, что не понимаете «пантомиму» ребенка, необходимо, чтобы он с помощью слов донес до вас, что ему нужно.

Не забывайте о совершенствовании мелкой моторики, она в большой степени отвечает за правильное развитие речевого центра. Лепка, игры с песком, рисование и массаж – все это в итоге поможет научить ребенка говорить.

Период с 2 до 3 лет

В это время речь ребенка развивается особенно бурно. Он начинает использовать больше слов для построения фраз – к трем годам высказывания могут состоять из 6-8 слов. К этому же возрасту словарный запас может составлять до тысячи слов!

Улучшается грамматика, малыш уже употребляет местоимения, предлоги, союзы, склоняет слова по падежам. Вы сможете заметить, как из речи постепенно уходят упрощенные слова, такие как, например,  «би-би» или «ту-ту» для обозначения машины и поезда соответственно. При этом начинается активное словотворчество, переосмысление слов по-своему (лопатка – копатка).

Ребенок учится улавливать сюжет, может удержать в голове последовательность событий в короткой сказке или стишке. Появляются вопросы – где, как, почему.

В три года дети уже знакомы с абстрактными понятиями. Малыш осознает, грустно ему или весело, он отличает большое от маленького, сладкое от кислого и, в пределах своего развития, плохое от хорошего.

Задачи родителей

Обстоятельно отвечайте на вопросы маленького почемучки, рассказывайте ему как можно больше. Спрашивайте сами, инициируйте беседу, формулируйте вопросы так, чтобы нельзя было ответить только «да» или «нет».

Читайте короткие рассказики и сказки, обсуждайте прочитанное. Ребенок может быть еще не способен полноценно пересказать сюжет, но может ответить на простые вопросы и воспроизвести некоторые моменты рассказа по памяти, поэтому применяйте схему вопрос-ответ, когда будете разговаривать о том, что прочли.

Учите вместе стишки и песенки, это помогает запоминать новые слова, меньше путаться в падежах и окончаниях, тренировать память. Чтение стихов вслух развивает чувство ритма и правильное произношение.

Постепенно усложняйте собственную речь при общении с ребенком, используйте более многословные фразы и затейливые обороты, чтобы детский мозг усваивал новые нюансы структуры языка. Помните – дети понимают гораздо больше, чем могут воспроизвести, их восприятие достаточно гибкое и чуткое, чтобы извлечь смысл даже из очень развернутого предложения.

Речь ребенка в 4 года

К 4 годам обычно даже самые завзятые молчуны начинают активно разговаривать. К этому моменту словарный запас ребенка может составлять около 2000 слов.

На более высоком уровне находится пространственно-временное мышление, ребенок отличает вчера от сегодня и понимает разницу между далеким и близким. Согласование слов в предложении уже более стройное и правильное, артикуляция становится четче и внятней.

Малыш может самостоятельно пересказать короткую сказку или историю с простым линейным сюжетом, наизусть знает несколько стишков и песенок, без труда отгадывает несложные загадки.

В 4 года зачастую ярко проявляется тяга к играм со словами, к рифме и сочинению. Такие  развлечения показывают, как развивается языковое чутье и речевой слух.

От простых предложений ребенок уже может переходить к сложным, строить нелинейные грамматические конструкции. Он полнее и точнее излагает свои мысли, делится впечатлениями и задает огромное количество вопросов.

Задачи родителей

Поощряйте любопытство вашего ребенка, отвечайте на его вопросы максимально развернуто и подробно, учитывая, конечно, его возраст. Играйте в языковые игры, например, пусть ребенок назовет как можно больше прилагательных, которыми можно описать тот или иной предмет. Какой бывает мяч – круглый, большой, зеленый, прыгающий и т.д. Или что делает собака – лает, бегает, сидит, воет.

Задавайте вопросы сами – о прочитанном, увиденном. Развивайте у малыша понимание причинно-следственных связей и хода времени. Поиграйте в игру «Кем/чем был?..»: вы называете предметы, животных или явления, а ребенок должен ответить, какими они были раньше, к примеру, кошка была котенком, дерево – ростком, птичка – яйцом.

Если ребенок говорит неправильно, старайтесь исправлять его, но мягко и без давления – возможно, некоторые звуки или звукосочетания еще слишком сложны для речевого аппарата.

Общие советы родителям

  • ­Не давите на ребенка и не принуждайте его, негативные эмоции будут провоцировать замкнутость и нежелание говорить. Пусть обучение проходит в игровой форме, увлекайте и заинтересовывайте малыша,  так он будет учиться говорить с большей охотой.
  • Вспыльчивость не поможет, будьте максимально терпеливы и собраны, помните, что ребенок не старается нарочно досадить вам, он только осваивает язык и может не сразу показывать желаемые результаты.
  • Уделяйте как можно больше времени разговорам с ребенком. Нельзя научиться тому, чего не видишь и не слышишь, знание о языке не берется ниоткуда, вы – главный источник этого знания.
  • Занимайтесь регулярно и методично, но не допускайте, чтобы малыш переутомился или заскучал. Важнее, чтобы ребенок был спокоен и счастлив, чем заговорил на месяц или два раньше.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Конечно, дети могут развиваться в разном темпе, но если ваш трехлетка все еще молчит или говорит совсем мало и невнятно, это повод проконсультироваться со специалистами. Лучше ложная тревога, чем упущенное время.

Самое главное – окружите своего ребенка заботой и любовью, уделяйте ему внимание, давайте понять, что вы всегда рядом и готовы помочь и поддержать. С таким настроем вы вместе преодолеете любые трудности.

Советы по обучению говорить

В этой статье дается краткое введение в развитие речи и включены соответствующие возрасту занятия для детей от рождения до 3 лет, которые учатся говорить.

Научиться говорить — это процесс, который начинается с рождения, когда ваш ребенок узнает, как могут звучать голоса. К 2 годам большинство детей имеют большой словарный запас и могут составлять слова, чтобы выразить свои потребности и идеи. Давайте посмотрим, как разворачивается этот процесс и что вы можете сделать, чтобы поощрить способность вашего ребенка к общению.

Учимся говорить: от рождения до 3 месяцев

Ваш ребенок слушает ваш голос. Он воркует, булькает и пытается издавать те же звуки, что и вы. Вы можете помочь своему малышу узнать, какими приятными могут быть голоса, если вы:

  • Пойте своему ребенку. Вы можете сделать это еще до того, как он родится! Ваш ребенок услышит вас.
  • Поговорите со своим малышом. Разговаривайте с другими, когда она рядом. Она не поймет слов, но ей понравятся твой голос и твоя улыбка. Ей также понравится слушать и видеть других людей.
  • Запланируйте тихое время. Младенцам нужно время, чтобы тихо лепетать и играть без телевизора, радио или других шумов.

От 3 до 6 месяцев

Ваш ребенок учится тому, как люди разговаривают друг с другом. Вы поможете ему стать «говорящим», когда вы:

  • Держите ребенка близко, чтобы он смотрел вам в глаза.
  • Поговорите с ним и улыбнитесь.
  • Когда ваш ребенок лепечет, имитируйте звуки.
  • Если он попытается издать тот же звук, что и вы, повторите слово.

От 6 до 9 месяцев

Ваш малыш будет играть со звуками. Некоторые из них звучат как слова, например «баба» или «дада». Младенец улыбается, когда слышит счастливый голос, и плачет или выглядит несчастным, когда слышит сердитый голос. Вы можете помочь своему ребенку понять слова (даже если он еще не может их произнести), когда вы:

  • Играете в такие игры, как «Ку-ку» или «Кексик». Помогите ей двигать руками вместе с рифмой.
  • Дайте ей игрушку и скажите что-нибудь о ней, например: «Почувствуй, какой пушистый медвежонок».
  • Дать ей посмотреть на себя в зеркало и спросить: «Кто это?» Если она не отвечает, назовите ее имя.
  • Задавайте ребенку вопросы, например: «Где песик?» Если она не отвечает, покажи ей, где.

От 9 до 12 месяцев

Ваш ребенок начнет понимать простые слова. Она останавливается, чтобы посмотреть на вас, если вы говорите «нет-нет». Если кто-то спросит: «Где мама?» она будет искать тебя. Она будет показывать пальцем, издавать звуки и использовать свое тело, чтобы «сказать» вам, чего она хочет. Например, она может посмотреть на вас и поднять руки, чтобы показать вам, что она «хочет встать». Она может дать вам игрушку, чтобы вы знали, что она хочет поиграть. Вы можете помочь своему ребенку «заговорить», когда вы: Покажите ему, как махать рукой «пока-пока».

От 12 до 15 месяцев

Младенцы начинают использовать слова. Это включает в себя последовательное использование одних и тех же звуков для идентификации объекта, например, «баба» для бутылки или «джуджу» для сока. Многие младенцы знают одно или два слова и понимают 25 и более. Он даст вам игрушку, если вы попросите об этом. Даже без слов он может попросить вас о чем-то, указав на что-то, потянувшись к нему или посмотрев на него и пробормотав что-то. Вы можете помочь своему ребенку произнести слова, которые он знает, когда вы:

  • Говорите о вещах, которые вы используете, например, о «чашке», «соке», «кукле». Дайте ребенку время назвать их.
  • Задайте ребенку вопросы о картинках в книгах. Дайте ребенку время назвать предметы на картинке.
  • Улыбайтесь или хлопайте в ладоши, когда ваш ребенок называет предметы, которые он видит. Скажи что-нибудь об этом. «Вы видите собачку. Он ооочень большой! Посмотрите, как он виляет хвостом».
  • Говорите о том, о чем больше всего хочет поговорить ваш ребенок. Дайте ему время рассказать вам обо всем.
  • Спросите о том, чем вы занимаетесь каждый день: «Какую рубашку вы выберете сегодня?» «Ты хочешь молока или сока?»
  • Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок. Если он скажет «мяч», вы можете сказать: «Это твой большой красный мяч».
  • Представьте игру с любимой куклой или игрушечным животным вашего ребенка. Включите его в свои разговоры и игру. «Ровер тоже хочет играть. Может ли он катать мяч вместе с нами?

От 15 до 18 месяцев

Ваш ребенок будет использовать более сложные жесты для общения с вами и продолжит пополнять свой словарный запас. Она может взять вас за руку, подвести к книжной полке, указать на книгу и сказать «бук», чтобы сказать: «Я хочу почитать с вами книгу». Вы можете помочь своему ребенку поговорить с вами, когда вы:

  • Скажи ей: «Покажи мне свой нос». Затем укажите на свой нос. Она скоро укажет на свой нос. Проделайте это с пальцами ног, пальцами, ушами, глазами, коленями и так далее.
  • Спрячьте игрушку, пока она смотрит. Помогите ей найти его и разделите с ней радость.
  • Когда он указывает на что-то или дает вам что-то, поговорите с ней об этом предмете. — Ты дал мне книгу. Благодарю вас! Посмотрите на картинку, на которой ребенок катает мяч».

От 18 месяцев до 2 лет

Ваш ребенок сможет следовать указаниям и начнет складывать слова, например, «машина поедет» или «хочу сок». Он также начнет притворяться, что это способствует развитию речи. Вы можете стимулировать коммуникативные навыки вашего ребенка, если вы:

  • Попросите ребенка помочь вам. Например, попросите его поставить чашку на стол или принести вам свою обувь.
  • Научите ребенка простым песенкам и потешкам. Читайте своему ребенку. Попросите его показать и рассказать вам, что он видит.
  • Поощряйте ребенка разговаривать с друзьями и семьей. Он может рассказать им о новой игрушке.
  • Вовлеките своего ребенка в притворную игру. Вы можете разговаривать по игровому телефону, кормить кукол или устраивать вечеринки с игрушечными животными.

От 2 до 3 лет

Языковые навыки вашего ребенка будут расти как на дрожжах. Он будет соединять больше слов, чтобы составить простые предложения, например, «Мама, иди, пока». Он сможет ответить на простые вопросы, например, «Где твой медведь?» К 36 месяцам он сможет отвечать на более сложные вопросы, например: «Что вы делаете, когда голодны?» Он будет все больше и больше притворяться, разыгрывая воображаемые сцены, например, ходить на работу, чинить игрушечную машинку, заботиться о своей «семье» (о куклах, животных).

Вы можете помочь своему ребенку сложить вместе все новые слова и научить его важным вещам, когда вы:

  • Научите своего ребенка произносить свое имя или фамилию.
  • Спросите о количестве, размере и форме вещей, которые показывает вам ваш ребенок.
  • Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Это помогает им развивать свои собственные идеи и учиться их выражать. Если это черви, то можно сказать: «Какие толстые, волнистые черви! Сколько их?… Куда они идут? Жди, смотри и слушай ответ. При необходимости вы можете предложить ответ: «Я вижу пять. Они идут в парк или в магазин?
  • Попросите ребенка рассказать вам сказку, связанную с любимой книгой. «Что случилось с теми тремя свиньями?» Чтение стимулирует развитие речи. Отведите его на сказку в местной библиотеке. Вашему малышу понравится делиться книгами как с вами, так и со сверстниками.
  • Делайте много ролевых игр. Разыгрывание историй и ролевых игр создает богатые возможности для использования и изучения языка.
  • Не забывайте, что работало раньше. Например, вашему ребенку все еще нужно время для тишины. Это не только для сна. Выключите телевизор и радио и дайте ребенку насладиться спокойной игрой, пением и разговором с вами.

(Примечание: эта информация была адаптирована с разрешения из  Learning Link: Helping Your Baby Learn to Talk, C.E. Morrisset Huebner and P. Lines, 1994, Washington, DC: U.S. Department of Education, Office of Educational Исследования и усовершенствования.)

Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации

С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.

Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.

Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.

В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.

Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.

от 0 до 6 месяцев

Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.

По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.

от 7 до 12 месяцев

Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не произносить свои первые слова, пока им не исполнится 1 год.

13–18 месяцев

Примерно в возрасте от 13 до 18 месяцев словарный запас малыша может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.

От 19 до 36 месяцев

В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас малыша увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.

К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2-3 года, его словарный запас может составлять 250 слов и более. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.

Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.

Хотя в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать, чтобы поощрить речь и помочь развить его языковые навыки.

Читайте вместе

Читайте своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать языковое развитие. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.

На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!

Используйте язык жестов

Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.

Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.

Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.

Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.

По возможности используйте язык

То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.

Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.

Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.

Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.

Воздержитесь от детского лепета

Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, оставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».

Названия предметов

Некоторые малыши будут показывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.

Например, если малыш показывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.

Расширьте свои ответы

Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».

Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».

Предоставьте ребенку выбор

Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»

Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.

Ограничьте время использования экрана

Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.

Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:

  • не разговаривает в возрасте 2 лет
  • испытывает трудности с выполнением указаний
  • затрудняется составить предложение
  • ограниченный словарный запас для своего возраста

Если у вас есть проблемы, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.

Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.

Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *