Рекомендации по лечебному уходу за детьми с ДЦП в домашних условиях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕБНОМУ УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Лечение детей с церебральными параличами продолжается много лет и не ограничивается пребыванием ребенка в стационаре, санатории или приемом отдельных процедур в поликлинике. Повседневная организация жизни больного ребенка способствует правильному развитию его движений, психики и речи. Первыми помощниками врача в организации лечебного ухода в домашних условиях являются родители. Врач должен объяснить им, в результате чего возникла патология, как проводить занятия с ребенком и почему важна активная терапия в раннем возрасте, когда нервная система обладает большими компенсаторными возможностями и еще не выработался и не закрепился патологический двигательный стереотип, который трудно преодолеть.

Родители должны знать, насколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе повседневного ухода создастся положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение матери, ребенок чувствует безопасность, комфорт. Общение с матерью способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития. При общении с другими детьми и взрослыми он приобретает жизненный опыт, учится подражать, устанавливать социальные контакты. Родителям следует объяснить, что наряду с постоянной заботой о ребенке нужно максимально развивать в нем самостоятельность, необходимую для социальной адаптации в зрелом возрасте. Родители не должны изолироваться от друзей, родственников, соседей, которые охотно помогут в уходе за ребенком и сделают их жизнь более полноценной. Мать, находящаяся после рождения ребенка в течение 1,5—2 лет дома, может оказать существенную помощь в проведении терапевтических мероприятий. С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях.

Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной, не вызывающей дополнительных затруднений при одевании. Одевать ребенка, особенно раннего возраста, удобнее всего в положении на животе на коленях у матери, при котором максимально выражена флексия конечностей. Если ребенка одевают в положении на спине, голову и плечи следует приподнять, положив под них жесткую подушку, что создает условия для выведения рук вперед и сгибания бедер. При выраженном экстензориом тонусе ребенка можно одевать в положении на боку; при этом уменьшается приведение бедер, облегчается сгибание стоп и одевание штанишек, обуви. Лежа на боку, ребенок видит, что с ним происходит, действия взрослых стимулируют его к самостоятельной активности. В более старшем возрасте желательно одевать ребенка в положении сидя перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за этим процессом. Мать при этом называет части тела, предметы одежды и производимые действия. Если ребенок самостоятельно не сидит, его сажают спиной к себе и слегка наклоняют, при этом выдвижение рук вперед и разведение ног становится более свободным. Ребенка можно также посадить на маленький стул спереди от сидящей матери, лицом к спинке стула или в угол комнаты. При недостаточном равновесии в положении стоя ребенок в процессе одевания может держаться за шведскую стенку, перекладину или спинку утяжеленного стула. Самостоятельное одевание детей с гиперкинезами облегчается посредством опоры стопами о стену; такая поза более стабильна и уменьшает гиперкинез. Начинают одевание с более пораженной стороны. Не следует распрямлять конечности насильно. Спастически согнутую руку вначале выпрямляют потряхивающими движениями, а затем продевают в рукав. Ребенок не должен во время одевания держать что-либо в руке, это усиливает ее сгибание. Прежде чем одеть ботинок, ногу сгибают, так как в выпрямленном состоянии стопа ригидна. В процессе одевания ребенок должен научиться соотносить части тела с одеждой. Мать сопровождает свои действия инструкцией: «Просовывай руку через рукав, голову через ворот, одень ботинок на ногу» и т. д. Когда ребенок начинает говорить, его просят сопровождать все действия словами. Родители должны знать, что формирование навыка самостоятельного одевания – длительный процесс, связанный с устойчивым контролем головы, сохранением равновесия, координированными движениями рук. Даже у здоровых детей автоматизм одевания вырабатывается в течение 4-5 лет.

Как накормить ребенка. Трудности кормления детей с церебральными параличами связаны с дискоординацией дыхания, сосания и глотания, нарушениями контроля головы, реакций равновесия, зрительно-моторной координации, невозможностью удерживать туловище в вертикальном положении, недостаточной функцией оральных и артикуляционных мышц, чрезмерной выраженностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов. При кормлении грудного ребенка необходимо следить за тем, чтобы он не запрокидывал голову во избежание разгибания туловища еще до того, как соску или ложку поднесут ко рту. Не следует насильно исправлять положение головы при помощи руки, положенной под затылок. Это усилит разгибательную позу. Чтобы препятствовать запрокидыванию головы, мать заводит свою руку сзади вокруг плеч ребенка, выдвигая их вперед и внутрь. Удобно для кормления положение спереди от матери лицом к ней. Ребенка: располагают на специальном сидении либо под спину подкладывают клин, подушку. Такая поза симметрична, что исключает влияние АШТ-рефлекса, обеспечивает хороший зрительный контакт с матерью и освобождает ее руки для кормления. Ребенка с достаточным контролем головы можно кормить, держа на коленях; при этом мать одну ногу ставит на подставку, чтобы согнуть бедра ребенка и тем самым предупредить разгибание ног. Если во время еды ребенок сидит на стуле, следят, чтобы спина была выпрямлена. При «круглой» спине подбородок выдвигается вперед, затрудняя глотание. В положение сидя бедра и колени должны быть под прямым углом, ноги слегка разведены. Во время кормления дополнительно контролируют область рта. Руку располагают таким образом, чтобы подбородок находился между указательным и средним пальцами, большой палец-на челюстно-лицевом суставе. Давление указательного пальца способствует открыванию рта, давление среднего пальца на диафрагму рта облегчает глотание. При другом расположении пальцев давление на подбородок наряду с облегчением глотания предотвращает разгибание головы. Чтобы заставить ребенка с церебральным параличом принимать полутвердую пищу с ложки, нужно оказывать давление ложкой на язык. Это препятствует его выталкиванию вперед и способствует захвату пищи верхней губой. Как только ложка вынута изо рта, следят, чтобы ребенок закрыл рот. При обучении питью из чашки ребенок должен сидеть с небольшим наклоном головы и туловища вперед; кружку подносят спереди и чуть снизу, а не сверху. Чтобы избежать запрокидывания головы в конце питья, в пластмассовой кружке вырезают треугольник, в который во время наклона кружки входит нос. Удобно пользоваться чашкой с двумя ручками. Обучая ребенка самостоятельно есть, следят за правильной позой, контролируя положение плеч, головы, и учат его супинировать кисть, поворачивая ее у основания большого пальца. У детей с церебральными параличами часто открыт рот, слюна вытекает изо рта. Если мать в течение дня периодически оказывает давление пальцем между носом и верхней губой, ребенок постепенно научится закрывать рот и проглатывать слюну. Аномальный способ приема пищи, начиная с рождения, препятствует формированию предречевых и речевых навыков.

Как носить ребенка. Если ребенок в положении на спине находится в разгибателыюн позе, то прежде чем поднять его, ему придают симметричную сгибательную позу сидя, держа под мышки и разводя своими локтями его колени. Затем ребенка берут па руки, лицом к себе, ноги вокруг талии. Как только он научится удерживать равновесие, поддержка матери должна быть минимальной. Детей с преобладанием сгибательного тонуса следует носить спиной к себе на боку с разведенными ногами и руками пли лицом вниз, привлекая внимание интересными предметами, игрушками. Такое положение помогает разогнуть голову, верхнюю часть туловища и конечности. Ребенка также можно носить вертикально спиной к себе, разводя руками его бедра. Старших детей, у которых преобладает флексорная поза, могут носить двое взрослых: один из них разводит бедра и ротирует их кнаружи, при этом большими пальцами надавливает на ягодицы, стимулируя активное разгибание спины и головы. Разгибание можно активизировать и другим способом ношения. Ребенка с мышечной гипотонией следует носить с приведенными ногами, стабилизируя нижнюю часть туловища рукой. Это способствует более активному разгибанию головы и спины. Ношение на руках должно быть сведено до минимума, так как оно ограничивает самостоятельность ребенка. В то же время следует максимально стимулировать активное передвижение, поскольку только таким путем больной ребенок приобретает собственный опыт, жизненно необходимый для выработки навыков. Положение в кровати в период бодрствования и сна – важный этап лечебных мероприятий, особенно в раннем возрасте. Расположение кровати ребенка зависит от характера двигательных нарушений. При преимущественном повороте головы вправо все стимулы (окно, свет, игрушки, цветы) должны располагаться слева, родители также подходят слева, и наоборот. В противном случае ребенок фиксируется в патологической позе, развиваются спастическая кривошея, деформации позвоночного столба и бедер. Дверь должна находиться спереди от кровати, чтобы ребенок, следя за входящими взрослыми, не запрокидывал голову. В период бодрствования детей с первых дней жизни следует приучать лежать в кровати в различных положениях, не обязательно комфортабельных. Важна также правильная поза во время сна. Если в положении на спине преобладает экстензорный тонус, под голову подкладывают подушку. Это уменьшает разгибание бедер и стоп. При выраженном флексорном тонусе ребенка лучше класть в кровать без подушки. В случаях, когда переразгибание головы и верхней части туловища сопровождается запрокидыванием рук, пояс верхних конечностей следует обернуть пеленкой так, чтобы руки были приведены и находились немного спереди от туловища. В течение дня таких детей укладывают в гамак, надувной круг, на губчатые поверхности (толстый поролон), которые придают ребенку легкое полусогнутое положение. В положении на боку значительно снижается тоническая активность, поэтому ребенок может согнуть голову, повернуть ее, приблизить руки к средней линии, манипулировать с предметами. Если поза асимметрична, больного кладут на тот бок, где больше выражена внутренняя ротация ноги. Начиная с периода новорожденное™, детей следует приучать лежать на животе, поскольку именно это положение оптимально для развития реакций выпрямления и равновесия. Многократное изменение позы ребенка в течение дня оказывает положительное влияние на формирование психомоторных функций. Обучение гигиеническим навыкам. Лучший способ привития навыков опрятности – регулярное высаживание ребенка на горшок через строго определенные интервалы времени. Больные дети, сидя на горшке, плохо удерживают равновесие из-за недостаточного разведения бедер, неполной опоры па стопы, общего мышечного напряжения. Для предотвращения падения горшок помещают в деревянную коробку, внутрь перевернутого табурета. Основание горшка должно быть широким, задняя часть приподнята в виде спинки, вокруг краев горшка можно расположить пористую резину пли пенопласт, повысив тем самым устойчивость ребенка в позе сидя. Следует подчеркнуть, что для правильного психосексуального развития мальчики с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специальный горшок с поднятыми сторонами, держась за которые, ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения. Доставать горшок, снимать и надевать штаны удобнее, держась одной рукой за перекладину. Взрослые должны обязательно похвалить ребенка, когда он проявил навык опрятности, и не очень ругать, если этого не случится. Грубость взрослых порождает у ребенка беспокойство и, вызывая эмоциональный стресс, разрушает навык.

Купание. Во время купания у детей с церебральными параличами возможны дистонические атаки, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Для облегчения купания применяют приспособления, удерживающие ребенка в полулежачем положении или стабилизирующие позу сидя. Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками. Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулируя двигательную активность и способствуя развитию узнавания частей тела. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т. д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.

Тренировка функциональной активности рук. Нервно-психическое развитие тесно связано с формированием исследовательской, опорной, защитной и манипулятивнон функций рук. У детей с церебральными параличами уже с первых месяцев жизни нарушено тактильное и кинестетическое восприятие частей своего тела и окружающих предметов. В дальнейшем это приводит к задержке психического и речевого развития. Родителям объясняют необходимость стимуляции разнообразных движений рук, начиная с периода новорожденности. С целью тренировки функции рук наряду с упражнениями, приведенными в разделе «Коррекция двигательного развития», можно рекомендовать и другие приемы, которые целесообразно использовать в домашних условиях.

1. Ребенок в положении на спине. Приблизив его стопу к руке, дают ее ощупать, при этом голова не должна запрокидываться, так как это приведет к разгибанию ног.

2. Мать держит ребенка па руках лицом к себе с разведенными вокруг туловища ногами и, взяв его руки, прикасается к ярким бусам и другим различным по форме и консистенции предметам, которые висят у нее на шее.

3. Мать лежит на спине, валик под головой, чтобы приблизить свое лицо к лицу ребенка, которого она кладет себе на живот. В таком положении тренируется подъем головы и выпрямление спины. Одной рукой ребенок опирается на руку матери, другой ощупывает ее лицо, при этом мать называет части тела.

4. Мать лежит на спине с согнутыми ногами, ребенок сидит с разведенными ногами, опираясь стопами о пол. Она берет его руки и стимулирует ощупывание лица, сопровождая действия словами. Ребенка учат также захватывать кисти матери, выпрямляя руки впереди себя. Тренируют реакции равновесия посредством ответного толкания руками друг друга, покачивая ребенка в одну и в другую сторону.

5. Ребенок сидит па полу с разведенными ногами напротив матери, она прижимает его ноги к полу в области коленных суставов. Эта поза особенно полезна детям, у которых затруднено сидение с разогнутыми ногами. Взяв ребенка за руки, она учит его раскрывать ладони, прикасается к различным частям тела.

6. Чтобы манипулировать руками, ребенок должен сохранять равновесие. Если эта функция нарушена, его можно посадить в надувной круг или круг из поролона, сидя в котором он играет с предметами, не опасаясь упасть.

7. Функции рук и реакции равновесия тренируют, когда ребенок находится на наклонной плоскости.

8. Ребенок сидит на стуле лицом к углу комнаты, с обеих сторон которого расположены панели с крючками. Он вешает кольца или другие предметы, ротируя при этом туловище. Упражнение тренирует захват и зрительно-моторную координацию. Совмещение одинаковых рисунков способствует развитию понимания цели.

9. Упражнения с вертикальными палками подавляют АШТ-рефлекс и учат захвату независимо от положения головы. Палки фиксируются по сторонам от сидящего ребенка на уровне вытянутых рук. Мать стабилизирует его бедра, способствуя сохранению равновесия и предотвращая разгибание ног: а) голова по средней линии, тренируют захват и отпускание одновременно обеих палок и поочередно каждой из них; б) голова повернута в сторону руки, которая захватывает и отпускает палку; в) голова повернута в сторону, противоположную руке, осуществляющей захват. Палку можно раскрасить различными цветами и просить ребенка взять рукой ту или иную часть ее. Располагая палки спереди, стимулируют выдвижение рук вперед.

10. Для тренировки автоматической опоры на руки и захвата, а также реакций равновесия ребенка помещают в коробку, которую мать двигает по комнате.

11. Ребенок держится за полотенце или палец взрослого, которые последний двигает во всех направлениях. Постепенно ребенок учится делать эти движения своей рукой.

12. Движения руки вперед и назад тренируют через кольцо.

13. Сидя на стуле, ребенок снимает и надевает через голову плавательный круг. Это упражнение подготавливает его к самостоятельному надеванию вещей через голову. Поднимая пластмассовое кольцо с пола до пояса, ребенок учится надевать трусы и брюки.

Игра. В игре ребенок познает себя и окружающий мир с его сложными взаимоотношениями, приобретает опыт, учится на своих ошибках. У него формируются понятия размера, массы, формы, пространства, консистенции, приятного и неприятного и т. д. Для детей с церебральными параличами игра имеет еще более важное значение, чем для здоровых, поскольку ее можно использовать как средство для тренировки двигательных, речевых и психических навыков. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных реакций. Иногда в игре значительно быстрее, чем при целенаправленной тренировке, вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для преодоления имеющегося дефекта. Во время игры ребенок двигается, гримасничает, лепечет, подражает, т. с. создаются условия для его всестороннего развития. Необходимо объяснять родителям, что игры являются важным компонентом лечения ребенка, особенно в первые годы жизни. Основные принципы игры для детей с церебральными параличами такие же, как для здоровых. Однако родители должны проговаривать с ребенком вес производимые действия, настойчиво вырабатывать ассоциации между действием и словом, стремиться к получению определенного результата и чувства удовлетворения. Имитация в игре разнообразных жизненных ситуаций важна для дальнейшей социальной адаптации ребенка, ограниченного возможностями общения. Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи, слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве взрослых. Для игры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены разнообразные движения рук. Наряду со многими приспособлениями и поддержками, описанными в главе «Коррекция патологических поз», в домашних условиях можно применить и ряд более простых приемов:

14. В положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги матери.

15. Если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе йоги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги выпрямленными.

16. В положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может контролировать мать своими ногами.

17. Для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее положение рук во время игры.

18. Кольцо, внутри которого находятся мать и ребенок во время игры, препятствует запрокидыванию головы.

19. Следят, чтобы во время игры ребенок с гемипарезом находился в симметричном положении, иначе усиливаются содружественные движения в пораженной руке. Во время сидения нужно равномерно опираться на обе ягодицы и на оба предплечья,

20. Подносить игрушку детям с гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне. Это уменьшает синкинезии в паретичной руке.

21. Больному с гемипарезом не следует давать для игры в футбол маленький легкий мяч. При ударе по нему паретичной ногой усиливается разгибательный тонус в ноге и сгибательный в руке. В то же время толкание тяжелого мяча, который оказывает сопротивление разгибанию пораженной ноги, является хорошим упражнением: нога сгибается и туловище при этом подается вперед.

22, В позе стоя во время игры следят, чтобы опора па стопы была равномерной. Во время игры и ходьбы у детей с церебральными параличами часто нарушается равновесие, что нередко приводит к падению. С целью предотвращения травм головы рекомендуется надевать детям специальный шлем с козырьком на поролоновой основе. Лямка, удерживающая подбородок, способствует закрыванию рта и уменьшению слюнотечения.

Стимуляция речи . Постоянный речевой и эмоциональный контакт матери с больным ребенком, тренировка статических и локомоторных навыков, обучение жеванию, самостоятельной еде способствует выработке у ребенка нормального типа дыхания, координированных движений рта и языка, создают предпосылки для развития речи. Разговаривая с ребенком, мать должна придать ему комфортабельную позу, способствующую улучшению контроля головы и выпрямлению туловища, во время занятий – есть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать за выражением ее глаз, движением губ. Надавливание ладонью на нижнюю часть грудной клетки способствует более устойчивому удержанию головы. Для стимуляции координированных движений губ и языка можно использовать ряд приемов: постукивать по нижней и верхней губе, двигать язык ребенка из стороны в сторону и показывать ему собственным языком, как это делается, взявшись пальцами за нижнюю челюсть, открывать и закрывать ребенку рот, чтобы вызвать цепь звуков «абаба», «бабаба». Такие упражнения должны быть непродолжительными и приятными для ребенка, не надо заставлять его форсировать звук, так как это приведет к нарастанию спастики. Чтобы рот ребенка был закрыт во время сна, бодрствования и жевания, многократно в течение дня надавливают на верхнюю губу или постукивают по нижней, не акцентируя на этом его внимания. Закрывание рта необходимо для тренировки дыхания через нос, правильной координации глотания и дыхания. В повседневной жизни следует максимально поощрять произношение любых звуков, даже если они фрагментарны, невнятны и непонятны для окружающих. Если родители угадывают каждое желание ребенка по его жестам, это подавляет потребность в речевом общении, и важная сенситивная фаза развития речи не формируется. Следует терпеливо ждать звукового ответа, поскольку у детей с церебральными параличами он может возникать значительно позже, чем в норме. Важно помнить, что ребенок с церебральным параличом не может правильно произносить звуки вследствие сенсомоторных нарушений. Поэтому родители основные усилия должны направить на тренировку двигательных возможностей ребенка, а не на отработку изолированных звуков, слогов. Эти подготовительные для формирования речи мероприятия следует включать в повседневную жизнь ребенка с раннего возраста. Созданию так называемого внутреннего языка, как основе будущей речи, способствует широкое общение больных детей с окружающими людьми. Чтение книг, объяснение картинок, описание предметов, игрушек, частей тела более полезно для развития ребенка, чем прослушивание радио, пластинок, магнитофонных записей и просмотр телевизионных передач. Личный контакт матери с ребенком, постоянное речевое общение – залог успеха формирования речевой функции.

Развитие ребенка в домашних условиях

В наше время повсеместно открываются Центры раннего развития ребенка, в которые приглашают детей от 8-ми месяцев и старше. Цена, уровень специалистов, оборудование помещений и другие составляющие определяют выбор родителя в пользу того или иного заведения.

Многие готовы заплатить немалые деньги за занятия, полагая, что только там их малыш сможет обучиться и затем в детском саду или в школе показать себя на высоте. На самом деле, многие родители не учитывают тот факт, что именно дома ребенок проводит практически все свое время, и именно в домашних условиях, в первую очередь, происходит его развитие.

Как же родителям развивать ребенка в домашних условиях, успевая в то же время выполнять свои домашние обязанности? Очень легко, весело и полезно не только для ребенка, но и для них самих.

Каждую минуту жизни малыш узнает что-то новое и интересное, любое действие является для него игрой, в ходе которой он познает окружающий мир. Очень важно уметь не только правильно подбирать игрушки, но и умело организовывать занятия.

После года прежде всего познает физические свойства предметов и явлений, ему интересны те игрушки, которые можно исследовать несколькими способами. Кубики, которые можно ставить один на другой, рушить и снова строить, мячи, которые можно бросать, катать, различные конструкторы и мозаики будут самыми полезными игрушками в этом возрасте.

Важно не ограничивать манипуляции ребенка с игрушками, только та игрушка полезна, которую можно взять в руки, погрызть, повертеть, собрать и разобрать. Новые и нередко удивительные способы применения предметов свидетельствуют о развитии фантазии у ребенка.

Очень часто малыши пробуют подражать действиям взрослых, берут веник, исследуют стиральную машину или компьютер. Не ограничивайте ребенка в его действиях, рассказывайте ему о том, для чего нужен тот или иной предмет, и тогда он не только научится пользоваться этими предметами, но и в значительной мере разовьет координацию и моторику.

Постоянное общение с ребенком, чтение книг, рассказы о том, что происходит вокруг, даже если вам кажется, что малыш вас не слушаем, – это верный путь к развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса. Ни одна аудиокнига или мультфильм не смогут заменить общение родителей со своим чадом, общение, которое формирует взаимопонимание и уважение.

Социальное развитие ребенка в домашних условиях также происходит, несмотря на то, что семья может состоять только из мамы и малыша. Умение правильно вести себя с другими людьми и принимать их интересы и желания можно сформировать во время игр в лото, домино, ладушки, также полезно играть в различные ролевые игры.

Комплексное развитие ребенка невозможно без его физического развития. Важно в течение дня уделять особое внимание физическим упражнениям. Зарядка, ежедневные прогулки с активными играми, игры в прятки и догонялки укрепляют мышцы ребенка. Обучение малыша азам гигиены, несомненно, важно для его здоровья, также оно развивает в нем дисциплину и ответственность за свою жизнь.

Особое место в развитие ребенка занимают творческие занятия. Они приносят малышам массу удовольствия и учат его фантазировать и любить жизнь с ее яркими красками. Не бойтесь испачканных вещей, раскрашенных стен и оторванных обоев. Все можно отмыть, починить, приклеить заново. А вот детское желание творить можно раз и навсегда обрубить одной фразой: «Прекрати рисовать свои каракули повсюду». Точки, линии, нелепые на первый взгляд мазки – это волшебный мир вашего маленького творца, который так важен для его развития.

Опыт мам по развитию ребенка в домашних условиях очень богат и разнообразен. Большинство их них отдают предпочтение в ходе занятий с ребенком нескольким развивающим методикам, среди которых карточки Глена Домана и обучающая среда Марии Монтессори.

В основе первой методики лежит изучение окружающей действительность путем демонстрации карточек с изображением различных предметов из одушевленного и неодушевленного мира. Карточки можно как купить, так и сделать своими руками, приклеив на картон распечатанные рисунки. Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с самого раннего детства.

Обучающая среда Марии Монтессори в своей основе имеет следующие принципы:

  • ребенок может все сделать самостоятельно, не стоит ему мешать, можно лишь помогать;
  • во главе развития ребенка лежат его интерес и индивидуальные особенности;
  • не стоит ускорять развитие ребенка, нужно дать ему то, что нужно на определенном этапе.

Разнообразие дидактического материала – шнуровки, вкладыши, пирамидки, карточки, игрушки разных форм и цветов – все это позволит родителям развить разностороннюю личность. Не обязательно покупать дорогие игрушки, все необходимое есть под рукой – коробочки, крупы, баночки и другие предметы, используемые в быту, послужат материалом для занятий.

В домашней обстановке не стоит забывать о планировании занятий. Именно заранее разработанный план поможет родителям и детям плавно продвигаться вперед в изучении окружающего мира. Два занятия я в день по 15 минут (математика и развитие моторики, чтение и физические упражнения) не утомят ребенка, а в его голове сформируется понимание того, что и для чего он делает.

Конечно, общение ребенка со сверстниками на занятиях в обучающих и развивающих центрах – очень важная составляющая развития, но все же основные навыки, знания и умения мы получаем именно дома. Поэтому так важно все свое свободное время посвящать ребенку и его интересам.

12 занятий с детьми, когда они застряли дома

Больничный? Снежный день? Дождливый день? Независимо от причины, день, проведенный дома и вдали от обычной рутины, может быть немного напряженным, особенно если школа или детский сад закрыты, а вы пытаетесь работать из дома, заботясь о своих детях.

Если вы ищете высокоэффективные занятия, которые помогут детям учиться, расти и развиваться дома, ознакомьтесь со списком ниже. Мы собрали 12 идей, чтобы занять и увлечь детей всех возрастов.

Если ваш малыш привык ходить в детский сад или детский сад, неожиданный выходной может вызвать у него тягу к структуре и занятиям, которые он получает каждый день. Вам не нужно повторять их школьный день, чтобы они были заняты и счастливы — вместо этого попробуйте следующие действия, чтобы занять их до и после дневного сна.

Приготовьте что-нибудь

Большинство малышей любят играть на кухне. Когда вы весь день дома, вам обязательно нужно будет что-нибудь приготовить. Вместо того, чтобы пытаться занять малыша , пока готовит, пригласите их на кухню и наслаждайтесь совместной едой или закуской.

С пластиковыми или силиконовыми мисками и посудой они могут помочь в выполнении следующих действий:

  • мытье фруктов и овощей
  • смешивание сухих и влажных ингредиентов
  • зачерпывание или перемешивание ингредиентов
  • пюре из мягких ингредиентов, таких как бананы

Найти Идеи и рецепты здоровых закусок здесь. Или посмотрите эти варианты без глютена.

Лопать мыльные пузыри

Нет ничего веселее для малыша, чем надувать и лопать мыльные пузыри. Отправляйтесь на задний двор (если можете) или на балкон и насладитесь игривым весельем со своим малышом.

Сделайте свои собственные мыльные пузыри, используя:

  • 1/2 стакана кукурузного сиропа
  • 3 стакана воды
  • 1 стакан средства для мытья посуды (многие родители используют Dawn or Joy для приготовления пузырей)

Совет: перемешайте кукурузный сироп в воду первым. Затем аккуратно вмешайте средство для мытья посуды, стараясь при этом не образовывать пузырьков!

Используйте палочки для мыльных пузырей или посмотрите, что вы можете найти в доме — рулоны туалетной бумаги, кухонные принадлежности и соломинки — все это хорошие варианты.

Чтобы не запутаться, вы также можете попробовать машину для мыльных пузырей.

Краски

Хотя сложное декоративно-прикладное искусство, вероятно, не под силу вашему малышу, большинству маленьких детей нравится создавать и экспериментировать с красками. Расширьте деятельность, предоставив различные предметы, которыми они могут рисовать. Они могут попробовать листья, ватные палочки, вилки или даже собственные пальцы!

Устроить полосу препятствий

Дети в этом возрасте часто любят лазать, ползать, прыгать и кататься. Помогите им задействовать свою физическую сторону, организовав полосу препятствий в помещении.

Для начала используйте ступеньки Playzone. Затем добавьте предметы домашнего обихода, чтобы ваш малыш мог преодолевать препятствия, преодолевать их и преодолевать их.

Перейти в раздел

  • силиконовые формы для выпечки
  • пластиковые миски для смешивания
  • машина для мыльных пузырей
  • Средство для мытья посуды Dawn or Joy и кукурузный сироп для создания пузырей
  • смываемая краска
  • предметы для рисования, такие как кисти, ватные палочки и пластиковые вилки возрастной диапазон любят исследовать новые вещи так же, как они ценят структуру и график. Вы можете помочь своему малышу почувствовать радость от предстоящего дня, предлагая идеи, подобные приведенным ниже.

    Создать охоту за мусором

    Дети этого возраста обожают хорошую охоту за мусором! Разработка охоты за мусором может показаться сложной задачей, но нет необходимости придумывать сложные подсказки или прятать специальные предметы по всему дому.

    Вместо этого создайте бесконечную охоту за мусором, предлагая детям найти «что-нибудь красное», «что-нибудь мягкое» или «что-нибудь, что им нравится читать».

    Пусть строят

    Детям не нужно много специальных материалов, чтобы иметь все необходимое для сборки. Чтобы начать, наполните корзину или коробку:

    • клей для рукоделия
    • пустые коробки из-под салфеток или обувных коробок
    • рулоны туалетной бумаги или рулоны бумажных полотенец
    • обрезки древесины
    • палочки для эскимо
    • чистящие средства для труб
    • другие домашние находки
    • город, или что-то из собственного воображения!

      Заручитесь их помощью в работе по дому

      В то время как работа по дому может показаться не развлечением для большинства взрослых, детям часто нравится вмешиваться и помогать с работой взрослых. Сейчас самое подходящее время, чтобы помочь ребенку научиться подметать, загружать посудомоечную машину или заправлять постель.

      Дети этого возраста также часто становятся чемпионами по стирке. Заинтересуйте их, попросив помощи в сортировке белья по категориям или цветам. Они также могут помочь спарить носки и сложить полотенца.

      Двигайся!

      Нет ничего более утомительного для родителей, чем ребенок, которому нужно сжечь немного энергии. Вместо того, чтобы позволять их энергии накапливаться весь день, делайте частые перерывы от спокойных игр, школьных занятий и экранного времени, чтобы немного подвигаться.

      Составьте список 5-минутных подвижных игр и добавляйте их в течение дня, когда вашему ребенку нужно немного подвигаться.

      • Мама, можно?
      • Саймон говорит, что
      • Красный свет, зеленый свет
      • Hopscotch
      • Freeze Tag

      Магазин. дорастая до старших классов начальной школы, они часто становятся более независимыми и готовы играть или работать самостоятельно.

      Но то, что они более независимы, чем младшие дети в семье, еще не означает, что они уже готовы самостоятельно планировать свой день. Проверьте действия ниже для некоторых творческих идей!

      Попросите их написать письмо

      Когда они не ходят в школу и не общаются с друзьями, дети старшего возраста особенно могут начать чувствовать себя немного социально изолированными. Поощряйте вашего ребенка делать все возможное, чтобы оставаться на связи с друзьями и близкими, написав письмо тому, кто ему небезразличен.

      Подойдет любой карандаш и бумага, но набор канцелярских принадлежностей может сделать это занятие особенным.

      Пусть они создадут комикс

      Написание комикса — отличный способ для вашего ребенка развить воображение, пока он тренируется в чтении и письме.

      Помогите ребенку составить общий план истории или покажите ему примеры комиксов, которые вам нравились в прошлом. Затем сделайте шаг назад и позвольте им взять на себя создание собственного комикса.

      Отправьтесь на прогулку на природу

      Если у вас есть возможность, прогуляйтесь с ребенком. Для этого не нужно далеко ходить или идти в парк. Вместо этого посмотрите, что вы можете найти в своем районе.

      Во время прогулки предложите ребенку указать на деревья, растения и жуков, названия которых он знает. Если можете, сфотографируйте тех, кого они не узнают. Когда вы вернетесь домой, пусть ваш ребенок потратит некоторое время на изучение того, что он видел на прогулке.

      Пусть они станут ниндзя!

      Если у вас есть возможность выходить на улицу, ничто так не заставит вашего ребенка двигаться, как собственный курс ниндзя для тренировок. Считайте стартовый пакет курса ниндзя вкладом в их творческий потенциал и физическую форму. Они будут тратить время на расстановку и перестановку препятствий, а также на прохождение трассы снова и снова.

      Купить в этом разделе

      • детский набор канцтоваров
      • пустые альбомы для комиксов
      • альбом для идентификации растений
      • альбом для идентификации жуков
      • стартовый набор для курса ниндзя

      день или два дома может показаться длиннее растяжки могут начать становиться немного сложными. Если вы отлучились от своей обычной рутины на несколько дней или дольше, попробуйте применить эти советы.

      Установить программу

      Если ваши дети не ходят в школу или не занимаются своими обычными делами, составление распорядка дня поможет им чувствовать себя максимально нормально. Установите ежедневное время пробуждения, а затем запланируйте день для различных видов деятельности, таких как

      • время в помещении
      • время на улице
      • работа в школе
      • творческая игра или рукоделие
      • перекус и обед

      возможно

      Если в вашем доме живет один из родителей или другой взрослый, попробуйте установить сменный график, чтобы у вас обоих было время непрерывной работы и перерывы в течение дня.

      В то время как некоторые семьи предпочитают включать и выключать по часам, другие предпочитают, чтобы один родитель отвечал за утренние часы, а другой – за дневные.

      Отпустите мелочи

      Может быть сложно видеть, как в вашем доме беспорядок, дети все еще в пижамах в полдень, а ваш рабочий день состоит из все более и более коротких шагов. Помните, что эта ситуация временная, и со временем все вернется на круги своя.

      Делайте все возможное, чтобы забыть о мелочах и постарайтесь найти радость в долгом времени, которое вы проводите со своими детьми.

      Несмотря на то, что справляться с изменениями в расписании и рутине может быть непросто, знайте, что это не будет длиться вечно.

      Старайтесь планировать веселые и увлекательные занятия со своими детьми, но не забывайте и о себе. Ты отлично справляешься.


      Джулия Пелли имеет степень магистра в области общественного здравоохранения и работает полный рабочий день в области позитивного развития молодежи. Джулия любит ходить в походы после работы, плавать летом и долго и приятно вздремнуть после обеда со своими двумя сыновьями по выходным. Джулия живет в Северной Каролине со своим мужем и двумя маленькими мальчиками. Вы можете найти больше ее работ на JuliaPelly.com.

      Чему научить годовалого ребенка

      Ищете уроков для годовалого ребенка ? Получите идеи для обучающих игр, сенсорных занятий и мест, куда можно пойти с малышом дома и на улице!

      Признаюсь, я мама, которая хочет убедиться, что ее дети узнают все, что могут, даже в раннем возрасте. В конце концов, мы слышали, что дети настроены на то, чтобы познавать мир, и что предоставление им форы может иметь огромное значение в том, насколько хорошо они учатся в школе.

      Тем не менее, я последняя мама, которая будет зацикливаться на вехах или полагаться исключительно на приложения и курсы повышения квалификации. Не имеет значения, что ваша подруга уже месяцами учит своего малыша произносить алфавит и петь детские песенки. Я искренне верю, что мы можем дать малышам все, что им нужно для обучения, используя простые действия. То, что более целенаправленное отношение к нашим взаимодействиям гораздо эффективнее, чем строгая учебная программа.

      Это особенно полезно для мам, которые большую часть дня проводят дома с годовалым ребенком и ищут развлечения.

      Возможно, вам наскучила ежедневная повестка дня, и вы ищете способы сделать свои дни более насыщенными и приятными. Возможно, вы хотели бы придумать свободный «план урока» — идеи, как организовать свой день, чтобы оставаться сосредоточенным. В противном случае вы в конечном итоге расслабитесь и вернетесь к тому же старому, тому же старому.

      Или вы чувствуете, что поступили несправедливо со своим годовалым ребенком, не проявляя большей целеустремленности в своих действиях.

      Итак, чем можно заняться, от развивающих игр до мест, куда можно сводить годовалого ребенка?

      Чему научить годовалого ребенка

      Ты попал в нужное место, друг.

      Этот список вещей, которым следует научить годовалого ребенка, предназначен для мам, которым нужен хороший баланс между целенаправленным обучением и повседневной деятельностью. Мама, которая знает, что речь идет не столько о формальном обучении, сколько о том, как направлять своего ребенка и создавать для этого среду.

      Взгляните на эти простые вещи, которым можно научить годовалого ребенка. Они идеально подходят для пробежки, когда у вас мало идей или вы хотите составить план урока:

      Содержание

      1. Ранняя грамотность

      К чтению всегда возвращается. Пока вы все время читаете со своим годовалым ребенком, он узнает все, что ему нужно, когда дело доходит до ранней грамотности. Исследования показывают, что дети усваивают словарные слова, когда им читают, хорошо подготавливая их к тому, когда они в конце концов пойдут в школу.

      Вот несколько способов включить чтение в свою повседневную жизнь:

      • Каждый вечер перед сном читайте одинаковое количество книг.
      • Оставляйте книги в легкодоступном месте по всему дому.
      • Часто ходите в библиотеку (и каждый раз регулярно берите книги).
      • Укажите на новые слова в вашем окружении.
      • Читайте сами для удовольствия, чтобы смоделировать то, что делают читатели.

      Бесплатные распечатки: Хотите несколько идей для книг? Подпишитесь на мою рассылку и получите свою копию списка книг для чтения вслух! Вы получите сотни любимых отрывков для чтения вслух вместе с ребенком. Получите это ниже — бесплатно для вас:

      2.

      Навыки самодостаточности

      Ваш годовалый ребенок переходит от стадии младенчества к юности, приобретая независимость на этом пути. Думать о ней как о чем-то, кроме ребенка, может быть сложно, но это прекрасная возможность попрактиковаться в навыках самодостаточности.

      К счастью, у вас есть множество возможностей сделать именно это. Вот несколько примеров:

      • Кормление. Позвольте ей есть самостоятельно, но поэтапно. Если она не может протыкать еду, протыкайте ее за нее, но позвольте ей положить вилку в рот. Предлагайте простые закуски, которые она может взять и жевать, или дайте ей выпить из обычной чашки.
      • Самостоятельно одеваться. Ваш годовалый ребенок не собирается в ближайшее время завязывать шнурки, но он может начать с простых способов одеваться. Например, попросите ее просунуть руки в рукава, подтянуть штаны или расстегнуть простую пуговицу.
      • Уборка игрушек. Убирание игрушек может научить сортировать и считать, а также важности ответственности. После каждой игры поощряйте ее помогать вам убирать игрушки, даже если это просто положить мячи обратно в коробки и поставить коробку на полку.
      • Независимое время. Каким бы необходимым ни было ваше руководство, предоставляя ей непрерывное свободное время, вы позволите ей проявлять творческий подход, подталкивать себя и учиться на ошибках.

      Узнайте больше о том, как вырастить самостоятельного ребенка.

      3. Навыки общения

      С самого первого дня вы показываете своему ребенку, как общаться. Но теперь, когда она лучше умеет выражать себя, вы можете использовать эту стадию, чтобы научить ее различным способам самовыражения.

      Например, вы можете обучить ребенка простому языку жестов для обычных слов. Я научил своих детей знакам «еще», «все готово» и «ешь», среди прочих слов. Вы также можете начать указывать на предметы в доме, когда вы их используете. «У меня есть мяч !» вы могли бы сказать, или «Хотели бы вы банан

      Начните обозначать чувства от безумных до радостных и грустных (вот несколько детских книг о чувствах, которые стоит прочитать). Это будет особенно полезно, когда она начнет испытывать сложные чувства. Она может использовать слова вместо того, чтобы прибегать к истерикам и ударам.

      И, наконец, чаще разговаривайте, описывая, что вы делаете. Сделайте это двусторонним разговором, каким бы невозможным это ни казалось на первый взгляд. Оставьте паузу или пространство, чтобы она «отвечала», даже если это не ваши обычные слова. Это научит ее социальным навыкам и элементарным способам общения.

      4. Социальные навыки

      Годовалые дети по-прежнему находятся в центре внимания, когда речь идет о социальном развитии.

      Они не будут «играть» вместе, как дети старшего возраста, а просто будут сидеть рядом друг с другом в параллельной игре. Они знают, что другие люди существуют, но мало интересуются ими и уж точно не могут представить, о чем они думают.

      Но это не значит, что они не могут или не должны практиковать социальные навыки в этом возрасте. Ваш годовалый ребенок, скорее всего, будет учиться, подражая вам, что сделает еще более важным моделирование хорошего поведения между вами двумя. Таким образом, ему также понадобится ваше руководство в более сложных социальных конфликтах, с которыми он может столкнуться.

      Очень важно дать ему много возможностей для общения в его годовалом стиле. Истории в библиотеке или игровые группы (особенно с людьми, которых он будет видеть регулярно) — отличное место для начала.

      5. Пение песен

      Не беспокойтесь, если у вас нет «певческого голоса» — годовалый ребенок не заметит разницы и не заметит этого. Вместо этого окружите его ежедневным пением, от песен, которые вы любите, до детских песенок. Вот несколько идей, как включить песни в свою повседневную жизнь:

      • Весь день играйте в детские стишки. Загрузите песни на свой телефон или компьютер и держите их включенными в течение дня, чтобы мотивировать вас подпевать.
      • Пойте интерактивные песни. Многие песни включают физическое участие, например, The Hokey Pokey, Heads, Shoulders, Knees and Toes, The Chicken Dance, и Twinkle, Twinkle, Little Star . Вы даже можете воспроизводить «обычные» песни с танцевальной составляющей, например, The Cupid Shuffle или The Macarena .
      • Пой в ванне. Сделайте свое ежедневное купание еще более увлекательным, напевая песни во время мытья посуды. Взгляните на эти книги о купании для детей.

      6. Цвета

      Одним из первых занятий воспитателей дошкольного учреждения, а позже и детского сада моих детей, было «проверить» детей на их цвета. Мои дети приходили домой с листами для раскрашивания, которые они раскрашивали в классе, что явно было попыткой учителей узнать, отличают ли ученики один цвет от другого.

      Другими словами, цвет имеет значение. И, к счастью, теперь вы можете начать говорить о цветах в повседневной жизни. Вы можете:

      • Показывать разные цвета, играя с игрушками. Вы можете сказать: «Вот синий кубик», «Давайте положим сюда все красные шарики» или «Я возьму зеленый карандаш».
      • Смешивайте цвета. От пластилина до раскрашивания: покажите своему годовалому ребенку крутые эффекты смешивания цветов.
      • Сортировка по цвету. У вас есть куча «вещей», которые можно отсортировать по цвету (например, слоеные шарики или строительные игрушки)? Устройте игру, разложив миски и положив каждый слоеный шарик или блок на тарелку того же цвета.

      Позвольте ему задавать темп и направлять его обучение и игру. Он может решить поиграть со слоеными шариками вместо того, чтобы раскладывать их по тарелкам одного цвета — это совершенно нормально. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать для него безопасное место, чтобы у него было как можно больше свободы, пока вы наблюдаете.

      7. Счет

      Разговаривая с годовалым ребенком, возьмите за правило считать в течение дня. Это поможет ему выучить числовую последовательность и понять, что счет является частью повседневной жизни. Вы не собираетесь учить его сложной математике (или даже основам, таким как сложение), но знакомите его с идеей подсчета количества.

      Вы можете подсчитать количество шагов, которые вы поднимаетесь по лестничному пролету, количество крекеров, которые вы кладете ему на тарелку, или количество передач мяча вперед и назад.

      Узнайте, как привить ребенку любовь к математике.

      8. Стекирование

      Раскрытие информации: эта статья содержит партнерские ссылки, что означает, что я буду получать комиссию — без каких-либо дополнительных затрат для вас — если вы совершите покупку.

      В кабинете педиатра меня попросили проверить, могут ли мои дети ставить несколько кубиков друг на друга. Блочное строительство учит зрительно-моторной координации, причинно-следственной связи и сравнениям, среди других преимуществ.

      Блоки бывают разных, много форм. Одними из первых я познакомил своих детей с такими квадратными блоками из пенопласта. Все они квадратные, что упрощает их складывание, и бывают разных цветов, чтобы их можно было сортировать и различать.

      И не забудьте позволить ему сбить блоки. Это так же весело и познавательно, как и их создание.

      9. Немного о нашем мире

      Такая простая вещь, как знакомство годовалого ребенка с нашим миром, может быть интересной для вас обоих. Например, вы можете прочитать о рыбах в книге, а затем посетить аквариум, чтобы он лично увидел рыб. Вот еще несколько идей:

      • Посетите сельскохозяйственных животных (ознакомьтесь с этими детскими книгами о фермах)
      • Прокатиться на поезде
      • Играть с машинками
      • Сходить в зоопарк
      • Прогулка по окрестностям
      • Сходить в ботанический сад

      10. Исследуйте природу

      Пребывание на свежем воздухе предлагает вашему годовалому ребенку много возможностей для обучения, от наблюдения за природными объектами до исследования руками. А на открытом воздухе мы не говорим о походе на выходные — подойдет что-то столь же простое, как посещение местного парка или игра во дворе.

      Позвольте ей ходить по разным дорожкам, собирать веточки и хватать пригоршни травы. Посмотрите на облака, укажите на разных птиц и сравните насекомых, с которыми вы можете столкнуться.

      Время, проведенное на свежем воздухе, также может быть временем игры: раскачайте ее на качелях, поиграйте в песочнице или погоняйте ее по лужайке.

      Взгляните на эти занятия на свежем воздухе для годовалых детей.

      11. Декоративно-прикладное искусство

      Да, годовалые дети могут начать заниматься декоративно-прикладным искусством, но не так, как вы можете себе представить. Вам нужно не закончить законченный продукт, а предоставить вашему малышу художественные принадлежности для неограниченной игры. Писать и устраивать беспорядок — это нормально!

      Например, снабдите свой дом:

      • Мелками
      • Тесто для лепки
      • Клеевые стержни и кусочки бумаги
      • Краска для пальцев
      • Наклейки

      Совет: Сохраните любую картонную коробку, которую вы получите по почте, чтобы мгновенно повеселиться с искусством!

      Взгляните на другие поделки для детей от 1 года.

      12. Сенсорные игры

      Сенсорные игры позволяют годовалому ребенку исследовать, используя свои органы чувств. К счастью, вы можете использовать материалы дома для веселой сенсорной игры.

      И помните, что не существует одного «правильного» способа игры — это скорее настройка окружения и предоставление ей возможности взять на себя инициативу. Это будет способствовать развитию его воображения, любопытства и навыков решения проблем.

      Вот несколько идей:

      • Выдавливание воды из губки в миску
      • Игра с водным или песочным столом
      • Создание мыльных пузырей
      • Картина в ванне
      • Изучение сушеного риса или бобов в сенсорных корзинах
      • Наполнение пасхального яйца сухим рисом и встряхивание под музыку
      • Игра на музыкальных инструментах

      Больше сенсорной активности для годовалых детей.

      Заключение

      Мы все хотим для наших детей самого лучшего с самого начала.

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *