Содержание

Как развивать детей с максимальной пользой и без вреда для здоровья

Детский мозг пластичен. Некоторым кажется, что чем раньше начнёшь учить ребенка скрипке или математике, тем больших успехов он достигнет. С другой стороны, одностороннее развитие может принести вред.

Правда в том, что существуют как естественные ограничения, так и периоды, в которые наиболее продуктивно развивать разные навыки. Фигурное катание с трёх лет — это нормально? А методы обучения чтению с шести месяцев? Как и когда учить ребенка другим языкам? На все эти вопросы мы постараемся дать точные ответы.

Статья проверена врачами Euromed Kids:

  • педиатром — Полиной Сергеевной Пономаренко
  • ортопедом-травматологом — Филиппом Викторовичем Мешковым

Спорт

Многие родители отдают ребенка в спорт достижений, исходя из того, что там он разовьёт стойкость и умение преодолевать трудности. Часто это действительно так. Мы знаем, что цирковые дети, маленькие фигуристы, балерины и гимнасты обладают высочайшим трудолюбием и целеустремленностью. Психологическая природа этой целеустремленности такова: дошкольник и младший школьник сначала стремится порадовать своими достижениями важных для него людей — родителя и тренера, а потом, около 8-10 лет, происходит интернализация, то есть, цель перемещается «внутрь ребенка» — он начинает сам воспринимать себя как фигуриста, спортсмена, акробата.

Но далеко не все дети, которые росли в спорте, становятся спортсменами. И далеко не все могут перенести свою спортивную целеустремленность в другие сферы. Обучение в школе и вузе требует не только трудолюбия в отработке навыков и соревновательности, но и многих других качеств, которые у ребенка-спортсмена могут быть хуже развиты, потому что им не уделяли времени.

Что делать?

  • Не отдавать ребенка в спорт достижений по причине того, что хочется развить его целеустремленность. Есть много способов сделать это с меньшими психологическими и временными затратами.
  • Тщательно проконсультироваться с врачом, и делать это на каждом этапе роста ребенка (3-4 года, 6-7 лет, предпубертат — 10-11 лет, 15-16 лет). Бывают случаи категорического несовпадения вида спорта и телесных особенностей ребенка. Например, дисплазия соединительной ткани — серьёзное противопоказание против любых динамических нагрузок на суставы (бег, танцы, гимнастика, фигурное катание). Такие дети обычно показывают хорошие результаты (у них отличная выворотность, гибкость), но при этом сильнее других изнашиваются соединительные ткани, и проблемы со спиной и коленями начинаются быстрее.
  • Если ребенок очень любит спорт, в 11-13 лет стоит вместе решить, будет ли он профессиональным спортсменом. И если ответ «да» — иметь наготове не только планы завоевать мир и стать чемпионом, но и более реалистичные варианты: тренер в фитнес-клубе или спортшколе, учитель физкультуры. Иначе вырастает опасность срывов и депрессий.

Гораздо полезнее для детей — и с физиологической, и с психологической точки зрения — непрофессиональный спорт, в котором можно также добиваться определенных результатов, но не абсолютных, а относительных. Ребенок не стремится к рекордам в своей возрастной группе, а постепенно, в своем темпе обучается новым навыкам. Здесь тоже развивается целеустремленность и преодоление себя, но нагрузки будут более дозированными, так как нужный результат — не достижения, а выработка навыка и укрепление здоровья. Для дошкольника вполне достаточно двух тренировок в неделю, для школьника — трех. Очень хорош любительский командный спорт, который позволяет сбалансировать психологическую нагрузку и «выпустить пар», учит работать вместе, играть по правилам. К сожалению, в России не так легко найти увлеченного тренера, который не был бы занят выращиванием чемпионов, но при желании это вполне возможно.

Когда отдавать ребенка в спортивную секцию, даже любительскую?

Мы советуем делать это не раньше 4-5 лет. Маленькому ребенку приносит больше пользы спонтанное развитие двигательных навыков. У малыша должно быть достаточно разнообразного непроизвольного движения — бегать, прыгать, лазить, пинать мяч не по команде, а по собственному желанию. Младший дошкольник сначала учится получать удовольствие от своего тела, познает его, а уж потом, примерно к 5 годам, приходит к целенаправленной активности.

Посмотрите видео с нашим травматологом-ортопедом — Алябьевым Александром Борисовичем. На нем он рассказывает куда стоит отдать ребенка? Какой спорт безопасен для здоровья, а какой нет? С какого возраста можно подключать физические упражнения? Какая секция больше походит для мальчика, а какая для девочки?

Общее интеллектуальное развитие

Когнитивное развитие человека преодолевает общие для всех ступеньки. Наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Эти ступеньки, наблюдая за детьми, открыли и изучили в середине прошлого века такие ученые как Пиаже и Выготский. В своем развитии детский интеллект проходит следующие стадии:

  • Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). На этой стадии ребенок начинает понимать, что он отделен от внешнего мира, и исследует его с помощью своего тела. Он пока не может ничего «себе представить», вообразить, может только оперировать конкретными предметами.
  • Период дооперациональных представлений (2-7 лет). Ребенок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать в игре символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но многие виды опыта ребенок пока не может воспринять. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, дошкольник может сказать, что воды стало меньше. Если объяснять и пробовать много раз, дошкольник может научиться правильному ответу, но стоит чуть изменить эксперимент, и ребенок сделает прежнюю ошибку. Это потому, что его мышление пока не готово к операциональным представлениям.
  • Период конкретных операций (7-10 лет). В этом возрасте ребенок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Он уже способен складывать и вычитать несуществующих коров (ему для этого необязательно их рисовать). Но пока он решает все задачи по отдельности и не умеет обобщать. Решив задачку про Диму и яблоки, первоклассник может зависнуть над «такой же» задачей про Аню и огурцы. Потому что это для него разные задачи.
  • Период формальных операций (после 10-12 лет). Подросток уже может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Он может мыслить логически и абстрактно, решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Что будет, если пытаться ускорить развитие мышления ребенка?

В лучшем случае ничего не произойдет. Так, мы безусловно можем обучить бойкого пятилетку таблице умножения, но он выучит её механически и не сможет применять в жизни (то есть, если вы спросите его, сколько окон в доме с четырьмя этажами по шесть окон в каждом, – он не умножит 4 на 6 в уме, а все-таки нарисует дом и посчитает окошки). Именно этим обучение человека отличается от дрессировки животного: мы не просто закрепляем навык, но опираемся на внутренние механизмы мышления. Без этого приобретенные навыки остаются непрочными.

Но бывает и иначе. Некоторые дети, от природы не вполне нейротипичные (например, с небольшим расстройством аутистического спектра), могут рано научиться оперировать символическими системами. Именно эти дети в пять лет способны понимать сложные математические категории. Однако это происходит за счет замедления развития других сторон мышления, прежде всего эмоционального и социального интеллекта, творческой составляющей. Для психики таких детей ранний упор на интеллектуальное развитие, не соответствующее возрасту, может быть по-настоящему вреден.

Всё это не означает, что с дошкольниками нельзя заниматься ничем развивающим. Наоборот, можно и нужно. Но эти занятия должны соответствовать стадии мышления, на которой находится ребенок.

Например, очевидно, что любые развивающие занятия с дошкольниками проводятся только в форме игры. Исходя из стадий развития мышления, становится понятно, почему пятилетний ребенок способен часами увлеченно играть в куклы, но не может высидеть более десяти минут на занятиях по «подготовке к школе». Более того, даже и начальная школа в России устроена не вполне физиологически и психологически полезно для ребенка 7-10 лет. В этом возрасте, когда формируется конкретное мышление, эффективнее было бы получать большую часть знаний не сидя за партой и глядя в учебник или пассивно слушая учителя, а в ходе выполнения проектов, поиска информации, сотрудничестве с другими учениками. Так задействуется больше каналов восприятия. Поэтому к проектной системе пришли методисты многих европейских стран (в частности Германии, где по ней работают все школы).

Дошкольник же и вовсе мыслит только предметно. Самым маленьким, чтобы понять, что такое миндаль и чем он отличается от каштана, надо не только увидеть, но и потрогать эти орехи, лизнуть их. Только тогда обеспечивается связь представления со словом. Об этой особенности хорошо знают педагоги системы Монтессори: интеллектуальное воспитание малыша — это всегда воспитание сенсорное.

Очень важно учитывать такую особенность мышления малышей как подвижность их тела, внимания и эмоций.

Да-да, это особенность именно мышления. Именно поэтому стихи и песни лучше запоминаются, когда малыши могут двигаться, танцевать под них. Внимание удерживается на предмете лишь до тех пор, пока не иссяк сенсорный или эмоциональный стимул. Бесполезно просить 5-6-летнего «не отвлекаться» от занятий — произвольное внимание у них пока почти совсем не работает. Да и в 7-10 оно ещё нестабильно, именно поэтому на уроке, который длится 40-45 минут, удерживать внимание могут только опытные педагоги, которые умеют вовремя создавать сильные, яркие стимулы.

Наука для 7-10-летнего и тем более для старшего дошкольника — это эксперимент, когда мы наглядно демонстрируем, что происходит с веществом или предметом. Рассказ об исторических событиях или жизни живой природы может быть только сюжетом с конкретными героями (как в передаче «Ребятам о зверятах», где всегда есть конкретный леопард или обезьяна, за жизнью которого мы наблюдаем и которому сопереживаем). Осознание общих понятий становится доступно ребенку не раньше 10-11, иногда 12-13 лет.

Ещё одна важная вещь, о которой часто забывают, — это то, как устроена мотивация человека. В норме вознаграждение должно идти за действием — только тогда мотивация будет прочной и поддерживаться. Пытаясь заниматься детским развитием, многие забывают об этом законе. Проще говоря, ребенку «дают», «преподают» некое знание, забывая, что в норме он должен сначала сам сделать движение ему навстречу, испытать желание получить это знание, потянуться за ним. Когда ответ (вознаграждение) следует за вопросом — это нормально. Когда ребенку даются ответы на вопросы, которых он не задавал, очень быстро наступает пресыщение, система мотивации ломается. Ребенок не успевает захотеть что-то узнать. Особенно часто это происходит в современных условиях избытка информации. Не стоит перекармливать ребенка знаниями и стимулами. Лучше сначала дождаться его интереса к чему-либо, и уже тогда сделать шаг навстречу — ответить на вопрос, показать познавательное видео, записать на кружок. Желание учиться и получать новые знания — такой же естественный процесс, как и аппетит, и так же как аппетит, это желание прекрасно работает, если его не ломать.

Иностранные языки

Существует два способа обучить ребенка иностранному языку. Первый — внедрять его в жизнь ребенка как один из языков, на котором говорят в его окружении. Это можно делать в любом возрасте. Билингвы и трилингвы могут немного позже начать говорить, зато они действительно рано выучивают два родных языка. Этот способ годится, если один из взрослых в семье имеет другой родной язык (хотя бы гувернер-иностранец, который общается с ребенком только по-английски все пять рабочих дней), или если вы живёте за границей. Других способов воспитать билингва наука не придумала.

Маленький ребенок выучивает язык только на практике, в плотном, конкретном взаимодействии со средой.

Если билингвизм не ваш случай, принципиальной разницы — когда начинать — нет. До 11-13 лет ребенок не может всерьёз и надолго выучить язык как иностранный (то есть, как символическую систему — вспомним стадии развития мышления). Это не значит, что он не способен еще до этого возраста выучить слова или конструкции, научиться пользоваться ими языком в определенных ситуациях, слушать песни и смотреть фильмы, общаться. Но не стоит рассчитывать на эти результаты или пытаться форсировать обучение языку до того, как ребенок станет подростком.

Не стоит расстраиваться, если ребенок заканчивает школу, плохо зная язык. Хорошая память и легкость обучения новым навыкам не заканчиваются в 18 лет, а длятся до 25-35 лет, при должной практике — и дольше. Поэтому как в 12-13, так и в 22-23 года подросток или юноша могут легко выучить язык, если есть хорошая обучающая система и сильная мотивация.

Полезно ли учить ребенка 3-6 лет иностранным словам и как это делать? Да, полезно, если у него нет больших проблем с родным языком. Лучше всего слушать песни на разных иностранных языках, ненавязчиво знакомить ребенка с названиями разных предметов и простыми конструкциями («Привет», «Простите»), а заодно и с культурой разных стран. Особенно хорошо, если вы едете в другую страну и там ребенок может применить знания на практике — ведь мышление дошкольника предельно конкретно. Если среди ваших дедушек и бабушек есть люди разных национальностей (кто-то армянин, узбек или еврей), очень полезно выучить несколько слов на языке предков, особенно слов, которые что-то значат в этой культуре (названия родственников, праздников, блюд). Это яркие эмоции, которые очень много дают ребенку.

Творчество и развитие креативности

В сознании многих «обучение творчеству» проходит по той же схеме, что и обучение какому-либо навыку или науке, то есть как приобретение суммы знаний и умений. С этой целью дошкольника спешат поскорее записать в музыкальную или художественную школу. Иногда это неплохо, если учитель знает особенности развития дошкольников и следует им. Вы можете поприсутствовать на занятии и оценить, насколько они соответствуют уровню мышления вашего ребенка.

  • Если педагог по сольфеджио быстро меняет задания (учёт особенностей внимания), если, разучивая песню о георгинах и осени, он показывает детям георгин в вазе и букет осенних листьев (конкретное мышление), если детей учат подражать уханью совы или предлагают мяукнуть как кошечка (вовлечение эмоций), если в ходе урока дети встают из-за парт и выполняют какие-то движения (учёт сенсорной интеграции), если каждому дают потрогать инструменты или даже поиграть на них — вы попали на правильный урок музыки для 4-6 лет.
  • Если на занятии по рисованию детям 5-10 лет не объясняют законы перспективы, не требуют аккуратности, не учат рисовать по правилам и вообще предметно, но показывают разнообразные приемы и техники, предлагают рисовать под музыку или иллюстрировать сказки, изобразить определенную эмоцию, — перед вами хороший педагог ИЗО.

Именно на творческих занятиях особенно важно не ломать порядок естественного развития ребенка. Об этом очень хорошо знают педагоги системы Вальдорфских школ. Для них творческие способности ребенка — это растение, которое нужно беречь, поливать и удобрять, не пытаясь (по меньшей мере до 12-13 лет) оценивать и подгонять под систему любых академических правил.

Сказанное не вполне относится к игре на музыкальных инструментах. Это скорее навык, чем творчество, поэтому обучение игре на скрипке или флейте ближе к разделу «спорт и балет» и подчиняется тем же законам. В обучении навыкам всегда есть элемент принуждения и внешней мотивации, поэтому лучше начать такое обучение не раньше 7-8 лет.

К большому сожалению, в общеобразовательных школах уделяют слишком мало внимания творческому развитию детей. Мы призываем родителей серьёзно отнестись к свободному рисованию, сочинению сказок, таким творческим играм как буриме, «Имаджинариум», фантазированию детей и времени на свободную игру даже в 10-11 лет. Эта деятельность крайне важна для правильного развития ребенка, стабильности психики, её гибкости, устойчивости и умения человека ставить перед собой экзистенциальные (жизненные) цели.


Читайте также:

  • Школьник: слабые места

Как и зачем развивать детей от 0 до 3 лет | КупиМама Вологда


Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию навыков своего малыша, тем скорее он освоит важные способности и умения для полноценной жизни.


Каждый ребенок индивидуален и развивается по собственному пути, в своем темпе. Никто не сможет с уверенностью сказать, как будет малыш осваивать те или иные навыки. При этом всегда есть и определенные нормы: когда и как дети начинают сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать.


Первые три года жизни — самый важный период в жизни любого малыша. Именно в этом возрасте формируется характер, который в последствии будет очень непросто поддаваться корректировке. Детские психологи и специалисты рекомендуют начинать активное развитие с полугода, так как к этому возрасту у ребенка закладывается фундамент психики и формируется тактильное восприятие окружающего мира.


C самых первых дней стоит уделять малышу внимание и как можно больше, развивать его интеллектуальный уровень. Необходимо разговаривать, постоянно рассказывать ему что-либо, показывать картинки, читать, играть. Ребенку все интересно, он вбирает в себя всю доступную информацию, как губка.


Наблюдая за своим крохой, Вы, наверное, уже заметили, что у него получается лучше, к чему он больше проявляет интерес. Опираясь на эти наблюдения и экспериментируя, Вы можете самостоятельно выбрать комплексы развития своего малыша. Множество методик и техник подробно описаны в сети Интернет. В книжных магазинах представлены труды психологов и детских специалистов из всех уголков земного шара и на любой вкус. В таком многообразии легко растеряться. Но, не переживайте, ваша любовь и желание помочь малышу узнать мир – самое главное. А разобраться с концепциями развития мы Вам сейчас попробуем помочь.

Раннее развитие: за и против.


Несмотря на научно обоснованную полезность феномена раннего развития, детские специалисты и опытные родители поделились на два лагеря: есть ревностные сторонники и противники концепции. Аргументы каждой из сторон заслуживают уважения, поэтому, окончательный выбор остается за вами, друзья.

Аргументы «против»:

  • Эволюция человека насчитывает не один десяток тысяч лет, и гарантирует, что любой ребенок освоит необходимые ему навыки, когда будет к этому готов;
  • Многие методики, уделяя большое внимание умственному и физическому развитию детей, оставляют «за бортом» эмоциональное развитие, социализацию и психологию;
  • Методики, как правило, наиболее эффективны, если следовать им регулярно и комплексно. Это требует определенных усилий и вовлеченности родителей. Просто купить ребенку развивающие материалы, часто, недостаточно;
  • Заставляя ребенка уделять время интеллектуальным занятиям. Мы лишаем его детства;
  • Несвоевременность знаний и навыков. Ребенок может очень рано освоить навык чтения, но его мозг может быть не готов преобразовывать слова в красочные образы. Умение будет просто «законсервировано» до момента, пока активно не потребуется ребенку уже в школе;
  • Сверстники могут завидовать чрезмерно умным детям, не принимать их в свой круг, игры. Это грозит проблемами с социализацией.

Аргументы «за»:

  • Мир вокруг нас постоянно изменяется, в последние годы очень стремительно. Чтобы ребенок вырос конкурентным в этом мире, успевал усвоить необходимые ему знания, наконец, не потерялся в лавине информации, его нужно развивать с младенчества;
  • Сторонники раннего развития справедливо полагают, что не лишают детей детства. С помощью правильной методики, которая будет учитывать индивидуальные особенности малыша, можно сделать его ранние годы по-настоящему яркими, насыщенными и интересными. Важно, чтобы развитие происходило естественно, стало частью игры. Все нужно пробовать и «примерять» на себя. Если ребенку перестало быть весело и интересно, просто пробуйте другую методику или комбинируйте их;
  • Методики развития помогают вовремя увидеть у малыша яркие способности, склонности и интересы. В итоге ребенок вырастет человеком, который знает, что хочет от жизни, что ему нравится, а что нет. Гораздо проще быть успешным в том, что гармонично твоему внутреннему миру. Постоянные метания и поиски себя во взрослом возрасте – это не про таких детей.

С чего и когда начинать?


Допустим, мы уже определились, что развитие ребенка — это нужно и полезно. Мы знаем, что с полугода уже можно начинать активно познавать мир. И все же, какой первый шаг, на что обратить внимание? Как понять, что уже именно сейчас пора для вашего малыша?


Сначала можно просто создать для ребенка среду, которая будет наполнена интересными и необычными предметами для изучения всеми органами чувств. Это различные игрушки для тактильных, звуковых, зрительных, обонятельных ощущений. Игрушки, фигуры, цвета, различные по тактильным ощущениям поверхности, специальные игрушки для малышей. Сюда отлично впишутся игровые коврики и центры, ортопедические и развивающие коврики.


Попробуйте включить ребенка в выполнение своих повседневных и бытовых задач. Вы, наверное, слышали выражение: «лучшие игрушки – это не игрушки». Проговаривайте для ребенка все, что Вы делаете. Пусть это Вас не смущает – никто не увидит, а малышу полезно и интересно.


Не забывайте наблюдать, как ребенок на все реагирует. Детские психологи пришли к выводу, что применять методики и начинать активное развитие стоит начинать, когда кроха овладеет следующими навыками.

Необходимые навыки, чтобы начать:

  • Хорошо воспринимает звуки и речь, пытается сам воспроизводить звуки, общаться. Это главный сигнал;
  • Уверенно реагирует на название предметов и старается брать имен их. Так малыш оказывает развитие своих аналитических способностей;
  • Большинство детей к этому моменту (не забываем, как правило это 6-7 мес.) уже садятся и начинают ползать. Этот этап развития опорно-двигательного аппарата позволит Вам с малышом начать обучение с применением методик развития сенсорного восприятия и физических нагрузок;
  • Если ребенок активно реагирует на Вашу мимику, эмоции – можно выбрать методику, в основе которой лежит эмоциональное развитие.


Не забывайте наблюдать за своим малышом. Если он пока не проявляет интерес к обучению, скучает или капризничает, не переживайте. Просто попробуйте другие развивающие игры или подождите, пока ребенок чуть-чуть подрастет.


Главный принцип – не навреди. Неосторожное и навязчивое применение методик развития может иметь обратный желаемому эффект.

Применяйте с осторожностью:

  • Если ребенок скучает, капризничает, протестует – пока лучше ему уступить. Не стоит заставлять ребенка силой;
  • Если малыш увлеченно играет или занят чем-то для него важным, лучше подождать, пока он закончит;
  • Приступать к занятиям по развивающей методике стоит только в том, случае, если вы уверены, что смысл рекомендуемых методикой занятий вам понятен, и Вы считаете его адекватным и подходящим ребенку;
  • Развитие должно быть полноценным и комплексным. Неправильно отдавать предпочтение, например, интеллектуальному развитию в ущерб физическому или эмоциональному.


Развивайте в ребенке все его грани: эмоции, интеллект, физическое развитие и психологические аспекты. Тот базис, который ребенок усвоит особенно в первые три года, в будущем сформирует его личность и характер.


Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори — «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?


Основана на сочетании физического и умственного развития. Основной инструмент – карточки с картинками и обозначениями (животные, предметы, явления). Карточки демонстрируются ребенку по очереди, при этом четко проговаривается. Что на них изображено. Так в мозг малышу как будто «загружается» информация. Занятиям уделяется немного времени несколько раз в день, а остальное время внимание уделяется активным играм и физическому развитию.


Это серия книг, которые помогают познавать увлекательный мир с помощью картинок.


Разработана по основе «Методики Домана». С помощью программы Вы сможете постепенно и легко научить малыша говорить, читать, рисовать, клеить и проявлять в других направлениях свои творческие способности.

Развивающие игры Никитиных.


Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори — «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?

7 советов по воспитанию заботливых детей — сделать заботу обычным явлением

4. Предоставьте детям возможность практиковать заботу и благодарность.

Почему?

Дети должны научиться заботиться о других и быть благодарными — для них важно выражать признательность многим людям, которые вносят свой вклад в их жизнь. Исследования показывают, что люди, имеющие привычку выражать благодарность, с большей вероятностью будут полезными, щедрыми, сострадательными и прощающими, а также с большей вероятностью будут счастливы и здоровы.

Как?

Научиться быть благодарным и заботливым в некоторых отношениях можно так же, как научиться играть в спорт или играть на музыкальном инструменте. Ежедневное повторение — будь то помощь другу с домашним заданием, работа по дому, работа в классе или регулярное размышление о том, что мы ценим в других, — и все более сложные задачи делают заботу и благодарность второй натурой и развивают способности детей заботиться. Проводите семейные собрания, на которых дети тренируются, помогая решать семейные проблемы, такие как ссоры между братьями и сестрами, проблемы с выходом в школу и приготовление пищи более приятно. Хотя как родители и опекуны мы всегда должны твердо стоять за такие ключевые ценности, как забота и справедливость, мы можем сделать наш дом демократичным в ключевых отношениях, прося наших детей выражать свое мнение, пока они слушают наше. Вовлечение детей в составление планов по улучшению семейной жизни учит их видеть в перспективе и решать проблемы, а также возлагает на них подлинную ответственность: стать со-творцами счастливой семьи.

ПОПРОБУЙТЕ ЭТО

  • Настоящие обязанности. Ожидайте, что дети будут регулярно помогать, например, по хозяйству и братьям и сестрам, и хвалят только необычные добрые дела. Когда такие рутинные действия просто ожидаются и не вознаграждаются, они, скорее всего, укоренятся в повседневных действиях.

  • Сделайте заботу и справедливость в центре внимания. Начните разговор с детьми о заботливых и безразличных поступках, которые они видят в своей повседневной жизни или по телевидению, а также о актах справедливости и несправедливости, свидетелями которых они могут стать или о которых они могут услышать в новостях, например, о человеке, который встал на защиту важного дела или Пример сексизма или расизма. Спросите детей, как они видят эти действия, и объясните, почему вы считаете эти действия заботливыми или безразличными, справедливыми или несправедливыми.

  • Выражение благодарности. Попробуйте сделать выражение благодарности ежедневным ритуалом во время обеда, сна, в машине или в метро. Поощряйте детей выражать признательность членам семьи, учителям или другим людям, которые вносят свой вклад в их жизнь.

5. Расширьте круг интересов вашего ребенка.

Почему?

Почти все дети сочувствуют и заботятся о узком кругу семьи и друзей. Наша задача — помочь детям научиться сопереживать и заботиться о ком-то вне этого круга, например, о новом ребенке в классе, о ком-то, кто не говорит на их языке, школьном смотрителе или о ком-то, кто живет в далекой стране.

Как?

Важно, чтобы дети научились  увеличивать , внимательно слушая и обращая внимание на тех, кто находится в их ближайшем окружении, и уменьшать , воспринимая общую картину и учитывая круг людей, с которыми они взаимодействуют каждый день. Дети также должны учитывать, как их решения влияют на общество. Например, нарушение школьных правил может облегчить другим нарушение правил. Особенно в нашем более глобальном мире важно, чтобы дети проявляли заботу о людях, которые живут в других культурах и сообществах.

ПОПРОБУЙТЕ ЭТО

  • Дети сталкиваются с трудностями. Поощряйте детей учитывать точки зрения и чувства тех, кто может быть уязвимым, например, нового ребенка в школе или ребенка, у которого возникли проблемы в семье. Дайте детям несколько простых идей для действий, например, утешьте одноклассника, которого дразнят, или обратитесь к новому ученику.

  • Уменьшение. Используйте газетные или телевизионные истории, чтобы начать разговор с детьми о трудностях и проблемах других людей или просто о другом опыте детей в другой стране или сообществе.

  • Прослушивание. Подчеркните вместе с ребенком важность того, чтобы действительно слушать других, особенно тех людей, которые могут показаться незнакомыми и которых может быть трудно сразу понять.

6. Поощряйте способность детей быть этичными мыслителями и творцами позитивных изменений в своих сообществах.

Почему?

Дети по своей природе интересуются этическими вопросами, и решение этих этических вопросов может помочь им понять, например, что такое справедливость, что они должны другим и что делать, когда у них противоречивые привязанности. Дети также часто заинтересованы в том, чтобы взять на себя роль лидера, чтобы улучшить свои сообщества. Они хотят быть силами добра. Например, многие из наиболее впечатляющих программ по воспитанию заботы и уважения и прекращению издевательств и жестокости были начаты детьми и молодежью.

Как?

Вы можете помочь детям стать этичными мыслителями и лидерами, выслушивая и помогая им обдумывать их собственные этические дилеммы, например: «Стоит ли мне пригласить новую соседку на мой день рождения, если она не нравится моему лучшему другу?» В то же время вы можете предоставить своим детям возможность бороться с несправедливостью в своих сообществах и укреплять их другими способами.

ПОПРОБУЙТЕ ЭТО

  • Принимаем меры. Поощряйте детей принимать меры против затрагивающих их проблем, таких как киберзапугивание или небезопасный угол улицы.

  • Соединение. Предоставьте детям возможность присоединиться к делу, будь то борьба с бездомностью, поддержка образования девочек в развивающихся странах, привлечение внимания к бедственному положению животных, подвергшихся жестокому обращению, или любая другая область, которая их интересует.

  • Делать «с». Поощряйте детей не только «делать для» других, но и «делать с» другими, работая с различными группами учащихся, чтобы решать проблемы сообщества.

  • Мысли вслух вместе с ребенком. Начните разговор об этических дилеммах, возникающих в телешоу, или дайте детям этические дилеммы, с которыми они должны справиться во время еды или в других ситуациях. Что им делать, когда одноклассник говорит им плохие вещи о другом ребенке? Когда они видят, что кто-то жульничает на тесте или ворует? Когда они сделали что-то не так и боятся признаться в этом своим родителям или опекунам?

7. Помогите детям развить самоконтроль и эффективно управлять своими чувствами.

Почему?

Часто способность заботиться о других подавляется гневом, стыдом, завистью или другими негативными чувствами.

Как?

Мы можем научить детей тому, что все чувства хороши, но некоторые способы борьбы с ними бесполезны. Детям нужна наша помощь, чтобы научиться продуктивно справляться с чувствами.

ПОПРОБУЙТЕ ЭТО

  • Определение чувств. Назовите детям их тяжелые чувства, такие как разочарование, печаль и гнев, и предложите им рассказать вам, почему они так себя чувствуют.

  • 3 шага к самоконтролю. Простой способ помочь детям совладать со своими чувствами состоит в том, чтобы практиковать три простых шага вместе: остановиться, сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот и сосчитать до пяти. Попробуйте, когда ваш ребенок спокоен. Затем, когда вы увидите, что она расстроена, напомните ей об этих шагах и выполните их вместе.

  • Разрешение конфликтов. Попрактикуйтесь с ребенком в разрешении конфликтов. Подумайте о конфликте, свидетелем которого вы или ваш ребенок были или который он пережил, и который закончился плохо, и разыграйте различные способы реагирования. Постарайтесь достичь взаимопонимания — выслушивайте и перефразируйте чувства друг друга, пока оба человека не почувствуют себя понятыми. Если ваш ребенок наблюдает, как вы испытываете тяжелое чувство, и обеспокоен, поговорите с ним о том, как вы справляетесь с этим.

  • Очистить пределы. Используйте власть с умом, чтобы установить четкие границы. Объясните, как ваши ограничения основаны на разумной и любящей заботе о благополучии вашего ребенка.

Воспитание заботливого, уважительного, этичного ребенка всегда было и остается тяжелой работой. Но это то, что мы все можем сделать. И нет работы более важной и, в конечном счете, более полезной.

Индоссанты

Следующие лица одобрили эти советы: Ашока , Концепции профессионального обучения / H. E.A.R. – Помогая каждому добиться уважения , Cartoon Network , Центр характера и гражданственности при Университете Миссури-Сент. Louis , Center for the 4th and 5th Rs, SUNY Cortland , Character Education Partnership (CEP) , Deborah Temkin , Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning (CASEL ) , Committee for Children , Facing History and Ourselves , Great Schools , Greater Good Science Center, University of California, Berkeley , HopeLab , Джессика Берлински, Адаптивные системы здравоохранения , Юбилейный центр изучения характера и добродетелей , Морис Дж. Элиас, директор лаборатории социально-эмоционального обучения, Университет Рутгерса , Michele Borba , National Association of Independent Schools (NAIS) , National School Climate Center , Peace First , PREVNet , The Random Acts Фонда Доброты , YMCA США .

Последняя проверка: ноябрь 2022 г.

Способы заботиться о своем ребенке, пока вы работаете

по Ann McKitrick | 26 марта 2020 г. | Воспитание

У вас новые коллеги.

Когда мы сталкиваемся с проблемами коронавируса и его последствиями для повседневной жизни, важно помнить о чем-то или, скорее, о ком-то. И это ваш ребенок.

Это большая адаптация для вас, когда вы переходите от повседневной работы к тому, чтобы понять, как выполнять свою работу дома. Тяжело, когда ты на онлайн-встрече, а твой малыш тает в соседней комнате. Или ваши школьники дерутся наверху и хлопают дверями.

Но давайте посмотрим на это с точки зрения ребенка, подумаем, что он должен чувствовать для них. Во-первых, они действительно не понимают, о чем все так беспокоятся. Жизнь для них выглядит почти одинаково.

Может быть, они больше не ходят в школу, но нет проблем. Быть дома весело! У меня есть родители, с которыми я играю. Но подождите, они не позволят мне войти? Я не могу сидеть у них на коленях? Они не будут играть? Я должен молчать? Я не могу!

Или как насчет того, что ваш ребенок не ходит в школу и привык целый день проводить дома с одним родителем. Дом — это их пространство. Теперь вы вторглись в него и изменили то, как все делается.

У маленьких детей короткая продолжительность концентрации внимания — около 3-4 минут в год их возраста. Таким образом, вашему 4-летнему ребенку нужно менять активность примерно каждые 15 минут, а вашему 2-летнему — каждые 8 ​​минут. Кроме того, дети любят рассредоточиться, сбрасывать свои игрушки, переходить от одного предмета к другому, часто есть и нуждаться в ваших указаниях. И они не очень тихие!

Работа дома с детьми требует тщательного планирования, гибкости, терпения и чувства юмора. Вот совет: приберегите свои большие дела (кино, видеоигры, специальные мероприятия) до конца дня, когда все устают. Может быть хорошей идеей сделать сюрприз.

Друг, который работает дома вместе со своей 3-летней дочерью, сказал мне, что однажды, когда он выключил телевизор, у его дочери случился сильный инсульт. Это было для нее необычно, и он понял, что она тоже приспосабливается к новому распорядку. «Мы пытаемся обдумать ее точку зрения. Она хочет быть в школе, она хочет своих друзей. Она потеряла свою структуру, поэтому сейчас мы пытаемся создать расписание дома, похожее на то, что она делает в школе».

Теперь они выходят на улицу каждое утро и после обеда, регулярно перекусывают и пользуются билетной системой для ограничения просмотра телевизора и компьютерных игр.

Билетная система включает в себя все мероприятия, которые делает их дочь, в визуальном расписании. Он расположен на уровне ее глаз, и она может вытащить билет, отдать его родителю и выполнить это действие. Когда все кончено, все кончено, и она переходит к другому билету. Пока работает!

Вот несколько идей, как заставить его работать на вас:

 

Создайте для ребенка место в комнате, где вы работаете.

Небольшой стол и корзина с бумагой, ручками, воображаемым телефоном, буфером обмена, почтовыми заметками, книгами, красками, игрушкой-непоседами и т. д. дадут ей возможность «поработать» с вами. Меняйте содержимое корзины каждые несколько дней, чтобы было интересно. Имейте простые правила для того, чтобы быть там: мы будем тихо работать вместе,  если мама / папа разговаривают по телефону или разговаривают по компьютеру, придержите свои вопросы, пока я не уйду, плюс все, что уникально для вашего ребенка / ситуации.

Четко сообщайте, когда вас можно прервать, а когда нельзя.

Вместе с ребенком придумайте систему, которая даст ему знать, когда вы действительно не можете говорить. Например, вы можете повесить на дверь красно-зеленую записку. Красный означает, что не сейчас, зеленый означает, что я буду доступен на минуту, если я вам понадоблюсь. Может быть, маленькая игрушка на вашем столе, шарф на лампе, шляпа, которую вы наденете — все, что вам подходит. И эй, прежде чем начать звонок или встречу в масштабе, сообщите своим коллегам и / или клиентам, что вы работаете дома, а ваш ребенок находится поблизости. Они это получат.

Регулярно проводите семейные собрания.

Даже если ваш ребенок слишком мал, чтобы вносить большой вклад, расскажите о том, как обстоят дела в вашей семье. Особенно, если у вас особенно сложный день или день, который был действительно гладким. Подумайте о том, что произошло, что вы можете продолжить или сделать по-другому завтра. Что работает, когда мы все работаем вместе? Что не так? Как все себя чувствуют? Если ваши дети достаточно взрослые, включите на встречу ледоколы и посмейтесь вместе. Создайте ощущение командной работы, где каждый играет важную роль.

На связи в течение дня.

Каждое утро уделяйте несколько минут игре, ласкам, разговорам, общению. Найдите время в полдень для полноценного общения с ребенком. Затем завершите рабочий день так же — поговорите, поиграйте, выйдите на улицу, вместе приготовьте ужин, пообщайтесь. В промежутках ваш ребенок может быть заполнен совместным и самостоятельным обучением и играми, закусками, обедом, отдыхом/спокойным временем, заранее определенным временем просмотра телевизора и компьютера.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *