Содержание
Как привить ребенку любовь к учебе: 9 простых правил для родителей
О том, что делать, чтобы помочь ребенку полюбить учебу, хорошо заниматься и получать радость от процесса обучения, рассказывают методисты Учи.Дома Анастасия Никонова и Валерия Елпатевская.
Помогайте с трудными заданиями
Ученику в любом возрасте необходимо чувствовать поддержку родителей и знать, что ему обязательно помогут, если он не будет с чем-то справляться. В сложной ситуации важно набраться терпения, не кричать на ребенка и не ругаться. Да, какие-то вещи для нас кажутся очевидными, но, стоит помнить, что для ребенка — это новый материал, с которым он только учится работать.
В процессе разговора о неудачах или о плохих оценках очень важна грамотная критика. За оценки не нужно ругать, необходимо анализировать и обсуждать то, как можно их исправить, что нужно для этого сделать. При этом важно избегать оценочных суждений, таких как: «Ты плохо подготовился!», «Ты не доучил!», «Ты меня разочаровал» и так далее. Такие фразы лучше заменить на «Давай подумаем, почему получилась ошибка», «Давай разберемся и проанализируем, почему не получилось», «А как мы можем исправить ситуацию». Эти высказывания помогут школьнику понять, во-первых, что он может рассчитывать на помощь и поддержку близких, а, во-вторых, что любую ошибку можно исправить и не стоит бояться их совершить.
Если постоянно ругать ребенка, то у него будет накапливаться стресс, а значит, и желание учиться пропадет, ведь стресс мешает детям поверить в себя и негативно влияет на мотивацию. Придерживайтесь простого правила: нет стресса — не будет и отторжения к учебе.
Помогайте сформулировать цели обучения
Нужно помочь ребенку сформировать положительное, позитивное отношение к учебе, а также понимание необходимости и важности получаемых знаний.
Помогайте ребенку сформулировать цели: когда у учащегося есть цель, он лучше понимает, зачем ему нужно образование и почему он должен столько времени тратить на учебу. Даже у маленького школьника есть представление о профессиях, он мечтает о своем будущем, возможно, уже даже представляет, кем бы он хочет стать, поэтому важно разговаривать с ребенком о необходимости и ценности получаемых знаний.
По мере взросления ребенка особенно необходимо обсуждать с ним его цели, а также то, насколько важно образование в процессе их достижения. В том числе, поэтому Учи.Ру совместно с Учи.Дома проводят бесплатный курс профориентации для учащихся средней и старшей школы. Задача проекта — познакомить детей с самыми разными современными профессиями и показать, что нужно для того, чтобы построить успешную карьеру.
Мотивируйте ребенка
Важно сформировать у ребенка правильную мотивацию к учебе. Мотивация бывает внутренняя и внешняя, внутренняя приходит с интересом и пониманием дальнейших целей, а внешняя очень зависит от похвалы и поощрения взрослых: важно, чтобы школьник чувствовал — он молодец, у него все получается (пусть и не сразу).
У маленького школьника превалирует внешняя мотивация, ученик смотрит на преподавателя, как на идеал, он хочет доказать своему учителю и родителям, что он все может, со всем справляется. Если на начальном этапе обучения ребенок получает недостаточно похвалы, или, если родители отмечают лишь его промахи и ругают за них, у ребенка может пропасть вера в себя, а вместе с тем, и мотивация к учебе. Важно объяснять школьнику, что ошибаться может любой, что каждую ошибку можно проанализировать и исправить, таким образом будет создан баланс между ошибками ребенка и его успехами.
Позже, в подростковом возрасте, внешняя мотивация частично сменяется внутренней, именно на этом этапе важно помочь ребенку сформулировать цели, показать возможные дальнейшие пути развития. При этом, по мере взросления нужда в похвале не исчезает, она также остается внешней мотивацией и подкрепляет внутреннюю.
Стоит отметить, что мотивация бывает и отрицательной. Например, если в качестве мотивации использовать деньги или обещание купить новый гаджет, то ребенок будет стремиться получить приз любым способом — чаще самым простым и не всегда качественным (списывание, решебники, поиск ответов в интернете), ведь целью становится новый гаджет, а не полезные знания и навыки. Но если привить ребенку любовь к учебе, постоянно говорить о целях, и наградой сделать их получение и понимание, зачем это нужно, то мотивация становится положительной, а стремление ребенка к учебе будет только укрепляться.
Поощряйте хобби
Для человека любого возраста важно иметь любимое дело/хобби, то есть такую активность, которая будет приносить удовольствие.
Наблюдайте за своим ребенком, и если вы заметили, что у него есть желание заниматься каким-либо видом спорта или творческой деятельностью, поддержите его: запишите ребенка в секцию, поспособствуйте его развитию в той области, которая ему интересна.
Конечно, так бывает, что иногда дети быстро разочаровываются в хобби, или им становится неинтересно, они также могут захотеть заниматься чем-то другим. Это абсолютно нормально, потому что ребенок познает мир, ищет то, что ему действительно будет нравиться. Главное, не бросить ребенка одного на этом этапе и помочь ему найти то, что будет его увлекать. Не нужно настаивать на том занятии, которое выберете вы, дайте возможность своему ребенку выбрать то, что близко именно ему. Только в этом случае он сможет достичь высокого результата и получать радость от занятий (читайте также: «Почему ребенка ничего не интересует (и как это исправить)»).
Не перегружайте ребенка
Конечно, всем нам хочется, чтобы ребенок вел активную социальную жизнь, занимался спортом, творчеством, успевал усваивать школьную программу, много читал и дополнительно занимался с репетиторами. Но жизнь в таком ритме может напрочь отбить у школьника интерес к какому бы то ни было развитию.
Если кружков будет слишком много, а график чересчур плотный, то получение новых знаний и навыков превратится в рутину и будет вызывать только скуку и желание отвлечься и отдохнуть. Кроме того, это может негативно сказаться и на мотивации ребенка, и на его здоровье. Помните, что каждому нужно время на отдых. Позволяйте своему ребенку иногда просто ничего не делать.
Создайте дома атмосферу, располагающую к учебе
Продумайте совместный досуг, который будет способствовать развитию ребенка, но при этом будет действительно развлечением, а не принудительным обучением. Например, сходите в интерактивный музей, устройте вечер настольных игр или совместный просмотр научно-популярных шоу, найдите интересные химические эксперименты и попробуйте повторить их в домашних условиях.
Вы также можете сделать традицией семейные вечерние чтения, выбирайте разную литературу: и художественную, и научно-популярную. Предлагайте ребенку участвовать в придумывании и планировании таких мероприятий. Покажите, что учиться чему-то — это весело и приятно.
Станьте примером для ребенка
Нельзя привить ребенку любовь к тому, что не вызывает увлечения у вас самих. Поэтому постарайтесь демонстрировать ребенку свой интерес к образованию: изучайте новое, читайте, развивайтесь, делитесь новостями, обсуждайте изученное, рассказывайте о своих открытиях и достижениях в работе, при этом не скупитесь в выражении эмоций. Если ребенок будет видеть ваш неподдельный интерес к обучению и развитию, то он обязательно захочет последовать вашему примеру.
Учите ребенка учиться
Один из самых важных навыков, который пригодится школьнику в будущем, — это умение самостоятельно находить и анализировать информацию, иными словами, это навык обучения. Для того, чтобы ребенок не просто зубрил новое, а осознанно развивался, нужно показать ему, как это делать.
Одним из способов развития рефлексии может быть простое ведение дневника. Спросите ребенка, что интересного или хорошего произошло с ним за сегодня, что он узнал, — и предложите записать это в дневник, пусть он делает это регулярно или хотя бы время от времени. Умение фиксировать информацию и анализировать ее очень пригодятся в обучении.
Кроме того, поощряйте самостоятельность ребенка. Если в школе задали подготовить какой-то проект, предложите ученику самостоятельно выбрать тему, показав, если нужно, несколько возможных вариантов, слушайте рассказы ребенка и задавайте ему интересные вопросы, научите его пользоваться поисковиками и переводчиками, объясните, как находить нужную ему информацию.
Будьте заинтересованы в своем ребенке: если нужно, учитесь вместе с ним
Вспомните ситуацию, когда вы вели диалог, что-то увлеченно рассказывали собеседнику, но он не слушал вас и явно не был заинтересован в вашем рассказе или вообще во встрече с вами. Что вы чувствовали? Скорее всего вы испытывали желание уйти или остановить свой рассказ, ведь он не интересен вашему собеседнику. Также и в отношениях с ребенком — если он не видит вашей заинтересованности в своей жизни, в своем развитии, то он не захочет делиться с вами подробностями своей жизни. Если к вам подбегает ребенок и увлеченно рассказывает о рисунке, который он нарисовал сегодня в школе, уделите этому время, отреагируйте эмоционально, задайте ему дополнительные вопросы (читайте также: «Как и о чем говорить с ребенком»).
Порой сложно уделять время таким, казалось бы, «мелочам», особенно после тяжелого рабочего дня, но для маленького исследователя это означает целый мир. Следите за увлечениями вашего ребенка, регулярно интересуйтесь ими, просите научить вас тому, чему он научился сам, спрашивайте мнение ребенка о том, в чем он разбирается, беседуйте с ним на различные темы. Чувствуя себя нужным дома, ребенок будет счастливее и успешнее.
Процесс обучения для ребенка — это время развития многих новых навыков, таких как усидчивость и дисциплина, концентрация внимания, взаимодействие с окружающими и многих других. Все эти навыки задают фундамент будущей личности, влияют на ее дальнейшее развитие и успех.
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Как привить ребенку интерес к учебе
Одни дети учатся легко и с удовольствием, другие же особого рвения к обучению не проявляют, в школу идут с большой неохотой, домашние задания делают из-под палки. Что делать, если ребенок не в состоянии настроить себя на учебу? Есть несколько эффективных приемов, которые помогут пробудить интерес школьника к знаниям.
Придерживайтесь режима дня
Ребенку может быть трудно сосредоточиться на учебе просто потому, что его день плохо организован, хаотичен. Для школьника особенно важно придерживаться режима дня. Все активности должны иметь четкие временные границы. В дневном распорядке должно быть время не только на учебу, но и на прогулки, занятия физической культурой, игру. Школьник должен вовремя ложиться спать. Важно также грамотно выстроить полноценный сбалансированный рацион питания. Организуйте режим так, чтобы ребенок приходил в школу без опозданий. Если у него есть проблемы с вниманием, он не сможет включиться в работу не с самого начала.
Помогите ребенку учиться
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок стал активным участником образовательного процесса. Здесь ему должны активно помогать взрослые члены семьи. Определите с ребенком, на чем вы будете делать акцент каждую неделю. Например, это может быть:
- Новый материал. Лучше усвоить школьную программу помогут обучающие ролики и фильмы из интернета, обсуждение пройденной темы. Такой подход сделает обучение не только более эффективным, но и более интересным.
- Повторение пройденных тем. Пройдитесь вместе с ребенком по темам в учебнике, обсудите, что он помнит хорошо, а что не очень. В конце учебника, как правило, есть задания на повторение пройденного материала. Предложите ученику регулярно делать по несколько упражнений.
- Усвоение тем, которые ребенок не понял. Обсудите с отпрыском, что ему мешает усваивать учебный материал лучше. Вполне возможно, что дело не в лени ребенка, а в стиле обучения. Преподаватель может подавать материал в форме, которая вашему ученику не очень подходит. Вам в помощь опять же ресурсы из интернета. В сети можно найти объяснение практически любого школьного материал. Просмотрев несколько видеороликов, вы обязательно найдете учителя, который подает тему понятно и доступно. Обсуждая плохо усвоенный материал, обязательно спрашивайте школьника, что именно осталось для него непонятно. Если «вообще ничего» — это просто желание свалить все на взрослого. Будьте принципиальны, не спешите сами сделать всю работу. Ведь ваша цель другая — поддержать ребенка и вызвать у него интерес к получению новых знаний.
Правильно организуйте занятия дома
Нерадивого ученика бывает сложно усадить за выполнение уроков. А приступив наконец к занятиям, он будет постоянно отвлекаться. Когда делаете домашние задания, попробуйте разбивать задачи на много маленьких шагов и частей. При этом отделяйте усвоение механических и моторных навыков от восприятия новой информации. Ищите подходящие методики, позволяющие освоить материал с минимальными затратами. Длительные монотонные занятия большинству детей не по силам.
Чаще хвалите ребенка
Как правило, все дети очень отзывчивы на похвалу взрослых. Следовательно в их поведении нужно отмечать прежде всего правильное и позитивное, а негативное оставлять без особого внимания или говорить, что в следующий раз обязательно получится по-другому и рассказать, как именно. С детьми не работают замечания типа «кто так делает?» или «ты что, не знаешь, как надо было?» Вместо этого надо четко и понятно называть схему и конструкции желаемого поведения, способа работы и т.д.
Пусть ребенок учится так, как ему удобно
Предоставьте школьнику право самому решать как заниматься дома. Мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для лучшей концентрации внимания удобнее находиться за чисто убранным письменным столом в тишине, а кто-то чувствует себя вполне комфортно на полу или на диване в комнате с работающим телевизором. Разрешите своему ученику заниматься так, как нравится именно ему.
Не требуйте слишком многого
Если ребенок не стремится быть круглым отличником, оставьте его в покое. Не требуйте от школьника отличных результатов по дисциплинам, которые ему не очень интересны. Вполне достаточно будет знать аттестационный минимум. Пусть лучше чадо сосредоточится на своих любимых предметах, на том, что его действительно увлекает. Это может сыграть решающую роль при последующем поступлении в ВУЗ.
Помощь вашему ребенку в достижении успеха — мотивация домашних заданий для детей
Как вы мотивируете ребенка, который, кажется, не хочет выполнять школьные задания?
Как родители, мы заинтересованы в академической жизни наших детей, потому что знаем, насколько это важно для их будущего. К сожалению, наши дети, кажется, не всегда разделяют нашу озабоченность по поводу их будущего. Мы знаем это, потому что они по-прежнему отдают предпочтение просмотру YouTube, играм и общению с друзьями, а не школьной работе.
Почему наши дети плохо учатся в школе? В конце концов, в их собственных интересах сделать все хорошо. Почему они не хотят добиться успеха так, как мы хотим, чтобы они преуспели?
Вот проблема. Школа — это аспект жизни, который требует дисциплины и работы, и дети должны научиться ценить успехи. Ваш ребенок должен осознать важность того, чтобы хорошо себя чувствовать. Мотивацию нельзя заставить. И если вы пытаетесь заставить своего ребенка быть мотивированным, это почти всегда только ухудшает ситуацию.
Тем не менее, есть позитивные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему ребенку мотивировать себя лучше учиться в школе. Большинство из этих шагов включают в себя создание структуры, позволяющей ему лучше дисциплинировать и выполнять свои обязанности. Эта структура повышает шансы вашего ребенка на успех, а вкус успеха часто является движущей силой мотивации.
Работая с родителями и детьми на протяжении многих лет, я нашел следующие 10 советов, которые помогут вашему ребенку достичь наилучших результатов и мотивировать его в школе.
1. Оставайтесь позитивными
Поддерживайте открытые, уважительные и позитивные отношения с ребенком. Напомните себе, что вы и ваш ребенок в одной команде. Это позволит вам оказывать влияние, что является вашим самым важным инструментом воспитания.
Наказания, проповеди и угрозы ни к чему не приведут и нанесут ущерб вашим отношениям и их мотивации. Ваши чувства беспокойства, разочарования и страха нормальны и понятны. Но реагировать на своих детей из-за этих эмоций неэффективно и только усугубляет ситуацию.
Помните, ваш ребенок ведет себя таким образом не специально, чтобы сделать вашу жизнь несчастной. Когда вы почувствуете, что начинаете нервничать, попробуйте сказать себе: : «Моего ребенка еще нет».
И напомни себе, что твоя работа — помочь ему научиться быть ответственным. Если вы отнесетесь негативно и сделаете это моральной проблемой, тогда ваш ребенок может стать непокорным, реагируя на вас вместо того, чтобы самому все обдумывать.
2. Включите правило «Когда вы»
Один из уроков жизни заключается в том, что нам платят после того, как мы делаем работу. Итак, начните говорить что-то вроде:
«Когда закончишь учиться, можешь пойти в гости к другу».
Или:
«Когда ваша домашняя работа будет выполнена, мы можем обсудить просмотр фильма, который вы хотели посмотреть на Netflix».
Применяйте это правило и придерживайтесь его. Если у вашего ребенка еще нет необходимой дисциплины, это поможет ее создать.
В самом деле, вводя в действие правило «когда ты», ты помогаешь ей научиться делать то, на что ее мозг еще не способен, а именно дисциплинировать и откладывать удовлетворение.
3.
Создайте структуру для вашего ребенка
Если ваш ребенок не учится и его оценки ухудшаются, вы имеете право вмешаться, хочет он вас там или нет. Опять же, вы здесь не для того, чтобы делать работу за него. Вместо этого вы здесь, чтобы помочь создать структуру, которую он не может создать для себя.
Структура может включать запланированное время занятий, компьютер в общественном месте в вашем доме и фразу: «Никаких видеоигр или электроники, пока вы не сделаете домашнюю работу».
Вы можете решить, что он должен посвятить определенное количество часов обучению. В это время никакая электроника или другие отвлекающие факторы не допускаются. Вы можете установить правило, согласно которому, даже если он выполнит всю домашнюю работу, он должен завершить учебное время повторением, чтением или редактированием.
Некоторые дети лучше слушают музыку во время учебы, и это нормально. Но имейте в виду, что это может быть сложно, потому что их музыка обычно интегрируется с их телефонами. Это означает, что YouTube, Twitter, Reddit и обмен мгновенными сообщениями будут у них под рукой.
Если вы не можете эффективно оградить их от этих приложений, тогда никакого телефона и никакой музыки, пока их работа не будет выполнена. Просто скажите:
«Вы можете слушать музыку, когда закончите домашнее задание».
Подумайте об этом так: в школах запрещены телефоны в классе, и вам тоже.
Поймите, что это сооружение не является наказанием. Скорее, это способ помочь ему развить хорошую трудовую этику и сосредоточиться на своих школьных предметах.
4. Встреча с учителем
Если оценки и рабочие привычки вашего ребенка не на должном уровне, вы можете составить план, посетив его и его учителей.
Пусть ваш ребенок каждый день перед приходом домой проверяет у своего учителя, все ли домашние задания он выполнил.
Кроме того, вы можете просить его каждое утро следить за тем, чтобы он приносил свою домашнюю работу в школу. Для меня не было ничего более неприятного, чем то, что мой сын делал домашнее задание, но потом забывал принести его в школу.
Как только ваш ребенок станет лучше управлять своим временем, выполнять свою работу и становиться организованным, вам пора отступить. Пусть делает это сам. Вмешивайтесь только в том случае, если у него постоянно возникают проблемы.
5. Определите место для изучения
Для учебы вашему ребенку может понадобиться тихое место вдали от братьев и сестер. Или ей может быть лучше в комнате рядом с другими. Вы можете помочь ей экспериментировать, но как только вы найдете то, что работает лучше всего, оставьте ее в этом месте.
Чтобы ребенок не отвлекался, вам может понадобиться посидеть с ним, пока он делает домашнее задание. Вы можете почитать книгу или газету, пока она работает. Как минимум, будьте рядом, чтобы убедиться, что она не сбивается с пути.
Можно помочь ей с домашним заданием, если она застряла, но не делайте ее работу за нее. Например, можно просмотреть ее работу и спросить, имеет ли для нее смысл определенный абзац. Но писать с ней каждое предложение или решать каждую математическую задачу — это неправильно. Окажите достаточно помощи, чтобы получить ее над горбом. Помните, что умение справляться с трудным материалом — это один из навыков, которым должен овладеть ваш ребенок.
6. Разбивайте задания на управляемые части
Решите вместе, нужно ли вам помочь ему разбить его задания на более мелкие части и организовать в календаре то, что он должен делать каждый день.
Вы можете подарить ему большой настенный календарь или доску. Это может быть электроника, если это предпочтительнее, но я предпочитаю письменные инструменты, потому что электроника может отвлекать.
7. Будьте тверды и соблюдайте правила домашнего задания
Вы хотите быть позитивным и полезным для своего ребенка. В то же время, вы должны быть твердыми. Вы должны последовательно применять установленные вами правила.
Твердость и последовательность посылает вашему ребенку сигнал о том, что вы знаете, что он может добиться успеха.
Быть твердым также означает, что вы применяете правила с эффективными последствиями. Если он не следует установленным вами правилам, применяйте последствия. И не пытайтесь оградить его от естественных последствий невыполнения своей работы, даже если это означает плохие или плохие оценки.
Будьте тверды, оставайтесь позитивными. На каждое негативное взаимодействие с ребенком постарайтесь создать десять позитивных. Постарайтесь сосредоточиться на поддержке и поощрении его, а не на беспокойстве и ворчании.
И не принимайте его выступление на свой счет. Когда вы начнете верить, что его оценки являются отражением вас или вашего воспитания, тогда вы будете в его деле, и это только усугубит ситуацию.
8. Помните о его уровне беспокойства
Признайте, что большая часть отсутствия мотивации у вашего ребенка (или то, что выглядит как безответственность) может быть связано с его беспокойством или стыдом по поводу учебы и школьных заданий. Дети могут быть не в состоянии объяснить вам все это, потому что для них это не всегда происходит на сознательном уровне.
Беспокойство может быть неправильно истолковано как паршивое отношение, отсутствие мотивации и безответственность. Часто сокрытие этих уязвимых эмоций может принимать форму отыгрывания, закрытия, избегания или неповиновения.
В то время как небольшая тревога может мотивировать, слишком большая блокирует способность вашего ребенка думать и иметь доступ к той части мозга, которая помогает ему с мотивацией.
Держите свои эмоции под контролем, осознавая, что причиной может быть беспокойство вашего ребенка, а не его лень. Спокойно помогите ему лучше организовать свою работу, и это поможет уменьшить его беспокойство.
И помните, что то, что происходит сейчас, может выглядеть совсем по-другому по мере того, как ваш ребенок взрослеет и развивается.
9. Не переусердствуйте с ребенком
Это нервирует и разочаровывает, когда видишь, как твой ребенок борется и не реализует свой потенциал. Вы можете почувствовать, что отсутствие мотивации у вашего ребенка является плохим отражением вашего воспитания. В ответ вы реагируете и переходите на чрезмерную скорость, чтобы ваш ребенок добился успеха, чтобы ваши чувства стыда, смущения, неудачи или страха ушли.
В процессе у вас может возникнуть соблазн переработать , помогая ему выполнять его работу. Но не делайте этого. Удержаться от соблазна. Чем больше вы переусердствуете со своим ребенком, тем больше он будет реагировать на вашу тревогу, из-за чего дела идут все дальше и дальше вниз по склону. Просто создайте структуру, которая поможет ему добиться успеха, но позвольте ему выполнять работу и нести последствия, хорошие или плохие.
Станьте тренером для своего ребенка. Установите стратегию и задайте направление, но оставайтесь в стороне и дайте ребенку поиграть в игру — болейте за его победу и хвалите его, когда он это делает. Но не бойтесь позволить ему потерпеть неудачу. Это все часть взросления и обучения брать на себя ответственность.
10. Не зацикливайтесь на будущем
Когда кажется, что ваш ребенок не интересуется своей жизнью, легко начать перематывать вперед в будущее. Когда он ведет себя так, будто его не волнует ничего, кроме видеоигр и его друзей, вы беспокоитесь, что он не добьется успеха или даже не сможет функционировать самостоятельно. Это усиливает вашу тревогу и страх.
Но никто из нас не имеет хрустального шара и не может заглянуть в будущее. Сосредоточение внимания на негативных поступках вашего ребенка только привлечет к ним внимание и может настроить вас обоих на борьбу за власть. Вместо этого сосредоточьтесь на положительных чертах вашего ребенка и помогите ему работать над теми, что есть в настоящем.
Он общительный? Полезный? Хороший повар? Разбираетесь в автомобилях или электронике? Сосредоточьтесь на всем, что необходимо развитому и успешному человеку, а не только на учебе и оценках. Помогите своему ребенку развиваться в социальном, творческом и эмоциональном направлениях. Не забывайте всегда иметь в виду общую картину.
Заключение
Для всех этих советов начните с того места, где находится ваш ребенок. Я имею в виду, что во многих случаях вашему ребенку предстоит пройти долгий путь, и вы не хотите перегружать его, пытаясь работать над слишком многими проблемами одновременно.
Ожидайте, что вашему ребенку сначала не понравится конструкция, но он к ней привыкнет. Потерпи. Не ждите улучшения в одночасье, но и не недооценивайте своего ребенка. Будьте уверены, что он придет и улучшит структуру, которую вы установили.
Сопутствующее содержание:
Быстро тонет в школе: как помочь ребенку остаться на плаву
«Мой ребенок отказывается делать домашнее задание» — как остановить ночную борьбу из-за школьной работы
15 способов воспитать ребенка с высокими ценностями
Некоторые психологи считают, что ценностям невозможно научить, и, безусловно, правда, что говорить детям быть более честными, прилежными или внимательными не помогает.
работать лучше, чем говорить взрослым, чтобы они были. Но если ценностям невозможно научить, они слишком важны, чтобы оставлять их на волю случая.
В последние годы некоторые школы пытались добавить нравственное развитие в свою учебную программу. Но школам трудно обучать детей ценностям, потому что они
вмешиваться слишком поздно, не говоря уже о слишком большой изоляции от остальной жизни ребенка. Хуже того, они часто расходятся с тем, кем является ребенок.
узнавать дома о ценностях.
Потому что правда в том, что мы учим детей ценностям ежедневно, каждую минуту их жизни. Вопрос не в том, учить ли ценностям,
ЧТО мы учим.
«Но как же тогда дети усваивают ценности?»
Проще говоря, дети усваивают ценности, наблюдая за тем, что вы делаете, и делая выводы о том, что вы считаете важным в жизни. Независимо от того
тому, чему вы сознательно их учите, ваши дети выйдут из детства с четкими представлениями о том, что действительно ценят их родители, и с хорошо развитым
свою систему ценностей.
«Я слышал, что в наши дни сверстники более важны для формирования ценностей, чем родители.»
Конечно, родители — не единственный источник, из которого дети узнают ценности, и сверстники, безусловно, влияют на ваших детей, особенно в подростковом возрасте. И конечно
для молодых людей полезно думать самостоятельно и развивать собственное мировоззрение, как бы мы ни хотели влиять на наших детей.
Но исследования показывают, что чем крепче ваши отношения с ребенком, тем больше фильтруется его мир, в том числе мнение сверстников.
ценности, которые она переняла у вас. Не говоря уже о том, что если у нее хорошая самооценка и теплая домашняя жизнь, она с большей вероятностью выберет друзей, которые
больше в соответствии с вашими ценностями.
«Мы говорим о ценностях с нашими детьми, но я беспокоюсь о сообщениях, которые они получают в СМИ, о важности внешнего вида и денег.»
ТВ – эффективный учитель. В то время как некоторые виды телевидения, особенно общественные, содержат множество позитивных социальных сообщений для детей младшего возраста, большинство
телевидение с рекламой — учит ценностям, противоположным тому, что большинство родителей хотят для своих детей. (Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как телевидение влияет на вашего ребенка).
Это, безусловно, помогает, если в вашем доме нет другого голоса, изрекающего противоположные ценности, а исследования показывают, что телевидение оказывает определенный негативный эффект.
о детских ценностях, связанных со стяжательством, сексом, насилием, расой и полом, независимо от того, чему вы пытаетесь их научить.
Телевидение, школы, религиозные учреждения, группы сверстников, фильмы, книги и другие средства массовой информации — все они являются сильными учителями ценностей. Но как бы сильны ни были
культурных сил, большинство подростков по-прежнему считают своих родителей основным источником своих ценностей.
«Вы говорите, что взгляды на такие вещи, как раса и пол, являются ценностями. Я думал, что ценности — это такие вещи, как честность или сострадание к тем, кому повезло меньше.»
Ценности включают в себя как то, что вам дорого, например, семья, образование, демократия или равное достоинство для всех людей, так и то, что вы считаете важным для себя.
быть, например, сострадательным, трудолюбивым или честным.
«Хорошо, значит, они так или иначе изучают ценности. Как мы учим их сознательно?»
Ценности в большинстве семей никогда не обсуждаются напрямую. Большинство из нас предполагает, что наши дети будут развивать ценности автоматически, как по волшебству. Обучение ценностям осознанно
начинается с рассмотрения наших ценностей и поиска способов в повседневной жизни обсуждать их и жить с нашими детьми.
Конечно, это осложняется тем очевидным фактом, что то, во что люди говорят, что они верят, и то, что они на самом деле делают на практике, часто отличается. Люди
не всегда действуют в соответствии со своими ценностями. То, что сделают ваши дети, столкнувшись с трудным выбором, будет больше зависеть от того, кто они, а не от того, что они знают.
говорят, что верят.
«Так что важнее всего, кто мой ребенок? Что это значит? У всех нас внутри есть хорошее и плохое.»
Правда. И действовать исходя из «хорошего» внутри нас более вероятно, если на пути не мешают гнев, тревога и низкая самооценка. Дети, которые лелеют и эмоционально
которым уделяют внимание, с большей вероятностью будут сострадательно реагировать на других, даже с раннего возраста. Вот почему родители, которые отдают приоритет отношениям с
их ребенку легче обучать ценностям. Их дети были воспитаны с сочувствием, и они с большей вероятностью будут относиться к другим по-доброму.
Но это не снимает нас с крючка. Нам по-прежнему нужно сформулировать наши ценности самим себе, а затем и нашим детям — не один раз, а снова и снова, применяя
эти ценности в нашу повседневную жизнь и дилеммы, с которыми сталкивается наш ребенок.
«Список моих ценностей может быть очень длинным!»
Правда. Гуру ценностей Майкл Гуриан перечисляет десять моральных компетенций, которые необходимы всем людям: порядочность, справедливость, сочувствие, самопожертвование, ответственность, лояльность,
долг, служба, честность, честь.
Мартин Селигман, эксперт по счастью, говорит, что счастье — это результат развития сильных сторон характера, которые очень похожи на сильные стороны Гуриана, но также включают
смирение, самообладание, любовь к учебе, трудолюбие, лидерство, осторожность и игривость.
Линда и Ричард Эйр, мормонские эксперты по воспитанию детей, добавьте к этому списку мужество, миролюбие, уверенность в себе, надежность, целомудрие, уважение, любовь, бескорыстие,
и милосердие.
Каким бы ни был ваш личный список того, что вы цените больше всего, я не призываю вас рассказывать об этом своему ребенку. Слова мало что значат вне контекста.
Но вы можете помочь своему ребенку развить ценности, которые вы хотите, чтобы он имел. Вот как.
1. Сделать это соответствующим его миру.
Ценности кажутся почти теоретическими, пока дети не начинают рассказывать о своей жизни, которая, хотите верьте, хотите нет, битком набита решениями, нагруженными ценностями.
- Может ли ваш 6-летний ребенок прервать свидание с другом, чтобы принять другое, гораздо более захватывающее приглашение?
- Какую помощь ваша 8-летняя дочь должна принять от вас в ее школьном проекте?
- Если ваш 10-летний ребенок покинет местную футбольную команду в середине сезона, когда его наняли в более профессиональную команду — даже
хотя он лучший игрок, и его уход определенно причинит вред его команде? - Следует ли вашему 12-летнему ребенку пригласить на свой день рождения девушку, на которую другие девочки смотрят свысока, но на чью вечеринку она пошла?
- Должен ли ваш 14-летний ребенок сказать учителю, что некоторые дети списывают на тесте?
- Должна ли ваша 16-летняя девушка заниматься волонтерской работой, которая ей не особенно интересна, потому что это будет хорошо смотреться в ее заявлении в колледж?
Принятие этих решений развивает наши ценности. Не упускайте возможность помочь своему ребенку расти, поддерживая его в принятии осознанных решений.
2. Помните о том, что вы моделируете.
Важно не то, что вы говорите, а то, что вы делаете. Если вы скажете детям, что футбол — это развлечение, навыки, упражнения и командная работа, но ваш первый вопрос:
о том, кто выиграл игру, они узнают, что победа важнее всего остального. Если вы говорите о честности, но лжете об их возрасте, чтобы получить
более дешевый билет в парк развлечений, он не только ставит вашего ребенка в неудобное положение, но и учит, что списывание допустимо при определенных обстоятельствах.
3. Помогите ребенку развить эмпатию.
Эмпатия — это основа сострадания, которая является основой ценностей. Дети не учатся эмпатии, когда им говорят чувствовать ее. Единственный способ, которым дети могут
научиться эмпатии можно, когда к вам относятся с сочувствием и когда вы смотрите, как вы отвечаете другим с сочувствием и добротой. (Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как помочь вашему ребенку развить эмпатию)
4. Недвусмысленно расскажите о своих ценностях и о том, почему они важны для вас.
Что такое целостность? Каков наш долг перед ближним? Что, если этот сосед не похож на нас? Почему уважительное поведение важно в церкви,
синагога или мечеть? Помочь детям интерпретировать мир — важнейшая обязанность родителей.
5. Поговорите о том, почему вы принимаете те или иные решения, исходя из своих ценностей.
Почему вы голосуете за этого кандидата? Собственно, почему вы голосуете? И после того, как вы задернете занавеску в кабине для голосования, позвольте ей помочь вам проголосовать.
6. Обозначьте и подкрепите выражение ценностей.
Когда вы видите, что ваш ребенок демонстрирует какую-то ценность, важную для вас, отметьте это как можно точнее.
- «Я заметил, как ты был добр к Бену, когда пытался его подбодрить.»
- «Я очень ценю, что ты был честен со мной в том, что произошло в школе. »
- «Как великодушно с твоей стороны подарить одну из своих плюшевых игрушек Кармен!»
- «Ты сам придумал, как получить пропущенное домашнее задание. Вот что я называю находчивым!»
7. Сопротивляйтесь чтению лекций.
Мои дети дразнят меня за то, что я думаю, что каждый момент — это «обучаемый момент». Конечно, обучающие моменты работают только тогда, когда дети готовы учиться, и большинство людей
воспринимать лекции как отчуждающие. Вместо этого попробуйте задавать вопросы, чтобы узнать больше о решениях, которые он принимает, и о том, что стоит за этими решениями.
— и скупо делитесь своими взглядами. Он, вероятно, узнает больше в процессе формулирования своих дилемм и замечая моральные последствия.
своего выбора, чем на лекции, — и он также будет чувствовать себя более связанным с вами, потому что вы слушаете.
8. Модель участия сообщества.
Независимо от того, баллотируетесь ли вы в школьный совет или работаете волонтером в своей церкви, ваши дети должны видеть, что вы привержены благополучию общества в целом.
Помогите им понять, как невидимая работа других ежедневно помогает каждому из нас, и что чем больше благословений в нашей жизни, тем больше ответственности.
мы должны оказывать помощь другим.
9. Станьте волонтером в общественных проектах всей семьей
…от раздевалок до посещения местного дома престарелых в День святого Валентина. Мои дети нуждались в моем руководстве и уговорах, чтобы они захотели стать волонтерами в
местная суповая кухня со мной, но в итоге им это понравилось, и они захотели сделать это снова.
10. Поощряйте инициативы вашего ребенка, выражающие зарождающиеся ценности.
Когда она решит организовать клуб «Уборка в парке» со своими друзьями из детского сада, помогите ей организовать это так, чтобы это было управляемо и безопасно. Мир
полон проектов, которые дети запустили, чтобы сделать мир лучше. Она должна с чего-то начать.
11. Противостоять культурным представлениям о деньгах.
Ответственное использование денег — это ценность, которой трудно научить в этой культуре приобретения. Вероятно, вам нужно начать с того, чтобы разобраться в своих
собственные ценности вокруг денег. Является ли миллионер подходящей целью в жизни? Когда он потеряет свой мобильный телефон, должен ли он платить за новый? Это нормально
чтобы ваш ребенок потратил все свои деньги на подарок от бат-мицвы на себя? Даже если ваша семья может позволить себе оплатить учебу в колледже, должен ли он подрабатывать летом, чтобы
делать вклад?
12. Используйте стартеры обсуждения.
Выбирайте книги для чтения и фильмы для просмотра вместе с ребенком, стремясь к формированию характера. Конечно, тщательного выбора недостаточно, вы также
необходимо обсудить то, что вы только что прочитали или посмотрели. Считает ли она, что персонаж принял правильное решение? Почему или почему нет? За ужином
стол, приходите, вооружившись парой хороших вопросов, чтобы начать дело. (Вы найдете множество отличных предложений в книге «250 бесед для семейных дискуссий».)
Или поделитесь этической дилеммой, с которой вы столкнулись сегодня в своей жизни. Они повсюду, если вы обратите внимание, от подрезания кого-то в пробке до
делиться сплетнями.
13. Все дети должны иметь возможность жертвовать свои деньги на благотворительность.
Многие семьи пользуются трехсторонним пособием. Львиная доля – это их собственные траты.
Остальное разделите пополам и положите в два отдельных контейнера, один с пометкой «Благотворительность», другой с пометкой «Сбережения». Сбережения помогают купить этот велосипед или
купить подарок подруге или помочь оплатить классную поездку.
Благотворительность (или Цдака, еврейский эквивалент, означающий восстановление справедливости) должна быть отдана на достойное дело, которое выберет ребенок. Хорошее время для этого
это их день рождения или курортный сезон, но в любое время все в порядке. Некоторые дети будут тронуты новостью о нуждающихся людях и упакуют свои монеты.
внести свой вклад. Вы могли бы предложить соответствовать их вкладу.
14. Сознательно обучайте и демонстрируйте хорошее спортивное поведение.
Некоторые люди с рождения кажутся более конкурентоспособными, чем другие, но всех нас нужно учить тому, как быть хорошими спортсменами. Ваша помощь облегчит
чтобы ваш ребенок находил подлинное утешение в хорошо сыгранной игре и имел это в виду, когда говорил: «Хорошая игра!» каждому бывшему противнику, независимо от того, проиграл он или выиграл.
15. Расскажите о вере в то, что вы «на стороне ангелов».
Наши дети должны знать, что делать правильные вещи — это не только правильно, но и глубоко внутри, даже если это дорого обходится
нам что-то — и какого трудного нравственного выбора нам не стоит? Чтобы быть теми, кем мы хотим быть, нам нужно верить в недоказуемую истину:
большинство людей в основном хорошие, что преступление не окупается, что добро побеждает зло, что лучше любить и потерять, чем никогда не любить
все.