Содержание
Как приучить ребенка к самостоятельности?
Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? Tengrinews.kz задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.
— Что такое самостоятельность для ребенка?
— В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей. Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно. Ведь, по сути, роль родительского воспитания — сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.
В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.
2-3 года — базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.
4-5 лет — развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.
6-7 лет — освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.
8-9 лет — у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.
10-13 лет — время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.
14-18 лет — время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить. К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих. Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.
18-20 лет — полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании. Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности. В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.
— Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу «проще сделать самому». Как быть?
— Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.
Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: «Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?» Можно показать на негативных примерах. Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью. Самостоятельность — это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.
Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала — сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности. Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.
— И все? Никаких секретов?
— Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется — то и ребенок будет делать так. Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами. Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.
У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок. Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию. В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.
Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место — на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора. Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема — самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках. И он самостоятельно будет обуваться.
— А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?
— Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей — вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола — она подходит и вытирает, убирает. Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо — будут разводы. Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.
— А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?
— Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.
До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка. Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье — мамы и папы, бабушки и дедушки — была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи. Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.
Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков «Ты — молодец» — это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать — это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.
А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они — совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены. Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: «Да, за собой убирать — это правильно». Если девочке внушать оценочность, говорить «Ты — молодец, что это сделала», то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.
Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание. Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: «Раньше ты не умел делать «колесо», а теперь умеешь. Это так здорово!»
— Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?
— В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус «профессионал» и включается статус «мама» — я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.
Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет — можешь гулять на улице. Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет — ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности — он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это. Иначе будет бунт.
— Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.
— Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить — нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт. Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет. Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.
Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте — многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.
Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха. Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется — в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать. Огради от косяков и действительно опасных предметов — и пусть он познает мир, в том числе падая.
Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их. В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым — с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет. А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.
— До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?
— По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: «Получаю третий аттестат», я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы. Если не понял — можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже — вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни. Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.
Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему. Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли. Когда преподаватель математики на весь класс говорит: «Дети, все поняли?», поняло процентов 10, а кивают головой все.
— Они боятся отличаться от одноклассников?
— Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: » Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду».
В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость. И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции — тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться. Но переложит ответственность: «Мама-папа виноваты», так и не повзрослев.
— Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?
— Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.
Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста — как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации — это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.
Ольга Пастухова,
Иллюстрации с сайта pixabay.com
Как научить ребенка быть самостоятельным: 9 золотых правил
Воспитание
- Фото
- Getty Images
Педагог-психолог, научный руководитель образовательного центра «Аристотель»
Представляя самостоятельного ребенка, родители рисуют в своем воображении примерно такую картинку: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь — он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать — пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.
Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности — психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» — можно услышать сетования взрослых.
Самостоятельность у детей дошкольного возраста
На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное — вовремя это заметить. Уже в раннем возрасте, в 1-2 года, у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать. И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше — больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай…
В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые. Утром он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую — практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. Довольно быстро ребенок понимает: прикладывать усилия там, где не хочется, порой и не нужно (взрослые сделают все сами), и начинает этим пользоваться.
- Фото
- Getty Images
С 5 лет в жизни детей наступает важный этап с условным названием «Я сам!». Ребенок помогает по дому, ухаживает за питомцем, может сходить в магазин. У него формируется потребность в самостоятельности, но он прощупывает грани дозволенного, поэтому спорит с родителями, когда ему что-то запрещают делать.
Некоторые дети идут в школу с 6 лет, и предполагается, что они обладают навыками самостоятельности, необходимыми для учебы. Первоклассник знает дорогу в школу, работает на уроках, а дома выполняет домашнюю работу. Но для родителей шестилетний сын или дочь — еще совсем маленький. Взрослые по-прежнему опекают сверх меры ученика: отводят и забирают из школы, узнают домашнее задание, лепят поделки для урока труда, лишая его самостоятельности.
Самостоятельность у подростков
В возрасте 10-12 лет у подростка начинает формироваться острая потребность в свободе действий и решений — личностная самостоятельность. Если ранее родители сумели привить ребенку уверенность в своих силах, поддерживали инициативу, то ему будет проще пройти этот этап взросления. В противном случае конфликтов не избежать.
Самостоятельность напрямую влияет на самооценку человека. Ребенок должен научиться верить в себя, уметь брать ответственность. Пусть он проходит свой путь, делает свои ошибки и успехи.
Взрослым нужно проявить максимум мудрости и терпения в общении с подростком. Тотальный контроль, гиперопека, завышенные ожидания, равнодушие — это типичные ошибки родителей подростков. Но все же хотят видеть в будущем своего сына или дочь — самодостаточным успешным человеком. Тогда задумайтесь: не мешаете ли вы его становлению личности?
- Фото
- Getty Images
Как не допустить такого развития событий?
1. Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность
Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать — пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача — дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным. Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными.
Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно. Не получается — не беда. Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит!
Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт. Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом — надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем — вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно — успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.
Чувство собственности — одно из проявлений развития детской самостоятельности. Не ругайте и не стыдите кроху, если он не хочет делиться своими игрушками или сладостями, но внимательно следите за его поведением. Чувство собственности быстро может перерасти в эгоизм или жадность!
- Фото
- Getty Images/Westend61
2. Поощряйте инициативу
Старайтесь по возможности избегать строгих запретов — «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» — и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты.
Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора. Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять — на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет — красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно.
Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он — если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире — пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком. Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги — ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.
3. Составьте четкое расписание
Жизнь по графику — предсказуема и понятна. Но это именно то, что необходимо детям. Привыкание к определенному распорядку дня (подъем, умывание, уборка кровати, завтрак, прогулка и т.д.) упорядочивает жизнь ребенка. Когда такого режима нет, он мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя сделать то или иное.
Вы должны понимать, что составленное расписание — это опора, которая поможет малышу быстрее запомнить все то, что нужно сделать. Визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и повесив его на самое видное место.
4. Поручите ему домашние дела
Дети часто проявляют инициативу в этом направлении — не препятствуйте! Найдите ребенку занятие по душе: обожает воду — пусть поливает цветы, любит украшать — сервирует стол. Непременной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке». Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его собственных домашних «дел» и подчеркивайте пользу от его труда.
- Фото
- Getty Images/iStockphoto
5. Помогите найти занятие, в котором он сможет проявить себя
Секция хоккея или кружок современных танцев, иностранный язык или музыкальная школа — главное, чтобы он ходил туда с удовольствием. Это важно не только для физического или умственного развития. Просто воспитание самостоятельности предполагает в том числе и формирование у ребенка умения занять себя на какое-то время без помощи взрослых.
6. Научите его распоряжаться деньгами
Введите практику получения карманных денег (пусть в самом начале это будут самые копеечные суммы), подарите малышу копилку и позвольте ему самому распределять траты. На первых порах объясняйте, почему нельзя скопить много, если постоянно тратить. Немного погодя, дайте задание: попросите ребенка заранее просчитать свои «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты. Если нужно, помогите, но не навязывайте своего мнения — пусть решает все сам.
7. Разговаривайте
Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание. В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну. Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.
8. Поддерживайте
Похвала — один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если у малыша пока еще не все получается. Он будет чувствовать, что вы цените его усилия и захочет попробовать еще. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словечками по любому поводу — похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.
- Фото
- Getty Images/Maskot
9. Будьте терпеливы
Терпение — одно из главных качеств, которого потребует от родителей воспитание у ребенка самостоятельности. Даже при нехватке времени не нужно делать за малыша те дела, с которыми он может справиться сам. Вместо этого почаще говорите своему ребенку, как вы его любите, десятки раз объясняйте самые очевидные вещи, слушайте все, что он говорит, отвечайте на все его вопросы, помогайте ему рассуждать и давайте возможность принимать решения, даже если они вам не совсем по душе. Откажитесь от гиперопеки, не требуйте от малыша полного подчинения, а будьте ему другом и советчиком.
Для самых маленьких
Малыши так невероятно любознательны и неутомимы, что развивать у них стремление к самостоятельности проще простого. Главное — не мешать и чуть-чуть помогать.
Упрощайте. Без создания некоторых бытовых условий, соответствующих возрасту и развитию, крохе может быть трудно учиться быть самостоятельным. Создайте ему эти возможности. Если хотите, чтобы он сам одевался-раздевался и привыкал следить за порядком в одежде, освободите пару полок в шкафу, до которых легко дотянуться: пусть учиться складывать туда носки, майки и футболки. Желаете, чтобы самостоятельно умывался? Обзаведитесь подставкой, которая поможет ему дотянуться до раковины, и переместите крючок для собственного полотенца пониже.
Не навязывайте, а показывайте. Собственный пример — очень эффективный метод воспитания, ведь маленькие дети — великие подражатели! Обучая ребенка тому или иному действию (как завязывать шарф, застегивать молнию на кофте, зашнуровывать ботинки), показывайте все не спеша, как в замедленной киносъемке, четко проговаривая последовательность действий. Хорошим подспорьем будут не только ваши комментарии, но и вопросы: «Что мы берем, чтобы вымыть руки? Как правильно мылим? Куда кладем мыло? Что делаем потом?». Ответы на них помогут малышу запомнить последовательность действий, чтобы потом легко воспроизводить ее самостоятельно.
Напоминайте. Делайте это не только словесно. Если кроха все еще забывает, что перед едой нужно помыть руки, повесьте на двери в ванной напоминание в виде забавного рисунка. Посмотрев на него, он сразу вспомнит, что должен сделать. Чтобы закрепить самостоятельные навыки, больше играйте. Например, любые вариации игры «дочки-матери» прекрасно тренируют у детей знания о последовательности в одевании, раздевании, умывании и т.д.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Евгения Карповская
Как воспитать самостоятельность у дошкольников
С самого рождения дети стремятся к независимости. Мы видим это, когда младенцы пытаются есть с ложки или настаивают на том, чтобы снять подгузники, как малыши требуют сами одеться или открыть кран в раковине.
Возможности для развития независимости чрезвычайно важны для развития чувства собственного достоинства и самоуважения, не говоря уже о терпении разочарования и настойчивости!
Тем не менее, как родители, трудно не стонать при мысли о том, как наши дошкольники мчатся к табуретке-стремянке, взбираются наверх, а затем пытаются налить себе стакан молока. Разрешение детям выполнять задания часто означает, что задача займет вдвое больше времени и будет в три раза более грязной. И может быть тяжело наблюдать, как ваш ребенок пытается, терпит неудачу и чувствует разочарование или разочарование.
Учитывая, насколько высок наш уровень стресса в данный момент, наша терпимость к неудобствам и беспорядку может быть более ограниченной, чем обычно. Но пребывание дома во время COVID-19 также дает родителям прекрасную возможность взрастить подающую надежды независимость и, в конечном итоге, получить больше места для себя. Вот несколько простых способов сделать это.
Установите предсказуемый распорядок
Это может показаться удивительным, но установление последовательного распорядка важно для воспитания независимости. Как и взрослые, когда дети могут предвидеть свой день, они лучше подготовлены к тому, чтобы брать на себя ответственность. Не путать с расписанием (хотя они могут пересекаться), рутина — это любая последовательность событий, происходящих в течение дня. Даже процесс чистки зубов является рутиной, потому что он состоит из нескольких шагов, которые всегда выполняются в одном и том же порядке: включите воду, промойте зубную щетку, нанесите зубную пасту, почистите, прополощите, вытрите руки и вытрите рот. Точно так же выход на улицу включает в себя надевание пальто и обуви, возможно, упаковку закуски или вспоминание любимой игрушки или куклы.
По мере того, как дети снова и снова повторяют эти действия, они учатся предвидеть, что будет дальше, и начинают брать на себя больше ответственности с меньшей помощью. Если вы позволите ребенку сделать часть подготовительной работы, например, нанести зубную пасту на зубную щетку или найти свое пальто и обувь, он все больше и больше будет выполнять эти шаги самостоятельно. И вы сообщаете им, что вы верите в их способность сделать эти шаги без вас, но также и что вы готовы помочь, если они в ней нуждаются.
Позвольте вашему ребенку выбирать
Еще один способ поддержать независимость вашего ребенка (и заполнить время в бесконечные дни COVID!) — предоставить ему выбор. Вовлекайте их в решение, что надеть, во что поиграть или кому позвонить. Это не должно означать, что у них есть свобода действий. Предложите два-три варианта, а потом похвалите их за прекрасное умение сделать выбор! Предоставление выбора особенно ценно, когда ваш дошкольник настаивает на том, чтобы делать что-то по-своему. Например, они могут захотеть перейти улицу в одиночестве, чего вы не можете им позволить. Предлагая выбор — держать вас за руку или нести — они могут чувствовать себя увереннее, даже если вы обеспечиваете их безопасность.
Пусть ваш ребенок поможет
Дети любят помогать! В дополнение к развитию независимости, это отличный инструмент для успокоения истерик или изменения направления поведения, давая им чувство контроля. Когда вы позволяете ребенку помогать, вы укрепляете его уверенность и даете ему возможность научиться чему-то новому. Хотя это может потребовать добавления дополнительного шага или двух, это также отличный способ вовлечь вашего ребенка в повседневные дела и занятия.
Например, при приготовлении яичницы-болтуньи взрослый может налить молоко прямо в миску, а скорлупу выбросить прямо в мусор. В качестве альтернативы вы можете налить молоко в маленькую чашку или кувшин и попросить ребенка налить его в миску. Точно так же соберите яичную скорлупу в небольшую миску и попросите ребенка помочь выбросить ее в мусор.
Опять же, вы сообщаете своему ребенку, что доверяете ему выполнение этих задач, и эти моменты также предоставляют возможность для обсуждения деятельности с общей целью. Кроме того, дети с большей вероятностью будут в восторге, а затем съедят (!) еду, приготовленную с их помощью. Так что если ваш ребенок отрежет концы стручковой фасоли, это может стать еще одним способом добавить в свой рацион больше зелени.
Дайте ребенку работу по дому
Даже дошкольники могут начать выполнять работу по дому. Они, конечно, будут выглядеть иначе, чем старшие дети, но они являются важными ступеньками для подготовки к более крупным задачам. Многие исследования подтверждают, что работа по дому для детей является способом воспитания чувства ответственности и уверенности в себе, развития исполнительных функций, обучения командной работе и воспитания эмпатии.
Простые задачи, такие как сбор игрушек или складывание белья в корзину, позволяют вашему ребенку нести разумную ответственность и помогают поддерживать порядок в течение дня. На самом деле, эти хлопоты могут быть встроены в ваши повседневные дела. Например, частью распорядка вашего ребенка во время приема пищи может быть поднесение тарелки к раковине или даже помощь в загрузке посудомоечной машины (ножи оставьте себе!).
Пусть ваш ребенок решает задачи
Обязательно позволяйте ребенку пробовать сложные вещи и решать (небольшие) проблемы самостоятельно. Много раз мы проецируем наш стресс или разочарование на детей, когда на самом деле они счастливы решать проблемы. Когда дети впервые учатся ползать или ходить, мы должны позволить им упасть. Точно так же, когда дети учатся надевать обувь, мы должны позволять им надевать ее не на ту ногу. Подождите, пока ваш ребенок попросит о помощи или даст небольшой намек, чтобы перейти к следующему шагу.
Предлагая вашему ребенку задания, которые немного сложны, но все еще находятся в рамках того, что он может сделать при некоторой поддержке, помогает ему научиться справляться с разочарованием, решать проблемы и выживать в сложных ситуациях. Вы можете признать, что что-то сложно, и показать ребенку, что вы им гордитесь, хваля его за то, что он пробует что-то новое или сложное. Тем не менее, обязательно хвалите усилия, а не результат или умение: «Я так горжусь тем, что ты придерживаешься этого, даже когда это становится трудно», а не «Ты так хорошо завязываешь шнурки!»
Поощрение проектов
Проекты, которые могут включать в себя что угодно, от раскрашивания до сборки, головоломок и поделок, дают детям возможность сосредоточить свое внимание на определенной деятельности в течение определенного периода времени. Комментируя и хваля работу вашего ребенка, вы даете ему чувство выполненного долга и самоуважения, а похвала за усилия вашего ребенка помогает развитию упорства. Когда вы поощряете своего ребенка продолжать попытки нанизывать бусы на ожерелье, вы сообщаете ему, что верите в его способность что-то делать, что выражается в уверенности, а после достижения успеха — в достижениях и гордости.
Развивайте свободную игру
Независимая и неструктурированная игра очень важна для развития творчества, решения проблем и самостоятельности. Тем не менее, большинству детей дошкольного возраста все же потребуется (и они захотят!) участие родителей во время неструктурированных игр.
Предложите дошкольнику разнообразные материалы для творчества (мелки, фломастеры, мел, пальчиковые краски), строительные материалы (кубики, MagnaTiles, Lego) или воображаемый реквизит для игр, и пусть он сконструирует свое собственное ремесло или игру. Вы также можете включить материалы, которые вообще не являются игрушками. Переработанные материалы и вторсырье, такие как рулоны бумажных полотенец, банки из-под кофе и коробки из-под хлопьев, можно использовать бесконечным образом. Рулон бумажных полотенец может быть телескопом, трубой, машиной, самолетом, волшебной палочкой. Коробка для хлопьев может быть сараем для животных, строительным блоком или ступенькой.
Наблюдайте за своим ребенком и замечайте, к чему он стремится. Одному ребенку может быть интересно складывать и строить, а другой хочет играть в притворство. Используйте эти наблюдения, чтобы направлять и расширять их игру. Если они кажутся застрявшими или сбитыми с толку, вы можете смоделировать решение или прокомментировать их действия, а затем предложить им повторить попытку самостоятельно.
Пока смотришь, постарайся не вмешиваться. Вы можете комментировать то, что они делают, и хвалить их усилия, но не выполняйте работу за них. Например, если они укладывают канистры друг на друга, вы можете прокомментировать: «Вау. Я вижу, вы складываете банки. Вы строите высокую башню». Чем больше ваш ребенок играет, тем меньше вы можете играть. Вы можете вносить предложения или моделировать, как использовать материалы по-разному, или даже вводить новые материалы. Это поможет продлить игру, и со временем ваш ребенок сможет играть самостоятельно дольше.
Что говорить, пока они работают и играют
В дополнение к предоставлению вашему ребенку возможностей для развития самостоятельности, вам важно дать ему понять, что вы видите его — его усилия, его настойчивость, его храбрость. , их рост. Предлагая словесную обратную связь, вы уделяете положительное внимание качествам, которые хотите воспитать в своем ребенке, и повышаете вероятность того, что такое поведение повторится.
То, что мы называем навыками «P-R-I-D-E», представляет собой стратегии, которые, как было показано, помогают улучшить позитивное поведение у маленьких детей:
- P ПОДЪЕМ: Похвалите ребенка за правильное поведение. Это помогает усилить конкретное поведение, на которое вы обращаетесь, и способствует теплому общению с вашим ребенком. Например, «Отличная работа, выровняйте эти блоки!» или: «Я горжусь тобой за то, что ты решил эту головоломку!»
- R EFLECT: Отражение соответствующей речи. Это поможет продемонстрировать ребенку, что вы слушаете и понимаете. Например, ваш ребенок говорит: «Я построил башню». А потом вы говорите: «Ты построил башню!»
- I MITATE соответствующее поведение и игра. Это придает положительное внимание (самая мощная награда) хорошему поведению и способствует сотрудничеству. Например, когда ваш ребенок строит башню, вы тоже начинаете складывать блоки.
- D ESCRIBE соответствующее поведение вашего ребенка. Это усиливает положительную игру вашего ребенка и привлекает к ней внимание. Вы можете сказать: «Я вижу, ты нарисовал радугу!» или «Мы вместе строим башню».
- Be E NTHUSIASTIC ! Это делает ваше общение более теплым и поддерживает интерес вашего ребенка. Например, вы можете использовать игривый голос, преувеличивать свои эмоции во время разговора и часто улыбаться.
8 советов, как научить детей быть более независимыми
Сейчас 7:55 утра, и моя шестилетняя дочь поет «Happy» Фаррелла в пижаме, подпрыгивая в такт. Я не в восторге, зная, что школьный звонок прозвенит через 15 минут. Я стаскиваю с нее пижаму, словно она горит, и так резко стягиваю ее колготки, что практически отрываю ее от пола. Успеваем, еле-еле.
Я знаю, что она может одеваться сама, но мое кровяное давление начинает подскакивать, наблюдая за ее махинациями, и я часто делаю это для нее, чтобы избежать еще одного опоздания.
Знакомо? Жанна Уильямс, психолог из Эдмонтона, видит, как многие родители справляются с нехваткой времени, используя подход « воспитания , чтобы пережить день». Они беспокоятся о том, что нужно сделать здесь и сейчас, а не о долгосрочной перспективе. последствия этих ежедневных выборов. «Я бы даже сказала, что все родители делают это в какой-то момент», — говорит она.
Что ж, если мы все этим занимаемся, это не может быть так уж плохо. Верно?
К сожалению, сила здесь не в количестве. «Привычка делать за своего ребенка то, что он может сделать сам, посылает непреднамеренный сигнал о том, что вы не уверены в его способностях», — предупреждает Уильямс. Результатом является ребенок, которому не хватает независимости, чувства собственного достоинства и навыков решения проблем, и который не может или не хочет выполнять задачи, соответствующие возрасту. Иногда это называют «выученной беспомощностью». Узнал от кого? Ты угадал.
Но Уильямс не хочет, чтобы мы чувствовали себя виноватыми. Она знает, что мы просто пытаемся держать все эти шары в воздухе, и объясняет, что эта проблема поправима — и это огромная отдача: уверенные в себе , способные дети и задачи, снятые с вашей тарелки. Вот восемь советов, как научить детей быть более независимыми:
1. Предупредите
Поддержите своего ребенка, побуждая его помочь «вам» измениться. Когда Уильямс понял, что делает для сына больше, чем нужно, она сказала ему: «Мне очень жаль. Я обращаюсь с тобой как с маленьким ребенком, когда ты готов выполнить какую-нибудь большую работу!» Она предостерегает от использования таких фраз, как «Ты больше не ребенок»; ребенок может быть деликатным словом в этой возрастной группе.
2. Определите возможности
Составьте список вещей, которые она могла бы делать сама. У моей было 13 заданий, в том числе почистить зубы и (блин!). Спросите ее, какие обязанности, по ее мнению, она достаточно велика, чтобы взять на себя – это, вероятно, повысит ее готовность попробовать.
3. Целевые приоритеты
Беритесь за одно дело за раз, чтобы не перегружать ее.
4. Найдите время
Если ей требуется 10 минут, чтобы расчесать свои волосы , начните утро на 10 минут раньше (и отложите расческу!). Когда ее не контролируют на микроуровне, она может удивить вас своим сотрудничеством, и вы будете оказывать более спокойное влияние, когда не будете гнаться за временем.
5. Договаривайтесь о компромиссе
Если она упорствует, идите на компромисс и немного повеселитесь. Несколько дней я шил рубашки, а она — низ. Я сказал, что ее ветки дерева (руки) нуждаются в листьях (ее рубашка) и что она отлично справилась с работой, а также отлично справится с тем, чтобы надеть собственную рубашку.
6. Забудьте о совершенстве
Смиритесь с тем, что она не справится с задачей так же хорошо, как вы. Если молоко прольется, покажи ей, как убрать его без критики , и завери ее, что это случается со всеми.
7. Похвалите что-нибудь
Вместо того, чтобы указать, что ее туфли надеты не на ту ногу, скажите: «Ты сам надел туфли! Отличная работа!» Она сама обнаружит дискомфорт. Дайте положительное продолжение , например: «Держу пари, завтра ты поставишь их на правильные ноги».
8. Учитывайте обстоятельства
Если дети устали, больны, испытывают стресс или привыкают к переменам, не время вводить новые обязанности. И не расстраивайтесь, если они регрессируют, желая, чтобы вы выполнили задачу после того, как они ее освоили. Это нормально. Временное разделение нагрузки может помочь им прийти в норму быстрее, чем если бы вы ругали или критиковали их.
Не спешите решать мелкие проблемы, когда они возникают, советует психолог Джин Уильямс. Поощряйте навыки решения проблем вашего ребенка, спрашивая, может ли он придумать решение. Если она в тупике, дайте ей время подумать, прежде чем предлагать свои идеи.
Постарайся расслабиться. Как и я, вы можете найти больше грязных кроватей и луж молока, но услышать, как ваш ребенок с гордостью говорит: «Я сделал все это сам!» так стоит.
Версия этой статьи появилась в нашем выпуске за август 2014 года под заголовком «Помогите себе сами», стр.