Почему детям нужна свобода (и как им ее дать)

Родители боятся детской свободы, но постепенно приучать к ней ребенка все равно надо

Откуда берется родительское стремление контролировать каждый шаг ребенка и можно ли от него избавиться? Как научиться делегировать ответственность и почему нужно давать детям право выбора в любом возрасте? На эти темы рассуждает педагог Дима Зицер.

Учитель — особенная профессия

Участники процесса обучения образуют своего рода треугольник: это ребенок, родители и учитель. Какая степень свободы нужна каждому из участников — например, педагогу? Есть мнение, что несвободный учитель не может воспитать свободного ученика.

Как и представитель любой другой профессии, учитель связан определенными ограничениями. Например, он действительно не может быть свободен от системы образования. Но работа педагога устроена особым образом: он закрывает дверь класса, начинает урок, а дальше все происходит только между ним и учениками.

Администрация школы и ФГОСы — это ориентиры, но самое главное — это то, что происходит в классе. И здесь у учителя гораздо больше свободы, чем у представителей многих других профессий. В этом смысле любая школа — потенциальное пространство свободы.

Сделайте голос ребенка равным своему

Однако у родителей излишняя детская свобода часто ассоциируется со вседозволенностью, а стремление устанавливать ограничения и запреты исходит из страха за детей.

Многие из нас боятся, что если дети попадут в беду, мы не сможем быть рядом и вовремя им помочь. Но, возможно, на самом деле взрослые боятся не детской свободы, а собственной родительской несостоятельности.

Если вы хотите научить ребенка отвечать за себя, нужно заранее создавать условия, чтобы он не боялся приходить к вам с проблемой. А значит, устанавливать доверительные отношения, избегая критики и стереотипных реакций. Тогда меняется сама модель отношений: родительский голос становится значимым — потому что таким же значимым становится и мнение ребенка. Тем более что родительские запреты с определенного возраста работают все меньше и меньше, вызывая, например, у подростков лишь противодействие.

Свобода произрастает из возможности выбора

Навык пользоваться свободой, понимание ее границ приходят к ребенку постепенно, но для этого взрослые должны дать ему право на субъектность, на фразы: «По моему мнению» или «На мой взгляд». Только так формируется умение договариваться и взаимодействовать. А еще — осознание собственной самости, ощущение «аз есмь» — один из необходимых компонентов для обретения подлинной, внутренней свободы.

Второй компонент — уже упомянутое выше умение рефлексировать и сомневаться. Если оно формируется в ребенке, он начинает понимать, что каждая жизненная задача имеет множество решений. Окружающим часто «не со зла» хочется искусственно сузить этот выбор, дать ребенку упрощенное, черно-белое понимание мира. Но на самом деле жизнь устроена гораздо сложнее.

Человеком вообще быть непросто, и каждый из нас постепенно проходит свой путь от животного состояния к человеческому. Наши инстинкты говорят нам: «Накричи сейчас на ребенка, чтобы он видел, кто тут главный» — точно так же, как нашептывают: «Наешься до отвала сегодня, ведь завтра еды может и не быть».

Попробуйте посмотреть на себя в зеркало, когда злитесь. В этот момент мы инстинктивно, подсознательно пугаем врага, поэтому выражение лица такое угрожающее. Но можно взять короткую паузу, выдохнуть и сознательно расслабить мышцы лица, когда чадо не хочет садиться за уроки или доедать кашу. И это будет уже чисто человеческое качество. Человечность предполагает свободу выбора в том числе в способе реагирования на ситуацию. Это именно то, что отличает нас от животных.

Спрячьте родительское «кольцо всевластья»

Иногда взрослые думают о детях в таком ключе: «Ну какая у него вообще может быть свобода, он же полностью зависит от меня». Действительно, маленький ребенок очень нуждается во взрослых. Но наша сила и мудрость как раз и заключается в том, чтобы не злоупотреблять этой зависимостью. Нужно запрятать подальше свое «кольцо всевластья» и не давить на детей, а наоборот, поддерживать их, пока они не окрепнут.

Большинству людей никто никогда не говорил, что можно растить детей без насилия. С насилием, конечно, проще, но тогда нужно быть готовыми к тому, что дети усвоят «право сильного» и, увы, будут применять его в будущем.

Соблазн воспользоваться этим «кольцом» очень велик. Ведь это гораздо проще, чем рефлексировать над собственным поведением, задавать себе вопрос: «Правильно ли я сейчас поступаю»? А рефлексия, умение сомневаться — важное качество и для педагога, и для родителя.

Рефлексия против «права сильного»

В основе родительства лежат самые разные страхи. Но наша человечность заключается еще и в способности осознать свой страх за ребенка и перевести его в рациональное русло. Тогда появляется возможность сказать подростку, который собрался в гости: «С тобой все будет в порядке, это я за тебя боюсь. Поэтому напиши, пожалуйста, папе смс». Согласитесь, это звучит иначе, чем вопрос-претензия постфактум: «Что же ты родителей ни во что не ставишь, написал бы хоть?»

В первом случае перед ребенком возникает не родитель как функция, а живой человек, который испытывает понятные ему чувства. Поэтому он с большей вероятностью напишет смс — если не увлечется и не забудет, конечно, чего тоже нельзя исключать.

Пока ребенок маленький, мы привыкаем, что все в доме живут по правилам, установленным взрослыми. В глубине души все мы считаем, что дом — наш и время — наше и что ребенок тоже будто бы принадлежит нам. Очень трудно по-настоящему принять тот банальный факт, что на самом деле он — отдельная личность со своим характером. И что ваш дом — это и его дом тоже. Вместо этого порой звучат дикие фразы вроде: «В моем доме не будет звучать такая музыка» или «Вырастешь и у себя дома будешь есть, что захочешь, а здесь ешь, что приготовили».

Но чем старше ребенок становится, тем больше свободы ему нужно. И она в том числе должна включать право на распоряжение собственным телом. А значит, ему самому (или ей самой) выбирать, что и сколько есть, или решать, делать татуировку или нет.

А родительские ультиматумы — это еще одно проявление «права сильного», ведь со взрослыми мы ведем себя иначе. Допустим, ребенок приходит и говорит: «Я хочу завести собаку». Представьте на его месте мужа или жену. Скажем ли мы: «Когда будет свой дом, тогда и заводи»? Нет, мы начнем диалог и постараемся найти решение, которое устроило бы всех.

Да, это сложнее, чем просто отрезать: «Нет!», для этого необходимы рефлексия и умение договариваться. Но ведь и суть родительства не во власти. Подлинное проявление любви — делать так, чтобы любимому человеку (неважно, какого возраста) было не плохо, а хорошо.

  

Источник:

«Освободите детей» — выступление Димы Зицера на Youtube-канале «Lazarevatut»

Фото: Коллекция/iStock

Принципы и методы семейного воспитания.

03.09.2018


Понятие семейного воспитания


Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.


Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.


Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.


Задачи семьи состоят в том, чтобы:


  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;


  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;


  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;


  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;


  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.


Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.


Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.


Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.


1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.


2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.


Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.


3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.


Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.


4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 

У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.


5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.


Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.


Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.  Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…


Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.


Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.


Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.


Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.


Особенность семейного воспитания — органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.


Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.


Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:


-


  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;


  • — бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;


  • — авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;


  • — безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;


  • — отсутствие нормального психологического климата в семье;


  • — фанатизм в любых его проявлениях;


  • — безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.


Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.


Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному — воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.


Понятие «воспитательный (иногда говорят — педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.


Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.


Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.


Семья — сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.


Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.


Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.


Удобная и красивая среда обитания — это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.


По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 


Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей


Принципы семейного воспитания


Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.


Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:


  • — дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;


  • — родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;


  • — воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;


  • — диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;


  • — личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;


  • — воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;


  • — все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;


  • — оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.


К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.


Принцип целенаправленности. 


Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.


Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.


Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.


Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.


Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.


К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.


Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.


К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула… Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.


Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.


Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.[4]


Методы семейного воспитания


Методы  семейного  воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.


Выбор методов.


В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:


  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;


  • отношения в семье и образа жизни;


  • числа детей в семье;


  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;


  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;


  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.


Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.


Реализация метода родительского требования



Непосредственное(прямое) родительское требование


Опосредованное(косвенное) родительское требование


 







в виде поручения


в виде показа образа


предупреждения


пожелания


распоряжения


совета


категорического приказа


напоминания


другие виды


переключения


 


Основные условия действенности родительского требования


  • Положительный пример родителей


  • Благожелательность


  • Последовательность


  • Учет возрастных особенностей детей


  • Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников


  • Уважение личности ребенка


  • Справедливость


  • Посильность


  • Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей


Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)[5]



[1] http://psylist. net/pedagogika/semvos.htm


[2] http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika


[3] Куликова Т.А.


Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.


[4] http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika


[5] http://vashpsixolog.ru


 

1.1. Принцип свободы – образование в области прав детей

«Образование – это оружие мира». (Мария Монтессори, 1949)

Словарь

Совесть — это внутреннее чувство или голос, рассматриваемый как действующий как руководство к правильности или неправильности своего поведения.
Выражение — это процесс выражения своих мыслей или чувств.
Свобода — это способность или право действовать, говорить или думать так, как хочется, без помех и ограничений.
Принцип — это фундаментальная истина или утверждение, которое служит основой для системы убеждений или поведения или цепочки рассуждений.
Духовная практика — это регулярное или постоянное выполнение действий и действий, направленных на духовное развитие.
Мысль  это идея или мнение, возникающее в результате мышления или внезапно возникающее в уме.

Цель – Свобода выражения мнений

Каждый ребенок имеет право на свободу выражения мнений, включая право на свободу мысли, совести и духовной практики. В статье 12 Конвенции говорится, что взрослые должны «обеспечить ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка». В этом подразделе дети сначала определяют, что означает принцип свободы, особенно в отношении свободы мысли, совести и духовной практики.


Ребенок спрашивает:  Что такое право на свободу выражения мнений?
Обучение правам детей позволяет ребенку понять, что право на свободу выражения мнений включает свободу мысли, совести и религии.
Ответы детей:  У меня есть право на самовыражение.

Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы на это реагируем.
(Чарльз Р. Суиндолл)

Учебная деятельность в классе

1.  Саморегуляция и право на самовыражение
Саморегуляция – это биологическое явление, связанное с тем, насколько тяжело ребенок должен работать, чтобы справляться со стрессами в своей жизни. Чем усерднее ребенок работает, тем меньше у него ресурсов для обучения. Самоконтроль, который представляет собой отсрочку удовлетворения, является выученным поведением и включает в себя ряд навыков. Чем лучше ребенок может саморегулироваться, чем лучше он справляется с этими стрессами, тем больше он может освоить эти навыки (Stuart Shanker, 2010). Саморегуляция позволяет детям решать проблемы и критически мыслить. Чем лучше ребенок саморегулируется, тем больше он начнет осваивать навыки, ведущие к самоконтролю и самодисциплине. В то время как д-р Шанкер фокусируется на саморегуляции для улучшения обучения, это также важно для реализации права ребенка на самовыражение, поскольку ребенок может лучше контролировать свои реакции в социальных условиях. Свобода самовыражения требует, чтобы ребенок уважал право других на выражение мнения, а саморегуляция позволяет ребенку регулировать свои импульсы к общению таким образом, который неуважителен по отношению к другим.

Для получения дополнительной информации о саморегулировании см.:
People for Education Keynote Address: Stuart Shanker

Зоны регулирования®
Основано на книге и методе Лии Кайперс.

Зоны — это систематический подход к когнитивному поведению, который используется для обучения саморегуляции путем классификации всех различных способов, которыми мы себя чувствуем, и состояний бдительности, которые мы переживаем, по четырем конкретным зонам. Учебная программа «Зоны» предлагает стратегии, которые помогут учащимся стать более осведомленными и независимыми в контроле своих эмоций и импульсов, управлении своими сенсорными потребностями и улучшении их способности решать проблемы, конфликты.

Учебная программа направлена ​​на устранение скрытых нарушений эмоциональной и сенсорной регуляции, исполнительных функций и социального познания, чтобы помочь учащимся перейти к независимой регуляции. Зоны регулирования включают в себя концепции Social Thinking® (www.socialthinking.com) и многочисленные наглядные материалы, помогающие учащимся определить свои чувства/уровень бдительности, понять, как их поведение влияет на окружающих, и узнать, какие инструменты они могут использовать, чтобы регулировать свое поведение. более ожидаемое состояние.
Получено с сайта www.zonesofregulation.com

Зоны регулирования ® , (2011, Social Thinking Publishing)
— это учебная программа, состоящая из уроков и мероприятий, разработанных Лией Кайперс, редактором M. A., OTR/L, чтобы помочь учащимся приобрести навыки в области самоанализа. регулирование. Уроки и обучающие мероприятия предназначены для того, чтобы помочь учащимся распознавать, когда они находятся в разных зонах (состояния бдительности/настроения), а также научиться использовать стратегии (включая сенсорную поддержку, методы успокоения и стратегии мышления) для регулирования зоны. они внутри.  

В дополнение к саморегуляции, учащиеся получат расширенный словарный запас эмоциональных терминов, навыки чтения выражения лица, понимание того, как другие видят и реагируют на их поведение, понимание событий, которые вызывают их поведение, успокаивающие и предупреждающие стратегии, навыки решения проблем и многое другое.

Красная зона используется для описания чрезвычайно повышенных состояний бдительности и сильных эмоций. Человек может быть в приподнятом настроении или испытывать гнев, ярость, взрывное поведение, опустошение или ужас, находясь в красной зоне. Человек описывается как «вышедший из-под контроля», если он находится в красной зоне.

Желтая зона также используется для описания состояния повышенной бдительности и возвышенных эмоций; однако у человека есть некоторый контроль, когда он находится в желтой зоне. Человек может испытывать стресс, разочарование, тревогу, волнение, глупость, покачивание или нервозность, находясь в Желтой зоне.

Зеленая зона используется для описания спокойного состояния бдительности. Человек может быть описан как счастливый, сосредоточенный, довольный или готовый учиться, когда он находится в зеленой зоне. Это та зона, в которой ученики в первую очередь должны находиться в классе.

Голубая зона используется для описания состояния низкой бдительности, например, когда человек чувствует грусть, усталость, болезнь или скуку.

Соответствующие статьи Конвенции

Статья 12
взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
2. С этой целью ребенку, в частности, должна быть предоставлена ​​возможность быть заслушанным в любом судебном и административном разбирательстве, касающемся ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, согласующемся с процессуальными нормами национальное право.
Статья 13
1. Ребенок имеет право на свободу выражения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм или любыми другими средствами по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подлежать определенным ограничениям, но они должны быть только такими, которые предусмотрены законом и необходимы:
(a) для уважения прав или репутации других лиц; или
(b) Для защиты национальной безопасности или общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения.
Статья 14
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и, когда это применимо, законных опекунов, давать указания ребенку в осуществлении его или ее права в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
3. Свобода исповедовать свою религию или убеждения может подлежать только таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности или основных прав и свобод других лиц.
Статья 15
1. Государства-участники признают права ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. На осуществление этих прав не может быть наложено никаких ограничений, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), защиты общественного здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 17
Государства-участники признают важную функцию, выполняемую средствами массовой информации, и обеспечивают доступ ребенка к информации и материалам из разнообразных национальных и международных источников, особенно к тем, которые направлены на продвижение его или ее социальное, духовно-нравственное благополучие и физическое и психическое здоровье.
С этой целью государства-участники:
(a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, представляющих социальную и культурную ценность для ребенка, и в соответствии с духом статьи 29;
(b) поощрять международное сотрудничество в производстве, обмене и распространении такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;
(c) Поощрять выпуск и распространение детских книг;
d) поощрять средства массовой информации уделять особое внимание языковым потребностям детей, принадлежащих к группам меньшинств или коренным народам;
e) поощрять разработку надлежащих руководящих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих ущерб его или ее благополучию, с учетом положений статей 13 и 189. 0021

Интернет-ресурсы и ссылки

  • Ретриты Аяуаска-Васи — ненасильственное общение: выдержки из книг Маршалла Розенберга. Получено с: http://www.ayahuasca-wasi.com/english/articles/NVC.pdf.
  • Наполнители для ведер – Растет с ведром, полным счастья. Кроме того, здесь есть книги.
  • Международная сеть по правам ребенка — Права детей и свобода слова.
  • Клэй, Боб. (2006). Ненасильственное общение. Сообщество Лох-Артур, Шотландия.
  • Хиггинс, Дженнифер Джонсон. (Н.Д.). Педагогическая школа Университета Джонса Хопкинса — Мультикультурная детская литература: создание и применение инструмента оценки в Re
  • Кэтрин Ковелл, доктор философии — Слушая наших детей (2010): В нашем торопливом мире это обычное дело для большей части общения между родителями а их дети должны состоять из «диджей». Дайджа почистил зубы? Диджа выставил кошку? Но дети имеют право на гораздо большее, чем диджи. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка гласит, что дети имеют право на то, чтобы их голоса были услышаны, а также на то, чтобы их мысли интересовались и учитывались по вопросам, которые их касаются. Дети имеют право быть выслушанными в своих домах, школах и сообществах. Подробнее…
  • Humanium — Помогите детям: право на свободу.
  • Детский разговор — Свобода выражения мнений и Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Розенберг, Маршалл Б. Воспитание детей с состраданием. Получено с: https://www.cnvc.org/Raising-Children-Compassionately.
  • ЮНИСЕФ — Конвенция о правах ребенка: права на участие — Иметь активный голос.
  • Организация Объединенных Наций – Конвенция о правах ребенка: Замечание общего порядка № 12 (2009 г.) — Право ребенка быть услышанным.

Вот 7 способов научить их этому

  • 9 акций

Мы должны поговорить с нашими детьми и пересмотреть идею свободы нашей страны. Но объяснили ли мы, что на самом деле означает свобода? Идя в ногу с духом Независимости, вот несколько способов, как мы можем приблизиться к Дню Независимости в этом году.

В большинстве семей всякий раз, когда приближается национальный праздник, речь идет либо о том, чтобы провести некоторое время с семьей, каким-то образом умудрившись объединить его с выходными для быстрого отдыха, либо о том, что мы дома с детьми и пересматриваем идею, лежащую в основе свободы нашей страны. Все, чего мы хотим от национального праздника, — это отдохнуть от привычной суеты жизни.

Когда мы были детьми, каждый День Республики мы обычно смотрели какие-то культурные программы, вспоминали наших борцов за свободу, пели Государственный гимн, были с семьей, и на этом день заканчивался. И теперь наши дети идут по тем же стопам. Хотя все вышеперечисленное чрезвычайно важно для наших детей и знать рифму и ритм дня, не менее важно привить им некоторые жизненные навыки. Нет лучшего дня, чем этот особый день, особенно когда дети в эти дни довольно выразительны и знают, чего хотят.

Приходилось ли нам когда-нибудь размышлять о том, что для нас значит свобода и как мы можем помочь нашим малышам понять и использовать этот прекрасный дар свободы в своей повседневной жизни? Что ж, мои дети находятся на том этапе, когда они сомневаются в большинстве вещей и любознательны, чтобы узнать подробности обо всем, что их окружает. Итак, я подумал объяснить им, как мы можем использовать свободу в нашей повседневной жизни и как делать что-то со свободным разумом может быть так весело.

Идя в ногу с духом Независимости, вот несколько способов, как мы можем отметить День Независимости в этом году:

Свобода мысли и выражения :

Дайте детям возможность чувствовать себя уверенно и делиться своими чувствами, не вынося суждений. Выражение может заключаться в том, чтобы просто говорить свое сердце или давать своему выражению творческий выход. Поощряйте их свободно делиться тем, что у них на уме, любым способом, которым они хотят поделиться. Как родители, вы бы поняли их мышление и установили бы удивительные связи со своими детьми.

Свобода выбора : 

Предоставьте им свободу принимать правильные решения с точки зрения поведения. В конце концов, они будут совершать меньше ошибок, причиняя вред своему окружению. Мы все хотим, чтобы наши дети были хорошими людьми. Хотя по мере взросления иногда бывает трудно быть хорошим, а правильное и неправильное — это субъективные термины, но привитие таких ценностей, как свобода выбора конструктивного поведения с раннего возраста, будет плодотворным в долгосрочной перспективе.

Свобода верить в себя  : 

Помогите им поверить в свои силы и таланты и не поддаваться негативному влиянию окружающей среды. Если они вкладывают свои усилия в создание чего-то, то это лучшая версия их творчества. У всех есть возможности для совершенствования, и они тоже будут учиться совершенствоваться по мере своего роста.

Свобода доверия :

Помогите своим малышам преодолеть страх и двигаться вперед. Например, если ваш ребенок осваивает новый вид спорта, постоянно падает и не может выполнять ожидаемые действия. Вам следует поговорить с ней, чтобы довериться процессу и тому, что со временем они научатся хорошо играть — может быть, через несколько дней или даже месяцев. им просто нужно продолжать попытки.

Свобода быть самим собой:

Предоставьте им достаточно свободы, чтобы они могли быть сами по себе. Пусть они прыгают, кричат, кричат, танцуют, поют, устраивают беспорядок или просто сидят без дела. Пусть будут! Дети многому учатся, когда остаются одни. Пусть это не будет день, полный управляемых дел о том, что можно и чего нельзя делать. Поверьте, они жаждут пространства не меньше взрослых.

Свобода протянуть руку помощи:

Добро пожаловать, когда они хотят помочь. Возможно, они захотят помочь вашему дому каким-то образом помочь. Будь как будет. Признавайте любую помощь, которую они хотят оказать. Будь то организация вещей, стирка, выпечка, полив растений и т. д. — не говорите прямо «нет».

Свобода совершать ошибки :

Делать ошибки — это нормально. Только так они учатся и развлекаются одновременно. Они учатся и в конечном итоге овладевают вещами, которые им интересны. Например, не ворчите, если ваш ребенок пишет зеркальное отражение некоторых цифр или букв алфавита, или не волнуйтесь, если вашему ребенку требуется время, чтобы понять что-то новое. У каждого ребенка своя кривая обучения. Так что не зацикливайтесь на том, чтобы всегда быть идеальным.

Мамочки, давайте пообещаем совершить прыжок веры с каплей надежды и научить детей ответственности, предоставив им достаточно свободы.

Мы увидим, как наши малыши превратятся в прекрасных людей. В то же время, если ребенок демонстрирует своим поведением и выбором, что он не может справиться с большей свободой, вмешайтесь и помогите ребенку учиться.

Надеюсь, статья была вам полезна. Поделитесь своим мнением в разделе комментариев.

Итого

9

Акции

Адити Малик

Аддити Малик, мама двух маленьких девочек, уже десять лет работает в ведущем медиа-доме в качестве куратора контента и продюсера конференций. Теперь, в своем путешествии в качестве домохозяйки, она любит писать о воспитании детей, детстве и самопомощи. Занятая своими маленькими девочками и их воодушевлением, энергией и жизненной силой, Аддити любит делиться своими наблюдениями о воспитании детей с родителями нового возраста и будущими родителями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *