Как помочь ребёнку понять математику: полезные советы от учителей

Начиная со средней школы математика становится сложным предметом. Формулы, дроби, отрицательные числа — далеко не все дети справляются с этим объемом новых знаний. Как научиться понимать математику и почему важно не бояться плохих оценок, рассказывают эксперты команды новой индивидуальной программы по школьной математике Яндекс.Практикума.

Как помочь ребенку понять (а не вызубрить) математику

Даниил Любошиц, преподаватель математики Яндекс.Практикума:

Сначала стоит поговорить и объяснить ребенку разницу между зубрежкой и пониманием. Ведь ученик, который старательно всё вызубрил, может получить оценку даже выше или решить задачу быстрее, и ему может быть совсем не очевидно, что это не единственный путь. Важно, чтобы ребенок сам захотел понять предмет, так ему будет интереснее учиться: придумывать алгоритмы гораздо веселее, чем их запоминать.

Даниил Любошиц

Учиться математике без понимания — это как учить стихотворения на незнакомом языке. Мучительно, бесполезно, и очень быстро всё забудется.

Чтобы это исправить, учитель должен направить ученика на открытие ключевых идей, вместо того чтобы просто о них рассказывать. Ребенок должен прочувствовать радость от самостоятельного решения. Уже после этого можно переходить к каким-то простым упражнениям, и важно постараться дать привязку к жизни — где эту математику можно встретить, кроме школьной тетради.

К счастью, большинству учеников правильно решенная задача приносит гораздо больше удовлетворения, чем просто высокая оценка. Проблемы возникают, если зубрежка уже вошла в привычку. В таких случаях перестроиться бывает сложно и сперва ребёнку и родителям будет казаться, что всё стало только хуже. Тут очень важно не давить и не торопиться — обсуждать что-то уже знакомое и выученное, пробовать понять вместе, почему и как работает то, что ученик уже знает. От этого уже можно будет отталкиваться дальше.


Как относиться к ошибкам ребенка

Анна Антонова, психолог Яндекс. Практикума:

Важно не ругать ребенка за каждую ошибку. Порицание и ожидание высоких результатов могут привести к математической тревожности — негативной эмоциональной реакции на ситуации, которые связаны с числами, математикой и вычислениями. Дети и взрослые с математической тревожностью не могут концентрироваться на задачах, так как весь их ресурс памяти и внимания занят переживаниями этого негативного чувства. Причиной этому зачастую становятся негативный опыт и стереотипы. Например, если ребенку часто говорили: «Он у нас гуманитарий», «Математика — не твое», «Девочки лучше пишут сочинения». Также на восприятие предмета влияет и опыт общения с учителем. Если он ругал и стыдил, это также может усилить нелюбовь к предмету.

Анна Антонова

В психологии есть такой эффект, как «сдвиг мотива на цель». Ребенок приходит к репетитору, чтобы подтянуть двойку или тройку, и вдруг начинает понимать, как решать задачи. Это вселяет уверенность, процесс решения задач начинает приносить удовольствие. Так рождается мотивация к более глубокому изучению предмета и даже любовь к нему.

Чтобы помочь ребенку, родитель должен разрешить ему ошибаться

Именно ошибки помогают нам понять, что алгоритм действий неверный и нам необходимо искать новое решение. При этом важно помнить: вещи, которые очевидны для родителя, не всегда понятны ребенку. Недавние исследования показали, что взрослые и дети задействуют разные отделы мозга при решении математических задач. У ребенка вовлекаются отделы мозга, отвечающие за эмоции и восприятие. Поэтому особенно важно, чтобы математика была связана с позитивными эмоциями. Не стоит злиться на ребенка за непонимание. Главное — помнить, что ваши отношения гораздо важнее любых оценок. Школа так или иначе закончится, экзамены пройдут. А вот «осадочек» может остаться навсегда.


Как правильно реагировать на школьные оценки

Анна Антонова:

Оценка в целом предмет спорный. С одной стороны, она отражает уровень знаний ученика и качество выполнения задания. С другой — на нее влияет множество факторов (настроение ученика, отношения с учителем, конкретным предметом и школой в целом), и назвать эту сущность объективной достаточно трудно. При этом все равно все еще жив миф о том, что у хороших родителей дети — круглые отличники. Это чувствуют и сами дети: им кажется, что они подведут родителей, если получат плохую оценку или низкий балл на ЕГЭ.

Родителям сложно относиться к оценкам беспристрастно, ведь кажется, что отчасти оценивается их родительство. Важно помнить: школьная отметка — это не оценка личности ребенка или его способности к обучению, а просто инструмент.

В нашей культуре принято уделять больше внимания ошибкам, нежели достижениям

Родители проводят гораздо больше времени с детьми, помогая им исправлять плохие оценки, чем разговаривая о том, как именно ребенку удалось получить пятерку. Ребенок может считать это как сигнал: «Ага, мама будет со мной сидеть дольше, если я получу плохую оценку, а не хорошую». Таким образом, причина проблем в школе может крыться в потребности ребенка получать больше внимания со стороны родителей. Чтобы не допускать такой ситуации, родителям важно регулярно обращать внимание на то, что у ребенка хорошо получается.

В том, почему ребенок получает двойки или тройки, необходимо разбираться аккуратно, без излишней тревоги и критики. Если плохих оценок становится много, следует сначала поговорить с ребенком и выяснить причину. И если есть трудности с пониманием, пробелы в освоении программы — обратиться за помощью к педагогу. Профессионал сможет увидеть, каких именно знаний не хватает ребенку, поймет причины ошибок и правильно сможет проговорить их с учеником.

Даниил Любошиц:

Школьная оценка может не отражать ни реальные знания, ни потенциал ребенка. Это происходит по разным причинам. Иногда стандартное объяснение, которое работает для восьми детей из десяти, для двоих работать не будет. Даже на мехмате МГУ можно встретить студентов, которые учились в школе на тройки и двойки. Оценка может говорить о том, что учитель не смог или не имел возможности найти подход, или ученику не подходит учебная среда, или он просто не заинтересован в учебе — не прикладывает сил, прогуливает.

Мотивация ребенка к учебе может быть совершенно разная, и это тоже влияет на оценки. Например, если ученик не понимает предмет, но зубрит, значит, у него есть мотивация на хорошие оценки или одобрение. Родители могут даже не подозревать, что у ребенка есть пробелы в понимании, ведь оценки в дневнике хорошие. Такую мотивацию не нужно разрушать, лучше направить ее в правильное русло: вызвать у старательного ребенка интерес к самому предмету, показать, что стоит за выученными алгоритмами и почему понимать их намного интереснее, чем просто учить. Ученику нужно осознавать, что у него что-то получается. Маленькие победы пробуждают интерес.

Постепенно лучше развить и более фундаментальный интерес. Некоторым детям важно ответить на вопрос «зачем мне это?». Кто-то уже в шестом классе хочет программировать, кто-то — строить роботов, заниматься лингвистикой или биологией. Важно донести — для всего этого понадобится математика. Ну и, конечно, заинтересовать ученика может сама математика, ее внутренняя красота и глубокие идеи.

Что почитать родителям школьников: список экспертов Яндекс.Практикума

  • «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили», Адель Фабер и Элейн Мазлиш
  • «Книга для неидеальных родителей», Ирина Млодик
  • «Зачем нужна математика?», Франкон Дэвис Бен

У сервиса онлайн-образования Яндекс.Практикум запустилась индивидуальная программа по обучению школьной математике для учеников 5–8-х классов. Дети занимаются один на один с преподавателем в онлайн-формате. До старта занятий эксперты проводят диагностику знаний ученика и разрабатывают специальный учебный план. Родители могут выбрать для ребенка одно, два или три занятия в неделю, в зависимости от того, какие цели он ставит перед собой. А если в процессе обучения у ученика возникнут проблемы, их с ребенком разберут специалисты в индивидуальном порядке.

как успеть за 3 месяца до школы

У многих детей трудности с математикой, очень часто они возникают еще в первых классах. При этом типична такая ситуация: ребенок не понял какую-то тему на уроке, родители уже забыли школьную программу и не могут объяснить ему материал. Итог: одна непонятая тема постепенно обрастает новыми пробелами в знаниях и в результате к концу четверти приходится нанимать репетитора.

Как же избежать таких проблем? Как помочь ребенку? Как сделать так, чтобы он полюбил математику с первого класса, с удовольствием решал задачки, а примеры щелкал, как орешки?

Для этого стоит начать знакомство с математикой еще до поступления в школу. Это поможет ребенку лучше адаптироваться в школе и чувствовать себя увереннее на уроках.

Сегодня мы расскажем, как познакомить малыша с математикой всего за 3 месяца. Наши советы помогут ребенку освоить простейшие математические навыки: познакомят с цифрами и числами, научат складывать и вычитать, а также решать текстовые задачки.

3 месяца до школы. Первый шаг в обучении математике

Самое время познакомить ребенка с цифрами и числами, порядковым и количественным счетом, научить его считать и писать числа от 1 до 30. Лучше всего сделать это в игре. Занимайтесь с малышом не более получаса в день и следите за тем, чтобы он не переутомлялся.

Для начала познакомьте ребенка с порядковым счетом от 1 до 10, затем предложите ему упражнения для закрепления знаний.

Для знакомства с числами лучше всего подойдут игровые задания. Вот лишь несколько типов:

1. Соедини числа на картинке и напиши число в трафарете. Во время выполнения подобных упражнений следите за тем, чтобы ребенок соединял числа по порядку и называл каждое вслух.

2. Посчитай предметы. Впиши пропущенные числа

2 месяца до школы. Второй шаг в обучении математике

Когда ваш ребенок запомнил все числа, можно знакомить его с простыми арифметическими действиями: сложением и вычитанием. Предлагайте ребенку задания, которые усложняются постепенно. Сначала научите его сложению и только, когда будете уверены в том, что он его полностью освоил, переходите к вычитанию.

Прежде чем предлагать ребенку примеры, вспомните с ним цифры и счет. Например, с помощью таких упражнений.

Затем можно предложить ему первые примеры. Сначала научите ребенка прибавлять 1, затем 2, 3, 4 и так далее. То же самое с вычитанием. Не спешите и переходите на следующий этап занятий только тогда, когда ребенок освоит предыдущий.

Вот несколько типов заданий, которые помогут в обучении:

1. Прибавь или вычти одно и то же число.

2. Прочитай и обведи пример.

3. Сложи разные числа

Месяц до школы. Третий шаг в освоении математики

Когда ребенок освоил сложение и вычитание, очень важно закрепить эти навыки. Сделать это можно с помощью упражнений на скорость.

Сначала предложите ребенку определенное количество примеров и засеките время, за которое он с ними справиться. Затем предложите ребенку решать примеры на скорость. Для этого немного уменьшите исходное время, которое он потратил на решение самых первых примеров. Повторяйте тренировки ежедневно. Со временем ребенок будет выполнять задания без ошибок и за довольно короткое время.

Еще один вид математических упражнений, которые хорошо бы освоить до школы — простые текстовые задачи. Они особенно понравятся детям, потому что основаны на игровых элементах.

Решайте ежедневно по несколько подобных задачек.

Common Core: Справка по математике для 4-го класса

Учащиеся, нуждающиеся в помощи Common Core: 4th Grade Math, получат большую пользу от нашей интерактивной программы.
Мы разбираем все ключевые элементы, чтобы вы могли получить адекватную помощь по Common Core: 4th Grade Math.
Имея под рукой обязательные концепции обучения и актуальные практические вопросы, вы быстро получите много полезной информации из Common Core: 4th Grade Math.
Получите помощь сегодня с нашей обширной коллекцией необходимой информации Common Core: 4th Grade Math.

Математика Common Core может сбить родителей с толку. Поскольку Common Core является новым дополнением к образовательному миру, вам, как родителю, может быть неприятно следить за тем, чтобы ваш ребенок получал необходимую помощь. Если вы ищете помощь по математике Common Core для 4-го класса для своего ребенка, вы нашли отличные ресурсы. Учебные инструменты Varsity Tutors разработали программу Common Core для 4-го класса «Учись по концепции», чтобы помочь вашему ребенку получить максимальную отдачу от своих математических курсов.

Учебная программа Common Core 4-го класса по математике состоит из пяти категорий. Эти категории включают в себя геометрию, измерения и данные, числа и операции с основанием 10, числа и операции: дроби, а также операции и алгебраическое мышление. Каждая основная категория далее разбита на подкатегории, такие как рисование и определение углов, представление и интерпретация данных, обобщение понимания разрядности многозначных целых чисел, построение дробей из единичных дробей, а также создание и анализ шаблонов.

Эти бесплатные вопросы по математике Common Core для 4-го класса помогут вашему ребенку погрузиться в основную информацию, которую ему необходимо знать. Вопросы, которые они могут ожидать, включают классификацию треугольников, ответы на вопросы с использованием графика, решение задач с использованием прямоугольного массива, определение факторов и многое другое. Ваш ребенок может начать с начала учебного плана и продвигаться вперед или выбирать темы, которые он хочет практиковать.

Чтобы начать использовать эту бесплатную учебную программу Common Core для 4-го класса по математике, все, что нужно вашему ребенку, — это нажать на интересующую его основную тему или подтему. Как только тема выбрана, они найдут один или несколько соответствующих вопросов. Каждый вопрос сопровождается несколькими ответами на выбор. Как только ваш ребенок выберет ответ, который он считает правильным, он может прокрутить вниз и найти правильный ответ. Каждый правильный ответ отмечен зеленой галочкой и сопровождается подробным объяснением. Вы и ваш ребенок можете чувствовать себя комфортно, зная, что они изучают точную информацию, собранную профессионалами.

Общее базовое пособие по математике для 4-го класса можно использовать в сочетании с другими средствами обучения для достижения максимальной эффективности. Фактически, средства обучения Varsity Tutors’ Learning Tools предлагают множество различных платформ, которые помогут вашему ребенку учиться. Полноценные практические тесты имитируют реальные экзамены и могут помочь вам определить конкретные темы, над которыми им нужно больше работать, и какие из них они освоили. Тематические практические тесты могут помочь им углубиться в конкретные темы, которые они увидят в тесте, и помочь им чувствовать себя более уверенно при прохождении математических тестов. «Вопрос дня» может помочь вашему ребенку подготовиться к учебе или завершить учебную сессию с новым вопросом каждый день по случайным математическим темам Common Core 4-го класса. И последнее, но не менее важное: есть настраиваемые карточки, которые ваш ученик может создать в соответствии со своими учебными потребностями. Все средства обучения станут ценным дополнением к плану изучения математики Common Core вашего ребенка в 4-м классе. Не забывайте, что все средства обучения на 100 % бесплатны.

  • Общая базовая математика: 4 класс

  • Геометрия

  • Рисовать и определять линии и углы, а также классифицировать фигуры по свойствам их линий и углов

  • Классификация двумерных фигур: CCSS.Math.Content.4.G.A.2

  • Линия симметрии: CCSS.Math.Content.4.G.A.3

  • Измерения и данные

  • Геометрические измерения: понимание понятия угла и измерения углов

  • Распознавание меры угла как аддитивной: CCSS. Math.Content.4.MD.C.7

  • Распознавание углов и понимание угловых измерений: CCSS.Math.Content.4.MD.C.5

  • Представление и интерпретация данных

  • Показать дробные данные на линейном графике и решить задачи с помощью линейного графика: CCSS.Math.Content.4.MD.B.4

  • Решение задач, связанных с измерением и преобразованием измерений

  • Применение формул площади и периметра для прямоугольников: CCSS.Math.Content.4.MD.A.3

  • Решение для области

  • Нахождение длины

  • Решение для периметра

  • Знать относительные размеры единиц измерения: CCSS. Math.Content.4.MD.A.1

  • Используйте четыре операции для решения текстовых задач, требующих различных мер: CCSS.Math.Content.4.MD.A.2

  • Числа и операции с основанием 10

  • Обобщить понимание разрядности многозначных целых чисел

  • Чтение, запись и сравнение многозначных чисел с использованием десятичных чисел, имен чисел и расширенной формы: CCSS.Math.Content.4.NBT.A.2

  • Круглые многозначные числа: CCSS.Math.Content.4.NBT.A.3

  • Понимание значений мест: CCSS.Math.Content.4.NBT.A.1

  • Использование понимания разрядности и свойств операций для выполнения многоразрядной арифметики

  • Разделение многозначных чисел: CCSS. Math.Content.4.NBT.B.6

  • Свободное сложение и вычитание многозначных чисел: CCSS.Math.Content.4.NBT.B.4

  • Добавление многозначных чисел

  • Вычитание многозначных чисел

  • Умножение многозначных чисел: CCSS.Math.Content.4.NBT.B.5

  • Числа и операции: Дроби

  • Построение дробей из единичных дробей

  • Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями: CCSS.Math.Content.4.NF.B.3c

  • Добавление смешанных номеров

  • Вычитание смешанных чисел

  • Разложить дробь на сумму дробей: CCSS. Math.Content.4.NF.B.3b

  • Умножение дроби на целое число путем понимания кратного a/b как кратного 1/b: CCSS.Math.Content.4.NF.B.4b

  • Умножение дроби на целое число: CCSS.Math.Content.4.NF.B.4

  • Решение задач со словами на сложение и вычитание дробей: CCSS.Math.Content.4.NF.B.3d

  • Сложение дробей в задачах Word

  • Вычитание дробей в задачах Word

  • Решение задач со словами на умножение дроби на целое число: CCSS.Math.Content.4.NF.B.4c

  • Понятие дроби a/b как кратной 1/b: CCSS.Math.Content.4.NF.B.4a

  • Понимание сложения и вычитания дробей: CCSS. Math.Content.4.NF.B.3a

  • Добавление дробей

  • Вычитание дробей

  • Расширение понимания эквивалентности дробей и порядка

  • Сравните две дроби с разными числителями и разными знаменателями: CCSS.Math.Content.4.NF.A.2

  • Объяснение эквивалентных дробей с помощью моделей дробей: CCSS.Math.Content.4.NF.A.1

  • Понимать десятичную запись дробей и сравнивать десятичные дроби

  • Сравнение двух десятичных долей с сотыми: CCSS.Math.Content.4.NF.C.7

  • Выражение дроби со знаменателем 10 в виде эквивалентной дроби со знаменателем 100: CCSS. Math.Content.4.NF.C.5

  • Используйте десятичную запись для дробей со знаменателем 10 или 100: CCSS.Math.Content.4.NF.C.6

  • Операции и алгебраическое мышление

  • Познакомьтесь с множителями и множителями

  • Найти пары факторов: CCSS.Math.Content.4.OA.B.4

  • Создание и анализ шаблонов

  • Создание и идентификация числового или фигурного шаблона, соответствующего заданному правилу: CCSS.Math.Content.4.OA.C.5

  • Используйте четыре операции с целыми числами для решения задач

  • Интерпретация уравнения умножения и вербального утверждения в качестве сравнения: CCSS. Math.Content.4.OA.A.1

  • Умножение или деление для решения словесных задач, связанных с мультипликативным сравнением: CCSS.Math.Content.4.OA.A.2

  • Решение многоэтапных задач со словами с помощью четырех операций: CCSS.Math.Content.4.OA.A.3


Общие базовые стандарты штата © Copyright 2010. Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей школ штата. Все права защищены.

Репетиторство по математике для 4-х классов и помощь по математике для 4-х классов

  • Учебный дом Sylvan/
  • Математика/
  • Индивидуальные занятия по математике/
  • Математика 4 класса

Ускорение овладения навыками посредством индивидуального обучения

Когда ваш 4-классник приносит домой рюкзак (или компьютер), наполненный учебниками, это не очень тонкое напоминание о том, что ваш ребенок прокладывает себе путь к средней школе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *