Готовимся к ВПР по русскому языку в 4-м классе – Учительская газета

С 2015 года в школах России проводятся ВПР. Это ежегодные проверочные работы, которые выполняются на основе контрольно-измерительных материалов, предоставленных Рособрнадзором. Данная служба по надзору в сфере образования и науки на федеральном уровне координирует проведение ВПР. Задания работ стандартизированы и проверяют базовые знания школьников по предметам. Результаты не влияют на годовую оценку, так как обучающиеся проходят мониторинг, а не аттестацию.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Фото: издания для подготовки к ВПР по русскому языку, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»

С помощью ВПР оценивается соответствие знаний учеников школы федеральным государственным образовательным стандартам. При этом выявляются сильные и слабые стороны, поэтому на основе результатов можно скорректировать образовательную траекторию каждого обучающегося.

В 2022 году проверочные работы будут проводиться с марта по май. Мониторинг по русскому языку и математике ожидается в 4-8‑х классах. По английскому языку – в 7‑м и 11‑м. Историю напишут ученики 5-8‑х и 11‑х классов. Подробнее с графиком проведения Рос­обрнадзором проверки качества подготовки обучающихся образовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования. Там же представлены методические рекомендации по проведению ВПР, порядок проведения и образцы работ.

Как же готовиться к ВПР? Этот вопрос волнует учителей, работающих в образовательных организациях, родителей и учеников. Считается, что специально готовиться не нужно, поскольку речь идет о проверке базового уровня знаний школьника. Для успешного результата достаточно просто хорошо заниматься весь год. Но не все так просто. Последние месяцы учебного года становятся для всех учеников достаточно стрессовыми, так как любой вид работ, за который ставится оценка, будет вызывать эмоции, чаще негативные. Особенно волнительно переносят этот период ученики четвертых классов, так как они пишут ВПР впервые. И их результат позволит понять, готовы ли дети к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям.

Исходя из моего опыта работы, могу сказать, что родителей волнуют больше информационная готовность (сроки, процедура проведения, знание правил поведения) и психологическая готовность (эмоциональный настрой, состояние внутренней готовности) их ребенка к ВПР. Учителя и ученики помимо этого сосредоточены на предметной готовности.

Чтобы успешно справиться с проверочной работой, снизить психологическое напряжение у родителей и школьников, нужно правильно организовать подготовку к ВПР. Если ребенок будет заранее ознакомлен с процедурой проведения работы, с правилами поведения, заполнения бланков, с типичными заданиями, которые придется выполнить, он успешно справится со всеми испытаниями, которые ему предложат. Особенно важна подготовка для обучающихся четвертых классов, которым предстоит впервые пройти это испытание.

Как же готовиться? У каждого учителя есть своя система работы. Не первый год я рекомендую ученикам сборники для подготовки к ВПР по русскому языку от издательства «Экзамен» авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. Можно выбрать любой формат (10, 15 и 25 вариантов типовых заданий), что позволит легко включить пособие в систему работы учителя. Очень удобно организовать подготовку с помощью пособия «Русский язык. ВПР» для 4‑го класса авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. В нем есть все необходимые инструкции для выполнения работы (что особенно актуально для учеников четвертого класса, которым предстоит справиться с работой впервые). Также помогут при подготовке детальные разборы заданий, подробные критерии оценивания, ответы, которые в случае необходимости легко изымаются из пособия, и тематические задания.

ВПР проводится, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. При этом диагностируются достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Так какая же работа ожидает четвероклассников?

Задание 1 по русскому языку в 4‑м классе проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст, соблюдая изученные орфографические и пунктуационные нормы. Ученики 4‑го класса выполняют его под диктовку учителя, но уже с 5‑го класса им предлагается переписать текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Пособие предусматривает проведение диктанта, выделяя под его написание специально подготовленную разлинованную страницу для удобства учеников. Нужно отметить, что успешное выполнение задания показывает сформированный навык аудирования как одного из видов речевой деятельности.

Задание 2 предлагает ученикам четвертого класса показать свои знания в области основных языковых единиц. Школьникам необходимо найти и подчеркнуть однородные члены предложения в ранее написанном тексте. Это задание проверяет умение обучающихся адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Формирование такого навыка очень пригодится ученикам на ГИА.

Задание 3 также предполагает знание основных языковых единиц. Но сама формулировка сложнее. Во-первых, нужно выписать конкретное предложение из текста диктанта. Во-вторых, подчеркнуть в нем главные члены, в-третьих, над каждым словом написать часть речи, к которой оно относится. Это задание проверяет умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, изученные части речи в предложении. Задание не вызывает особого затруднения у моих учеников. Наоборот, обычно они соревнуются друг с другом, кто больше частей речи напишет, превращая рутинное решение в игру. Детям нужно помнить об объемности задания, состоящего из нескольких ступеней. Поэтому на уроках мы развиваем внимательность, каждый раз проговаривая важность этого пункта. Умение правильно понимать задание – условие для успешного прохождения ГИА, причем это касается не только предмета «Русский язык», но и всех остальных.

Продемонстрировать знание орфоэпических норм предлагает задание 4. Нечто подобное есть в ВПР по русскому языку и для 5-8‑х классов. Кроме того, с этим же требованием столкнутся выпускники, которые будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Так что задание ВПР – своеобразный тренажер для более серьезных испытаний. Знание орфоэпических норм – обязанность носителя языка. Поэтому это задание для жизни.

В задании 5 четвероклассникам предлагается найти и выписать из предложения слово, которое будет соответствовать требуемой фонетической характеристике. Необходимо знание большого объема информации в области фонетики, поэтому это задание вызывает затруднение у учеников.

Задание 6 связано с текстом, представленным во второй части работы. Здесь предложены тексты разной тематики, но все они направлены на формирование художественного вкуса и эстетических качеств ребенка, а также имеют воспитательную направленность. Задание 6 требует адекватного понимания учениками письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста. Нужно сформулировать основную мысль, найти требуемую информацию. Обычно дети без особых затруднений справляются с этими заданиями: об этом свидетельствует анализ ВПР по русскому языку, который я провожу после написания работы.

В 7‑м задании требуется воспроизвести прочитанный текст с разной степенью свернутости и определить в плане последовательность содержания текста. Нужно сказать, что составление плана в письменной форме (в виде слов, словосочетаний или предложений) – несложная задача для ученика. Кроме того, в ходе выполнения мы учимся находить микротемы текста, что пригодится будущим выпускникам на ГИА.

Понимания и анализа обучающимися предъявляемой текстовой информации требует выполнение задания 8. Ученику нужно в письменной форме задать одноклассникам вопрос, ответ на который поможет выявить уровень восприятия текста.

В задании 9 детям необходимо определить лексическое значение предлагаемого слова. Выявляется уровень учебно-языкового опознавательного умения распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст. Предполагается также формулирование значения слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Для успешного прохождения испытаний в формате ВПР считаю необходимой практику в выполнении такого задания. Пособие «Русский язык. ВПР» для 4‑го класса авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова предлагает интересные варианты девятого задания, выполнение которых поможет в реальной проверочной работе по русскому языку.

Работая над заданием 10, мы расширяем лексический запас ученика 4‑го класса, обогащаем его новыми словами, что непременно положительно скажется на общем развитии ребенка. Умение находить синоним, которое требуется в задании 10, пригодится будущему выпускнику при выполнении заданий 8 ОГЭ и 24, 25, 26 ЕГЭ по русскому языку.

Достаточно сложная часть ВПР по русскому языку – задания 11-14. От ученика требуется большой объем знаний в области анализа структуры слова, преобразования структурной схемы слова в слово, анализа грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, установления причинно-следственных связей при выявлении этих признаков, построения логической цепи рассуждений. В задании 11 нужно показать свое умение классифицировать слово по составу, в заданиях 12-14 необходимо распознать грамматические признаки изученных частей речи.

Самое интересное задание в проверочной работе – задание 15. Ученикам предлагается на основе содержания пословицы и собственного жизненного опыта определить конкретную ситуацию, в которой интерпретация пословицы была бы уместной. Ученикам предоставлено широкое поле для деятельности – каждый может показать свой уровень владения на­ционально-культурными нормами речевого поведения и понимания эстетической функции русского языка.

Большим плюсом в пособии для подготовки к проверочным работам по русскому языку от издательства «Экзамен» является наличие специально разлинованного места под ответ. Такое оформление работы избавит от организационных вопросов во время проведения ВПР.

В целом ВПР не вызывают негативных эмоций у тех ребят, которые ознакомились с заданиями, критериями оценивания и порядком проведения. При должной подготовке, предметной и психологической, продемонстрировать свой уровень владения материалом не составит труда. Результаты ВПР как мониторинга уровня подготовки школьников во всех регионах России не влияют на годовые отметки обучающихся, являясь способом коррекции дальнейшего образовательного вектора ребенка по определенному предмету. Для учителя это также возможность совершенствования методики преподавания. ВПР выявляет элементы, которые вызывают наибольшее затруднение у ученика, и помогает восполнить эти пробелы. А для этого нужны слаженная работа и сотрудничество родителей, ученика и учителя. Впрочем, как и во всем образовательном процессе.

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы школы села Плеханово Грязинского района Липецкой области

Подготовка к ВПР по русскому языку 4 класс 2019 год

Весной 2019 года все ученики 4 класса пишут ВПР по русскому языку. Многие учителя задаются вопросом: надо ли готовить четвероклассников к написанию всероссийских проверочных работ? Ответ однозначный: надо. Потому что порой дети не могут показать все свои знания, умения и навыки при написании ВПР только по причине того, что такой вид работы для них не привычен. В нашей статье мы обозначим основные этапы подготовки учеников к написанию ВПР в 2019 году.

Уже вначале 2019 года детей необходимо познакомить с процессом написания ВПР. Тем более, что ВПР по русскому языку ученики 4 класса пишут в 2 этапа. В первый день дети пишут диктант и выполняют 2 задания по тексту. Тексты диктантов прошлых лет можно посмотреть здесь.

Диктанты несложные. Все тексты на изученные в начальной школе орфограммы. Однако следует обратить внимание детей, что Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл. Диктант необходимо писать разборчиво. Ведь проверять работу будут учителя, неработающие в данном классе и незнакомые с почерком того или иного ребёнка.

Диктант часть 1

Остановимся на грамматическом задании к тексту:

  1. В предложении необходимо найти и подчеркнуть главные члены предложения (выделить основу предложения).

Поэтому на первом этапе подготовки к ВПР по русскому языку следует уделить внимание работе с подлежащим и сказуемым в предложении.

Напомним: Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Обычно это существительное или местоимение в именительном падеже. Подчёркиваем подлежащее одной чертой.

Образец:

 

  1. Над каждым словом в предложении необходимо написать какой частью речи оно является.

Образец.


 Часть 2

Во второй день ученики 4 класса пишут 2 часть ВПР по русскому языку.

2 часть включает 12 заданий. Ответы на задания пишутся в отведённых для этого строчках, если ребёнок ошибся, можно зачеркнуть и рядом написать правильный ответ.

Так же необходимо довести до сведения учащихся, что при выполнении ВПР можно пользоваться черновиком. Однако, следует напомнить ограничение во времени написания проверочной работы (45 минут).

Работа начинается с 4 задания (учитывается 1 часть, выполненная в первый день). Без словаря дети должны правильно поставить ударение. Слова непростые:

досуг, алфавит, кварталы, звонят и другие.

Поэтому такого рода упражнения необходимо включать в работу учеников уже со второго класса.


В 5 задании дети должны вспомнить какие звуки гласные, какие согласные. А также звонкие, глухие, твердые и мягкие согласные.

Образец задания: В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

От станции к озеру бежит тропинка.


6-9 задание на умение работать с текстом: определять и записывать основную мысль, составлять план, придумывать вопросы к тексту, умение записывать значение того или иного слова в тексте.


 В 10 задании нужно подобрать синоним к предложенному слову. А в 11 вспомнить разбор слова по составу и найти слово, соответствующее предложенной схеме.

Например: В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: корень  суффикс   окончание

Выпиши это слово, обозначь его части.


12-14 задания на знание морфологического разбора различных частей речи. Так, например, необходимо выписать из указанного предложения все имена существительные и указать их морфологические признаки: род, склонение, число, падеж.

Следует отметить, что указывать вышеуказанные понятия необходимо лишь одного из слов.

Прилагательные нужно выписать из предложенного предложения с именами существительными, а указать род, число и падеж необходимо лишь у одного имени прилагательного.


15 задание повышенной сложности. ученикам 4 класса предлагалось написать, в какой жизненной ситуации мы употребляем тот или иной фразеологизм. Чтобы это задание было выполнено успешно работу с фразеологизмами нужно начинать с 1-2 класса, как можно больше значений фразеологизмов должен знать выпускник начальной школы.

Для успешного выполнения ВПР в 2019 году мы предлагаем вам варианты ВПР по русскому языку с заданиями и ответами прошлых лет.

Удачи!!!

Смотрите также:

Официальный сайт ВПР СтатГрад

Образцы ВПР 4 класс 2015 — 2017 год

ВПР 4 класс образец 2017 год задания + ответы

Варианты ВПР с ответами окружающий мир 4 класс 2017 г.

Но почему: подкаст для любознательных детей

Но почему: подкаст для любознательных детей

Ведет Джейн Линдхольм

Но почему — это шоу, которое ведете вы, дети! Вы задаете вопросы, а мы находим ответы. Там большой интересный мир. На Но почему мы затрагиваем большие и малые темы, о природе, словах и даже о конце света.

Есть вопрос? Отправьте его нам! Взрослые, используйте функцию заметок вашего смартфона или аудиоприложение, чтобы записать вопрос вашего ребенка (встаньте поближе и поближе, чтобы мы могли слышать). Не забудьте указать имя, возраст и город вашего ребенка. А затем отправьте аудиофайл по электронной почте на адрес [email protected].

Но почему теперь серия книг! Щекотливы ли ламы? и Дышат ли рыбы под водой? Узнайте больше и закажите здесь.

Но почему содержит учебные пособия и раскраски, дополняющие наши последние выпуски. Наши учебные пособия были разработаны в соответствии со стандартами Common Core. Учителя, ознакомьтесь с нашим списком учебных пособий по категориям.

Подпишитесь на нашу электронную рассылку, чтобы узнавать о новых эпизодах и ресурсах для родителей и учителей.

Загрузка…

  • Любимые эпизоды Джейн и Мелоди 2022 года

    Завершая 2022 год, Джейн и Мелоди вспоминают некоторые из своих любимых эпизодов 2002 года. Почему у нас есть друзья? Почему некоторые люди левши? Почему хрюкают свиньи? И почему Россия вторгается в Украину? Был ли у вас любимый эпизод? Дайте нам знать! Дети могут записать видео, рассказывающее о любимом эпизоде, а затем отметить нас в социальных сетях или отправить электронное письмо по адресу question@butwhykids. org.

  • Как плавают лодки?

    Как плавают большие грузовые корабли и паромы, даже если они такие тяжелые? Почему лодки плавают, а камни тонут? Как весла заставляют лодки двигаться? Что находится внутри этих огромных контейнеровозов? Мы узнаем о физике флоатинга с Фахадом Махмудом, профессором физики Иллинойсского университета Урбана-Шампейн. Если вы делаете какие-либо действия, которые мы упоминаем в эпизоде, присылайте нам свои видео!

  • Зачем броненосцам панцири? Почему ленивцы медленные?

    Зачем броненосцам панцири? Как они скатываются в шарики? Почему ленивцы такие медленные? Могут ли ленивцы двигаться быстро? Как они защищаются от хищников? Почему у них такие длинные ногти? В этом эпизоде ​​мы узнаем о двух уникально выглядящих животных: ленивцах и броненосцах. Эти млекопитающие являются частью древнего надотряда под названием Ксенартра и имеют общего предка. Чтобы получить ответы на детские вопросы о броненосцах, мы отправились на экскурсию в Техас, чтобы поговорить с Майклом Пересом в Природном центре и убежище Форт-Уэрта. А чтобы узнать о ленивцах, мы взяли интервью у Сэма Трулла из Института ленивцев в Коста-Рике.

  • Кто придумал эмодзи?

    Эмодзи — это маленькие изображения, которые вы можете отправлять в текстовых сообщениях друзьям и родственникам. Девятилетняя Лейла из Нью-Джерси хочет знать, как они были изобретены. Итак, в этом выпуске мы узнаем об этом с Джейн Соломон, редактором Emojipedia, и Полом Гэллоуэем из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Мы узнаем, как выглядели первые эмодзи, еще в темные века 19-го века.90-е, и мы исследуем, что смайлики могут быть новой тенденцией, но общение с помощью картинок — очень старая традиция. Кроме того, смайлики — это искусство? Поставьте этому эпизоду 👂, чтобы узнать!

  • Как динозавры оставляли следы?

    Но почему есть ответы на ваши вопросы о динозаврах! Когда жили динозавры? Сколько видов динозавров существовало в меловой период? Как динозавры получают свои имена (и почему их трудно назвать)? Почему вымерли динозавры? Мы посещаем парк штата Долина динозавров в Техасе, чтобы увидеть некоторые настоящие свидетельства существования динозавров: следы, оставленные двумя видами динозавров 113 миллионов лет назад.

  • Как делают сыр?

    Дети любят сыр! (Как и взрослые: американцы потребляют в среднем 40 фунтов сыра на человека в год.) В этом выпуске мы узнаем, как делается сыр, и отвечаем на все ваши глупые вопросы: Почему существуют разные виды сыра? Почему сыры имеют разный вкус? Как сделать сыр Колби Джек? Как сыр приобретает свой цвет? И почему мы говорим «сыр», когда делаем снимок? Посещаем сыроварню Кэбот и беседуем с Мэйген Олсен и Паносом Леккасом.

  • Как пчелы делают мед и почему они жалят?

    Почему пчелы опыляют? Как делают мед? Почему у пчел есть жала? Почему (некоторые) пчелы умирают, когда жалят вас? Какая разница между пчелой и осой? Обладает ли мед целебными свойствами? Фермер и пчеловод Джон Хейден ответит на все ваши вопросы о пчелах!

  • Почему у акул так много зубов?

    Почему у акул несколько наборов зубов? Почему акулы теряют так много зубов? Едят ли акулы рыбу? Как акулы дышат под водой? Спят ли акулы? Послушайте этот совершенно невероятный разговор об акулах с доктором Кэди Лайонс, исследователем акул в Аквариуме Джорджии! Мы также занимаемся вопросом: почему динозавры вымерли, а акулы нет? Были ли мегалодоны самыми большими акулами в мире? Есть ли у акул нос? Как общаются акулы? Почему акулы кусаются? Чем опасны акулы?

  • Как лопаются зерна попкорна?

    Как лопаются зерна попкорна? Как лосось узнает, куда вернуться на нерест? Как кролики меняют окраску? Почему телевидение поджаривает мозг? Как молнии застегивают вещи? Кто был самым быстрым бегуном в мире? В этом выпуске мы ответим на все эти вопросы!

  • Как скользят змеи?

    Время экскурсий! Сегодня мы узнаем все о змеях во время поиска лесных гремучих змей в Нью-Йорке с государственным биологом дикой природы Лизой Пипино. Некоторые из вопросов, которые мы решаем: Как некоторые змеи производят яд? Почему одни змеи ядовиты, а другие нет? Зачем гремучим змеям погремушка? Как змеи ползают по земле без ног? Почему у змей нет ног? Почему у змей нет ушей? Как они пахнут языком? Почему некоторые змеи используют тепловое зрение? Змеи спят? Почему змеи так сильно высовывают язык?

Загрузить еще

Russia Education System

9 Начальное образование0221

Национальное правительство обеспечивает школьное образование, хотя региональные власти могут добавить местный колорит. После одного или нескольких лет в детском саду, где они учатся читать и писать, дети уже грамотными поступают в начальную школу, где заканчивают 4 класса.

Среднее образование

После начальной школы ученики переходят в среднюю школу, чтобы учиться с 5 по 9 классы. Там они получают базовое образование по широкому кругу предметов, призванных обеспечить хороший старт в жизни, независимо от их возможного выбора карьеры.

Среднее образование

Если они хотят учиться дальше по своему выбору, учащиеся могут перейти к среднему общему образованию еще на 3 года, чтобы, возможно, получить право на поступление в университет или продолжить профессиональное обучение.

Профессиональное образование

Профессионально-технические колледжи предлагают профессиональное образование в конкретной профессии или полупрофессиональной карьере. Знания, которые получают студенты, являются процедурными, а не академическими, и готовят их к таким разнообразным работам, как автомеханики, компьютерщики и медсестры.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Primary Primary General Education 1–4 6–10 4  
Среднее Основное общее образование 5–9 10–15 5 Attestat o Srednem Obshchem Obrazovanii (Certificate of Secondary General Education)
Secondary Secondary General Education 10–11 15–17 2 Attestat o Среднее полное общее образование
Профессиональное Училище/Техникум 15–17 2–4  
Tertiary University/Institute/Academy 17–22 4–6  
Tertiary Aspirantura 3–4 Kandidat Nauk (Candidate наук)
Высшее Докторантура 3–4 Доктор наук