Содержание
Подготовка к ВПР: советы нашего методиста
Всероссийская проверочная работа — первое серьёзное испытание для выпускников начальной школы. Вместе с нашим методистом Марис Сегинёвой разбираем, что необходимо знать, чтобы подготовка к ВПР прошла успешно.
Математика
Что должен уметь выпускник начальной школы:
- записывать цифрами, сравнивать многозначные числа до 1 000 000;
- выполнять 4 арифметических действия с такими числами, в том числе со скобками;
- выполнять устные вычисления в пределах сотни;
- переводить единицы измерения длины, времени, массы;
- различать простые геометрические фигуры;
- решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение (на сколько больше, во сколько раз меньше), скорость, время и расстояние;
- находить периметр и площадь.
Пример задания ВПР по математике за 4 класс с сайта Всероссийских проверочных работ
Какие встречаются трудности
В программе начальной школы традиционно мало внимания уделяется геометрии. Почти любому четверокласснику по силам найти площадь и периметр прямоугольника. При этом задача провести линию, чтобы из прямоугольника получился квадрат, у некоторых вызывает затруднение. Это практическое задание почти не встречается в учебниках.
Пример задания ВПР по математике за 4 класс с сайта Всероссийских проверочных работ
Школьников, которые ещё не научились бегло читать, может напугать объёмное задание с генеалогическим древом. Здесь нужно понять текст, найти данные и оформить их в соответствии с заданием. Никаких специальных знаний не требуется, вся информация уже дана в задании. Если ученик впервые сталкивается с подобной задачей, он может растеряться. Поэтому важно, чтобы подготовка к ВПР включала такой тип заданий.
Запишитесь на бесплатное занятие, чтобы начать подготовку к ВПР!
Русский язык
Работа по русскому языку состоит из двух частей и проводится в течение двух дней. В первый день школьники пишут диктант и выполняют несколько заданий. На это им даётся 45 минут. Во второй день за 45 минут ученикам нужно выполнить грамматические задания разного типа.
Что должен уметь выпускник начальной школы:
- орфографически и каллиграфически правильно списывать текст;
- писать текст под диктовку;
- определять тему и основную мысль текста;
- писать изложение и сочинение;
- выполнять звукобуквенный анализ, разбор слова по составу;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- объяснять значение синонимов и фразеологизмов.
Какие встречаются трудности
ВПР по русскому языку проверяет, как школьник научился рассуждать и выражать своё мнение на письме. При этом многим ученикам 3-4 класса сложно составить даже одно высказывание без образца. Школьники привыкли вставлять пропущенные орфограммы и переписывать слова в нужном падеже. Однако им практически не приходится писать небольшие авторские тексты: отзывы, мнения, развёрнутые вопросы.
Подготовка к ВПР по русскому может строиться так: почаще просите ребёнка, например, объяснить правило по русскому языку или употребление современного мема. Потом переходите к письму. Пусть сперва ответ будет в одном предложении. Со временем письменная речь будет более свободной, главное — практика.
Для многих ребят сложность представляет классификация предложений по цели высказывания и интонации. Если ваш ребёнок путается в побудительных и восклицательных высказываниях, ещё раз проштудируйте эту тему самостоятельно или с репетитором.
Окружающий мир
Что должен уметь выпускник начальной школы:
- группировать объекты живой и неживой природы;
- объяснять простейшие природные явления и процессы в окружающем мире;
- работать с физической, политической, исторической картой;
- распознавать формы земной поверхности, природные зоны России, равнины, горы, крупнейшие реки и озёра России, моря и океаны, материки, планеты Солнечной системы.
Что должен знать выпускник начальной школы:
- правила дорожного движения;
- основы безопасности и здорового образа жизни;
- основные события истории России;
- известных российских исторических деятелей;
- достопримечательности Москвы и родного края;
- права и обязанности гражданина РФ, полномочия президента РФ.
Какие встречаются трудности
Обычно у школьников достаточно знаний, чтобы справиться с заданиями ВПР. Учебник А.А. Плешакова, по которому учатся в большинстве школ, содержит объёмный набор сведений. Трудности возникают, когда нужно дать ответ на основе предоставленных данных. Например, школьник может растеряться при виде задания о прогнозе погоды, а времени мало.
Пример задания ВПР по окружающему миру за 4 класс с сайта Всероссийских проверочных работ
В другом задании требуется определить профессию по картинке, объяснить суть деятельности профессионала и написать, в чём польза его работы для общества. Всё это нужно выразить в небольшом тексте. Без тренировки задание может показаться школьнику сложным, и он просто пропустит его. Поэтому выполняйте пробные варианты ВПР с ребёнком.
Пример задания ВПР по окружающему миру за 4 класс с сайта Всероссийских проверочных работ
О чём важно помнить
- Ребёнок может выполнять вычисления и любые записи на черновике. Если трудно умножить в уме 13 на 5, пусть решает в столбик. Главное — перенести ответы в бланк.
- Если какие-то навыки отработаны слабо, можно скачать тесты или купить сборники, чтобы поупражняться. Наши репетиторы предлагают выполнить задания ВПР на бесплатном пробном занятии. Так вы можете проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил материал.
- Если ребёнок пишет неразборчиво, предложите потренироваться. Будет досадно, если его букву «о» расценят как «а» и снизят балл за работу.
- Если встретилось сложное задание, его можно пропустить, чтобы не потратить на него все 45 минут.
- За ошибки баллы не снижают, поэтому старайтесь давать ответы в каждом задании.
- Ребят, которые не научились бегло читать, пугают большие задания. В этом случае при подготовке упор стоит сделать на чтение разных типов текста.
- Жизнь на ВПР не заканчивается. Всех переведут в следующий класс, поэтому не стоит придавать этой проверочной работе слишком большое значение.
Как эффективно подготовить ребенка к ВПР
Как эффективно подготовить ребенка к ВПР? Что надо делать, на что обратить внимание, с чего начать?
Напомним, ВПР — Выпускная проверочная работа.
Прежде всего, ВПР — это мониторинг, который был введен для оценки качества работы школ, чтобы понять, насколько школы выполняют свою главную задачу, которую поставило перед ними государство.
Алгоритм эффективной подготовки ребенка к ВПР:
Определите время и место, когда комфортно и удобно всем, а у вас и ребенка хорошее настроение.
Важно выбрать, с какого предмета начать. Я рекомендую начать с математики, потому что она больше всего даст ребенку уверенность в себе. Предмет очень простой, понятный, а ВПР по математике одна из самых простых.
Составьте с ребенком календарь занятий по подготовке к ВПР.
Если вы начинаете готовиться к экзамену в октябре/ноябре, то достаточно одного раза в неделю на каждый предмет (по 45 минут, т.к. на экзамен отводится именно 45 минут).
Тесты можно скачать с сайта СтатГрад
1. Самый первый раз самый первый тест ВПР мы решаем все задания вместе с ребенком:
— при выполнении заданий самого первого варианта читать текст вместе с ребенком вслух
— рассуждать вместе: что за задание/что нужно сделать/что и как вычислить/как это сделать/было ли трудно/если да, то почему
— решив задание, посмотреть, сколько баллов оно «стоит»
— по окончании выполнения всех заданий, вместе с ребенком сделайте для себя майнд-карту тем, которые вызвали затруднения или решались долго.
— если первый вариант решался тяжело, то второе занятие выполняете тоже вместе.
— неделю между подготовкой к ВПР «подтягиваете» темы, которые вызвали трудности.
2. Третий вариант ВПР ребенок решает полностью самостоятельно 45 минут.
Шаг 1. Скажите ребенку:
«У нас с тобой сейчас пробный экзамен. Я тебе не подсказываю, ты ко мне не обращаешься, потому что на экзамене я не смогу тебе помогать. Ты решаешь сейчас, чтобы проверить себя. Не волнуйся, делай все, что сможешь. У тебя 45 минут», — после этого ребенок начинает работу.
Шаг второй. Похвалите обязательно. Мы еще не знаем результата, но он работу выполнил, значит: «Ты молодец!».
Скажите: «Ты молодец, я тобой горжусь», «Справился, все получилось»
Шаг третий. Сверяем ответы, считаем баллы.
Вы берете ответы (их можно скачать вместе с заданиями), называете правильные ответы из образца, пока не вникая в задания, а ребенок записывает то количество баллов, которые он «заработал» за каждое задание.
Суммируем количество баллов за всю работу и сверяем с таблицей «баллы-оценка» (и ответы, и таблица есть на сайте СтатГрад)
В математике максимум баллов, которые можно набрать, — 18. В критериях есть расшифровка в зависимости от того, сколько баллов у ребенка, такую оценку он и получает.
— Если у ребенка от 13 до 18 баллов — это оценка 5.
— Если у ребенка 10-12 баллов — это оценка 4.
— Если у ребенка 6-9 баллов — оценка 3.
— Если от 0 до 5 баллов — это оценка 2.
— ребенок ставит себе оценку САМ.
Как проверяем и выставляем баллы:
В критериях ответа написано, например: «Ответ 35, 1 балл».
Вы говорите: «В первом задании должен быть ответ 35. Если у тебя 35, пиши 1 балл». То есть вы — ответы, а ребенок пишет себе баллы напротив каждого задания.
Следующее задание: если у тебя решение написано, есть пояснение и полный ответ, то два балла. Если ответ неполный или нет пояснения, но решение правильное, то у тебя один балл.
То же самое в следующем задании. Найди площадь, если длина одной клетки 1 метр. Правильный ответ: 54 метра в квадрате. Если у тебя 54 кв.м, ты ставишь себе один балл. Если у тебя написано просто 54м, ставишь себе ноль баллов. (В этом задании дети часто, торопясь, забывают поставить надстрочную двойку)
Почему ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы?
Здесь очень тонкая грань.
Я хочу, чтобы вы почувствовали разницу: если бы ребенок решил задание, вы сказали «молодец», а дальше взяли его задание и стали бы править красной пастой, ставить баллы, то он никогда бы не понял и не прочувствовал вот эту глупость ошибок (например, надстрочная двойка в квадратных метрах или пояснение при решении задач), которые он совершил, не обратил бы внимания на эти слабые места, и они для него остались бы за кадром.
А когда он САМ проверял и САМ увидел из-за какой ерунды он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции (из-за такой ерунды!!!!) не даст ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок. Именно в тот момент, когда ребенок сам себе ставит эти «дебильные» ноль баллов, хотя видит, что ответ-то (число) совпадает , и так хочется пририсовать себе эту «двоечку» к метрам, вот тут приходит понимание обидной глупой ошибки.
Почему в школах при подготовке к ВПР в 95% случаях дети решают десятки вариантов и каждый раз совершают одни и те же ошибки, и потом на итоговом ВПР тоже их совершают?
Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали.
Где дети «теряют баллы»
Рассмотрим задачу ВПР:
Масса девяти чемоданов с вещами равна стольки-то, масса пустого такая-то, чему равна масса вещей в одном чемодане?
Ребенок решил эту задачу по действиям.
Если задача решена по действиям, а не выражением, то в критериях оценивания ВПР после каждого действия, кроме наименования, должно быть еще написано, что ребенок находил этим действием (например, масса одного чемодана). То есть каждое действие должно быть пояснено. И потом подробный ответ.
Если есть пояснение каждого действия и подробный ответ, это два балла. Если просто в скобках написано (кг), а пояснения к действию нет — это один балл.
В то же самое время, если ты решаешь задачу, например, выражением (одной строчкой), то здесь пояснение писать не надо, потому что в ответе поясняется, что ты нашел.
Итак, на что надо обратить внимание ребенка для эффективной подготовки к ВПР:
Вместе с ребенком рассуждаете, что даже правильно выполнив задание, можно получить ноль баллов или потерять один балл, если не обращать внимание на «уточняющие мелочи».
В МАТЕМАТИКЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ.
— Последний, итоговый момент: разбор ошибок. Почему столько-то баллов за то или иное задание. Можно делать это сразу, выставляя баллы за каждое задание, а можно после подсчета баллов за всю работу.
— Похвалили друг друга, увидели, над чем еще надо поработать.
Данный алгоритм подготовки к тестовым экзаменам достаточно эффективен.
Другие алгоритмы подготовки, когда мы прорешиваем много заданий на одну тему, когда ребенок пишет, а мы потом сами проверяем, — приносят меньший результат и меньший эффект.
Ошибки, которые у него находят учитель или родители, снова всплывают у него на экзамене.
Ошибки, которые он находит сам, у него на экзамене, как правило, не проявляются.
Чтобы проверить знания ребенка мы подготовили Чек-листы проверки знаний.
С помощью данных чек-листов вы можете узнать, какими знаниями должен обладать ребенок в каждом классе, а так же наглядно увидеть разницу между различными программами.
Это прекрасный помощник для отслеживания знаний. С помощью них вы можете проверить, все ли ребенок усвоил.
Чек-лист включает следующие программы:
— Школа России
— Перспектива
— Планета Знаний
— 21 век
— Spotlight
— Starlight
— Rainbow English и др.
В результате вы увидите уровень усвоения программы, получите четкий ориентир какие предметы необходимо «подтянуть».
Регистрируйтесь и скачивайте чек-листы
Получить чек-листы для начальной школы бесплатно
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Готов к четвертому классу? Как подготовить ребенка
Переход в новый класс — это всегда большой шаг для детей. Прыжок из третьего в четвертый класс может быть особенно тяжелым. В четвертом классе у детей есть много изменений, к которым нужно приспособиться. Ожидается, что они будут вести себя более зрело. А работа куда более ответственная.
Узнайте, что делать до и после начала школы, чтобы облегчить переход в четвертый класс.
Окончание третьего класса
Понять изменения в четвертом классе
. Раннее знание того, чего ожидать, дает вам больше времени, чтобы помочь вашему ребенку подготовиться. Учитель третьего класса может дать вам идею. Но если вы знаете, кто будет у вашего ребенка в следующем году, попробуйте встретиться с этим учителем. Узнайте, что ожидается от четвероклассников и что вы можете сделать, чтобы все прошло гладко.
Летом
Поддерживайте навыки чтения
. До сих пор дети сосредотачивались на обучении чтению. В четвертом классе они переключаются на чтение, чтобы усвоить новую информацию. Проведите свободное время за чтением вместе. Попробуйте «чтение шепотом». Откройте для себя забавные вещи, которые дети могут читать, кроме книг. Загрузите специальную игру в бинго. Вы также можете присоединиться к программе летнего чтения в библиотеке.
Помогите своему ребенку оставаться в обществе.
Друзья становятся очень важными для детей в четвертом классе. Пребывание в социальных ситуациях в течение лета позволяет вашему ребенку работать над социальными навыками. Игра с разными детьми — хорошая практика.
Есть ли в районе новые дети, с которыми ваш ребенок может общаться? Или, если у вашего ребенка есть двоюродные братья примерно того же возраста, узнайте, могут ли они привести своих друзей, чтобы пообщаться на местной игровой площадке или на семейном мероприятии. Лагеря и летние программы в школе или в вашем молитвенном доме также могут помочь вашему ребенку познакомиться с детьми со схожими интересами.
Расскажите об изменениях в четвертом классе.
Даже если ваш ребенок обычно с радостью идет в новый класс, в этом году все может быть по-другому. Дети болтают, и ваш ребенок, возможно, слышал, что в четвертом классе тяжело. Поговорите о том, чем четвертый класс будет отличаться. Честно отвечайте на вопросы. И скажите своему ребенку, что вы будете рядом для помощи и поддержки.
Перед началом школы
Посетите класс вашего ребенка.
Если есть возможность, загляните в школу до первого дня. Найдите новый класс вашего ребенка. Вы даже можете увидеть, может ли ваш ребенок встретиться с учителем.
Если вы не можете добраться до школы, посмотрите, есть ли другие варианты. Может быть, в школе есть ориентация, и вы или ваш родственник можете подбросить вашего ребенка.
Подготовьтесь к первому дню.
Обсудите расписание вашего ребенка на первый день в школе. Составьте письменное или графическое расписание, если это поможет вашему ребенку привыкнуть к новому распорядку.
Вернуться к графику сна
. Достаточное количество сна имеет большое значение для того, как дети ведут себя в школе. Это влияет на концентрацию и другие навыки. Постарайтесь вернуть ребенка к школьному графику сна по крайней мере за неделю до начала школы.
Начало после школы
Свяжитесь с учителем вашего ребенка. Учитель может стать важным партнером в плавном переходе. Назначьте время, чтобы поговорить лично или по телефону. Вы также можете отправить по электронной почте. Поделитесь карточкой 3×3, чтобы помочь учителю узнать вашего ребенка.
Будьте в курсе
. Старайтесь каждый день проверять рюкзак вашего ребенка. Вы можете использовать контрольный список рюкзака, чтобы убедиться, что бумаги возвращаются из школы и обратно. Поговорите с ребенком о предстоящих мероприятиях, таких как экскурсии, спортивные мероприятия и школьные концерты.
У четвероклассников могут быть долгосрочные проекты и больше тестов, чем раньше. Помогите ребенку составить ежемесячный календарь, чтобы отслеживать важные даты.
Расскажите о том, как идут дела в школе
. Некоторые дети в этом возрасте не хотят рассказывать о школе. Но постарайтесь поддерживать диалог. Задавайте конкретные вопросы, особенно если ваш ребенок чем-то расстроен. Напомните своему ребенку, что новые начинания могут быть трудными, и вы справитесь с этим вместе.
Пособие для 4-го класса: Чтение и письмо
Поздравляем! Ваш ребенок официально поступил в старшие классы! В четвертом классе учащиеся углубляют свои навыки, чтобы подготовиться к средней школе. При этом они по-прежнему учатся, как ученики начальной школы. Большинство четвероклассников в развитии еще очень дети — они получают удовольствие от игры и учатся в ней, и они процветают в заботливой и теплой среде. Тем не менее, содержание большинства учебных программ 4-х классов побуждает учащихся думать, анализировать и учиться более сложными и структурированными способами, чем в «младших» классах.
В 4-м классе учащиеся учатся глубоко размышлять и устанавливать связи в новом материале, а также усваивать более сложные понятия по всем предметам. Они также пишут с ясностью, плавностью и структурой, аналогичной традиционным эссе. Четвероклассников поощряют быть более независимыми в том, как они учатся, и меньше зависеть от указаний своего учителя. Они больше самостоятельно исследуют, планируют и пересматривают свою работу, закладывая основу для самостоятельного обучения на протяжении всей жизни.
Узнайте, чего ожидать в этом году, и купите все книги и ресурсы для 4-го класса в Scholastic Store.
Чтобы получить больше книг и идей для чтения, подпишитесь на нашу рассылку для родителей школьного возраста!
Чтение в 4-м классе
Большая часть программы чтения в 4-м классе учит учащихся тому, как анализировать книги, которые они читают. Вместо того, чтобы просто понимать сюжет и информацию, представленную в тексте, учащимся предлагается подумать о сообщениях и о том, как они связаны с их собственной жизнью. Они также сравнивают тексты друг с другом и устанавливают связи как внутри одного текста, так и между несколькими текстами.
Короче говоря, четвероклассники начинают учиться думать и говорить о тексте, чтобы находить более глубокие значения и сообщения. Это делается как с текстами, которые учащиеся читают самостоятельно, так и с теми, которые читаются всем классом или небольшими группами учащихся. Учителя могут часто использовать чтение вслух в классе, чтобы показать учащимся стратегии обдумывания и анализа прочитанного, поощряя их делать это при собственном чтении. Студенты также делают это, когда они более подробно пишут о текстах, которые они читают.
Чтобы развить навыки чтения, ваш 4-классник :
- Использует конкретные примеры из текста, чтобы объяснить мотивы персонажей, основные события, основные темы или идеи о тексте.
- Использует контекст текста для определения значения слова.
- Понимает и может объяснить разницу между повествовательной прозой, драмой и поэзией.
- Обозначает и относится к различным частям стихов и пьес, таким как стихи, декорации и персонажи.
- Интерпретирует и связывает информацию из иллюстраций, графиков, диаграмм или других источников, связанных с текстом.
- Определяет, сравнивает и противопоставляет разные точки зрения, с которых написаны тексты (например, от первого и третьего лица).
- Сравнивает и противопоставляет способы, которыми разные тексты затрагивают один и тот же вопрос, тему или тему.
- Устанавливает связи между людьми, событиями или важными идеями в тексте.
- Использует предыдущие знания для чтения незнакомых многосложных слов.
- Читает тексты для своего класса с точным пониманием, темпом и выражением.
Занятия по чтению в четвертом классе
Читайте и исследуйте вместе : Читайте одну и ту же книгу вместе с ребенком самостоятельно, вместе или вместе. Говорите о книге по мере ее прочтения, повторяя основные идеи и сюжеты и высказывая свое мнение. Затем прочитайте еще одну или несколько книг по той же теме и сравните и сопоставьте, как они решают ту же проблему.
Сравнить точки зрения : Прочитайте два текста — один написан от первого лица, а другой — от третьего лица — об одном и том же событии. Поговорите со своим ребенком о различиях и о том, почему, по их мнению, эти различия существуют. Или попробуйте сами! Поделившись опытом со своим ребенком, каждый из вас может написать о нем со своей точки зрения. Поговорите о различиях между тем, что вы написали, чтобы лучше понять перспективу.
Читать журнальные и газетные статьи. Сосредоточьтесь на иллюстрациях, графиках или диаграммах. Укажите ребенку, что он показывает, попросите его помочь вам интерпретировать его и обсудите, как он помогает объяснить или уточнить текст.
Письмо в 4-м классе
Большая часть программы обучения письму в 4-м классе направлена на развитие ясного и структурированного письма, в котором используются причины, факты и детали для поддержки и усиления аргументов. Четвероклассников учат организовывать свое письмо, следить за тем, чтобы оно шло гладко, и группировать связанные компоненты. По мере того как учащиеся учатся более глубоко размышлять о понятиях, которым их учат, им также предлагается писать глубже. Они делают это, выходя за рамки простого констатирования фактов — они выражают идеи, устанавливают связи и сообщают детали и эмоции, когда это уместно.
Чтобы развить навыки письма, ваш 4-классник :
- пишет авторские статьи, выражающие точку зрения; иметь введение, заключение, причины и факты, подтверждающие мнение; и группировать связанные идеи.
- Пишет информационные/пояснительные статьи, в которых представлена информация по теме, используются факты и детали, а также группируются связанные темы; содержит введения и выводы в этих частях.
- Пишет повествовательные части, в которых используются конкретные детали, описания и диалоги, чтобы передать реальное событие; включает введение и заключение в каждой части.
- Планирует, пересматривает и редактирует написанное.
- Использует технологии для публикаций, исследований и общения с другими под надлежащим руководством взрослого или учителя.
- Завершает исследовательские проекты, делая заметки, систематизируя и представляя их; перечисляет использованные тексты и ресурсы.
- Пишет как в течение длительного (более недели), так и более короткого (один сеанс или пару дней) периодов времени.
90 090 Печатает с точностью и способностями новичка (например, печатает одну страницу текста за один присест).
Письменные задания для четвертого класса
Спросите, почему : Когда ваш ребенок выражает свое мнение о чем-либо, спросите его, почему он так думает или откуда он знает, что это правда. Это поможет им научиться подкреплять свое мнение аргументами и/или фактами. Делайте то же самое, когда вы высказываете свое мнение или идеи о чем-либо.
Электронная почта с вашим ребенком : Настройте учетную запись электронной почты для вашего ребенка и пишите друг другу электронные письма с описанием ваших дней. Включите детали, разговоры, мысли и эмоции, которые у вас были.