Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка решать уравнения без правил? Как объяснить ребенку уравнение 4 класс


Как научить ребенка решать уравнения

Одна и самых сложных тем в начальной школе — решение уравнений.

Усложняется она двумя фактами:

Во-первых, дети не понимают смысл уравнения. Зачем цифру заменили буквой и что это вообще такое?

Во-вторых, объяснение, которое предлагается детям в школьной программе, непонятно в большинстве случаев даже взрослому:

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

И вот, придя домой ребенок чуть ли не плачет.

На помощь приходят родители. И посмотрев в учебник, решают научить ребенка решать «проще».

Нужно же всего лишь перекинуть на одну сторону цифры, поменяв знак на противоположный, понимаешь?

Смотри, х-3=7

Минус три переносим с плюсом к семерке, считаем и получается х=10

В этом месте у детей обычно происходит сбой программы.

Знак? Поменять? Перенести? Что?

— Мама, папа! Вы ничего не понимате! Нам в школе по-другому объясняли!!! — Тогда и решай как объясняли!

А в школе, тем временем, продолжается тренировка темы.

1. Вначале нужно определить какой компонент действия нужно найти

5+х=17 — нужно найти неизвестное слагаемое.х-3=7 — нужно найти неизвестное уменьшаемое.10-х=4 — нужно найти неизвестное вычитаемое.

2. Теперь нужно вспомнить правило, упомянутое выше

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…

Как Вы думаете, трудно ли маленькому ученику все это запомнить?

А еще нужно добавить сюда тот факт, что с каждым классом уравнения становятся все сложнее и больше.

В итоге и получается что уравнения для детей одна из самых сложных тем математики в начальной школе.

И даже если ребенок уже в четвертом классе, но у него трудности с решением уравнениями, скорее всего у него проблема с пониманием сути уравнения. И надо просто вернуться назад, к основам.

Сделать это можно за 2 простых шага:

Шаг первый — Надо научить детей понимать уравнения.

Нам потребуется простая кружка.

Напишите пример 3 + 5 = 8

А на дне кружки «х». И, перевернув кружку, закройте цифру «5»

Что под кружкой?

Уверены, ребенок сразу угадает!

Теперь закоройте цифру «5». Что под кружкой?

Так можно писать примеры на разные действия и играть. У ребенка происходи понимание, что х = это не просто непонятный знак, а «спрятанная цифра»

Подробнее о технике — в видео

Шаг второй — Научите определять, х в уравнении является целым или частью? Самым большим или «маленьким»?

Для этого нам подойдет техника «Яблоко»

Задайте ребенку вопрос, где в данном уравнении самое большое?

5+х=17

Ребенок ответит «17».

Отлично! Это будет наше яблоко!

Самое большое число — это всегда целое яблоко. Обведем в кружок.

А целое всегда состоит из частей. Давай подчеркнем части.

5 и х — части яблока.

А раз х — это часть. Она больше или меньше? х большое — или маленькое? Как его найти?

Важно отметить, что в таком случае ребенок думает, и понимает, почему, чтобы найти х в данном примере, нужно из 17 вычесть 5.

Умничка!

После того, как ребенок поймет, что ключем к правильному решению уравнений является определить, х — целое или часть, он легко будет решать уравнения.

Потому что запомнить правило, когда понимаешь его гораздо проще, чем наоборот: вызубрить и учиться применять.

Данные техники «Кружка» и «Яблоко» позволяют научить ребенка понимать, что он делает и зачем.

Когда ребенок понимает предмет, он у него начинает получаться.

Когда у ребенка получается, ему это нравится.

Когда нравится, появляется интерес, желание и мотивация.

Когда появляется мотивация — ребенок учится сам.

Учите ребенка понимать программу и тогда процесс учебы станет отнимать у Вас значительно меньше времени и сил.

12 февраля с 12:00 по мск мы проводим однодневный онлайн-тренин «38 типов задач начальной школы за 1 день!»

На нем Вы:

  • Научитесь легко решать все 38 типов задач начальной школы
  • Узнаете как научить ребенка понимать текст задачи
  • Узнаете как научить ребенка оформлять краткую запись
  • Узнаете как научить ребенка определить, как решать задачу
  • Сможете объяснить разницу между 2*9 и 9*2 в задаче
  • Получите простой Алгоритм-инструкцию «Как решать задачи»
  • Узнаете типы задач 1 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 2 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 3 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 4 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете Формулу «треугольник» для решения задач на движение, цену, количество и стоимость и все тонкости ее применения

Присоединяйтесь прямо сейчас, пока действует специальная цена на участие

Хочу помочь ребенку решать все 38 типов задач начальной школы>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

gladtolearn.ru

Как научить ребенка решать уравнения без правил?

Как научить ребенка решать уравнения без правил?Как Вы уже знаете, мой Андрей учится в первом классе и я, глядя на него, вспоминаю и не перестаю удивляться убогости, странности и нелогичности школьных методов обучения детей решению уравнений. Я надеялась, что с нашего детства что-то в этой жизни поменялось — про математику Петерсон все говорят, что она сложнее и богаче программы Моро, по которой учились мы. А оказалось, все то же самое, только еще хуже…

До сих пор помню, как меня раздражало заучивать эти идиотские «правила» о том, как решать уравнения… Ну, помните их: «Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность», «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое»… Мне казалось, что учить все этим мантры — абсолютным издевательством, так как процесс решения мне представлялся совершенно очевидным и не имеющим особого отношения к этим формулировкам.

Кстати, хуже сейчас стало тем, что в учебнике написан вопрос: «Как найти вычитаемое?» и ниже правило, отвечающее на этот вопрос: «Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть» — про вычитаемое уже забыли. И как детям разобраться?..

Но, как выяснилось, бывают дети, которым не очевидно, как решать уравнения без правил, и мой Андрей оказался в их числе… Но при этом мантры эти никакого понимания не дают. Предлагается просто заучивать их, как стихотворение, а потом вспоминать нужное и подставлять. В подтверждение этого я даже статейку нашла, кстати, она на первом месте в выдаче Яндекса по ключевым словам «как научить ребенка решать уравнения» — вот тут можно посмотреть…

Попросите ребенка вспомнить правило, необходимое для поиска неизвестного, о котором идет речь в уравнении… Подставьте вместе с ребенком данные из уравнения в формулировку правила.

Ну, не бред ли?.. Какая может быть математика без понимания сути процесса?.. Как можно учить детей тупо подставлять чиселки в правило, не думая вообще? А если ребенок забыл эту мантру? Все, приплыли?..

В общем, я решила написать о том, как мне кажется лучше учить детей решать уравнения.

Этап 1-ый, крайне важный — основа понимания

Для начала нужно убедиться в том, что ребенок понимает, что если к обеим частям верного равенства добавить (вычесть) одно и то же, то получиться верное равенство.

— Если в одной корзине лежит 5 яблок и в другой 5 яблок. В корзинах одинаковое количество яблок?.. А если мы в каждую корзину положим еще по одному яблоку. Все равно будет одинаковое количество?.. А если уберем по яблоку?..— А если мы не знаем, сколько точно было яблок в корзинах, но знаем, что одинаково, то что будет, если добавим по одному яблоку? Одинаково?.. А если заберем по одному яблоку?..— А если мы в корзины положим одинаковое количество яблок? А если заберем одинаковое количество?— А если мы к обеим частям равенства 4 = 4 прибавим 3? Одинаково получится? А если вычтем три?

В общем, надо убедиться в том, что ребенок понимает, что можно свободно к обеим частям верного равенства прибавлять (вычитать) одно и то же, и верность равенства при этом будет сохраняться.

Этап второй — а что вообще надо сделать?

В Андрюхином учебнике есть определение, что такое уравнение… «Уравнение — это равенство, один из компонентов действий которого нужно найти»… «Один из компонентов действий которого»… Не знаю, как авторы учебника, но мой ребенок вообще не понял о чем речь, пришлось объяснять на пальцах.

А что значит «решить уравнение» там не написано! А просто приведен процесс решения на примерах… И, как мне кажется, в этом крылась основная часть проблем, из-за которых Андрей никак не мог разобраться с уравнениями — он не мог понять куда подставлять найденное значение, чтобы сделать проверку, и все время подставлял в какие-то промежуточные вычисления, а не в изначальное уравнение… А все потому что не было четкого понимания, что значит решить уравнение, а, следовательно, и как убедиться, что ты его правильно решил.

Итак, решить уравнение — значит найти такие значения неизвестных, при которых уравнение превращается в верное равенство. То есть, на языке первого класса, найти такое число, которое можно поставить в уравнение вместо х и получить верное равенство.

Добиваемся того, чтобы ребенок это понял, чтобы мог определить, что является решением уравнения, а что нет.

— Число 2 является решением уравнения х+3=5? А как ты узнал?— А число 3 является решением уравнения 3-х=4? А почему?..

Этап третий — решаем длинно

Теперь показываем, как решать уравнения на разнотипных примерах (примеров надо побольше, чтобы усвоилось, но я приведу тут четыре)

1) х+2=3

Что нам нужно, чтобы найти х? Хотелось бы получить равенство вида «х=выражение», тогда мы просто посчитаем чему равно выражение и получим ответ. Что нам мешает? Мешает «+2», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Чтобы убрать эту «+2» попробуем из обеих частей уравнения вычесть два. Получаем:

х+2-2=3-2

2-2=0, говорят, что «2» и «-2» сокращаются… Получается:

х=3-2х=1.

Убедимся, что число 1, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.

1+2=33=3 — верно!

Значит, 1 действительно является решением уравнения х+2=3.

2) 3+х=5

(детям может быть не очевидно, что уравнения где х на первом месте и на втором, по сути, одинаковы)

Нам нужно получить равенство вида «х=выражение». Нам мешает 3. Попробуем вычесть 3 из обеих частей уравнения. Получаем:

3+х-3=5-3

3 и -3 сокращаются (3-3=0), получается:

х=5-3х=2.

Убедимся, что 2 является решением, поставим вместо х в уравнение:

3+2=5 — верно!

3) x-1=3

Хотелось бы получить равенство вида: «х=выражение». Что нам мешает? Мешает «-1», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Попробуем к обеим частям уравнения прибавить 1. Получаем:

х-1+1=3+1

Вычесть 1 и прибавить 1 — это все равно, что ничего не делать. Говорят, что «-1» и «1» сокращаются… Получается:

х=3+1х=4.

Убедимся, что число 4, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.

4-1=3

3=3 — верно!

Значит, 4 действительно является решением уравнения х-1=3

4) 6-х=3

Тут нам вообще не повезло — минус перед х. Попробуем прибавить х к обеим частям уравнения:

6-х+х=3+х

-х и х сокращаются:

6=3+х

Запишем в более привычном виде: поменяем местами части уравнения:

3+х=6

Нам мешает 3. Вычтем 3 из обеих частей уравнения:

3+х-3=6-3

3 и -3 сокращаются:

х=6-3х=3.

Делаем проверку, поставляем 3 вместо х в уравнение:

6-3=33=3 —верно!

Этап 4 — сокращаем решение

Когда ребенок уже четко освоится с этой системой прибавления или вычитание чего-либо из обеих частей уравнения, можно ему объяснить вот что:

х+2=3х+2-2=3-2х=3-2

Если сравнить первую и последнюю строчку, то можно заметить, что 2 как бы «перепрыгнула» на другую сторону с противоположным знаком. Аналогично в других задачах:

3+х=53+х-3=5-3х=5-3 х-1=3х-1+1=3+1х=3+1 6—х=36-х+х=3+х6=3+х 3+х=63+х-3=6-3х=6-3

Говорят «перенести в другую часть с противоположным знаком». Если ребенок прочувствовал закономерность, то можно сразу переносить, сократив количество строк в решении.

Вот и все… Никаких правил не надо заучивать… По-моему так гораздо логичнее и понятнее, чем с потолка взятые мантры, в которые надо что-то подставлять… Да, так сложнее, потому что надо думать. Зато будет понимание почему так. И не будет проблем с забытой мантрой…

 

Дополнение — дописываю по результатам обсуждения статьи на одном из форумов 🙂

  1. Я ни в коем случае не настаиваю на том, что приведенный здесь способ объяснения единственно возможный. Мне лично понятно так, кому-то понятнее с уравновешиванием весов (тоже замечательно, я считаю), кому-то с перекладыванием конфет, а у кого-то вообще другое виденье ситуации.
  2. Основная мысль, которую я хотела озвучить этим постом (но, видимо, не получилось из-за излишней эмоциональности) — нельзя допустить подмены понимания правилами…

Нужно быть точно уверенными, что ребенок понимает, как решать уравнение. И правила для этого понимания и вовсе не нужны. Если ребенок понимает и знает термины, то правило он озвучит без проблем. А если не понимает, но вызубрил, то вполне может просто доставлять в правило и с виду нормально решать — никто и не заметит, что он не понимает.

Будь моя воля, я бы правил не давала вообще, пусть бы решали на чистой логике, на понимании сути процесса. И тогда сразу бы было видно, кто понял, а кому надо объяснить еще раз. Но моего мнения никто не спрашивает…

Как-то мне довелось преподавать в медицинском колледже, где готовили мед. сестер… У меня в группе было примерно 15 тетенек возраста 30-40 лет, которым мне нужно было объяснить высшую математику… А они не могли решить линейное уравнение! Ни одна не могла… «Екатерина Евгеньевна, мы уже давно школу закончили, правила забыли»…  Правила забыли!.. И не могут решить линейное уравнение… А понимания видимо не было…

4curious-eyes.ru

Как научить ребенка решать уравнения

Усложняется она двумя фактами:

Во-первых, дети не понимают смысл уравнения. Зачем цифру заменили буквой и что это вообще такое?

Во-вторых, объяснение, которое предлагается детям в школьной программе, непонятно в большинстве случаев даже взрослому:

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.Для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

И вот, придя домой ребенок чуть ли не плачет.

На помощь приходят родители. И посмотрев в учебник, решают научить ребенка решать «проще».

Нужно же всего лишь перекинуть на одну сторону цифры, поменяв знак на противоположный.

Понимаешь?Смотри, х-3=7 Минус три переносим с плюсом к семерке, считаем и получается х=10

В этом месте у детей обычно происходит сбой программы.

Знак? Поменять? Перенести? Что?

— Мама, папа! Вы ничего не понимаете! Нам в школе по-другому объясняли!!!— Тогда и решай как объясняли!

А в школе, тем временем, продолжается тренировка темы:

1. Вначале нужно определить какой компонент действия нужно найти.

5+х=17 — нужно найти неизвестное слагаемое.х-3=7 — нужно найти неизвестное уменьшаемое.10-х=4 — нужно найти неизвестное вычитаемое.

2. Теперь нужно вспомнить правило, упомянутое выше.

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…

Как Вы думаете, трудно ли маленькому ученику все это запомнить?

А еще нужно добавить сюда тот факт, что с каждым классом уравнения становятся все сложнее и больше.

В итоге и получается что уравнения для детей одна из самых сложных тем математики в начальной школе.

И даже если ребенок уже в четвертом классе, но у него трудности с решением уравнениями, скорее всего у него проблема с пониманием сути уравнения. И надо просто вернуться назад, к основам.

Сделать это можно за 2 простых шага:

Шаг первый — Надо научить детей понимать уравнения.

Нам потребуется простая кружка.

Напишите пример 3 + 5 = 8

А на дне кружки «х». И, перевернув кружку, закройте цифру «5»

Что под кружкой?

Уверены, ребенок сразу угадает!

Теперь ЗАКРОЙТЕ цифру «5». Что под кружкой?

Так можно писать примеры на разные действия и играть. У ребенка происходит понимание, что х = это не просто непонятный знак, а «спрятанная цифра»

Подробнее о технике — в видео:

Шаг второй — Научите определять, х в уравнении является целым или частью? Самым большим или «маленьким»?

Для этого нам подойдет техника «Яблоко»:

Задайте ребенку вопрос, где в данном уравнении самое большое?

5+х=17

Ребенок ответит «17».

Отлично! Это будет наше яблоко!

Самое большое число — это всегда целое яблоко. Обведем в кружок.

А целое всегда состоит из частей. Давай подчеркнем части.

5 и х — части яблока.

А раз х — это часть. Она больше или меньше? х большое — или маленькое? Как его найти?

Важно отметить, что в таком случае ребенок думает, и понимает, почему, чтобы найти х в данном примере, нужно из 17 вычесть 5.

Умничка!

После того, как ребенок поймет, что ключом к правильному решению уравнений является определить, х — целое или часть, он легко будет решать уравнения.

Потому что запомнить правило, когда понимаешь его гораздо проще, чем наоборот: вызубрить и учиться применять.

Данные техники «Кружка» и «Яблоко» позволяют научить ребенка понимать, что он делает и зачем.

Когда ребенок понимает предмет, он у него начинает получаться.

Когда у ребенка получается, ему это нравится.

Когда нравится, появляется интерес, желание и мотивация.

Когда появляется мотивация — ребенок учится сам.

Учите ребенка понимать программу и тогда процесс учебы станет отнимать у Вас значительно меньше времени и сил!

 

uchimvshkole.ru

Как научить ребенка решать уравнения без правил?

До сих пор помню, как меня раздражало заучивать эти идиотские «правила» о том, как решать уравнения… Ну, помните их: «Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность», «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое»… Мне казалось, что учить все этим мантры — абсолютным издевательством, так как процесс решения мне представлялся совершенно очевидным и не имеющим особого отношения к этим формулировкам.

Кстати, хуже сейчас стало тем, что в учебнике написан вопрос: «Как найти вычитаемое?» и ниже правило, отвечающее на этот вопрос: «Чтобы начти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть» — про вычитаемое уже забыли. И как детям разобраться?..

Но, как выяснилось, бывают дети, которым не очевидно, как решать уравнения без правил, и мой Андрей оказался в из числе… Но при этом мантры эти никакого понимания не дают. Предлагается просто заучивать их как стихотворение, а потом вспоминать нужное и поставлять. В подтверждение этого я даже статейку нашла, кстати, она на первом месте в выдаче Яндекса по ключевым словам «как научить ребенка решать уравнения» — вот тут можно посмотреть…

Попросите ребенка вспомнить правило, необходимое для поиска неизвестного, о котором идет речь в уравнении… Подставьте вместе с ребенком данные из уравнения в формулировку правила.

Ну, не бред ли?.. Какая может быть математика без понимания сути процесса?.. Как можно учить детей тупо подставлять чиселки в правило, не думая вообще? А если ребенок забыл эту мантру? Все, приплыли?..

В общем, я решила написать о том, как мне кажется лучше учить детей решать уравнения.

Этап 1-ый, крайне важный — основа понимания

Для начала нужно убедиться в том, что ребенок понимает, что если к обеим частям верного равенства добавить (вычесть) одно и то же, то получиться верное равенство.

— Если в одной корзине лежит 5 яблок и в другой 5 яблок. В корзинах одинаковое количество яблок?.. А если мы в каждую корзину положим еще по одному яблоку. Все равно будет одинаковое количество?.. А если уберем по яблоку?..— А если мы не знаем, сколько точно было яблок в корзинах, но знаем, что одинаково, то что будет, если добавим по одному яблоку? Одинаково?.. А если заберем по одному яблоку?..— А если мы в корзины положим одинаковое количество яблок? А если заберем одинаковое количество?— А если мы к обеим частям равенства 4 = 4 прибавим 3? Одинаково получится? А если вычтем три?

В общем, надо убедиться в том, что ребенок понимает, что можно свободно к обеим частям верного равенства прибавлять (вычитать) одно и то же, и верность равенства при этом будет сохраняться.

Этап второй — а что вообще надо сделать?

В Андрюхином учебнике есть определение, что такое уравнение… «Уравнение — это равенство, один из компонентов действий которого нужно найти»… «Один из компонентов действий которого»… Не знаю, как авторы учебника, но мой ребенок вообще не понял о чем речь, пришлось объяснять на пальцах.

А что значит «решить уравнение» там не написано! А просто приведен процесс решения на примерах… И, как мне кажется, в этом крылась основная часть проблем, из-за которых Андрей никак не мог разобраться с уравнениями — он не мог понять куда подставлять найденное значение, чтобы сделать проверку, и все время подставлял в какие-то промежуточные вычисления, а не в изначальное уравнение… А все потому что не было четкого понимания что значит решить уравнение, а, следовательно, и как убедиться, что ты его правильно решил.

Итак, решить уравнение — значит найти такие значения неизвестных, при которых уравнение превращается в верное равенство. То есть на языке первого класса найти такое число, которое можно поставить в уравнение вместо х и получить верное равенство.

Добиваемся того, чтобы ребенок это понял, чтобы мог определить, что является решением уравнения, а что нет.

— Число 2 является решением уравнения х+3=5? А как ты узнал?— А число 3 является решением уравнения 3-х=4? А почему?..

Этап третий — решаем длинно

Теперь показываем, как решать уравнения на разнотипных примерах (примеров надо побольше, чтобы усвоилось, но я приведу тут четыре)

1) х+2=3

Что нам нужно, чтобы найти х? Хотелось бы получить равенство вида «х=выражение», тогда мы просто посчитаем чему равно выражение и получим ответ. Что нам мешает? Мешает «+2», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Чтобы убрать эту «+2» попробуем из обеих частей уравнения вычесть два. Получаем:

х+2-2=3-2

2-2=0, говорят, что «2» и «-2» сокращаются… Получается:

х=3-2х=1.

Убедимся, что число 1, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.

1+2=33=3 — верно!

Значит, 1 действительно является решением уравнения х+2=3.

2) 3+х=5

(детям может быть не очевидно, что уравнения где х на первом месте и на втором, по сути, одинаковы)

Нам нужно получить равенство вида «х=выражение». Нам мешает 3. Попробуем вычесть 3 из обеих частей уравнения. Получаем:

3+х-3=5-3

3 и -3 сокращаются (3-3=0), получается:

х=5-3х=2.

Убедимся, что 2 является решением, поставим вместо х в уравнение:

3+2=5 — верно!

3) x-1=3

Хотелось бы получить равенство вида: «х=выражение». Что нам мешает? Мешает «-1», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Попробуем к обеим частям уравнения прибавить 1. Получаем:

х-1+1=3+1

Вычесть 1 и прибавить 1 — это все равно, что ничего не делать. Говорят, что «-1» и «1» сокращаются… Получается:

х=3+1х=4.

Убедимся, что число 4, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.

4-1=3

3=3 — верно!

Значит, 4 действительно является решением уравнения х-1=3

4) 6-х=3

Тут нам вообще не повезло — минус перед х. Попробуем прибавить х к обеим частям уравнения:

6-х+х=3+х

-х и х сокращаются:

6=3+х

Запишем в более привычном виде: поменяем местами части уравнения:

3+х=6

Нам мешает 3. Вычтем 3 из обеих частей уравнения:

3+х-3=6-3

3 и -3 сокращаются:

х=6-3х=3.

Делаем проверку, поставляем 3 вместо х в уравнение:

6-3=33=3 —верно!

Этап 4 — сокращаем решение

Когда ребенок уже четко освоится с этой системой прибавления или вычитание чего-либо из обеих частей уравнения, можно ему объяснить вот что:

х+2=3х+2-2=5-2х=5-2

Если сравнить первую и последнюю строчку, то можно заметить, что 2 как бы «перепрыгнула» на другую сторону с противоположным знаком. Аналогично в других задачах:

3+х=53+х-3=5-3х=5-3 х-1=3х-1+1=3+1х=3+1 6-х=36-х+х=3+х6=3+х 3+х=63+х-3=6-3х=6-3

Говорят «перенести в другую часть с противоположным знаком». Если ребенок прочувствовал закономерность, то можно сразу переносить, сократив количество строк в решении.

Вот и все… Никаких правил не надо заучивать… По-моему так гораздо логичнее и понятнее, чем с потолка взятые мантры, в которые надо что-то подставлять… Да, так сложнее, потому что надо думать. Зато будет понимание почему так. И не будет проблем с забытой мантрой…

kalitzifer.livejournal.com

Решение уравнений: как научить ребенка? Видео

Научить ребенка решать простые уравнения можно даже в детском саду. Конечно, при условии, что дошкольник уже умеет считать и выполнять элементарные математические действия. У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление. Это просто замечательно. Абстрактные математические понятия можно объяснять с помощью наглядного материала.

Если ребенок уже понимает, что числом 5 может обозначаться и 5 яблок, и 5 зайцев, и 5 автобусов, и может сообразить, сколько автобусов останется, если два уехали, переходите к решению примеров. Уравнение – это тоже пример, в котором известен результат, а надо найти слагаемое или, скажем, делитель. Вашему ученику остается только понять, как надо переписать этот пример, чтобы в левой части было действие с известными числами, а в правой – неизвестный результат.

Лучше сразу объяснить ребенку, как принято обозначать неизвестное число, даже если он еще не знает латинских букв. Но если дошкольник испытывает затруднения, обозначайте неизвестное пустой карточкой или знаком вопроса

Задайте ребенку какой-нибудь простой пример. Запишите его следующим образом: 3+2=х или 3+2=?. Предложите ответить, сколько получится в итоге. Затем запишите пример по-другому: 5-х=3. Спросите, какое число обозначено буквой х. Если ребенок уже умеет складывать и вычитать, он без труда ответит на вопрос. Но ваша задача на данном этапе заключается в другом. Добейтесь, чтобы ребенок понял, что же именно он сделал, чтобы узнать «зашифрованное» число. Закрепите навык еще несколькими примерами. Затем попросите ребенка решить пример на умножение и деление. Важно добиться, чтобы дошкольник не только правильно называл результат, но и мог объяснить свои действия. Это значительно облегчит ему жизнь, когда он пойдет в первый класс.

Обучение решению уравнений, как и другим арифметическим действиям, в дошкольном возрасте имеет очень большие преимущества. Самое главное – ни вам, ни ребенку не надо никуда спешить, вы можете обучать малыша математике и на прогулке, и во время игры, и никто ему не поставит неудовлетворительную оценку, если он чего-то не понял. В школе все приходится делать гораздо быстрее, хотя принцип обучения тот же самый. Ребенок должен знать счет, состав числа, простые арифметические действия и способы, которыми можно проверить результат. Кстати, школьнику можно объяснить, что неизвестные значения обозначаются последними буквами латинского алфавита, а известные – любыми другими буквами. Если ребенок хорошо знает, как проверить то или иное арифметическое действие, ему будет даже проще оперировать буквами. Спросите, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное значение в примере a+x=b. Если ребенок не может с ходу ответить, предложите ему заменить буквенные обозначения числами, но так, чтобы результат получился правильным. Проделайте то же самое с примерами на умножение и деление.

Ребенок, который сталкивается с трудностями в изучении того или иного предмета, очень быстро теряет к нему интерес. Это, в свою очередь, приводит к еще большему отставанию. В конце концов школьник оказывается в ситуации, когда он уже не может самостоятельно решить подобную проблему. Поэтому с первых дней обучения очень важно поддерживать интерес ребенка к решению уравнений. Как? Современные технические средства дают массу возможностей. Можно записать на видео, как ребенок решает уравнение, каков порядок его действий. Если он в дальнейшем столкнется с подобной проблемой, видеоурок даст ему возможность вспомнить то, что нужно. Дошкольнику и младшему школьнику будет интересно проверить результаты своих вычислений на калькуляторе. Словом, способов сделать решение уравнений увлекательным занятием не так уж мало. Надо только подобрать те, которые подходят именно для вашего ребенка.

www.wday.ru

Как научить ребенка решать задачи на движение

Пример задач на движение:

Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час?

Расстояние между селами 48 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли ОДНОВРЕМЕННо навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?

В этой статье вы узнаете простую технику, которая позволяет детям легко применять практически первую в их жизни серьезную математическую формулу (до этого дети применяли формулу вычисления площади и периметра).

В школе, по традиционной программе, детей знакомят с формулой в линейной структуре, записывая ее на доске и поясняя S=v*t.

Опытный учитель не только расскажет, что S — расстояние v — скорость t — время, а обязательно объяснит, почему обозначение происходит именно такими буквами.

Дальше ребенку последовательно предлагается блок задач, сначала на применение прямой формулы S=v*t.

Потом обратной. V=S:t t=S:v

Конечно, ребенку нужно будет выучить правило нахождения расстояния, времени или скорости.  Правила с одной стороны, очень понятны взрослым, с другой очень трудны для детей.

Потому что читая задачу, маленький ученик, который только учится решать задачи, в голове прокручивает алгоритм:

1. Известно, что …2. Надо узнать…3. Чтобы ответить на вопрос, надо … (тут происходит процесс определения нужной формулы, обычно это самая трудная часть).4. Можем сразу ответить на вопрос? Нет. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…5. Поэтому в первом действии мы узнаем …6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого …

Сложный алгоритм, но именно так решают задачи младшие школьники! Некоторые делают это очень быстро, а некоторые продумывают каждый шаг.

Упростите ребенку решение задач. Станьте для него магом и лучшим проводником по школе.

Нарисуйте вместе с ним треугольник. И впишите в него формулу следующим образом:

Закройте карточкой или рукой то, что нужно найти (например, время) Тогда сразу найдется «нужная формула».

Горизонтальная черта в треугольнике обозначает деление. Вертикальная — умножение. Ребенку можно поставить точку (знак умножения), что будет для него подсказкой.

Так подбор правильной формулы для решения задачи на движение становится не только простым, но и интересным ребенку.

У меня дети просили все больше и больше задач, закрывали разные части формулы, и тем самым, запоминали ее.

Если речь идет о двух, трех движущихся объектах, то треугольник с формулой применяется для каждого в отдельности. Хотя об этом обычно догадываются сами дети.

Взаимодействие и обмен полезными техниками между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свою самооценку.

Используйте техники эффективного обучения, помогайте детям учиться!

Ведь очень часто одно простое действие может убрать непонимание, слезы, истерики, нежелание ребенка учиться, замотивировать его на учебу и показать ему простые и легкие способы решения сложных для него задач.

  • Можно стирать белье руками, а можно в стиральной машинке
  • Можно идти пешком, а можно доехать на автомобиле
  • Можно делать дырку в стене ручной дрелью, а можно перфоратором
  • Можно решать задачи по-старинке, а можно дать ребенку техники эффективного решения задач.

Результат одинаков — усилие разное!

uchimvshkole.ru

Урок математики в 4 классе "Решение уравнений нового вида" - Разработки уроков - Методические разработки - Методические разработки

Корякова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

 

Урок математики

в 4 классе

 

 

 

Тема: Решение уравнений нового вида.

 

Цель: Способствовать развитию умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено суммой или разностью чисел.

 

Задачи:

·        формировать умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено суммой или разностью чисел;

·        развивать логическое мышление и умение анализировать;

·        применять элементы здоровьесберегающих технологий на уроке;

·        воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

 

Тип урока: Усвоение новых знаний.

 

Оборудование: Карточки уравнений; карточка с геометрическим материалом; доска; учебник.

 

Ход урока:

 

I.                  Организационный момент:

 

1.     Приветствие гостей.

2.     Упражнение на развитие внимания, памяти: Я покажу вам карточку и буду держать её 5 секунд. Назовите по порядку, какие вы запомнили предметы. Сколько их? (на карточке треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал)

3.     Я желаю получить такую оценку каждому из вас на уроке.

- А для этого надо отгадать эти анаграммы и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

 

Анаграммы: ЕШАРЬТ  ТОАГЫДАВЬТ  МСЕТЬАК

                       (решать)        (отгадывать)      (смекать)

 

II.               Актуализация знаний. Устный счет.

 

1.     - Назови компоненты при сложении. Как найти неизвестное слагаемое?

- Как называются компоненты при вычитании?

- Как найти уменьшаемое? Вычитаемое?

2.     Даны выражения, подумайте с чего начинается решение выражений, где больше чем одно действие (с порядка действий):

Задание: расставь действия в выражениях

 

a + b – (d + k) : m – n

    3      4        1       2      5

500 – (280 + 120) = 100

       2            1    

 

(600 – 327) + 27 = 300

         1           2

 

3.     Реши задачи:

А) К неизвестному числу прибавить 700 и получится сумма 1800

1. Составь уравнение.

2. Чему равно неизвестное число?

Х + 700 = 1800

Х = 1100

 

Б) Из неизвестного числа вычли 60 и получили разность 150

1. Составь уравнение.

2. Чему равно неизвестное число?

Х – 60 = 150

Х = 210

 

III.           Решение уравнений.

Мы с вами повторили решение простых уравнений, теперь переходим к решению более сложных.

 

У доски:

120 + Х = 200 – 75

120 + Х = 125

Х = 125 – 120

Х = 5

120 + 5 = 200 – 75

      125 = 125

 

IV.            Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

·        присесть

·        встать

·        встать на пальчики, опуститься

·        наклониться влево

·        наклониться вправо

·        прогнуться назад

·        постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

·        постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

·        открыть глаза и тихо сесть

 

Задание на ошибку:

(х + 29) – 48 = 90

 

Диалог:

·        Что случилось?

·        Что вы увидели нового для себя?

·        Какая возникла проблема?

·        Давайте попробуем её решить?

 

Составление плана решения уравнения:

1.     Расставим порядок действий. Если бы это был пример, с чего бы вы начали его решение?

(х + 29) – 48 = 90

     1       2

 

2.     Установим название компонентов по последнему действию. Где находится неизвестное число?

(х + 29) – 48 = 90

  

3.     Вырази чему равен неизвестный компонент?

Х + 29 = 90 + 48 – такое уравнение мы умеем решать?

Х + 29 = 138 – получили простое уравнение.

Х = 138 – 29

Х = 109

(109 + 29) – 48 = 90

         1       2

                     90 = 90

 

4.     Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения нового вида, где неизвестное выражено суммой или разностью)

 

V.               Еще раз назовите тему нашего урока? (Решение уравнений нового вида)

Повторим алгоритм решения уравнений:

1.     Расстановка порядка действий.

2.     Установление названия компонентов по последнему действию.

3.     Найди уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое.

4.     Проверка (порядок действий).

 

VI.            Цель: Да, сегодня мы научимся решать эти уравнения, где неизвестное будет выражено суммой или разностью.

 

VII.        Закрепление нового материала (у доски)

 

140 – (а + 25) = 40

а + 25 = 140 – 40

а + 25 = 100

а = 100 – 25

а = 75

_________________

140 – (75 + 25) = 40

40 = 40

 

340 + (190 – х) = 400

190 – х = 400 – 340

190 – х = 60

х = 190 – 60

х = 130

_______________

340 + (190 – 130) = 400

 

 

Физминутка «Клоуны»

Дети свободно стоят между партами; по моей команде:

·        брови свести и развести;

·        глаза прищурить, затем широко открыть;

·        губы максимально открыть в импровизированной улыбке, а затем поджать;

·        шею вытянуть, затем опустить;

·        руками обнять себя, погладить и пожелать успехов в учебе.

 

VIII.     Работа в парах сменного состава.

(Каждому ребенку раздать карточки с уравнением вида: 100 – (х + 25) = 52)

- Что главное при работе в паре? (Помочь своему товарищу)

 

IX.            Объясни как решал уравнение? (Устно)

 

Физминутка для глаз:

·        обведи глазами синий кружок по часовой стрелке;

·        красный – против часовой стрелке; (Повторить 2-3 раза)

 

X.               Самостоятельная работа (Разноуровневые задания)

 

1 уровень на «3»:

189 – (х – 80) = 39

х – 80 = 189 – 39

 

2 уровень на «4»:

350 – (45 + а) = 60

 

3 уровень на «5»:

Составь по задаче уравнение и реши его: Из числа 280 вычесть сумму чисел х и 40 равно 80

280 – (х + 40) = 80

х + 40 = 280 – 80

х + 40 = 200

х = 200 – 40

х = 160

________________

280 – (160 + 40) = 80

                       80 = 80

 

XI.            Проверка разноуровневых заданий (по образцу):

1 уровень:

189 – (х – 80) = 39

х – 80 = 189 – 39

х – 80 = 150

х = 150 +80

х = 230

_________________

189 – (230 – 80) = 39

                       39 = 39

 

2 уровень:

350 – (45 + а) = 60

45 + а = 350 – 60

45 +а = 290

а = 290 – 45

а = 245

__________________

350 – (45 + 245) = 60

                       60 = 60

 

3 уровень:

280 – (х + 40) = 80

х + 40 = 280 – 80

х + 40 = 200

х = 200 – 40

х = 160

________________

280 – (160 + 40) = 80

                       80 = 80

 

XII.        Оцениваю детей.

 

XIII.     Рефлексия урока.

Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

- комфортно

- тревожно

Покажите мне карточками, чтобы я увидела всех. Почему? С чем связана твоя тревога?

 

XIV.     Домашнее задание.

1 уровень на «3»: стр. 92 № 9

 

2 уровень на 4»: стр. 93 № 14

 

3 уровень на «5»: стр. 96 на смекалку: Подумай и попробуй исследовать и решить это уравнение самостоятельно 60   х + 180 = 420, составь план решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

school-172.my1.ru