Деление чисел с остатком: формулы, примеры и правила

Деление с остатком целых положительных чисел

Деление — это разбиение целого на равные части.

Остаток от деления — это число, которое образуется при делении с остатком. То есть то, что «влезло» и осталось, как хвостик.

Теорема

a = b · q + r, где a — делимое, b — делитель, q — неполное частное, r — остаток. 0 ⩽ r < |b|.

Демоурок по математике

Узнайте, какие темы у вас «хромают», а после — разбирайте их без зубрежки формул и скучных лекций.

Проверка деления с остатком

Пока решаешь пример, бывает всякое: то в окно отвлекся, то друг позвонил. Чтобы убедиться в том, что все правильно, важно себя проверять. Особенно ученикам 5 класса, которые только начали проходить эту тему.

Формула деления с остатком

a = b * c + d,

где a — делимое, b — делитель, c — неполное частное, d — остаток.

Эту формулу можно использовать для проверки деления с остатком.

Пример

Рассмотрим выражение: 15 : 2 = 7 (остаток 1).

В этом выражении: 15 — это делимое, 2 — делитель, 7 — неполное частное, а 1 — остаток.

Чтобы убедиться в правильности ответа, нужно неполное частное умножить на делитель (или наоборот) и к полученному произведению прибавить остаток. Если в результате получится число, которое равно делимому, то деление с остатком выполнено верно. Вот так:

  • 7 * 2 + 1 = 15;
  • 2 * 7 + 1 = 15.

Чтобы научиться делить числа с остатком, нужно усвоить некоторые правила. Начнем!

Все целые положительные числа являются натуральными. Поэтому деление целых чисел выполняется по всем правилам деления с остатком натуральных чисел.

Самый удобный способ деления — это столбик.

Попрактикуемся в решении.

Пример

Разделить 14671 на 54.

Как решаем:

Выполним деление столбиком:

Неполное частное равно 271, остаток — 37.

Ответ: 14671 : 54 = 271(остаток 37).

Деление с остатком положительного числа на целое отрицательное

Чтобы легко выполнить деление с остатком положительного числа на целое отрицательное, обратимся к правилу:

В результате деления целого положительного a на целое отрицательное b получаем число, которое противоположно результату от деления модулей чисел a на b. Тогда остаток равен остатку при делении |a| на |b|.

Неполное частное — это результат деления с остатком. Обычно в ответе записывают целое число и рядом остаток в скобках.

Это правило можно описать проще: делим два числа со знаком «плюс», а после подставляем «минус».

Все это значит, что «хвостик», который у нас остается, когда делим положительное число на отрицательное — всегда положительное число.

Алгоритм деления положительного числа на целое отрицательное (с остатком):

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить модуль делимого на модуль делителя
  • получить неполное частное и остаток;
  • записать число противоположное полученному.

Пример

Разделить 17 на −5 с остатком.

Как решаем:

Применим алгоритм деления с остатком целого положительного числа на целое отрицательное.

Разделим 17 на − 5 по модулю. Отсюда получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2. Получим, что искомое число от деления 17 на − 5 = − 3 с остатком 2.

Проверка : a = b * q + r, 17 = −5 * (−3) + 2.

Ответ: 17 : (− 5) = −3 (остаток 2).

Онлайн-курсы математики для детей помогут подтянуть оценки, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Бесплатные занятия по английскому с носителем

Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.

Деление с остатком целого отрицательного числа на целое положительное

Чтобы быстро разделить с остатком целое отрицательное число на целое положительное, тоже придумали правило:

Чтобы получить неполное частное q при делении целого отрицательного a на положительное b, нужно применить противоположное данному числу и вычесть из него 1. Тогда остаток r будет вычисляться по формуле:

r = a − b * q

Из правила делаем вывод, что при делении получается целое неотрицательное число.

Для точности решения применим алгоритм деления а на b с остатком:

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить по модулю;
  • записать противоположное данному число и вычесть 1;
  • использовать формулу для остатка r = a − b * q.

Рассмотрим пример, где можно применить алгоритм.

Пример

Найти неполное частное и остаток от деления −17 на 5.

Как решаем:

Разделим заданные числа по модулю.

Получаем, что при делении частное равно 3, а остаток 2.

Так как получили 3, противоположное ему −3.

Необходимо отнять единицу: −3 − 1 = −4.

Чтобы вычислить остаток, необходимо a = −17, b = 5, q = −4, тогда:

r = a − b * q = −17 − 5 * (−4) = −17 − (− 20) = −17 + 20 = 3.

Значит, неполным частным от деления является число −4 с остатком 3.

Проверка: a = b * q + r, −17 = 5 * (−4) + 3.

Ответ: (−17) : 5 = −4 (остаток 3).

Деление с остатком целых отрицательных чисел

Сформулируем правило деления с остатком целых отрицательных чисел:

Для получения неполного частного с от деления целого отрицательного числа a на целое отрицательное b, нужно произвести вычисления по модулю, после чего прибавить 1. Тогда можно произвести вычисления по формуле:

r = a − b * q

Из правила следует, что неполное частное от деления целых отрицательных чисел — положительное число.

Алгоритм деления с остатком целых отрицательных чисел:

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить модуль делимого на модуль делителя;
  • получить неполное частное и остаток;
  • прибавить 1 к неполному частному;
  • вычислить остаток, исходя из формулы r = a − b * q.

Пример

Найти неполное частное и остаток при делении −17 на −5.

Как решаем:

Применим алгоритм для деления с остатком.

Разделим числа по модулю. Получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2.

Сложим неполное частное и 1: 3 + 1 = 4. Из этого следует, что неполное частное от деления заданных чисел равно 4.

Для вычисления остатка применим формулу. По условию a = −17, b = −5, c = 4, тогда получим r = a − b * q = −17 − (−5) * 4 = −17 − (−20) = −17 + 20 = 3.

Получилось, что остаток равен 3, а неполное частное равно 4.

Проверка: a = b * q + r, −17 = −5 * 4 + 3.

Ответ: (−17) : (−5) = 4 (остаток 3).

Деление с остатком с помощью числового луча

Деление с остатком можно выполнить и на числовом луче.

Пример 1

Рассмотрим выражение: 10 : 3.

Отметим на числовом луче отрезки по 3 деления. Видим, что три деления помещаются полностью три раза и одно деление осталось.

Решение: 10 : 3 = 3 (остаток 1).

Пример 2

Рассмотрим выражение: 11 : 3.

Отметим на числовом луче отрезки по 3 деления. Видим, что три деления поместились три раза и два деления осталось.

Решение: 11 : 3 = 3 (остаток 2).

Как объяснить ребенку деление?

Конечно же, прежде чем ваш ребенок отправится в первый класс ему необходимо освоить азы арифметики.

Первоначально ему необходимо научиться правильно, понимать задание, а так же решать его в необходимой последовательности. Лучше всего изначально научить ребенка складывать, вычитать и умножать, а уж только потом делить. Самое главное вы должны понимать, что для того чтобы ребенок понимал как выполнить то или иное действие ему необходимо все демонстрировать наглядно. В данной статье мы подробно поговорим о том, как объяснить ребенку деление.

Как объяснить ребенку деление?

На самом деле, делить ребенок начинает еще в самом маленьком возрасте. Просто он еще до конца не осознает, что он участвует в данном процессе. Вы должны изначально объяснить ребенку, что такое целое, больше, меньше и т.д.,  он должен начать понимать каких игрушек больше, а каких меньше.

1. Поиграйте с малышом в деление

Для этого возьмите, к примеру, конфеты и попросите его поделиться с вами поровну. Изначально конечно ребенок будет действовать самым простым способом, он будет перекладывать конфетки по одной. В этом нет ничего страшного ведь малыш еще совсем маленький. После того как ребенок закончит делить конфеты помогите ему сосчитать сколько всего изначально их было.

Вы можете предложить малышу взять яблоки и угостить каждого члена семьи. Так же необходимо пояснить своему чаду, что не всегда, получается, разделить предметы поровну. Приведите ему пример, что у вас есть пять подушек и вам необходимо поделить их между двумя людьми поровну. Такое попросту не возможно, потому что кому-то достанется три подушки, а кому-то две.

2. Как объяснить ребенку деление Вам подскажут обычные примеры

Объясните ребенку, что первое число это и есть те самые конфеты, а вот второе это вы и он (или еще больше участников). И главное скажите ему, что абсолютно неважно, какие именно предметы он будет делить, самое главное узнать, сколько предметов в итоге окажется у каждого из участников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для того чтобы ребенок как можно быстрее понял как делить предметы, ему нужно все наглядно демонстрировать. Приводите ему как можно больше примеров, рисуйте с ним, берите какие-либо предметы и делите их. Если вы будете следовать всем перечисленным рекомендациям, то будьте уверены, ваш ребенок очень скоро сможет без труда делить числа.

Процесс деления можно представить, например, так: если 10 монет раздать 2 людям, то каждый получит по 5 монет. Или так: 10 монет, разложенных в стопки по 2 монеты, дадут 5 стопок.

Как выполняется деление?

Деление одного числа (делимого) на другое (делитель) показывает, сколько делителей содержится в делимом. Например, при делении 4 на 2 мы находим, сколько чисел 2 содержится в числе 4. Результат деления называется частным.

 

Как деление связано с умножением?

Деление — это операция, обратная умножению. Если вы знаете результат деления, то можете записать соответствующее произведение, и наоборот.

 

 

Возврат к исходному значению

Если 10 (делимое) поделить на 2 (делитель), то получится 5 (частное). Умножая частное (5) на делитель (2), мы получаем значение исходного
делимого (10).

Другой подход к делению

Деление также показывает, сколько раз в делимом встречаются группы, равные делителю. Ответом будет то же самое частное.
В этом примере 30 футбольных мячей делятся на группы по 3 мяча.

Получилось ровно 10 групп по 3 мяча (без остатка), поэтому 30 : 3 = 10.

Схема деления деления на однозначное число

 

Деление с остатком

Если одно число не делится на другое нацело, возникает остаток. Его можно преобразовать в десятичную дробь, как показано ниже.

 

Упрощение деления

Иногда делитель можно представить как произведение нескольких сомножителей. Тогда процедура деления сводится к нескольким более простым делениям.

Этим методом можно пользоваться и в более сложных задачах.

How to Teach Your Child Division

Детям может быть очень полезно получать помощь родителей с домашним заданием после школы, но многим взрослым трудно объяснить основные математические принципы, даже если они понимают, как их выполнять. Для родителей, которые хотят помочь своим детям с домашним заданием, следующее руководство поможет вам научить вашего ребенка делению.

Объяснение концепции деления

Прежде чем ваш ребенок сможет начать практиковаться в задачах на деление, ему сначала нужно понять концепцию деления. Объясните им это, связав идею разделения с идеей разделения. Помогите им осмыслить это, объяснив, как некоторые элементы могут поровну распределяться между группами, и приведите им примеры. Вы можете показать им, как можно дать по шесть печений трем детям, чтобы у каждого из них было по два, или как человек с восемью яблоками может дать по четыре яблока двум друзьям.

Создавая практические примеры с наглядными ссылками, вы можете сделать так, чтобы вашим детям было легче понять концепцию деления.

Игры, которые помогут вашему ребенку понять Дивизион

Дети очень хорошо учатся визуально и кинестетически; они будут обрабатывать новую информацию быстрее, если смогут видеть ее перед собой и взаимодействовать с ней. Из-за этого может быть легче учить детей делению, создавая математические игры, чтобы расплачиваться с ними. Рассмотрите следующие игры, которые помогут вашему ребенку понять деление:

Бусины и форма для кексов

Это может быть очень сложным упражнением для детей, чтобы понять деление. Дайте ребенку фиксированное количество бусинок и попросите его разделить их поровну между определенным количеством баночек. Начните с того, что покажите ребенку, как разделить бусины на две формочки, используя каждый раз разное количество бусин, затем постепенно переходите к делению на разные числа. Когда у ребенка останутся бусы от упражнения, у вас будет возможность объяснить ему, что осталось.

Распечатанные игры на деление

Вы можете распечатать или нарисовать головоломку на деление, где вы даете ребенку математические задачи и предлагаете ему сопоставить листы бумаги, на которых есть решение. Это хороший шаг вперед по сравнению с использованием манипулятивных действий, так как он требует, чтобы дети самостоятельно вырабатывали ответ, но все же предоставляет некоторую помощь, если она им нужна.

Обучение вашего ребенка делению в полные числа

Понимание деления в полные числа может стать еще одним трудным препятствием для детей, поскольку деление в полные числа требует более технического понимания математики, чем простое деление. Помогите им запомнить пошаговый процесс выполнения деления в большую сторону, а затем предложите им решить задачи на деление в большую сторону. Порядок операций для деления в большую сторону следующий:

  • Разделить
  • Умножить
  • Вычесть
  • Переход к следующей цифре

При обучении детей делению на длинные числа начинайте с простых задач, которые делятся поровну, а затем постепенно вводите более сложные задачи. Используйте следующие шаги, чтобы помочь вашему ребенку освоить деление:

  • Шаг 1:  Основное деление, обратное вашей таблице умножения. Так как ваш ребенок имеет базовые знания об умножении и большую часть таблицы умножения знает наизусть, это хороший способ познакомить его с делением. Например, число 24 можно получить, умножив 3 и 8. Покажите ребенку, что число 24 можно разбить на 3 группы по 8 , поменяв местами факты умножения. Они также могут видеть, что 24 можно разбить на 8 групп по 3 и многие другие группы.
  • Шаг 2:  Введение в деление в длинную сторону без остатка. Как только ваш ребенок освоит основы деления, он может начать практиковать деление в длину. Для них будет лучше всего попрактиковаться с большими числами, которые они не могут легко вычислить в уме. Например, если ваш ребенок пытается посчитать 651, деленное на 3, ему нужно будет записать каждый шаг деления в большую сторону, чтобы получить правильный ответ. Подобные задачи помогут им попрактиковаться в шагах «умножить и вычесть».
  • Шаг 3: Деление с остатком После того, как ваш ребенок усвоит этапы деления в большую сторону, пора познакомить его с остатками. Есть много приемов, позволяющих узнать, какие числа легко делятся на 2, 3, 5 и 10. Знание этих приемов поможет вам решить задачи на деление для вашего ребенка, у которого есть остатки. Объясните им, что иногда при делении остается что-то лишнее. Например, когда 3 друга хотят разделить 7 кусков пиццы, останется один кусок. Когда ваш ребенок видит, что иногда в задачах на деление остаются остатки, но может уверенно найти решение, вы помогли ему освоить деление.

Деление может быть сложной концепцией для детей, когда они впервые знакомятся с ней на уроках математики. Помогите своему ребенку справиться с разделением за пределами класса, используя эти советы, чтобы он пошел в школу, вооруженный всеми знаниями, необходимыми для достижения успеха.

Ресурсы:

Fun Ways to Teach Division to Kids

https://www.helpingwithmath.com/by_subject/division/div_teaching_division.htm

https://www.homeschoolmath.net/teaching/md/how_teach_long_division.php 

1

При неточном делении

Это полный урок с обучением и упражнениями по понятию остатка в делении (когда деление не точное), предназначенный для третьего класса. Он начинается с объяснения идеи остатка на примере обмена бананами. Сначала учащиеся работают с наглядными примерами, составляя предложения с делением с остатками. Затем урок объясняет, как найти остаток путем умножения и вычитания, чтобы найти разницу (без визуальной помощи).

Если вы разделите 13 бананов поровну между Джо и Салли,
сколько получит каждый?

13 ÷
2 = ?

Джо и Салли получают по 6 бананов и один остается
над.
Мы пишем это как:

13 ÷ 2 = 6, R1

Оставшийся банан называется остаток , и указывается после буквы R.

(Если нам не нужны остатки, то оба могут получить по 6 1/2 бананов.)

1.
Заполнить бланки.

а.  14 бананов разделить на 3 человека
дает по 4 банана каждому и
2 банана, которые нельзя разделить
равномерно.

14 ÷ 3 = 4,

остаток 2

б.  14 морковок разделить на 5 человек

дает по 2 морковки каждому и по 4 морковки
что не может
быть разделены поровну.

14 ÷ 5 = 2,

остаток 4

с.
8 ножниц разделить на 5 человек

дает по 1 паре ножниц каждому и
3 пары, которые не могут
быть разделены поровну.

8 ÷ 5 = ____,

остаток _____

д.
3 яблока разделить на 5 человек
означает, что мы не можем делить их поровну.
Так что яблок никто не получит.
Остались все 3.

 3 ÷ 5 = 0,

остаток ____

эл.
___ баранов разделить на 6 человек
дает ___ баранов каждому и ___ баранов
что нельзя разделить поровну.

____ ÷ 6 = ___,

остаток _____.

ф.
___ верблюдов, разделенных между 2 людьми

дает ___ верблюдов каждому человеку,

и ___ верблюдов осталось.

 

___ ÷ 2
= ____,

остаток _____.

  Вот еще один взгляд на деление и остаток.
Сколько групп по 2 можно составить из 13 яблок?

Мы можем сделать шесть групп. Одно яблоко осталось.

13 ÷
2 = 6 R1

2. Разделите точки
на группы и напишите предложение с разделением.

а.  Разделить на

группы по 3 человека.

20 ÷ 3 = _____

остаток ______

б.  Разделить на

группы по 4 человека.

21 ÷ 4 = _____

остаток _____

в.  Разделить на

группы по 6.

_____ ÷ 6 = ____

остаток _____

д.  Разделить на

группы по 5.

_____ ÷ 5 = ____

остаток _____

эл.  Разделить на
группы по 7 человек.

_____ ÷ 7 = ____

остаток _____

ф.   Разделить на
группы по 9.

_____ ÷ 9 = ____

остаток _____

г. Разделить на
группы по 3 человека.

_____ ÷ 3 = ____

остаток _____

ч.  Разделить на
группы по 5.

_____ ÷ 5 = ____

остаток _____

 

4 ÷ 5 = ?

  Сколько групп по 5 штук можно составить из 4 яблок?

Нет групп. Все четыре яблока остались.

4 ÷
5 = 0 Р4

3. Разделите и укажите остатки.

а.
7 ÷ 2 = _____, Р ____

    1 ÷ 2 = _____, R ____

б. 3 ÷ 4 = _____, R ____

   11 ÷ 2 = _____, R ____

г. 18 ÷ 5 = _____,
Р ____

     7 ÷ 6 = _____, Р ____

20 ÷ 3 = ?

 

Подумайте: сколько групп по 3 человека в 20?
Или: Сколько раз 3 вписывается в 20?

6 × 3 = 18 и 7 × 3 = 21 (слишком много).

Таким образом, 3 входит в число 20 шесть раз. Поскольку 6 × 3 = 18
, а 18 на 2 меньше 20, остаток равен 2.

Вы найдете остаток, найдя разность
от 20 до 6 × 3 = 18.

Пример. 42 ÷ 8 = ?

Подумайте: сколько раз 8 умещается в 42? 5 ×
8 = 40 и 6 × 8 = 48,
Итак, 8 идет
в 42 пять раз. А также,
5 × 8 равно 40. Остаток
разница
между 40 и 42, или 2.  Итак, 42 ÷ 8 =
5 Р2

4. Потренируйтесь еще!

а.  13 ÷ 5 = ____,
Р ____

    14 ÷ 5 = ____, Р ____

б. 5 ÷ 8 = ____, R _____

   25 ÷ 8 = ____, Р _____

г.  47 ÷ 6 = ____, R _____

   50 ÷ 6 = ____, R _____

д. 13 ÷ 2 = ____,
Р ____

   13 ÷ 5 = ____, Р ____

эл.
54 ÷ 8 = ____, R ____

    67 ÷ 8 = ____, R ____

ф. 57 ÷ 7 = ____, R _____

   39
÷ 9 = ____, Р _____

5. Разделить. Какие закономерности вы замечаете?

а.

21 ÷ 2 = _____, R ____

22 ÷ 2
= _____, R ____

23 ÷ 2 =
_____, Р ____

24 ÷ 2 =
_____, Р ____

25 ÷ 2 =
_____, Р ____

26 ÷ 2 =
_____, Р ____

27 ÷ 2 =
_____, Р ____

28 ÷ 2 =
_____, Р ____

29 ÷ 2 =
_____, Р ____

30 ÷ 2 = _____, Р ____

б.

21 ÷ 3 = _____, R ____

22 ÷ 3
= _____, R ____

23 ÷ 3 =
_____, Р ____

24 ÷ 3 =
_____, Р ____

25 ÷ 3 =
_____, Р ____

26 ÷ 3 =
_____, Р ____

27 ÷ 3 =
_____, Р ____

28 ÷ 3 =
_____, Р ____

29 ÷ 3 =
_____, Р ____

30 ÷ 3 = _____, Ч ____

в.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *