Содержание
Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам
Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!
vogazeta.ru
В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.
Основные типы задач по математике: краткий конспект
Небольшой ликбез, т. к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.
iqsha.ru
Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.
1. Простые задачи на сложение и вычитание
К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:
- Решаются в одно действие.
- Иногда удобно составить уравнение.
- На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись.
- Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
- Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
- Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:
слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность
- Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
- Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
- Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Задачи с косвенным вопросом
Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.
На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.
2. Составные задачи на сложение и вычитание
Эти задачи решаются двумя и более действиями.
Есть несколько способов решения:
- по действиям с пояснениями;
- по действиям с вопросами;
- выражением.
В решении таких задач главное:
- найти главное и сделать краткую запись;
- разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
- помнить главное: по двум данным находим третье.
3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления
- Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:
1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное
- Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.
Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.
Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.
4. Простые задачи на умножение и деление
- Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».
«Во сколько раз» или «на сколько»? Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.
- Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.
5. Составные задачи на все 4 арифметические действия
6. Задачи на цену, количество, стоимость
7. Задачи на движение
Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.
Типичные ошибки в решении задач
Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.
Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности. Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.
Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».
Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.
Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.
Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.
Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.
Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.
Ошибка №3. Неправильная запись ответа.
Часто ребенок пишет не то пояснение.
Как исправить ошибку. Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи).
Творческий подход в решении задач
www.craftykidsathome.com
- Учите ребенка рассуждать.
- Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.
Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.
- Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
- Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
- Придумать несколько задач на одно решение.
- Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.
На школу надейся, а сам не плошай
Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.
В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
«Расшифровка» следующая.
- Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.
Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.
Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.
- К решению задач нужно подходить творчески.
Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.
В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.
- При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.
Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.
- Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.
Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.
- От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.
Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.
Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».
Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».
Практические советы по решению задач от реальных мам
fb. ru
Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.
Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.
«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».
Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.
«С задачами старшая плохо дружит)) Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.
Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»
Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.
«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает».
Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.
«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».
Татьяна, мама ученицы 5 кл.
«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».
Наталья, мама ученика 5 кл.
«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».
Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы.
Учимся решать задачи 4 класс, разными способами, логические задачи, на скорость, на время, взаимосвязанные задачи. Математика 4 класс как научиться решать задачи
В четвертом классе на голову детей, а в основном их родителей сваливается много забот. Выпускной в начальной школе, подготовка к переходу в старшие классы, и самое главное-экзамены.
За четыре года дети учатся читать, писать, считать и решать различные математические задачи. Задачи включены в любой экзамен по математике. Умение справляться с такими заданиями показывает, что логические мышление и вычислительные навыки ребенка правильно развиваются.
Содержание статьи
- Учимся решать задачи разными способами 4 класс, просто и ясно для детей
- Решаем логические задачи 4 класс
- Как решать задачи на скорость 4 класс
- Как решать задачи на время 4 класс
- Как решать обратные задачи 4 класс
- Как решать взаимосвязанные задачи 4 класс
- Решаем нестандартные задачи 4 класс
- Видео как правильно решать задачи 4 класс
- Как придумать и решить задачу
- Учимся решать комбинаторные задачи 4 класс
Учимся решать задачи разными способами 4 класс, просто и ясно для детей
Родителям стоит приложить усилия, чтобы их маленький школьник научился хорошо решать задачи в начальных классах. Математика устроена так, что каждая следующая новая тема требует наличия знаний и умений от уже изученной. Также связаны и школьные предметы. Научившись решать задачки в младших классах, ребенок будет с легкостью с ними справляться и дальше, и не только на математике, но и в физике, химии и информатике.
Очень важно запомнить, что перед тем, как приступить к решению задачи, ее нужно внимательно прочитать и представить, о чем идет речь. Дальше составить краткую запись или схему. Определить главный вопрос в задаче и найди те значения, которых не хватает, чтобы на него ответить.
Можно выделить несколько способов решения задач.
В основном мы используем арифметический и алгебраический способы, но и геометрический также применяется не редко. Лучше всего разобраться в способах решения задач на конкретных примерах.
В чем же разница между алгебраическим и арифметическим способами решения? Все просто. При решении задачи алгебраически, неизвестную величину обозначают буквой и составляют уравнение, с помощью которого и решается задача. При решении арифметическим способом, уравнение не составляют, задачу решают по действиям.
Графический или геометрический метод, позволяет нам решать задачи используя только рисунок или чертеж.
Десять яблок разложили по два на несколько тарелок. Сколько нужно тарелок?
Первый способ-арифметический.
Решить задачу можно в одно действие: 10 : 2 = 5 тарелок. Ответ: 5 тарелок.
Второй способ-алгебраический.
Так как мы не знаем, сколько нужно тарелок, обозначим их количество буквой х. В каждую тарелку кладут по два яблока, следовательно число всех яблок на тарелках это 2 • х. По условию яблок 10, значит можно составить уравнение: 2 • х = 10. Чтобы найти х, нужно 10 : 2 = 5. Х = 5. Ответ: 5 тарелок.
Третий и четвертый способы-графический и практический.
Маша читает книгу в которой 150 страниц. В первый день она прочитала 42 страницы, а во второй 25 страниц. Сколько Маше осталось прочитать страниц?
Составим краткую запись.
Арифметический способ. Первым действием найдем сколько прочитано за первый и второй день. Вторым действием из общего числа страниц вычтем уже прочитанные.
- 42 + 25 = 67 — страниц прочитано за 1-ый и 2-ой день
- 150 — 67 = 83 — страницы осталось прочитать
Ответ: 83 страницы осталось прочитать Маше.
Алгебраический способ. Неизвестная величина, это оставшиеся страницы, обозначим их буквой Х. Тогда 42+25+Х, это количество всех страниц в книге. Мы можем составить уравнение.
42 + 25 + Х = 150
67 + Х = 150
Х = 150 — 67
Х = 83.
За Х мы брали оставшиеся непрочитанные страницы, значит осталось прочитать 83 страницы.
Ответ: 83 страницы.
Также есть еще табличный способ решения задач. Его удобно применять при решении задач на логику.
Мама купила Оле, Саше и Паше по — мороженому: пломбир, шоколадное и клубничное. Оля ест не клубничное и не пломбир. Саша не пломбир и не шоколадное, Паша не любит шоколад и клубничное мороженое. Какое мороженое ест каждый ребенок?
Начертим таблицу и заполним ее данными. Чертим таблицу 4х3. Не подходящее по условию значение обозначим <<->> , подходящее <<+>>.
Так как Оля ест не клубничное и не пломбир, в эти графы ставим минус. Получается, что для Оли подходит шоколадное, там ставим плюс. Саша ест не пломбир и не шоколадное, ставим там минус. Для нее подходящее значение клубничное. Так как Паша не любит шоколад, то и мороженное шоколадное он есть не будет, ставим минус, и на клубничное тоже. Паша ест пломбир.
Ответ: Оля-шоколадное, Саша-клубничное, Паша-пломбир.
Решаем логические задачи 4 класс
Логические задачи встречаются совершенно разные. Это может быть простая классика в виде текстовых задач, могут быть задачи на смекалку. Также ребусы, алгоритмы, определение истины и лжи, комбинаторные и еще множество различных задач на логику.
Текстовые задачи типа <<Считаем ноги и головы>> очень популярны в математических олимпиадах и в заданиях со звездочкой в учебнике.
На ферме живут гуси и овцы. В сумме у них 40 голов и 94 ноги. Сколько на ферме проживает гусей? и сколько овец?
Разберемся для начала со всеми ногами. Мы знаем, что у овцы их четыре, а гуся две. Давайте посчитаем так, если у всех по две ноги. Так как голов 40, то получается:
40 • 2 = 80 ног.
По условию в задаче всего 94 ноги, найдем так называемые <<лишние>> ноги:
94 — 80 = 14.
Если эти 14 ног лишние, значит они принадлежат четвероногим овцам, и теперь мы сможем определить количество овец:
14 : 2 = 7 овец.
Теперь осталось вычислить сколько на ферме гусей. Для этого просто вычтем из общего числа голов те, которые принадлежат овцам:
40 — 7 = 33 гуся.
Ответ: 7 овец и 33 гуся.
Еще одна не менее популярная задача на <<рукопожатия>>.
Ваня на детской площадке встретил своих друзей Петю, Машу и Колю. При встрече они все обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий при встрече?
В четвертом классе такие задачи удобнее всего решать с помощью схемы. Каждого человека обозначаем точкой. Потом от каждой точки проводим отрезки к тем, с которыми нужно пожать руки. Считаем количество отрезков, оно и будет ответом в задаче.
Ответ: шесть рукопожатий.
Построен новый пяти подъездный дом, в котором 10 этажей. На каждом этаже расположено по четыре квартиры. На каждую дверь квартиры повесили номер. Сколько потребуется цифры 2 для всех номеров квартир?
Сначала вычислим сколько всего в доме квартир:
10 • 5 • 4 = 200.
Посчитаем, сколько раз встречается цифра два до сотни: 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92. Итого десять раз. От ста до 199 также еще десять раз встретится цифра 2. Всего получается 20 раз.
В разряде десятков 10 раз до 100 и еще 10 до 199, и одна двойка в 200. Получаем:
20 + 20 + 1 = 41 цифра.
Ответ: потребуется 41 цифра.
У сороконожки 80 ножек. К зиме она прикупила 12 пар сапожек. Все равно 14 ножек остались без сапожек. Сколько у сороконожки было пар старых сапожек до того, как она купила новые?
- 12 • 2 = 24 ноги в новых сапожках
- 80 — 24 = 56 ног босые и в старых сапогах
- 56 — 14 = 42 ноги в старых сапожках
- 42 : 2 = 21 пара старых сапог.
Ответ: у сороконожки была 21 пара старых сапожек.
Как решать задачи на скорость 4 класс
Задачи на нахождение скорости объекта, требуют знания определенных формул. Чтобы вычислить скорость, требуется разделить пройденное расстояние на затраченное время.
Если в задаче рассматривается движение по воде, то обязательно нужно учитывать скорость течения. Если мы плывем по течению, то скорость увеличивается, если против, то уменьшается.
Рассмотрим совсем простую задачку:
При решении задач на движение удобно нарисовать схему, в этом случае краткую запись можно не составлять. Мы знаем, что для нахождения скорости нужно разделить расстояние на время. Расстояние и время у нас известны: S = 15 м, t = 3 мин.
V = 15 : 3 = 5 м/мин.
Ответ: 5 м/мин.
Есть и более сложные задачи, составные. Движение на встречу друг другу или в противоположных направлениях.
Для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно применить формулу скорости удаления.
Vуд. = 15 + 12 = 27 км/ч.
Чтобы найти расстояние через 3 часа, умножаем скорость удаления на данное время.
S = 27 • 3 = 81 км.
Ответ: 27 км/ч; 81 км.
Скорость сближения равна сумме скоростей велосипедистов: 13 + 11 = 24 км/ч.
За одни час они сблизятся: S = 24 • 1 = 24 км.
За два часа: S = 24 • 2 = 48 км.
Используем известные нам формулы.
Для того, чтобы вычислить скорость катера по реке, находим сумму его собственной скорости и скорости течения реки: 40 + 6 = 46 км/ч.
Против течения наоборот разность: 40 — 6 = 34 км/ч.
Ответ: 46 км/ч и 34 км/ч.
Как решать задачи на время 4 класс
Чтобы вычислить время движения, нужно расстояние разделить на скорость t = S : V.
По формуле 36 км : 12 км/ч = 3 часа.
Пешеход идет со скоростью 6 км/ч. С этой скоростью он двигался 30 км. С какой скоростью идет лыжник, если за такое же время он проходит 50 км? Сколько времени в пути находится лыжник?
Составим краткую запись:
Чтобы узнать скорость лыжника, сначала мы должны узнать время в пути. Для этого используем данные пешехода, так как время в пути у них одинаковое.
- t п. = 30 : 6 = 5 часов.
- V л. = 50 : 5 = 10 км/ч.
Ответ: 10 км/ч; 5 ч.
Так же в четвертом классе решают задачи на время, не связанные с движением.
Как решать обратные задачи 4 класс
Чтобы научиться решать обратные задачи, нужно внимательно их прочитать и ответить на два вопроса: Чем задачи похожи? Чем они отличаются? Разберемся на примере простых задач на сложение и вычитание.
Света купила 9 фломастеров, а Оля 8. Сколько всего купили фломастеров девочки?
Такая задача называется прямой.
Чтобы получилась обратная ей задача, достаточно сделать неизвестной одну из данных величин. Пусть неизвестно сколько купила фломастеров Оля.
Света и Оля покупали фломастеры, всего 17. Света купила 9 фломастеров. Сколько купила Оля ?
В первой прямой задаче мы должны были узнать общее количество фломастеров, а в обратной задаче эта величина нам уже известна. Наоборот, требуется найти сколько купила фломастеров одна из девочек. Можно составить еще одну обратную задачу, взяв за неизвестное покупку Светы.
Как решать взаимосвязанные задачи 4 класс
Многие путают обратные и взаимосвязанные задачи. Во взаимосвязанных задачах решение следующей зависит от известных данных предыдущей задачи. Разберемся на примере.
Пояснение: на один костюм уходит 1 метр ткани. Не забудем это при решении второй задачи.
Задача 1.
- 13 • 2 = 26 костюмов жуков
- 13 — 5 = 8 костюмов бож.коровок.
- 13 + 26 + 8 = 47 костюмов всего.
На один костюм требуется 1 метр ткани, значит на все понадобится 47 метров.
Задача 2.
47 метров ткани на костюмы, это четверть всего материала для задника сцены. Чтобы найти количество материала для сцены, нужно умножить ткань для костюмов на 4. Получается 47 • 4 = 188 метров.
Ответ: 188 метров.
Решаем нестандартные задачи 4 класс
Видео как правильно решать задачи 4 класс
youtube.com/embed/MkvaOvrJxF4″ frameborder=»0″ type=»text/html»/>
Как придумать и решить задачу
Для того, чтобы придумать задачу надо понимать, что у нее должен быть смысл. Чтобы задача решалась, условие и данные должны быть сформулированы верно.
В задаче должно быть минимум два данных (переменных). У Маши 4 груши, а у Тани 5.
Дальше составляется конкретное условие. Петя взял у Маши 2 груши, а у Тани 3.
После этого обязательно следует главный вопрос задачи, что именно нужно найти. Сколько груш осталось у девочек? И сколько груш стало у Пети?
Соберем все части нашей придуманной задачи, вот что получилось:
<<У Маши 4 груши, а у Тани 5. Петя взял у Маши 2 груши, а у Тани 3. Сколько груш осталось у девочек? И сколько груш стало у Пети?>>.
Иногда дается задание в виде рисунка по которому нужно придумать собственную задачу и решить ее.
Решение:
Задачу можно решить алгебраически, с помощью уравнения.
Пусть вторая полка равна Х книг. Тогда на первой полке 2•Х книг. Всего их 150. Получается уравнение:
Х + 2•Х = 150
3•Х = 150
Х = 150 : 3
Х = 50, следовательно на первой полке 50 книг, на второй 2•Х = 2•50=100 книг.
Учимся решать комбинаторные задачи 4 класс
Комбинаторные задачи — от слова <<комбинировать>>. Решая такие задачи мы подбираем все возможные способы и варианты.
Такие задачи можно решать:
- Перебором
- Построить дерево возможных варинатов
- С помощью таблицы
Задача 2.
Составьте все возможные трехзначные числа из цифр 0, 2, 4?
Ответ: 28.
Пятиэтапное решение проблем для детей младшего возраста
Даже маленьких детей можно научить решать свои проблемы мирным путем с помощью этих пяти шагов:
Шаг первый. Как вы себя чувствуете? Успокойся. – Часто, когда мы сталкиваемся с проблемой, мы чувствуем разочарование или гнев. Прежде чем мы сможем решить нашу проблему, нам нужно узнать, как мы себя чувствуем, и успокоиться. Есть разные способы успокоиться; мы могли бы сделать перерыв, сделать три глубоких вдоха, использовать «дыхание молочным коктейлем[1]».
Шаг второй: в чем проблема? — Нам нужно знать, в чем проблема, прежде чем мы сможем ее решить. Почему вы злитесь или расстраиваетесь? Помните, что эта проблема принадлежит вам, а не другим людям.
Шаг третий: Придумайте решения . Полезно придумать как можно больше различных решений проблемы. Не каждое решение будет работать. Решение может сработать один раз, но не сработать в другой раз. Чем больше проблем вы решаете, тем легче придумывать решения.
Шаг четвертый: Что произойдет? – Подумайте, что произойдет, если вы выберете каждое из предложенных вами решений. Безопасен ли раствор? Безопасное решение означает, что никто не пострадает и не расстроится. Справедливо ли решение? Как все себя будут чувствовать?
Шаг пятый: Попробуйте решение – Выберите решение. Попробуйте ваше решение. Это решило проблему? Если решение не решает проблему, вы можете попробовать одно из других решений, которые вы придумали.
Общие сведения и результаты обучения:
Это задание [2] предназначено для детей в возрасте 4–6 лет, работающих в детских учреждениях, дошкольных учреждениях, детском саду или дома. Однако его можно адаптировать для других возрастов. Обучая детей основным шагам решения проблем и предоставляя им возможность практиковать этот навык, дети могут стать компетентными в решении проблем.
Материалы:
- Большая бумага и маркер для написания идей решения
Преподавательская деятельность:
Познакомить с темой «проблемы». Попросите детей рассказать о проблемах, с которыми они недавно столкнулись. Вы можете добавить свои собственные примеры проблем, с которыми вы столкнулись, или проблем, которые вы наблюдали в классе.
Объясните детям, что они могут стать экспертами в решении проблем, выполнив пять шагов решения проблем.
Представьте и кратко объясните каждый из шагов решения проблемы.
Выберите пример проблемы, которой поделились дети. Проработайте проблему с детьми, используя пять шагов решения проблемы.
Шаг 1: Как вы себя чувствуете? Успокоиться. Попросите детей определить, что они чувствовали или что могли бы чувствовать, если бы с ними случилась эта проблема. Спросите у них предложения, чтобы успокоиться. Практикуйте способы успокоиться, например, сделайте три глубоких вдоха.
Шаг 2: В чем проблема? Попросите детей описать, в чем проблема. Помогите детям переосмыслить проблему, чтобы она стала их проблемой, а не чьей-то еще. Например: «Я хочу использовать красный мелок» вместо «Они не будут делиться красным мелком».
Шаг 3: Придумайте решение. Поощряйте детей придумывать как можно больше решений. Вначале вам может понадобиться помочь им с решениями. Запишите возможные решения. На этом этапе основное внимание уделяется созданию как можно большего количества решений, а не их оценке.
Шаг 4: Что произойдет? Попросите детей подумать, что произойдет дальше, если они выберут решение. Безопасен ли раствор? Безопасное решение означает, что никто не пострадает. Справедливо ли решение? Как все себя будут чувствовать? Предложите детям просмотреть найденные решения и подумать, что будет дальше. Разыгрывание решений по ролям может помочь детям понять возможные последствия.
Шаг 5. Попробуйте решение. Предложите детям выбрать решение задачи. Будет ли проблема решена? Выбранное решение также можно обыграть.
Адаптации:
- Сопровождение каждого шага визуальной подсказкой полезно, особенно для детей с ограниченными вербальными навыками.
- В зависимости от возраста и концентрации внимания детей отработка шагов решения задачи на примере задачи может быть разбита на несколько уроков. Начните с пяти шагов на первом уроке, затем на каждом последующем уроке практикуйте по одному шагу.
- Разыграйте с детьми различные решения проблем, чтобы помочь им понять последствия решений.
Последующие занятия:
После того, как детей научат этим пяти шагам решения проблем, им понадобится возможность попрактиковаться в их использовании. Эти последующие действия укрепляют этапы решения проблем и предоставляют возможности для практики:
Разместите в комнате изображения этапов решения проблем, где они будут видны детям, чтобы они могли к ним постоянно обращаться.
Регулярно возвращайтесь к шагам решения проблемы. Пусть дети приведут другие примеры проблем, с которыми они столкнулись, или придумают гипотетические проблемы, имеющие отношение к их жизни. Проработайте эти проблемы всем классом, используя этапы решения проблем.
Когда в классе возникают проблемы, напомните детям, чтобы они использовали свои шаги для решения проблем, и проведите их через процесс. По мере того, как они станут более компетентными в решении проблем, им потребуется меньше помощи для выполнения шагов.
Ролевая модель эффективного решения проблем для вашего ребенка.
Выберите детские книги, в которых персонажи сталкиваются с проблемой. Спросите детей, как персонаж рассказа может решить их проблему. Поощряйте разнообразие решений. Предложите детям разыграть проблему и возможные решения. Примеры книг включают:
Хороший день (2007) Кевина Хенкеса. Птица, Лиса, Пес и Белка не очень хорошо начинают свой выходной день. Однако, проявив немного терпения, они обнаруживают, что способны преодолевать мелкие неудачи, чтобы в конце концов провести очень хороший день. Возраст 0-6.
Бобби против девочек (случайно) (2009) Лизы Йи. Бобби и Холли были лучшими друзьями в течение многих лет, пока разногласия не угрожают разлучить их навсегда. Однако, когда их спор случайно разжигает полномасштабную войну между мальчиками и девочками в их четвертом классе, они должны найти способ вернуть все в норму. Возраст 6-12 лет.
10 способов научить детей решать проблемы
Реальная история: Наш знакомый, 19 лет-летний парень со средним образованием, устроился на работу в местную торговую точку. Ее резюме выглядело хорошо, рекомендации были проверены, поэтому ее пригласили на собеседование. Ее мать пошла с ней. Она хотела «убедиться, что менеджер хорошо встряхнул мою дочь». Позже менеджер сказал: «Я ни за что не найму кого-то, кто не может справиться со своими проблемами».
Педагоги знают, что решение проблем является основой способности ребенка к обучению. Исследования лидерства сосредоточены на одном и том же наборе навыков. Хорошие учителя не столько дают правильные ответы, сколько учат детей, как использовать навыки решения проблем, чтобы прийти к решению. Обучение детей начинается в тот момент, когда мы решаем позволить нашему ребенку найти соску, которая упала всего в нескольких дюймах от кончиков его пальцев (вместо того, чтобы зачерпнуть ее самим), и продолжается до того дня, когда мы говорим: «Нет, подача заявления в колледж — это ваша обязанность, не так ли? хочешь идти или нет?» Вот 10 способов научить ваших детей навыкам решения проблем.
1. Не будьте «родителем вертолета».
В каком бы возрасте ни были ваши дети, позвольте им совершать ошибки и научите их двигаться вперед. Дайте ребенку немного свободы. В каком бы возрасте ни были ваши дети, позволяйте им совершать ошибки и учите их двигаться вперед.
2. Поощряйте творческие игры.
Помните деревянные блоки? Как насчет того, чтобы построить форт из доступного материала? Дети всех возрастов больше всего учатся в контексте игры. Убедитесь, что их игра включает в себя достаточное количество задач и требует воображения. В конце концов, решение проблемы становится само по себе наградой.
3. Встраивайте случайные препятствия в их опыт.
Это противоположно решению проблем ваших детей. Сделайте трудность разумной и убедитесь, что решение возможно. Чем более осознанный выбор они должны сделать, тем лучше.
4. Предложите несколько возможных решений.
По возможности облегчайте принятие решений. Держите мяч в движении, следя за тем, чтобы ваши дети постоянно не избегали делать трудный выбор, потому что вы автоматически выдаете решение по умолчанию, которое не подлежит обсуждению.
5. Сделайте решение проблем веселой частью домашней культуры.
Преодоление трудностей превращается в удовольствие. Мы все постоянно сталкиваемся с проблемами, так почему бы не сделать преодоление семейных проблем с позитивным настроем простым способом, которым ваша семья занимается бизнесом.
6. Читайте вместе рассказы о решении проблем.
В своем классическом молодежном романе « Топор » автор Гэри Полсен рассказывает историю подростка, потерявшегося в пустыне. Он выживает, сохраняя рассудок и решая проблемы по мере их поступления. Используйте подобные истории для вдохновения.
7. Попробуйте вместе сделать несколько проектов своими руками.
Не удобно? Без проблем. Учитесь вместе. На самом деле, чем больше ваш ребенок увидит вас в действии, шаг за шагом решающим проблемы, тем лучше он будет решать проблемы.
8. Научите их основным шагам решения проблем.
а. Определите проблему. (Например, «Я всегда пропускаю школьный автобус».