Как научить ребенка играть самостоятельно?

Похоже, многочисленные игрушки ребенка совсем не занимают, он хочет все время быть в обществе родителей. Как научить ребенка играть самостоятельно, и почему это полезный навык, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Я сам!

Некоторые дети как будто рождаются со встроенным чувством независимости. Стоит только им научится ползать и ходить, как они уже помчались осваивать мир самостоятельно, отпустили наши руки и стремятся всё сделать без помощи родителей. Но другим детям трудно разлучиться с родителями даже на несколько минут, и кажется, что они никогда не оставят маму и папу в покое, и ничего не смогут делать самостоятельно даже через много лет. Родители иногда готовы купить самую новую модную и дорогую игрушку в надежде на то, что ребёнок будет какое-то время занят, лишь бы только у них была возможность сходить в душ или приготовить ужин без участия маленького человека. Но игрушки или не занимают ребёнка вообще, или дают всего несколько минут свободы родителям, которых не хватает даже на то, чтобы сходить умыться. Похоже, что такие дети получают удовольствие от социального взаимодействия с родителями или друзьями намного больше, чем от чувства, что они могут делать именно то, что хотят сами. В том числе потому, что они и не знают, что можно ещё хотеть, если рядом уже есть мама или папа. Но то, что они уже готовы и умеют общаться с родителями и/или детьми, это тоже немаловажный показатель их развивающийся психической зрелости.

Для некоторых детей самостоятельная игра — это усвоенный навык, для других, чтобы научиться, необходимо дополнительное время и помощь родителей. Но это тот навык, на усвоение которого стоит потратить некоторое количество усилий. Например для того, чтобы в дальнейшем дети с удовольствием не только самостоятельно играли, но и делали домашнее задание, читали, понимали, что им самим в этой жизни интересно. Если мы или дети создаем что-то без влияния извне, то это помогает нам поддерживать свою самооценку. Умение наслаждаться уединением не только развивает воображение, но и даёт чувство удовлетворения от успешной работы и своей жизни.

Как его научить?

Если вашему малышу трудно быть одному хотя бы недолго, то можно попробовать это изменить и сделать ее более независимым. Например, так.

1. Прежде чем отправить ребёнка поиграть одному, дайте ему насладиться временем рядом с вами. Играйте с ним, почитайте, проведите совместное время, чтобы он оказался «накормлен» родительским вниманием, тогда он сможет и захочет провести хотя бы несколько минут самостоятельно.

2. Дети подражают взрослым. Сядьте с книгой и, возможно, чашкой кофе или чая, предложив ребёнку тоже сесть недалеко от вас — с его книжкой с картинками. Пусть ребёнок увидит на вашем примере, что быть одному с книгой — это интересно и вполне увлекательно. Предлагайте на кухне играть с тестом/посудой/фасолью/складывать контейнеры для еды/резать салат, пока вы готовите ужин. Ребёнок будет рядом с вами, но занят чем-то своим и важным. Обязательно замечайте и отмечайте его самостоятельность.

3. Начните совместную игру. Подготовьте вместе все нужные игрушки и материалы, начните игровой сюжет, через некоторое время предложите ребёнку придумать, что будет дальше, внимательно выслушаете, дайте ребёнку самому это проиграть, а потом займитесь чем-нибудь, не отходя от него далеко. Позже попросите рассказать, что произошло без вашего участия, выразите своё чувство радости от услышанного. Искреннее, конечно!

4. Обеспечьте безопасность. Дети — существа, зависимые от взрослых. Они чувствуют, что взрослые их могут защитить при любых обстоятельствах, и часто искренне ненавидят проводить время отдельно от родителей. Им трудно быть одним, и всё кажется небезопасным. Если вы отправили ребёнка играть в другую комнату, а сами заглядываете туда каждую минуту, чтобы убедиться, что ничего не случилось, то дети быстро получают подтверждение, что быть одному — точно опасно. И, кстати, это не самостоятельная игра. Если вы очень волнуетесь за ребёнка, то пусть лучше он находится в одной комнате с вами, но каждый из вас будет занят своим делом.

5. Дайте импульс. Большинству детей нужен небольшой толчок в самом начале, чтобы включить своё творческое самовыражение. Предложите игрушки, которые нравятся ребёнку, и попросите придумать историю с ними. Скажите, что у них всего десять, а может быть и пять минут для начала, чтобы ее придумать, а потом вы очень хотели бы услышать ее всю. Песочные часы могут тут помочь в регулировании времени. Потом вы можете сесть вместе, чтобы ребенок продиктовал историю, а вы ее записали. У многих семей это становится любимым занятием, а дети пишут целые книги.

6. Двигаемся медленно и постоянно поддерживаем. Трудно поверить в то, что ребенок научится играть самостоятельно за пару дней, и будет целыми днями сидеть в своей комнате, оставив родителей в покое. Если до этого он ни на секунду был не готов оставаться без вас, то поздравляйте себя с каждой минутой, когда у него получается заниматься чем-то самостоятельно. Поддерживайте ребёнка, замечая, что он прекрасно справляется сам, обязательно укажите подробности: «Ты построил сегодня очень высокую башню», «Ты сегодня придумал такую интересную игру про динозавров».

Если ваш ребенок пока сам занимается не более чем несколько минут, это тоже нормально. Начинаем с того, что всем комфортно. Самостоятельная игра и время отдельное от родителей должно быть не наказанием и ужасом, а доставлять удовольствие обеим сторонам.

7. Предупреждайте об уходе. Если вы решили выйти из комнаты, чтобы что-то взять или помыть тарелку, обязательно предупреждайте об этом ребёнка, сообщив, что «помоете тарелку и быстро вернётесь». И обязательно так и делайте. Ребёнку важно знать, что вашим словам можно доверять. Лучше не использовать «бабушкин метод»: уходи, пока он не заметил. Даже если вы точно знаете, что ребёнок расплачется в тот момент, когда вам надо выйти, лучше так, чем делать это тайно. Тайные уходы часто становятся одним из факторов того, что ребёнок постоянно тревожно контролирует родителей, чтобы они не исчезли. Постепенно ребёнку легче будет вас отпускать на более длительное время, потому что он будет чувствовать, чтобы никуда не исчезаете и ему легче будет стать более независимым.

8. Обучающие моменты могут быть везде — даже телевизор и планшет вполне могут нам помочь.

Если ребёнок провёл время у телеэкрана или с планшетом в руках, и он был некоторое время один, поинтересуйтесь, чему он там научился, что интересное он может вам рассказать. Дети любят чувствовать себя важными и компетентными, им важно показать, что они что-то знают и умеют, и могут научить этому даже родителей. Так мы поощряем и самостоятельный навык обучения, узнавания чего-то нового.

Но помните, время ребёнка вместе с гаджетом хотя и дает родителям шанс быстро что-то сделать без участия ребёнка, но не засчитывается как полноценная самостоятельная игра. Детям, особенно дошкольникам, важно для развития буквальное манипулирование предметами, задействование всего тела в процессе игры, а это с гаджетами не происходит.

9. Самостоятельная игра не развивается от игры в одиночку. На самом деле самостоятельность рождается … от взаимодействия с другими. Часы, потраченные на игры с динозаврами, игру в мяч и прятки, игру в «дочки-матери» с другими детьми, будут поддерживать воображение ребёнка в то времена, когда он один. Играя с другими, ребенок учится разговаривать, поддерживая диалоги между персонажами, развивает терпение, когда дожидается своей очереди в игре. Это навыки, которые ему нужны, чтобы получать удовольствие от времени с самим собой, когда вы не можете (или не хотите) развлекать его и помогут ему прокручивать в своей голове разные удачные и не удачные ролевые модели взаимодействия с другими людьми.

10. Если ребёнок чем-то занят сам, не нужно пытаться вручить ему какую-то другую игрушку или книжку, которая вам кажется более полезной или интересной. Мы тоже не любим, когда нас прерывают, и вполне закономерно злимся на это. Часто, когда дети с виду вроде бы ничего не делают, они развивают какой-то важный для себя навык, возможно и непонятный для нас. Одно из важных и непростых родительских умений — сделать шаг в сторону и наблюдать.

Читайте также:

Что делать, если вам не хочется играть со своим ребёнком

Ролевые игры: возрастные особенности и важность в жизни ребёнка

Почему школьнику необходимо хотя бы час в день… просто играть

Фото: Veja, Oksana Kuzmina, Serhiy Kobyakov/Shutterstock

советы

Как научить ребёнка играть самостоятельно?

В новогодние праздники успеть нужно много: и уборку генеральную сделать, и отчеты по работе закончить, и всех родственников навестить, еще и отдохнуть в идеале. Только вот ребенок постоянно просит поиграть с ним и не отпускает ни на минуту. Почему ему так нужно внимание и можно ли его как-то научить играть самостоятельно — рассказывает детский психолог Виктория Сухань.

Вопрос. Сейчас мы сидим дома, и ребенок постоянно хочет играть. Сам он играть не умеет, ему всегда нужна компания, и у меня совсем нет времени заниматься домашними делами. Скажите, как научить его играть самостоятельно?

Ответ. Навык играть самостоятельно — показатель здорового развития психики. Умение придумывать себе развлечения без всяких обязательных занятий и телевизора — это отличная привычка.

Одной из причин того, что ребенок не может играть один, является повышенная тревожность родителей и гиперопека. С самых первых дней жизни ребенка мамы так растворяются в детях, забывая, что им самим нужно свободное время.

Они торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать все за него — это лишает детей самостоятельности, подрывает веру в свои силы, приучает надеяться на других

Чтобы приучить ребенка к самостоятельным играм, начинайте с малого: попробуйте договориться, что несколько минут он побудет один, пока вы ненадолго выйдите в другую комнату или на кухню. Постепенно увеличивайте время, которое он должен провести в одиночестве, предварительно убедившись, что в комнате, где он находится — безопасно. Выбирайте момент, когда ребенок занят чем-то интересным.

Детям постарше можно давать какие-нибудь задания: «Построй самую высокую башню из этих кубиков, а я приготовлю ужин», «Нарисуй мне цветок и раскрась его, а я пока пойду в ванную» и так далее.

Воспитывая у ребенка навык самостоятельной игры, почаще хвалите и поддерживайте его: «Ух ты, какую длинную дорогу ты построил, пока меня не было!» Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились.

Но есть и другая причина нежелания играть одному, совершенно противоположная: ребенок действительно нуждается в вашем внимании. К примеру, если родители ребенка большую часть дня проводят на работе, а воспитанием занимается няня или воспитательница в детском саду.

Если, оставаясь дома, вы все равно не находите времени, чтобы вместе поиграть, я бы рекомендовала договориться и построить график. В котором прописать, что мама и папа каждый день будут «качественно» проводить определенное время с ребенком, не отвлекаясь даже на телефон. Выработайте привычку хотя бы на какое-то время полностью включаться в его игру на 30-40 минут, и тогда он не будет вас «дергать» на протяжении дня.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Иллюстрация: Shutterstock / Dobryi.meduz

5 способов заставить вашего ребенка играть в одиночку

Фото: @SueWhite в Instagram

Четырехлетний Джеймс не любит играть один. «Ему нравится Lego и сборка игрушек, но даже тогда он, кажется, хочет, чтобы с ним играл взрослый», — говорит его расстроенная мама Лори Хоган. «Он хочет показывать нам свои успехи каждые пять минут».

Та же история была в его детском саду в Сент-Джонсе. «Джеймс постоянно искал общения со взрослыми вокруг него», — говорит Хоган. «Он не будет тратить много времени на «притворство» в одиночестве».

Если ваш ребенок похож на Джеймса и не хочет играть самостоятельно, есть и положительная сторона: тот факт, что он хорошо взаимодействует со взрослыми и другими детьми, является положительным признаком его развивающейся зрелости, говорит Джейн Хьюз, доцент кафедры Программа раннего обучения и ухода за детьми в Университете Макьюэна в Эдмонтоне.

Тем не менее, ваш ребенок не будет иметь вас или другого товарища по играм все время, и ему нужно привыкнуть играть в одиночку. Вот несколько стратегий, которые помогут им комфортно играть в одиночку.

1. Начинайте постепенно

Заранее предупредите ребенка, что вы оставите его на несколько минут (например, чтобы помыть посуду), но не заходите слишком далеко и обязательно вернитесь когда вы говорите, что будете, — говорит Хая Кулкарни, директор по охране психического здоровья младенцев в больнице для больных детей в Торонто. «Со временем потребность в вашей близости уменьшится», — говорит она. Чего вы не хотите делать, так это ускользать, когда ваш ребенок не смотрит, так как это может встревожить его и только увеличить его просьбы о вашем внимании.

2. Поменяйте их игрушки

Соберите несколько игрушек, бросьте их в коробку и уберите их на несколько недель. Предметы покажутся вашему ребенку новыми, когда они снова будут представлены, и будут хорошим отвлечением от отсутствия вашего присутствия (по крайней мере, на некоторое время!).

3. Параллельная игра

«Чтобы побудить детей быть независимыми и играть самостоятельно, родители должны моделировать для них такое поведение», — говорит Хьюз. Предлагаю посмотреть книга , пока вы читаете свою собственную книгу рядом с вашим ребенком, или расставьте их на столе с книжкой-раскраской, пока вы просматриваете свои счета. «Есть большое преимущество в том, чтобы заниматься похожими видами деятельности вместе с ними», — говорит Хьюз. «Они смотрят, что вы делаете, и подражают вашему поведению. Они хотят быть такими же, как вы».

4. Планируйте встречи для игр

Вопреки тому, что вы можете подумать, «саморегулируемая игра развивается не в одиночку — она на самом деле возникает в результате взаимодействия с другими людьми», — говорит Хьюз. Часов, потраченных на борьбу с драконами, игра прятки и укладывание «младенцев» спать с другими детьми подпитывают детское воображение, когда они находятся дома одни. Играя с другими, ваш ребенок научится играть по очереди и разовьет терпение — навыки, необходимые ему, чтобы быть довольным собой, когда вы не можете его развлечь.

5. Вовлекайте их

Признайте потребность вашего ребенка в вашем внимании, включите его в то, что вы делаете . Попросите их помочь вам помыть посуду, сложить белье, сгрести листья или убрать со стола. Они развлекаются, пока вы выполняете свои задачи, и в конце у них появляется чувство выполненного долга.

Помните, что это незавершенная работа — не паникуйте, если процесс займет некоторое время.

В доме Хоганов Джеймс проводит время, играя с недавно «открытым заново» набором Lego, и его мама видит в этой новой саморегулируемой игре обнадеживающий знак. «Мы по-прежнему стараемся реагировать на его потребности», — говорит она. «Но мы не всегда останавливаем все, чтобы поиграть с ним, когда нам нужно что-то сделать».

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.

  • Электронная почта*
  • CAPTCHA
  • Согласие*

    Да, я хочу получать Сегодняшнюю рассылку Родителя . Я понимаю, что могу отказаться от подписки в любое время.**

FILEED UNDER: Поведение, воображение, игра, самостоятельные дети, дети, воспитание, игра, дошкольное обслуживание, поисковая оптимизация, социальные навыки0001

Служба детской психологии и школьной психологии Мельбурна, Порт Мельбурн

Вы изо всех сил пытаетесь найти баланс между временем, проведенным с детьми, и сосредоточением внимания на собственных делах?

Серьезная родительская вина может возникнуть, если вы чувствуете, что не можете проводить со своими детьми столько времени один на один, сколько вам хотелось бы — играть с ними, помогать им с домашним заданием, ободрять их, выслушивать их тревоги и помогать им подумать о том, как жизнь идет.

НО… знаете ли вы, что также важно научить своих детей играть самостоятельно?

Некоторые преимущества самостоятельной игры:

  • Развитие воображения и творческой игры. Дети иногда могут быть более творческими, когда рядом нет взрослых, управляющих вещами — меньше необходимости следовать определенным правилам или объяснять свою игру другому человеку, они могут просто идти туда, куда их ведет воображение;
  • Немного тишины. Из-за телевизора, компьютерных игр и всей суеты жизни у детей не так много возможностей просто позволить своему мозгу молчать. Самостоятельная игра (например, рисование или игра с лего) может быть умиротворенной и даже несколько медитативной для детей, позволяя им расслабиться после дня;
  • Развитие настойчивости и навыков решения проблем. Без взрослых, которые могут помочь или вмешаться с предложениями, дети могут экспериментировать со своими собственными способами решения проблем и, скорее всего, будут продолжать пробовать разные вещи, пока не придут к решению.
  • Обучение терпению и стойкости.  В какой-то момент дети должны понять, что их родители не могут быть у них на побегушках, когда им это нужно. Умение играть самостоятельно и ждать, пока кто-нибудь поможет им, может научить детей терпению и дать им уверенность в том, что они могут делать что-то самостоятельно.

Конечно, есть и льготы для родителей!

Многим родителям время от времени приходится работать дома. И важно убедиться, что ваши дети знают, что нельзя беспокоить вас, когда вы работаете (за исключением чрезвычайных ситуаций!).

Родителям также нужно время, чтобы расслабиться, поболтать с другом по телефону, принять ванну с пеной, посмотреть любимое телешоу или поговорить с партнером. Им также может понадобиться время один на один с другим ребенком, и братья и сестры должны научиться уважать это.

Итак, как вы можете побудить своего ребенка играть самостоятельно?

Вот несколько советов, которые могут помочь:

  • Объясните своему ребенку, каковы его ожидания . Например, предполагается, что они будут играть сами по себе по 10-30 минут (в зависимости от возраста) каждый день. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что это НЕ наказание, но объясните ему все причины, почему это важно.
  • Установить часы.  Установите таймер или покажите ребенку часы, чтобы он знал, когда ему можно прекратить играть самому и прийти и показать вам, что он сделал (хотя он может продолжать играть, если захочет!)
  • Мозговой штурм. Сядьте вместе и напишите список всех действий, которые они могут делать сами. Это может быть лего, головоломки, поиск слов, рисование, игра с куклами или фигурками. И это также может включать более длительные проекты, которые можно выполнять по частям, например, создание комикса, проектирование города или изготовление поздравительных открыток или книг.
  • Установить границы. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что ему НЕ разрешено делать во время самостоятельной игры. Например, разрешено ли им пользоваться ножницами или клеем? Им разрешено выходить на улицу или пользоваться кухней? Если их деятельность связана с чем-то, что им НЕ разрешено делать самостоятельно, либо предложите им выбрать другую деятельность, либо помогите им с некоторыми ее частями, прежде чем они начнут.
  • Хвала.  Когда отведенное время истекло, убедитесь, что вы снова полностью сосредоточились на своем ребенке и проявили неподдельный интерес к тому, что он сделал. Дайте много положительных отзывов за самостоятельную игру и за конкретную деятельность, которую они проделали.

Самостоятельная игра особенно важна, когда дети возвращаются в школу, родители возвращаются на работу, и всем членам семьи время от времени нужно немного личного пространства. Это также может сделать начало учебного года немного менее напряженным для всех!

Если вы изо всех сил пытаетесь сохранить границы со своим ребенком, может быть полезно поговорить с детским психологом, чтобы получить несколько советов, специфичных для вашей семьи.

А если вы находитесь в Мельбурне и вам нужна дополнительная помощь по этому вопросу?

Нажмите кнопку ниже, чтобы записаться на первую консультацию для родителей и получить правильный совет, соответствующий потребностям вашего ребенка.

Чем мы можем помочь?

Запишитесь на первичную консультацию для родителей, чтобы получить правильный совет для нужд вашего ребенка. Нажмите здесь, чтобы заказать телефонный звонок, и психолог позвонит вам в удобное время (только для потенциальных клиентов). Пожалуйста, имейте в виду, что мы часто заняты с клиентами, но мы делаем все возможное, чтобы ответить на все запросы в течение одного рабочего дня. 🙂

Почему нас выбрали 2866* родителей?

(*по состоянию на 24 июля 2019 г.)

  • Конфиденциально и конфиденциально: Мы являемся частной службой, поэтому вы получите 100% независимый и конфиденциальный совет.
  • Детские и подростковые специалисты: Мы работаем только с детьми школьного возраста, подростками и родителями.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *