Содержание
Family Tree — Битва за домашку: 6 способов научить ребенка делать уроки самостоятельно
Выполнение домашней работы — одинаково сложная интеллектуальная задача как для первоклассника, так и для старшеклассника. В этом уверена психофизиолог, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Для этого детям необходима мотивация и умение сконцентрироваться на заданиях.
Как добиться первого и второго, а также как сформировать навык самостоятельного выполнения ребенком домашнего задания, Марьяна Михайловна Безруких рассказала на лекции «…И вечный бой. Битва за домашку» в рамках курса для Family Tree «Учить Учиться».
Мы послушали лекцию и законспектировали отрывок, в котором Марьяна Михайловна делится советами, как помочь школьнику делать домашнее задание с удовольствием и без помощи взрослых.
Формируйте позитивный настрой
Нередкая ситуация, когда ребенок оттягивает выполнение задания. И родители, вместо того, чтобы разобраться в причине такого поведения, начинают задавать ему вопросы: «Садишься?», «Сколько можно тянуть?», «Когда приступишь?».
Если ребенок не хочет делать задание, значит, у него есть какие-то трудности. Родителю надо разобраться, какие именно.
Часто школьник просто не понимает причину своих неудач, и задача взрослого (в идеале, педагога) — понять, где ребенку сложно, что нужно подсказать и каким образом это сделать.
Формировать позитивный настрой у ребенка, значит, давать ему понять: «Ко мне всегда можно обратиться за помощью» и быть готовым действительно помочь.
Помочь — не значит делать домашнее задание за ребенка, а разобрать непонятную ему тему столько раз, сколько необходимо. Разобрать и уйти по своим делам, а не сидеть за спиной ребенка и контролировать каждое движение его ручки.
Важно сказать школьнику: «Я рядом. Я готова объяснить». И он будет звать вас много раз, и это не должно раздражать, и это будет продолжаться какое-то время, пока ребенок не привыкнет выполнять задание самостоятельно.
Чередуйте работу и отдых
Не надо настаивать, чтобы школьник выполнял уроки за один присест. Многие родители говорят: «Пока не закончишь, не встанешь». Это неправильно.
Оптимальное и рациональное время, которое дети могут непрерывно готовить домашнее задание — 20–30 минут (у некоторых и того меньше — 10 минут).
После этого надо сделать небольшую паузу, за которую ребенок успеет снять напряжение. Можно предложить ему сделать пару физических упражнений, съесть четвертинку яблока, выпить полстакана сока.
Исключите ситуации ограничения во времени
Как только взрослые говорят: «Ты должен быстрее сесть за уроки, потому что нам надо бежать на музыку/ к бабушке/ в бассейн (нужное подчеркнуть)», они создают ситуацию стресса и разрушают позитивный настрой. Ограничение во времени — одна из самых сильных стрессовых ситуаций.
Детям требуется время, чтобы просто включиться в процесс приготовления домашней работы. Кто-то сначала расставляет книги, точит карандаши, раскладывает ручки, кто-то разбирается в ящиках — это своеобразный ритуал, который помогает настроиться на дело. И важно, чтобы в этот момент школьника никто не дергал.
Чередуйте сложные и простые задания
Многие считают, что выполнение домашней работы нужно начинать со сложных заданий. Это ошибка. Сложные задания не приносят ребенку быстрого удовлетворения. Это то, что нарушает позитивный настрой.
А вот если у ребенка будет задание, которое он сможет выполнить быстро и с удовольствием, это станет стартовым толчком, который поможет включиться в процесс и постепенно перейти от простых упражнений к сложным.
Обращайтесь за помощью к педагогу
Родители стараются справиться с выполнением домашнего задания своими силами и не учитывают требования учителя.
Это может привести к недопониманию и конфликтам, если ребенок придет на урок и будет решать примеры, используя методы, которым в школе его не учили.
Если вы не знаете требования педагога (а ребенок не всегда может их четко сформулировать и даже просто обратить на них внимание), ваша задача — спросить у учителя, как лучше объяснять ту или иную тему, как лучше выполнять задания. Так вы сбережете свои нервы и нервы ребенка, предупредите возникновение неловких ситуаций.
Какими еще инструментами могут воспользоваться родители, чтобы сформировать навык выполнения домашнего задания, слушайте в вебинаре вебинаре Марьяны Безруких «…И вечный бой. Битва за “домашку”».
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают — но увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием. Чтобы не засиживаться с этим до утра, а еще лучше — приучить ребенка делать уроки самостоятельно, важно учитывать его особенности
Ксения КОНЮХОВА
Журналист КП
Как дела с вниманием?
Плохо концентрируется, легко отвлекается
Детей с такими проблемами все больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».
Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.
Например, задали по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе — сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.
Сосредоточен на задании
Обычно такие дети и сами справляются с домашкой — тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но при этом мыслями оставаться в своем задании.
Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой — правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.
Для обоих типов
Стоит попробовать делать уроки с таймером «по методу помидора» (раньше таймеры в США часто делались именно в виде помидора. — Авт.). Согласно автору этого метода, период наибольшей эффективности для работы над какой-либо задачей составляет 25 минут. Так что заводим таймер: 25 минут на уроки, затем 5 минут на перерыв.
После четырех таких «помидоров» младшеклассникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.
Важно знать
Как выбрать школьный рюкзак, который не навредит осанке ребенка
Осанку нужно беречь смолоду. Однако учебники весят много — и от выбора правильного школьного рюкзака во многом зависит здоровье позвоночника школьника. КП составила список лучших моделей школьных рюкзаков
Подробнее |
Долго ли делает уроки?
Копуша
Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом.
Другие дети справляются с домашкой быстрее? Тогда, возможно, ваше чадо не умеет распределять нагрузку по дням недели. Попробуйте научить ребенка приемам тайм-менеджмента, чтобы дозировать уроки по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!
Если же учителя не задают ничего сверх нормы, а ребенок все равно засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе — стресс уже для родителей.
Единственный вариант — отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетал мыслями в облака.
Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например, попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти: «У тебя есть 15 минут на сборы» и тому подобное. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы, а часы — в сутки. И они не резиновые.
Торопыга
У детей, которые расправляются со всеми «домашками» за 10-15 минут, часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание, не перепроверил задачу — сделал ошибку в простейшем примере.
Часто такие дети — настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости и приучить ребенка делать уроки самостоятельно, можно… пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.
Надо ли вообще делать с детьми домашку?
Светлана Александрова, детский психолог:
— Учитель может дать на дом совместное задание, включающее помощь взрослых — рассказать об истории семьи, например. Но обычные уроки даются именно ребенку. И делать их он должен сам, а не мама-папа-бабушка!
Домашнее задание может показаться родителям сложным. Но родители ведь не сидели на уроках и не слышали объяснения учителя! Поэтому не всегда понимают логику домашнего задания и воспринимают его как странное и бестолковое.
Кроме того, домашнее задание и должно быть в меру сложным. Именно так и происходит развитие — ребенок сталкивается с задачами, которые не умеет решать, и ищет способы справиться с ними. Не всегда правильные. Ошибки — это нормально. Ненормально, когда родители пытаются лишить ребенка этой возможности и не дают ему совершить свои ошибки (забыть про уроки или неправильно решить пример).
По большому счету, речь идет о повышенной родительской тревожности. Взрослые беспокоятся, что если они не сделают с ребенком уроки, он скатится на тройки, не сдаст экзамены, не поступит в вуз, не сделает карьеры и будет несчастен всю свою оставшуюся жизнь. Но ребенок — не марионетка и не персонаж в компьютерной игре, которым можно, играя, прожить успешную и обеспеченную жизнь. Все, что должны сделать родители, — это помочь ему стать самостоятельным, научиться самому нести ответственность за свои действия..
Что же находится в сфере родительских возможностей? Мама с папой могут напомнить, что пора сделать домашнюю работу. Но если ребенок не сделает ее, он получит двойку, и это будет его ответственность. Взрослые могут подсказать пути решения сложной задачки, если ребенок сам не справился и просит помощи. Можно проверить решенные примеры и написанное сочинение, отметить ошибки. Но лучше, если это будет делать специально обученный профессионал — учитель.
А что, если школьник тормозит?
Не все дети хорошо воспринимают информацию из учебника. Некоторые лучше усваивают ее на слух, а другим нужны схемы и картинки. Чтобы помочь ребенку лучше запомнить те или иные темы, можно использовать следующие приемы.
Веселый диктант. Часто школьнику просто скучно запоминать орфографию и словарные слова. Чтобы добавить элемент игры, можно сочинить свой собственный забавный диктант с нужными словами.
Сказка с подробностями. Теорию и задачи из учебника некоторым проще запомнить, если дополнить их подробностями. Например, придумать вместе с ребенком, что это за пункты А и Б и что именно везут поезда, которые туда идут.
Комиксы. Некоторые задания проще сделать, если нарисовать к ним поясняющие картинки и схемы. Например, изобразить тот самый бассейн и трубы, по которым течет вода. А рисование мини-иллюстраций поможет выучить стихотворение.
ОФИЦИАЛЬНО
Объем домашних заданий регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»1:
«Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-м классах — 1,5 часа, в 4-5-м классах — 2 часа, в 6-8-м классах — 2,5 часа, в 9-11-м классах — до 3,5 часа».
Источники
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. https://docs.cntd.ru/document/902256369?marker=6560IO
Класс мистера Эйстера для 4-го класса / Общие советы по выполнению домашних заданий
Общие советы по выполнению домашних заданий
Домашнее задание-
Многие ученики стараются избегать этого, но преподавание и обучение
исследования показывают, что дети, которые регулярно тратят больше времени на
назначенные, осмысленные домашние задания в среднем лучше учатся в школе, и что
Академические преимущества домашних заданий увеличиваются по мере того, как дети переходят в
старшие классы.
Родители и семьи играют важную роль в
процесс. Вместе семьи и учителя могут помочь детям развить хорошие
изучайте привычки и отношения, чтобы учиться всю жизнь.
На этом
На этой странице вы найдете ответы на вопросы, которые возникают у многих людей по поводу домашних заданий.
Он дает конкретные советы, как помочь своим детям.
1. Убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое, хорошо освещенное место для выполнения домашних заданий. Старайтесь не заставлять ребенка делать домашнее задание при включенном телевизоре или в местах, где есть другие отвлекающие факторы, например, люди приходят и уходят.
2. Убедитесь, что у ребенка есть необходимые материалы, такие как бумага, карандаши и словарь. Спросите ребенка, потребуются ли для некоторых проектов специальные материалы, и приготовьте их заранее.
3. Помогите ребенку научиться планировать время. Установите определенное время каждый день для выполнения домашнего задания. Не позволяйте ребенку оставлять домашнюю работу перед сном. Подумайте о том, чтобы использовать утро или день выходных для работы над крупными проектами, особенно если проект предполагает встречи с одноклассниками.
4. Положительно относитесь к домашнему заданию. Расскажите ребенку, как важна школа. Отношение, которое вы выражаете по поводу домашнего задания, будет отношением, которое приобретет ваш ребенок.
5. Когда ваш ребенок делает домашнее задание, вы делаете домашнее задание. Покажите ребенку, что навыки, которым он учится, связаны с тем, чем вы занимаетесь во взрослом возрасте. Если ваш ребенок читает, вы тоже читаете. Если ваш ребенок занимается математикой, балансируйте свою чековую книжку.
6. Когда ваш ребенок просит о помощи, направляйте его, а не отвечайте. Ответы означают, что ваш ребенок не усвоит материал. Слишком много помощи учит вашего ребенка тому, что, когда дела идут плохо, кто-то сделает всю работу за него.
7. Когда учитель просит вас сыграть роль в домашнем задании, сделайте это. Сотрудничайте с учителем. Это показывает вашему ребенку, что школа и дом — это команда. Следуйте указаниям, данным учителем.
8. Если ребенок должен делать домашнюю работу один, держитесь подальше. Слишком активное участие родителей может помешать выполнению домашней работы иметь положительный эффект. Домашняя работа — отличный способ для детей развить навыки самостоятельного обучения на протяжении всей жизни.
9. Будьте в курсе. Поговорите с учителем вашего ребенка. Убедитесь, что вы знаете цель 9Домашнее задание 0007 и каковы правила занятий вашего ребенка.
10. Помогите ребенку понять, что такое сложная домашняя работа, а какая легкая домашняя работа. Предложите ребенку сначала выполнить тяжелую работу. Это будет означать, что он будет наиболее бдительным при столкновении с самыми большими проблемами. Легкий материал будет казаться быстрым, когда начнет проявляться усталость.
11. Наблюдайте за своим ребенком на предмет признаков неудачи и разочарования. Позвольте ребенку сделать небольшой перерыв, если ему трудно сосредоточиться на задании.
12. Поощряйте прогресс в выполнении домашнего задания. Если ваш ребенок успешно выполнил домашнее задание и усердно работает, отметьте этот успех особым мероприятием (например, пиццей, прогулкой, поездкой в парк), чтобы закрепить позитивные усилия.
Помощь первокласснику с домашним заданием (для родителей)
В начальной школе дети впервые начинают получать домашнее задание, чтобы закрепить и расширить знания в классе и помочь им отработать важные учебные навыки.
Выполняя домашнее задание, дети учатся:
- самостоятельно читать инструкции и следовать им
- управлять и планировать время (для долгосрочных заданий, таких как отчеты по книгам)
- выполнить работу аккуратно и в меру своих возможностей
Это также помогает им развить чувство ответственности, гордость за хорошо выполненную работу и трудовую этику, которые принесут им пользу далеко за пределами класса.
Родители могут оказать детям большую помощь в выполнении домашних заданий, прежде всего, делая домашнюю работу приоритетом и помогая им выработать хорошие привычки в учебе.
Установка магазина
Кухонный или обеденный стол — популярное рабочее место для детей младшего возраста; они могут чувствовать себя более комфортно рядом с вами, и вы можете поддержать их и помочь. Дети постарше могут предпочесть уединиться в своих комнатах, но периодически заглядывать и проверять домашнее задание, когда оно выполнено.
Где бы дети ни делали уроки, важно обеспечить их рабочее место:
- хорошо освещенным
- удобный
- укомплектован школьными принадлежностями (ручки, карандаши, бумага, степлер, калькулятор, линейка и т. д.) и справочными материалами (словарь, тезаурус)
- тишина и отсутствие отвлекающих факторов — телевизор, видеоигры, телефонные звонки или другие члены семьи
Если детям нужен компьютер для занятий в школе, постарайтесь установить его в общем пространстве, а не в спальне, чтобы у вас не было охоты играть в видеоигры, общаться с друзьями в чате или переписываться по электронной почте, а также заниматься серфингом в Интернете для развлечения во время учебы. Также рассмотрите возможность родительского контроля, доступного через вашего интернет-провайдера (ISP), и программное обеспечение, которое блокирует и фильтрует любые неприемлемые материалы. Узнайте, какие сайты рекомендуют учителя ваших детей, и добавьте их в закладки для быстрого доступа.
стр. 1
Роль поддержки родителей
Когда дело доходит до домашнего задания, будьте рядом, чтобы предложить поддержку и руководство, ответить на вопросы, помочь интерпретировать инструкции по заданию и просмотреть выполненную работу. Но не поддавайтесь желанию давать правильные ответы или выполнять задания.
Сосредоточьтесь на том, чтобы помочь детям развить навыки решения проблем, которые им потребуются для выполнения этого задания и любых других, и поддержите их, когда они это сделают. Они разовьют уверенность и любовь к обучению, делая это сами.
Вот еще несколько советов, которые помогут детям легче выполнять домашнюю работу:
- Установите режим. Отправьте сообщение о том, что школьная работа является высшим приоритетом, с основными правилами, такими как установление регулярного времени и места для выполнения домашней работы каждый день. И дайте понять, что никакого телевизора, телефонных звонков, видеоигр и т. д., пока домашнее задание не будет выполнено и проверено.
- Разработайте стратегию домашних заданий. Научите детей подводить итоги домашнего задания и его содержания, чтобы они могли разработать стратегию, соответствующую их рабочей нагрузке и темпераменту. Некоторые дети могут захотеть сначала заняться более сложными заданиями — когда уровень умственной энергии самый высокий, — в то время как другие предпочитают покончить с более легкими задачами. Помогая им подходить к домашнему заданию со стратегией, когда они маленькие, вы научите своих детей делать это самостоятельно позже. Позвольте им сделать перерыв, если это необходимо, а затем верните их к домашнему заданию со свежим вниманием и энергией.
- Привить организаторские способности. Никто не рождается с большими организаторскими способностями — они приобретаются и тренируются со временем. Большинство детей впервые сталкиваются с несколькими учителями и классами в средней школе, когда организация становится ключом к успеху. Научите ребенка пользоваться календарем или личным планировщиком, чтобы помочь ему организоваться.
- Примените школу к «реальному миру». Поговорите о том, как то, что они сейчас изучают, применимо за пределами класса, например, о важности соблюдения сроков — как взрослые в мире работы — или о том, как темы на уроках истории связаны с тем, что происходит в сегодняшних новостях.
Проблемы с домашним заданием
Особенно по мере того, как дети становятся старше, домашние задания могут действительно накапливаться, и с ними становится все труднее справляться. Эти стратегии могут помочь:
- Будьте рядом. Вам не нужно торчать во время выполнения домашних заданий, но будьте рядом, если вы нужны. Например, если ваш сын измотан математическими задачами, которые он пытался решить в течение нескольких часов, предложите ему сделать перерыв, например, побросав несколько мячей вместе с вами. Свежий ум может быть всем, что ему нужно, но когда придет время вернуться к домашнему заданию, спросите, чем вы можете помочь.
- Будьте на связи с учителями. Поддерживайте хороший контакт с учителями в течение учебного года, чтобы быть в курсе успеваемости вашего ребенка, особенно если ваш ребенок испытывает трудности. Не пропускайте родительские собрания и поддерживайте постоянный диалог. Учителя могут рассказать вам, что происходит в классе и как помочь вашему ребенку добиться успеха. Вы также можете попросить быть в курсе викторин, тестов и проектов.
- Не забывайте об изучении навыков. Учебным навыкам в школах часто не уделяется особое внимание. Когда вы помогаете ребенку подготовиться к тесту, предложите ему несколько эффективных стратегий обучения, например, используйте карточки или делайте заметки и подчеркивайте во время чтения.
- Поощряйте детей протягивать руку помощи. Большинство учителей могут получить дополнительную помощь до или после уроков, а также могут порекомендовать другие ресурсы. Так что поощряйте детей обращаться за помощью, если это необходимо, но помните, что в школе детей вознаграждают за знание правильных ответов, и никто не любит выделяться, говоря, что у них их нет. Хвалите своих детей за их труд и усилия.
Не ждите табелей успеваемости, чтобы узнать о проблемах в школе. Чем раньше вы вмешаетесь, тем быстрее вы сможете помочь своему ребенку вернуться на правильный путь.
стр. 2
Когда у детей проблемы с домашним заданием
Постоянные жалобы на домашнюю работу или постоянные трудности с выполнением заданий могут указывать на наличие проблемы.
В некоторых случаях детям просто нужно учиться и практиковать лучшие учебные навыки. Убедитесь, что ваши дети правильно записывают задания, и поощряйте их вести ежедневную тетрадь с домашними заданиями, которая может помочь и детям, и родителям точно знать, какие задания должны быть выполнены и когда.