Содержание

Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения

Формирование речи ребёнка происходит задолго до того, как он начинает самостоятельно разговаривать. С самого раннего возраста младенец воспринимает речь взрослых, подражает ей, а впоследствии опирается на приобретённый опыт. Развитие речи – не тот процесс, который можно пустить на самотёк – и в этой статье вы узнаете, почему.

Содержание статьи:

  • Этапы развития речи
  • 10 способов научить ребенка разговаривать в домашних условиях
  • Упражнения и игры для развития речи
  • Общие советы
  • Когда нужна помощь специалистов
  • Заключение

Этапы развития речи

Становление речи происходит постепенно, начиная с самого рождения. Зная приблизительные этапы развития речи в каждом возрасте, гораздо проще определить наличие признаков отставания.

  1. От 0 до 6 месяцев. Младенец активно слушает речь взрослых, пытается воспроизвести звуки, которые воспринимаются им пока как мелодия. Он уже различает голоса людей, которые с ним разговаривают. Сначала малыш овладевает гласными звуками, а уже ближе к полуторамесячному возрасту появляются согласные звуки «г», «к», «х», благодаря которым ребёнок начинает «гулить».
  2. От 6 до 12 месяцев. В этом возрасте ребёнок часто имитирует звуки взрослой речи. Произносит отдельные слоги, например «ма-ма», «лепечет». К окончанию первого года жизни появляются первые слова и предложения. Словарный запас составляет от 2-3 до 20 слов, причём большая часть – существительные.
  3. 1 год. В годик речь приобретает активный характер и становится средством взаимодействия со взрослыми. Вместе со способностью самостоятельно передвигаться, ребёнок накапливает знания об окружающем мире и пополняет словарный запас, который в этом возрасте составляет 300-400 слов. Произношение адаптирует под себя, пропуская или заменяя сложные сочетания звуков.
  4. 2 года. К двум годам формируется фразовая речь. В это время ребёнок способен сформулировать предложение из 2-3 слов. Постепенно происходит освоение грамматических категорий, таких как число, род, падеж. Запас слов достигает до 700 единиц.
  5. 3 года. Дети этого возраста активно общаются со взрослыми и сверстниками, но пока ещё с помощью простых предложений. Трёхлетний ребёнок овладевает основными закономерностями языка и на их основе придумывает свои слова. Этот процесс называется «словотворчеством» и сигнализирует о нормальном развитии речи ребёнка. Словарный запас – до 1000 слов.
  6. 4 года. На пятом году жизни ребёнок «оттачивает» полученные навыки, пополняет активный и пассивный словарный запас, который составляет приблизительно 2000 слов. По мере взросления все звуки родного языка ребёнок начинает произносить чётко и ясно.
  7. К 5 годам считается нормой, если ребёнок освоил все стороны языка и владеет свободной речью. Если нет – это повод незамедлительно обратиться к специалисту.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

  1. Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.
  2. Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
  3. Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
  4. Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
  5. Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
  6. Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
  7. Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
  8. Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
  9. Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого. Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
  10. Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное. Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.

Упражнения и игры для развития речи

Пальчиковые игры

Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.

Артикуляционные упражнения

Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука. Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.

Музыкальные игры

Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.

Дидактические игры

Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.

Общие советы

В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития. Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.

  1. Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
  2. Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
  3. Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
  4. Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Заключение

Детские центры развития «Бэби-клуб» оказывают родителям помощь в развитии детей с 2000 года. Наша миссия – гармоничное развитие ребёнка и становление его как самостоятельной личности.

Педагоги Бэби-клуба найдут индивидуальный подход к вашему малышу. А насыщенная среда и детский коллектив помогут ребёнку быстрее войти в социум и начать говорить. Обращайтесь в наши центры, ведь предотвратить проблему проще, чем бороться с её последствиями.

Как самостоятельно научить ребенка разговаривать

Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.

Основные этапы развития речи у ребенка


От 0 до 6 месяцев

Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.

Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.

Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.


От 6 до 12 месяцев

Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».


От 1 до 1.5 лет

Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.


От 1.5 до 3 лет

В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.


От 3 лет

Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.

Когда учить ребенка разговаривать

Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.

Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.

Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей

Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.

Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.

Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.

Рассказывайте ребенку обо всем

От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.

Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.

Звукоподражание

Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.

Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.


Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.

Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.

С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.

Упрощенное повторение

От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.

Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.


Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.

Игра со звуком и слогом

Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.

Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.

Развитие мелкой моторики

Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.

Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.

Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.

Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.

  • При небольшим проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадка», когда ребенок учится цокать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка.  
  • Для работы над буквой «ш» или шипящими нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом приподнимаются его боковые стороны. Полезными будут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Пробуйте на себе произнесение звука, и вы сможете донести это движение.
  • Самую большую сложность имеет буква «р». Необходимо показывать правильное расположение губ и языка и тренировать его каждый раз, напоминать, помогать и быть терпеливым, если получается плохо. 
  • То же самое касается буквы «ж» — медленное проговаривание и соблюдение техники при жужжании помогут в игровой форме освоить сложный звук.
  • Для всех букв есть подборки скороговорок и стишков для тренировки, которые легко найти в интернете. Повторяйте их вместе с ребенком, чтобы он видел правильную артикуляцию.

Дополнительные советы:

  • следите за прикусом! Частое сосание пустышки или соски может привести к проблемам с артикуляцией. Сейчас продают специальные насадки на бутылочки с небольшим отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит лучше формируют правильный прикус. 
  • пальцы во рту так же мешают формированию прикуса, поэтому следите, чтобы малыши не держали их во рту слишком долго.

Дефекты в речи: когда необходим логопед

Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.

В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!

Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации

С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.

Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.

Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.

В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.

Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.

от 0 до 6 месяцев

Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.

По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.

от 7 до 12 месяцев

Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не произносить свои первые слова до тех пор, пока им не исполнится 1 год. словарный запас может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.

от 19 до 36 месяцев

В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас ребенка увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.

К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас может составлять 250 и более слов. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.

Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.

Несмотря на то, что в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать для развития речи и развития его языковых навыков.

Читайте вместе

Читайте своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать развитие речи. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.

На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!

Использовать язык жестов

Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.

Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.

Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.

Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.

По возможности используйте язык

То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.

Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.

Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.

Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.

Воздержитесь от детского лепета

Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, предоставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».

Название предмета

Некоторые малыши будут показывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.

Например, если малыш показывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.

Расширьте свои ответы

Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».

Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».

Предоставьте ребенку выбор

Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»

Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.

Ограничьте время использования экрана

Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.

Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:

  • не разговаривает к 2 годам
  • испытывает трудности с выполнением указаний
  • затрудняется составить предложение
  • ограниченный словарный запас для своего возраста

Если у вас есть сомнения, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.

Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.

Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения. Так что да, это обескураживает, когда ваш малыш не достигает этих важных вех, как вы ожидали.

Но даже если у вашего ребенка наблюдаются задержки в развитии речи, это не всегда указывает на серьезную проблему. Помните, что дети развивают языковые навыки с разной скоростью. Если у вас есть какие-либо опасения или вы чувствуете, что существует основная проблема, поговорите со своим педиатром в качестве меры предосторожности.

Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации

С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.

Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.

Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.

В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.

Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.

от 0 до 6 месяцев

Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.

По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.

от 7 до 12 месяцев

Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не произносить свои первые слова до тех пор, пока им не исполнится 1 год. словарный запас может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.

от 19 до 36 месяцев

В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас ребенка увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.

К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас может составлять 250 и более слов. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.

Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.

Несмотря на то, что в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать для развития речи и развития его языковых навыков.

Читайте вместе

Читайте своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать развитие речи. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.

На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!

Использовать язык жестов

Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.

Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.

Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.

Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.

По возможности используйте язык

То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.

Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.

Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.

Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.

Воздержитесь от детского лепета

Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, предоставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».

Название предмета

Некоторые малыши будут показывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.

Например, если малыш показывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.

Расширьте свои ответы

Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».

Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».

Предоставьте ребенку выбор

Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»

Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.

Ограничьте время использования экрана

Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.

Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:

  • не разговаривает к 2 годам
  • испытывает трудности с выполнением указаний
  • затрудняется составить предложение
  • ограниченный словарный запас для своего возраста

Если у вас есть сомнения, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.

Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.

Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения. Так что да, это обескураживает, когда ваш малыш не достигает этих важных вех, как вы ожидали.

Но даже если у вашего ребенка наблюдаются задержки в развитии речи, это не всегда указывает на серьезную проблему. Помните, что дети развивают языковые навыки с разной скоростью. Если у вас есть какие-либо опасения или вы чувствуете, что существует основная проблема, поговорите со своим педиатром в качестве меры предосторожности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *