Содержание
Как научить ребенка писать сочинение в начальной школе: простые советы
Содержание статьи
- Виды сочинений
- Действуем последовательно
- Следуем теме
- Выбираем идею
- Как составить план и подобрать материалы?
- Черновик – основа дела
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
- Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
- Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
- Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.
Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
- После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
- Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
- Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
- Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
- Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
- Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
- Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!
Черновик – основа дела
Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!
Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.
Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.
Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.
А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.
Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:
- Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
- Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
- Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
- Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
- Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
- Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.
После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.
Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.
Памятка для родителей «Как научить ребенка писать сочинение». | Консультация (1, 2, 3, 4 класс):
Памятка для родителей обучающихся начальной школы
«Как научить ребенка писать сочинение»
- Перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка.
Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
- Как наши дети пишут сочинения?
Переписывают из литературных источников, скачивают из сети Интернет. Можно ли так чему-либо научиться? Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Дети, когда переписывают, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано.
3. Чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность работы!
4.Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. Рассмотреть: что изображено на картине, мелкие детали, пейзажные или сюжетные особенности изображения.
Выразить свое отношение: как влияет на восприятие и настроение.
Советы для подготовительной работы
1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.
2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.
3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.
4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.
5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.
6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.
7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.
8. Составьте план сочинения.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Вступление содержит одно-два предложения и начинается со слов: «На картине (художника) (название картины)…. «
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники:
Словарь:
«художник изобразил…»
художник — живописец — мастер кисти — автор
«детали сюжета позволяют понять…»
картина — полотно — репродукция
«колорит картины…»
изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал
«краски создают ощущение…»
тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление
«создается настроение…»
Еще два вида сочинения, встречающиеся в начальной школе.
Как писать сочинение-описание?
Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.
Как писать сочинение — рассуждение?
Сочинение – рассуждение охватывает события и проблемы. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому плану и требуют умения анализировать. Этот вид работы предполагает рассказ о своих впечатлениях, убеждениях, отношении к событию, факту, человеку и т.п.
Успехов вам в творчестве!
Научите ребенка писать эссе за 6 шагов
Многие дети сопротивляются написанию сочинений. Эссе — сложная концепция для освоения, и, вероятно, она намного сложнее, чем то, что писал ваш ребенок до сих пор. Тем не менее, эссе важны для их будущего образования, и, к счастью, они не должны быть обузой! Вы можете научить своего ребенка писать сочинение, вдохновляя его на творчество и любовь к письму.
Начните с основ
Прежде чем погрузиться в это эссе, убедитесь, что ваш ребенок хорошо усвоил основные принципы письма. Грамматика и правописание — это основа, на которой вы можете помочь своему ребенку построить первое сочинение. Как только вы будете удовлетворены их пониманием этих концепций, начните учить их тому, что такое диссертация и как ее написать. «У многих детей возникают проблемы с сосредоточенным письмом, поэтому помогите им и держите их на правильном пути. Вы, вероятно, захотите укрепить идею о том, что тезис определяет все остальное, что они пишут в своем эссе», — рекомендует Пол Уинстон, преподаватель PaperFellows.
Планы
План — это план или описание эссе, показывающее наиболее важные его части. Каждое сочинение включает введение, изложение и заключение. Наброски помогают людям организоваться при письме, и это должно помочь и вашему ребенку. Запишите тему и их основную цель, что поможет им четко определить свою основную идею и свое мнение о ней. Существует множество типов контуров, поэтому вы легко сможете найти тот, который лучше всего подходит вашему ребенку. Затем все, что вам нужно сделать, это собрать все воедино, создав список всех частей, которые будут в эссе.
Вовлеките их в практику
Начните творческий процесс вашего ребенка, показав ему несколько примеров. Гораздо проще показать им конкретный пример, чем пытаться объяснить, что вы от них хотите. По мере практики они будут становиться все ближе и ближе к тому месту, где вы хотите их видеть. Практика — это то, откуда придет реальное улучшение, но не переусердствуйте. Дайте им перерыв и вознаградите их за их тяжелую работу.
Существует множество способов развития навыков написания эссе. Вам просто нужно найти что-то, что вызовет их интерес. Например, если ваш ребенок любит видеоигры, вы можете попросить его написать об этом отчет. Если им нравятся книги, комиксы или телешоу, попросите их написать отчеты, в которых они будут сравнивать две похожие истории и т. д.
Поощряйте чтение
Чтение — отличный способ для вашего ребенка усвоить все виды информации о словарном запасе и о том, как строятся предложения. Чем больше вы читаете своему ребенку или он читает самостоятельно, тем лучше становится его письмо. Если они просто не проявляют интереса к чтению, изучите любимые вещи вашего ребенка, чтобы найти нужный материал. Как только вы заинтересуете их и начнете читать самостоятельно, вы заметите, что они усваивают новые слова, что может быть очень увлекательным и полезным для родителей.
Используйте возможности технологий
Технологии имеют плохую репутацию из-за того, что они отвлекают детей (и взрослых) от чтения и письма, но технологии могут быть полезным инструментом для расширения опыта вашего ребенка в письменной форме. Pinterest может быть полезен для процесса написания. Ваш ребенок будет определять множество тем и ресурсов, которые он может захотеть использовать для своего эссе, и Pinterest — отличный способ систематизировать эти идеи. Просто создайте несколько досок и покажите ребенку, как закреплять исходники на доске. Вы даже можете обнаружить, что причина, по которой ваш ребенок испытывает затруднения при написании эссе, заключается в том, что он предпочитает использовать iPad, а не писать на бумаге или на ноутбуке.
Воспользуйтесь этими ресурсами для получения дополнительной помощи в обучении написанию сочинений
Письмо может быть сложным, как и обучение письму детей. Воспользуйтесь этими онлайн-инструментами, которые помогут научить ваших детей писать сочинения:
- StateofWriting & Studydemic
Это ресурсы по грамматике, которые вы можете использовать для проверки письма вашего ребенка на наличие грамматических ошибок.
- Бумэссеи и эссеру
Это онлайн-инструменты для корректуры, перечисленные Simplegrad, которые вы можете использовать, чтобы убедиться, что эссе вашего ребенка отшлифовано и не содержит ошибок.
- ViaWriting и Academadvisor
Ознакомьтесь с этими академическими блогами, чтобы найти идеи и предложения о том, как научить своих детей писать сочинения. Здесь много постов от родителей, которые успешно помогли своим детям написать сочинение.
- Академические и UKWritings
Это инструменты редактирования, рекомендованные в Академическом обзоре, которые вы можете использовать для проверки написанного вашим ребенком опечаток и других ошибок.
- Мой писательский путь и писательский популизм
Ознакомьтесь с этими руководствами по написанию эссе, чтобы улучшить написание эссе вашего ребенка. Если вам сложно писать самостоятельно, эти руководства могут подготовить вас к тому, чтобы помочь вашему ребенку написать сочинение.
Заключение
Хотя при обучении ребенка методам написания эссе могут возникать трудности, делайте все возможное, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, и в конечном итоге понимание вашего ребенка вырастет до превосходных результатов в написании эссе.
об авторе… Грейс Картер — преподаватель службы «Большие задания» и «Справка по заданиям». Она преподает академическое письмо и курирует процессы edtech. Кроме того, Грейс преподает на сайте написания эссе OX.
Как научить детей писать эссе
РЕБЕККА РОГГЕ
КЛАСС
Написание эссе — важный и полезный навык для обучения детей, который поможет им преуспеть как в учебе, так и в эмоциональном плане. Однако обучение написанию эссе также может быть трудным, поскольку дети изо всех сил пытаются составить сильные предложения, структурировать эссе и выразить себя на личном уровне. Важно быть организованным и методичным в вашем подходе, особенно если написание эссе — это то, с чем ваш ребенок борется; для детей, которые более склонны к творчеству, этот процесс может быть проще.
Убедитесь, что ребенок имеет базовые знания грамматики и орфографии, соответствующие его возрасту или классу. Без этих строительных блоков ваши попытки научить писать сочинения приведут только к разочарованию вас и ребенка.
Познакомить с понятием диссертации. Многие дети испытывают трудности с постановкой своих сочинений, когда впервые учатся писать сочинения. Для детей младшего возраста или тех, кто испытывает трудности с написанием понятий, вы можете предоставить ребенку тезис или тезисы. Дети с более развитыми навыками письма могут успешно отточить свои собственные тезисы, как только вы объясните концепцию. Объясните тезис как «основной пункт», вокруг которого вращается все эссе, независимо от того, длинное оно или короткое. Каждое предложение, абзац и страница эссе должны иметь отношение к тезису.
Объясните, как создать контур. Еще одна вещь, с которой дети часто сталкиваются при обучении написанию эссе, — это составление плана и создание логической последовательности от предложения к предложению, от абзаца к абзацу. Когда дети изучают построение предложений, они сосредотачиваются на создании связной, выразительной и грамматически правильной единицы предложения; когда они учатся писать эссе, они учатся связывать эти предложения друг с другом. Обсудите идею вводного абзаца, заключительного абзаца и того, как логически структурировать поток абзацев между ними. Точно так же, как каждый абзац должен непосредственно относиться к тезису эссе, он также должен разумно вытекать из предложения перед ним и в предложение, следующее за ним.
Приведите примеры. Дети должны видеть примеры хороших сочинений, чтобы иметь возможность создавать свои собственные. Будьте настолько практическими, насколько им нужно, создавая первое или два эссе; по мере того как они будут писать, их уверенность в своих силах будет возрастать. Некоторым детям также будут полезны примеры «должен/не должен», показывающие, как должен выглядеть хороший вводный абзац, тезис и другие части сочинения, а на что он определенно не должен быть похож.
Попрактикуйтесь с ребенком в написании эссе. Это правда, что практика делает совершенным. В конечном счете, самый эффективный способ научить детей писать сочинения — это практиковать их снова и снова. Как только вы дадите им концептуальные строительные блоки, помощь в написании эссе станет самым надежным способом помочь им развить отличные навыки написания эссе.